Текущие социальные расходы организации финансируются из. Анализ расходов бюджетной системы на социальные нужды и разработка фактических мероприятий по их рационализации

Государственные расходы обеспечивают такие сферы деятельности, как экономическую, военную и социальную. Основные расходы местных бюджетов приходятся на финансирование муниципального строительства, затрат на образование, медицинское обслуживание, общественный транспорт.

Государственные расходы бывают двух видов:

  • капитальные — средства, направленные на расширение капитала;
  • текущие — обеспечивают функционирование уже существующих предприятий.

Основным методом осуществления расходов государства является финансирование. Ключевым принципом государственного финансирования является обеспечение денежными средств безвозвратно, и именно это отличает его от кредитования.

Виды государственных расходов

В экономической сфере расходы подразделяются на производительные и непроизводительные. Производительными считаются такие расходы, которые увеличивают или укрепляют достояние государства. Непроизводительными принято считать расходы, которые не дают заметных результатов, но при этом не являются бесполезными.

По структуре расходы государства делятся на чрезвычайные и обыкновенные. Чрезвычайными являются ситуации, когда финансирование носит спонтанный характер и крайне необходимо в конкретной ситуации. Обыкновенные расходы обусловлены постоянством, это те потребности, которые оплачиваются по плану ежегодно.

Рассматривая текущий и капитальный виды, стоит разобраться, куда именно расходуются средства.

Текущее расходование средств

Текущий вид подразумевает обеспечение необходимыми финансами бюджетные организации, расходы при этом направлены на содержание органов государственной власти, затраты на науку, оборону, предоставление коммунальных услуг жителям и т.д.

Капитальное расходование средств

Капитальные расходы предполагают финансирование строительства в введение в эксплуатацию новых объектов, а также реконструкцию и расширение сущесвующих. По назначению государственные расходы распределяются на следующие группы:

  • затраты на социальные цели;
  • внешнеэкономические затраты;
  • экономическое финансирование;
  • расходы на перевооружение и укрепление обороны;
  • расходы на управление.

Принципы финансирования

В РФ действуют несколько принципов, по которым государство осуществляет расходы:

  • плановость — все расходы должны соответствовать государственной программе, быть в соответствующем плане;
  • целевая направленность — все выделенные ресурсы направлены на получение определенных результатов;
  • законодательство — финансирование осуществляется согласно закону, их направленность связана со статьями о защите прав гражданина, а также интересов организаций;
  • соблюдение норм — все расходы распределяются согласно соблюдению всех экологических, санитарных и иных норм.

Нормирование расходов

Нормами расходования считаются единые измерения расходных ресурсов на конкретное предприятие. Существуют несколько нормированных видов:

  • обязательные нормы — связаны с затратами на заработные платы, обслуживание командировок, питание и т.д.;
  • расчетные нормы — все затраты, связанные с приобретением услуг;
  • материальные нормы — подобные затраты связаны, например, с единицей затрат средств на питание одного осужденного;
  • денежные нормы — нормы, имеющие выражение как стоимость натуральных затрат;
  • индивидуальные — нормы, где предусматриваются затраты лишь на одну цель, например, медикаменты на одного конкретного больного.

Расходы бюджета, согласно Бюджетному кодексу РФ,- это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всех уровней должно базироваться на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.

В зависимости от экономического содержания расходы бюджетов делятся на капитальные и текущие.

Капитальные расходы бюджетов, предназначенные для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности, включают:

  • расходы на инвестиции в действующие или вновь создаваемые структуры в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;
  • средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;
  • расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством;
  • расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований;
  • другие расходы бюджета, вошедшие в капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития.

Текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения текущего функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также оказания государственной поддержки другим "бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. В эту категорию входят и другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов :

  • органов исполнительной власти
  • органов местного самоуправления.

Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе па проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом голу, а порядок их расходования устанавливается нормативными правовыми актами Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления. Федеральным бюджетом на очередной финансовый год предусматривается создание резервного фонда Президента Российской Федерации в размере не более одного процента утвержденных расходов федерального бюджета. Средства этого фонда расходуются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента РФ, на основании письменного его распоряжения. Расходование средств фонда на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности Президента РФ не допускается.

С появлением новых видов расходов бюджетов их финансирование может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в соответствующий бюджет.

При определении источников их финансирования исключается увеличение дефицитов бюджетов.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в формах :

  • ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
  • средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами но государственным или муниципальным контрактам;
  • трансфертов населению, включающих в себя ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации и ее субъектов, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
  • ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
  • ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;
  • бюджетных кредитов юридическим лицам (включая налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);
  • субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
  • инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
  • бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;
  • кредитов иностранным государствам;
  • средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Бюджетный кредит представляет собой форму финансирования бюджетных расходов, предусматривающую предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах. Бюджетная ссуда - это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Трансферты населению - это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации и ее субъектов, правовыми актами органов местного самоуправления.

Предоставление субсидий и субвенций юридическим лицам, которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями, а также гражданам-предпринимателям допускается из бюджетов всех уровней в случаях, предусмотренных целевыми программами и законами соответствующих уровней, на условиях и в порядке, которые особо определены законом (правовым актом) о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год. В случае нецелевого использования средств они подлежат возврату в соответствующий бюджет.

Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную целевую программу, региональную целевую программу либо в соответствии с решением органа исполнительной власти Российской Федерации, ее субъекта или органа местного самоуправления. Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (склалочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в уставных (склалочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством РФ. Оформление доли участия в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, ее субъекту или муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством РФ. Бюджетные инвестиции юридическим лицам включаются в проект бюджета только при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектпо-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, а также при наличии проекта договора между Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления и указанным юридическим лицом об участии Российской федерации, ее субъекта или муниципального образования в собственности объекта инвестиций. Отсутствие оформленных в установленном порядке договоров служит основанием для блокировки предусмотренных на соответствующие бюджетные инвестиции расходов.

Созданные с привлечением бюджетных средств объекты производственного и непроизводственного назначения в эквивалентной части уставных (складочных) капиталов и имущества перелаются в управление соответствующим органам управления государственным или муниципальным имуществом.

Оказание из федерального бюджета финансовой помощи бюджетам субъектов РФ может быть осуществлено в форме предоставления:

  • дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ;
  • субвенции и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов;
  • бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта РФ.

В отдельных случаях финансирование расходов из бюджетных средств может осуществляться при исполнении получателем бюджетных средств обязательных условий, предусмотренных законом (решением) о бюджете. Если условия не выполняются, министр финансов РФ, руководитель соответствующего органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления обязаны осуществить блокировку расходов до выполнения укапанных условий. Направление расходов различных бюджетных уровнен жестко регламентировано.

Так, исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов общенационального уровня:

  • обеспечение деятельности Президента РФ. Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
  • функционирование федеральной судебной системы;
  • осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы РФ в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год);
  • национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
  • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
  • государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
  • государственная поддержка атомной энергетики;
  • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
  • исследование и использование космического пространства; содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ; формирование федеральной собственности;
  • обслуживание и погашение государственного долга РФ;
  • компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета;
  • пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
  • финансовая поддержка субъектов РФ;
  • прочие расходы.

Исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются функциональные виды расходов, связанные с осуществлением их полномочий:

  • обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ;
  • обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;
  • обеспечение реализации региональных целевых программ; формирование государственной собственности субъектов РФ;
  • осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;
  • содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;
  • оказание финансовой помощи местным бюджетам; обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;
  • компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов.

Исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

  • содержание органов местного самоуправления;
  • формирование муниципальное! собственности и управление ею;
  • организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
  • содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
  • организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
  • муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
  • благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
  • организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);
  • содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
  • организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в управлении;
  • охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;
  • реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
  • обслуживание и погашение муниципального долга; целевое дотирование населения; содержание муниципальных архивов.

