Схему органов государственного регулирования рынка ценных бумаг. Регулирование рынка ценных бумаг в рф

Любая человеческая деятельность на данном этапе развития общества должна быть регулируема, не является исключением и рынок ценных бумаг. В законе «О рынке ценных бумаг» предусматривается как регулирование деятельности государственными органами, так и специальными организациями, функционирующими на рынке ценных бумаг.

Система регулирования рынка ценных бумаг (регулятивная инфраструктура рынка) включает в себя:

1) государственные органы регулирования;

2) саморегулирующиеся организации;

3) законодательные нормы рынка ценных бумаг;

4) этику, традиции и обычаи рынка.

Цели регулирования:

1. Поддержание порядка на рынке и создание нормальных условий работы всех его участников.

2. Защита участников от мошенничества и недобросовестности юридических и физических лиц.

3. Обеспечение свободного процесса ценообразования в зависимости от спроса и предложения.

4. Создание эффективного рынка со стимулами для предпринимательской деятельности.

5. Создание новых и поддержание необходимых для общества рынков и рыночных структур.

Процесс регулирования включает:

1. Создание законодательной базы функционирования рынка.

2. Отбор профессиональных участников рынка.

3. Контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил рынка.

4. Создание системы санкций за нарушение норм и правил. Система регулирования рынка ценных бумаг включает в себя:

5. государственные органы регулирования;

6. регулирование рынка профессиональными участниками рынка (саморегулирующие организации);

7. общественное регулирование (осуществляемое через общественное мнение).

Государство выполняет ряд важнейших функций на рынке ценных бумаг, среди них можно выделить следующие основные:

Разработка программы и стратегии развития рынка ценных бумаг, законодательных актов для реализации стратегии;

Наблюдение и регулирование исполнения этой программы,

Установление требований к участникам рыночного процесса, установка различных стандартов;

Контролирование финансовой безопасности и устойчивости рынка, надзор за выполнением распоряжений по безопасности;

Обеспечение информированности всех без исключения инвесторов о состоянии рынка;

Формирование государственных систем страхования на рынке ценных бумаг;

Контроль и предупреждение чрезмерного вложения инвестиций в ценные государственные бумаги.

На сегодняшний день известны две модели государственного регулирования рынка ценных бумаг. Первая подразумевает, что государство максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный процесс на рынке и лишь небольшая часть передается саморегулирующимся организациям. Вторая модель прямо противоположна первой – роль государства в регулировании минимальна и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка. В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.

Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг.

1. Администрация Президента РФ участвует в работе ФСФР. Контрольное управление осуществляет специальный мониторинг выполнения указов и распоряжений Президента, связанных с приватизацией и РЦБ.

2. Правительство РФ осуществляет общее руководство развитием РЦБ через федеральные органы исполнительной власти, ведет законопроектную деятельность, осуществляет подготовку проектов Указов и распоряжений Президента РФ, а также законов в области ценных бумаг.

3. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) издает распоряжения по вопросам выдачи, приостановления и аннулирования лицензирования профессиональных участников РЦБ, а также по вопросам, имеющим распорядительный или индивидуальный характер, не требующий принятия постановлений в соответствии с федеральным законом.

4. Центральный банк РФ регулирует выпуски ценных бумаг кредитный организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом РЦБ, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на РЦБ.

5. Минфин РФ регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций, субъектов федерации и органов местного самоуправления; лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании и фонды; осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение.

6. Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ регулирует деятельность страховых компаний на рынке ценных бумаг.

Кроме государства на рынке ценных бумаг процесс регулирования осуществляется и самостоятельно так называемыми саморегулирующими организациями, которые в соответствии с законом «О рынке ценных бумаг» представляют собой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующие в соответствии с законом и функционирующие на принципах некоммерческой организации. Важной особенностью такой организации является ее некоммерческая направленность, то есть ее участники и учредители не используют вырученные средства на собственное потребление, а только на реализацию представленных им функций.

Функциями саморегулируемых организаций являются:

Разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке ценных бумаг;

Осуществление подготовки кадров и установление требований для работы на рынке;

Контроль за соблюдением участниками правил и нормативов;

Обеспечение правдивой информацией участников рынка;

Обеспечение защиты участников в государственных органах управления.

