Подрядные торги. Общие сведения о торгах, терминология

1. Цель проведения подрядных торгов

В международной практике капитального строительства выбор проектировщиков, подрядчиков, поставщиков технологического оборудования обычно осуществляется на конкурсной основе путем проведения торгов. Весь процесс строительной деятельности стран с развитой экономикой связан с выбором лучшего проекта, надежного поставщика, подрядчика, партнера, способных обеспечить лучшее качество продукции, работ, услуг, наименьшие затраты при освоении проекта, сокращение сроков осуществления работ по тому или иному проекту. Лучшим механизмом для создания конкурентной среды являются подрядные торги. Торги - практически единственный способ выбора исполнителей строительных работ на конкурсной основе, которые материально гарантировали бы точное выполнение своих обязательств.

В связи с процессом развития предпринимательства в России в среде инвесторов все больший удельный вес начинают занимать юридические и физические лица, жизненно заинтересованные в наиболее эффективной реализации инвестиций. Но в своей практической деятельности они испытывают большие трудности в определении реальной стоимости строительства, в оптимальном выборе подрядчиков и поставщиков.

Следует отметить, что среди подрядчиков и проектировщиков в последнее время тоже появляется немало хорошо организованных фирм, способных осуществлять строительство по относительно низким ценам, с высоким качеством и в короткие сроки. Однако многие не могут использовать свои потенциальные возможности из-за отсутствия информации об имеющихся заказах на сооружение объектов, проводимых конкурсах и торгах и об их результатах, а также из-за неосведомленности в методах подготовки документации для участия в торгах. Указанные факторы наиболее остро проявляются в тех случаях, когда отечественные подрядчики пытаются участвовать в международных торгах. Рынок строительной продукции России становится все более открытым и доступным для иностранных подрядчиков, производителей строительных материалов и инженерного оборудования. Составной частью интеграции в систему мирового строительного рынка является внедрение в практике отечественного строительства размещение заказа на строительство на конкурсной основе, что и решается путем проведения торгов.

Подрядные торги - это способ закупки товаров, размещения заказов и выдачи подрядов, который предполагает привлечение к определенному, заранее установленному сроку предложений от нескольких поставщиков или подрядчиков и заключение контракта с тем из них, предложение которого наиболее выгодно организаторам торгов (по ценам, а также другим коммерческим и техническим условиям).



Подрядные торги могут проводиться при:

1. строительстве зданий, сооружений, предприятий; 2. выполнении проектно-изыскательских, монтажных, пусконаладочных и других видов работ; 3. выборе поставщика материалов, конструкций, оборудования; 4. управлении проектом, инжиниринге, консультировании, контроле и надзоре; 5. других технических и организационных работах и услугах или их обоснованных сочетаниях.

Целью организации торгов является повышение эффективности производства, качества строительства и надежности сооружаемых объектов на основе конкуренции между организациями и предприятиями. Подрядные торги способствуют отбору подрядных организаций с гарантией ее устойчивого финансового положения, стабильных производственнохозяйственных взаимоотношений между партнерами, отлаженных снабженческих связей. Тщательная проработка контрактных условий с использованием преддоговорных отношений также создает определенные гарантии для успешного завершения инвестиционного проекта в согласованные сроки.

2. Виды торгов

В зависимости от способа проведения торги могут быть: Открытыми, к участию в которых привлекаются все желающие фирмы и организации, как местные, так и иностранные. На открытых торгах обычно размещаются заказы на стандартное оборудование, а также на небольшие по объему подрядные работы; ■ Открытыми с предварительной квалификацией участников; Закрытыми по приглашениям. К участию в закрытых торгах приглашаются лишь определенные фирмы, которым высылаются специальные приглашения. На закрытых торгах размещаются заказы на уникальное, сложное и специальное оборудование и так далее. К закрытым торгам прибегают в случаях размещения сложных заказов. В закрытых торгах обычно участвует небольшое число солидных, известных в данной области производства фирм, имеющих большой опыт и хорошо технически вооруженных; ■ Единичными с организацией, выбранной заказчиком. При единичных торгах их организаторы обращаются только к одной фирме без привлечения конкурентов, но с соблюдением внешней формы торгов и процедуры торгов по правилам данной страны. Единичные торги проводятся в исключительных случаях, когда оборудование или другой товар может быть приобретен лишь у единственной фирмы - монополиста, а заключение обычного контракта для государственных организаций запрещается законом данной страны.



Предметами торгов могут быть подряды на: Строительство предприятий, зданий, сооружений производственного назначения и непроизводственного назначения, возводимых на условиях "под ключ"; Выполнение комплексов строительных и монтажных работ и их отдельных видов; Выполнение комплексов пусконаладочных работ, инженерноизыскательские работы; ТЭО; Проектирование; Управление проектом; Поставку комплексного технологического оборудования, в том числе на условиях "под ключ"; Прочие поставки и услуги, в том числе, услуги консультантов.

Решение о проведение торгов принимается заказчиком. В подрядных торгах могут принимать участие отечественные и иностранные строительные и монтажные организации, предприятия - изготовители оборудования, посреднические организации, независимо от форм собственности, а если эта

деятельность подлежит лицензированию - имеющие лицензию на право ее осуществления. Подрядные торги на объекты, расположенные на территории РФ, проводятся по месту нахождения организатора торгов, а на объекты, расположенные за пределами РФ, проводятся в месте, определенном организатором торгов.

3. Функции организаторов и участников торгов:

Основными участниками подрядных торгов являются: заказчик, организатор торгов, тендерный комитет, претенденты (оференты). В отдельных процедурах торгов могут принимать участие инженерно-консультационные фирмы, кредитно-финансовые учреждения. Оферент - лицо, от имени которого представлена оферта, т.е. комплекс документов, письменно подтверждающий намерение претендента участвовать в торгах и заключить контракт в отношении конкретного предмета торгов на условиях, определенных заказчиком в тендерной документации с учетом дополнительных предложений претендентов. Заказчик - лицо, для которого строится, реконструируется или оснащается объект торгов. Организатор торгов - лицо, которому заказчик поручил проведение торгов. Тендерный комитет - постоянный или временный орган, созданный заказчиком или организатором для организации и проведения торгов. Претендент - лицо, решившее принять участие в торгах до момента регистрации оферты. Заказчик осуществляет следующие функции: Принимает решение о проведении подрядных торгов; Определяет лицо, которое будет выполнять функции организатора торгов; Контролирует работу организатора торгов и участвует в работе тендерного комитета через своего представителя; Устанавливает окончательные условия контракта и заключает его.

Организатор торгов осуществляет следующие функции: Подготавливает документы для объявления торгов, осуществляет публикацию объявления и рассылку приглашений; Формирует тендерный комитет; Направляет и контролирует деятельность тендерного комитета и привлекаемых инженерно-консультационных организаций по подготовке тендерной и другой необходимой документации; Утверждает результаты торгов; Рассматривает апелляции на решения тендерного комитета; Ликвидирует тендерный комитет; Несет все расходы по подготовке и проведению торгов.

Тендерный комитет осуществляет следующие функции: Производит сбор заявок на участие в торгах, на предварительную квалификацию; Проводит предварительную квалификацию претендентов; Организует разработку и распространение тендерной документации и решает вопросы изменения этой документации и процедур; Проводит ознакомление претендентов с тендерной документацией и дает необходимые разъяснения; Обеспечивает сбор, хранение и оценку представленных оферт; Осуществляет процедуру торгов и ее оформление; Определяет победителя или принимает иное решение по результатам торгов и представляет их на утверждение; Публикует в средствах массовой информации отчет о результатах торгов. Все решения тендерного комитета принимаются на закрытых заседаниях в присутствии не менее 2/3 состава открытым голосованием простым большинством голосов. При равном количестве голосов поданных за и против данного решения, голос председателя тендерного комитета является решающим. Решение тендерного комитета оформляется протоколом, который подписывается всеми членами тендерного комитета, принявшими участие в голосовании. Заказчик вправе отменить или изменить решение тендерного комитета.