Совместно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

  • государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитена;
  • обеспечение правоохранительной деятельности;
  • научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
  • обеспечение социальной зашиты населения;
  • обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
  • обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
  • развитие рыночной инфраструктуры;
  • обеспечение деятельности средств массовой информации; финансовая помощь другим бюджетам;
  • прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Распределение и закрепление расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы производится по согласованию органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и утверждаются соответствующими законами о бюджетах, либо по согласованию органа государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта.


Экономика общественного сектора создает условия для реализации экономических, социальных, политических, духовных и нравственных функций человека как члена общества, фактора производства, его многогранных отношений с другими людьми, государственными и общественными структурами. Развитие общественного сектора показывает, для чего нужен экономический рост, какие плоды он приносит, как они распределяются и в какой мере удовлетворяются потребности людей.
Потребности человека многогранны. Они включают материальные, социальные, духовные, политические, нравственные, религиозные, потребности в свободном времени. Их рост обусловлен іаконом возвышения потребностей, ростом ВВП, валовой добавленной стоимости, производительности труда и доходов на душу населения. Гармония удовлетворения этих потребностей человека и конечном счете является высшей целью развития экономики общественного сектора.
По мнению Р. Лэйарда, настроение граждан США улучшается с ростом доходов до 20 тыс. долл. в месяц, а затем более важными становятся физическое и душевное здоровье, сбалансированность работы и семейной жизни. В других странах уровень доходов, после достижения которого здоровье и обстановка в семье становятся важнее, будет иным, но общая тенденция сохранится: с ростом доходов возрастает роль нематериальных потребностей.
Рассматривая тенденции развития экономики общественного сектора, нельзя не отметить, что на определенных этапах возникает необходимость приведения социальных расходов государства в соответствие с его доходами. Появляется проблема избыточности социальных расходов государства, которая тормозит экономический рост. На этих этапах часть социальных функций государства делегируется индивиду, частному сектору и общественным организациям. Происходит корректировка доходов и расходов бюджета.
На протяжении последних 20 лет практически во всех западных странах реализуются реформы общественного сектора. Первоначально направленные в основном на решение хотя и острейшей, но конкретной проблемы бюджетного дефицита, оздоровления государственных финансов, в дальнейшем они приобретают значительно более широкий контекст. Главными целями реформирования государства становятся: во-первых, уменьшение барьеров для действия рыночных сил, конкуренции, стимулирующих такие ключевые факторы конкурентоспособности стран в глобальной экономике, как приток нововведений, структурный динамизм, повышение эффективности производства; и во-вторых, создание компактного и эффективного государства, повышение его качества во всех основных функциях - регулирования экономики, финансирования социальных и экономических программ, прямой хозяйственной деятельности, поддержания в обществе нормального социального климата и т.д.
Экономические отношения государства, общества и человека реализуются через систему финансовых, бюджетно-налоговых и денежно-кредитных отношений, внебюджетные фонды (фонд развития, фонд национального благосостояния и т.д.), национальные программы. Субъекты, которые входят в общественный сектор, имеют юридический статус, собственность, платят налоги, обслуживаются банковско-кредитной системой и т.д.
Источником финансирования социальной политики государства являются доходы бюджета. Доходы бюджета формируются за счет налогов, таможенных пошлин, акцизов.
Возможности финансирования общественного сектора связаны с уровнем экономического развития страны (размером ВВП). В России при переходе к рыночной экономике (шоковая терапия) ВВП резко сократился, в результате чего были сокращены и социальные расходы государства.
В период перехода от командно-административной экономики к рыночной в России не была найдена форма разрешения противоречия между интересами человека, общества и государства, обострилась проблема социальной справедливости. В российском обществе произошел социальный раскол.
Сословное расслоение, существовавшее во времена командно- административной экономики, дополнилось дифференциацией, основанной на частной собственности и рыночных отношениях. Перед началом финансового кризиса богатые составляли 1-2%, средний класс - 15-20%, промежуточный слой между средним классом и бедными - 60-65%, бедные - 15-20%, социальное дно - 5-7%. От кризиса страдают в большей мере те, кто относится к среднему классу и промежуточному слою между средним классом и бедными. Они только-только обрели возможность увеличить доходы, улучшить свою жизнь, а кризис отбрасывает их вниз. Поляризация общества по уровню доходов в результате кризиса будет возрастать. Ожидается не только рост социального рас- гмнения - воспроизводства бедности и богатства, но и маргинализация бедных, затруднение их пути в средний класс.
Эта поляризация опасна для общества не только сама по себе. Люди, чьи доходы сокращаются, отчетливо осознают противоречие между своими интересами и интересами государства. Необходимо учитывать, что еще в благополучном 2006 г., по данным социоло- I ичсских обследований, 63,5% опрошенных отмечали, что государство отражает интересы богатых, 38,5% - интересы начальства, 15% - интересы крупного бизнеса; только 19,3% отметили, что оно отражает интересы всех граждан, 7% - интересы простых людей. Кризис усиливает недоверие человека к государству.
В предкризисные годы рентабельность активов в отраслях, обеспечивающих развитие человеческого капитала, постепенно возрастала. В то же время она была ниже, чем в среднем по экономике, и значительно ниже, чем в добыче полезных ископаемых, производстве кокса и нефтепродуктов, металлургическом производстве, торговле и финансовой деятельности.
Дальнейшее социально-экономическое развитие России зависит от повышения уровня и качества жизни человека, от социальной справедливости, доступности для всех социальных и территориальных групп населения двух базовых вещей - минимального потребительского набора и механизмов реализации основных гражданских прав и свобод.
Актуальными проблемами являются также совершенствование межбюджетных отношений, финансирование науки, образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства.

