Единая информационная система соцстрах. Электронный больничный: инструкция для бухгалтера

Повседневная жизнь полна самых разных социальных рисков, и любой гражданин не может быть уверенным в том, что в какой-то момент не окажется нетрудоспособным и не попадет из-за этого в тяжелое материальное положение. Такие события происходят довольно часто и имеют под собой объективные причины: несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание, утрата заработка из-за временной нетрудоспособности или потеря самой работы.

В странах с социально ориентированной экономикой серьезное внимание уделяется политике социальной защиты населения, главными составляющими которой являются социальное страхование и социальная помощь. Проблема эта была обозначена и в принятой в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о правах человека, закрепившей права каждого на защиту при помощи социального страхования.

Социальное страхование - это разработанная и реализуемая государством система поддержки нетрудоспособных и престарелых граждан за счет средств государственного страхового фонда, а также частных либо коллективных страховых фондов.

Социальное страхование – это механизм реализации социальной политики государства, основа организации социальной защиты населения.

Социальное страхование - это упорядоченная система денежных пособий: по нетрудоспособности, по безработице, по беременности и родам; пенсий по инвалидности, по старости, по случаю потери кормильца.

Государственное социальное страхование находится в ведении органов законодательной и исполнительной власти, формирующих государственный бюджет и его расходную часть. Пособия и льготы, поступающие населению через эту систему, устанавливаются законодательными и нормативными актами. Они распределяются по принципу солидарности, который означает, что выплаты не зависят от уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов и определяются только степенью нуждаемости.

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Исторически определились три формы организации систем социального страхования:
- государственное;
- коллективное (страхование, организуемое профсоюзами);
- смешанное (основанное на взаимодействии государства и профсоюзов).

Государственное социальное страхование является обязательным и формируется из налогов, которые отчисляют все активные трудоспособные граждане. Работодатель обязан удерживать с каждого работника налоги в фонд социального страхования. Государственное страхование финансирует не только пенсии пожилым членам общества, инвалидам, но и декретные выплаты, пособия на детей, а так же пенсии детям, лишенных кормильцев.

Коллективное социальное страхование имеет те же цели и задачи, что и государственное. Однако его объект значительно уже: он ограничивается трудовым коллективом, профсоюзом, отраслью или регионом. Страховые фонды коллективного социального страхования образуются за счет работников и работодателей. Однако, в отличие от государственных, они являются независимыми самоуправляемыми организациями, форма которых устанавливается государственным социальным законодательством. Коллективным социальным страхованием могут заниматься любые страховые организации, получившие от государства в установленном порядке разрешение на этот вид деятельности.

Смешанным социальным страхованием называются проекты, которые профсоюзы реализуют вместе с государством.

Страховые риски

Различают следующие виды социальных страховых рисков:
- временная нетрудоспособность;
- необходимость получения медицинской помощи;
- трудовое увечье и профессиональное заболевание:
- инвалидность;
- материнство;
- признание безработным;
- наступление старости;
- потеря кормильца;
- смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Каждому виду социального страхового риска соответствует и определенный вид страхового обеспечения, т.е. исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Принято различать следующие виды социального страхования: от несчастных случаев на производстве, страхование на случай болезни и обязательное пенсионное страхование.

Страхование от несчастных случаев на производстве. Взносы по этому виду страхования уплачиваются только работодателем. Размер взноса начисляется на фонд заработной платы предприятия. Этот вид социального страхования гарантирует выплату денежной компенсации при наступлении несчастного случая по месту работы. Выплаты производятся после составления акта по форме Н-1.

Страхование на случай болезни. В этом виде социального страхования взносы производятся в равных долях и работником, и работодателем. Но превышение некоторого предела дохода работника освобождает его от обязанности застраховываться, хотя ему предоставляется право страховаться на добровольной основе. Это всем известный листок нетрудоспособности и выплата по нему осуществляется после сдачи "больничного" в бухгалтерию для расчета.

Государственное пенсионное страхование. Для уплаты взносов фиксируется некоторый верхний предел доходов работника, выше которого доход освобождается от уплаты взносов. Взносы по этому виду социального страхования оплачиваются работником и работодателем в равных долях. В настоящее время любой работник также может принять участие в формировании свой пенсии по программе софинансирования.

Существуют также социальные выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице и др. Они также являются видами социального страхования, но формируются и выплачиваются за счет взносов работодателей и средств внебюджетных фондов.

Социальное страхование – это один из важнейших социальных институтов, осуществляющий поддержку населения. Он способствует поддержанию стабильности в обществе.

ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

К основным принципам обязательного социального страхования относятся:
- государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
- государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
- устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
- всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;
- обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
- паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
- автономность финансовой системы обязательного социального страхования;
-ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
- обеспечение надзора и общественного контроля.

Участники

Участниками обязательного социального страхования являются страхователи - работодатели, страховщики, застрахованные лица.

Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами. Страхователями выступают также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые взносы.

Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.

Между названными субъектами и складываются отношения по обязательному социальному страхованию. Законодатель особо говорит о моменте возникновения данных отношений. Так, у страхователя (работодателя) данные отношения возникают с момента заключения с работником трудового договора; у иных страхователей - с момента их регистрации страховщиком, а у страховщика - с момента регистрации страхователя. В свою очередь, у застрахованных лиц моментом возникновения данных отношений является заключение трудового договора с работодателем; у лиц же, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан - уплата ими или за них страховых взносов.

Возникающие по вопросам обязательного социального страхования споры разрешаются в следующем порядке. Страхователь или застрахованное лицо могут направить письменное заявление по спорным вопросам страховщику, который должен в течение десяти рабочих дней со дня его получения рассмотреть данное заявление и о принятом решении письменно сообщить заявителю в течение пяти рабочих дней после рассмотрения такого заявления. В случае несогласия с принятым решением спор подлежит разрешению в вышестоящих инстанциях либо в судебном порядке.

Фонды социального страхования

Материальной основой социального страхования выступают соответствующие фонды с характерными для них направлениями использования. Они функционируют на принципах самоуправления и некоммерческого хозяйствования. Во главе системы социального страхования находится государственный внебюджетный Фонд социального страхования РФ.

Фонды социального страхования образуются за счет трех источников:
- страховых взносов работодателей;
- взносов работников;
- субсидий государства.

Взносы с работодателей взимаются в процентах не от общего фонда заработной платы занятых, а от заранее установленной максимальной суммарной заработной платы, т. е. суммы, превышающие этот максимум, не учитываются.

Взносы застрахованных работников представляют собой прямой вычет из их дохода. По существу, это целевой подоходный налог. Ставка взноса устанавливается в процентах к валовому заработку и является в большинстве случаев пропорциональной независимо от величины дохода. При этом предусматривается годовая максимальная сумма взносов или максимальный доход, к которому применяется ставка.

Государственные субсидии включают в себя взносы в фонды обязательного социального страхования за неработающих граждан, военнослужащих и госслужащих, дотации на покрытие дефицита этих фондов и налоговые льготы.

