Работодатель заключил договор негосударственного пенсионного обеспечения. Что такое негосударственное пенсионное обеспечение? Размер и условия осуществления выплат

В Российской Федерации действуют три вида пенсионного обеспечения:

Государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет средств федерального бюджета. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается государственным служащим (в том числе военнослужащим, сотрудникам силовых ведомств, а также членам их семей), участникам Великой Отечественной войны, гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, космонавтам и членам их семей, работникам летно-испытательного состава, а также социально незащищенным гражданам, которые в силу обстоятельств не приобрели права на страховую пенсию, - нетрудоспособным гражданам.

Обязательное пенсионное страхование, включающее в себя страховую пенсию и финансируемое за счет страховых взносов работодателя. Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», нетрудоспособные члены семей застрахованных лиц, в случае потери кормильца. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами России, если иное не предусмотрено международным договором.

Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение
- негосударствен-ные пенсии, выплачиваемые в рамках догово-ров с негосударственными пенсионными фон-дами, финансируемые за счет взносов работо-дателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

Стоимость пенсионного коэффициента - стоимостной параметр, учитываемый при определении размера страховой пенсии, отражающий соотношение суммы страховых взносов на финансовое обеспечение страховых пенсий и трансфертов федерального бюджета, поступающих в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующем году, и общей суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий.

Фиксированная выплата к страховой пенсии - обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.

Корректировка размера страховой пенсии - повышение размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента.

Накопительная пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости, исчисленная исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день назначения накопительной пенсии.

Средства пенсионных накоплений - совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также результата от их инвестирования и средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования.

Ожидаемый период выплаты накопительной пенсии - показатель, рассчитываемый на основе данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, и используемый для определения размера накопительной пенсии.

Перерасчет размера страховой пенсии - это изменение размера страховой пенсии, происходящее без подачи письменного заявления в территориальные органы Пенсионного фонда, связи с увеличением по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды после 01.01.2015. На беззаявительный перерасчет размера страховой пенсии имеют право получатели страховой пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Перерасчет страховой пенсии по старости и по инвалидности производится с 1 августа каждого года исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, которые не были учтены при определении размера пенсии при ее назначении или перерасчете Размер страховой пенсии по случаю потери кормильца подлежит пересчету с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена эта пенсия. Заявительный перерасчет размера пенсии - изменение размера пенсии по документам, представленным заявителем.

Валоризация - денежная переоценка пенсионных прав всех россиян, имеющих трудовой стаж до 2002 года. С 1 января 2010 года расчетный пенсионный капитал, сформированный до 2002 года, увеличивается на 10% и дополнительно по 1% за каждый год трудового стажа гражданина до 1991 года. Для определения процента увеличения пенсионного капитала за периоды до 1 января 1991 года учитывается трудовой стаж, имевшийся у гражданина на указанную дату, принятый во внимание при оценке пенсионных прав. При этом никаких ограничений в данном случае нет, учитывается весь стаж, в том числе сверх максимальных показателей (40 лет у женщин и 45 лет у мужчин).

Выплата пенсии - ежемесячное перечисление территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации начисленных к доставке сумм пенсии на счет организаций, осуществляющих доставку пенсии пенсионерам. Выплата начисленных сумм пенсии производится за текущий календарный месяц. Выплата пенсии, в том числе работающим пенсионерам, производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства или месту пребывания пенсионера в установленном размере без каких-либо ограничений. Пенсионеру, проживающему в государственном или муниципальном стационарном учреждении социального обслуживания, выплата пенсии производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения этого учреждения.

Группы инвалидности - в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, возникшей в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид». Инвалидность I группы устанавливается на два года, II и III групп - на один год. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается на один или два года либо до достижения гражданином возраста 18 лет.

Доставка пенсии - передача начисленной суммы пенсии получателю путем ее вручения в кассе организации, осуществляющей доставку, или на дому, или путем зачисления суммы пенсии на счет пенсионера в кредитной организации. Доставка пенсии производится по желанию пенсионера организацией почтовой связи, кредитной либо иной организацией, занимающейся доставкой пенсии, с которыми Пенсионным фондом Российской Федерации заключены соответствующие договоры. Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, осуществляющую доставку пенсии, и письменно уведомить об этом территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Инвалид - человек, у которого возможности его жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений, что влечет за собой признание инвалидности.

Корректировка - увеличение размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента. Стоимость пенсионного коэффициента определяется Правительством Российской Федерации.

Индексация фиксированной выплаты к страховой пенсии - ежегодное увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год и с 1 апреля дополнительное увеличение указанной выплаты с учетом роста доходов ПФР.

Конвертация пенсионных прав - это преобразование пенсионных прав, приобретенных гражданами по состоянию на 1 января 2002 года (на начало пенсионной реформы), в сумму расчетного пенсионного капитала. Его величина - это эквивалент суммы уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации до 1 января 2002 года. Эта сумма определяется обратным счетом из размера условно полагающейся всем застрахованным лицам пенсии так, как если бы они достигли пенсионного возраста к указанной дате. Для пенсионеров по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена не условная, а реальная пенсия в наиболее выгодном для них размере по действующему до начала реформы пенсионному законодательству.

Нестраховые периоды, учитываемые в стаж - наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, когда за гражданина уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, в страховой стаж засчитываются и некоторые нестраховые периоды. К ним относятся:

  • период прохождения военной службы и иной приравненной к ней службы (например служба в органах внутренних дел и других силовых ведомствах, служба в прокуратуре и т.д.)
  • период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
  • период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности;
  • период получения пособия по безработице;
  • период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
  • период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
  • период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности;
  • участие в оплачиваемых общественных работах и переезд по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
  • период, засчитываемый в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности";
  • период, в течение которого лица, необоснованно привлеченные к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированные, были временно отстранены от должности (работы) в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Все перечисленные нестраховые периоды засчитываются в страховой стаж только в том случае, если им предшествовали или следовали за ними периоды работы, за которые начислялись (уплачивались) страховые взносы в ПФР. В случае совпадения по времени нескольких периодов, включаемых в страховой стаж, при назначении пенсии будет учитываться только один из них по выбору гражданина, обратившегося за установлением пенсии. При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Ожидаемый период выплаты пенсии - показатель, используемый для определения размера страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца) по нормам Федерального закона № 173-ФЗ. При определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с 1 января 2013 года ожидаемый период выплаты страховой части трудовой пенсии по старости на общих основаниях (трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца) устанавливается продолжительностью 19 лет (228 месяцев).

