Российское пенсионное страхование. Система обязательного пенсионного страхования

В структуре российского пенсионного страхования ключевая роль и целый ряд функций принадлежат категории страховщиков. От них зависят условия страхования по пенсионной программе, они же влияют на регламент выплат, включая определение сроков и объемов. Большинство условий обслуживания у страховщиков пенсионного страхования, прописанных в договорах, инициированы именно этой категорией участников системы пенсионного страхования.

Обращая внимание на их права и полномочия, можно заключить, что эта категория субъектов страховой пенсионной структуры буквально всемогуща. Тем не менее, у страховщиков не меньше обязанностей, чем прав. Итак, кто является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, и что нужно знать об этой категории?

Эта часть участников отношений пенсионного страхования действует в законодательного регламента и имеет юридический статус. Кроме того, у страховщиков должна иметься лицензия государственного формата на право реализации финансовых действий.

Независимо от формы собственности и формата деятельности, страховщики обязаны выполнять все принятые законы, следовать руководству правительственных органов и служб, в чьей компетенции находится контроль за деятельностью страховщиков.

Исходя из полномочий и обязанностей, к группе страховщиков можно отнести субъектов, осуществляющих операции с финансовыми средствами двух других категорий участников этой системы — с деньгами страхователей и застрахованных лиц.

Причем в случае отношений с страхователями страховщики больше контролируют входящий финансовый поток в виде страховых взносов. А в случае сотрудничества с застрахованными лицами дело чаще касается исчисления и выплат сумм пенсионного страхования.

Таким образом, страховщиками можно назвать юридических лиц, обладающих компетентность в вопросах финансирования, имеющих ответственность перед страхователями и застрахованными лицами, а также перед федеральными структурами.

  • Пенсионный фонд государственного формата — центральный орган, действия которого четко регламентируются и контролируются государством в федеральном масштабе. Правление этого ПФ назначается на правительственным решением.
  • . Чаще всего такие субъекты более динамичны в свих действиях и предлагают более привлекательные условия благодаря сотрудничеству с управляющими компаниями и участию в инвестиционных проектах.

Деятельность государственного фонда по вопросам пенсионного страхования выглядит более стабильно вследствие правовой, законодательной и финансовой поддержки государства. К тому же само государство также имеет обязанность перед застрахованными лицами — оно несет субсидиарную ответственность за принятые финансовые решения ПФ.

Данная категория субъектов пенсионного страхования имеет полномочия по предоставлению страховых услуг в части пенсионного страхования для физических лиц. При этом страховщики могут взаимодействовать с любыми претендентами на статус застрахованного лица в рамках правовых норм. В частности, они могут оказывать свои услуги только лицам, являющимся гражданами государства.

В числе полномочий этих субъектов — сотрудничество с страхователями всех форм собственности и любого вида деятельности.

Кроме того, этим субъектам разрешается использовать законные методы для проведения кампаний по привлечению клиентской аудитории к своим услугам.

В отношении финансовых операций права страховщиков этой категории распространяются на такие виды деятельности:

  • Прием и аккумулирование на своих счетах денежных поступлений в виде страховых взносов;
  • Распределение накопительных долей пенсии между участниками структуры;
  • Инвестирование свободных средств в проекты, не связанные с высокими финансовыми рисками;
  • Контроль поступлений от страхователей;
  • Исчисление объема выплат для застрахованных лиц.

Одновременно с этим страховщики обладают правами на проведение плановых и внеплановых проверок порядка внесения страховых взносов страхователями, а также на проверку финансовой документации, связанной с этими процессами.

Обязанности страховщиков

В соответствии с установленным нормативами страховщик имеет и некоторые обязанности — перед страхователями, застрахованными лицами и федеральными органами.

В отношении застрахованных лиц обязанности сводятся к таким факторам:

  • Обязательное информирование клиента об условиях обслуживания;
  • Оказание консультационной поддержки своей целевой аудитории на всех этапах сотрудничества;
  • Составление договоров пенсионного страхования с соблюдением интересов застрахованного лица.

