Валютные операции между резидентами. Налогообложение организаций финансового сектора Виды валютных операций между резидентами и нерезидентами

Разрешенные
валютные операции между резидентами

Правовые услуги по валютному регулированию Разрешенные операции между резидентами

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле":

"1. Валютные операции между резидентами запрещены , за исключением...".

Далее следует обширный перечень исключений или разрешенных валютных операций между резидентами. Однако в законе о валютном регулировании он изложен в затрудненном для обычного понимания виде, с многочисленными ссылками на другие статьи закона. В упрощенной форме с разбивкой по группам схожих операций для первичного планирования операций его можно представить нижеприведенным образом. Но при этом важно учитывать, что для итогового планирования и проведения конкретных валютных операций необходимо основываться строго на нормах закона о валютном регулировании. Кроме того, в ряде случаев сами нормы закона о валютном регулировании требуют расшифровки по другим законам и (или) правовым актам РФ.

  • Переводы между счетами разных резидентов
    • Перевод валюты РФ со счета резидента за рубежом на счет другого резидента в РФ
    • Перевод валюты РФ со счета резидента в РФ на счет другого резидента за рубежом
    • Перевод валюты РФ со счета резидента за рубежом на счет другого резидента за рубежом
    • Переводы физ. лицами - резидентами со своих счетов за рубежом инвалюты на счета иных физ. лиц в банках РФ
    • Переводы физ. лицами - резидентами инвалюты со своих счетов в РФ близким родственникам на их счета в РФ
    • Переводы физ. лицами - резидентами инвалюты со своих счетов в РФ близким родственникам на их счета за рубежом
  • Переводы без открытия банковских счетов
    • Перевод и получение перевода физ. лицом - резидентом без открытия банковских счетов из РФ не свыше 5000 $ в день и в РФ, а также почтового перевода
    • Перевод без открытия банковских счетов в РФ физ. лицом - резидентом нерезиденту в РФ не свыше 5000 $ в день, получение перевода от нерезидента
    • Переводы физ. лицами - резидентами инвалюты из РФ на счета иных физ. лиц за рубежом не свыше 5 000 $ в день
  • Средства резидентов на счетах за рубежом
    • Валютные операции между резидентами со средствами юр. лиц на счетах за рубежом только по перечню части 6.1 статьи 12 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
    • Валютные операции между резидентами со средствами физ. лиц на счетах за рубежом, не связанные с передачей имущества и оказанием услуг в РФ
    • Расчеты физ. лиц - резидентов со средствами на счетах за рубежом по части 6.1 ст. 12 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
  • Дарение валютных ценностей
    • Передача физ. лицом - резидентом валютных ценностей в дар РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию
    • Дарение инвалюты и внешних ценных бумаг супругу и близким родственникам
    • Завещание валютных ценностей и их получение по наследству
  • Завещание валютных ценностей
    • Получение валютных ценностей по праву наследования
    • Коллекционирования денежных знаков и монет
    • Приобретение и отчуждение физ. лицом - резидентом в целях коллекционирования денежных знаков и монет
  • Доверительные управляющие
    • Операции по частям 1 (24 пункта) и 3 (7 пунктов по операциям с банками РФ) ст. 9 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", совершаемых доверительными управляющими
  • Внешние ценные бумаги
    • Операции по выплатам по внешним ценным бумагам, за исключением векселей
    • Операции с внешними ценными бумагами на организованных торгах при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях РФ
    • Операции с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях РФ и расчетов в валюте РФ
    • Операции по исполнению / прекращению договора - производного финансового инструмента со стороной - банком РФ или участником рынка ценных бумаг
    • Операции по валютным ценностям - обеспечению по договору репо и другим договорам со стороной - банком РФ или профессиональным участником рынка ценных бумаг
  • Операции по клирингу
    • Операции по внесению и возврату клирингового обеспечения
    • Операции по итогам клиринга в соответствии с федеральным законом о клиринге
    • Операции между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при услугах по итогам клиринга
  • Валютные операции с банками РФ
    • Валютные операции между банками РФ от своего имени и за свой счет
    • Валютные операции между резидентами и банками РФ по кредитам и займам
    • Валютные операции между резидентами и банками РФ по вкладам
    • Валютные операции между резидентами и банками РФ по банковским гарантиям, а также по договорам поручительства и залога
    • Валютные операции между резидентами и банками РФ по векселям
    • Валютные операции между резидентами и банками РФ по комиссиям банков РФ
    • Валютные операции между резидентами и банками РФ по "иным банковским операциям"
    • Операции по купле-продаже физ. лицом - резидентом наличной инвалюты с банком РФ, обмена, замены иностранных денежных знаков
    • Прием от физ. лица - резидента наличной инвалюты банком РФ для направления на инкассо в банки за рубежом
    • Валютные операции между резидентами - физ. лицами и банками РФ по купле-продаже инвалюты и чеков в инвалюте, а также их приему для инкассо в банки за рубежом
  • Операции между агентами и принципалами по договорам с нерезидентами
    • Операции между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) по услугам комиссионеров (агентов, поверенных) при заключении и исполнении договоров с нерезидентами
  • Операции по договорам факторинга по "экспортирующим" контрактам ВЭД
    • Валютные операции между резидентами в инвалюте по договорам факторинга при уступке факторам-резидентам денежных требований инвалюты или валюты РФ к нерезидентам по "экспортирующим" договорам ВЭД
  • Расчеты в магазинах беспошлинной торговли
    • Расчеты физ. лиц - резидентов в инвалюте в магазинах беспошлинной торговли
    • Расчеты резидентов в магазинах беспошлинной торговли
  • Расчеты при продаже товаров и услуг в пути в международных перевозках
    • Расчеты физ. лиц - резидентов в инвалюте при продаже товаров и услуг в пути следования в международных перевозках
    • Расчеты резидентов при продаже товаров и услуг в пути следования в международных перевозках
  • Операции с транспортными организациями
    • Операции по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при вывозе груза из РФ или ввозе груза в РФ, а также по его страхованию
    • Операции между транспортными организациями и физ. лицами за рубежом по договорам перевозки пассажиров
    • Операции между транспортными организациями и филиалами, представительствами подразделениями юр лиц РФ по договорам перевозки пассажиров
  • Операции по служебным командировкам и поездкам физ. лиц вне РФ
  • Операции по бюджетным правоотношениям
    • Операции по обязательным платежам в бюджет РФ в инвалюте
    • Операции в инвалюте при исполнении бюджетов бюджетной системы РФ
  • Операции с официальными представительствами РФ и гос. органами
    • Операции в инвалюте для деятельности официальных представительств РФ
    • Переводы инвалюты от гос. органов РФ в банках РФ на счета официальных представительств РФ за рубежом для выплаты зарплаты, командировочных и т. п.
    • Переводы инвалюты со счетов официальных представительств в РФ на счета гос. органов в РФ
  • Операции за рубежом между физическими лицами - резидентами, находящимися за рубежом свыше 183 дней в календарном году

