Внутренняя ссср 1970 1980 годов кратко. Страны Западной Европы


После отставки Н. С. Хрущева к руководству страной пришли деятели, чья партийно-государственная карьера началась в 30-е гг., а также в военные и первые послевоенные годы. Первым секретарем ЦК КПСС был избран Л. И. Брежнев. Брежнев энергично начал свою деятельность и, как опытный аппаратчик, быстро взял в свои руки нити управления страной. Во главе Совета Министров СССР стал А. Н. Косыгин. Председателем Президиума Верховного Совета СССР был избран Н. В. Подгорный. Из наиболее авторитетных членов Советского правительства в 60-е гг. - первой половины 80-х гг. являлся министр иностранных дел А. А. Громыко. Также большим влиянием пользовался М. А. Суслов.

Таковы были некоторые ключевые фигуры в Советском руководстве, сформированном после отставки Н. С. Хрущева. Перед новым руководством стояли весьма непростые задачи: преодолеть трудности в экономике, обеспечить динамичное развитие страны, устойчивый рост благосостояния советских граждан.

Экономическое развитие

В начале 70-х гг. был принят курс на интенсификацию в качестве основного направления развития советской экономики... Учитывая тенденции развития мировой экономики, XXIV и XXV съезды КПСС обратили внимание на ускорение научно-технического прогресса. Предусматривалось повышение роли экономических факторов управления народным хозяйством, уточнение функций министерств.

Однако решать эту стратегическую задачу в 70-е - нач. 80-х гг. не удалось. Экономика по-прежнему продолжала развиваться экстенсивно. Правда, внешне картина развития Советского Союза в 70-е гг. выглядела впечатляюще, но за внешне благополучной картиной наблюдалось устойчивое падение темпов экономического развития.

Особенно неблагоприятным выглядело экономическое развитие стран на фоне мировой экономики. В 70-е - начале 80-х гг. промышленно развитые страны, успешно преодолев структурный кризис “совершили “технический рывок”. Перейдя на энерго- и ресурсосберегающие технологии, широкое использование техники нового поколения, они добились существенного роста темпов промышленного производства. Это еще более усугубило экономическое отставание СССР. Советская экономика по-прежнему очень медленно осваивала достижения науки и техники. Даже в промышленности к началу 80-х гг. автоматизированными или комплексно механизированными было только 10-15 предприятий. Именно в 70-е гг. произошло ощутимое технологическое отставание СССР от развитых стран. К 80-м гг. Советский Союз утратил свое былое преимущество в подготовке научных кадров.

В 70-е гг. самые радикальные предложения по модернизации народного хозяйства не выходили за рамки существовавшего общественного строя. К их числу можно отнести и предложения А. Н. Косыгина. Косыгин, в частности, выступал за децентрализацию управления народным хозяйством, сочетание отраслевого управления народным хозяйством, сочетание отраслевого управления с региональным, расширения роли и самостоятельности министерств и управлений, отход от жесткого директивного планирования. Он настаивал на сокращении расходов на оборону, уменьшении “разнузданной” (по его выражению) помощи в быстрейшем развитии отраслей легкой промышленности. Однако эти предложения не находили должной поддержки ни в Политбюро, ни в министерствах и ведомствах.

В плане развития народного хозяйства СССР на 1976-1980гг. основными приоритетами государственной политики назывались развитие оборонной промышленности, энергетики, сельского хозяйства и освоение Сибири. Таким образом, экономика СССР во второй половине 70-х гг. продолжала развиваться в командно-административном режиме.

Война на Ближнем Востоке в начале 70-х гг. (богатом нефтью) в 1973 г., энергетический кризис, поразивший страны Запада, привели к резкому скачку мировых цен (в15 раз) на нефть. Это позволило СССР, одному из крупнейших мировых экспортеров сырой нефти, дополнительно получить огромную прибыль. Полученные средства дали возможность существенно расширить закупки оборудования, товаров потребления за рубежом, решить ряд других острых проблем. В итоге, надвигавшийся кризис, удалось временно приостановить. Однако к концу 70-х гг. в связи со стабилизацией экономики стран Запада и изменения ситуации на мировом нефтяном рынке нефтедолларовый поток в СССР стал сокращаться. Это сразу же неблагоприятно отразилось на социально-экономическом положении страны.

К подрыву народного хозяйства СССР вели непомерные военные расходы, еще больше возросшие со второй половины 70-х гг. в связи с новым витком гонки вооружений и вовлечении СССР во внутри афганский конфликт.

В целом народное хозяйство СССР к началу 80-х гг. не претерпело каких-либо серьезных изменений. По-прежнему сохранялся все тот же экстенсивный способ хозяйствования, большинство отраслей не располагало технически развитой базой, действовали, как и раньше, административно-бюрократическая система управления и централизованного распределения, предприятия не имели хозяйственной самостоятельности, а, следовательно, и заинтересованности в улучшении своей производственной деятельности.