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданина из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению выплачивается за счет средств Федерального бюджета и бывает следующих видов:

  • за выслугу лет - назначается федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим, космонавтам и работникам летно-испытательного состава;
  • по старости - назначается пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;
  • по инвалидности - назначается военнослужащим, участникам ВОВ, лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтам;
  • по случаю потери кормильца - назначается членам семьи военнослужащих, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтов.
  • социальная пенсия по инвалидности (назначается инвалидам I, II, III групп, в том числе инвалидам с детства, детям-инвалидам);социальная пенсия по случаю потери кормильца (назначается детям до 18 лет и старше, но не более 23 лет, обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери); социальная пенсия по старости (назначается гражданам из числа малочисленных народов Севера, постоянно проживающим в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии,достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), а также гражданам Российской Федерации, достигшим возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины), и иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшим возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины);
  • социальная пенсия детям. Оба родителя которых неизвестны (назначается детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, оба родителя которых неизвестны.

Расчетный пенсионный капитал (РПК) - это расчетная величина, с учетом которой определяется размер страховой части трудовой пенсии, включающая в себя пенсионные права в денежном выражении, приобретенные застрахованным лицом по состоянию на 1 января 2002 года, а также сумму страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо после указанной даты до 01.01.2015. При этом исходя из страховой части трудовой пенсии определяется величина ИПК за период до 01.01.2015.

Стаж - один из важнейших факторов, влияющих на право и размер пенсионного обеспечения граждан. Различают страховой и общий трудовой стаж.

Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых начислялись (уплачивались) страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Общий трудовой стаж - это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая при оценке пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января 2002 года. В общий трудовой стаж включаются:

  • работа в качестве рабочего, служащего (в том числе за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник подлежал обязательному пенсионному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части; периоды индивидуальной трудовой деятельности (в том числе в сельском хозяйстве);
  • творческая деятельность членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;
  • временная нетрудоспособность, начавшаяся в период работы, и пребывание на инвалидности I и II группы из-за увечья на производстве или профессионального заболевания;
  • пребывание в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
  • воинская служба;
  • получение пособия по безработице, участие в оплачиваемых общественных работах, переезд по направлению службы занятости в другую местность для трудоустройства.

В случае осуществления оценки пенсионных прав по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ в общий трудовой стаж включаются также:

  • периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре;
  • периоды ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, престарелым, если он нуждается в постоянном уходе по заключению лечебного учреждения;
  • периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности;
  • периоды проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
  • периоды проживания за границей супругов работников советских учреждений и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности;
  • периоды содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным;
  • гражданам, проживавшим в районах, временно оккупированных неприятелем в период Великой Отечественной войны, и достигшим ко дню оккупации или в ее период 16 лет, - время их пребывания в возрасте 16 лет и старше на оккупированной территории СССР или других государств, а также на территориях государств, находившихся в состоянии войны с СССР, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление;
  • гражданам, проживавшим в городе Ленинграде в период его блокады (с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года), а также гражданам - узникам фашистских концлагерей - время соответственно проживания в блокадном городе Ленинграде и нахождения в концлагерях в период Великой Отечественной войны, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление.

Исчисление продолжительности указанных периодов трудовой и общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, в случае осуществления оценки пенсионных прав по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ некоторые периоды учитываются в льготном порядке, например, военная служба по призыву - в двойном размере.

Т.Ю. Левадная ,
советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 2 класса

1. Общие положения

Договоры негосударственного пенсионного обеспечения (далее - пенсионные договоры) заключаются со специализированными некоммерческими организациями - негосударственными пенсионными фондами (НПФ), которые должны иметь лицензию на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению в соответствии с нормами Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Закон N 75-ФЗ).

По пенсионному договору вкладчик фонда уплачивает в НПФ пенсионные взносы , а НПФ обязуется выплачивать участнику или участникам фонда (если договор заключается в отношении нескольких физических лиц) негосударственную пенсию .

Участниками НПФ являются физические лица, которым в соответствии с заключенным между вкладчиком и фондом договором негосударственного пенсионного обеспечения должны производиться или производятся выплаты негосударственной пенсии.

Если вкладчик заключает пенсионный договор в отношении себя, то он выступает в договоре как участник НПФ. Если же вкладчик заключает договор в отношении другого физического лица, то участником НПФ признается лицо, в пользу которого заключен пенсионный договор.

2. Особенности определения налоговой базы по НДФЛ по пенсионным договорам

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" в ст. 219 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), установлен новый вид социальных налоговых вычетов в отношении расходов налогоплательщиков по негосударственному пенсионному обеспечению, предусмотренный вновь введенным подпунктом 4 п. 1 ст. 219 настоящего Кодекса.

На основании п. 3 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) по доходам, в отношении которых установлена налоговая ставка в размере 13%, налогоплательщики - вкладчики НПФ имеют возможность уменьшить свою налоговую базу на сумму социального налогового вычета, установленного подпунктом 4 п. 1 ст. 219 настоящего Кодекса.

Вышеуказанный социальный налоговый вычет предоставляется в сумме уплаченных налогоплательщиком-вкладчиком в налоговом периоде (календарном году) пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с НПФ в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе в пользу вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов [в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством)], в размере фактически произведенных расходов, но не более 100 000 руб. в налоговом периоде (п. 2 ст. 219 НК РФ).