Расходы на социальную сферу связаны с выполнением государством социальных функций. Эти расходы подразделяются на следующие основные группы:

  • - образование;
  • - культура, искусство и кинематография;
  • - средства массовой информации;
  • - здравоохранение и физическая культура;
  • - социальная политика.

В большинстве организаций этих отраслей применяется система «брутто-бюджет», финансирование осуществляется на основе сметы доходов и расходов. В доходах в основном отражаются бюджетные средства, а также внебюджетные средства от оказания платных работ, услуг и т.д.

В социальной сфере есть также организации, которые финансируются по системе «нетто-бюджет». У них покрываются из бюджета только убытки. Это учреждения культуры, СМИ, ЖКХ и т.д.

На социальную сферу расходы финансируются из всех уровней бюджетной системы и из территориальных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования).

Расходы на социальные нужды . Структура расходов бюджета на социальную политику включает:

    социальная помощь;

    пенсии и пособия в правоохранительные органы.

Социальная политика государства – это реализация функций государства по оказанию социальной помощи тем категориям населения, которые в этом реально нуждаются.

Расходы на социальную политику осуществляются за счет: бюджетных средств, внебюджетных средств – средств государственных внебюджетных фондов.

Основными источниками финансирования расходов на здравоохранение являются: бюджетные средства, средства внебюджетных фондов (Фонд обязательного медицинского страхования и его территориальные подразделения), населения, организации.

Основной характеристикой федерального бюджета будет оставаться его социальная ориентированность.

В 2009 году средний размер социальной пенсии должен достигнуть величины прожиточного минимума пенсионера, что превысит уровень 2007 года в 1,7 раза. Средний размер трудовой пенсии превысит прожиточный минимум пенсионера более чем в 1,5 раза (не менее 5500 рублей).

В федеральном бюджете на 2009-2011 годы будут также предусмотрены средства на индексацию пособий гражданам, имеющих детей, на увеличение компенсационных выплат по уходу за инвалидами, детьми-инвалидами, престарелыми гражданами.