В аграрном секторе, несмотря существенный рост капиталовложений (превышавших пятую часть всех инвестиций), производство продукции возрастало медленно. В 1982 г. была принята “Продовольственная программа” страны, призванная облегчить высокие темпы развития аграрного сектора и сделать ее рентабельным. Однако она не дала ожидаемых результатов.

После смерти в ноябре 1982 г. Л. И. Брежнева к руководству КПСС и Советским Государством пришел Ю. В. Андропов (1914-1984гг.). Это был здравомыслящий политик и опытный государственный деятель. Он энергично взялся за наведение порядка в стране, пробудил в обществе надежды на возможное изменение жизни к лучшему. Однако этим надеждам не суждено было сбыться: Андропов умер в феврале 1984 г. так и не завершив начатую работу.

Андропова сменил на высших партийном и государственном постах К. У. Черненко (1911-1985гг.). Больной человек, сторонник брежневского стиля, он даже не мог предложить разумной программы преодоления кризисных явлений в экономике и обществе. К тому же во власти он находился менее года.

Таким образом, к началу 80-х гг. экономическая ситуация в стране резко обострилась. Было упущено время для того, чтобы избежать надвигавшегося кризиса. С ухудшением экономического положения начали обостряться социальные проблемы. Происходило падение среднегодовых темпов прироста основных показателей благосостояния советских граждан.

Социальная сфера.

В 70-е гг. несколько раз повышалась заработная плата. Были увеличены пенсии ветеранам войны и труда, инвалидам. Возросли выплаты из общественных доходов потребления. За счет общественных фондов потребления обеспечивалось бесплатное образование (включая высшее), выплачивались стипендии студентам, оказывалось бесплатное медицинское обслуживание и льготное санаторно-курортное лечение, выплачивались пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Организовывался отдых рабочих, служащих и колхозников, обеспечивалась массовость физкультуры и спорта, оплачивались ежегодные отпуска, удерживалась на низком уровне квартирная плата, содержались детские дошкольные учреждения и т.д.

И все же в 70-е гг. жизненный уровень советских граждан начал падать. Это было связано с набиравшей силу инфляцией и отставанием в связи с этим роста заработной платы. Инфляция вызвала повышение розничных цен, причем не только на престижные товары, но и на многие товары массового спроса.

Существовала также скрытая инфляция, проявлявшаяся в дефиците потребительских товаров, обусловленном диспропорциями в экономике. Дефицит товаров и слуг в свою очередь порождал неудовлетворенный спрос, выражавшийся в накоплении денежных средств населения в сберегательных кассах. Ухудшилось обеспечение населения молочными, мясными и некоторыми другими видами продуктов.

Острой оставалась жилищная проблема. В 70-е гг. улучшали свои жилищные условия 105 млн. чел. Однако в эти годы произошли сокращения средств на строительство жилья. Это привело к тому, что очереди на получение жилья в 5-6 раз превышали вводимый жилой фонд.

В трудном положении оказались здравоохранение, народное образование, обострилась экологическая ситуация.

Советское общество все больше поражали социальная апатия, правовой нигилизм, экономические преступления. Во многом эти негативные явления порождались углублявшимся отчуждением человека труда от собственности, несовершенной системой труда, обесцениванием моральных стимулов.

Уравниловка в оплате труда стимулировала распространению психологии “маленького человека” (зарплату все равно выдадут независимо от того, как проработал, пусть другие “пашут”, начальству видней и т.п.).

Внутренняя политика.

Сложно и противоречиво шел процесс развития политической системы советского общества. Её составными элементами являлись Советы, общественные организации, а также КПСС - ”ядро” политической системы.

Противоречивые тенденции в развитии политической системы советского общества проявились, прежде всего, в ее главном составном элементе - советской государственности. С одной стороны, принимались меры по усилению роли Советов, укреплению органов государственной власти, а с другой - шел процесс полного подчинения Советов Коммунистической партии, слияния государственного и партийного аппарата и образования бюрократической системы.

В октябре 1977г. на всесоюзной сессии Верховного Совета СССР была принята новая Конституция СССР. В конституции подчеркивался демократический принцип равноправия всех граждан независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, отношения к религии, характера занятий, места жительства.

В нее была внесена специальная глава о политической системе советского общества. Впервые в качестве важнейшего элемента политсистемы выделялись трудовые коллективы, которые “участвуют в обсуждении и решении государственных и общественных дел”.

В отличие от предшествующего Основного закона в новой Конституции проблема прав, свобод и обязанностей личности, взаимоотношений государства и личности была выделена в особую главу. Это являлось шагом вперед по пути признания и обеспечения прав личности.

Новая Конституция СССР, несмотря на ее демократичный характер, не смогла по многим причинам сделать советское общество по-настоящему правовым, укрепить законность и порядок в стране.