Направления деятельности Фонда социального страхования РФ.
1. Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В рамках этого направления Фонд социального страхования осуществляет следующие страховые выплаты:
- единовременное страховое пособие женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель);
- страховое пособие по беременности и родам;
- страховое пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное страховое пособие по уходу за ребенком;
- оплата дополнительных выходных дней одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет;
- страховое пособие по временной нетрудоспособности;
- страховое пособие на погребение.
2. Страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Средства на этот вид обязательного социального страхования формируются за счет:
- обязательных страховых взносов работодателей;
- взыскиваемых штрафов и пени;
- капитализированных платежей, поступивших в Фонд в случае ликвидации страхователей;
- иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
3. Финансирование Фондом социального страхования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма.
4. Выполнение Фондом социального страхования государственных социальных обязательств по поручению Правительства РФ. На Фонд возложены следующие дополнительные обязательства не страхового характера:
- обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета;
- обеспечение граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также бесплатным проездом к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета;
- выплата родовых сертификатов.

Права и обязанности застрахованного лица

Согласно Федеральному закону "Об основах обязательного социального страхования", застрахованное лицо имеет право:
- своевременно получать страховое обеспечение (при этом в случаях, предусмотренных законодательством, такое право имеют члены его семьи и лица, находящиеся на его иждивении);
- вносить предложения (через своего представителя или профсоюз) о тарифах страховых взносов – страховщикам и в Правительство Российской Федерации;
- участвовать (через своего представителя или профсоюз) в управлении обязательным социальным страхованием;
- получать информацию о деятельности страховщиков и страхователей (в частности, один раз в год (бесплатно) в органах Пенсионного фонда России по месту жительства или работы – сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете);
- получать у страхователя (бесплатно) – копию сведений о себе, представленных страхователем в Пенсионный фонд России для индивидуального (персонифицированного) учета;
- обращаться с заявлениями об исправлении сведений (в случае несогласия с ними), содержащихся в его индивидуальном лицевом счете в органы Пенсионного фонда России (включая его Правление) либо в суд;
- защищать (лично, через своего представителя или через профсоюз) свои права, в том числе в суде.

Застрахованное лицо обязано:
- уплачивать страховые взносы и (или) налоги, если такая обязанность установлена законодательством РФ;
- своевременно предъявлять страховщику документы, содержащие достоверные сведения, для назначения и выплаты страхового обеспечения;
- пройти регистрацию в органах Пенсионного фонда России;
- получить страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования и предъявлять его по требованию страхователя, работников органов Пенсионного фонда России;
- обратиться с заявлением в случае изменения сведений, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете, а также при утрате страхового свидетельства;
- представить по требованию органов Пенсионного фонда России документы, подтверждающие сведения, подлежащие включению в его индивидуальный лицевой счет.

Фонд социального страхования специализированное кредитнофинансовое учреждение, назначение которого управление финансами социального страхования .

Фонды социального страхования носят государственный характер.

Основные задачи фонда социального страхования:

  • обеспечение гражданам государственных пособий на лечение, реабилитацию, оздоровление;
  • участие в системе разработки и реализации государственных программ охраны здоровья населения;
  • осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС;
  • организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов;
  • сотрудничество с аналогичными фондами.

Выплата пособий:

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам, уходу за ребенком;
  • на реабилитацию после болезней и профилактику;
  • на частичное финансирование внешкольного обслуживания детей;
  • на создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости ФСС;
  • на проведение исследовательских и научных работ по социальному страхованию.
Обязательные страховые взносы:
  • работодателей;
  • граждан;
  • прочие платежи;
  • финансирование из средств госбюджета

Платежи в Фонд социального страхования

Отчисления в Фонд социального страхования установлены в размере 4,0% по отношению к начисленной оплате труда.

Средства государственного социального страхования направлены на выплату пособий: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель), ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом.

Финансовые ресурсы фонда социального страхования

Фонд социального страхования РФ является вторым по объему аккумулируемых финансовых ресурсов после Пенсионного фонда РФ.

Для выполнения Фондом социального страхования своих функций, в нем должен быть сконцентрирован такой объем финансовых ресурсов, который был бы достаточным для выплат предусмотренных законодательством видов страхового обеспечения и прочих гарантий и льгот.

Но этот объем ресурсов не должен быть излишним. В противном случае его накопление стало бы избыточным бременем для работодателей — плательщиков взносов. Это привело бы к завышению затрат на производство и соответственно цен на конечную продукцию.

Для обеспечения финансовой стабильности Фонда необходимо правильно определить расчетную базу, с которой начисляются страховые взносы, а также размер страхового тарифа, устанавливаемый в процентах к расчетной базе.

Прогнозные показатели тарифов на социальное страхование должны определяться с использованием актуарных расчетов. Актуарными расчетами называется система математических и статистических закономерностей, регламентирующих взаимоотношения между страховщиком и страхователем.

Методология актуарных расчетов строится с использованием теории вероятностей, демографии и долгосрочных финансовых исчислений.

Трудность расчета тарифа на социальное страхование связана с тем, что начисляемые по этому тарифу страховые взносы являются источником ресурсов, используемых на выплаты и пособия по нетрудоспособности, и пособия по беременности и родам, и пособия на погребение. Понятно, что речь идет о различных страховых случаях, вероятность которых определяется различными причинами.

Ситуация осложняется и тем, что ряд выплат из Фонда носит нестраховой характер (детские новогодние подарки, расходы на детские оздоровительные лагеря и спортивные школы). Однако сам факт наличия у Фонда средств на эти цели указывает на преимущество социального страхования над социальным вспомоществованием. Фонд социального страхования автономен и имеет постоянный источник формирования.

Роль актуарных расчетов особенно велика при определении тарифа взноса на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Эти расчеты должны опираться на исчерпывающие статистические данные по отраслям, территориям и отдельным предприятиям. В данном случае тариф имеет специфическое значение — он должен стимулировать страхователей принимать меры к охране труда и снижению профессиональных заболеваний. Чем меньше вероятность страхового случая, тем ниже будет страховой тариф.

Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от
24 июля 1998 г. № 125ФЗ как закон о конкретном виде социального страхования уточняет некоторые положения федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" от 9 июня 1999 г. № 165ФЗ относительно финансовой системы социального страхования.

Так, вышеуказанный закон от 24 июля 1998 г. № 125ФЗ определяет, что тарифы страховых взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний дифференцируются по группам отраслей экономики в зависимости от профессионального риска. Понятно, что профессиональный риск в угольной отрасли много выше, чем, например, в жилищнокоммунальном хозяйстве.

Страховщик вправе устанавливать скидки и надбавки к страховому тарифу. Их размер определяется с учетом состояния охраны труда и сложившихся расходов на выплату страхового обеспечения на конкретном предприятии, но не может превышать 40% страхового тарифа, установленного для соответствующей отрасли (в 20002002 гг. это положение не действовало). Надбавки к тарифу должны выплачиваться страхователем из прибыли, а в случае ее отсутствия могут относиться на себестоимость.