Помимо этого в пенсионном страховании обязанностями страховщиков также является процедура защиты интересов застрахованных лиц при обнаружении факта невыполнения страхователем своих прямых обязательств.

Также они обязаны доводить до сведения застрахованных клиентов все новые нормативные акты, законопроекты, изменения в законодательства, касающиеся всех аспектов пенсионного страхования.

В заключение нужно отметить, что эти две категории участников системы пенсионного обязательного страхования имеют различные финансовые перспективы в глазах застрахованных лиц. Прежде всего их могут тревожить такие вопросы в отношении подобных фондов: стабильность работы (это больше относится к ПФ негосударственного формата), величина процентов по основной и накопительной части пенсии.

В Российской Федерации действуют три вида пенсионного обеспечения:

Государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет средств федерального бюджета. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается государственным служащим (в том числе военнослужащим, сотрудникам силовых ведомств, а также членам их семей), участникам Великой Отечественной войны, гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, космонавтам и членам их семей, работникам летно-испытательного состава, а также социально незащищенным гражданам, которые в силу обстоятельств не приобрели права на страховую пенсию, - нетрудоспособным гражданам.

Обязательное пенсионное страхование, включающее в себя страховую пенсию и финансируемое за счет страховых взносов работодателя. Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», нетрудоспособные члены семей застрахованных лиц, в случае потери кормильца. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами России, если иное не предусмотрено международным договором.

Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение
- негосударствен-ные пенсии, выплачиваемые в рамках догово-ров с негосударственными пенсионными фон-дами, финансируемые за счет взносов работо-дателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

Стоимость пенсионного коэффициента - стоимостной параметр, учитываемый при определении размера страховой пенсии, отражающий соотношение суммы страховых взносов на финансовое обеспечение страховых пенсий и трансфертов федерального бюджета, поступающих в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующем году, и общей суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий.

Фиксированная выплата к страховой пенсии - обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.

Корректировка размера страховой пенсии - повышение размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента.

Накопительная пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости, исчисленная исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день назначения накопительной пенсии.

Средства пенсионных накоплений - совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также результата от их инвестирования и средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования.

Ожидаемый период выплаты накопительной пенсии - показатель, рассчитываемый на основе данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, и используемый для определения размера накопительной пенсии.

Перерасчет размера страховой пенсии - это изменение размера страховой пенсии, происходящее без подачи письменного заявления в территориальные органы Пенсионного фонда, связи с увеличением по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды после 01.01.2015. На беззаявительный перерасчет размера страховой пенсии имеют право получатели страховой пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Перерасчет страховой пенсии по старости и по инвалидности производится с 1 августа каждого года исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, которые не были учтены при определении размера пенсии при ее назначении или перерасчете Размер страховой пенсии по случаю потери кормильца подлежит пересчету с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена эта пенсия. Заявительный перерасчет размера пенсии - изменение размера пенсии по документам, представленным заявителем.

Валоризация - денежная переоценка пенсионных прав всех россиян, имеющих трудовой стаж до 2002 года. С 1 января 2010 года расчетный пенсионный капитал, сформированный до 2002 года, увеличивается на 10% и дополнительно по 1% за каждый год трудового стажа гражданина до 1991 года. Для определения процента увеличения пенсионного капитала за периоды до 1 января 1991 года учитывается трудовой стаж, имевшийся у гражданина на указанную дату, принятый во внимание при оценке пенсионных прав. При этом никаких ограничений в данном случае нет, учитывается весь стаж, в том числе сверх максимальных показателей (40 лет у женщин и 45 лет у мужчин).

Выплата пенсии - ежемесячное перечисление территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации начисленных к доставке сумм пенсии на счет организаций, осуществляющих доставку пенсии пенсионерам. Выплата начисленных сумм пенсии производится за текущий календарный месяц. Выплата пенсии, в том числе работающим пенсионерам, производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства или месту пребывания пенсионера в установленном размере без каких-либо ограничений. Пенсионеру, проживающему в государственном или муниципальном стационарном учреждении социального обслуживания, выплата пенсии производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения этого учреждения.