Предыдущая

Изучив материал данной главы, студент должен:

знать

принципы и цели государственного регулирования рынка ценных бумаг;

основные законы, регулирующие рынок ценных бумаг;

виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

процедуру эмиссии ценных бумаг;

значение понятия "квалифицированный инвестор";

уметь

ориентироваться в законодательстве, регулирующем рынок ценных бумаг;

определять виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

выделять отдельные этапы процедуры эмиссии ценных бумаг;

владеть

понятийным аппаратом в области государственного регулирования рынка ценных бумаг;

методикой осуществления процедуры эмиссии ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг достаточно сложная экономическая система, функционирование которой затрагивает интересы многочисленных участников. Такие сложные рынки требуют определенного нормативного регулирования, чтобы все их участники действовали по определенным известным всем правилам. Поэтому во всех странах с функционирующим рынком ценных бумаг большое внимание уделяется государственному регулированию деятельности на фондовом рынке.

Система государственного регулирования рынка ценных бумаг

Государственное регулирование отношений, складывающихся на рынке ценных бумаг, осуществляется законодательными и исполнительными органами власти посредством издания нормативных правовых актов, регулирующих деятельность участников рынка ценных бумаг, контроль за исполнением ими правовых норм, защиту прав и интересов участников рынка ценных бумаг.

Основными целями государственного регулирования являются:

■ формирование необходимой и достаточной нормативной базы, обеспечивающей эффективное функционирование рынка ценных бумаг;

■ обеспечение условий для эффективной деятельности институтов рынка ценных бумаг, разработка определенных правил поведения участников рынка.

■ защита прав и законных интересов участников рынка ценных бумаг.

Система государственного регулирования рынка ценных бумаг включает:

  • 1) совокупность законов и иных правовых актов, действие которых распространяется на отношения, складывающиеся на рынке ценных бумаг;
  • 2) структуру органов государственного управления, к компетенции которых относится регулирование отношений, складывающихся на рынке ценных бумаг.

К основным принципам регулирования относятся:

■ государственное регулирование рынка ценных бумаг – система регулирования рынка определяется государством, осуществляющим меры по защите прав и законных интересов участников рынка ценных бумаг;

■ единство нормативной базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории РФ;

■ сочетание государственного регулирования и саморегулирования в виде передачи государством своих нормотворческих и контрольных функций определенным категориям участников рынка ценных бумаг, организованным в саморегулируемые организации.

Реализация данных принципов основывается на системе правовых норм нескольких иерархических уровней.

Основой – высшим уровнем системы правовых норм является Конституция РФ, обладающая высшей юридической силой и имеющая прямое действие на всей территории РФ.

Статьей 8 Конституции РФ гарантируется единство экономического пространства, которое предполагает единство рынка, свободу экономической деятельности и использование единой денежной единицы. Единство рынка заключается, в частности, в свободном перемещении по территории страны финансовых средств, а также в соблюдении прав граждан и юридических лиц на свободное совершение операций с финансовыми средствами и инструментами. Единство экономического пространства также обеспечивается единством законодательного регулирования экономики, которое в сфере регулирования рынка ценных бумаг должно предусматривать общеобязательные правила функционирования рынка, устанавливать требования к участникам рынка и правилам формирования отношений между ними, защищать права и законные интересы участников рынка ценных бумаг. Создание и поддержание единства экономического пространства гарантируется обязанностями федеральных государственных органов власти в силу того, что в ведении Российской Федерации находится установление правовых основ единого рынка, финансовое регулирование, финансовые экономические службы.

Вторым уровнем правовых норм являются федеральные законы. Федеральные законы содержат общие нормы, определяющие правила и порядок деятельности участников рынка ценных бумаг, без их подробной регламентации. Правовые нормы, посредством которых государство осуществляет регулирование отношений, складывающихся на рынке ценных бумаг, содержатся в следующих основных федеральных законах: ГК РФ, Закон "О рынке ценных бумаг"; Закон "Об акционерных обществах"; Федеральный закон от 05.03.1999 № 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг".