Как видно из табл. 4, основным источником доходной части бюджета Фонда социального страхования являются страховые взносы. Их доля составляет 60,5% совокупных доходов.

Таблица 4 Бюджет Фонда социального страхования РФ на 2002 г.

Наименование

Доходы

Переходящий остаток на 1.01.2002 г.

Единый социальный налог

Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Мобилизация просроченной задолженности

Прочие поступления

Средства федерального бюджета в соответствии с действующим законодательством

Итого доходов

Расходы

Выплата пособий

В том числе пособия по временной нетрудоспособности

Оплата путевок на санаторнокурортное лечение

Оздоровление детей

Ежемесячные страховые выплаты

Прочие расходы

Административные расходы

Итого расходов

При определении расчетной базы, с которой начисляются страховые взносы, за основу берется оценка фонда оплаты труда на соответствующий год. Такую оценку проводит Министерство экономики РФ. Однако необходимо учесть, что на некоторые виды выплат работникам страховые взносы не начисляются. Например, это относится к выплатам по договорам гражданскоправового характера (когда лицо выполняет какуюлибо работу по договору подряда, а не как наемный работник). Кроме того, надо принять во внимание, что от уплаты страховых взносов освобождены организации, оказывающие услуги инвалидам I и II групп.

В реальной жизни не удается собирать страховые взносы со всех потенциальных плательщиков. Определенная часть предприятий терпит банкротство; другая пытается уклониться от уплаты, и их розыск приходится вести Налоговой полиции. В этой связи потенциальный размер страховых взносов корректируется на коэффициент, отражающий сбор страховых взносов в предыдущем периоде.

Для того чтобы определить приемлемый тариф взносов, необходимо правильно оценить объем предстоящих выплат пособий.

В частности, средства, необходимые для выплаты пособия по временной нетрудоспособности, рассчитываются следующим образом (здесь и далее — пример условный):
  • а) среднесписочная численность работающих, принятая для расчета бюджета Фонда (млн. чел.) 50,1
  • б) число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих в год 790,0
  • в) общее число оплаченных дней по временной нетрудоспособности (млн. дней) (790,0 дней *50,1 млн. чел. : 100) 395,8
  • г) среднедневная зарплата (руб.). (1550000 млн. руб. :
    252 дней: 50,1 млн. чел.) 122,8
  • д) среднедневное пособие:
    • в процентах к среднедневной зарплате 82,0
    • в рублях 100,8
  • е) итого расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности (млн. руб.) (100,8 руб. * 395,8 млн. дней) 39896,6

В пункте (а) указана среднесписочная численность работающих по стране в целом, принятая для расчетов.

В пункте (б) приводится число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих в среднем за год, рассчитываемая за ряд лет статистических наблюдений.

В пункте (в) число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих умножается на среднесписочную численность работающих и делится на 100. В результате определяется общее число оплачиваемых дней по временной нетрудоспособности.

В расчете принимается, что среднедневное пособие составит 82% от среднедневной зарплаты. Этот показатель определяется на основе данных за предшествующий год. Напомним, что размер пособия зависит от трудового стажа и может составлять от 60 до 100% заработка.

Для определения годового объема пособия по временной нетрудоспособности среднедневное пособие умножается на число дней выплаты пособия (в млн. дней).

Расчет пособия по беременности и родам
  • численность работающих женщин (млн. чел.) (50,1 млн. чел. * 51,7% : 100) 25,9
    Численность работающих женщин на протяжении ряда лет составляла в среднем 51,7% от общей численности работающих;
  • число дней по беременности и родам в расчете на 100 работающих женщин (дней) 245,0
  • общее число оплаченных дней по беременности и родам (млн. дней) (245,0 дней * 25,9 млн. чел. : 100) 63,46
  • среднедневная зарплата 1 работающего (руб.) 122,8
  • среднедневное пособие:
    в процентах к среднедневной зарплате (на основе данных за предшествующий год) 61,0
    в рублях (122,8 руб. * 61,0%) 74,9
  • итого расходов (млн. руб.) (74,9 руб. * 63,46 млн. дней) 4753,2
Расчет пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет:

100 руб. * 2 (двукратный размер) * 11,1 млн. выплат * 1,14 = 2530,8 млн. руб.,

где 100 руб. — базовая сумма (бывший официальный размер минимальной оплаты труда), а 1,14 — средний размер районного коэффициента для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Расчет пособия при рождении ребенка

(100 руб. * 15 раз * 1,1 млн. выплат * 1,14) = 1650 млн. руб.

Расчет социального пособия на погребение

(100 руб. * 10 раз * 218,0 тыс. выплат * 1,14) = 248,5 млн. руб.

Расчет пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием
  • число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих (дней) 20,0
  • общее число оплаченных дней по временной нетрудоспособности (млн. дней) (20,0 дней * 50,1 млн. чел. : 100) 10,0
  • средний размер дневного пособия (руб.) (по статистическим данным за прошедший период) 91,43
  • итого расходов (млн. руб.) (91,43 руб. * 10,0 млн. дней) 914,3
Единовременные страховые выплаты
  • максимальный размер единовременной страховой выплаты по случаям со смертельным исходом (руб.) (100 руб. * 60 * 1,14), 6840,0
    где 100 руб. — базовая сумма (бывший официальный размер минимальной оплаты труда), а 1,14 — средний размер районного коэффициента для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
  • средний размер единовременной страховой выплаты по случаям с частичной утратой трудоспособности (руб.) (6840,0 руб. * 53,6%), 3666,2
    где 53,6% отношение среднего размера ежемесячной страховой выплаты к среднемесячному размеру заработной платы;
  • расходы (млн. руб.) (6840,0 руб. * 8,1 тыс. чел.) + (3666,2 руб. * 35,4 тыс. чел.) 186,0

где 8,1 тыс. чел. — расчетная численность пострадавших со смертельным исходом; 35,4 тыс. чел. — расчетная численность пострадавших за год с установлением процента утраты трудоспособности.

Ежемесячные страховые выплаты 6234,8 млн. руб.
  • численность получателей возмещения вреда (тыс. чел.) 569,5
  • средний размер ежемесячной страховой выплаты (руб.) (519,72 руб. * 1,755) 912,32
    где 519,72 руб. — средний размер ежемесячной страховой выплаты в предыдущем периоде; 1,755 — коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты;
  • расходы (млн. руб.) (912,32 руб. * 12 (месяцев) * 569,5 тыс. чел.) 6234,8

Постановление Правительства РФ № 975 от 31 августа 1999 г. утвердило Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска. Согласно Правилам, этот класс определяется величиной интегрального показателя профессионального риска. Данный показатель равен отношению затрат в данной отрасли на возмещение вреда застрахованным в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в прошедшем году к объему фонда оплаты труда в том же году.