Группы инвалидности - в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, возникшей в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид». Инвалидность I группы устанавливается на два года, II и III групп - на один год. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается на один или два года либо до достижения гражданином возраста 18 лет.

Доставка пенсии - передача начисленной суммы пенсии получателю путем ее вручения в кассе организации, осуществляющей доставку, или на дому, или путем зачисления суммы пенсии на счет пенсионера в кредитной организации. Доставка пенсии производится по желанию пенсионера организацией почтовой связи, кредитной либо иной организацией, занимающейся доставкой пенсии, с которыми Пенсионным фондом Российской Федерации заключены соответствующие договоры. Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, осуществляющую доставку пенсии, и письменно уведомить об этом территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Инвалид - человек, у которого возможности его жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений, что влечет за собой признание инвалидности.

Корректировка - увеличение размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента. Стоимость пенсионного коэффициента определяется Правительством Российской Федерации.

Индексация фиксированной выплаты к страховой пенсии - ежегодное увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год и с 1 апреля дополнительное увеличение указанной выплаты с учетом роста доходов ПФР.

Конвертация пенсионных прав - это преобразование пенсионных прав, приобретенных гражданами по состоянию на 1 января 2002 года (на начало пенсионной реформы), в сумму расчетного пенсионного капитала. Его величина - это эквивалент суммы уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации до 1 января 2002 года. Эта сумма определяется обратным счетом из размера условно полагающейся всем застрахованным лицам пенсии так, как если бы они достигли пенсионного возраста к указанной дате. Для пенсионеров по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена не условная, а реальная пенсия в наиболее выгодном для них размере по действующему до начала реформы пенсионному законодательству.

Нестраховые периоды, учитываемые в стаж - наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, когда за гражданина уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, в страховой стаж засчитываются и некоторые нестраховые периоды. К ним относятся:

  • период прохождения военной службы и иной приравненной к ней службы (например служба в органах внутренних дел и других силовых ведомствах, служба в прокуратуре и т.д.)
  • период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
  • период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности;
  • период получения пособия по безработице;
  • период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
  • период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
  • период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности;
  • участие в оплачиваемых общественных работах и переезд по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
  • период, засчитываемый в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности";
  • период, в течение которого лица, необоснованно привлеченные к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированные, были временно отстранены от должности (работы) в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Все перечисленные нестраховые периоды засчитываются в страховой стаж только в том случае, если им предшествовали или следовали за ними периоды работы, за которые начислялись (уплачивались) страховые взносы в ПФР. В случае совпадения по времени нескольких периодов, включаемых в страховой стаж, при назначении пенсии будет учитываться только один из них по выбору гражданина, обратившегося за установлением пенсии. При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Ожидаемый период выплаты пенсии - показатель, используемый для определения размера страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца) по нормам Федерального закона № 173-ФЗ. При определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с 1 января 2013 года ожидаемый период выплаты страховой части трудовой пенсии по старости на общих основаниях (трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца) устанавливается продолжительностью 19 лет (228 месяцев).

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданина из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению выплачивается за счет средств Федерального бюджета и бывает следующих видов:

  • за выслугу лет - назначается федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим, космонавтам и работникам летно-испытательного состава;
  • по старости - назначается пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;
  • по инвалидности - назначается военнослужащим, участникам ВОВ, лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтам;
  • по случаю потери кормильца - назначается членам семьи военнослужащих, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтов.
  • социальная пенсия по инвалидности (назначается инвалидам I, II, III групп, в том числе инвалидам с детства, детям-инвалидам);социальная пенсия по случаю потери кормильца (назначается детям до 18 лет и старше, но не более 23 лет, обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери); социальная пенсия по старости (назначается гражданам из числа малочисленных народов Севера, постоянно проживающим в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии,достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), а также гражданам Российской Федерации, достигшим возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины), и иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшим возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины);
  • социальная пенсия детям. Оба родителя которых неизвестны (назначается детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, оба родителя которых неизвестны.