Мало кто из нас, выезжая за пределы страны, задумывается об особенностях своего статуса, а между тем незнание способно привести к последствиям. Говорят ли вам что-то слова «резиденты» и «нерезиденты»? Только представьте себе: вы отправились на учебу либо на лечение за границей и, конечно же, для удобства расчетов приняли решение открыть в заграничном банке собственный счет. Можете ли вы представить, что подобное, на первый взгляд, простое действие способно привести к выплате штрафных санкций на родине? Во избежание неприятных последствий стоит знать, что на территории РФ существует такое понятие, «резидент» и «нерезидент». Чем отличаются эти термины, мы и постараемся разобраться.

Кто такие валютные нерезиденты

Под данную категорию людей попадают граждане, проживающие на территории других государств не менее года, имеющие рабочую либо учебную визу на срок не менее года либо имеющие вид на жительство. На обычном примере это выглядит так: вы проживаете в Англии, имеете вид на жительство в этой стране, а ваш ребенок учится в одном из колледжей страны более года. Таким образом, вы являетесь нерезидентами РФ и имеете полное право открыть счет в любом зарубежном банке. На операции по данным счетам не действуют ограничения. Этим, собственно, и отличаются валютные резиденты и нерезиденты друг от друга.

Особенности и права валютных резидентов

Все категории граждан, не попадающих под критерии, рассмотренные нами выше, автоматически признаются валютными резидентами РФ. Что означает отсутствие прав открывать счета в банках за границей без уведомления налоговых органов РФ. Даже если вы отправились на отдых в другую страну, это не дает вам права открыть банковский счет в этом государстве. Если же вдруг сложилась такая ситуация, что счет был все же открыт, вы обязаны в течение месяца уведомить об этом налоговые органы своей родины, подав соответствующее уведомление. В свою очередь, налоговая должна проставить отметку о принятии вашего уведомления. По закону операции со своими счетами в зарубежном банке вы можете проводить, только если предоставите работникам данное уведомление.

Валютные операции резидентов и нерезидентов нашей страны между этими категориями граждан разрешены, но с некоторыми исключениями. Более подробно о нюансах расскажут юристы, обладающие максимальными знаниями о внесенных в законодательство поправках на текущий момент.

Операции между нерезидентами

Валютные расчеты для данной категории граждан в банках, находящихся за пределами Российской Федерации, разрешены. Также нерезиденты имеют право осуществлять движение ценных бумаг на территории РФ в соответствии с законодательством, а на территории страны нерезиденты могут осуществлять движение собственных средств в российских банках в специально предусмотренном порядке.

Валютные операции резидентов РФ

Между резидентами операции в валюте запрещены, за некоторым исключением. Наиболее частыми исключениями являются: расчеты в магазинах, где торгуют беспошлинными товарами, расчеты в пути транспорта дальнего следования (при условии, что данная перевозка является международной). Также разрешено использование валютных средств при оплате обязательных налогов и сборов в федеральный бюджет.

Итак, резидент и нерезидент - в чем отличие их друг от друга? Разобраться довольно трудно. Иногда в замешательство попадают даже банковские работники, пытаясь присвоить верный статус гражданину. А уж понять, привнесут ли ужесточенные новым законодательством санкции порядок в действия представителей таких категорий, как резиденты и нерезиденты РФ, - совершенно не представляется возможным.

Ведь граждане, имеющие возможность открыть счет в банке другого государства, вряд ли обратят внимание на штраф в размере пяти тысяч рублей, для них такие расходы, скорее всего, значительными не являются. Помимо этого, внесенными поправками не учитываются компании нерезидентов за рубежом, используемые вместо открытия частных счетов. Формально такие расчеты не являются нарушением законодательства.

В любом случае резиденты и нерезиденты обязаны предоставлять уполномоченным органам всю необходимую информацию по движению собственных валютных средств в соответствии с перечнем, предусмотренным законом. Вести учет таких средств и составлять отчетность все же придется, независимо от вашего статуса.

Согласно ст. 6 Закона о валютном регулировании валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением предусмотренных ст. 7, 8 и 11 настоящего Закона валютных операций, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса РФ. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Содержащиеся в ст. 6 Закона о валютном регулировании условия введения валютных ограничений на операции между резидентами и нерезидентами фактически устанавливают презумпцию нецелесообразности государственного (административного) регулирования валютных операций. Это означает, что любое административное вмешательство государства, в частности установление рассматриваемых ограничений, в отношении граждан и юридических лиц при владении, пользовании и распоряжении ими валютными ценностями должно быть оправданным, обоснованным и на момент вмешательства уже использованы все имеющиеся экономические меры для регулирования тех или иных общественных отношений в данной области. Более того, как только будут устранены обстоятельства, послужившие причиной введения валютных ограничений, последние должны быть незамедлительно отменены. В этом аспекте положения российского валютного законодательства корреспондируются с разд. 3 (b) ст. VII Устава Международного валютного фонда, который устанавливает, что каждое государство – член МВФ имеет "полномочие... после консультаций с МВФ временно вводить ограничения свободы обменных операций в дефицитных валютах... Государство будет обладать полной юрисдикцией в определении характера таких ограничений, но они не должны быть более ограниченными, чем это необходимо... и будут ослаблены или отменены, как только станет возможно".