Претендент имеет право: ■ Получать от тендерного комитета исчерпывающую информацию по условиям и порядку проведения подрядных торгов; Обращаться в тендерный комитет с просьбой об отсрочке представления оферты в письменном виде. Лицо приобретает статус претендента с момента обращения в тендерный комитет для участия в торгах. Лицо утрачивает статус претендента в следующих случаях: По желанию претендента - на любой подготовительной стадии; Вследствие непрохождения предварительной квалификации, невнесения первого задатка к моменту представления оферты; Вследствие нарушения претендентом настоящего положения или известных ему условий торгов. С момента регистрации оферты претендент приобретает статус оферента.

Инженерно-консультационная фирма может привлекаться организатором торгов и тендерным комитетом для проведения предварительных исследований и выдачи заключения о целесообразности выставления на торги конкретного объема, подготовки тендерной документации, разработки условий предварительной квалификации, оценки оферт и выдачи рекомендаций о присуждении контракта, оценки предложений и просьб

претендентов, поступающих в процессе подготовки торгов, разъяснения им условий контракта и выполнения других услуг. Инженерноконсультационная фирма может привлекаться и претендентом для разработки оферты. Но следует иметь в виду, что одна и та же инженерноконсультационная фирма не имеет право сотрудничать в процессе подготовки конкретных торгов одновременно с заказчиком, организатором торгов и тендерным комитетом с одной стороны и с претендентом с другой стороны.

Кредитно-финансовое учреждение приобретает статус участника торгов, если организатор торгов открывает специальные счета в нем для осуществления финансовых операций, связанных с проведением подрядных торгов, в том числе по депонированию гарантийных залогов, а также для осуществления различных расчетов. Созданная при Министерстве строительства России Межведомственная комиссия по подрядным торгам занимается: вопросами правового и методического обеспечения подрядных торгов; Координацией разработки тендерного законодательства; Консультированием по вопросу проведения подрядных торгов.

Порядок и условия проведения торгов во многих странах в основном аналогичны. Однако имеются и некоторые особенности, вытекающие из законоположений о торгах или связанные с определенными традициями и обычаями. В ряде стран порядок и условия проведения торгов регламентируются специальными законами и декретами. На процедуру проведения торгов оказывает влияние страна, где планируется возвести инвестиционный объект. Многие страны-импортеры требуют, чтобы участники торгов имели в стране свое представительство. В ряде стран для проведения торгов на строительство государственных объектов требуется, чтобы зарубежная фирма имела местного партнера. Большинство стран предъявляет требования по сертификации для архитекторов и инженеров, включающее образовательные критерии и доказательства имеющегося опыта, а в некоторых случаях и требования по проведению технических экзаменов.

В проведении торгов можно выделить несколько этапов: А. Подготовка торгов; Б. Представление предложений участниками торгов; В. Оценка оферт и выбор победителя подрядных торгов; Г. Подписание контракта. А. Подготовка торгов Решение о проведении торгов принимается заказчиком с учетом специфики объектов и готовности проектной документации. Организация и подготовка торгов осуществляется тендерным комитетом.

Состав тендерного комитета утверждается руководителем организации - заказчика. По объектам, финансируемых за счет бюджета, состав тендерного комитета согласовывается с представителем государственного органа. Возглавляет тендерный комитет председатель, организует работу по проведению торгов секретариат. Кроме того, могут быть привлечены для его работы консультанты и эксперты. Тендерный комитет подготавливает и публикует объявление о торгах. Состав информации, включаемой в объявление о торгах, которое содержит: Наименование заказчика и организатора торгов; Наименование вида торгов и предмета торгов; Краткую характеристику места строительства; Ориентировочный объем и сроки выполнения работ; Условия исполнения контракта, необходимость учета ряда ограничений; Адрес, сроки, условия приобретения и другие сведения, необходимые для получения тендерной документации; Срок предоставления оферт.

Тендерная документация - комплект документов, содержащий исходную информацию о технологических, коммерческих, организационных и иных характеристиках объекта и предмета торгов, а также об условиях и процедуре торгов. Тендерная документация включает, как правило, следующие основные разделы: Приглашение для участия в торгах; Общие сведения об объеме и предмете торгов; Техническую часть (проектную документацию) и коммерческую часть тендерной документации; Инструкции оферентам; Форму заявки претендента на участие в торгах; Условия и порядок проведения торгов; Проект контракта. По усмотрению тендерного комитета состав информации, содержащейся в тендерной документации, может быть сокращен или дополнен. Тендерный комитет распространяет тендерную документацию среди всех участников, желающих принять участие в торгах или организаций, отобранных в результате предварительной квалификации. Тендерная документация распространяется за определенную комитетом плату. Валюту платежа за тендерную документацию устанавливает тендерный комитет.

Б. Представление предложений участникам торгов:

В международной практике используются различные способы представления предложений для участия в торгах. Первый способ предполагает, что оферент заполняет и подписывает все страницы проформы тендера, указывая в ней свою цену и другие конкурсные условия. Заполненная и подписанная оферентом проформа тендера имеет силу тендера и представляется организаторам торгов для участия в процедуре торгов - конкурсном отборе. Проформа тендера - это формуляр, подлежащий заполнению и подписанию оферентом, когда он согласен взять на себя все обязательства по выполнению работы в соответствии с общими и специальными условиями тендерной документации. Следует иметь в виду, что термин "тендер" в международной практике употребляется в разных значениях: Как извещение о предстоящих торгах, как приглашение ряда известных фирм, располагающих необходимой технической и финансовой базой для участия в торгах, как специальное приглашение одной или нескольким отобранным заранее фирмам для участия в закрытых торгах; Как комплект тендерной документации, отражающей требования тендерного законодательства страны-импортера; Как проформа предложения, составленная организатором торгов, входящая в состав тендерной документации; Как предложение (оферта) фирмы или организации (оферента), желающих принять участие в торгах; Как закрытая процедура (без приглашения участников торгов), в результате которой определяется контрагент, с которым заключается контракт (обычно на технически сложное, уникальное новое оборудование, крупные промышленные объекты).

Второй способ предполагает представление оферентом тендера, составленного им самим и полностью соответствующего условиями тендерной документации. Оферты принимаются в двух конвертах. Во внешнем конверте содержится заявка на участие в торгах, копия платежного документа, подтверждающая внесение первого задатка, и внутренний конверт, в котором находятся предложения претендента-оферента и банковская гарантия. Внутренний конверт должен быть запечатан претендентом на момент подачи оферты. При приемке оферты секретариат тендерного комитета проверяет полноту внешнего конверта. Если во внешнем конверте оферты отсутствует один из указанных выше документов, тендерный комитет может принять решение об отказе в приемке оферты. Первый гарантийный задаток представляет собой форму обеспечения исполнения принятого на себя претендентом обязательства участвовать в торгах на условиях организатора торгов и нести все связанные с этим риски. В качестве основной формы первого гарантийного задатка рекомендуется внесение оферентом залоговой суммы - задатка на счет в банке по указанию тендерного комитета. При определении его величины исходят из того, чтобы, с одной стороны, задаток в основном компенсировал ущерб заказчика в случае отказа оферента - победителя торгов от подписания контракта, а с другой - чтобы не создалось препятствий для привлечения к участию в