Отдельные нормы, относящиеся к регулированию отношений на рынке ценных бумаг, могут содержаться и в иных законах. Так, Федеральным законом от 29.07.1998 № 136-Φ3 "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" регулируется порядок выпуска, размещения и обращения государственных и муниципальных облигаций, Законом "Об ипотечных ценных бумагах" регулируются особенности выпуска ипотечных облигаций и деятельности ипотечных агентов, Федеральным законом от 29.11.2001 "Об инвестиционных фондах" регулируется деятельность акционерных и паевых инвестиционных фондов, управляющих компаний.

Третьим по степени значимости уровнем являются указы Президента РФ, которые конкретизируют нормы гражданского права и иных действующих федеральных законов или регулируют отношения, по которым законы еще не приняты или в принятии которых нет необходимости.

Четвертым уровнем правовых норм являются соответствующие акты Правительства РФ (постановления и распоряжения), посредством которых обеспечивается реализации федеральных законов и указов Президента РФ. Так, в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" постановлением Правительства РФ от 14.07.2006 № 32 "О лицензировании отдельных видов деятельности на финансовых рынках" определены требования по лицензированию деятельности инвестиционных фондов, управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Подробная регламентация деятельности участников рынка ценных бумаг содержится в нормативных актах исполнительных органов государственной власти РФ, к компетенции которых отнесены вопросы регулирования рынка ценных бумаг. Такие акты формируют пятый уровень правовых норм. Несмотря на то что нормативные акты данных ведомств находятся в нижней части иерархической структуры правовых актов, их воздействие на регулирование отношений на рынке ценных бумаг значительно, так как именно в них определяются конкретные правомочия участников рынка ценных бумаг, требования к их деятельности, их ответственность перед регуляторами.

Основной субъект государственного регулирования рынка ценных бумаг – Банк России, к которому перешли все функции по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков от упраздненной Федеральной службы по финансовым рынкам (Указ Президента РФ от 25.07.2013 № 645, Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков"). Банк России обладает достаточно большими полномочиями в сфере регулирования рынка ценных бумаг, наличие которых наделяет его правом:

  • 1) на разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;
  • 2) разработку проектов законодательных и иных нормативных актов, связанных с вопросами регулирования рынка ценных бумаг, лицензирования деятельности его профессиональных участников, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, контроля за соблюдением законодательных и нормативных актов о ценных бумагах, проведение их экспертизы;
  • 3) разработку рекомендаций по применению законодательства РФ, регулирующего отношения, связанные с функционированием рынка ценных бумаг;
  • 4) утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов ценных бумаг эмитентов и порядка государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг;
  • 5) разработку и утверждение единых требований к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;
  • 6) установление порядка и осуществление лицензирования различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также приостановление или аннулирование указанных лицензий в случае нарушения требований законодательства РФ о ценных бумагах;
  • 7) определение стандартов деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;
  • 8) осуществление контроля за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства РФ о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Вся система государственного регулирования рынка ценных бумаг направлена на то, чтобы обеспечить полноценную и эффективную деятельность объектов регулирования – эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, инвесторов. Но степень и формы применяемых мер регулирования различны для каждой из этих групп. Если в отношении первых двух групп применяются меры прямого воздействия через обязательные к исполнению нормы законов и иных правовых актов, то в отношении инвесторов кроме мер прямого воздействия применяются и меры косвенного воздействия: формирование необходимой законодательной базы по инвестиционному процессу, создание необходимых институтов рынка ценных бумаг, эффективного механизма и надежных финансовых инструментов инвестирования, благоприятного режима налогообложения.

Регулирование РЦБ это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование РЦБ охватывает все виды деятельности и все операции на нем, осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования.

Различают:

· Государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами;

· Регулирование со стороныпрофессиональных участников РЦБ, или саморегулирование;

· Общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение.

Цели регулирования:

· поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

· защита участников рынка от мошенничества и недобросовестности физических и юридических лиц;

· обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

· создание эффективного рынка, на котором имеются стимулы для предпринимательской деятельности, а риск адекватно вознаграждается;

· в отдельных случаях – создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, нововведений и т.д.;

· воздействие на рынок с целью достижения определенных общественных целей (повышение темпов роста экономики, снижение уровня безработицы и т.д.).

