Положение об осуществлении расчетов. Об осуществлении денежных расчетов без применения ккт


Постановление Правительства РФ


от 31.03.2005 N 171


"Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники"*1

_____
*1 Для удобства пользования текст официального документа и комментарий к нему объединены; при этом текст постановления Правительства РФ выделен полужирным шрифтом, текст комментария - светлым курсивом.

Комментарий

В.Р. Владимиров

Во исполнение пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

2. Установить, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности в соответствии с Положением, предусмотренным настоящим постановлением, но не позднее 1 января 2007 г.

Председатель Правительства Российской Федерации
М. Фрадков

Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения бланков.

О необходимости разработки Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение) говорилось в п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ), где было установлено, что организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (ККТ) в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ. Таким образом, на федеральном уровне было закреплено требование, в соответствии с которым осуществление наличных расчетов без применения ККТ означает, что получателям услуг должны выдаваться соответствующие бланки строгой отчетности (приравненные к кассовым чекам).

В ст. 2 Закона N 54-ФЗ приведен исчерпывающий перечень видов деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ:

- продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 % и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;

- продажа ценных бумаг;

- продажа лотерейных билетов;

- продажа проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;

- обеспечение питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;

- торговля на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;

- разносная мелкорозничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);

- продажа в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;

- продажа в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах;

- торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;

- торговля из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;

- прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;

- реализация предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказание услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- продажа по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.

Кроме того, организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ.

Данный перечень практически дословно перенесен из постановления Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 "Об утверждении Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и Перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин". Само постановление Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 формально не отменено, однако с принятием Закона N 54-ФЗ фактически перестало действовать.

2. К бланкам строгой отчетности, приравненным к кассовым чекам, относятся квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае оказания услуг населению (далее - бланки).

Перечень бланков строгой отчетности, приведенный в п. 2 Положения, не является закрытым. Из этого, в частности, следует, что новые формы бланков могут разрабатываться и в будущем в порядке, установленном отдельными пунктами Положения.

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 31.03.2005 N 171 специально оговорено, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения новых форм бланков строгой отчетности, но не позднее 1 января 2007 года.

В настоящее время действуют формы бланков строгой отчетности, утвержденные Минфином России:

- при оказании отдельных видов бытовых услуг - письмами от 20.04.1995 N 16-00-30-33 (формы БО-1-БО-11) и от 11.04.1997 N 16-00-27-15 (формы БО-12-БО-14);

- при оказании услуг предприятиями связи - письмами от 29.11.1993 N 16-16-84 и от 22.02.1994 N 16-36;

- при оказании услуг предприятиями общественного питания - письмом от 20.12.1993 N 16-31;

- при оказании услуг в сфере муниципального хозяйства - письмом от 24.02.1994 N 16-38 (квитанция за парковку автомобилей);

- при оплате и отпуске топлива, товаров и услуг населению в сбытовых организациях Минтопэнерго России - письмом от 21.03.1994 N 16-49 (квитанция по форме N 5-ТС);

- при оказании услуг страховыми организациями - письмом от 16.06.1994 N 16-30-63;

- при оказании услуг транспортными организациями - письмом от 16.06.1994 N 16-30-64;

- при оказании туристических услуг - письмом от 16.06.1994 N 16-30-65; при оказании услуг по международному туризму - письмом от 10.04.1996 N 16-00-30-19 (форма N ТУР-1);

- в организациях лесного хозяйства для расчетов с населением - письмом от 20.04.1995 N 16-00-30-35 (квитанция); письмом от 14.04.1995 N 16-00-30-30 (путевка на право охоты, рыбной ловли, отдыха);

- при оказании услуг организациями ветеринарной службы - письмом от 26.05.1995 N 16-00-30-46 (формы N 1 вет-фин и N 2 вет-фин);

- при оказании услуг в области культуры - письмом от 10.05.1995 N 16-00-30-37 (квитанция). Кроме того, приказом от 25.02.2000 N 20н утверждены формы экскурсионной путевки, абонемента и билета;

- при оказании услуг судебно-экспертными учреждениями Минюста России - письмом от 11.05.1995 N 16-00-30-38 (квитанция, выдаваемая заказчику);

Минздравсоцразвития России - письмом от 11.05.1995 N 16-00-30-39 (квитанция, используемая при расчете с заказчиками);

- при оказании услуг организациями и учреждениями санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации - письмом от 11.05.1995 N 16-00-30-40 (квитанция);

- при оказании услуг организациями и учреждениями Росстатагентства - письмом от 11.05.1995 N 16-00-30-41 (квитанция);

- при выполнении работ и оказании услуг организациями и учреждениями жилищно-коммунального хозяйства - письмом Минфина России от 25.05.1995 N 16-00-30-45 (квитанции);

- при оказании транспортных услуг - письмами от 29.05.1998 N 16-00-27-23 и от 08.07.1998 N 16-00-27-34 (формы перевозочных документов) и т.д.

3. Формы бланков утверждаются Министерством финансов Российской Федерации по обращению заинтересованных органов государственной власти, Центрального банка Российской Федерации и организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг.

К обращению прилагаются:

а) описание бланка (обязательные и дополнительные реквизиты, характеризующие специфику деятельности организации или индивидуального предпринимателя);

б) эскиз бланка (его художественно-графическое оформление);

в) предложение по обеспечению защиты бланка от подделок;

г) инструкция по заполнению бланка;

Требования п. 3 Положения должны учитываться органами государственной власти и иными организациями, уполномоченными обращаться в Минфин России за утверждением бланков. Перечень обязательных реквизитов, которые должна содержать форма бланка, определен п. 5- 7 Положения.

4. При заполнении бланка должно обеспечиваться одновременное оформление не менее чем 1 копии (с использованием копировальной или самокопировальной бумаги) либо бланк должен иметь отрывные части. Для наземного пассажирского транспорта общего пользования допускается использование рулонной формы бланка.