Расчетный пенсионный капитал (РПК) - это расчетная величина, с учетом которой определяется размер страховой части трудовой пенсии, включающая в себя пенсионные права в денежном выражении, приобретенные застрахованным лицом по состоянию на 1 января 2002 года, а также сумму страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо после указанной даты до 01.01.2015. При этом исходя из страховой части трудовой пенсии определяется величина ИПК за период до 01.01.2015.

Стаж - один из важнейших факторов, влияющих на право и размер пенсионного обеспечения граждан. Различают страховой и общий трудовой стаж.

Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых начислялись (уплачивались) страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Общий трудовой стаж - это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая при оценке пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января 2002 года. В общий трудовой стаж включаются:

  • работа в качестве рабочего, служащего (в том числе за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник подлежал обязательному пенсионному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части; периоды индивидуальной трудовой деятельности (в том числе в сельском хозяйстве);
  • творческая деятельность членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;
  • временная нетрудоспособность, начавшаяся в период работы, и пребывание на инвалидности I и II группы из-за увечья на производстве или профессионального заболевания;
  • пребывание в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
  • воинская служба;
  • получение пособия по безработице, участие в оплачиваемых общественных работах, переезд по направлению службы занятости в другую местность для трудоустройства.

В случае осуществления оценки пенсионных прав по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ в общий трудовой стаж включаются также:

  • периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре;
  • периоды ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, престарелым, если он нуждается в постоянном уходе по заключению лечебного учреждения;
  • периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности;
  • периоды проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
  • периоды проживания за границей супругов работников советских учреждений и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности;
  • периоды содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным;
  • гражданам, проживавшим в районах, временно оккупированных неприятелем в период Великой Отечественной войны, и достигшим ко дню оккупации или в ее период 16 лет, - время их пребывания в возрасте 16 лет и старше на оккупированной территории СССР или других государств, а также на территориях государств, находившихся в состоянии войны с СССР, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление;
  • гражданам, проживавшим в городе Ленинграде в период его блокады (с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года), а также гражданам - узникам фашистских концлагерей - время соответственно проживания в блокадном городе Ленинграде и нахождения в концлагерях в период Великой Отечественной войны, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление.

Исчисление продолжительности указанных периодов трудовой и общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, в случае осуществления оценки пенсионных прав по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ некоторые периоды учитываются в льготном порядке, например, военная служба по призыву - в двойном размере.

Отношения по обязательному пенсионному страхованию регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ ".

Понятие обязательного пенсионного страхования

Обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

Обязательное страховое обеспечение - исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Субъекты обязательного пенсионного страхования

Субъектами обязательного пенсионного страхования являются:

  1. страхователи;
  2. страховщик;
  3. застрахованные лица.

Страховщик

Обязательное пенсионное страхование в РФ осуществляется страховщиком, которым является:

Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Территориальные органы Пенсионного фонда РФ создаются по решению правления Пенсионного фонда РФ и являются юридическими лицами. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами.

Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом РФ могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Порядок формирования в негосударственных пенсионных фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования ими указанных средств, порядок передачи пенсионных накоплений из Пенсионного фонда РФ и уплаты страховых взносов в негосударственные пенсионные фонды, а также пределы осуществления негосударственными пенсионными фондами полномочий страховщика устанавливаются федеральным законом.

Страхователи

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

1. лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

2. индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.
К страхователям приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Застрахованные лица

Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. Застрахованными лицами являются граждане РФ, постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без , а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ"), временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев:

  • работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения;
  • самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);
  • являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • работающие за пределами территории РФ в случае уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
  • являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
  • священнослужители;
  • иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Правовое регулирование обязательного пенсионного страхования

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из:

  • Конституции Российской Федерации;
  • ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";
  • ФЗ "Об основах обязательного социального страхования";
  • ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования";
  • ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
  • ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";
  • иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними Российской Федерации.

В случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим законодательством, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Проблема пенсионного обеспечения граждан в настоящее время стоит на первом месте в государственной политике. Вызвано это многими субъективными факторами. Для частичного разрешения проблемы маленьких пенсий в 2008 году был принят Федеральный нормативный акт, регулирующий добровольное пенсионное страхование в РФ.

Для многих граждан добровольное пенсионное страхование является чем-то непонятным, поэтому с момента принятия нормативного акта, его регулирующего, не наблюдается большого количества граждан, желающих оформить дополнительное пенсионное страхование.

Согласно действующему законодательству, начиная с 2008 года , в РФ действует обязательное и добровольное пенсионное страхование. Об обязательном обеспечении будет рассказано ниже.

Под добровольным страхованием подразумевается деятельность страховых компаний и негосударственных фондов, направленных на аккумулирование финансовых средств граждан, которые желают получить дополнительное пенсионное обеспечение наряду с обязательным.

Эта система активно действует в различных странах, и позволяет гражданам, при наступлении страховых случаев (достижения определенного возраста, получение травмы, инвалидности), получать дополнительные выплаты.

Это исключительно добровольное решение граждан, на которых и возлагается обязанность по уплате обязательных взносов.

Зарубежный опыт негосударственного пенсионного страхования показывает, что люди, пользующиеся двумя системами, позволяют себе обеспеченную жизнь в старости, а также возможность постоянных кругосветных путешествий.

Нужно знать, что такое право имеют не только граждане нашей страны, но и лица, не имеющие российского подданства. Они также имеют право оформить негосударственное пенсионное страхование и получать выплаты при наступлении определенных случаев.

Различие добровольного и обязательного страхования

Теперь перейдем к отличительным чертам двух видов пенсионного обеспечения.

Под обязательным видом подразумевается деятельность Пенсионного фонда РФ по сбору и аккумулированию финансовых средств граждан, которая регулируется законодательством.

На примере это выглядит так. Каждый работодатель удерживает из заработной платы сотрудника обязательный сбор (единый социальный взнос), который поступает на специальный счет гражданина в ПФ. Там эти деньги аккумулируются и выплачиваются после достижения гражданином пенсионного возраста или наступления инвалидности.

Под негосударственным пенсионным страхованием в РФ, подразумевается деятельность юридических лиц, организованных в соответствии с действующим законодательством, направленных на заключение специальных страховых договоров с физическими или юридическими лицами, по внесению ими обязательных платежей с целью получения пенсионных выплат при наступлении оговоренных последствий только физическими лицами.

Исходя из этих определений, можно сделать вывод, какое различие существует между дополнительным пенсионным страхованием в РФ и обязательным:

  1. На обязательное обеспечение не могут рассчитывать лица, которые не имеют гражданства, либо те, кто работает без оформления, и им не засчитывается трудовой стаж.
  2. Также законом не предусмотрено добровольного вступления в систему обязательного пенсионного страховани.
  3. Государственная пенсия рассчитывается только с официальных доходов граждан. То есть, если заработная плата (ее часть) платится в конвертах, она не идет в учет.
  4. Практика показывает, что при обязательной системе большинство граждан не могут рассчитывать на большие пенсии, поскольку часть их перечислений идет на выплату пенсий другим гражданам.
  5. Обязательная система предусматривает только три страховых случая. Получение инвалидности, достижение пенсионного возраста, выход на пенсию при работе на вредных и иных производствах определенное количество лет. Не обязательная система предусматривает более широкий спектр случаев, когда страхователь может рассчитывать на получение аккумулированных им средств и их наследование.
  6. Негосударственная система предусматривает возможность уплаты обязательных платежей не только физическими, но и юридическими лицами. То есть любое предприятие может перечислять часть средств от своей прибыли в страховой добровольный фонд, чтобы его работники впоследствии имели дополнительное пенсионное обеспечение.
  7. Негосударственное обеспечение предусматривает уплату взносов по месяцам, кварталам, календарным годам. При смерти плательщика все накопленные средства могут быть переданы наследникам (такого нет в государственной системе).
  8. Последнее, это то, что любой гражданин может оформить договор негосударственного страхования, и платить взносы на члена семьи, который и получит дополнительную пенсию.