Процесс регулирования рынка ценных бумаг включает:

· создание нормативно-правовой базы функционирования рынка;

· отбор профессиональных участников рынка;

· контроль соблюдения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;

· систему санкций за уклонение от норм.

Принципы регулирования РЦБ:

· разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка – с другой;

· выделение тех ценных бумаг, которые в наибольшей степени нуждаются в тщательном регулировании (например, инвестиционные ценные бумаги);

· обеспечение конкуренции между участниками рынка;

· обеспечение гласности нормотворчества;

· соблюдение принципов преемственности российской системы регулирования РЦБ и учет опыта мирового рынка.

Под системой регулирования и контроля на фондовом рынке следует понимать совокупность институтов, осуществляющих регулирование и контроль за функционированием рынка ценных бумаг и набор законодательных и правовых актов, которые обеспечивают нормативно-правовую базу фондового рынка.

Регулирующими институтами фондового рынка в РФ являются органы государственного регулирования рынка ценных бумаг, представленные правительственными органами, и саморегулируемые организации.


Вопрос 2. Государственное регулирование РЦБ

Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг состоит из высших органов государственной власти (Президент, Государственная Дума, Правительство), государственных органов регулирования министерского уровня (Министерство финансов, ЦБ РФ, федеральная антимонопольная служба, и др.).

Высшие органы государственной власти осуществляют общее (концептуальное) руководство развитием рынка ценных бумаг через органы регулирования министерского уровня (органы исполнительной власти), осуществляют подготовку и утверждение законов, указов и распоряжений в области ценных бумаг, проводят мониторинг их выполнения.

Органы государственной власти министерского уровня (исполнительные органы власти) осуществляют регулирование рынка ценных бумаг путем нормотворческой деятельности, а также выполняют надзорную функцию за деятельностью на этом рынке.

Выдача лицензий на профессиональную деятельность осуществляется Службой Банка России по финансовым рынкам, которая с 01.09.2013 года заменила Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР), существовавшую с марта 2004 г. после упразднения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ).

Служба Банка России по финансовым рынкам (СФР) создана решением Совета директоров Банка России от 08.08 2013 в связи с интеграцией в структуру Банка России Федеральной службы по финансовым рынкам.

СФР является подразделением Банка России, которому переданы полномочия ФСРФ по регулированию, контролю и надзору за финансовыми рынками (на основании Федерального закона от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков»).

Задачами СФР среди прочих являются:

· участие в развитии, обеспечении стабильности финансового рынка Российской Федерации и его инфраструктуры, оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям;

· формирование конкурентной среды на финансовом рынке Российской Федерации

· проведение анализа состояния и перспектив развития финансовых рынков в части сферы деятельности некредитных финансовых организаций; регулирование, контроль и надзор за некредитными финансовыми организациями,

· защита прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению

· обеспечение контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

РЦБ может эффективно выполнять свои функции, если государство осуществляет регулирование деятельности эмитентов и инвесторов.

Государственное регулирование обеспечивается путем:

· установления обязательных требований к деятельности эмитентов и профессиональных участников РЦБ и ее стандартов;

· регистрации выпусков ценных бумаг и контроля соблюдения условий эмиссии;

· лицензирование деятельности профессиональных участников РЦБ;

· создания системы защиты прав владельцев и контроля соблюдения их прав эмитентами и профессиональными участниками РЦБ;

· запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии (Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», ст. 38).

К функциям службы Банка России по финансовым рынкам среди прочих относятся:

разработка

o основных направлений развития финансовых рынков,

o единых требований к правилам осуществления профессиональной деятельности на РЦБ;

· установление обязательных требований к операциям с ценными бумагами, норм допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности; к порядку ведения реестра;

· осуществление лицензирования;

· в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, контроль порядка проведения операций с денежными средствами и иным имуществом, совершаемых профессиональными участниками РЦБ.;

· обеспечение раскрытия информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка ценных бумаг, а также создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг.