торгах достаточного числа конкурирующих претендентов. В международной практике величина этого задатка составляет до 2% от цены предмета торгов, в России в 1994 году эта сумма не превышала 1% . Задатки, внесенные участниками торгов (кроме победителя), возвращаются им в течение времени, указанного в тендерной документации. Задаток отчуждается, если претендент: Не сохранит силу и неизменность своего предложения в течение времени, определенного в тендерной документации или предложенного претендентом; Откажется заключить официальные соглашения с заказчиком после того, как его предложение будет принято заказчиком до истечения срока действия предложения. В случае выигрыша на торгах задаток учитывается при определенной окончательной суммы Предложения направляются в тендерный комитет заказным письмом или сдаются под расписку. Предложения, поступившие после установленного срока, не рассматриваются. Дата сдачи предложений определяется датой регистрации при сдаче под расписку или по дате, указанной на почтовом штемпеле. Претенденты вправе обратиться к тендерному комитету в случае необходимости разработки более тщательного и научно обоснованного технико-коммерческого предложения с просьбой об увеличении времени для его подготовки. В случае предоставления тендерным комитетом дополнительного времени для подготовки тендерного предложения одному из участников это же условие распространяется на всех остальных участников торгов. Претендент вправе, принимая в целом контрактные условия, содержащиеся в тендерной документации, прилагать и отдельные поправки к этим условиям, а также представить альтернативное предложение. Альтернативное предложение - предложение, предоставляемое одновременно с основным, содержащее отличающиеся от основного предложения условия. Участник торгов имеет право отозвать свое предложение до установленного срока открытия торгов, сообщив об этом письменно или по телефаксу. Претендент, решивший принять участие в торгах, представляет в тендерный комитет следующие документы: Заявку на участие в подрядных торгах, в которой сообщается решение претендента об участии в торгах на основаниях, приведенных в тендерной документации, и его реквизиты; Копию платежного документа, подтверждающего внесение первого задатка и временное поручительство в форме гарантии банка; Справку о заключенных в последние 12 месяцев контрактах с указанием основных условий контрактов, с перечнем субподрядчиков, иностранных партнеров, если они имеются; Оферту, разработанную в соответствии с требованиями тендерной документации.

В Оферте содержатся подробные сведения об организации, за чьим именем представлено тендерное предложение: Полное наименование организации (претендента) и его реквизиты, адрес, телефон, телефакс и другие; Профилирующее направление деятельности; Заверенные копии регистрационных и уставных документов; Лицензии на определенные вида деятельности; Структура организации (фирмы), наличие филиалов и дочерних организаций; Годовой объем работ за последние три года аналогичных работам, являющимся предметом торгов, в том числе выполненных собственными силами; Банковские реквизиты; Данные по составу и квалификации технического и производственного персонала за последние три года; Число административно-управленческого персонала; Перечень оборудования, необходимого для выполнения рассматриваемых работ; Данные о финансовом положении, в том числе балансе, расчет прибылей за последние три года; Сведения о платежеспособности претендента, подписанные уполномоченным банком; Перечень офисных и производственных помещений; Опыт и стаж работы претендента в области, определяемой предметом торгов; Фотографии, книги, статьи, отзывы заказчиков, подтверждающие опыт претендента и его способность выполнить представленные на торгах работы. Техническая часть оферты содержит: Схемы и графики производства работ; Графики поставки строительной техники и технологического оборудования; Календарные планы выполнения работ; Состав привлекаемых материальных и трудовых ресурсов, строительных машин; Перечень привлекаемых субподрядных и транспортных организаций; Режим рабочего времени, подготовки кадров; Обеспечение работающих жильем и объектами социальной инфраструктуры; Предложения по охране окружающей среды, технике безопасности. Коммерческая часть оферты содержит: Цену предлагаемую оферентом по предмету торгов, условия и состав пересмотра цен; Условия, виды и методы внесения платежей в зависимости от уровня цен, предполагаемой формы оплаты, порядок финансирования, условия кредитования работ.

В.4. Оценка оферт и выбор победителя подрядных торгов.

Для вскрытия конвертов приказом председателя тендерного комитета назначается специальная и регистрируют участников торгов и предлагаемую в заявках стоимость работ по подряду, а также дополнительную информацию, если это предусмотрено тендерной документацией. Остальная информация, касающаяся содержания предложений, не сообщается. После проверки наличия требуемых сведений и документов и соблюдения всех формальностей составляется соответствующий протокол. В протоколе должно быть отмечено, что он оглашен и признан правильным. Протокол подписывают все члены комиссии. Предложения, представленные не по форме или не допущенные к торгам, отдельно перечисляются в протоколе с указанием причин, по которым они были отклонены. После того, как все заявки были вскрыты и объявлена предлагаемая в них стоимость работ по подряду, ни одному из участников торгов не разрешается вносить какие-либо изменения. В ходе оценки поступивших предложений тендерный комитет имеет право приглашать претендентов для пояснений, запрашивать у них дополнительные сведения и документы. Подавшие предложения участники не могут отзывать свое предложение до окончания работы комиссии, такой шаг вызывает отчуждение "залога серьезности". При наличии ошибок, выявленных при проверке тендерной документации, тендерный комитет вправе предоставить возможность претенденту внести поправки в документацию или принять другое решение. Тендерный комитет при оценке конкурсных предложений может пользоваться любыми критериями и методиками, которые сочтет предпочтительными. В реальной практике проведения подрядных торгов применяются различные методические подходы: от выбора победителя по одному критерию - минимальной предложенной цене, до балльной оценки. Этот опыт обобщѐн Институтом экономики строительства и ниже предлагаются его рекомендации по оценке оферт.

В систему показателей для оценки технической части оферт могут входить: Показатели, характеризующие временные параметры выполнения обязательств оферента (сроки начала и завершения работ, ввода объекта в эксплуатацию, поставок продукции и тому подобное); Показатели качества продукции или услуг, предоставляемых оферентом (качества решений генерального плана, градостроительных, архитектурных, объемно-планировочных, конструктивных проектных решений, основных и вспомогательных объектов, качества выполнения инженерноизыскательских, проектных, конструкторских, строительных, монтажных, пусконаладочных, ремонтных работ, качества поставляемого

технологического и инженерного оборудования, другой промышленной продукции, качества оказываемых услуг, комплектности поставок и др.) Показатели, характеризующие организацию выполнения оферентом работ с точки зрения соблюдения мер безопасности, охраны здоровья работающих и охраны окружающей среды (меры по охране здоровья и труда, по соблюдению пожарной безопасности, по предотвращению загрязнения воздуха, поверхности земли и подземных вод и др.); Показатели, характеризующие уровень организации оферентом управления процессами подготовки и реализации проектирования, строительства или выполнения комплексов работ, уровень квалификации рабочих и административно-управленческого персонала (использование современных методов управления проектами, автоматизированных систем обработки информации, обеспечение сбалансированности графиков производства работ, применение прогрессивной структуры руководства предприятием, привлечение высококвалифицированных специалистов и др.); Показатели, характеризующие технический уровень средств производства, используемых оферентом (качественный уровень машин, механизмов, технологических процессов, средств контроля за качеством и степень оснащенности оферента этими средствами); Показатели, характеризующие степень использования местных ресурсов иностранными подрядчиками, а также подрядчиками из других регионов Российской Федерации (местной рабочей силы по тем профессиям, по которым в регионе имеется неполная занятость материалов, изделий и полуфабрикатов местного производства, когда в регионе имеются избыточные мощности по их изготовлению, отходов местного промышленного производства и др. ресурсов); Показатели, характеризующие технические и имущественные гарантии, представляемые оферентом (по бесплатному устранению обнаруженных дефектов и недоделок в течение гарантийного срока, по компенсации возможного ущерба заказчика и тому подобное); Другие показатели технической части оферт, определяемые заказчиком для каждого конкретного случая.

В состав показателей для оценки коммерческой части оферт могут входить: Предложенная оферентом цена предмета подрядных торгов (осуществления строительства, выполнения комплекса работ, оказания услуг, поставки продукции) с указанием в какой валюте и в ценах какого периода рассчитана предложенная цена; Предложенный оферентом метод учета при осуществлении расчетов за выполненные работы последующих изменений уровня цен в связи с инфляционными процессами, изменением законодательства в области налоговой политики и по другим вопросам; Предложения оферента по условиям и порядку финансирования и кредитования подрядных работ.

Заказчик не имеет права вести какие-либо переговоры по предмету торгов с оферентами или с другими лицами с момента объявления о проведении торгов до момента утверждения результатов торгов. Если в ходе переговоров с победителем торгов претендент выдвигает неприемлемые требования, тендерный комитет по согласованию с заказчиком вправе начать переговоры с претендентом, занявшим последующее место. После проведения торгов заказчик (организатор торгов) возвращает сумму задатка претендентам в течение установленного срока с момента объявления победителя торгов. Этот срок не может превышать пяти банковских дней.