Предусмотрены бюджетные ассигнования на продолжение реализации демографической программы, а также приоритетных национальных проектов.

В составе бюджетных ассигнований учтено увеличение фондов оплаты труда работникам федеральных бюджетных учреждений, оплачиваемых по ЕТС, в 2009 году на 89,9 млрд. руб., в 2010 году на 87,8 млрд. руб. и в 2011 году на 95,2 млрд. руб. с одновременным переходом на новые системы оплаты труда, предусматривающие более тесную увязку оплаты труда с результатами деятельности работника и учреждения в целом.

Бюджетная политика в сфере образования будет направлена на развитие инновационной деятельности, предусматривающей, в том числе дальнейшее развитие сети федеральных университетов, модернизацию высшего профессионального образования на основе интеграции науки, образования и производства, подготовки квалифицированных кадров для обеспечения долгосрочных потребностей инновационной экономики.

Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на эти цели в 2009 году составит 409,9 млрд. рублей с увеличением по сравнению с 2008 годом в 1,2 раза, в 2010 году – 443,3 млрд. рублей, в 2011 году – 453,2 млрд. рублей. Кроме того, планируется направить бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий и субвенций в сфере образования соответственно 36,2, 30,6 и 31,3 млрд. рублей.

Бюджетные ассигнования на научные исследования и опытно-конструкторские разработки на 2009 год планируются в размере 167,6 млрд. рублей, в 2010 году - 212,3 млрд. рублей, в 2011 году- 246,9 млрд. рублей, что превышает уровень 2008 года соответственно на 31,8 %, 66,9 % и 94,1 процента.

В 2009 году в 1,26 раза возрастут ассигнования на реализацию Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008-2012 годы, в 2011 году их объем превысит уровень 2008 года в 1,6 раза.

В рамках проектируемых бюджетных ассигнований на науку гражданского назначения на 2009-2010 годы более 33 % составят расходы на реализацию федеральных целевых программ, к 2011 году их доля которые к 2011 году составят около 38 процентов. Наиболее крупными федеральными целевыми программами являются: "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы", "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года", "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы", "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008-2015 годы", "Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы".

Общий объем бюджетных ассигнований на здравоохранение, физическую культуру и спорт в 2009 году составит 348,2 млрд. рублей, в 2010 году – 408,9 млрд. рублей, в 2011 году – 423,0 млрд. рублей, в том числе на здравоохранение – соответственно 329,4, 392,9 и 406,4 млрд. рублей.

Основные решения по увеличению расходных обязательств в 2009-2011 годах в отрасли здравоохранения будут направлены на финансирование федеральных медицинских центров, большинство из которых оказывает высокотехнологичные виды медицинской помощи, финансирование научных исследований и высшего образования в сфере здравоохранения, борьбу с социально-значимыми заболеваниями, такими как ВИЧ, туберкулез, гепатит В и С, сахарный диабет.

Целью политики в сфере здравоохранения на 2009-2011 годы будет являться повышение доступности и качества медицинской помощи, прежде всего в первичном звене здравоохранения, усиление профилактической направленности здравоохранения. Объем бюджетных ассигнований на эти цели в 2009 году по сравнению с 2008 годом возрастет в 1,53 раза, а к 2011 году – в 1,88 раза.

В 2009-2011 гг. продолжится реализация приоритетного национального проекта «Здоровье», направленного на повышение доступности и качества медицинской помощи, прежде всего, в первичном звене здравоохранения, усиление профилактической направленности здравоохранения. Средства, выделяемые из федерального бюджета на его реализацию (включая межбюджетные трансферты) составят в 2009-2011 годах 286,2 млрд. руб.