На практике более рациональным представляется оформление двух копий бланка - первый экземпляр (или первая копия) передается заказчику, первая копия (или первый экземпляр) подшивается вместе с текущими оправдательными документами, вторая копия (корешок) хранится для последующего контроля. В настоящее время копии и корешки некоторых бланков оформляются на отдельных формах бланков.

5. Бланк (кроме бланков, указанных в пункте 6 настоящего Положения) должен содержать следующие обязательные реквизиты:

а) сведения об утверждении формы бланка;

б) наименование, шестизначный номер и серию;

в) код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации;

г) наименование и код организации или индивидуального предпринимателя, выдавших бланк, по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;

д) идентификационный номер налогоплательщика;

е) вид услуг;

ж) единицу измерения оказания услуг;

з) стоимость услуги в денежном выражении, в том числе размер платы, осуществляемой наличными денежными средствами либо с использованием платежной карты;

и) дату осуществления расчета;

к) наименование должности, фамилию, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, место для личной подписи, печати (штампа) организации или индивидуального предпринимателя.

6. Бланк, предназначенный для осуществления наличных денежных расчетов за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования, должен содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование, шестизначный номер и серию;

б) код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации;

в) наименование организации или индивидуального предпринимателя, выдавших бланк;

г) вид транспортного средства, на котором оказывается услуга по перевозке пассажиров;

д) стоимость услуги в денежном выражении.

7. На бланке должны быть указаны сведения об изготовителе (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж).

Требование, приведенное в п. 7 Положения, направлено на обеспечение мер контроля, препятствующих изготовлению неучтенных бланков.

8. В случае если заполнение той или иной строки бланка невозможно ввиду отсутствия у организации или индивидуального предпринимателя соответствующих показателей, в строке ставится прочерк.

9. При изготовлении бланка допускается вносить в него изменения, касающиеся расширения (сужения) граф с учетом реквизитов.

10. Проставление серии и номера на бланке осуществляется изготовителем бланков. Дублирование серии и номера на бланках не допускается, за исключением серии и номера, наносимых на копии для оформления бланка в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения.

Ошибочное дублирование серии и номера бланка автоматически делает его недействительным. Так как одним из основных требований, предъявляемых к оформлению бланков, является наличие копии или корешка, какое-либо использование испорченных бланков не представляется возможным. Они должны быть погашены и должны храниться в установленном порядке (п. 23 Положения) с копиями использованных бланков или корешков.

11. Формы бланков, утвержденные в соответствии с настоящим Положением, могут использоваться всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими населению услуги тех видов, для которых эти формы были утверждены.

12. Формы бланков утверждаются на срок, устанавливаемый Министерством финансов Российской Федерации. Продление срока действия формы бланка может быть произведено по обращению заинтересованного органа государственной власти, Центрального банка Российской Федерации и организации, объединяющей субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг, при условии, что указанная форма бланка соответствует требованиям, действующим на момент подачи такого обращения.

Сравнительно новой является норма п. 12 Положения, которой фактически ограничивается срок действия каждой вновь утверждаемой формы бланка строгой отчетности. При необходимости срок действия формы бланка может быть продлен, но для этого необходимо повторное обращение заинтересованных органов и субъектов предпринимательской деятельности. Условием продления срока действия формы бланка является соответствие этой формы действующим на момент подачи обращения требованиям.

13. Документы, оформленные на бланках, являются первичными учетными документами (кроме бланков, указанных в пункте 6 настоящего Положения).

Норма, закрепленная в п. 13 Положения, по нашему мнению, является весьма существенной (не являются первичными учетными документами только бланки, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования). Из этого, в частности, следует, что в общем случае для бухгалтерских проводок по операциям, оформленным бланками строгой отчетности, не требуется составлять дополнительные сводные документы.

14. Организации и индивидуальные предприниматели ведут учет бланков.

15. Бланки должны заполняться четко и разборчиво с использованием копировальной или самокопировальной бумаги либо без нее, если копии не предусмотрены. Подчистки, поправки и исправления на бланке не допускаются. Испорченные или неправильно заполненные бланки не уничтожаются, а перечеркиваются и прилагаются к кассовому отчету (ведомости, реестру) за тот день, в котором они выписаны.

16. Учет бланков по их наименованиям, сериям и номерам ведется в книге по учету бланков. Листы такой книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации или индивидуальным предпринимателем, а также скреплены печатью (штампом).

17. Руководитель организации или индивидуальный предприниматель заключает с работником, которому поручается получение, хранение и выдача бланков, а также прием от населения наличных денежных средств согласно оформленным бланкам, договор в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанному работнику руководителем организации или индивидуальным предпринимателем создаются условия, обеспечивающие сохранность бланков.

18. Бланки принимаются работником, указанным в пункте 17 настоящего Положения, в присутствии комиссии, назначенной руководителем организации или индивидуальным предпринимателем. Приемка производится в день поступления бланков. Комиссия проверяет соответствие фактического количества, серий и номеров бланков данным, указанным в сопроводительных документах (накладных, квитанциях и т.п.), и составляет акт приемки бланков. Этот акт, утверждаемый руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, является основанием для принятия бланков на учет указанным работником.

19. Бланки хранятся в металлических шкафах и (или) сейфах. В организации или у индивидуального предпринимателя, получающих бланки в большом количестве, допускается хранение их в специально оборудованных помещениях в условиях, исключающих порчу и хищение бланков. По окончании рабочего дня места хранения бланков опечатываются или опломбировываются.

20. Инвентаризация бланков осуществляется одновременно с инвентаризацией находящихся в кассе наличных денежных средств и кассовых документов.

21. При осуществлении контроля за надлежащим использованием бланков проверяется наличие на обложках (наклеенных на книжках листах) использованных квитанционных книжек (других сброшюрованных бланков) печати организации или индивидуального предпринимателя и подписи главного бухгалтера (бухгалтера), сохранность копий бланков (корешков), отсутствие подчисток и исправлений, а также соответствие сумм, указанных в копиях (корешках), суммам, отраженным в ведомостях и реестрах, сдаваемых в бухгалтерию, или в кассовых отчетах.