Торги могут быть объявлены тендерным комитетом несостоявшимися, если: До момента окончания срока закрытия торгов не поступило ни одной оферты; Все представленные оферты не содержат банковских гарантий. В случае, если все представленные оферты не соответствуют условиям тендерной документации, торги считаются состоявшимися, но имеют отрицательный результат. В этом случае заказчик может назначить повторные торги. Результаты торгов тендерный комитет в форме протокола представляет организатору торгов для утверждения в трехдневный срок после принятия соответствующего решения, после чего организатор торгов в недельный срок рассматривает представленные документы и принимает решение об утверждении результатов торгов. В случае неутверждения результатов торгов организатор торгов принимает мотивированное решение и направляет его в тендерный комитет. При этом организатор торгов вправе принять любое решение по результатам торгов: Подписание соглашения о намерениях между заказчиком и оферентом или оферентами с целью проведения дальнейших переговоров. Подписание контракта между заказчиком и оферентом; Проведение повторных торгов. Торги считаются закрытыми после утверждения их результатов организатором торгов.

Г. 5. Подписание контракта

Подписание контракта с фирмой, выигравшей торги, является последним этапом проведения торгов. В соответствии с условиями торгов во всех странах оферент, выигравший торги, обязан внести второй гарантийный залог. Второй задаток (второй гарантийный залог) представляет собой форму обеспечения исполнения принятого на себя оферентом обязательства заключить контракт и выполнять подрядные работы или поставку продукции, выставлявшихся на торгах.

При выборе одной из нескольких форм второго гарантийного задатка и его величины организатор торгов должен учитывать реальные финансовые возможности потенциальных претендентов и их предполагаемых поручителей. В России в 1994 году величина этого залога устанавливалась на относительно невысоком уровне или вообще не устанавливалась, имея в виду, что функции второго гарантийного залога выполняла банковская гарантия. После выполнения заказа второй гарантийный залог возвращается поставщику, причем способ этого возврата также может быть различным: либо целиком после поставки оборудования, либо частями по мере выполнения заказа (пропорционально поставкам). Организаторы торгов, выступающие после проведения торгов уже в роли заказчиков, имеют право использовать этот задаток для покрытия отдельных претензий, возникающих в ходе выполнения заказа (в случае поставки некачественного оборудования, опоздания с началом поставки и так далее). Условия контрактов, заключаемых по результатам торгов, практически мало или совсем не отличаются от условий обычных контрактов. Однако иногда они содержат некоторые специфические условия. Заключение сделки по результатам торгов может производиться также путем применения (акцепта) предложения оферента без последующего подписания контракта обеими сторонами. Организация и проведение торгов осуществляется за счет средств заказчика с отнесением на стоимость строительства, а также средств от продажи тендерной документации. При обнаружении нарушений торгов их итоги считаются недействительными, а организатор торгов выплачивает компенсацию затрат всем, кто принял участие в торгах. Размер компенсации определяется расчетом, исходя из фактически понесенных затрат. Лицо, принявшее решение об участии в торгах подряда в качестве оферента, несет все издержки, убытки и риски, связанные с этим решением. Так, претендент обязан в объявленный срок выкупить тендерную документацию по объявленой цене, в срок внести гарантийный залог в объявленой сумме и форме, предусмотренной условиями торгов. Оферент обязан в установленной форме в объявленые сроки представить финансовые гарантии и обеспечения, предусмотренные условиями торгов. Нарушение любого из финансовых условий влечет за собой безусловную потерю статуса участника торгов с имущественными последствиями, предусмотренными условиями торгов.

6. Вторичные, третичные и повторные торги

Оферент, выигравший торги и заключивший контракт, имеет право назначить и объявить вторичные торги на выполнение части работ, обусловленных контрактом. При этом проведение вторичных торгов не должно нарушать условий заключенного контракта. Аналогичным образом может поступить оферент, выигравший вторичные торги, и в свою очередь объявить третичные торги на выполнение отдельных видов работ или поставок. Порядок и условия проведения вторичных и третичных торгов тот же, что и при проведении первичных торгов. Заказчик имеет право назначить повторные торги на тот же самый объект с тем же предметом торгов, если в результате первичных торгов контракт не был присужден.

7. Разрешение споров

Все споры между участниками торгов разрешаются, как правило, в порядке консультаций между участниками и межведомственной комиссией по торгам, при этом эта процедура должна быть документально подтверждена. При невозможности разрешения спора указанным путем он рассматривается арбитражным судом в порядке, установленном законодательством.

Основные этапы проведения конкурсных торгов:

1. Разработка конкурсной документации (досье конкурса). Конкурсная документация – комплект документов, содержащих информацию, позволяющую претенденту принять решение об участии в торгах и подготовить тендерные предложения (оферты), а также правила и процедуры проведения тендера.

2. Извещение о торгах (конкурсная публикация, приглашение на участие). Широкая, полная и заблаговременная информация даёт возможность представить предложение максимальному числу лиц, при этом обеспечивается гласность и прозрачность. Тендеру может предшествовать предварительный квалификационный отбор, который проводиться по следующим параметрам:

· Опыт проведения аналогичных работ;

· Наличие необходимых производственных мощностей;

· Финансовое положение;

· Репутация.

Решение о допуске претендента к участию в конкурсе выносится конкурсной комиссией путём простого голосования.

3.Подготовка и подача торговых предложений (оферта).Одновременно с подачей предложений вносят гарантийный залог в любой приемлемой для заказчика форме, оговоренной в конкурсной документации.

4. Оценка предложений и присуждение контракта. Потенциальных победителей торгов упорядочивают, что позволяет резервировать поставщиков в случае отказа победителя от заключения договора.

5. Заключение контракта.

6. Подведение итогов, составление статистической отчётности.

Согласно статье 41 «Понятие электронного аукциона и случаи его применения» закона Республики Беларусь№ 419-З«О государственных закупках товаров (работ, услуг)»: электронный аукцион – вид процедуры государственной закупки, представляющий собой гласный и конкурентный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на электронных торговых площадках.

Электронные аукционы имеют бесспорные преимущества перед традиционными видами торгов. Среди них: конфиденциальность уча

1. Сущность тендерных торгов

2. Участники подрядных торгов

3. Объявление торгов

4. Предварительная классификация участников

5. Тендерная документация

6. Оффертер

7. Процедура торгов

8. Утверждение результатов

1. Тендер – конкурсная форма проведения подрядных торгов, представляет собой соревнование представленных претендентами оферт с точки зрения их соответствия критериям, содержащимся в тендерных документациях.

Проведение тендера в строительстве означает внедрение конкуренции в инвестиционно-строительной сфере.

В России тендеры, проводимые в строительстве назначаются подрядными торгами.

Подрядные торги – форма размещения заказов на строительство объектов, предусматривающая выбор генподрядчика для выполнения СМР или оказания услуг на основе конкурса. Подрядные торги могут проводится при размещении заказов на:

· Строительство предприятий жилых и общественных зданий, сооружений, как производственного, так и непроизводственного назначения

· На выполнение проектных, инженерно-изыскательских, конструкторских, монтажных, пуско-наладочных и специальных работ

· На поставку комплексного технологического оборудования

· На управление проекта

· На подбор персонала

Объект торгов – строительный объект

Предмет торгов – конкретные виды СМР и услуг

Оферент – лицо, от имени которого предоставлена заявка

Участниками торгов являются юридические лица, подтвердившие своё право участвовать в торгах.

Основными видами подрядных торгов являются торги с предварительной классификацией (без предварительной классификации – чаще).

В зависимости от участия иностранных оферентов, торги бывают открытые и закрытые.

В зависимости от участия оферентов в процедуре торгов, торги делятся на гласные и негласные.

В зависимости от того, в который раз назначаются торги, бывают первичные и повторные.

Запрещается участвовать в торгах предприятиям, имеющим финансовую зависимость друг от друга.

2. Участники торгов:

· Заказчик

· Организатор торгов

· Тендерный комитет

· Претенденты

· Оференты

При проведении торгов, заказчик осуществляет следующие функции:

· Принимает решение о проведении подрядных торгов и издаёт документы по своему предприятию

· Определяет лицо, которое будет выполнять функции организатора торгов; издаёт документ и заключает договор с ним

· Контролирует работу организатора торгов и имеет своего представителя в тендерном комитете

· Устанавливает окончательные условия контракта, и заключает его с победителем торгов

Заказчик должен обладать необходимыми инвестиционными ресурсами и квалификацией.