Если в какомлибо году этот показатель в данной отрасли превышает показатель предшествующего года, то Минтруда РФ и Минэкономики РФ должны вносить в правительство РФ предложение об отнесении этой отрасли к другому классу профессионального риска. В настоящее время установлены 22 класса профессионального риска. Каждому из них соответствует размер тарифа страхового взноса. Самый низкий тариф для страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — в сфере управления и культуры — 0,2% от фонда оплаты труда. Самый высокий тариф — в угольной отрасли — 8,5%.

Подобная система выступает частью государственной политики. Она является гарантией реализации трудовых, конституционных, семейных и гражданских прав для материально уязвимой части населения.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Что это такое

Система социального страхования РФ – это совокупность норм, гарантий и учреждений, действие которых направленно на обеспечение обязательной защиты малоимущего и нетрудоспособного населения.

Эта система является частью социальной политики государства. Но она сохраняет свою финансовую независимость и не выступает элементом бюджетной сферы страны.

Система социального страхования – это ряд законодательных актов, которые регулируют перераспределение денежных активов между разными слоями трудоспособного населения. В ее структуру входит обязательное и добровольное страхование.

ССС – это ряд внебюджетных организаций, которые проводят реализацию государственной политики в соц. сфере.

Схема: финансовая система социального страхования

Финансирование фондов осуществляется по установленным законодательствам тарифам. Во многом они зависят от коэффициента вероятности наступления страхового риска.

Сформированные денежные средства расходуются исключительно на цели, которые стоят перед годовым бюджетом той или иной организации.

Государство гарантирует устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования. В случае нехватки фондовых средств, бюджет организаций пополняется за счет трансфертов из бюджета страны ( ФЗ №165).

В системе добровольного страхования таких гарантий просто не существует. Например, добровольное страхование трудящихся в области охраны труда производится исключительно за денежные средства работников. Оно может выступать дополнением к государственному страхованию трудящихся в этой сфере.

Схема: источники пополнения бюджета

Система обязательного социального страхования

Система социального страхования в РФ включает в себя:

  • обязательное;
  • добровольное страхование.

Обязательное государственное страхование в стране проводится 3 внебюджетными фондами. Основными формами страховой деятельности в этой сфере являются:

  • страхование при временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • страхование от профзаболеваний и несчастных производственных случаев;

Схема: система обязательного социального страхования.

Финансовая система обязательного социального страхования является частью «финансового дерева» государства. Социальная защита осуществляется за счет средств, которые накапливаются в бюджетах всех уровней и за счет финансов целевых фондов.

Бюджетная материальная поддержка существует только для граждан, которые не могут защитить свои имущественные права самостоятельно.

Обязательное страхование применяется относительно трудоспособных лиц, которые могут что-то потерять при наступлении страхового случая: заработную плату, рабочее место, здоровье или жизнь. Социальную бюджетную помощь и страхование называют социальным обеспечением.

Это и есть правовые отношения граждан с компетентными органами относительно выплаты пенсий, пособий и компенсаций.

Система – это совокупность гарантий для работающих лиц. Они могут применяться относительно основных трудовых и конституционных прав человека.

Также это разновидность государственного страхования. Например, страна выступает гарантом при устранении рисков для отдельных категорий работников (мед. персонала, военнослужащих).
Обязательное страхование – это всегда часть социальной политики государства.

Система выступает, в свою очередь, частью политической организации системы государственного управления. Добровольное страхование финансово не поддерживается страной. Оно основано на частных, договорных принципах.

История развития системы в России

Социальное страхование впервые было введено в России в 1912 году. Оно включало только больничное и страхование от несчастных случаев на производстве. Второе касалось только работников промышленных предприятий. Оно проводилось на коллективной основе. Своеобразным аналогом фондов выступали страховые кассы.

При СССР социальным страхованием ведало правительство. В 1933 году его осуществляли профсоюзы и ФСС. Этот год и можно считать моментом основания первой фондовой организации в этой сфере.

ФСС был единственной внебюджетной организацией в то время. До распада союза в 1990 году все социальные выплаты проводились через ФСС.

В эпоху перестройки система социального страхования значительно трансформировалась и приобрела всем знакомые западноевропейские формы.

Первыми в новой истории Российского государства были созданы:

  • ПФ (середина декабря 1990 года);
  • ФСС (декабрь 1990 года).

На тот момент система здравоохранения пребывала в плачевном состоянии, а уровень безработицы был непомерно высок. Это и стало основной причиной принятия в 1991 году ряда законов относительно занятости населения и медицинского страхования граждан. Но их реализация стартовала только с 1992 года.

В результате возникли:

  • фонд занятости населения;
  • ФОМС (с федеральными и территориальными структурными подразделениями).

Вначале 2000-х ГФЗ был ликвидирован. Причиной тому стала его неэффективность в решении поставленных правительством задач. Эпоха тотальной безработицы прошла и вместе с ней отпала необходимость в содержании ГФЗ.

Единая интегрированная информационная система «Соцстрах» Фонда социального страхования Российской Федерации

Подсистема предоставления государственных услуг в электронном виде и межведомственного взаимодействия

Функциональный компонент «Прямые выплаты страхового обеспечения» подсистемы управления страховыми выплатами в случае временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Руководство администратора

«АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Москва 2016

1 Введение. 3

1.1 Общие сведения об АРМ Медицинской организации. 3

1.2 Область применения. 3

1.3 Уровень подготовки пользователей. 3

2 Назначение и условия применения. 3

2.1 Функции АРМ МО.. 3

Системные требования . 3

3 Описание установки и настройки АРМ МО.. 3

3.1 Установка АРМ МО.. 3

3.1.1 Директория установки программы.. 3

3.1.2 Параметры подключения к базе данных . 3

3.1.3 Параметры подключения к сервису ФСС.. 3

3.2 Настройка АРМ МО.. 3

3.2.1 Настройки реквизитов организации. 3

3.2.2 Настройки сервисов ФСС.. 3

3.2.3 Настройки соединения с базой данных. 3

3.2.4 Настройки печати. 3

3.2.5 Настройки подписи для сервисов. 3

3.2.6 Настройка справочника сотрудников. 3

3.2.7 Настройка справочника должностей. 3

3.2.8 Настройка справочника организаций. 3

3.3 Резервное копирование и восстановление базы данных АРМ МО.. 3

3.3.1 Создание резервной копии. 3

3.3.2 Восстановление базы данных. 3

1 Введение

1.1 Общие сведения об АРМ Медицинской организации

Пользователь обязан изучить настоящее Руководство.

2 Назначение и условия применения

2.1 Функции АРМ МО

Получение с сервера ФСС номеров электронных листков нетрудоспособности;

Создание, направление на МСЭ, продление, закрытие электронных листков нетрудоспособности (как самостоятельных документов, так и копий бумажных листков);

Отправка на сервер ФСС созданных электронных листков нетрудоспособности.

Системные требования

Специальные системные требования не предъявляются.

Для обеспечения возможности работы в АРМ МО рекомендуются следующие технические требования:

Microsoft Windows 7 х86 (32-bit) SP1 1.7.0) или выше;

Microsoft Windows 7 x64 (64-bit) SP1 1.7.0 или выше;

3 Описание установки и настройки АРМ МО

3.1 Установка АРМ МО

Для успешной работы АРМ МО на компьютере пользователя должны быть установлены компоненты Framework версии 4 и выше.