22. Возложение обязанностей по контролю за использованием бланков на лиц, осуществляющих выдачу бланков, не допускается (за исключением организаций или индивидуальных предпринимателей, где обязанности ответственного лица совмещены в одном лице с главным бухгалтером или руководителем организации либо индивидуальным предпринимателем).

23. Упакованные в опечатанные мешки копии использованных бланков (корешков), подтверждающих суммы принятых наличных (и с использованием платежных карт) денежных средств, хранятся в организации или у индивидуального предпринимателя в систематизированном виде не менее 5 лет. По окончании установленного срока хранения, но обязательно после истечения месяца со дня проведения последней инвентаризации и проверки товарного отчета, копии использованных бланков (корешков) уничтожаются на основании акта об их списании, составленного комиссией, образованной руководителем организации или индивидуальным предпринимателем. В таком же порядке уничтожаются некомплектные или испорченные бланки.

Общие требования, предъявляемые к заполнению бланков строгой отчетности, организации их хранения, выдаче и списанию, определены п. 14- 23 Положения. Принципиально новых (по сравнению с ранее действовавшими) требований не выдвинуто.

В бухгалтерском учете бланки строгой отчетности учитываются на счете 006 "Бланки строгой отчетности" в условной оценке. При этом бланки, имеющие номинальную стоимость (например, билеты, талоны и абонементы), учитываются по номинальной стоимости. При передаче бланков работнику, ответственному за их оформление, номинальная стоимость бланков списывается со счета 006.

Стоимость изготовления бланков учитывается в составе общехозяйственных расходов (на счете 26), относится на себестоимость реализованной продукции и принимается в качестве расходов для целей обложения налогом на прибыль.

Инвентаризация кассы производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40 и сообщенным письмом Банка России от 04.10.1993 N 18.

24. Организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие населению услуги, в отношении которых не были утверждены соответствующие формы бланков, при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт используют контрольно-кассовую технику.

Из требований п. 24 Положения, в частности, следует, что использование бланков, не утвержденных Минфином России, без выдачи кассового чека будет квалифицироваться как нарушение порядка ведения кассовых операций со всеми вытекающими последствиями.

25. В случае применения бланков наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт осуществляются в следующем порядке:

а) при оплате услуг наличными денежными средствами организации и индивидуальные предприниматели:

Заполняют бланк, за исключением места для подписи (кроме бланка, предназначенного для осуществления указанных расчетов за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования);

- получают от клиента денежные средства;

- называют сумму полученных денежных средств и помещают их отдельно на виду у клиента;

Подписывают бланк (кроме бланка, предназначенного для осуществления указанных расчетов за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования);

Называют сумму сдачи и выдают ее клиенту вместе с бланком. При этом бумажные купюры и разменные монеты выдаются одновременно;

б) при оплате услуг с использованием платежной карты организации и индивидуальные предприниматели:

- получают от клиента платежную карту;

- заполняют бланк, за исключением места для подписи;

Вставляют платежную карту в устройство считывания информации с платежных карт и получают подтверждение оплаты по платежной карте;

- подписывают бланк;

Возвращают клиенту платежную карту вместе с бланком и документом, подтверждающим совершение операции с использованием платежной карты.

В п. 25 Положения приведен порядок обращения с бланками строгой отчетности. Так как этот порядок установлен постановлением Правительства РФ, любое отклонение от него может быть истолковано контролирующими органами так же, как нарушение Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации.

26. Допускается осуществление смешанной оплаты, при которой одна часть услуги оплачивается наличными денежными средствами, другая - с использованием платежной карты, в соответствии с пунктом 25 настоящего Положения. При этом выдача бланка, сдачи и возврат платежной карты должны производиться одновременно.

Пункт 26 Положения допускает осуществление смешанной оплаты услуг, когда оплата частично производится наличными денежными средствами, а частично - посредством платежной карты. Требование, в соответствии с которым выдача бланка, сдачи и возврат платежной карты должны производиться одновременно, по-видимому, направлено на исключение случаев неправомерного использования платежных карт.

О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники


В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

2. Установить, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2005 г. № 171 «Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники», могут применяться до 1 декабря 2008 г., если иное не предусмотрено абзацем третьим настоящего пункта.

Установить, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2005 г. № 171 «Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» до вступления в силу настоящего постановления, применяются всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими населению услуги тех видов, в отношении которых эти формы бланков утверждены.

Установить, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные до вступления в силу настоящего постановления для услуг, в отношении которых порядок утверждения форм бланков строгой отчетности определен в соответствии с пунктами 5 и 6 Положения, утвержденного настоящим постановлением, могут применяться до их утверждения в соответствии с указанным Положением.

3. Признать утратившими силу:
Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2005 г. № 171 «Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 14, ст. 1251);

Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2006 г. № 743 «О внесении изменения в пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2005 г. № 171» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 50, ст. 5347);

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 2007 г. № 542 «О внесении изменения в пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2005 г. № 171 «Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 36, ст. 4382).

Председатель Правительства
Российской Федерации
В. Зубков

Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники


1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков.

2. На бланках строгой отчетности оформляются предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам (далее — документы).

3. Документ должен содержать следующие реквизиты, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящего Положения:
а) наименование документа, шести­значный номер и серия;

Б) наименование и организационно-правовая форма — для организации;
фамилия, имя, отчество — для индивидуального предпринимателя;

В) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);

Г) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;

Д) вид услуги;

Е) стоимость услуги в денежном выражении;

Ж) размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;

З) дата осуществления расчета и составления документа;

И) должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);

К) иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).

4. Бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем.

Изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе бланка документа (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов.

5. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, такие федеральные органы исполнительной власти утверждают указанные формы бланков документов для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

6. При необходимости исключения из формы бланка документа реквизитов, предусмотренных подпунктами «ж» — «и» пункта 3 настоящего Положения, формы бланков документов при оказании услуг учреждениями культуры (учреждения кино и кинопроката, театрально-зрелищные предприятия, концертные организации, коллективы филармоний, цирковые предприятия и зоопарки, музеи, парки (сады) культуры и отдыха), включая услуги выставочного характера и художественного оформления, и услуг физической культуры и спорта (проведение спортивно-зрелищных мероприятий) утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

7. Перечень сведений, содержащихся в документах, указанных в пунктах 5 и 6 настоящего Положения, устанавливается федеральными органами исполнительной власти, наделенными полномочиями по утверждению форм бланков документов.