Как видно, преимущества добровольного пенсионного страхования в РФ в 2017 и 2018 годах неоспоримы.

Главный минус состоит в том, что юридические лица, которые работают на этом рынке, не застрахованы от банкротства.

Также встречается много мошенников. Поэтому, при подписании договора, лица должны тщательно подойти к проверке организаций, предоставляющих такие услуги.

Договор

Согласно Федеральному законодательству, договор добровольного пенсионного страхования – это письменное соглашение двух сторон, которое должно содержать в себе следующие обязательные реквизиты:

  • дату и место его заключения;
  • наименование сторон, то есть он заключается между юридическим лицом, которое берет на себя обязанности по проведению страхования и ведению накопительного счета, и физическим (юридическим) лицом, которое обязывается платить обязательные платежи;
  • сумма платежей и их периодичность (раз в месяц, квартал, год);
  • четкий перечень страховых случаев, наступление которых предусматривает осуществление обязательных периодичных, или единоразовых выплат;
  • четкий перечень прав и обязанностей сторон, а также юридические последствия, которые могут наступить в случае их невыполнения;
  • срок действия соглашения, а также перечень форс мажорных обстоятельств, наступление которых освобождает стороны от юридической ответственности и выполнения договора.

Заключается он только по обоюдному согласию, с выбранным фондом или компанией.

Структура юридических лиц, которые оказывают такие услуги

«О негосударственном страховании» предусматривает следующую структуру негосударственного пенсионного страхования:

  1. Страховые компании. Это юридические лица, которые имеют соответствующие разрешения на проведение такого вида деятельности (лицензии).
  2. Негосударственные пенсионные фонды (). Это отдельный вид юридических лиц, в функции которых входит аккумулирование средств от страхователей на специальных счетах. Они, в отличие от страховиков, имеют право полученные средства инвестировать в различные ценные бумаги, металлы и другие активы.

Нужно запомнить, что негосударственное пенсионное страхование и защита прав потребителей регулируются нормативными актами РФ. Такой вид деятельности – это предоставление финансовых услуг, поэтому, в случае нарушения обязательств страховиками или НПФ, граждане имеют право обращаться в Роспотребнадзор и требовать восстановления своих прав, в том числе возврата денежных средств вместе с неустойкой.

Размер взносов при добровольном пенсионном страховании

На сегодняшнее время действующим законодательством не определены размеры взносов, которые обязаны выплачивать те, кто решил накопить дополнительные пенсионные выплаты.

Все это определяется двусторонним соглашением.

Но, согласно сложившейся практике, которая действует на 2017 и 2018 годы, взносы зависят от того, какую сумму хочет получать застрахованный.

Существует несколько видов выплат:

  1. Выплаты на протяжении всей жизни , после достижения человеком определенного возраста. Такая пенсия не может быть ниже прожиточного минимума, поэтому минимальные взносы будут равны 1/4 части от минимальной заработной платы.
  2. Единоразовый платеж . Он осуществляется только в случаях, четко предусмотренных договором. Минимальный порог для обязательных взносов не устанавливается.
  3. Выплаты в течение определенного периода времени (не менее 5 лет после наступления случая, оговоренного договором). Для этой цели также не установлен минимальный порог взносов.

На сегодняшний день предусмотрены только такие схемы пенсионного негосударственного пенсионного страхования.

Вообще главный плюс такого страхования состоит в том, что человек может самостоятельно рассчитать свои будущие выплаты и определить, сколько он будет платить средств. Но пока такая система не подходит для тех, кто получает малые доходы.