Читателям журнала следует иметь в виду, что положения подпункта 4 п. 1 ст. 219 НК РФ распространяются только на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года, то есть в отношении тех сумм расходов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, оплата которых произведена налогоплательщиками - вкладчиками НПФ начиная с 1 января 2007 года.

При этом налогоплательщики - вкладчики НПФ, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, не вправе применять социальные налоговые вычеты, в том числе и предусмотренные подпунктом 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, при определении размера налоговой базы по НДФЛ, поскольку согласно п. 3 ст. 224 настоящего Кодекса в отношении доходов, получаемых физическими лицами - нерезидентами Российской Федерации, налоговая ставка устанавливается в размере 30%.

На основании п. 1 ст. 213.1 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключаемым с НПФ, не учитываются:

Суммы пенсий, выплачиваемых по пенсионным договорам, заключенным физическими лицами - вкладчиками в свою пользу;

Суммы пенсионных взносов по пенсионным договорам, заключенным организациями и иными работодателями в пользу работников;

Суммы пенсионных взносов по пенсионным договорам, заключенным налогоплательщиками-вкладчиками в пользу других физических лиц - участников договоров.

В то же время согласно п. 2 ст. 213.1 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ по пенсионным договорам, заключаемым с НПФ, учитываются :

Суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемых по пенсионным договорам, заключенным организациями и иными работодателями в пользу работников;

Суммы пенсий, выплачиваемых по пенсионным договорам, заключенным физическими лицами - вкладчиками в пользу других физических лиц - участников договоров;

Денежные (выкупные) суммы за вычетом сумм платежей (взносов), внесенных физическим лицом - вкладчиком в свою пользу, которые подлежат выплате в соответствии с пенсионными правилами и условиями пенсионных договоров, заключенных с НПФ, в случае досрочного расторжения вышеуказанных договоров (за исключением случаев их досрочного расторжения по причинам, не зависящим от воли сторон, или перевода выкупной суммы в другой НПФ), а также в случае изменения условий данных договоров в отношении срока их действия.

Эти суммы подлежат налогообложению у источника выплат, которым является соответствующий НПФ.

С 1 января 2008 года внесенные налогоплательщиком - вкладчиком по пенсионному договору суммы платежей (взносов), в отношении которых налогоплательщику был предоставлен социальный налоговый вычет, установленный подпунктом 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, подлежат налогообложению при выплате денежной (выкупной) суммы [за исключением случаев досрочного расторжения указанного договора по причинам, не зависящим от воли сторон, или перевода денежной (выкупной) суммы в другой НПФ].

При этом НПФ при выплате физическому лицу - вкладчику денежных (выкупных) сумм обязан удержать сумму НДФЛ, исчисленную с суммы дохода, равной сумме платежей (взносов), уплаченных налогоплательщиком по этому договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета, установленного подпунктом 4 п. 1 ст. 219 НК РФ.

3. Порядок получения справки о подтверждении неполучения налогоплательщиком социального налогового вычета

Форма справки о подтверждении неполучения налогоплательщиком социального налогового вычета (далее - Справка) утверждена приказом ФНС России от 12.11.2007 N ММ-3-04/625@. Для получения Справки налогоплательщик представляет в налоговый орган по месту жительства письменное заявление о выдаче Справки, копии договора (договоров) негосударственного пенсионного обеспечения и платежных документов, подтверждающих уплату налогоплательщиком - вкладчиком пенсионных взносов по данному договору (договорам).

В заявлении указываются реквизиты заключенных налогоплательщиком договоров, а также сведения о налоговом агенте - НПФ, которому представляется Справка. Заявление и вышеперечисленные документы могут представляться налогоплательщиком лично, либо через доверенное лицо, либо по почте.

Справка подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, на ней указываются порядковый номер и дата выдачи. Справка заверяется печатью налогового органа. Если в ходе рассмотрения представленных налогоплательщиком заявления и документов установлено, что у налогоплательщика-вкладчика не имеется права на получение социального налогового вычета, предусмотренного подпунктом 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, налогоплательщику направляется письменное сообщение с указанием причин отказа в выдаче Справки, которое подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

4. Если участник пенсионного договора - близкий родственник вкладчика

Если согласно условиям пенсионного договора участником является кто-то из близких родственников вкладчика, право на получение выкупной суммы принадлежит тому участнику, в пользу которого заключен договор. Соответственно в случае досрочного расторжения пенсионного договора или изменения условий вышеуказанного договора в отношении срока его действия (за исключением случаев расторжения договора страхования по причинам, не зависящим от воли сторон или перевода выкупной суммы в другой НПФ) и возврата участнику договора выкупной суммы, подлежащей вы-плате согласно пенсионным правилам и условиям договора, заключенного вкладчиком с НПФ, полученный участником доход подлежит налогообложению у источника выплаты, которым является соответствующий НПФ.

Для целей налогообложения выкупных сумм, получаемых физическими лицами - участниками договоров в связи с расторжением договоров негосударственного пенсионного обеспечения, статус налогового резидента/нерезидента Российской Федерации определяется на дату выплаты налогоплательщику - участнику договора выкупной суммы.

При определении налоговой базы по НДФЛ в отношении выкупной суммы, полученной участником договора в случае досрочного расторжения пенсионного договора физическим лицом - вкладчиком, вычет сумм пенсионных взносов, внесенных налогоплательщиком-вкладчиком, не производится.

Таким образом, только при налогообложении выкупной суммы, выплачиваемой непосредственно самому вкладчику, НПФ обязан производить вычет сумм пенсионных взносов, внесенных налогоплательщиком-вкладчиком за каждый календарный год, в котором налогоплательщик либо еще не имел права на получение социального налогового вычета, предусмотренного подпунктом 4 п. 1 ст. 219 НК РФ (то есть за налоговые периоды, предшествующие 1 января 2007 года), либо не воспользовался вышеуказанным вычетом за 2007 год и последующие календарные годы, что подтверждается выданной налоговым органом по месту жительства налогоплательщика Справкой.