Формы бланков документов, утверждаемые в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящего Положения, применяются организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими населению услуги тех видов, в отношении которых эти формы утверждены.

8. При заполнении бланка документа должно обеспечиваться одновременное оформление не менее 1 копии, либо бланк документа должен иметь отрывные части, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, указанных в пунктах 5 и 6 настоящего Положения.

9. Проставление серии и номера на бланке документа, изготовленного типографским способом, осуществляется изготовителем бланков. Дублирование серии и номера на бланке документа не допускается, за исключением серии и номера, наносимых на копию (отрывные части) бланка документа, оформляемую в соответствии с пунктом 8 настоящего Положения.

10. Бланк документа должен заполняться четко и разборчиво, исправления не допускаются. Испорченный или неправильно заполненный бланк документа перечеркивается и прилагается к Книге учета бланков документов за тот день, в котором они заполнялись.

11. Формирование бланков документов может производиться с использованием автоматизированной системы. При этом для одновременного заполнения бланка документа и выпуска документа должно обеспечиваться выполнение следующих требований:
а) автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее 5 лет;

Б) при заполнении бланка документа и выпуске документа автоматизированной системой сохраняются уникальный номер и серия его бланка.

12. Организации и индивидуальные предприниматели по требованию налоговых органов обязаны представлять информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах.

13. Учет бланков документов, изготовленных типографским способом, по их наименованиям, сериям и номерам ведется в Книге учета бланков документов. Листы такой книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации (индивидуальным предпринимателем), а также скреплены печатью (штампом).

14. Руководитель организации (индивидуальный предприниматель) заключает с работником, которому поручаются получение, хранение, учет и выдача бланков документов, а также прием от населения наличных денежных средств согласно документам, договор о материальной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Руководитель организации (индивидуальный предприниматель) создает условия, обеспечивающие сохранность бланков документов.

15. Бланки документов, поступившие в организацию (индивидуальному предпринимателю), принимаются работником, указанным в пункте 14 настоящего Положения, в присутствии комиссии, образованной руководителем организации (индивидуальным предпринимателем). Приемка производится в день поступления бланков документов. При приемке проверяется соответствие фактического количества, серий и номеров бланков документов данным, указанным в сопроводительных документах (накладных, квитанциях и т. п.), и составляется акт приемки бланков документов. Акт, утвержденный руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), является основанием для принятия бланков документов на учет указанным работником.

16. Бланки документов хранятся в металлических шкафах, сейфах и (или) специально оборудованных помещениях в условиях, исключающих их порчу и хищение. По окончании рабочего дня место хранения бланков документов опечатывается или опломбировывается.

17. Инвентаризация бланков документов осуществляется в сроки проведения инвентаризации находящихся в кассе наличных денежных средств.

18. При осуществлении контроля за надлежащим использованием бланков документов проверяется наличие печати организации (индивидуального предпринимателя) и подписи главного бухгалтера (бухгалтера) или индивидуального предпринимателя на обложках (наклеенных на книжках листах) использованных книжек с квитанциями (сброшюрованных бланков), а также наличие копий документов (корешков документов), отсутствие в них исправлений, соответствие сумм, указанных в копиях (корешках документов), суммам, отраженным в Кассовой книге.

19. Упакованные в опечатанные мешки копии документов (корешки), подтверждающих суммы принятых наличных денежных средств (в том числе с использованием платежных карт), хранятся в систематизированном виде не менее 5 лет. По окончании указанного срока, но не ранее истечения месяца со дня проведения последней инвентаризации копии документов (корешки) уничтожаются на основании акта об их уничтожении, составленного комиссией, образованной руководителем организации (индивидуальным предпринимателем). В таком же порядке уничтожаются некомплектные или испорченные бланки документов.

20. В случае применения документов наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники осуществляются в следующем порядке:
а) при оплате услуг наличными денежными средствами уполномоченное лицо организации (индивидуальный предприниматель):
. получает от клиента денежные средства;
. называет сумму полученных денежных средств и помещает их отдельно на виду у клиента;
. называет сумму сдачи и выдает ее клиенту вместе с документом, при этом бумажные купюры и разменные монеты выдаются одновременно;
б) при оплате услуг с использованием платежной карты уполномоченное лицо организации (индивидуальный предприниматель):
. получает от клиента платежную карту;
. заполняет бланк документа, за исключением места для личной подписи (при наличии такого реквизита);
. вставляет платежную карту в устройство для считывания информации с платежных карт и получает подтверждение оплаты по платежной карте;
. подписывает документ (при наличии места для личной подписи);
. возвращает клиенту платежную карту вместе с документом и документом, подтверждающим совершение операции с использованием платежной карты;
в) при осуществлении смешанной оплаты, при которой одна часть услуги оплачивается наличными денежными средствами, другая — с использованием платежной карты, выдача документа и сдачи, а также возврат платежной карты производятся одновременно.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ

Список изменяющих документов


от 15.04.2014 N 334)

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

2. Установить, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные до вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2005 г. N 171 "Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники", могут применяться до 1 декабря 2008 г., если иное не предусмотрено абзацем третьим настоящего пункта.

Установить, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2005 г. N 171 "Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" до вступления в силу настоящего Постановления, применяются всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими населению услуги тех видов, в отношении которых эти формы бланков утверждены.

Установить, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные до вступления в силу настоящего Постановления для услуг, в отношении которых порядок утверждения форм бланков строгой отчетности определен в соответствии с пунктами 5 и 6 Положения, утвержденного настоящим Постановлением, могут применяться до их утверждения в соответствии с указанным Положением.