Организатором торгов может быть специализированное предприятие либо индивидуальное предприятие.



Функции организатора торгов:

· Подготавливает документы для объявления торгов

· Публикует объявления или рассылает приглашения

· Формирует тендерный комитет из экспертов

· Контролирует его деятельность и утверждает результаты торгов

· Рассматривает апелляции на решение тендерного комитета

· Распускает тендерный комитет

· Несёт все расходы по подготовке и проведению торгов

Состав тендерного комитета определяется заказчиком. К работе тендерного комитета могут привлекаться высококвалифицированные специалисты – представитель проектных, научно-исследовательских, инженерно – изыскательских и других организаций. С каждым из них организатор торгов заключает контракт, условия которого не разглашаются.

Функции тендерного комитета:

· Производит предварительную квалификацию претендентов

· Организует разработку и распространение тендерной документации и проводит ознакомление претендентов с этой документацией

· Обеспечивает сбор, хранение и оценку представленных оферт

· Осуществляет процедуру торгов и определяет победителя

· Публикует в СМИ отчёт о результатах торгов

Тендерный комитет имеет право делегировать часть своих полномочий научно-исследовательской или инженерно-консалтинговой компании.

Статус претендента присваивается юридическому или физическому лицу с момента их обращения в тендерный комитет.

Статус претендента утрачивается в случаях:

· По желанию претендента

· В случае не внесения первого задатка к моменту представления оферты

· В случае нарушения претендентом условий торгов

С момента регистрации оферты претендент приобретает статус оферента.

3. Объявление торгов.

Объявление и проведение торгов публикуется организатором торгов или, по его поручению, тендерным комитетом.

Объявления должны содержать сведения о:

· Наименование заказчика и организатора торгов (реквизиты)

· Наименование вида торгов, объекта и предмета торгов

· Краткая характеристика места строительства

· Ориентировочные объёмы и сроки выполнения СМР

· Примерный контракт

· Первоначальная цена

· Сроки представления оферты и суммы задатка

· Инвестор, архитектор, ген-подрядчик и проектная организация.

Объявление о торгах должно быть проведено за 6 месяцев до предоставления оферты.

4. предварительная классификация.

Сводится к отбору будущих претендентов самим тендерным комитетом; рассылка им приглашений или анкет.

5. Тендерная документация.

Порядок, состав и другие условия подготовки тендерной документации определяет тендерный комитет в соответствии с поручением заказчика либо организатора торгов. Тендерная документация передаётся в комплекте по официальному запросу претендента за плату.

Тендерная документация состоит из разделов:

· Общие сведения об объекте, строительстве и предмете торгов

· Проектная документация

· Требования по составу документации оферты

· Инструкция оферентам

· Условия и порядок проведения торгов

· Проект контракта

В первом разделе приводятся наименование, адрес, описание объекта и предмета торгов, даты и сроки выполнения работ, наименование заказчика и организатора торгов, условия и порядок посещения стройплощадки.

Во втором разделе приводятся чертежи, разрезы, схемы, графики, ведомости объёмов работ, особые ТУ и стартовая цена объекта.

Для участия в торгах претендент должен предоставить следующие документы:

· Заявку на участие в подрядных торгах

· Временное поручительство в форме гарантий банка

· Копию платежки, подтверждающей внесение первого задатка

· Расчёт цены предмета торгов с указанием порядка исчисления и распределения по основным фондам работ

· Пояснительная записка с приложением необходимой экономической, техническое и технологической документации

В разделе «Иностранного оферента» отражаются:

· Информация и требования по условиям разработки оферт, информация о тарифах, налогах, штрафах, сборах, акциях, таможенных пошлин и т.п.

· Информация об ограничениях, введенных законодательными, исполнительными органами власти, собственниками земли и недвижимости

· Требования по срокам гарантий банков и обязательств победителя торгов

· Требования по структуре контракта цены, условиям и порядку ее пересмотра

· Условия, виды и методы внесения платежей, предлагаемые формы оплаты, порядок финансирования и условия кредитования сделки

· Размер, форма, порядок, срок внесения и возврата первого задатка

· Сроки действия оферты, условия и порядок прекращения и продления ее действия

Порядок оформления и доставки оферты:

· Документы должны быть полностью заполнены и предоставлены в нескольких экземплярах

· Документы должны быть опечатаны и вложены в запечатанный конверт

· Способ доставки, фамилия и должность лица, принявшего документ

· Порядок внесения изменений в оферту после ее предоставления в тендерный комитет

Условия и порядок проведения торгов:

Раздел включает:

· Дата вскрытия конвертов и условия прохождения этого процесса

· Основные критерии оценки оферт и причины отказа от их рассмотрения

· Порядок выборы победителя, порядок утверждения результат торгов

· Условия и порядок внесения второго задатка

· Уведомление о том, какой документ подписывается победителем торгов

· Порядок извещения оферентов о результатах закрытых торгов

· Порядок проведения переговоров с победителем торгов

6. Офертер

Должен быть подготовленным специалистом строительной организации и предоставляться в тендерном комитете. Оферты принимаются в двойных конвертах. Во внешнем конверте содержится заявка на участие в торгах, копия платежки, подтверждающая внесение задатка. Во внутреннем конверте находится сама оферта. Он должен быть запечатан на момент подачи оферты. Во внутреннем конверте содержится цена контракта в разбивке по видам основных СМР, особенные технические и технологические особенности решений, необходимые экономические расчеты и сроки окончания работ, чтобы разработать офертную документацию, строительной организации необходимо иметь: проектно-сметную документацию, грамотных опытных специалистов, которые имеют опыт аналогичных строек.

Оференту, предоставившему оферту, выдается расписка.

Оферты хранятся в специальном сейфе вместе с книгой регистрации под ответственностью организатора торгов.

7. Процедура торгов.

Подрядные торги на объекты, расположенные на территории Российской Федерации, проводятся по месту нахождения организатора торгов. Они проводятся в день, час и месте, которые были официально объявлены. В день проведения проверяется сохранность конвертов. Вскрытие конвертов производится тендерной комиссией в присутствии экспертов и иных специалистов без права голоса.

Тендерный комитет проверяет соответствие предоставленных оферт требованиям. Тендерный комитет выбирает победителя торгов оферта, у которого были наиболее достойные предложения.

Решение тендерного комитета о выборе победителя торгов в Российской Федерации принимается большинством голосов от числа членов тендерного комитета, присутствовавших на заседании. В случае равенства голосов принимается решение, за которое проголосовал председатель тендерного комитета. Решение оформляется протоколом. Тендерный комитет может принять решение о закрытии торгов без объявления победителя, также, если победителем была принята очень низкая цена – это приводит к повторным торгам.

Критерии определения победителя:

· Опыт работы данной организации по строительству аналогичных проектов

· Наличие материальной базы у генподрядчика

· Квалификация ответственных специалистов и количество рабочей силы

· Оснащенность стройорганизации техникой, оборудованием, инструментами

· Особенности технического и технологического решения

· Возможность совместного финансирования объекта

· Снижение сроков строительства

· Минимальная цена строительства

На западе критерии следующие:

· Минимальная цена

· Более сжатые сроки строительства

· Минимальная площадь застройки

· Соблюдение экологических правил

· Качество строительства

В международной практике капитального строительства выбор подрядчиков осуществляется на конкурсной основе путем проведения торгов. По сравнению с прямыми двусторонними договорами торги создают условия конкуренции между подрядными строительными фирмами и позволяют заказчику выбрать наиболее выгодные предложения с точки зрения как цены, так и других коммерческих и технических условий.

Существуют две формы торгов : закрытые и открытые. При закрытых торгах заказчик для участия в торгах приглашает несколько уже известных ему фирм, из которых он выбирает ту, которая дает наиболее приемлемые для него предложения. При открытых торгах заказчик дает объявление в открытой печати о приглашении всех желающих принять участие в торгах.