5. Документальное подтверждение права на получение социального налогового вычета

В связи с поступающими в ФНС России обращениями по вопросам, касающимся документального подтверждения налогоплательщиками права на получение социального налогового вычета по суммам уплаченных ими пенсионных взносов в НПФ, зарегистрированные на территории Российской Федерации, и в целях создания режима наибольшего благоприятствования при реализации налогоплательщиками вышеуказанного права ФНС России были подготовлены разъяснения, доведенные до налоговых органов письмом ФНС России от 05.05.2008 N ШС-6-3/331@.

В данном письме, в частности, сообщается, что вышеуказанный социальный налоговый вычет предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода. Для получения социального налогового вычета, установленного подпунктом 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, налогоплательщику необходимо представить документы, подтверждающие его фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению, произведенные в период с 1 января 2007 года.

Такими документами являются:

Договор (договоры) негосударственного пенсионного обеспечения, в соответствии с которым налогоплательщик-вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в НПФ в свою пользу и (или) в пользу другого участника договора;

Платежные документы, подтверждающие уплату пенсионных взносов налогоплательщиком-вкладчиком (в частности, платежные поручения, если уплата пенсионных взносов осуществляется с расчетного счета налогоплательщика);

Документы, подтверждающие родство с физическими лицами - участниками договоров, в пользу которых налогоплательщик-вкладчик уплачивал пенсионные взносы.

Письмом ФНС России от 31.08.2006 N САЭ-6-04/876 "Об отдельных вопросах предоставления социальных налоговых вычетов" предусмотрено, что налогоплательщики вправе представлять налоговым органам не только нотариально удостоверенные копии документов, подтверждающих их право на получение социальных налоговых вычетов, но и копии соответствующих документов, заверенные непосредственно самими налогоплательщиками, с расшифровкой подписи и датой их заверения, при условии что подлинники вышеуказанных документов были предъявлены работнику отдела по работе с налогоплательщиками при подаче налоговой декларации формы 3-НДФЛ, который должен проставить отметку о соответствии представленных налогоплательщиком копий документов их подлинникам и дату принятия их налоговым органом.

Исходя из того что НПФ имеют право на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения с даты получения лицензии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, налогоплательщику-вкладчику необходимо представить в налоговый орган наряду с другими подтверждающими документами копию лицензии НПФ, заверенную подписью руководителя и печатью НПФ.

В то же время копия лицензии не представляется, если ссылка на реквизиты лицензии содержится в самом договоре негосударственного пенсионного обеспечения, заключенном налогоплательщиком с НПФ.

В письме ФНС России от 31.08.2006 N САЭ-6-04/876@ предусмотрено, что если денежные средства в оплату услуг по лечению или в оплату обучения были перечислены по заявлению налогоплательщика его работодателем (с расчетного счета работодателя) и при этом работник возмещает работодателю произведенные по его заявлению расходы за счет выплачиваемых ему работодателем сумм вознаграждений, то социальный налоговый вычет может быть предоставлен за тот налоговый период, в котором налогоплательщиком фактически были возмещены произведенные работодателем расходы. Факт возмещения налогоплательщиком денежных средств, перечисленных работодателем по заявлению работника, подтверждается соответствующей справкой, выданной работодателем.

С учетом этого ФНС России полагает возможным применение аналогичного порядка в случае, если денежные средства в уплату пенсионных взносов по заключенному налогоплательщиком - вкладчиком НПФ договору были перечислены по заявлению налогоплательщика его работодателем (с расчетного счета работодателя) и при этом работник возмещает работодателю произведенные по его заявлению расходы за счет выплачиваемых ему работодателем сумм вознаграждений.

В этом случае социальный налоговый вычет, установленный подпунктом 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, может быть предоставлен именно за тот налоговый период, в котором налогоплательщиком-вкладчиком фактически были возмещены произведенные работодателем расходы. Факт возмещения налогоплательщиком денежных средств, перечисленных работодателем по заявлению работника в уплату пенсионных взносов, подтверждается соответствующей справкой, выданной работодателем.

Если работниками предприятия (организации) заключены с НПФ договоры негосударственного пенсионного обеспечения, но при этом пенсионные взносы вносятся на счет фонда ежемесячно бухгалтерией предприятия (организации) одним платежным поручением с приложением реестра, в котором содержатся сведения о вкладчиках и суммах взносов, а необходимая для перечисления сумма удерживается непосредственно из заработной платы вкладчиков, налогоплательщикам при обращении за получением вышеуказанного налогового вычета дополнительно следует представить в налоговый орган заверенные по установленной форме выписки из реестров, прилагаемых к платежным поручениям, с указанием сведений о конкретном вкладчике и о суммах перечисленных от его имени в налоговом периоде пенсионных взносов.

Если уплата пенсионных взносов осуществляется от имени налогоплательщика-вкладчика с расчетного счета, не принадлежащего самому налогоплательщику (например, с расчетного счета, открытого на имя супруги/супруга, одного из родителей или детей), то уплаченные таким образом пенсионные взносы не могут признаваться расходами самого налогоплательщика-вкладчика, в связи с осуществлением которых у него возникает право на получение социального налогового вычета, установленного подпунктом 4 п. 1 ст. 219 НК РФ.

При этом выписка о состоянии пенсионного счета налогоплательщика - вкладчика НПФ не является документом, подтверждающим уплату пенсионных взносов самим налогоплательщиком. Следовательно, в целях получения социального налогового вычета, установленного подпунктом 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, такая выписка не может заменять платежные документы, подтверждающие фактические расходы налогоплательщика по негосударственному пенсионному обеспечению, произведенные в период с 1 января 2007 года.

Пример.

Сотрудник коммерческой фирмы заключил в январе 2007 года с НПФ, имеющим лицензию на осуществление соответствующих видов деятельности, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, два договора негосударственного пенсионного обеспечения. В соответствии с условиями обоих договоров он выступает вкладчиком, уплачивающим пенсионные взносы в данный НПФ в пользу участника каждого из договоров.