В рамках указанного проекта продолжится финансовое обеспечение таких направлений, как оказание высокотехнологичной медицинской помощи, профилактика, выявления и лечение инфицированных вирусом гепатита В,С и иммунопрофилактика, денежные выплаты врачам и медицинским сестрам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь в федеральных учреждениях здравоохранения ведомственного подчинения, выполняющих государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи при условии размещения в них муниципального заказа, денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медсестрам «Скорой медицинской помощи», учреждений здравоохранения, находящихся в ведении ФМБА России, субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медсестрам «Скорой медицинской помощи», проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, совершенствование оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и совершенствование медицинской помощи больным сосудистыми заболеваниями, мероприятия по развитию крови, оснащение федеральных медицинских учреждений современным высокотехнологичным медицинским оборудованием, обследование новорожденных детей.

Одним из приоритетных направлений социально-экономического развития является воспитание здорового молодого поколения граждан России посредством привлечения детей и молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом . В этих целях запланированы дополнительные ассигнования федерального бюджета в 2009-2011 гг. в размере 4,5 млрд. руб. на реализацию федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.». Кроме того, в рамках подготовки кXXIIЗимним Олимпийским иXIПараолимпийским играм в 2014 году предусмотрены бюджетные ассигнования на комплекс мероприятий по подготовке спортсменов по зимним видам спорта в объеме 6,5 млрд. руб. в 2009 году и по 3,8 млрд. рублей в 2010 и в 2011 году.

Одним из важнейших аспектов сохранения и развития человеческого капитала является расширение возможностей духовного развития, удовлетворение потребности в досуге и творчестве, обеспечение доступа к культурному наследию. Доля федерального бюджета в финансировании данного направления расходов составит в 2009 году 29,3% расходов консолидированного бюджета Российской Федерации по разделу «Культура, кинематография и средства массовой информации».

Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на культуру, кинематографию, средства массовой информации, в 2009 году составит 108,3 млрд. рублей, что на 15,6 % больше по сравнению с текущим годом, на 2010 год – 93,7 млрд. рублей, в 2011 году – 87,3 млрд. рублей.

Указанные ассигнования обеспечат реализацию принятых и предлагаемых решений по развитию культурного потенциала, включая доведение объема финансирования Мариинского театра до уровня расходов по текущему содержанию Большого театра России, вещание общероссийских телерадиоканалов в малонаселенных пунктах, увеличение количества премий и грантов Правительства Российской Федерации в области культуры, реализацию программы внедрения новых инфокоммуникационных технологий в сфере СМИ, содержание нового федерального государственного учреждения «Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина» и новых площадей учреждений культуры, сохранение особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, реставрацию памятников истории и культуры, находящихся федеральной собственности и проведение других значимых общероссийских и международных мероприятий.

При этом снижение объемов ассигнований в 2010-2011 годах обусловлено планируемым уменьшением объемов кредитов, полученных от международных финансовых организаций в рамках Программы государственных внешних заимствований Российской Федерации, выделением более значительных дополнительных ассигнований на очередной год и переносом плановых ассигнований на текущий год в связи с приближением сроков ввода важнейших объектов культуры, в частности, Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина.

В целях ликвидации к 1 мая 2010 очереди на жилье инвалидов и участников Великой Отечественной войны, принятых на учет для улучшения жилищный условий до 1 марта 2005 года в 2009 году, предлагается дополнительно выделить бюджетные ассигнования в форме субвенции субъектам Российской Федерации в сумме 18,9 млрд. руб.

Кроме того, увеличена субвенция бюджетам субъектам Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан на 18,7, 21,3 и 23,7 млрд. руб. в 2009, 2010 и 2011 годах соответственно.

Более чем в три раза будет увеличено финансовое обеспечение компенсации военнослужащим за наем (поднаем) жилья и на 2009-2011 года составит 4,2 млрд. руб. ежегодно.

Государственные расходы – это денежные отношения, возникающие на завершающей стадии распределительного процесса в связи с использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Специфика государственных расходов состоит в обеспечении финансовыми ресурсами потребностей государственной сферы деятельности. Поэтому содержание и характер их непосредственно связаны с функциями государства ― экономической, социальной, управленческой, военной (оборонной).