Возможность наследования

Многих интересует вопрос, действует ли пенсионное страхование с добровольными взносами в наследственных правоотношениях. На сегодняшнее время предусмотрены следующие виды пенсионных выплат (схем):

  • сберегательные, в них отсутствует принцип солидарности, то есть платежи идут на накопительный счет, поэтому средства передаются в наследство;
  • страховые, это солидарный принцип накопления средств, поэтому наследование не предусмотрено законодательством;
  • смешанные, то есть в них присутствуют сберегательные и страховые принципы накопления, поэтому возможно наследование только сумм, собранных на сберегательных счетах.

Негосударственная система пенсионного страхования призвана улучшить материальное положение лиц, которые выходят на заслуженный отдых по инвалидности или выслуге лет. Ее предлагают страховые компании и негосударственные пенсионные фонды, а участниками могут быть граждане РФ и лица без гражданства.

Каждый гражданин нашей страны имеет социальную страховку на случай наступления определённого страхового случая. В системе обязательного пенсионного страхования – это достижение гражданином определённого возраста и выход на пенсию.

Система ОПС действует в России с 2002 года, и пенсионное обеспечение гарантировано каждому жителю нашей страны.

Для правильного учёта всех пенсионных прав гражданина, ведётся персонифицированный учёт. То есть, у каждого гражданина нашей страны есть свой личный лицевой счёт, на котором фиксируются все результаты его трудовой деятельности.

В страховой системе, выплаты производятся лишь при наступлении страхового случая. В ОПС таким случаем является достижение застрахованным лицом определённого возраста для выхода на пенсию. Есть и другие страховые случаи, при которых происходит выплата средств с личного лицевого счёта застрахованного лица. Это:

  • утрата трудоспособности;
  • потеря кормильца.

Сторонами по ОПС являются:

  • застрахованные лица – это работники и работодатели (последние платят взносы за своих работников);
  • страховщик – это государство, в лице которого выступает ПФР. За счёт средств застрахованных лиц формируется бюджет ПФР.

Во время официальной трудовой деятельности, работодатель уплачивает за каждого своего работника взносы в ПФР. Именно по этой причине так важно получать «белую» зарплату – от её размера зависят и взносы в ПФР.

Чтобы стать участником программы ОПС, достаточно зарегистрироваться в системе. Итогом регистрации является СНИЛС – это пластиковая карточка, которая отражает номер индивидуального лицевого счёта данного гражданина. При трудоустройстве, этот номер необходимо предъявить работодателю для отчислений.

Совершеннолетние граждане получают СНИЛС самостоятельно, а дети – с помощью своих родителей / опекунов / законных представителей. Для этого нужно обратиться в территориальное отделение фонда по месту жительства с соответствующим заявлением.

Как формируется пенсия

У граждан России есть выбор – формировать только страховую пенсию или часть средств направлять на накопительную часть. Решать самому гражданину, но только первые 5 лет своей трудовой деятельности.

Работодатель должен отчислять 22% от заработной платы каждого сотрудника. В зависимости от того, какой вариант выберет работник, распределение этих средств может происходить следующим образом:

  • при формировании только страховой пенсии – 6% на выплату базовой части и 16% — на саму страховую пенсию;
  • при формировании обеих частей – по 6% на базовую и накопительную часть, а 10% — на страховую пенсию.

Сейчас действует мараторий на формирование накопительной части из взносов в ПФР. Сделать это можно самостоятельно:

  • с помощью программы софинансирования пенсии;
  • с помощью средств материнского капитала.

Каждый работодатель должен соблюдать точные правила уплаты страховых взносов на пенсионное страхование своих сотрудников. Это:

  1. ежеквартальная сдача отчётности;
  2. ежемесячная уплата;
  3. соблюдение сроков подачи отчётности, в зависимости от способа подачи:
  • в бумажном виде – не позднее 15 числа того месяца, который следует за месяцем окончания квартала;
  • в электронном виде – не позднее 20 числа второго месяца, который следует за месяцем окончания квартала.

Если работодатель не будет соблюдать сроки уплаты взносов, его ожидают санкции в виде штрафа.

Заключение

Формирование пенсии у граждан является важной частью социальной политики государства. За уклонение от добросовестного исполнения, работодатель может быть привлечён к ответственности.

Похожие публикации