В настоящее время при применении ст. 6 Закона о валютном регулировании следует учитывать, что ст. 7 данного Закона утратила силу с 1 июля 2006 г., ст. 8 – с 1 января 2007 г., ч. 3–6 ст. 11, в которых устанавливались валютные ограничения, – с 1 июля 2006 г.

Напомним, что до 1 января 2007 г. валютным законодательством РФ предусматривалось два вида ограничений по валютным операциям между резидентами и нерезидентами:

  • 1) требование об использовании специального счета;
  • 2) требование о резервировании.

Несмотря на установленное в ст. 6 Закона о валютном регулировании общее правило, валютное законодательство содержит отдельные ограничения, налагаемые на валютные операции между резидентами и нерезидентами. В частности:

  • – частью 2 ст. 14 наложен запрет на осуществление юридическими лицами – резидентами валютных операций минуя счета в уполномоченных банках, за исключением ограниченного перечня операций, указанных в ч. 2 ст. 14;
  • – частью 3 ст. 14 наложен запрет на осуществление физическими лицами – резидентами валютных операций минуя счета в уполномоченных банках, за исключением ограниченного перечня операций, указанных в ч. 3 и 4 ст. 14;
  • – частями 5 и 6 ст. 12 наложены ограничения на осуществление резидентами валютных операций через счета, открытые в банках за пределами территории РФ;
  • – статьей 19 установлено требование о репатриации иностранной валюты и валюты РФ на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках, при осуществлении внешнеторговой деятельности.

Расчеты при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами в связи с разным правовым регулированием порядка их осуществления подразделяются на три группы:

  • 1) расчеты через банковские счета;
  • 2) расчеты без открытия счета;
  • 3) расчеты наличными денежными средствами.

В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции). Данные конституционные предписания не препятствуют законодателю устанавливать (с учетом публично-правового характера валютного регулирования в целях обеспечения реализации единой государственной валютной политики, устойчивости национальной валюты и стабильности внутреннего валютного рынка РФ) специальные правила для участников внешнеэкономической деятельности, направленные на своевременное поступление на территорию РФ иностранной валюты по внешнеторговым договорам, предусматривая за их неисполнение соответствующую ответственность.

Одним из таких правил является требование о репатриации части валютной выручки, установленное специальной главой "Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации и обязательная продажа части валютной выручки" Закона о валютном регулировании.

Следует обратить внимание на понятие выручки, на которую распространяется обязанность по репатриации. Такой выручкой являются поступления в пользу резидентов по внешнеторговым договорам за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (п. 3 ст. 21 Закона о валютном регулировании). Таким образом, обязанность по репатриации не распространяется на те поступления в пользу резидента из-за рубежа, основой получения которых не является внешнеторговый контракт. Примером таких поступлений могут служить дивиденды, причитающиеся резиденту от участия в иностранных компаниях, поскольку юридическим фактом, из которого возникает право резидента на получение дивидендов, является не внешнеторговый договор, а участие резидента в уставном капитале иностранного юридического лица.

Толкование термина "репатриация" в рассматриваемом Законе отсутствует, но смысл его определяется содержанием статей названной главы: речь идет об обязанности резидентов при осуществлении внешнеэкономической деятельности зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту и валюту РФ, причитающуюся им по договорам с нерезидентами, а также обеспечивать возврат в Российскую Федерацию денежных средств, переведенных нерезидентам, в случае неисполнения ими своих обязательств по договору.

Таким образом, данный термин обозначает юридическую обязанность резидентов, содержанием которой является направленность на возврат валютных средств в Россию, а именно:

  • – обязанность резидентов при осуществлении внешнеторговой деятельности обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или российской валюты, причитающейся им в соответствии с условиями договоров;
  • – обязанность резидентов при осуществлении внешнеторговой деятельности обеспечить возврат в Россию денежных средств, уплаченных резидентами нерезидентам в случае неисполнения нерезидентами условий договора (непоставка товаров, невыполнение работ и т.п.).

Содержание обязанности резидента по репатриации сводится именно к обеспечению получения валюты по внешнеторговому контракту. Это требование касается только валюты и не направлено на обеспечение возврата товара, не оплаченного нерезидентом. Иными словами, в соответствии с валютным законодательством резидент должен либо получить оплату по внешнеторговому контракту за переданный товар, результат интеллектуальной деятельности, информацию, выполненную работу или оказанную услугу в пользу нерезидента (получить платеж по экспортному контракту), либо получить от нерезидента валюту в случае неисполнения последним его обязательств по внешнеторговому контракту (вернуть предоплату по импортному контракту). Причем речь идет о любой валюте, т.е. как об иностранной валюте, так и о валюте РФ.

Механизм резервирования заключается в следующем: субъект резервирования вносит на счет в уполномоченном банке сумму, которая затем в аналогичном порядке перерезервиру- ется в Банк России. Данное условие предусмотрено законодателем в целях минимизации рисков участников внешнеэкономических отношений в случае отзыва лицензии, ликвидации кредитной организации.

В целом схема резервирования скопирована с порядка формирования и депонирования Фонда обязательных резервов кредитных организаций, установленного Банком России.

Положения валютного законодательства о репатриации части валютной выручки были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который признал их соответствующими Конституции (см. определения Конституционного Суда РФ от 02.04.2009 № 486-0-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества “Орлэкс” на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле” и частью 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"; от 19.05.2009 № 572-0-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества “Контактор” на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле” и частью 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Требование о репатриации должно создавать эффективный механизм притока иностранной валюты в страну, но не ограничение на использование иностранной валюты резидентами за рубежом. Требование о репатриации с точки зрения концепции реализации государством валютного (денежного) суверенитета, а точнее, обязанности по обеспечению стабильного функционирования созданного им законного платежного средства (национальной валюты) призвано обеспечить национальную экономику международной ликвидностью, прежде всего денежными средствами иностранных государств (иностранной валютой), с которыми имеются наиболее активные внешнеэкономические связи.