Объем и структура государственных расходов в ВВП зависит от многих факторов: этапа общественного развития, уровня благосостояния населения, размера государственного сектора в экономике и др. Чем шире функции государства, тем больше необходимо ресурсов для их реализации. Однако по мере перехода к рынку и развития многообразных форм собственности экономическая функция государства претерпевает изменение. За государством остается роль координатора экономических процессов, выполнять которую оно будет с помощью экономических методов. Переход к финансовому регулированию экономики создает принципиально новый режим расходования финансовых ресурсов и коренным образом перестраивает весь бюджетный механизм.

Государственные расходы осуществляются разными способами: финансированием и путем предоставления ссуд и кредитов. Основной способ –это финансирование, т. е. безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для осуществления соответствующей деятельности. Составной частью финансирования является бюджетное финансирование, т. е. выделение денежных средств из бюджета соответствующего уровня.

Организационное построение системы государственных финансов базируется на определенных принципах, устанавливаемых государством. К числу важнейших из них относятся:

    целевое направление средств;

    безвозвратность расходования ресурсов;

    бесплатность;

    соблюдение режима экономии;

    контроль за использованием государственных ресурсов.

При использовании государственных расходов из любых источников, при использовании любых способов всегда должны соблюдаться финансовая дисциплина, принципы законности, эффективности и целесообразности.

Виды государственных расходов

Вся система государственных расходов классифицируется по многим признакам на конкретные виды. Одна из возможных классификаций представлена на рис. 3.

В самом общем виде государственные расходы могут быть разделены на две большие группы:

    расходы, обусловленные внутренними проблемами;

    расходы, связанные с внешними функциями государства.

Основную часть расходов составляет первая группа.

По целевому назначению расходы подразделяются на три группы.

Капитальные расходы связаны с затратами на новое строительство и развитие действующих объектов государственной и муниципальной собственности в плане их расширения, реконструкции, технического перевооружения, т. е. с финансовыми вложениями в основной капитал и прирост материальных оборотных средств.

Текущие расходы связаны с обеспечением функционирования бюджетных организаций и включают: текущие затраты на содержание органов власти, правоохранительных органов, на оборону, науку, предоставление социальных и коммунальных услуг, выплата процентов по государственному долгу и др.

Страховые и резервные фонды формируются в целях предупреждения и возмещения материального ущерба от непредвиденных событий. По общественному назначению государственные расходы делятся на пять групп.

Расходы на социальные нужды – один из важнейших видов расходов, включающий расходы на здравоохранение, просвещение, социальное обеспечение, социальное страхование. Примерно 3/4 их общего объема финансируется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. В последние годы существенно возрастает роль местных финансов в покрытии расходов по расширению социально-бытовой инфраструктуры, содержанию учреждений просвещения и здравоохранения. Расходы имеют тенденцию роста, ввиду развития научно-технического прогресса. За счет социальных расходов государства финансируются мероприятия, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы, квалификацию работников, выплачиваются пособия по безработице и т. п.

Внешнеэкономические расходы связаны с тем, что государство тем или иным способом помогает производителю пробиться на рынок. Это прямые субсидии компаниям из бюджета, освобождение экспортеров от налогов, предоставление кредита экспортеру или импортеру на льготных условиях, страхование экспорта и т. д. В эту группу можно отнести и затраты государства на реализацию различных международных договоров, культурных, научных и других связей.

Экономические расходы имеют важное народнохозяйственное значение. Они способствуют структурной перестройке общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, модернизации предприятий и техническому переоснащению всех отраслей народного хозяйства. Важное место принадлежит инвестициям. Они расходуются на финансирование отраслей инфраструктуры (транспорт, связь дороги, мелиорация), которые требуют огромных капиталовложений, поскольку низкорентабельны; финансирование новых прогрессивных отраслей, такие как атомная, космическая; финансирование убыточных отраслей (угледобывающих, сельского хозяйства); финансирование научно ―исследовательских работ, особенно фундаментальных, требующих крупного сосредоточение финансовых ресурсов.