Согласно условиям первого договора налогоплательщик как участник этого договора выступает вкладчиком в свою пользу.

Согласно условиям второго договора налогоплательщик выступает вкладчиком в пользу своей матери, являющейся участником этого договора.

Оба договора негосударственного пенсионного обеспечения предусматривают ежемесячное внесение вкладчиком пенсионных взносов в размере 10 000 руб., продолжительность уплаты пенсионных взносов установлена на срок пять лет.

В 2007 году вкладчиком были перечислены в НПФ пенсионные взносы в общей сумме 240 000 руб. По окончании 2007 года он представил в налоговый орган по месту жительства налоговую декларацию формы 3-НДФЛ за 2007 год, в которой заявил социальный налоговый вычет в связи с расходами по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, произведенными в 2007 году, в размере 100 000 руб. Заявленный вычет был налогоплательщику предоставлен, в связи с чем в 2008 году ему был произведен возврат НДФЛ из бюджета в сумме 13 000 руб. (100 000 руб. х 13%).

В июне 2008 года вкладчик после перечисления в НПФ пенсионных взносов в размере 20 000 руб. вынужден был в силу возникших у него финансовых проблем досрочно расторгнуть заключенные им пенсионные договоры. В июле 2008 года НПФ произвел вкладчику возврат выкупных сумм, подлежащих в соответствии с условиями каждого из договоров выплате при расторжении договора.

Согласно п. 2 ст. 213.1 НК РФ в случаях досрочного расторжения договора негосударственного пенсионного обеспечения (за исключением случаев досрочного расторжения договора по причинам, не зависящим от воли сторон, или перевода выкупной суммы в другой НПФ), а также в случае изменения условий вышеуказанного договора в отношении срока его действия и возврата физическому лицу - вкладчику выкупной суммы, подлежащей в соответствии с условиями пенсионного договора выплате при расторжении такого договора, полученный вкладчиком доход за вычетом внесенных налогоплательщиком в свою пользу сумм пенсионных взносов учитывается при определении налоговой базы по НДФЛ и подлежит налогообложению у источника выплаты, которым является НПФ.

Кроме того, в случае расторжения пенсионного договора (за исключением вышеуказанных случаев) при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются уплаченные по этому договору физическим лицом - вкладчиком суммы пенсионных взносов, в отношении которых ему был предоставлен социальный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 4 п. 1 ст. 219 НК РФ.

Следовательно, НПФ при выплате вкладчику выкупных сумм обязан удержать сумму НДФЛ, исчисленную с суммы дохода, равной сумме пенсионных взносов, уплаченных физическим лицом по заключенным договорам, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета, установленного подпунктом 4 п. 1 ст. 219 НК РФ.

Продолжение примера.

Таким образом, в данном случае НПФ должен удержать НДФЛ с суммы дохода, равной сумме пенсионных взносов, перечисленных вкладчиком в 2007 году по обоим заключенным им договорам, в отношении которых ему был предоставлен социальный налоговый вычет в размере 100 000 руб. и произведен возврат НДФЛ из бюджета в сумме 13 000 руб.

Для этого налогоплательщику-вкладчику необходимо представить в НПФ справку, выданную налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, подтверждающую получение налогоплательщиком социального налогового вычета, предусмотренного подпунктом 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, за 2007 год, на основании которой НПФ исчисляет подлежащую удержанию сумму НДФЛ.

Альтернативный вариант накопления будущей пенсии стал возможным после поправок в профильное законодательство в начале 2012 года. С этого момента граждане имеют право на заключение соглашения не только с Фондом, но и с иными организациями не из государственного сегмента. Деятельность таких НПФ заключается в предоставлении выплат в большем размере, чем это предусматривается в Фонде, и именно поэтому значительная часть будущих получателей выплат сразу же попытались заключить договор с таким учреждением. Какие после этого предусматриваются преференции, и как они предоставляются на практике, будет рассказано далее.

Положение о негосударственном пенсионном обеспечении работников

Данное положение имеет локальный характере — в каждом учреждении должен действовать акт, в силу которого работники смогут перевести будущие выплаты в коммерческий фонд. Работодатель не должен и не может этому препятствовать, потому что на это указывают также и некоторые законодательные диспозиции . Этот документ не предусматривает обязательный перевод на такую форму совершенно всех работников. Преференция является строго добровольной и заключать договор предлагается только по желанию. Более того, одному учреждению можно сотрудничать сразу с несколькими негосударственными фондами.

За чей счет и каким путем осуществляется негосударственное пенсионное обеспечение

Данные фонды являются некоммерческими — они не могут заниматься никакой другой деятельностью, за исключением программ социального страхования. В России участники данного рынка финансируются за счет размещения депозитов в государственных кредитных организациях, и именно из этого и складывается основная прибыль. Система накопления действует благодаря взносам физических лиц, которые в дальнейшем смогут рассчитывать на повышенные коэффициенты по пенсионному обеспечению. Именно взносы на негосударственное пенсионное обеспечение и формируют основной капитал таких фондов, и за счет данного капитала они могут исполнять свои обязательства.

Договор негосударственного пенсионного обеспечения —

Такой договор заключается как дополнительный к трудовому соглашению. Вкладчик крайне внимательно должен ознакомиться с прописанными в договоре условиями и только после этого принимать решение о переносе своих накоплений. Сам договор по своей структуре будет разниться в зависимости от наименования самого фонда, но общий смысл остается практически всегда одинаковым.

Заявление о расторжении договора с негосударственным пенсионным обеспечением

Заключать и в последующем расторгать такой договор следует не с работодателем, который к этому не имеет никакого прямого отношения, а непосредственно с фондом, в который переводятся все выплаты. В этом отношении следует напомнить, что такие договоры не предполагают согласование сроков в императивном порядке, и поэтому физическое лицо может расторгнуть его в любой интересующий момент. Делается это с помощью формального заявления.