3. Признать утратившими силу:

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2005 г. N 171 "Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 14, ст. 1251);

Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2006 г. N 743 "О внесении изменения в пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2005 г. N 171" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5347);

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 2007 г. N 542 "О внесении изменения в пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2005 г. N 171 "Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 36, ст. 4382).

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЗУБКОВ

Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 мая 2008 г. N 359

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ
И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ
БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.02.2009 N 112,
от 15.04.2014 N 334)


Примечание.

Информационным письмом Минфина РФ от 22.08.2008 разъяснено, что организация и индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги населению, вправе использовать самостоятельно разработанный бланк строгой отчетности, в котором должны содержаться реквизиты, установленные пунктом 3 данного Положения, если иное не предусмотрено пунктами 5 и 6. Утверждение формы такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти не требуется.


1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков.

2. На бланках строгой отчетности оформляются предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам (далее - документы).

3. Документ должен содержать следующие реквизиты, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 5 - 6 настоящего Положения:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 N 112)

а) наименование документа, шестизначный номер и серия;

б) наименование и организационно-правовая форма - для организации;

фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя;

в) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);

г) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;

д) вид услуги;

е) стоимость услуги в денежном выражении;

ж) размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;

з) дата осуществления расчета и составления документа;

и) должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);

к) иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).

4. Бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем.

Изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе бланка документа (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов.

5. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, такие федеральные органы исполнительной власти утверждают указанные формы бланков документов для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

5.1. Документы, используемые при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны содержать реквизиты, установленные Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

(п. 5.1 введен Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112)

6. При необходимости исключения из формы бланка документа реквизитов, предусмотренных подпунктами "ж" - "и" пункта 3 настоящего Положения, формы бланков документов при оказании услуг учреждениями культуры (учреждения кино и кинопроката, театрально-зрелищные предприятия, концертные организации, коллективы филармоний, цирковые предприятия и зоопарки, музеи, парки (сады) культуры и отдыха), включая услуги выставочного характера и художественного оформления, и услуг физической культуры и спорта (проведение спортивно-зрелищных мероприятий), а также услуг по использованию парковок (парковочных мест) на платной основе утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.2014 N 334)

7. Перечень сведений, содержащихся в документах, указанных в пунктах 5 и 6 настоящего Положения, устанавливается федеральными органами исполнительной власти, наделенными полномочиями по утверждению форм бланков документов.

Формы бланков документов, утверждаемые в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящего Положения, применяются организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими населению услуги тех видов, в отношении которых эти формы утверждены.

8. При заполнении бланка документа должно обеспечиваться одновременное оформление не менее 1 копии либо бланк документа должен иметь отрывные части, за исключением следующих случаев:

а) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, указанных в пунктах 5 и 6 настоящего Положения, установлен иной порядок заполнения бланка документа;

б) все реквизиты документа заполняются типографским способом при изготовлении бланка документа;

в) все или часть реквизитов документа указываются в электронном виде.

(п. 8 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 N 112)

9. Проставление серии и номера на бланке документа, изготовленного типографским способом, осуществляется изготовителем бланков. Дублирование серии и номера на бланке документа не допускается, за исключением серии и номера, наносимых на копию (отрывные части) бланка документа, оформляемую в соответствии с пунктом 8 настоящего Положения.

10. Бланк документа должен заполняться четко и разборчиво, исправления не допускаются. Испорченный или неправильно заполненный бланк документа перечеркивается и прилагается к книге учета бланков документов за тот день, в котором они заполнялись.

11. Формирование бланков документов может производиться с использованием автоматизированной системы. При этом для одновременного заполнения бланка документа и выпуска документа должно обеспечиваться выполнение следующих требований:

а) автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее 5 лет;

б) при заполнении бланка документа и выпуске документа автоматизированной системой сохраняются уникальный номер и серия его бланка.

12. Организации и индивидуальные предприниматели по требованию налоговых органов обязаны представлять информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах.

13. Учет бланков документов, изготовленных типографским способом, по их наименованиям, сериям и номерам ведется в книге учета бланков документов. Листы такой книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации (индивидуальным предпринимателем), а также скреплены печатью (штампом).

14. Руководитель организации (индивидуальный предприниматель) заключает с работником, которому поручаются получение, хранение, учет и выдача бланков документов, а также прием от населения наличных денежных средств согласно документам, договор о материальной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Руководитель организации (индивидуальный предприниматель) создает условия, обеспечивающие сохранность бланков документов.

15. Бланки документов, поступившие в организацию (индивидуальному предпринимателю), принимаются работником, указанным в пункте 14 настоящего Положения, в присутствии комиссии, образованной руководителем организации (индивидуальным предпринимателем). Приемка производится в день поступления бланков документов. При приемке проверяется соответствие фактического количества, серий и номеров бланков документов данным, указанным в сопроводительных документах (накладных, квитанциях и т.п.), и составляется акт приемки бланков документов. Акт, утвержденный руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), является основанием для принятия бланков документов на учет указанным работником.

16. Бланки документов хранятся в металлических шкафах, сейфах и (или) специально оборудованных помещениях в условиях, исключающих их порчу и хищение. По окончании рабочего дня место хранения бланков документов опечатывается или опломбировывается.

17. Инвентаризация бланков документов осуществляется в сроки проведения инвентаризации находящихся в кассе наличных денежных средств.

18. При осуществлении контроля за надлежащим использованием бланков документов проверяется наличие печати организации (индивидуального предпринимателя) и подписи главного бухгалтера (бухгалтера) или индивидуального предпринимателя на обложках (наклеенных на книжках листах) использованных книжек с квитанциями (сброшюрованных бланков), а также наличие копий документов (корешков документов), отсутствие в них исправлений, соответствие сумм, указанных в копиях (корешках документов), суммам, отраженным в кассовой книге.

19. Упакованные в опечатанные мешки копии документов (корешки), подтверждающих суммы принятых наличных денежных средств (в том числе с использованием платежных карт), хранятся в систематизированном виде не менее 5 лет. По окончании указанного срока, но не ранее истечения месяца со дня проведения последней инвентаризации копии документов (корешки) уничтожаются на основании акта об их уничтожении, составленного комиссией, образованной руководителем организации (индивидуальным предпринимателем). В таком же порядке уничтожаются некомплектные или испорченные бланки документов.