Расходы на оборону страны (военные расходы) относятся к важнейшим государственным расходов. В их состав включаются расходы на:

    вооружение;

    материально-техническое оснащение;

    строительство военных объектов, на военные исследования и разработки;

    пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей;

    подготовку кадров;

    создание запасов и резервов на случай войны и др.

Это прямые военные расходы. Существуют и косвенные военные расходы, т.е. расходы, связанные с ликвидацией последствий войны, на восстановление разрушенного хозяйства.

При формировании военного бюджета следует учитывать его безвозвратный и непроизводительный характер. Лишь часть затрат, а именно затраты на военные исследования и разработки, могут косвенно принести экономический эффект. Расходы на управление – это самая противоречивая статья государственных расходов. Они отличаются постоянным возрастанием, с одной стороны, и отсутствием критериев оценки результативности – с другой.

В состав этих расходов входят:

    расходы на содержание законодательных и исполнительных органов государственной власти;

    расходы на содержание судебной власти, правоохранительных органов и прокуратуры.

Структурно в расходах на управление преобладают расходы на заработную плату, командировочные и служебные разъезды, оплату транспортных, коммунальных услуг и услуг связи, на пенсии и пособия.

Для обеспечения экономического расходования средств на содержание аппарата управления разработана система мер их государственного регулирования:

    лимитирование расходов; сокращение расходов в связи с проводимыми мероприятиями по совершенствованию аппарата управления; нормирование численности работников аппарата управления и расходов на его содержание.

По характеру потребностей расходы делятся на две группы. Обыкновенные отвечают постоянным потребностям государства и возобновляются с каждым финансовым годом. Чрезвычайные обусловлены случайными и изменчивыми потребностями. В финансовой науке признано, что обыкновенные расходы покрываются обыкновенными доходами (налогами, пошлинами и др.), а чрезвычайные ― посредствам чрезвычайных поступлений (продажа государственного имущества или выпуск государственных займов).

По уровням управления

Расходы местных бюджетов

Расходы бюджетов субъектов федерации

Расходы федерального бюджета

По целевому назначению

Капитальные

Связанные с образование и обслуживанием страховых и резервных фондов

По общественному назначению

По характеру потребностей

По экономическим результатам

По участию в общественном воспроизводстве

Финансирование расходов в непроизводственной сфере

Расходы на социальные цели

Внешнеэкономические расходы

Экономические расходы

Расходы на оборону страны

Расходы на управление

Обыкновенные

Чрезвычайные

Производственные

Непроизводственные

Финансирование расходов в производственной сфере

По отраслям

Внутри отраслей

На управление

На военные цели

На социально -культурные мероприятия

Рис.4. Классификация государственных расходов

Среди государственных расходов особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. Они возникают при использовании государственного кредита для покрытия бюджетного дефицита. Формами привлечения заемных средств для финансирования государственных расходов могут быть выпуск и размещение государственных обязательств и различные займы (Центрального банка РФ, коммерческих банков, внебюджетных фондов и т. д.)

Классификация государственных расходов по признаку участия в общественном воспроизводстве характеризует совокупную роль государства в регулировании экономического и социального развития общества.

По отраслевому признаку расходы группируются в материальном производстве по отраслям народного хозяйства: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь и т. д. В непроизводственной сфере выделяются расходы на управление, социально ―культурные мероприятия и военные цели.

В области государственных расходов имеют место существенные недостатки:

    бюджетные средства используются малоэффективно;

    не решены многие насущные проблемы социальной политики;

    широко распространена практика нецелевого расходования средств;

    продолжается списание долгов в аграрном и других секторах экономики.

Основные задачи в области государственных расходов:

    сократить число федеральных целевых программ с целью концентрации средств на наиболее эффективных проектах;

    снизить расходы на содержание государственного аппарата;

    продолжить децентрализацию инвестиционного процесса;

    повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс;

    обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.

Похожие публикации