Пенсия по негосударственному пенсионному обеспечению

Преимуществом данного варианта является использование повышенных коэффициентов. Это означает, что на региональном уровне пенсионное обеспечение будет предполагать более высокие выплаты, чем предполагаются в территориальном ПФР. В рамках профессионального сегмента можно указать на небольшую разницу, но даже она является весьма ощутимой для действующих пенсионеров. НПФ в нашей стране могут предусматриваться в совокупности с ОПС — пропорции выплат определяет сам плательщик.

Социальный вычет на негосударственное пенсионное обеспечение

В настоящее время описываемый вычет действительно предусматривается, но с некоторыми поправками. В первую очередь важно знать, что предоставляется он не только на негосударственное пенсионное обеспечение, но и на пенсионное страхование дополнительно. Помимо этого дополнительно такая преференция распространяется и на договоры жизни, но только если таковые заключаются не менее, чем на 5-ть лет.

Налоговый вычет на негосударственное пенсионное обеспечения

Правовая основа данной преференции указана в диспозиции . В соответствии с ее положениями, максимально возможная сумма, от какой будет рассчитываться описываемый вычет не должна превышать 120 тыс. рубл. Это означает, что предусмотренные 13% будут рассчитываться именно из обозначенной суммы. Все выплаты, которые превышают указанную сумму при предоставлении вычета не будут прямо браться в расчет.

Система негосударственного пенсионного обеспечения работает в РФ сравнительно недавно. Участники системы по достижении пенсионного возраста получают негосударственную пенсию. Такая пенсия выплачивается людям, которые заключили специальный пенсионный контракт.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Кто является вкладчиком (участником)?

Согласно ст. 3 ФЗ №75 от 07 мая 1998 года, термины «вкладчик» и «участник» немного отличаются по своему смыслу, но есть и много общего.

Вкладчик - физическое лицо или компания, которые являются стороной пенсионного договора. Выплачивает пенсионные взносы на счет в негосударственном пенсионном фонде.

Участник системы — это физическое лицо, которое получает негосударственную пенсию со счета, на который уже отложены деньги.

Оформить пенсионный контракт может любое физическое лицо, которое не достигло пенсионного возраста, либо юридическое лицо в пользу своих сотрудников, оформленных официально.

Нормативная база

Система правовых отношений в сфере негосударственного пенсионного обеспечения на сегодняшний день регулируется такими нормативно-правовыми актами:

  • Налоговый кодекс РФ ();

Особенности программы

Программа негосударственного пенсионного страхования работает для людей, чтобы те имели возможность получать в преклонном возрасте дополнительный доход к основной пенсии.

Функции, цели и задачи системы

Обязательное негосударственное пенсионное обеспечение — это отлаженная система.

Главная ее функция - аккумуляция средств для проведения деятельности.

Фонд собирает деньги с вкладчиков, которые заключили пенсионные контракты.

Цель механизма — обеспечение достойного уровня жизни граждан, когда они прекращают трудовую деятельность и идут на пенсию.

Для людей, получающих государственную пенсию, она может быть серьезным подспорьем.

Главные задачи:

  • проведение четкой аккумуляции средств и обеспечение стабильной выплаты пенсионных платежей людям;
  • перераспределение пенсионных выплат между государством и частным сектором;
  • активное инвестирование экономики РФ.

Как это работает?

Принцип работы системы достаточно простой. Так как деньги фонд собирает задолго до того, как люди будут получать пенсию, фонд должен сохранить ценность этих средств, чтобы их не обесценила инфляция за годы.

Какие действия предпринимает структура для решения поставленной задачи?

Частный пенсионный фонд — это одновременно и инвестиционная компания. За счет вложения собранных денежных средств в различные проекты обеспечивается прибыль Пенсионного Фонда.

Полученная инвестиционная прибыль распределяется между участниками системы. Получается, что к деньгам вкладчиков добавляется полученная фондом инвестиционная прибыль, которая всегда будет превышать индекс инфляции.

Плюсы и минусы

Достоинства и недостатки обязательного негосударственного пенсионного обеспечения становятся очевидны, если проанализировать принцип работы инвестиционных компаний.

Сначала поговорим о позитивных моментах, которых действительно много:

  • возможность регулярного получения дополнительного дохода;
  • способ обеспечить себе достойную старость;
  • гарантия защищенности пенсионных счетов;
  • возможность передачи средств, накопленных на счете, по наследству;
  • гарантия сохранности денег.

Недостатки у этой системы также есть:

  • Никто не знает в какую компанию будут вложены инвестиции.
  • Никогда не может быть полной уверенности в получении хорошего дохода от вложения средств.
  • Инвестиционный рынок развивается по волнистой линии (бывают спады). В это время может не быть доходов у инвесторов, а инфляция может подняться до серьезного уровня, что приведет к частичному обесцениванию сбережений.

Формы

В России существует несколько видов пенсионных фондов, которые принимают пенсионные взносы от людей и вкладывают их в инвестиционные проекты:

  • отраслевые (допустим, негосударственный ПФ энергетиков);
  • корпоративные (фонды создаются крупными компаниями);
  • региональные (допустим, деятельность фонда охватывает район или область);
  • банковские или страховые организации (открытие пенсионных счетов).

Негосударственное пенсионное обеспечение в 2019 году

Как стать участником?

Приобщиться к системе может любой гражданин России, который желает получать дополнительный доход.

Существует два способа приобщиться к системе пенсионного страхования:

  • устроиться на работу на предприятие, которое отчисляет взносы на счета своих сотрудников централизовано;
  • самостоятельно обратиться в НПФ для заключения договора с паспортом и идентификационным номером.

Закон не устанавливает каких-то ограничений по поводу присоединения к программе пенсионного накопления для всех граждан Российской Федерации.

Договор

Российское законодательство в сфере частного пенсионного обеспечения определяет договор как соглашение между негосударственным ПФ и вкладчиком (участником) системы.

Согласно ему фонд обязуется выдавать человеку пенсионные выплаты при создании определенных условий, а вкладчик гарантирует регулярное внесение пенсионных взносов.