Помимо прямого административного управления рынком ценных бумаг существует еще и косвенное государственное управление этим рынком через имеющиеся в распоряжении государства экономические рычаги и капиталы, к которым относятся система налогообложения, денежная политика, государственные капиталы, собственность и ресурсы. В совокупности инструменты прямого и косвенного регулирования позволяют воздействовать на рынок ценных бумаг, исходя из сложившейся ситуации на данном рынке, в экономике государства в целом, а также на мировых финансовых рынках.

РЦБ может эффективно выполнять свои функции, если он защищен от финансовых махинаций и недобросовестной конкуренции. Поэтому отечественное законодательство устанавливает ряд требований к осуществлению деятельности на РЦБ:

· существует определенная процедура выпуска ценных бумаг;

· в определенных случаях участники РЦБ должны раскрывать информацию о своих операциях с ценными бумагами;

· осуществляется контроль за использованием инсайдерской информации. Лицам, владеющим такой, запрещается использовать ее для заключения сделок и передавать третьим лицам.

Государство создает систему регулирования рынка и должно обеспечивать защиту национальных интересов. Однако в России роль государства на фондовом рынке двойственна. С одной стороны, на российском рынке ценных бумаг государство выступает крупнейшим заемщиком, оказывая прямое воздействие на количественные и качественные параметры рынка. С другой стороны, одновременно государство является и крупнейшим держателем ценных бумаг российских предприятий и выступает крупнейшим продавцом на корпоративном рынке ценных бумаг. Поэтому важнейшей особенностью российского рынка является самостоятельная роль государства не только как регулятора РЦБ (при написании законов и подзаконных актов), но одновременно и как:

· эмитента (при выпуске государственных ценных бумаг);

· профессионального участника (продавца корпоративных ценных бумаг в ходе приватизации);

· акционера значительного числа созданных в процессе приватизации акционерных обществ;

· верховного арбитра в спорах между участниками рынка (через систему судебных органов).

В Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента России №1008 от 01.07.1996 г., сформулированы основные задачи государственной политики на рынке ценных бумаг. Из положений документа в качестве наиболее важных направлений следует отметить следующие.

В основе функционирования рынка лежит добровольное вложение временно свободных денежных средств инвесторами в инструменты рынка ценных бумаг. По этой причине главной практической задачей государственного регулирования, от решения которой зависит само существование рынка, является обеспечение доверия инвесторов к рынку. Предполагается, что данная цель может быть достигнута в первую очередь обеспечением стабильности в государстве, которая в свою очередь возможна только при грамотном законодательном регулировании.

Поскольку рынок ценных бумаг является одним из основных механизмов аккумуляции и распределения финансовых ресурсов, при формировании режима его регулирования необходимо учитывать и комплекс конкретных экономических и политических задач государства, а также необходимость формирования государственного контроля , обеспечивающего прозрачность и управляемость финансовых потоков в государстве.

В основе государственного регулирования фондового рынка положены следующие принципы :

    Принцип государственного регулирования рынка ценных бумаг, который заключается в том, что вся система регулирования рынка (включая систему саморегулирования) создается государством , выполняющим универсальную функцию по защите граждан и их интересов, осуществляющим меры по защите прав участников рынка ценных бумаг на основе лицензирования и регулирования всех видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг ;

    Принцип единства нормативной базы , режима и методов регулирования рынка на всей территории Российской Федерации.

    Принцип минимального государственного вмешательства и принцип максимального саморегулирования, который означает,чтогосударство регулирует деятельность субъектов рынка лишь в тех случаях, когда это абсолютно необходимо , и делегирует часть своих нормотворческих и контрольных функций профессиональным операторам рынка ценных бумаг, организованным в саморегулируемые организации.

    Принцип равных возможностей , означающий:

    стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумаг через отсутствие преференций для отдельных участников рынка;

    равенство всех участников рынка ценных бумаг перед органами регулирования рынка ;

    гласное и конкурсное распределение государственной поддержки различных проектов на рынке ценных бумаг;

    отсутствие преимуществ для государственных предприятий , функционирующих на рынке ценных бумаг, перед коммерческими ;

    запрет для государственных органов давать публичные оценки профессиональных участников рынка ;

    отказ от государственного регулирования цен на услуги профессиональных участников рынка (кроме компаний-реестродержателей).