Говоря о резервировании, необходимо отметить, что ряд государств, в частности Чили, имеют опыт применения этой меры валютного регулирования как средства укрепления своей денежно-кредитной политики. Однако, как показывает мировая практика, оно действенно только в тех случаях, когда установлены жесткие банковское регулирование и надзор за возможными рисками. Необходимость сохранения в валютном законодательстве РФ требования о репатриации валютной выручки обоснована тем, что оно является главным инструментом перераспределения валютных средств на внутреннем валютном рынке и гарантированным источником их приобретения для всех участников внешнеэкономической деятельности. В условиях недостаточной устойчивости и надежности российской банковской системы резиденты, получив право не репатриировать валютную выручку, будут стремиться размещать получаемую иностранную валюту на счетах в иностранных банках, что приведет к уменьшению международных активов российской банковской системы и негативным образом скажется на ее ликвидности. Освобождение резидентов от обязанности репатриировать валютную выручку может устанавливаться только законом.

Таким образом, Банк России определяет конечную цель резервирования как понижение ликвидности рынка, средство борьбы с инфляцией и предотвращения оттока капитала из страны.

Закон о валютном регулировании содержит закрытый перечень случаев, когда резиденты имеют право не зачислять иностранную валюту и валюту РФ на счета в уполномоченных банках: 1) при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц – резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории РФ – в целях исполнения обязательств юридических лиц – резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств – членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;

  • 2) при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, – на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках;
  • 3) при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории РФ, для покрытия расходов по их проведению – на период проведения этих мероприятий;
  • 4) при проведении зачета встречных требований по обязательствам между осуществляющими рыбный промысел за пределами территории РФ резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами территории РФ услуги указанным резидентам по заключенным с ними агентским договорам (соглашениям), а также между транспортными организациями – резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами территории РФ услуги указанным резидентам по заключенным с ними договорам (соглашениям), а также при проведении зачета встречных требований по обязательствам между транспортными организациями – резидентами и нерезидентами в случае, если расчеты осуществляются через специализированные расчетные организации, созданные международными организациями в области международных перевозок, членами которых являются такие транспортные организации-резиденты. Например, для применения данного правила о зачете встречных требований надо, чтобы резидент и нерезидент являлись транспортными организациями или чтобы и тот и другой осуществляли рыбный промысел за пределами таможенной территории РФ. Зачет должен осуществляться с соблюдением условий ст. 410–412 ГК. В частности, требования должны быть однородными, причем не только по предмету требований, но и по основаниям возникновения. Например, требование об уплате авансового платежа не может быть зачтено против требования об оплате уже оказанных услуг (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.12.2001 № 65 "Обзор практики разрешения споров, связанных с прекращением обязательств зачетом встречных однородных требований");
  • 5) при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования или договоров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми организациями или страховыми брокерами;
  • 6) при зачислении валютной выручки на счета транспортных организаций – резидентов в банках за пределами территории РФ – в целях оплаты возникающих у таких транспортных организаций за пределами территории РФ расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории РФ воздушных, речных, морских судов и иных транспортных средств таких транспортных организаций и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории РФ филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций.

Иностранная валюта, зачисленная в соответствии с п. 1 и 3 ч. 2 ст. 19 Закона о валютном регулировании на счета резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории РФ, должна быть использована в целях исполнения резидентами своих обязательств, предусмотренных соответственно п. 1 и 3 ч. 2 ст. 19 Закона о валютном регулировании, либо переведена на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках.

На основе анализа валютного законодательства можно выделить следующие основные принципы резервирования: во-первых, резервирование всегда осуществляется в рублях; во-вторых, оно всегда беспроцентное; в-третьих, любое резервирование требует немедленного перерезервирования в Банке России (таким образом, происходит полное изъятие ликвидности из уполномоченных банков); в-четвертых, оно всегда конечно по сроку (по окончании срока сумма резервирования возвращается независимо от того, были ли исполнены обязательства контрагентом).

Резервирование – это беспроцентное денежное требование, т.е. резиденты и нерезиденты должны внести определенную сумму резервирования на беспроцентный депозит в уполномоченный банк. Валюта РФ (на основании п. 1 ст. 140 ГК вносится только законное средство платежа на территории РФ – рубль), внесенная в качестве резервирования, подлежит безусловному возврату в случае надлежащего исполнения контрагентом контрактных обязательств либо при истечении срока резервирования. Кроме этого, сумма резервирования не может быть изъята уполномоченным банком даже в качестве меры взыскания, применяемой к клиенту.

Тем самым, юридический смысл репатриации заключается в том, что, если российская организация перечисляет валюту иностранной фирме, она должна получить от нее товары, работы или услуги на перечисленную сумму либо вернуть деньги. Если же отечественная фирма экспортирует товары, работы или услуги, то она обязана обеспечить их полную оплату.

Контроль за соблюдением российскими резидентами названных правил осуществляют агенты валютного контроля – уполномоченные банки и таможенные органы.

Обязанность резидентов РФ по зачислению выручки на счета в уполномоченных банках установлена в отношении договоров, связанных с их внешнеторговой деятельностью. Определение понятия внешнеторговой деятельности содержится в Законе об основах регулирования ВТД (ч. 4, 7, 28 ст. 2). Согласно ч. 2 ст. 1 Закона о валютном регулировании институты, понятия и термины различных отраслей российского законодательства применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено данным Законом.

В Законе об основах регулирования ВТД установлено, что внешнеторговая деятельность – это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами (импорт и экспорт товаров), услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

К внешней торговле относятся импорт и экспорт товаров, передача исключительных и неисключительных прав на объекты интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу и наоборот.