20. В случае применения документов наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники осуществляются в следующем порядке:

а) при оплате услуг наличными денежными средствами уполномоченное лицо организации (индивидуальный предприниматель):

получает от клиента денежные средства;

называет сумму полученных денежных средств и помещает их отдельно на виду у клиента;

называет сумму сдачи и выдает ее клиенту вместе с документом, при этом бумажные купюры и разменные монеты выдаются одновременно;

б) при оплате услуг с использованием платежной карты уполномоченное лицо организации (индивидуальный предприниматель):

получает от клиента платежную карту;

заполняет бланк документа, за исключением места для личной подписи (при наличии такого реквизита);

вставляет платежную карту в устройство для считывания информации с платежных карт и получает подтверждение оплаты по платежной карте;

подписывает документ (при наличии места для личной подписи);

возвращает клиенту платежную карту вместе с документом и документом, подтверждающим совершение операции с использованием платежной карты;

в) при осуществлении смешанной оплаты, при которой одна часть услуги оплачивается наличными денежными средствами, другая - с использованием платежной карты, выдача документа и сдачи, а также возврат платежной карты производятся одновременно.

Материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, но,

  • во-первых, только, в соответствии с порядком, установленным "Положением по применению ККМ" (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года №745 "Об утверждении положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин");
  • и, во-вторых, только при условии использования соответствующих этим случаям бланков строгой отчетности ("Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ" ,утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2005 года №171 "Об утверждении положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники").

Закон №54-ФЗ (пункт 3 статьи 2) четко определил виды деятельности (полный перечень), при осуществлении которых, в силу "специфики деятельности либо особенностей местонахождения" организаций и индивидуальных предпринимателей, допускаются денежные расчеты без применения ККТ:

  • продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
  • продажа ценных бумаг;
  • продажа лотерейных билетов;
  • продажа проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
  • обеспечение питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
  • торговля на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
  • разносная мелкорозничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);
  • продажа в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
  • продажа в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах;
  • торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
  • торговля из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
  • прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
  • реализация предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • продажа по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.

Также, без применения ККТ, осуществлять денежные расчеты могут организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Особенности осуществления денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники установлены, как уже упоминалось, в Положении об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2005 года №171, в соответствии с которым

"к бланкам строгой отчетности, приравненным к кассовым чекам, относятся квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае оказания услуг населению".

Наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт с использованием бланков осуществляются организациями и индивидуальными предпринимателями в следующем порядке:

а) при оплате услуг наличными денежными средствами:

  • заполняют бланк, за исключением места для подписи (кроме бланка, предназначенного для осуществления указанных расчетов за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования),
  • получают от клиента денежные средства,
  • называют сумму полученных денежных средств и помещают их отдельно на виду у клиента,
  • подписывают бланк (кроме бланка,
  • предназначенного для осуществления указанных расчетов за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования),
  • называют сумму сдачи и выдают ее клиенту вместе с бланком. При этом бумажные купюры и разменные монеты выдаются одновременно;

б) при оплате услуг с использованием платежной:

  • получают от клиента платежную карту,
  • заполняют бланк, за исключением места для подписи,
  • вставляют платежную карту в устройство считывания информации с платежных карт и получают подтверждение оплаты по платежной карте,
  • подписывают бланк,
  • возвращают клиенту платежную карту вместе с бланком и документом, подтверждающим совершение операции с использованием платежной карты.

Допускается осуществление смешанной оплаты , при которой одна часть услуги оплачивается наличными денежными средствами, другая - с использованием платежной карты, в соответствии с вышеназванным порядком. При этом выдача бланка, сдачи и возврат платежной карты должны производиться одновременно.

При заполнении бланка должно обеспечиваться одновременное оформление не менее чем 1 копии (с использованием копировальной или самокопировальной бумаги) либо бланк должен иметь отрывные части. Для пассажирского транспорта (кроме авиации) общего пользования допускается использование рулонной формы бланка.

Бланк (кроме бланков, предназначенных для денежных расчетов за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования) должен содержать следующие обязательные реквизиты :

  • сведения об утверждении формы бланка;
  • наименование, шестизначный номер и серия;
  • код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации;
  • наименование и код организации или индивидуального предпринимателя, выдавших бланк, по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;
  • идентификационный номер налогоплательщика;
  • вид услуг;
  • единица измерения оказания услуг;
  • стоимость услуги в денежном выражении, в том числе размер платы, осуществляемой наличными денежными средствами либо с использованием платежной карты;
  • дата осуществления расчета;
  • наименование должности, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, место для личной подписи, печати (штампа) организации или индивидуального предпринимателя.

В случае отсутствия у организации или индивидуального предпринимателя соответствующего показателя, в строке ставится прочерк .

Форма используемого бланка должна соответствовать виду деятельности , для которого эта форма была утверждена.

Документы, оформленные на бланках, являются первичными учетными документами (кроме бланков, предназначенных для денежных расчетов за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования).

Об учете бланков данной категории

Учет бланков по их наименованиям, сериям и номерам ведется в книге по учету бланков . Листы такой книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации или индивидуальным предпринимателем, а также скреплены печатью (штампом).

Руководитель организации или индивидуальный предприниматель заключает с работником, которому поручается приобретение (получение), хранение и выдача бланков, а также прием от населения наличных денежных средств согласно оформленным бланкам, договор о материальной ответственности в соответствии с законом. Такому работнику работодателем (руководителем организации) должны быть созданы условия, обеспечивающие сохранность бланков. Инвентаризация бланков осуществляется одновременно с инвентаризацией находящихся в кассе наличных денежных средств и кассовых документов.

Бланки должны заполняться четко и разборчиво с использованием копировальной или самокопировальной бумаги либо без нее, если копии не предусмотрены. Подчистки, поправки и исправления на бланке не допускаются . Испорченные или неправильно заполненные бланки не уничтожаются, а перечеркиваются и прилагаются к кассовому отчету (ведомости, реестру) за тот день, в котором они выписаны.