    Принцип преемственности в развитии системы регулирования рынка , который заключается в эволюционном, планомерном характере ее развития, следовании установленным долгосрочным ориентирам государственной политики в этой сфере, предоставлении возможностей адаптации к изменениям в системе регулирования рынка для всех субъектов регулирования;

    Ориентация на мировой опыт и учет тенденции глобализации финансовых рынков означает следование рекомендациям Группы 30 с целью создания цивилизованного и конкурентоспособного рынка ценных бумаг, а также разработку взвешенной политики по отношению к иностранным инвесторам и иностранным участникам российского рынка ценных бумаг.

В зависимости от специфики деятельности различных участников рынка органами государственного регулирования применяются различные методы как функционального, так и институционального регулирования.

Институциональное регулирование направлено на предупреждение финансовой несостоятельности объектов регулирования. К числу методов институционального регулирования относятся, например:

    установление требований к размеру собственных средств участников;

    регулирование структуры активов и пассивов;

    ограничение или запрещение участия в рискованных операциях, которые могут привести к финансовой несостоятельности объекта регулирования.

Институциональное регулирование является основой регулирования банковской деятельности, однако широко применяется и на рынкеценных бумаг в тех случаях, когда специфика конкретных видов профессиональной деятельности делает необходимым контроль за финансовым положением участников для защиты интересов инвесторов и других субъектов фондового рынка. К числу таких видов деятельности относится, например, хранение и обслуживание ценных бумаг.

В отличие отметодов институционального регулирования методы функционального регулирования связаны с установлением правил совершения определенных операций. Поскольку в большинстве случаев для защиты интересов инвесторов на рынке основной акцент делается именно на то, как профессиональные участники обслуживают клиентов, а не на финансовое состояние профессиональных участников, именно эти методысоставляют основу регулирования рынка ценных бумаг. Этим обуславливается необходимость принятия детальных стандартов профессиональной деятельности, которые являются одним из основных инструментов регулирования рынка ценных бумаг.

В основе регулирования всех видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и деятельности по управлению инвестициями лежит лицензирование указанных видов деятельности. Следует отметить, что лицензирование в широком смысле не сводится к однократному акту выдачи лицензии тому или иному участнику рынка. Речь должна идти о систематических проверках деятельности участников рынка на предмет выполнения требований, вытекающихиз обладания лицензией на ведение конкретной профессиональной деятельности.

Принципы регулирования российского рынка ценных бумаг во многом зависят от существующих в стране политических и экономических условий, но одновременно они должны отражать и прове­ренную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг.

Основными из указанных принципов являются:

Разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка - с другой. В первой связке регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом по ней обязанным; во второй - отношения, в которых заключаются и исполняются сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональ­ным участником или между профессиональными участниками;

Выделение из всех видов ценных бумаг так называемых инвестицион­ных, т.е. тех, которые выпускаются массово, сериями и могут быстро распространяться и рынок которых может быть быстро организован. Имен­но такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку именно такими инструментами злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка;

Максимально широкое использование процедур раскрытия инфор­мации обо всех участниках рынка эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках. Этим механизмом достигается возможность получения участниками рынка информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях на рынке;

Необходимость обеспечения конкуренции как механизма объектив­ного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Этот принцип реализуется через неприятие регулятивных документов, делающих префере­нции отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами – в нормах не упоминаются конкретные имена или фирменные названия;

При разделении полномочий между регулирующими органами следу­ет исходить из того, что нормотворчестве и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом;

    обеспечение гласности нормотворчества широкое публичное обсуж­дение путей решения проблем рынка. Такой принцип повышает качество нормотворчества и его объективность;

    соблюдение принципа преемственности российской системы регули­рования рынка ценных бумаг, имеющей определенную историю и традиции. Нельзя не учитывать и все растущую интеграцию национального фон­дового рынка с международным. "Неэффективно начинать строить новую систему регулирования рынка «с центра поля», необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и ис­пользовать удачные регуляционные решения. Не следует делать из этого опыта догмы, так как повторение чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка;

    оптимальное распределение функций регулирования рынка ценных бумаг между государственными и негосударственными органами управле­ния (коммерческими организациями, общественными организациями).

Похожие публикации