Отметим, что в Законе об основах регулирования ВТД под российским лицом подразумевается:

  • – юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ;
  • – физическое лицо, имеющее постоянное или преимущественное место жительства на территории РФ. Российское физическое лицо должно являться гражданином РФ или иметь право постоянного проживания в ней либо быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя согласно российскому законодательству.

Все остальные лица считаются иностранными.

Внешняя торговля услугами – это оказание услуг (выполнение работ), включающее производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ) и осуществляемое способами, указанными в ст. 33 Закона об основах регулирования ВТД. К таким способам, в частности, относится оказание услуг (выполнение работ) на территории РФ иностранному заказчику или на территории иностранного государства российскому заказчику услуг.

Из анализа ст. 2, 33 названного Закона следует, что к внешнеторговым договорам не относится договор поставки товаров, заключенный между резидентом РФ и нерезидентом, если не происходит импорта или экспорта товаров. В то же время договор оказания услуг (выполнения работ), заключенный между российским и иностранным лицом, считается внешнеторговым даже в том случае, если услуги оказываются на территории РФ.

Таким образом, для квалификации сделки в качестве внешнеторговой определяющим является факт пересечения продаваемыми (поставляемыми) товарами таможенной границы РФ, т.е. экспорт и (или) импорт товаров. В случае если пересечение таможенной границы контрактом не предусмотрено и товары "потребляются" нерезидентом на территории РФ, требование о репатриации резидентом выручки по такому договору или возврата аванса за непоставленные товары, согласно ч. 1 ст. 19 Закона о валютном регулировании, неприменимо.

Внешнеторговыми являются также договоры, общая сумма которых превышает в эквиваленте 5 тыс. долл. США по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату заключения, на выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности (в том числе исключительных прав на них). Резидент Российской Федерации при заключении договора на оказание услуг (выполнение работ), передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности с имеющим аккредитацию и находящимся на территории РФ обособленным подразделением иностранного юридического лица, даже при осуществлении расчетов по договору в рублях, становится участником правоотношений, подпадающих под валютное регулирование и контроль.

Как показывает анализ практики арбитражных судов, заключение контракта на сумму менее 5 тыс. долл. США и неоформление паспорта сделки не влияют на то, что валютные операции должны осуществляться только с использованием банковских счетов (см. постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 04.12.2007 по делу № А65-16713/2007; постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19.01.2007 по делу № А74-2860/06).

Согласно ст. 39 Закона об основах регулирования ВТД внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью может ограничиваться мерами валютного регулирования или валютного контроля в соответствии со Статьями Соглашения Международного валютного фонда и с законодательством РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона о валютном регулировании при осуществлении внешнеэкономической деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеэкономическими договорами, обеспечить поступление на свои счета в уполномоченных банках выручки по указанным договорам.

В платежных условиях экспортных контрактов в зависимости от коммерческих интересов участвующих сторон может быть предусмотрено использование различных форм международных расчетов: банковский перевод (авансовый платеж или оплата после поставки товара), документарное инкассо или документарный аккредитив.

Таким образом, обязанность по репатриации выручки установлена для резидентов РФ по договорам на экспорт товаров, в которых предусмотрено условие о вывозе товаров с таможенной территории РФ на территорию иностранного государства.

Законодателем предусмотрена ситуация, когда в период резервирования происходит ликвидация или реорганизация банка, на счет в котором была внесена сумма резервирования, а также отзыв у него лицензии на осуществление банковских операций. В этом случае Банк России в целях обеспечения возврата суммы резервирования осуществляет до истечения срока резервирования операции с размещенной суммой резервирования, необходимые для перевода со счета указанного уполномоченного банка на счет другого уполномоченного банка, указываемого лицом, внесшим сумму резервирования.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона о валютном регулировании при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами необходимо оформлять паспорт сделки. Порядок оформления паспорта сделки определен в разд. II инструкции № 138-И.

Паспорт сделки оформляется резидентами Российской Федерации (юридическими лицами или физическими лицами – индивидуальными предпринимателями), в случае если общая сумма договора превышает в эквиваленте 5 тыс. долл. Если общая сумма контракта не превышает суммы, эквивалентной 5 тыс. долл. США с учетом вносимых в контракт изменений и дополнений, паспорт сделки не составляется. Данная сумма пересчитывается в рубли по курсу, установленному Банком России на дату заключения контракта.

Резидент обязан оформить паспорт сделки не позднее осуществления первой валютной операции по контракту либо иного исполнения обязательств по нему. Например, работы по внешнеэкономическому контракту выполнены раньше, чем произведена оплата. В подобной ситуации последним сроком оформления паспорта сделки считается день подписания акта выполненных работ. В том случае, когда условиями экспортного договора предусмотрены расчеты в форме аккредитива, уполномоченные банки во избежание подобных случаев рекомендуют резидентам-экспортерам оформлять паспорт сделки до даты авизования аккредитива иностранным банком – эмитентом в пользу бенефициара (экспортера) через российский уполномоченный банк.

По каждому экспортному договору оформляется один паспорт сделки в одном уполномоченном банке, в котором находится на банковском обслуживании резидент Российской Федерации – экспортер. Если резидент Российской Федерации осуществляет зачисление валютной выручки за экспорт товаров по договору на свой счет, открытый в иностранном банке в разрешенных законодательством случаях (например, в соответствии с положениями ч. 2 ст. 19 Закона о валютном регулировании), паспорт сделки оформляется в территориальном учреждении Банка России по месту государственной регистрации резидента. При этом территориальное учреждение Банка России выполняет функции банка паспорта сделки. При частичном зачислении валютной выручки на счет в уполномоченном банке, частичном – на счет в иностранном банке банком паспорта сделки выступает уполномоченный банк, в который частично зачисляется выручка за экспорт товаров.