При осуществлении контроля за надлежащим использованием бланков проверяется наличие на обложках (наклеенных на книжках листах) использованных квитанционных книжек (других сброшюрованных бланков) печати организации или индивидуального предпринимателя и подписи главного бухгалтера (бухгалтера), сохранность копий бланков (корешков), отсутствие подчисток и исправлений, а также соответствие сумм, указанных в копиях (корешках), суммам, отраженным в ведомостях и реестрах, сдаваемых в бухгалтерию, или в кассовых отчетах. Возложение обязанностей по контролю за использованием бланков на лиц, осуществляющих выдачу бланков, не допускается.

Копии использованных бланков (корешков), подтверждающих суммы принятых наличных (и с использованием платежных карт) денежных средств, хранятся в организации или у индивидуального предпринимателя в систематизированном виде не менее 5 лет .

О формах бланков документов, допустимых для использования при осуществлении денежных расчетов без применения ККТ

Формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями , могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности в соответствии с Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, "но не позднее 1 января 2007 года" (пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2005 года №171 "Об утверждении положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники").

Итак, до введения в действие новых бланков строгой отчетности можно применять действующие в настоящее время формы бланков , утвержденные Минфином Российской Федерации.

Использовать можно только бланки, изготовленные типографским способом с обязательным указанием выходных типографических данных . Обязательные требования к содержанию реквизитов бланков изложены в Письме Минфина Российской Федерации от 23 августа 2001 года №16-00-24/70 "О документах строгой отчетности при осуществлении денежных расчетов с населением", согласно которому документы строгой отчетности должны содержать наряду с показателями, характеризующими специфику оформляемых операций, следующие обязательные реквизиты :

  • гриф утверждения, наименование формы документа;
  • шестизначный номер;
  • серия;
  • код формы по Общероссийскому классификатору управленческой документации (ОКУД);
  • дата осуществления расчета;
  • наименование и код организации по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО);
  • код ИНН;
  • вид оказываемых работ (услуг);
  • единицы измерения оказанных услуг (в натуральном и денежном выражении);
  • наименование должности лица, ответственного за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления с личной подписью.

Каждый типографский бланк нумеруется , и если он при оформлении наличного денежного платежа оказался случайно испорчен, его следует сохранить, перечеркнув .

Бланк с заполненными строками по всем предусмотренным реквизитам, подписанный должностным лицом, приобретает юридическую силу и является первичным бухгалтерским документом .

Положения об основных требованиях к ведению бухгалтерского учета в части бухгалтерской документации, в том числе о первичных учетных документах, установлены Федеральным законом от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ "О бухгалтерском учете" в главе 2.

Порядок создания, принятия и отражения в бухгалтерском учете первичных документов организаций различных форм собственности изложен в Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденным Министерством финансов СССР 29 июля 1983 года №105).

Утвержденные Письмами Минфина Российской Федерации от 20 апреля 1995 года №16-00-30-33 "Об утверждении форм документов строгой отчетности" и от 11 апреля 1997 года №16-00-27-15 "Об утверждении форм документов строгой отчетности" формы бланков, являются бланками строгой отчетности и могут применяться организациями при оказании платных услуг населению при денежных расчетах и для учета наличных денежных средств без применения ККТ :

форма БО-1 "Наряд - заказ", "Квитанция", "Копия квитанции";

форма БО-2 "Наряд - заказ", "Квитанция", "Копия квитанции";

форма БО-3 "Наряд - заказ", "Квитанция", "Копия квитанции";

форма БО-4 "Наряд - заказ", "Квитанция";

форма БО-5 "Наряд - заказ", "Квитанция", "Копия квитанции";

форма БО-6 "Обязательство - квитанция", "Копия обязательства - квитанции";

форма БО-7 "Залоговый билет", "Копия залогового билета", "Опись вещей";

форма БО-8 "Сохранная квитанция", "Копия сохранной квитанции", "Опись вещей";

форма БО-9 "Кассовая ведомость приема выручки", "Копия кассовой ведомости приема выручки";

форма БО-10 ДМ "Наряд - заказ", "Квитанция", "Копия квитанции";

форма БО-11 "Листок учета выработки", "Талон";

форма БО-12 "Наряд - заказ", "Квитанция", "Копия квитанции";

форма БО-13 (01) "Наряд - заказ", "Квитанция", "Копия квитанции";

форма БО-13 (02) "Наряд - заказ", "Копия - наряд - заказа", "Квитанция", "Копия квитанции";

форма БО-14 "Наряд - заказ", "Копия - наряд - заказа", "Квитанция", "Копия квитанции".

Действующие правила предписывают перед использованием документов строгой отчетности этих форм зарегистрировать бланки в налоговых органах.

Если среди утвержденных бланков строгой отчетности нет бланка, который подходил бы организации по роду деятельности , тогда следует обратиться в Минфин Российской Федерации с вопросом рассмотреть и утвердить разработанный бланк и инструкцию по его изготовлению, применению, учету и хранению. Обращение в Минфин Российской Федерации будет рассмотрено только при условии, что сфера деятельности, при осуществлении которой требуются (с учетом целесообразности) специальные формы бланков, входит в соответствующий разрешительный перечень, приведенный в пункте 3 статьи 2 Закона №54-ФЗ.

Подводя итог, обращаем внимание на то, что организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие населению услуги, в отношении которых (услуг) не были утверждены соответствующие формы бланков , при осуществлении денежных расчетов должны использовать контрольно-кассовую технику .

Более подробно с вопросами, касающимися кассовых операций и о применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО "BKR ИНТЕРКОМ-АУДИТ" "Кассовые операции. Контрольно-кассовая техника".

Наличные денежные расчеты: с учетом последних изменений в законодательстве Корнийчук Галина

1.7. Порядок осуществления наличных денежных расчетов без применения ККТ в случае оказания услуг населению

Во исполнение п. 2 ст. 2 Закона о ККТ Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2005 г. № 171 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Данным Положением впервые установлен порядок осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок утверждения форм этих бланков, их учета, хранения и уничтожения.