Этот документ имеет форму четко прописанного документа, в котором определяются права и обязанности сторон, а также порядок взаимодействия сторон в процессе сотрудничества.

Пример контракта с НПФ:

Расторжение договора

Отметим, что порядок разрыва отношений между вкладчиком и НПФ прописывается в каждом договоре.

В основном расторжение производится по согласию сторон. По общим правилам одна из сторон, которая не желает дальше выполнять условия договора, должна предупредить другую о необходимости его расторжения.

Разрыв договора также может мотивироваться нарушениями с той или другой стороны.

Кроме этого, договор может утратить юридическую силу в результате принятия судебного решения по иску сторон либо в случае ликвидации негосударственного пенсионного фонда.

Порядок внесения взносов

Правила пополнения пенсионного счета всегда четко прописываются в договоре. Все платежи обязательно вносятся в национальной валюте - российских рублях. Средства должны переводиться на расчетный счет Фонда.

Размер взноса определяется индивидуально каждым желающим стать вкладчиком пенсионного фонда. Дополнительный договор устанавливает сроки внесения платежей. Обычно эта дата устанавливается по согласованию с вносителем средств.

Договор пенсионного обеспечения дает клиенту фонда возможность вносить дополнительные, не предусмотренные условиями договора, взносы в любой сумме.

Существует несколько способов как пополнить пенсионный счет:

  • оплата через кассу банка по расчетному счету;
  • внесения средств через интернет-банкинг с карточки.

Правила выплаты

Негосударственная пенсия начинает выплачиваться только тогда, когда выгодополучатель достигает предусмотренного для традиционной системы пенсионного обеспечения.

Первое действие потенциального получателя пенсии — направить в адрес фонда уведомление о необходимости начала пенсионных выплат.

В этом письме Вкладчик устанавливает свои основные требования:

  • срок выплаты;
  • дату получения пенсии;
  • размер пенсии (он не может быть ниже, чем установленный по законодательству минимум).

«Почта России» и «Сбербанк России»- партнеры огромного количества негосударственных пенсионных фондов, которые действуют в РФ. Именно поэтому большинство выплат негосударственных пенсий производится именно посредством этих структур.

Существует несколько схем выплаты пенсий из негосударственных источников.

Схема №1 включает следующие этапы:

  • человек перечисляет деньги в фонд весь оставшийся период своей жизни;
  • размер будущих выплат определяется фондом;
  • все условия назначения и выплаты средств подробно прописаны в договоре.

Существует и вторая схема:

  • человек сам решает, когда перечислять средства, как часто и как долго это делать;
  • правила осуществления выплат определяется договором.

На практике эти схемы часто применяются в комбинации между собой. Каждая их них имеет свои нюансы, поэтому каждый пункт необходимо прописать в договоре. Это позволит пенсионеру избежать неприятных сюрпризов в будущем.

Налоговый вычет

Выплата негосударственной пенсии в РФ облагается подоходным налогом.

Кроме того, в ст.219 НК РФ сказано, что граждане могут получить социальный налоговый вычет в размере суммы внесенных пенсионных платежей, но только лишь при заключении специального договора.

Претендовать на получение компенсации можно только лишь за прошлый год.

Допустим, весь 2019 год человек получал негосударственную пенсию, с которой брался подоходный налог. Вернуть себе эти деньги получатель пенсии сможет лишь в 2019 году.

Можно ли досрочно изъять средства?

Да, закон допускает возможность досрочного снятия средств в таких случаях:

  • перевод денег в другой ПФ;
  • смерть вкладчика-пенсионера;
  • потребность в средствах на лечение.

Однако за досрочную выплату возможно применение санкций, таких как выплата всей суммы по частям в течение длительного периода и уменьшение суммы выплаты на размер неустойки.

На сегодня в РФ присутствует два вида пенсионного обеспечения: государственное и добровольное, для получения которого не нужен трудовой стаж.

Что это такое

Добровольное пенсионное обеспечение дополняет обязательные государственные выплаты и реализуется при заключении договора с негосударственным пенсионным фондом(НПФ).

Негосударственное пенсионное обеспечение осуществляется методом перечисления взносов в НПФ в течении определенного времени. В свою очередь, прирост сумм - инвестиционный доход, обеспечивается финансовой деятельностью фонда, обеспечивающего согласно договору увеличение .

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Негосударственные пенсионные накопления - значимый фактор для формирования компенсационного пакета обеспечения сотрудников. Возможность инвестировать часть заработной платы мотивирует работников, укрепляет доверие к работодателям и повышает рейтинг предприятия.

Участники НПО

Участие в формировании накопительного пенсионного капитала достигается после заключения договора с НПФ. Сторонами договора являются:

  1. Вкладчики.
  2. Получающие прибыль участники проекта.

Вкладчиками в НПФ могут стать:

  • физические лица - участники договора, вносящие средства в фонд;
  • организации, делающие взносы в пользу сотрудников ().

Обязательства негосударственных фондов содержатся в утвержденных руководством НФ и Центробанком сводах правил. Это списки и описание пенсионных схем и положений, касающиеся основных (дополнительных) причинах для выплат.

Корпоративная пенсия

Выход на пенсию - не всегда праздник. Это, в первую очередь, касается граждан с минимальным заработком и соответствующим . Чтобы не оказаться в старости «у разбитого корыта», многие люди ищут и находят возможности для инвестирования средств в пенсионные накопления . Законодательство РФ обеспечивает правовую поддержку вкладчикам, предлагая для подобных финансовых операций участие в негосударственных пенсионных фондах.

Одна из разновидностей НПО - корпоративное пенсионное обеспечение , заключающееся в перечислении средств на счета НФ работодателем, что позволяет обеспечить работникам компании дополнительную социальную защиту.

Корпоративные пенсии начисляются по следующим программам:

  1. Солидарной , с уплатой налогов работодателем.
  2. Индивидуальной , с переводом средств на счет сотрудника без уплаты налогов.
  3. Паритетной , включающей разделение обязанностей по обслуживанию пенсионного капитала между работником и работодателем.