Также должны быть установлены криптопровайдер (VipNet CSP версии 4.0 или выше, или CryptoPro CSP версии 3.9 или выше) и сертификаты с ЭП медицинской организации, уполномоченного лица ФСС и сотрудников МО.

Работа в АРМ МО подразумевает два варианта установки:

Сетевая версия – сервер базы данных установлен отдельно от клиентских машин, на которых устанавливается только приложение;

Локальная версия – сервер базы данных и приложение установлено на одной машине.

Скачайте с сайта http://cabinets. fss. ru/ дистрибутив АРМ МО в зависимости от разрядности вашей операционной системы. Дистрибутив поставляется вне зависимости от варианта последующей установки и содержит в себе установщики сервера базы данных PostgreSQL и приложения АРМ МО.

Запустите установщик см. Рисунок 1.

Рисунок 1

3.1.1 Директория установки программы

По умолчанию приложение устанавливается в папку C:\FssTools см. Рисунок 2.

Рисунок 2

3.1.2 Параметры подключения к базе данных

Обратите внимание, по умолчанию выбран флаг «Установить» - это означает, что на компьютер будет установлена база данных PostgreSQL. База данных устанавливается в папку C:\postgresql. Если сервер базы данных установлен на отдельной машине, или не предполагается обновление базы данных на текущей машине, флаг можно снять. В этом случае становятся доступными для редактирования поля «Имя/IP адрес сервера базы данных», «Порт сервера базы данных», «Имя пользователя» и «Пароль пользователя» см. Рисунок 3. Параметры подключения к базе данных можно отредактировать впоследствии, через интерфейс приложения.

Рисунок 3

3.1.3 Параметры подключения к сервису ФСС

По умолчанию указан адрес тестового сервиса приема ЭЛН docs-test. fss. ru см. Рисунок 4. Данный параметр также можно отредактировать через интерфейс приложения.

Рисунок 4

Нажимаем кнопку «Установить». Запускается процесс установки приложения см. Рисунок 5.

Рисунок 5

Установка выполнена см. Рисунок 6.

Рисунок 6

3.2 Настройка АРМ МО

Запустите приложение через ярлык на рабочем столе, либо через меню кнопки «Пуск».

3.2.1 Настройки реквизитов организации

В главном меню откройте вкладку «Администрирование – Настройки реквизитов организации» см. Рисунок 7.

Рисунок 7

Откроется окно настроек реквизитов организации. Обязательные для заполнения поля отмечены желтым цветом. Для сохранения введенных данных необходимо нажать кнопку «Сохранить» см. Рисунок 8.

В разделе «Реквизиты МО» заполняются поля:

Наименование МО;

Полное наименование МО;

ОГРН МО;

Адрес МО.

В разделе «Реквизиты отправителя» заполняются поля:

ФИО исполнителя, создающего ЛН – ФИО сотрудника, отправляющего реестр с ЭЛН на сервис ФСС;

Адрес электронной почты исполнителя;

Телефон исполнителя.

Рисунок 8

3.2.2 Настройки сервисов ФСС

Откройте в главном меню вкладку «Администрирование – Настройки сервисов ФСС». Откроется окно настройки подключения к сервису ФСС см. Рисунок 9. В поле «Строка соединения» при установке по умолчанию прописывается адрес тестового сервиса ФСС - https://docs-test. fss. ru/WSLnCrypto/FileOperationsLnPort? WSDL

Для отправки ЭЛН на продуктивный сервис необходимо указать:

https://docs. fss. ru/WSLnCrypto/FileOperationsLnPort? WSDL

«Время попытки подключения, секунд» – указывается время продолжительности попыток подключения к сервису в случае отсутствия ответа. В случае использования в вашей организации прокси-сервера необходимо установить флаг «Использовать прокси» и заполнить последующие поля:

Прокси-хост;

Прокси-порт.

Прокси-логин;

Прокси-пароль.

После заполнения необходимых полей, нажмите кнопку «Проверить соединение». Если все параметры заполнены верно, вы получите сообщение «Подключение к сервису ФСС выполнено успешно»

Рисунок 9

3.2.3 Настройки соединения с базой данных

Откройте в главном меню вкладку «Администрирование – Настройки соединения с базой данных». Откроется окно настроек соединения с базой данных см. Рисунок 10. В поле «Строка соединения» прописывается адрес сервера базы данных. Адрес прописывается в формате:

jdbc:postgresql://host:port/fss

Host – имя или IP адрес сервера базы данных;

Port – порт сервера базы данных;

Fss – имя пользователя.

После заполнения необходимых полей, нажмите кнопку «Проверить соединение». Если все параметры заполнены верно, вы получите сообщение «Подключение выполнено успешно»

Рисунок 10

3.2.4 Настройки печати

Откройте в главном меню вкладку «Администрирование – Настройки печати». Откроется окно настроек печати ЭЛН на бумажном бланке см. Рисунок 11. Необходимо создать тестовый листок нетрудоспособности и проверить попадание символов в ячейки на бумажном образце. При нечетком попадании текста в ячейки, необходимо при помощи элементов управления «Сдвиг по горизонтали» и «Сдвиг по вертикали» отобразить в окне настроек смещение, которое получилось при пробной печати.

Рисунок 11

3.2.5 Настройки подписи для сервисов

Откройте в главном меню вкладку «Администрирование – Настройки подписи для сервисов». Откроется окно настроек подписания см. Рисунок 12. Окно настроек подписи условно разделено на две области:

1 – Настройки подписи МО;

2 – Настройки подписи уполномоченного лица ФСС.

Выполнять форматно-логический контроль – установить флаг, если вы хотите выполнить форматно-логический контроль ЭЛН перед сохранением его в базу данных;

Подписывать исходящие сообщения – установить флаг для добавления электронной подписи к исходящим сообщениям;

Проверять подпись на входящих сообщениях – сравнивать электронную подпись на ответах от сервиса ФСС с сертификатом уполномоченного лица ФСС;

Криптопровайдер – используемый вами криптопровайдер, выбирается из выпадающего списка;

Тип контейнера (раздел 1) – тип контейнера, в котором установлен сертификат МО;

Имя сертификата МО – сертификат МО;

Шифровать сообщение – установить флаг, если необходимо зашифровать сообщение перед отправкой;

Тип контейнера (раздел 2) – контейнер, в котором установлен сертификат уполномоченного лица ФСС;

Имя сертификата ФСС – сертификат ФСС.

После заполнения необходимо нажать кнопку «Получить ключ». Если все параметры заполнены верно, вы получите сообщение «Приватный ключ и сертификат успешно получен».

Рисунок 12

3.2.6 Настройка справочника сотрудников

Откройте в главном меню вкладку «Документы – Справочник сотрудников». Откроется справочник сотрудников см. Рисунок 13.