Резидент обязан представлять лист 2 паспорта сделки, оформленный по договорам, в соответствии с которыми осуществляется вывоз товаров с таможенной территории РФ (экспорт) или ввоз товаров на таможенную территорию РФ (импорт). Раздел 6 листа 2 паспорта сделки заполняется резидентом путем включения в него информации о сроках и порядке расчетов, предусмотренных в договоре. По экспортному договору указывается срок от даты выпуска товаров таможенными органами на экспорт до даты зачисления средств от нерезидента на банковский счет экспортера (оплата по факту экспорта товара, в том числе отсрочка платежа) или фиксируется случай предоставления нерезидентом коммерческого кредита резиденту в виде предварительной оплаты товаров (оплата до даты фактического экспорта товара, т.е. авансовый платеж). Сроки поступления выручки могут фиксироваться в календарных днях, если такой расчет возможен согласно условиям договора, и рассчитываются резидентом самостоятельно исходя из условий договора. Лист 2 представляется резидентом только по паспорту сделки, оформленному на основе договоров, связанных с экспортом-импортом товаров, и подписывается резидентом по аналогии с листом 1 паспорта сделки (подписью уполномоченного лица резидента), а также заверяется печатью резидента (при ее наличии). Лист 2 паспорта сделки не подписывается уполномоченным банком. Вместе с тем, учитывая, что названный документ является неотъемлемой частью паспорта сделки, банк вправе отказать резиденту в подписании паспорта сделки в случае несоответствия данных, содержащихся в контракте, данным, указанным в листе 2 паспорта сделки.

Если внешнеторговый контракт содержит условия, предусматривающие как вывоз товаров с таможенной территории РФ, так и ввоз товаров на таможенную территорию РФ, резидент должен оформить один паспорт сделки в одном уполномоченном банке. При этом он самостоятельно определяет свой статус стороны по договору (экспортер или импортер), исходя из чего проставляет код вида договора.

Учет валютных операций по паспорту сделки по экспорту товаров осуществляется банком в ведомости банковского контроля по паспортам сделок на основании информации, указываемой резидентом в справке о валютных операциях.

Порядок представления резидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций установлен Положением № 258-П. В частности, документы (в виде копий, заверенных резидентом в порядке, согласованном с банком), подтверждающие вывоз товаров с таможенной территории РФ, представляются резидентом при справке о подтверждающих документах. В соответствии с п. 2.4 данного Положения резидент представляет в банк документы, подтверждающие вывоз товаров с таможенной территории РФ, со справкой о подтверждающих документах в срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории РФ.

В качестве документов, подтверждающих вывоз товаров с таможенной территории РФ, могут использоваться документы, содержащие необходимые сведения о вывозе товаров с таможенной территории РФ, например грузовая таможенная декларация с отметкой таможни о дате фактического вывоза товара или грузовая таможенная декларация с датой, указанной в штампе "Выпуск разрешен". При наличии в грузовой таможенной декларации отметки пограничной таможни о дате фактического вывоза товаров резидент вправе поставить в справке о подтверждающих документах дату фактического вывоза товаров на основании указанного выше подтверждения пограничной таможни. При отсутствии в грузовой таможенной декларации указанной отметки о дате фактического вывоза товаров в качестве даты вывоза товаров может быть указана дата, проставленная в штампе "Выпуск разрешен".

В случае проведения валютных операций по экспортному договору в валюте РФ резидент наряду с подтверждающими документами представляет в банк справку о поступлении валюты РФ в срок, не превышающий 15 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены валютные операции по контракту.

При проведении отдельных валютных операций в рамках экспортного договора через свои счета за рубежом резидент представляет в уполномоченный банк справку о расчетах через счета за рубежом в срок, не превышающий 45 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены операции резидента через счета за рубежом.

При заполнении паспорта сделки резидент обязан проставить дату исполнения всех обязательств по экспортному контракту (при отсутствии такого положения в контракте резидент самостоятельно рассчитывает эту дату исходя из условий контракта). Также в паспорт сделки резидент вносит информацию о сроках и порядке расчетов за экспорт товаров, предусмотренных в контракте (в случае отсутствия указанных условий в контракте информация не заносится).

В случае проведения валютных операций по экспортному договору в валюте РФ резидент наряду с подтверждающими документами представляет в уполномоченный банк справку о поступлении валюты РФ в срок, не превышающий 15 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены валютные операции по контракту.

При проведении отдельных валютных операций в рамках экспортного договора через свои счета за рубежом резидент представляет в банк справку о расчетах через счета за рубежом в срок, не превышающий 45 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены операции резидента через счета за рубежом.

При заполнении паспорта сделки резидент обязан проставить дату исполнения всех обязательств по экспортному контракту (при отсутствии такого положения в контракте резидент самостоятельно рассчитывает эту дату исходя из условий контракта). Кроме названных данных резидент вносит информацию о сроках и порядке расчетов, предусмотренных в контракте (в случае отсутствия указанных условий в контракте информация не заносится).

В случае непредставления документов в банк в определенные законодательством сроки поступившая валюта останется на транзитном счете и резидент не сможет ею воспользоваться, пока не оформит необходимые документы. Кроме того, об этом нарушении уполномоченный банк обязан сообщить в Банк России (ч. 9 ст. 23 Закона о валютном регулировании).

Ответственность резидента за невыполнение в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов услуги, работы, информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, предусмотрена ч. 4 ст. 15.25 КоАП.

В случае невозможности по каким-либо причинам получить в контрактные сроки выручку, причитающуюся по условиям договора за поставленный товар, резидент должен оформить с нерезидентом дополнение к договору о продлении срока поступления причитающейся выручки. Конечно, это не означает, что контрагент может совсем не исполнять свои контрактные обязательства, ведь у любого контракта существует срок начала и окончания действия контракта, и при отсутствии иного соглашения сторон срок окончания действия контракта будет считаться и сроком репатриации. Дополнение должно быть подписано в дату, предшествующую сроку получения выручки, установленному в основном договоре. После подписания дополнения экспортеру необходимо переоформить паспорт сделки в связи с изменением срока выполнения обязательств по договору и срока получения выручки. Необходимо учитывать, что КоАП содержит ответственность резидента за неполучение выручки в контрактный срок. Таким образом, даже при ее фактическом зачислении в пользу экспортера с нарушением контрактного срока ответственность экспортера формально возникает.