К бланкам строгой отчетности, приравненным к кассовым чекам, относятся квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае оказания услуг населению.

Формы бланков строгой отчетности (бланки) утверждаются Министерством финансов РФ по обращению заинтересованных органов государственной власти, Центрального банка РФ и организаций, объединяющих субъекты предпринимательской деятельности, занятые в определенной сфере услуг.

К обращению прилагаются:

1) описание бланка (обязательные и дополнительные реквизиты, характеризующие специфику деятельности организации или индивидуального предпринимателя);

2) эскиз бланка (его художественно-графическое оформление);

3) предложение по обеспечению защиты бланка от подделок;

4) инструкция по заполнению бланка;

При заполнении бланка должно обеспечиваться одновременное оформление не менее чем одной копии (с использованием копировальной или самокопировальной бумаги) либо бланк должен иметь отрывные части. Для наземного пассажирского транспорта общего пользования допускается использование рулонной формы бланка.

Формы бланков утверждаются на срок, устанавливаемый Министерством финансов РФ. Продление срока действия формы бланка может быть произведено по обращению заинтересованного органа государственной власти, Центрального банка РФ и организации, объединяющей субъекты предпринимательской деятельности, занятые в определенной сфере услуг, при условии, что указанная форма бланка соответствует требованиям, действующим на момент подачи такого обращения.

Формы бланков, утвержденные Министерством финансов РФ, могут использоваться всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими населению услуги тех видов, для которых эти формы были утверждены.

Из книги Банковский аудит автора Шевчук Денис Александрович

21. Инкассация наличных денежных средств. С целью ускорения обращения наличных денег и своевременного зачисления денежных средств на счёт предприятий и организаций банки осуществляют инкассацию денежной выручки.В каждой организации, с которой заключается договор на

Из книги Банковское право автора Рождественская Татьяна Эдуардовна

1. Основные принципы осуществления безналичных расчетов Расчеты по банковским счетам, или безналичные расчетыРасчеты по банковским счетам, или безналичные расчеты (расчеты в безналичной форме) осуществляются в формах различных гражданско-правовых сделок. Указанные

Из книги Управление карточным бизнесом в коммерческом банке автора Пухов Антон Владимирович

Порядок выдачи наличных денежных средств держателям банковских карт Операции выдачи наличных через кассы или обменные пункты банков являются с операционной точки зрения наиболее простыми, но в то же время выполнение таких операций налагает высокую ответственность на

Из книги 1С: Бухгалтерия 8.2. Понятный самоучитель для начинающих автора

Глава 4. Учет наличных денежных средств Наличные денежные средства являются одним из ключевых объектов бухгалтерского учета. Ни одно предприятие в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности не может обойтись без наличных денег: как минимум, они

Из книги Турфирма: с чего начать, как преуспеть автора Мохов Георгий Автондилович

Выдача наличных денежных средств из кассы предприятия Как мы уже отмечали ранее, факт выдачи наличных денежных средств из кассы предприятия оформляется расходным кассовым ордером, который также является первичным учетным документом. Помимо прочих реквизитов, в

Из книги 1С: Управление небольшой фирмой 8.2 с нуля. 100 уроков для начинающих автора Гладкий Алексей Анатольевич

Приложение 2 Правила оказания услуг по реализации туристского продукта Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2007 г.

Из книги Бухгалтерский учет в медицине автора Фирстова Светлана Юрьевна

2. Порядок применения бланка строгой отчетности «Туристская путевка» при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт Согласно п. 25 и 26 Положения о бланках строгой отчетности, в случае применения туристской путевки наличные

Из книги Наличные денежные расчеты: с учетом последних изменений в законодательстве автора Корнийчук Галина

УРОК 59. Приход наличных денежных средств Для отражения факта поступления наличных денежных средств в кассу предприятия предназначен документ Поступление в кассу. Чтобы приступить к работе с этими документами, нужно в панели навигации раздела Денежные средства

Из книги Преодоление пропасти. Как вывести технологический продукт на массовый рынок автора Мур Джеффри

УРОК 60. Расход наличных денежных средств Расход наличных денежных средств из кассы предприятия оформляется с помощью документа, который так и называется – Расход из кассы. Переход в режим работы с этими документами осуществляется с помощью ссылки Расход из кассы,

Из книги Ловушка времени. Классическое пособие по тайм-менеджменту автора Никерсон Пэт

Глава 3. Бухгалтерский учет финансовых активов (денежных средств). Порядок учета наличных денежных средств и кассовых операций (1-й ур.) Нормативная база Организация ведения кассовых операцийРасчеты наличными денежными средствами осуществляются через кассу и

Из книги Как организовать дистанционный бизнес? автора Шестакова Екатерина Владимировна

Порядок осуществления наличных денежных расчетов в случае применения бланков В случае применения бланков наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт осуществляются в следующем порядке:1) при оплате услуг наличными денежными средствами

Из книги Платежные системы автора Коллектив авторов

1.8. Особенности некоторых наличных расчетов, в том числе не связанных с расчетами по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг Организации (индивидуальные предприниматели) могут принимать от других лиц наличные денежные средства, не связанные непосредственно с

Из книги автора

Channelpoint: изменение системы оказания услуг страхования Channelpoint из Колорадо-Спрингс – результат слияния команды специалистов по интернет-технологиям, которые ушли из Sun, и команды провидцев-менеджеров, осознавших, что традиционная система оказания услуг страхования

Из книги автора

Поиски возможностей оказания услуг корпоративным клиентам Как бизнесмены (или родители) мы чувствуем вину каждый раз, когда становимся недоступны. Как клиентов нас возмущает грубая реальность ответа автоматизированной службы работы с клиентами: «Ваш звонок важен для

Из книги автора

Из книги автора

2.3. Порядок осуществления перевода денежных средств в Российской Федерации В настоящее время в Российской Федерации порядок осуществления перевода денежных средств регламентируется Положением Банка России № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных

Похожие публикации