Рисунок 13

Для добавления нового сотрудника необходимо нажать кнопку «Создать». Откроется окно добавления нового сотрудника см. Рисунок 14. Здесь необходимо заполнить поля:

Индивидуальный номер – уникальный номер сотрудника;

Фамилия;

Отчество;

ФИО для ЛН – фамилия сотрудника, как она будет отображаться в подписи ЭЛН;

Должность для ЭЛН;

Установить флаг «Председатель ВК» если сотрудник является таковым.

Рисунок 14

Для сохранения записи необходимо нажать кнопку «Сохранить».

Импорт существующей базы сотрудников из АРМ ЛПУ версии 2.0.4 описан отдельно в документе «Миграция в АРМ МО».

3.2.7 Настройка справочника должностей

АРМ МО поставляется с преднастроенным справочником должностей, но при необходимости можно создать новую должность специалиста. Для этого необходимо открыть справочник в главном меню «Документы – Справочник должностей». Новая должность создается аналогично новому сотруднику.

3.2.8 Настройка справочника организаций

Что бы открыть справочник организаций, необходимо в главном меню выбрать «Документы – Справочник организаций». Новая запись организации создается аналогично новой записи в справочниках сотрудников и должностей. Импорт существующей базы организаций из АРМ ЛПУ версии 2.0.4 описан отдельно в документе «Миграция в АРМ МО».

3.3 Резервное копирование и восстановление базы данных АРМ МО

3.3.1 Создание резервной копии

Откройте БД PostgreSQL клиентом для подключения к БД. В комплекте с дистрибутивом АРМ ЛПУ по умолчанию устанавливается клиент pgadmin3.exe.

Чтобы открыть диалоговое окно «Резервная копия…», щелкните правой кнопкой мыши имя базы данных fss в элементе управления деревом и выберите «Резервная копия...» в контекстном меню см. Рисунок 15.

Рисунок 15

Откроется диалоговое окно см. Рисунок 16, в котором выберите «Имя файла» и «Формат» (выберите «Tar» для создания файла архива Tar), остальные параметры оставляем по умолчанию (заданные параметры будут включены в команду pg_dump).

Рисунок 17

Если резервная копия выполнена успешно, на вкладке «Сообщения» будет отображаться:

Процесс вернул код выхода 0

Прокрутите вверх, чтобы просмотреть команду pg_dump, используемую для создания архива, или просмотреть сообщения об ошибках, которые были возвращены во время резервного копирования. Когда вы закончите, нажмите «Завершено», чтобы выйти из диалогового окна «Резервная копия».

3.3.2 Восстановление базы данных

Обратите внимание: если вы восстанавливаете существующую базу данных, вы должны убедиться, что любые объекты, которые могут создавать конфликты из-за ранее существовавших ограничений или зависимостей, отбрасываются или усекаются; используйте параметры DROP CASCADE или TRUNCATE CASCADE в контекстном меню, чтобы очистить существующие конфликты перед выполнением восстановления.

Чтобы открыть диалоговое окно «Восстановить… », щелкните правой кнопкой мыши имя объекта fss в элементе управления деревом и выберите «Восстановить…» в контекстном меню см. Рисунок 18.

Рисунок 18

Откроется диалоговое окно «Восстановить» см. Рисунок 19.

Задайте поле «Формат», чтобы выбрать формат файла архива, который вы восстанавливаете. pgAdmin может восстанавливаться из пользовательского файла (формат pg_dump), tar-файла или файла формата каталога.

Задайте поле «Имя файла», чтобы указать имя резервного архива, который будет использоваться для восстановления

Рисунок 19

На вкладке «Параметры восстановления #2» см. Рисунок 20, установите флажок «Очистить перед восстановлением», остальные параметры оставляем по умолчанию.

Рисунок 20

Нажмите кнопку «Восстановить » для восстановления см. Рисунок 21.

Рисунок 21

По завершении восстановления на вкладке «Сообщения» отображаются сведения о процессе восстановления.

Если восстановление было успешным, появится вкладка «Сообщения»:

Процесс вернул код выхода 0.

Если вы получаете код выхода, отличный от 0, прокрутите окно «Сообщения», чтобы найти проблему, после исправления проблемы вы можете повторить этот процесс.

Перейдите в начало диалогового окна «Сообщения», чтобы просмотреть выполненную команду pg_restore. Когда вы закончите, нажмите «Завершено», чтобы выйти из диалогового окна «Восстановить».

Для создания информационной системы для фондов социального страхования необходимо учитывать особые требования: наличие планируемых задач внештатных сотрудников; индивидуальная иерархическая структура на низшем уровне; учет и контроль за рассматриваемыми клиентами; особенности технологий каждого вида страхования и др.

Процесс информатизации и создание информационной среды, охватывая материальное производство, социальную сферу, а также услуги, включают в себя:

  • - создание информационной техники и технологий, которые обеспечивают производство, обработку и распространение информации;
  • - разработку инфраструктуры, обеспечивающей применение и развитие средств и процессов информатизации;
  • - производство самой информации, информационных продуктов и услуг.
  • - Объектами процессов информатизации являются:
  • - машинообрабатываемая информация, существующая в виде сообщений, документов или массивов баз данных в устройствах памяти любой конструкции;
  • - информационные технологии;
  • - программные средства;
  • - информационно-вычислительные системы и сети;
  • - информационные услуги.
  • - Инфраструктура информации включает в себя:
  • - систему коммуникаций, вычислительных средств и систем, обеспечивающих взаимодействие между собой информационных объектов и технологий;
  • - программные средства, поддерживающие функционирование комплексов аппаратуры;
  • - информационные средства и базы данных;
  • - систему подготовки кадров, способных эффективно эксплуатировать эти технологии;
  • - экономические и правовые механизмы, способствующие эффективному развитию процесса информатизации.

В России компаниями разработки и проектирования стали заниматься созданием информационных систем приблизительно с 1992-1994 гг. ЗАО "Новые информационные системы и технологии" считается одной из самых опытных и надежных компаний, которые проектируют и внедряют информационные системы для крупных заказчиков. Заложенные в основу систем методы и средства позволили обеспечить значительное сокращение стоимости реализованных программных решений и существенное снижение требований к используемым аппаратным средствам. Полученные характеристики достигнуты за счет эффективных методов доступа к данным, реализованных в СУБД "HyTech". Фирма разработала следующие системы для фондов страхования:

§ АИС Фонда социального страхования РФ.

Разработка и внедрение в субъектах РФ комплекса унифицированных подсистем с целью автоматизации технологий учета поступлений и использования средств и имущества Фонда.

§ АИС Центров реабилитации Фонда социального страхования ("АИС Центр реабилитации").