Организация проведения торгов следующая : заказчик в открытой или закрытой форме уведомляет претендентов о намерении объявить торги на проектирование или строительство объекта, поставки оборудования и приглашает желающих принять в них участие. Этот документ именуется «приглашением к торгам». К началу объявления торгов заказчик собственными силами или с помощью инженера-консультанта разрабатывает комплект документации, в котором излагаются основные идеи предмета торгов и характер коммерческих условий. Если речь идет о строительстве объекта, документация содержит детальное описание объекта, технические требования, необходимый объем графических материалов, коммерческие условия, проект контракта, что позволяет подрядчику правильно оценить стоимость строительства, а в дальнейшем (в случае присуждения подряда) составлять рабочую документацию и осуществлять строительство. Комплект такой документации называется тендером.

При объявлении торгов заказчик назначает точную дату рассмотрения предложений. Для этого создается тендерный комитет из независимых высококвалифицированных специалистов. Тендерная документация выкупается за определенную, как правило, незначительную плату. При подаче документов в тендерный комитет для подтверждения серьезности своих намерений каждый претендент вносит залог, как правило, в среднем 2% от суммы предложения. Если предложение отклоняется, то залоговая сумма претенденту возвращается.

Процедура торгов следующая : в назначенный день и час вскрываются конверты с предложениями, но в связи с тем, что предложения содержат большой объем информации, в этот день дается объявление обо всех участниках торгов и о претендентах, допущенных к дальнейшему рассмотрению. Решение о присуждении заказа обычно принимается через несколько месяцев после изучения предложений, проверки кредитоспособности претендентов, определения их производственных возможностей. Заявленная претендентом низкая цена "не является гарантией того, что ему будет присуждена победа. При рассмотрении предложений обычно учитывают комплекс вопросов - коммерческих, финансовых, технических, состояние фирмы -претендента и т.п.

Фирма, получившая подряд с торгов, заключает с заказчиком контракт, в котором Оговариваются стоимость, вид валюты, условия платежей, сроки выполнения работ, формы урегулирования споров, законодательные положения, различного рода санкции, виды страхования, особые условия.

Форма размещения заказов на строительство, предусматривающая выбор подрядчика для выполнения работ и оказания услуг на основе конкурса. Источник: МДС 80 …

Подрядные торги - форма размещения заказов на строительство, предусматривающая выбор подрядчика для выполнения работ и оказания услуг на основе конкурса;... Источник: Распоряжение Госкомимущества РФ N 660 р, Госстроя РФ N 18 7 от 13.04.1993 (ред. от 18.10.1994) Об … Официальная терминология

Подрядные торги Жилищная энциклопедия

ПОДРЯДНЫЕ ТОРГИ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕКТОВ - в соответствии с п. 2 Положения о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 марта 2005 г. N 235, подрядные торги представляют собой форму… … Юридический словарь современного гражданского права

Методические рекомендации по оценке оферт и выбору лучшего предложения из представленных на подрядные торги. - 5. Методические рекомендации по оценке оферт и выбору лучшего предложения из представленных на подрядные торги. ЦНИИЭУС. М., 1994. Источник: МДС 80 12.2000: Методич … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Тендер на подрядные торги - тендер конкурсная форма проведения подрядных торгов, представляющая собой соревнование представленных претендентами оферт с точки зрения их соответствия критериям, содержащимся в тендерной документации;... Источник: Распоряжение Госкомимущества… … Официальная терминология

Форма размещения заказов на строительство, предусматривающая выбор подрядчика для выполнения работ и оказания услуг на основе конкурса … Юридический словарь

Торги - (Bidding) Торги это специфическая форма торговли, результат которой достигается посредством проведения конкурса или аукциона Информация об определении торгов, правила проведения аукционов и конкурсов, в том числе электронных торгов с… … Энциклопедия инвестора

торги подрядные - форма размещения заказов на строительство, предусматривающая выбор подрядчика для выполнения работ и оказания услуг на основе конкурса … Большой юридический словарь

ТОРГИ, ПОДРЯДНЫЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ - представляют собой форму размещения заказов на строительство объектов путем подбора на конкурсной основе претендентов – строительных, строительно монтажных, проектных и других организаций – на выполнение комплекса работ по соответствующим видам… … Большой экономический словарь

"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2009, N 6

Одним из способов заключения договоров на выполнение подрядных работ является участие организации в тендерах, проводимых как для государственных (муниципальных) нужд, так и для коммерческих компаний. В обоих случаях участники таких торгов несут определенные затраты, хотя само участие в них не всегда приводит к подписанию нового контракта. Из чего же складываются расходы на участие в конкурсе? Как отражаются они в бухгалтерском и налоговом учетах? Все ли организации могут учесть такие расходы в целях налогообложения? Какую при этом позицию занимают Минфин, ФНС, арбитры? Обо всем этом вы узнаете из предлагаемой статьи.

Правовое регулирование

Возможность заключения договора путем проведения торгов (открытых и закрытых) предусмотрена гл. 28 "Заключение договора" ГК РФ. В частности, в ст. 447 ГК РФ установлено, что в таком случае проводятся аукцион или конкурс и договор заключается с лицом, выигравшим их, то есть с тем, кто предложил на аукционе наиболее высокую цену, а по конкурсу - лучшие условия.

Непосредственно требования по организации и порядок проведения торгов установлены в ст. 448 ГК РФ. К примеру, извещение о проведении торгов должно быть дано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. А если предметом торгов является только право на заключение договора (а именно об этом наша статья), в извещении о предстоящих торгах должен быть указан предоставляемый для этого срок.

Следует иметь в виду, что п. 3 ст. 448 ГК РФ предусмотрен односторонний отказ организатора торгов от их проведения: для аукциона - в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а для конкурса - не позднее чем за тридцать дней до его проведения. В таких случаях организатор открытых торгов обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб, если такой отказ произошел с нарушением указанных сроков. А вот организатор закрытого аукциона или закрытого конкурса обязан возместить участникам реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал его отказ от торгов.

Все вышеизложенное в равной степени относится к подрядным торгам, проводимым как для госнужд, так и для нужд коммерческих компаний. Однако для торгов по государственным контрактам действует еще и специальный порядок, регулируемый Положением о подрядных торгах в Российской Федерации <1> (далее - Положение о подрядных торгах). С учетом того, что в остальных случаях (для коммерческих нужд) заказчик может принять решение о проведении подрядных торгов в порядке, установленном для государственных заказов, приведем некоторые определения и положения из данного документа:

подрядные торги - форма размещения заказов на строительство, предусматривающая выбор подрядчика для выполнения работ и оказания услуг на основе конкурса;

заказчик - лицо, для которого строится, реконструируется и оснащается объект торгов;

организатор торгов - лицо, которому заказчиком поручено проведение торгов;

тендерный комитет - постоянный или временный орган, создаваемый заказчиком или организатором для организации и проведения торгов;

претендент - лицо, решившее принять участие в торгах до момента регистрации оферты;

оферент - лицо, от имени которого представлена оферта;

тендер - конкурсная форма проведения подрядных торгов, представляющая собой соревнование представленных претендентами оферт с точки зрения их соответствия критериям, содержащимся в тендерной документации;

тендерная документация - комплект документов, содержащих исходную информацию о технических, коммерческих, организационных и иных характеристиках объекта и предмета торгов, а также об условиях и процедуре торгов;

оферта - предложение заключить контракт в отношении конкретного предмета торгов на условиях, определяемых в тендерной документации.

<1> Утверждено Распоряжением Госкомимущества России N 660-р и Минстроя России N 18-7 от 13.04.1993.

Подрядные торги могут проводиться при размещении заказов:

  • на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт предприятий, зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе на условиях "под ключ";
  • на выполнение проектных, инженерно-изыскательских, конструкторских, строительных, монтажных, пусконаладочных и других видов работ;
  • на поставку комплектного технологического оборудования, в том числе на условиях "под ключ";
  • на управление проектом, консультирование, надзор;
  • на любые технически и организационно обоснованные сочетания указанных работ и услуг.