Система корпоративного пенсионного обеспечения при технически грамотной организации процесса полезна для предприятий, так как создает дополнительную мотивацию и повышает уровень социальной защиты сотрудников.

Договор негосударственного пенсионного обеспечения в РФ

Договор, заключенный между участниками программы негосударственного пенсионного обеспечения, содержит положения о правах, обязанностях и принципах сотрудничества. До подписания договора вкладчику нужно определится с вопросами, касающимися:

  • размера будущей пенсии;
  • периода начислений и выплат;
  • внесения платежей.

Договор о сотрудничестве сторон составляется в двух равнозначных, имеющих одинаковую правовую силу, экземплярах. Любая из сторон имеет право расторгнуть договор по собственному желанию. Документ считается недействительным при невыполнении одной из сторон договорных обязательств, произошедшим по объективным (смерть вкладчика) и субъективным причинам.

.

Выбор схемы в НПФ

Пенсионные программы (схемы) - коммерческие продукты НПФ, разрабатываются для учета дохода вкладчиков и определения оптимальной суммы взносов с учетом интересов обеих сторон.

Программа пенсионного негосударственного обеспечения учитывает:

Основные виды пенсионных схем классифицируются по определенным параметрам:

  1. Видам счетов для начислений - солидарным (для группы лиц) и индивидуальным (открытие именного счета).
  2. Срокам пенсионных выплат - срочным (по сроку, указанному в договоре), пожизненным (с момента подписания и до смерти).
  3. По числу вкладчиков - одному плательщику или паритетной системе, с участием в процессе накопления и работника.

Общие для существующих программ правила - право на расторжение договора с получением выкупной суммы и возможность перехода на альтернативный вариант пенсионного обеспечения.

Взносы

Подписывая договор с НПФ участник сделки самостоятельно определяет величину взносов, периоды перечислений и продолжительность действия договора. Взносы перечисляют:

  • ежемесячно;
  • поквартально;
  • раз в полгода;
  • один раз в год.

Реже одного раза в год, согласно законодательству, допускается внесение полной суммы накопительного капитала. Обязательные платежи вносят по правилам НПФ:

  • почтовым переводом;
  • безналичным банковским переводом;
  • удержанием из зарплаты и переводом через бухгалтерию.

Большинство фондов оставляют за вкладчиками право на перечислений после их прекращения. В подобных ситуациях для продолжения сотрудничества вкладчику нужно обратиться в НПФ.

Условия назначения досрочной пенсии в НПФ

Пенсионное негосударственное обеспечение назначают:

  • при наступлении оснований, указанных в договоре;
  • при наличии письменного заявления о праве на выплату пособия.

Назначение пенсии возможно со дня обращения, но не ранее наступления правовых оснований для данных действий. Выплаты осуществляются в рублях, методом перечисления средств на индивидуальный счет получателя, в соответствии с указанными реквизитами или номером .

Размер и порядок выплаты обеспечения

Сумма негосударственного пенсионного обеспечения устанавливается:

  1. По решению вкладчика , при подготовке договора с НПФ. В этом случае величина пенсионных выплат зависит от выбранной пенсионной программы и не может быть ниже суммы прописанной в договоре.
  2. Рассчитывается сотрудниками фонда . Во данном варианте сумма выплат зависит от величины капитала накопленного к моменту назначения пенсии и рассчитывается делением суммы на количество лет, ожидаемого периода выплат(дожития), указанных в законодательстве. Соответственно, ежемесячная сумма пенсии определяется делением на число месяцев в году.

Совет: Чтобы избежать задержек в выплатах, своевременно информируйте НПФ об изменениях персональных данных или смене реквизитов.

Плюсы и минусы системы

Достоинства и недостатки системы негосударственного пенсионного финансирования:

  1. Возможность определять размер пенсии и влиять на величину капитала. В отличии от государственных пенсионных программ, человек самостоятельно определяет суммы платежей и размер пособия.
  2. Возможность получения пенсии из нескольких источников . Оптимизация источников доходов положительно влияет на общее материальное положение. Так, участие в одном НПФ позволяет получать два вида пособий: и негосударственное. При этом, каждый пенсионер имеет право на участие в неограниченном количестве негосударственных фондах, что увеличивает возможности для диверсификации накопительной системы.
  3. Защита от банкротства государственной пенсионной системы . Неопределенность экономической ситуации в стране не позволяет уверенно утверждать каким будет пенсионное государственное обеспечение через несколько лет. Тенденции в социальной политике государств указывают на существенное ужесточение условий в будущем при выходе на пенсию. Это касается и России. Участие в НПФ позволяет спрогнозировать величину пособия на ближайший год, что невозможно сделать в государственном обеспечении.

Помимо перечисленного, к достоинствам добровольного пенсионного обеспечения относят:

  • государственный контроль за деятельностью НПФ.
  • налоговые преференции для пенсионеров и работодателей;
  • возможность контроля за деятельностью фонда;
  • право на передачу пенсионного капитала по наследству;
  • возможность переход на альтернативную программу пенсионного обеспечения.

Недостатки НПФ:

  1. Длительное ожидание результата при нестабильной экономической ситуации. Это существенный минус НПФ, отпугивающий многих участников, не желающих вносить деньги «вслепую» на протяжении нескольких десятков лет.
  2. Малая инвестиционная доходность. Прирост дохода, как правило, не превышает 10%, что меньше годового уровня инфляции.
  3. Невозможность получения полной суммы раньше срока, указанного в договоре. Досрочное снятие средств возможно только при наступлении форс-мажорных обстоятельств (смерти, инвалидности). В остальных случаях фонд отдаст только основную сумму, без прибыли.
  4. Возможность хранить средства только в национальной валюте. Это увеличивает недоверие к НПФ, напрямую связанное с недоверием населения к рублю.
  5. Кроме того, уровень доверия к НПФ снижает наличие штрафов за просрочки обязательных платежей, отсутствие четких гарантий по доходам, налогообложение прибыли.

Видео: Консультация специалиста

Похожие публикации