Автоматизация деятельности санаторно-курортных учреждений и ЛПУ, включая:

  • - формирование бизнес-плана на текущий год и продажу путевок;
  • - резервирование и учет использования располагаемых ресурсов санатория;
  • - регистрацию и расселение прибывающих пациентов;
  • - прием пациентов лечащими врачами и специалистами;
  • - назначение и контроль прохождения обследований, лечения, процедур;
  • - ведение электронной истории болезни пациента;
  • - организацию лечебного и дополнительного питания;
  • - ведение лицевого счета пациента;
  • - ведение складского учета;
  • - ведение учета в столовой и других подразделениях санатория;
  • - ведение учета аптеки, магазинов, кафе и других направлений деятельности санаториев;
  • - ведение бухгалтерского учета в санатории;
  • - ведение делопроизводства, договоров;
  • - составление отчетности (общей, бухгалтерской, медицинской, внутренней).

АИС реализована на базе универсальной системы "Склад", обеспечивающей учет ресурсов, резервирование, организацию поставки, производства и реализации товаров и услуг.

§ ЕИИС "Соцстрах" Фонда социального страхования РФ.

Территориально распределенная единая интегрированная информационная система ЕИИС "Соцстрах", обеспечивающая комплексную автоматизацию деятельности региональных и территориальных подразделений Фонда социального страхования Российской федерации. Портала Фонда социального страхования РФ для сбора, накопления и предоставления обобщенной информации о различных направлениях деятельности Фонда.

Цель создания систем для Фондов социального страхования может быть различная от проектирования систем охранно-сигнализационной структуры защищаемого объекта до проектирования и разработки информационной системы эффективного учета страхования собственных сотрудников компании.

В 2001 году в Научно-производственное предприятие "Этна - Информационные технологии" поступил заказ от Фонда социального страхования Российской Федерации - разработка рекомендаций по созданию и внедрению компьютерной технологии сбора, обработки и анализа информации в системе страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на региональном уровне. Объектом исследования является организация управления охраной труда. Целью работы - исследование и моделирование организации управления охраной труда, а также выработка рекомендаций по созданию и внедрению компьютерной технологии сбора, обработки и анализа информации в системе страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на региональном уровне. При проведении исследований были использованы методы анализа сложных систем, обработки экспертной информации, когнитивного моделирования, нечетких множеств и нечеткой логики. Проведен анализ и определена схема организации мероприятий по охране труда с позиции выполнения Фондом социального страхования Российской Федерации превентивных мероприятий по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Разработана схема информационных потоков при организации управления охраной труда. Разработана когнитивная модель организации управления охраной труда и проведен ее анализ. Полученные результаты позволяют оценить степень влияния профилактических мероприятий на организацию управления охраной труда, выработать рекомендации по созданию и внедрению компьютерной технологии сбора, обработки и анализа информации в системе страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на региональном уровне. Рассмотрены методы и задачи анализа данных, решаемые при поддержке управленческих решений при организации управления охраной труда, и определен подход, позволяющий интегрировать различные методы и технологии решения разнотипных эвристических и аналитических задач, возникающих при исследовании проблем организации управления охраной труда.

ГУ Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования РФ в 1999 году спроектировала Единую интегрированную информационную систему Фонда социального страхования РФ - ЕИИС "Соцстрах" с ежедневным обновлением. № государственной регистрации ресурса - 0220006542. Объем ресурса - 18 тысяч записей, объем ресурса в мегабайтах - 3700. На данный момент считается наиболее уникальной и эффективной интегрированной информационной системой, содержащая самую правильную информационную структуру и алгоритм.

Экономическо-информационная система "1С:Предприятие" версия 8 предоставляет самые широкие возможности ведения автоматизированного учета на предприятиях страхового бизнеса, с учетом требований национального законодательства и включает в себя платформу и прикладные решения, разработанные на ее основе, для автоматизации деятельности организаций и компаний. Деятельность страховой компании заключается в предоставлении страховой защиты в случае наступления неблагоприятных событий по рискам, связанным с интересами других физических и юридических лиц. Деятельность страховой компании отличает инверсия экономического цикла. Продажа страхового продукта является не завершением процесса оказания страховой услуги, а началом процесса.

Информационно-аналитическая система предназначена для управления устойчивостью страховой компании и выполняет функции контроля и управления принятыми рисками (полисами) страхования. Своевременный анализ данных по заключенным полисам страхования позволяет выявить возникающие тенденции изменения устойчивости страховой компании. Определить полисы, влияющие на возникновения критической ситуации и требующие принятия решения.

В состав информационно-аналитической системы входит хранилище данных инвестирования; анализ кредитного риска; анализ данных; аналитические отчеты и т.д.

Западноевропейские страховые фирмы расходуют на автоматизацию информационных процессов около 1/5 всех располагаемых ими средств. При этом треть этих средств направляется на технические средства, другая треть -- на программное обеспечение и еще одна треть -- на подготовку персонала к работе в вычислительной среде компании. Российские страховые компании также начинают понимать выгоды от применения АИС.

Автоматизация информационных процессов в области страхового дела имеет свои особенности. В некоторых видах бизнеса достаточно просто разграничить отдельные бизнес-процессы: бухгалтерию, логистику, склад и т.д., последовательно провести их автоматизацию и получать желаемый эффект на каждом очередном этапе развертывания ИС. В страховой деятельности ситуация несколько иная -- все бизнес-процессы взаимосвязаны, поэтому необходима сквозная автоматизация всех процессов в комплексе.

В основе страхового бизнеса страховой продукт -- услуга по различным видам страхования. Страховые продукты по одному и тому же виду страхования могут быть уникальными для разных страховых компаний, которые формируют и модифицируют свой набор условий, предлагаемых клиентам. Для того чтобы поддерживать различия и возможность постоянных изменений страховых продуктов, ИС должна иметь гибкие средства, чтобы настраивать параметры договоров страхования. Все изменения должны сразу же отражаться в подсистемах бухгалтерского и налогового учета. При этом системе надлежит предоставлять разные данные для организации выплат по разным страховым продуктам и т. д.

Автоматизация страхового бизнеса в России весьма перспективна. К услугам страховых фирм прибегает почти каждый взрослый человек. В настоящее время в России около 1500 страховых компаний. Реализация страховых технологий влечет необходимость обработки больших объемов информации. Между тем во многих отечественных страховых компаниях лишь совсем недавно начали серьезно задумываться о необходимости АИС.

Активизация процессов автоматизации страхования в России может быть объяснено следующими условиями:

улучшается нормативно-правовая база страхования. Растет число официальных документов, более определенно устанавливающих регламент, процедуры и процессы страхования;

создается унифицированная технология работы российских страховых компаний;

расширение числа объектов страхования, например приватизация имущества, стимулирует диверсификацию сети страховых компаний;

наблюдается постепенное развитие рынка страховых услуг. Происходит сближение между российским рынком страхования и рынком страхования европейских стран.

Сегодня в страховом бизнесе страны происходят перемены, которые могут оказать существенное влияние на ситуацию с автоматизацией страховых компаний. Прежде всего, это вступление в силу закона "Об обязательном страховании автогражданской ответственности", который стимулирует резкий рост количества договоров на страхование. Это означает катастрофический рост объемов данных и появление других задач, решение которых невозможно без эффективных ИС. Еще один важный фактор -- изменение правил бухгалтерского и налогового учета и движение в сторону международных стандартов учета и отчетности. Достижение большей финансовой прозрачности компании для акционеров и руководства требует освоения новых методологий учета и построения совершенной информационной платформы с развитой аналитической подсистемой.