Основными видами подрядных торгов являются:

  • с предварительной квалификацией и без предварительной квалификации (в зависимости от проведения организатором торгов предварительного отбора претендентов);
  • с участием иностранного оферента и без участия иностранного оферента (в зависимости от участия иностранных оферентов);
  • гласные и негласные (в зависимости от участия оферентов в процедуре торгов и оглашения их результатов);
  • первичные и повторные (в зависимости от того, в который раз назначаются торги по данному предмету торгов);
  • открытые и закрытые (ограниченные по числу претендентов) (в зависимости от формы проведения торгов).

Требования к претендентам

Как уже было сказано, порядок проведения подрядных торгов по госзаказам регламентирован Положением о подрядных торгах. При этом требования к претендентам тендеров, проводимых коммерческими компаниями, кроме ГК РФ, ничем не ограничены и зависят от волеизъявления заказчика. Например , им могут быть выставлены следующие требования:

  • участник конкурса должен обладать необходимыми профессиональными знаниями, специализацией и опытом выполнения работ, иметь лицензии на выполняемые работы вместе с приложениями, описывающими конкретные виды деятельности, на которые организация обладает лицензией, иметь ресурсные возможности (финансовые, материально-технические, производственные, трудовые);
  • участник конкурса не должен являться неплатежеспособным или банкротом, находиться в процессе ликвидации, на имущество участника конкурса в части, существенной для исполнения договора, не должен быть наложен арест, экономическая деятельность участника конкурса не должна быть приостановлена;
  • участник не должен иметь невыполненных обязательств перед третьими лицами, в частности перед заказчиком конкурса;
  • наличие обученного, аттестованного персонала с квалификацией, соответствующей видам выполняемых работ;
  • стаж работы работников (специалистов, рабочих) в организации - не менее года;
  • наличие положительного опыта выполнения аналогичных договоров не менее трех лет, подтвержденного рекомендательными письмами руководителей предприятий;
  • участник должен обладать достаточной материально-технической базой, оборудованием, инструментами и приспособлениями для выполнения указанных работ.

Что касается вопроса об обеспечении конкурсной заявки в подрядных торгах, проводимых коммерческими организациями, то в отличие от конкурсов по госзаказам такое требование может быть, а может и не быть. В основном в качестве обеспечения конкурсной заявки служит задаток или банковская гарантия.

Задаток

Условие о внесении участником задатка (денежной суммы) предусмотрено п. 4 ст. 448 ГК РФ. Задаток возвращается претенденту в двух случаях (п. 4 ст. 448 ГК РФ): если торги не состоялись и если торги не выиграны им.

В отношении участника, выигравшего торги, установлено, что в этом случае сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по договору при условии его заключения (абз. 2 п. 4 ст. 448 ГК РФ).

Если же победитель торгов уклоняется от подписания договора (протокола о результатах торгов), то он лишается задатка. Если в силу каких-либо причин организатор торгов уклоняется от подписания договора, то он обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить победителю убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка (п. 5 ст. 448 ГК РФ).

На первый взгляд, все понятно. Однако есть вопрос, на котором хотелось бы заострить внимание: как в рассматриваемом нами случае (подрядные торги) задаток, внесенный участником, ставшим по результатам конкурса победителем, может быть засчитан в счет исполнения обязательства по заключенному договору на выполнение подрядных работ? То есть: как в случае неденежных обязательств подрядчика перед заказчиком работает абз. 2 п. 4 ст. 448 ГК РФ? По мнению автора, если по условиям подрядных торгов в качестве обеспечения конкурсных заявок предусмотрен задаток, то он должен возвращаться победителю конкурса.

В подтверждение сказанного приведем Постановление ФАС ЦО от 28.02.2007 N А48-2962/06-4. Итак, организатор конкурса на поставку оборудования по госконтракту заключил с участником торгов договор о взносе, по условиям которого претендент перечисляет денежную сумму на расчетный счет организатора торгов до момента окончания приема конкурсных заявок на участие в торгах (конкурсе), подтверждая тем самым свое намерение участвовать в них. При этом отдельным пунктом договора о взносе предусмотрено, что денежные суммы, внесенные претендентом, в случае признания последнего победителем не возвращаются, а относятся на возмещение затрат по организации и проведению торгов.

После исполнения указанных условий претендент, ставший победителем, надлежащим образом исполнил обязательства по заключенному госконтракту - поставил организатору соответствующие товарно-материальные ценности. В свою очередь, организатор произвел оплату поставленного товара, оставив взнос претендента у себя, в связи с чем победитель и обратился в арбитражный суд с требованием о признании пункта, в котором говорится о невозврате взноса в случае выигрыша претендента, недействительным (ничтожным), как не соответствующего п. 4 ст. 448 ГК РФ, и, как следствие, о том, чтобы обязать организатора конкурса вернуть суммы взноса, полученные по ничтожной части сделки. Суд поддержал требования победителя о необходимости возвратить задаток.

ФАС ЦО, учитывая все обстоятельства, указал: арбитражный суд пришел к правомерному выводу о том, что данная денежная сумма в нарушение п. 4 ст. 448 ГК РФ не может быть использована организатором торгов на возмещение понесенных им затрат по организации и проведению торгов, а должна быть учтена в счет исполнения обязательств выигравшего торги по государственному контракту. Довод организатора о том, что сумму взноса, внесенную участником по договору о взносе, нельзя признать задатком, поскольку задаток как способ обеспечения обязательств, предусмотренный п. 1 ст. 380 ГК РФ, применяется только в тех случаях, когда участник торгов покупает товары на торгах, а не выступает в качестве поставщика, обоснованно не принят во внимание.

Согласно ст. 380 ГК РФ задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения. Из смысла п. 4 ст. 448 ГК РФ следует, что задаток вносится для определения серьезности намерения претендента участвовать в торгах и для побуждения стороны заключить договор в будущем. Указанные в вышеназванных нормах права обеспечительные меры в виде задатка отличаются по своему существу и влекут разные правовые последствия.

В положении договора о взносе и конкурсной документации под взносом понимаются денежные средства, вносимые претендентом для участия в конкурсе, то есть для выражения серьезности намерения претендента участвовать в торгах и для обеспечения исполнения будущего договора (государственного контракта). Таким образом, в конкурсной документации и договоре о взносе произошла подмена понятий задатка и взноса.

С учетом изложенного ФАС ЦО постановил: вывод арбитражного суда о том, что спорный пункт договора о взносе должен соответствовать требованиям п. 4 ст. 448 ГК РФ, является правомерным.

Банковская гарантия

Как показывает практика, для обеспечения серьезности намерения участника-подрядчика, кроме задатка, торги могут предусматривать условие о приобретении им банковской гарантии. Обычно в ней определяется денежная сумма, которая выплачивается банком заказчику при условиях, установленных для случая утраты подрядчиком внесенного задатка (ст. 448 ГК РФ). Например , гарантийная сумма выплачивается:

  • если подрядчик отзывает свою конкурсную заявку в течение срока ее действия;
  • если была выявлена недостоверность сведений, содержащихся в конкурсной заявке;
  • если по вине подрядчика контракт (договор) между ним и заказчиком не был заключен в установленный срок;
  • если подрядчик, будучи уведомленным о присуждении ему права на заключение контракта (договора) в течение срока действия конкурсной заявки, откажется его подписать либо не сможет или откажется предоставить обеспечение его выполнения в соответствии с инструкцией участнику конкурса.

Справедливости ради скажем, что в случае обеспечения конкурсной заявки банковской гарантией вопрос о возврате задатка победителю после заключения контракта снимается.

Бухгалтерский учет

Расходы подрядчика, связанные с тендерными торгами (уплата сбора за участие в конкурсе, приобретение тендерной документации, приобретение банковской гарантии и прочие), в бухгалтерском учете до объявления результатов конкурса первоначально учитываются на счете 97 "Расходы будущих периодов" как расходы, понесенные в связи с предстоящими работами. В случае признания подрядчика победителем данные затраты признаются прямыми расходами по договору строительного подряда и списываются в дебет счета 20 "Основное производство". В случае проигрыша все расходы, связанные с подготовкой тендерной документации, признаются прочими расходами и списываются на счет 91-2 "Прочие расходы" в месяце объявления результатов конкурса.