При наличии во внешнеторговом договоре условия об отнесении банковских расходов и комиссий на счет резидента-экспортера зачисление в его пользу выручки в меньшей сумме за минусом таких комиссий и расходов не будет являться нарушением валютного законодательства РФ.

По каждой операции, связанной с исполнением внешнеторгового договора, резидент должен отчитываться перед тем банком, в котором был оформлен паспорт сделки.

1. Возможны самые различные классификации видов валютных опе ­ раций . Применительно к участию в валютных отношениях кре­дитных организаций важно выделять два вида таких операций. Операции резидентов с иностранной валютой и ценными бума­гами в иностранной валютеподразделяются на:
текущие валютные операции;
и валютные операции, связанные с движением капитала . Основное отличие этих двух видов операций заключается в следующем. Текущие валютные операции осуществляются без каких либо ограничений . В свою очередь, операции по движению капитала осуществляются в порядке , определяемом Правитель ­ ством РФ и ЦБ РФ . Не допускается установление органами валютного регулирова­ния требования о получении резидентами и нерезидентами ин­дивидуальных разрешений.

2. Валютные операции между резидентами и нерезидентами осу­ществляютсябез ограничений , за исключением тех, по которым закон устанавливает ряд ограничений в целях .
предотвращения сокращения золотовалютных резервов;
резких колебаний курса валюты РФ;
поддержания устойчивости платежного баланса РФ. Ограничения носят не дискриминационный характер и отме­няются органами валютного регулирования по мере устране­ния обстоятельств, вызвавших их установление.

3. При регулировании валютных операций движения капитала между резидентами и нерезидентамиЦБ РФ может устанавли ­ вать только требование об использовании специального счета и резервировании. Требование об использовании специального счета резидентом мо­жет быть установлено ЦБ РФ при регулировании следующих ва ­ лютных операций
расчетов и переводов при предоставлении и получении креди­тов и займов в иностранной валюте резидентами нерезидентам (от нерезидентов);
операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг; ,

операций кредитных организаций, за исключением банковских операций. Требование об использовании специального счета нерезидентом устанавливается ЦБ РФ при регулировании следующих валютных операций между резидентами и нерезидентами:
расчетов и переводов при предоставлении и получении креди­тов и займов в валюте РФ резидентами нерезидентам (от нере­зидентов);
операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг;
исполнения резидентами обязательств по внешним ценным бумагам;
операций, связанных с приобретением нерезидентами у рези­дентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг;
операций, связанных с приобретением резидентами у нерези­дентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг, а также исполнением резидентами обязательств по внутренним ценным бумагам. Расчеты и переводы при предоставлении кредитов и займов в валюте РФ резидентами нерезидентам осуществляются путем зачисления суммы кредита или займа на банковский счет не­резидента в валюте РФ, открытый в уполномоченном банке. Денежные расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с внутренними ценными бумагами осуществляются в валюте РФ, если иное не установлено ЦБ РФ в целом или применительно к отдельным видам внутренних ценных бумаг. Что касается денежных расчетов между резидентами и нерези­дентами по операциям с внешними ценными бумагами, то их можно осуществлять в валюте РФ и иностранной валюте, если иное не установлено ЦБ РФ. Без ограничений осуществляются валютные операции между физическими лицами - резидентами и нерезидентами с внеш­ними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, свя­занные с приобретением и отчуждением внешних ценных бу­маг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами), на сумму до 150 тыс. долл. США в течение календарного года.

4. Валютные операции между резидентамизапрещены , за исклю ­ чением :
операций, связанных с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, при реализации товаров и оказании услуг пассажи­рам в пути следования при международных перевозках;
операций между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
операций по договорам транспортной экспедиции , перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчи­ком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимо­

» го из России или ввозимого в Россию груза, транзитной пере­возкой груза по территории РФ, а также по договорам страхо­вания указанных грузов;
операций с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени РФ, осуществляемых через организаторов торговли на рынке ценных бумаг РФ, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях;
операций юридических лиц с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитари­ях, созданных в соответствии с законодательством РФ, и осу­ществления расчетов в валюте РФ;

Операций, связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ, местный бюджет в иностранной валюте. Без ограничений осуществляются валютные операции между ре­зидентами и уполномоченными банками, связанные :
с получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и санкций по соответствующим договорам;
внесением денежных средств резидентов на банковские счета (вклады) и получением денежных средств резидентов с банков­ских счетов (вкладов);
банковскими гарантиями, а также с исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога;
приобретением резидентами у уполномоченных банков вексе­лей, выписанных этими или другими уполномоченными бан­ками, предъявлением их к платежу, получением по ним плате­жа, взысканием по ним санкций, а также с отчуждением рези­дентами указанных векселей уполномоченным банкам;
с куплей-продажей физическими лицами наличной и безна­личной иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за валюту РФ и ино­странную валюту, а также с обменом, заменой денежных знаков иностранных государств, приемом для направления на инкассо в банки за пределами территории РФ наличной иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не для целей осуществления физически­ми лицами предпринимательской деятельности;
с уплатой уполномоченным банкам комиссионного вознаграж­дения;
иными валютными операциями, отнесенными к банковским

операциям. 5« Нерезиденты вправе :
без ограничений осуществлять между собойпереводы иностран ­ ной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами терри­тории РФ на банковские счета (в банковские вклады) в упол­номоченных банках или банковских счетов (банковских вкла­дов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории РФ или в уполномоченных банках;
осуществлять между собойвалютные операции с внутренними ценными бумагами на территории РФ с учетом требований ан­тимонопольного законодательства и законодательства о рынке ценных бумаг в порядке, установленном ЦБ РФ, который мо­жет предусматривать требование об использовании специаль­ного счета при совершении таких операций. Валютные операции между нерезидентами на территории РФ в валюте РФ осуществляются через/банковские счета в России.