Выделим и охарактеризуем основные категории объектов автоматизации страховых фирм и функционирование их информационных технологий.

Центральный офис страховой фирмы, как правило, имеет одну или несколько высокоскоростных ЛВС. ЛВС можно рассматривать как информационный центр всей компании, включающий мощные вычислительные ресурсы -- файловые серверы, системы управления БД и др. Особенность ЛВС центрального офиса страховой компании в том, что в ее состав входит система централизованного мониторинга. Эта ЛВС управляет локальными и удаленными сетевыми устройствами, находящимися в филиалах.

Региональные офисы страховой компании (филиалы) могут представлять собой довольно значительные по объему организации, оснащенные собственными крупными ЛВС и мощными вычислительными ресурсами. Они имеют надежную и скоростную связь с центральным офисом компании.

Отделения страховой компании обычно имеют небольшую локальную сеть, включающую несколько персональных компьютеров. Связь с центральным офисом происходит по заранее составленному расписанию в определенные часы, однако не исключается возможность не запланированного срочного доступа.

Представительства или агентства страховой компании чаще всего оснащаются одним, реже несколькими компьютерами. Связь с отделениями происходит по мере необходимости и обеспечивается в течение всего дня. Удаленные пользователи сети -- инспекторы, агенты, проверяющие, т. е. сотрудники, которые по характеру работы не имеют постоянного рабочего места, пользуются портативными компьютерами с модемом.

Основная особенность организации информационного обеспечения АИС страховой компании -- необходимость иметь полную БД по всем договорам компании за максимально длительный период. Это связано с тем, что при заключении нового договора с клиентом необходимо иметь полную информацию о его предыдущих страховках и обеспечить просмотр всех связанных с этими случаями документов. Такая информация должна храниться в БД, постоянно обновляться и быть легко доступна. Так, при расчетах, например, ставки взноса или тарифа, необходимо изъять из БД необходимую статистику и выполнить расчетные действия по договорам страхования за довольно длительный прошедший период, при этом обработке подвергается каждый договор. Такая БД хранится в АИС центрального офиса. В подразделениях страховой компании необходимости иметь БД всей компании нет, так как в каждом из подразделений имеется БД своих страхователей.

Информация возникает на уровне отделения страховой компании. Эти данные находятся в течение определенного времени в БД отделения. При наступлении регламентного времени сеанса передачи данных происходит автоматическая связь с компьютером регионального офиса страховой компании и совершается так называемая репликация баз данных.

Смысл репликации БД состоит в том, что какая-то одна из БД назначается главной. Она содержит наиболее актуальные данные. Другая БД -- подчиненная и получает копии из главной БД. Эти БД синхронизируют свое состояние, обновляют данные и согласовывают конфликты, если таковые возникли. Метод репликации реализован и осуществляется на уровне самих систем управления БД. Это стандартная и высокоэффективная процедура позволяет за достаточно небольшой по времени сеанс связи привести две большие БД к идентичному состоянию, так как по каналам связи передаются только те корректировки, которые произошли после предыдущего сеанса связи.

Подобным образом происходит обмен данными по актуализации БД с каждым из имеющихся отделений компании. Весь комплекс вычислительной сети можно разделить на следующие основные составляющие:

сеть центрального звена страховой компании;

сети конкретных структурных подразделений -- филиалов компании;

сети, обеспечивающие связь между компанией и филиалами.

Сетевой комплекс центрального офиса имеет самую высокую скорость передачи данных. Центральный офис может иметь одну или несколько ЛВС стандартов FDDI или Ethernet, объединенных друг с другом посредством высокопроизводительных маршрутизаторов. Особенность ЛВС центрального офиса в том, что часто в ее состав входит система централизованного мониторинга и управления как локальными, так и удаленными сетевыми устройствами, находящимися в филиалах и отделениях компании. Использование маршрутизатора в качестве центрального сетевого устройства позволяет обеспечить высокоскоростное соединение локальных сетей, связь с сетями филиалов и доступ удаленных пользователей. Подобный принцип обеспечивает маршрутизацию и, в случае использования для передачи данных каналов с низкой пропускной способностью, компрессию (сжатие) передаваемой информации. Это позволяет повысить скорость передачи. Так, например, для основной ЛВС центрального офиса эта скорость может повыситься на основе кольца FDDI до 100 Мбайт/с. В кольцо FDDI могут включаться сервер БД, файл-сервер, сервер архива и маршрутизатор. В каждом конкретном случае количество устройств, входящих в кольцо, может быть разным. Через маршрутизатор ЛВС имеет выход на ЛВС других структурных подразделений центрального офиса. В таком контуре связь должны обеспечивать один или несколько коммутаторов и концентраторов. Путь данных проходит по следующей схеме: данные из сети FDDI проходят через основной маршрутизатор и попадают на коммутатор. Передача идет на полной скорости (100 Мбайт/с). Коммутатор передает данные на необходимый концентратор, который направляет их к месту назначения (рабочей станции). Передача от концентратора к рабочей станции происходит на скорости этой станции (обычно 10 Мбайт/с). Подобные условия позволяют в общих каналах обеспечивать более высокую скорость передачи и избегать в сети "пробок", если в ней работает большое число пользователей.

Задачи, решаемые в филиалах компании, не требуют особых функциональных возможностей их локальной сети. Хотя в определенных условиях объемы передаваемых данных могут быть большими. Это означает, что здесь следует иметь сеть с возможностью нескольких скоростей передачи данных. Основой такой сети может служить коммутатор, осуществляющий связь с одним или несколькими серверами на скорости 100 Мбайт/с, а с концентраторами или рабочими станциями на скорости 10 Мбайт/с. С этой точки зрения наиболее приемлемо как по простоте построения, так и по стоимости системы использование сети Ethernet.

Сети отделений также могут строиться на базе Ethernet. Скорость в сети 10 Мбайт/с вполне достаточна для тех задач, которые возникают в отделениях страховой компании.

Необходимость развития информационных технологий в страховом деле обусловливает применение новых технологии на принципах синтезирования информационных процессов и применения соответствующих технических и программных средств. В связи с этим следует отметить возможность создания эффективных АИС в деле страхования на базе существующих программных средств, например языка экранных форматов Oracle Forms 4/5, отчетов Oracle Reports 2.5, мультимедийных приложений Oracle Grafics из комплекса Developer 2000 фирмы Oracle.

Расширяется применение систем, функционирующих в режиме реального времени, в частности сетевых СУБД. Эти СУБД основаны на применении архитектуры сервера БД -- Oracle, Paradox, Clarion и др. При этом в однородных и неоднородных вычислительных сетях ориентируются на архитектуру "клиент -- сервер" с привлечением преимуществ языка запросов SQL.

Рассмотрев несколько возможных вариантов проектирования информационных систем для компаний социального страхования, преступим к рассмотрению и проектированию более детально.

Похожие публикации