Следует отметить, что внесенный участником задаток к вышеперечисленным расходам не относится. По мнению автора, до объявления результатов тендера (до возврата или зачета в счет исполнения обязательств по договору) эти суммы не могут признаваться расходом (п. 3 ПБУ 10/99), так как задаток в данном случае выполняет обеспечительную функцию - удостоверяет факт намерения заключить договор. Поэтому корректнее отражать суммы внесенного задатка по дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Расчеты по внесенному задатку", и кредиту счета 51 "Расчетный счет".

Примечание. Организация должна документально подтвердить не только уплату взноса участника, оформление банковской гарантии и сумму компенсации банку, но и факт участия в конкурсе.

В случае отрицательного результата суммы возвращаемого задатка отражаются в учете обратной проводкой: Дебет 51 Кредит 76. В случае положительного результата, как мы уже говорили, задаток также возвращается победителю и отражается на бухгалтерских регистрах аналогичными записями.

Если задаток возвращается претенденту в двойном размере (п. 5 ст. 448 ГК РФ), то сумма, превышающая размер внесенного задатка, признается прочим доходом (п. 2 ПБУ 9/99).

Налоговый учет

В налоговом учете, как и в бухгалтерском, расходы на участие в подрядных торгах находят свое отражение при любых результатах конкурса - отрицательных (пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ) либо положительных (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Такой вывод следует из разъяснений Минфина по данному вопросу (Письма от 16.01.2008 N 03-03-06/1/7, от 07.11.2005 N 03-11-04/2/109, от 31.10.2005 N 03-03-02/121). Так, в Письме N 03-03-06/1/7 финансисты сообщают, что расходы организации, связанные с участием в тендерных торгах, которые проиграны, могут быть признаны для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов в случае, если они понесены в связи с выполнением требований, предъявляемых организаторами торгов участникам торгов, и не возвращаются им при проигрыше (в частности, к таким расходам могут быть отнесены расходы по уплате сбора за участие в конкурсе, расходы по приобретению тендерной документации, приобретению банковской гарантии). Указанные расходы, подтвержденные документально, учитываются для целей налогообложения прибыли единовременно.

Кроме того, по мнению Минфина, в случае возврата организаторами торгов сумм, внесенных участниками торгов за участие в тендере, подобные суммы у участника включаются в состав внереализационных доходов. Данную позицию разделяют и налоговые органы (Письма ФНС России от 18.11.2005 N ММ-6-02/961, УФНС по г. Москве от 27.01.2006 N 20-12/5557).

В этой связи возникает вопрос: относится ли к ним возвращаемый задаток? Согласно п. 32 ст. 270 НК РФ задаток относится к расходам, не учитываемым в целях налогообложения. Поэтому сумма задатка для целей налогообложения прибыли в состав расходов не включается (Письмо Минфина России от 25.03.2008 N 03-03-06/1/200). Соответственно, в случае возврата задаток не относится к доходам, учитываемым в целях налогообложения в силу ст. 41 НК РФ, согласно которой доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме.

"Входной" НДС при участии в тендерах

Если организация приняла участие в тендере в рамках своей деятельности, облагаемой НДС, то "входной" НДС по приобретенным в этой связи работам (услугам) она вправе принять к вычету в случае как выигрыша, так и проигрыша при выполнении условий, предусмотренных ст. 172 НК РФ. Напомним эти условия:

  • наличие счета-фактуры с выделенной суммой НДС;
  • приобретение товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС;
  • принятие на учет указанных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов.

Как видим, право участника на вычет НДС по расходам, осуществленным в связи с участием в подрядных торгах, кроме наличия счета-фактуры, первичных документов и постановки на учет, зависит от того, для каких операций - облагаемых или не облагаемых НДС - они приобретались. С учетом изложенного делаем вывод: если организация участвует в подрядных торгах, чтобы заключить новый договор для осуществления деятельности, облагаемой НДС, то суммы предъявленного налога по расходам, понесенным претендентом в ходе подготовки и участия в тендере, принимаются к вычету в общем порядке.

Если же в ходе тендера (подготовки к нему) организация по каким-либо причинам отказалась от участия в тендере, то принятый к вычету НДС, по нашему мнению, необходимо восстановить, поскольку в этом случае понесенные расходы утрачивают первоначальную цель -приобретение для операций, облагаемых НДС.

Пример. ООО "Веста" направило заявку на участие в подрядных торгах на выполнение строительно-монтажных работ, заказчиком которых является ЗАО "Славянка". Тендерная документация приобретена у заказчика за 11 800 руб. (в том числе НДС - 1800 руб.). Торги состоятся 20 апреля 2009 г., срок представления оферт (конкурсной документации) - до 20 марта 2009 г. Задаток, являющийся обеспечением конкурсной заявки, в сумме 50 000 руб. перечислен на расчетный счет заказчика 16 марта 2009 г. К подготовке оферты для участия в торгах ООО "Веста" привлекло специализированную компанию, стоимость услуг которой составила 23 600 руб. (в том числе НДС - 3600 руб.). Подрядные торги ООО "Веста" проиграло.

Данные операции в бухгалтерском учете ООО "Веста" будут отражены так:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
руб.
В марте 2009 г.
Отражены расходы по приобретению тендерной
документации
((11 800 - 1800) руб.)
97 60 10 000
Учтен НДС с расходов по тендерной
документации
19 60 1 800
Принят к вычету НДС, относящийся к тендерной
документации
68 19 11 800
Отражена оплата тендерной документации 60 51 1 800
Перечислен задаток за участие в торгах 76 <*> 51 50 000
Отражены расходы по подготовке оферты 97 60 20 000
Учтен НДС с расходов по подготовке оферты 19 60 3 600
Отражена оплата услуг по подготовке оферты 60 51 23 600
Принят к вычету НДС, относящийся к расходам
по подготовке оферты
68 19 3 600
В апреле 2009 г.
Списаны расходы, связанные с участием в
тендере
((10 000 + 20 000) руб.)
91-2 97 30 000
Отражен возврат задатка в полной сумме 51 76 <*> 50 000
<*> Субсчет "Расчеты по внесенному задатку".

В налоговом учете расходы, связанные с участием в подрядных торгах, в сумме 30 000 руб. признаются единовременно в составе внереализационных расходов в периоде объявления результата - в апреле 2009 г., так как они понесены в связи с выполнением требований, предъявляемых организаторами торгов. Принятые к вычету суммы НДС, относящиеся к расходам по участию в тендере, восстановлению не подлежат, так как были приобретены для осуществления операций, подлежащих обложению НДС.

Участник подрядных торгов - "упрощенец"

А вот в отношении затрат, связанных с участием "упрощенца" в конкурсных торгах (тендерах) на право заключения контрактов и договоров на выполнение подрядных работ, Минфин в Письме от 02.07.2007 N 03-11-04/2/173 отметил, что п. 1 ст. 346.16 НК РФ определен перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения у налогоплательщиков, использующих УСНО. Данный перечень расходов является закрытым, и с учетом того, что в нем отсутствуют расходы, связанные с участием организации в конкурсных торгах (тендерах) на право заключения контрактов и договоров, организация не вправе учитывать эти расходы при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСНО.

Следует ли при таких обстоятельствах "упрощенцу" включать в налогооблагаемый доход сумму задатка, возвращенного в связи с проигрышем на торгах? На данный вопрос Минфин в Письме от 11.10.2007 N 03-11-04/2/254 отвечает следующее. Согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ организации, применяющие УСНО, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ. При определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ. Возврат суммы задатка не отвечает требованиям ст. 41 НК РФ. В связи с изложенным сумма задатка, возвращенная организации, проигравшей в торгах, не является доходом и, соответственно, не учитывается при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСНО.

Таким образом, "упрощенцы" не учитывают в целях налогообложения расходы по участию в тендере ни в случае победы, ни в случае проигрыша.

Е.Е.Голованова

Эксперт журнала

"Актуальные вопросы

бухгалтерского учета

и налогообложения"

Похожие публикации