По общему правилу, установленному частью 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ валютные операции между резидентами запрещены. Вместе с тем Законом предусмотрены исключения из этого правила.

Разрешены валютные операции по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет (часть 2 статьи 9 Закона 173-ФЗ). Перечень валютных операций, осуществляемых по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет установлен Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Указанием от 28 апреля 2004 г. № 1425-У. "Порядок осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками".

Без ограничений осуществляются следующие валютные операции между резидентами и уполномоченными банками (часть 3 статьи 9 Закона 173-ФЗ):

  • получение и возврат кредитов и займов, уплата сумм процентов и штрафных санкций по этим договорам;
  • внесение денежных средств резидентов на банковские счета и получение денежных средств резидентов с банковских счетов. Вклады могут быть как до востребования, так и на определенный срок;
  • купля-продажа физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за валюту Российской Федерации и иностранную валюту;
  • обмен, замена денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств);
  • прием для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не для целей осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности;
  • уплата уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения;
  • операции по договорам с банковскими гарантиями, а также с исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога;
  • операции с векселями выпущенными уполномоченными банками;
  • иные валютные операции, отнесенные к банковским операциям в соответствии с Федеральным Законом от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".
Юридические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, за исключением валютных операций между резидентами (часть 6 статьи 12 Закона 173-ФЗ). Физические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции, не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории Российской Федерации, с использованием средств, зачисленных на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации (часть 6 статьи 12 Закона 173-ФЗ).

Физическим лицам - резидентам разрешены для проведения в форме наличной оплаты следующие валютные операции (часть 3 статьи 14 Закона 173-ФЗ):

  • передача иностранной валюты или внешних ценных бумаг в дар Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и (или) муниципальному образованию;
  • дарение валютных ценностей супругу и близким родственникам;
  • завещание валютных ценностей или получения их по праву наследования;
  • приобретение и отчуждение в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;
  • перевод без открытия банковских счетов, иностранную валюту или валюту Российской Федерации в сумме, не превышающей в эквиваленте 5000 долларов США;
  • покупка, обмен, замена денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств) у уполномоченного банка или продажа уполномоченному банку наличной иностранной валюты;
  • прием для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты.
Все остальные расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках. Применить это положения Закона 173-ФЗ не всегда удается. Например, пунктом 2 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ разрешены операции, связанные с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках.

Если Законом не разрешена эта операция в наличной форме, то ее следует проводить только в безналичной, например, с использование карточного счета. Но те, кто был в этих магазинах знают, что магазины беспошлинной торговли принимают и наличные денежные средства. И магазины и покупатели нарушают валютное законодательство.

Будем надеяться, что урегулировать эту и другие проблемы применения валютного законодательства поможет представленный на рассмотрение в Государственную Думу Законопроект, предусматривающий внесение изменений в Закон № 173-ФЗ. Законопроектом в частности, предусматривается разрешить осуществлять расчеты без открытия счета между физическими лицами - резидентами и магазинами беспошлинной торговли.

Кроме того, между резидентами разрешены следующие операции:

  • между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (пункт 3 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ);
  • по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого в Российскую Федерацию груза, транзитной перевозкой груза по территории Российской Федерации, а также по договорам страхования указанных грузов (пункт 4 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ);
  • с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени Российской Федерации, осуществляемых через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ);
Проектом о внесении изменений в Закон 173-ФЗ предполагается исключить слова "выпущенными от имени Российской Федерации". Тем самым будут разрешены валютные операции между резидентами по внешним ценным бумагам, существующим на рынке ценных бумаг.
  • операций юридических лиц с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и осуществления расчетов в валюте Российской Федерации (пункт 6 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ);
Проектом о внесении изменений в Закон 173-ФЗ предполагается исключить слова "юридических лиц".
  • Тем самым такие валютные операции будут разрешены и физическим лицам - резидентам. операций, связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ).
Отметим, что эту операцию Закон 173-ФЗ не разрешает осуществлять в наличной форме. По мнению автора, это ограничивает возможности налогоплательщиков по уплате платежей в бюджет. Все остальные валютные операции между резидентами должны осуществлять между собой только в рублях. Обратите внимание, что действующим Законом 173-ФЗ не предусмотрена такая валютная операция как снятие с валютного счета денежных средств и передача их сотруднику, например на командировочные расходы за пределами РФ. В настоящее время организация - резидент может только выдать сотруднику сумму командировочных в рублях, с тем, чтобы он обменял их в уполномоченном банке или как вариант, использовать корпоративную пластиковую карту.

Ситуацию исправить можно, если Государственная Дума примет предлагаемые изменения в Закон 173-ФЗ, которые предусматривают, разрешение валютной операции в иностранной валюте при возмещении расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории Российской Федерации, а также при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой.

Кроме этого проектом предполагается разрешить между резидентами следующие валютные операции:

  • операций, связанных с выплатой дохода и (или) погашением внешних ценных бумаг;
  • операций, связанных с расчетами и переводами при исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
  • операций, предусматривающих расчеты и переводы для осуществления деятельности дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации;
  • переводов физическими лицами - резидентами из Российской Федерации в пользу физических лиц - резидентов на их счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в суммах, не превышающих в течение одного операционного дня через один уполномоченный банк эквивалента 5000 долларов США по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату списания денежных средств со счета физического лица - резидента.
Предлагаемые в Законопроекте поправки к Закону № 173-ФЗ свидетельствуют о положительной тенденции к совершенствованию валютного законодательства и позволяют решить ряд проблем, возникающих при осуществлении резидентами и нерезидентами отдельных видов валютных операций.
Похожие публикации