Конституция СССР 1977 г. оказалась не в состоянии радикальным образом повлиять на улучшение правовой ситуации в стране, укрепить авторитет и силу закона в советском обществе. Этого не могли сделать и конституции союзных республик, принятые в 1988г. Они зеркально отражали сильные и слабые стороны Конституции СССР.

Тем временем в стране росло число правонарушений. К началу 80-х гг. приписки, хищения, взятки стали, по существу, массовыми явлениями, стремительно рос “черный” рынок. Капитал теневой экономики оценивались в 70-80 млрд. руб. Преступность стала приобретать организованный характер, шло сращивание уголовного мира с отдельными представителями аппарата власти.

Кризисные явления, все больше поражавшие советское общество, не обошли стороной и “ядро” политической системы - КПСС.

Большой ущерб авторитету КПСС нанесла предпринимавшаяся попытка создать культ личности Л. И. Брежнева. Этим занималось его ближайшее окружение. Большие усилия прилагались в частности М. А. Суслов, направляя на места указания с призывами к укреплению авторитета генсека. Славословия в адрес Брежнева начались на XXIV съезде и достигли своего апогея на XXVI съезде КПСС.

Новый культ, хотя и содержал элементы фарса и воспринимался среди коммунистов и беспартийных с юмором, разлагающе влиял на жизнь общества. Он подрывал доверие к КПСС, ее руководителям, к способности партии что-либо радикально изменить в стране.

Новому Генеральному секретарю, ЦК КПСС Ю. В. Андропову из-за очень ограниченного срока нахождения в должности руководителя КПСС не удалось очистить партию от разложившихся элементов, поднять уровень партийной работы. К. Черненко, который сменил на посту генсека Ю. В. Андропова даже не предпринял попыток к реформированию КПСС.

К началу 80-х гг. КПСС, как правящая партия, оказалась фактически в кризисном состоянии и не могла противостоять негативным тенденциям, которые постепенно охватывали различные сферы жизни советского общества.

Образование, наука, культура.

В 1965-1985 гг. получили дальнейшее развитие образование, наука, культура, литература. Укреплялась материальная база учебных заведений, росло число выпускников. Так, в конце 70-х гг. примерно 70% учащихся занимались в школах, построенных за последние 20 лет.

В то же время стала проявляться тенденция снижения уровня подготовки в общеобразовательной школе.

Снижался уровень подготовки специалистов и в системе высшего образования. За 15 лет, т.е. с 1970 по 1985 гг. число вузов увеличилось с 805 до 894, а число студентов сократилась соответственно с 4,9 до 4,4 млн. человек. Материальная база большинства вузов оставалась устаревшей, что не позволяло серьезно рационализировать учебный процесс.

В несколько лучшем положении находилась наука. На научные исследования выделялись значительные финансовые расходы. Открывались научно-исследовательские институты и центры.

Особенно впечатляющими были достижения советской науки в области теоретической и экспериментальной физики, прикладной математики, различных областях химии, биологии и других научных направлениях, результаты которых были тесно связаны с обороной и космической техникой. Так, в ноябре 1970г. советская автоматическая станция “Лна-17” доставила на Луну первый в мире самоходный космический робот-исследователь «Луноход-1». Этот робот проложил свою первую лунную трассу и передал на Землю (на расстояние почти 400 тыс. км.) сведения о свойствах лучшего грунта, о действиях космических лучей, о радиации и т.п. Развивалось советско-американское сотрудничество в области освоения космоса. Совместный полет в 1975г. космических кораблей “Союз” и “Аполлон” стал убедительным подтверждением научно-технологических возможностей каждой из стран.

Однако в планировании научно-исследовательских работ были и серьезные просчеты. Так, неверная концепция развития отечественной вычислительной техники и информатизации, принятая в начале 1970-х гг., привела к серьезному отставанию СССР в этой области от передовых развитых индустриальных держав мира, а экологически опасная программа переброса великих северных рек в Среднюю Азию - к бессмысленной трате огромных материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов. Реализация этой программы могла бы к тому же обернуться страшной катастрофой.

В искусстве и литературе появились в этот период произведения, которые касались различных сторон жизни общества, вызывали повышенный интерес у зрителей и читателей. Руководство страны приветствовало разработку писателями и драматургами производственной тематики, где герой - новатор производства, борец против косности и бюрократизма чиновников.

Вместе с тем в культуре и литературе в эти годы стал проявляться отход от анализа острых проблем современности. Трактовка же советского прошлого шла в русле успешного продвижения вперед, хотя и с трудностями, но всегда преодолимыми. Во многом это объяснялось партийными установками о недопустимости в культуре двух крайностей - как “очернительства”, так и “лакировки действительности”. Началось ужесточение политического климата, возникла угроза реанимации сталинщины. Ряд творческих деятелей выступил за продолжение либерализации в обществе, начатого в период хрущевской “оттепели”, в защиту свободомыслия.

В среде научной и творческой интеллигенции, верующих и некоторых национальных меньшинств появились целые группы несогласных с правящим режимом и открыто выступивших в защиту прав и гражданских свобод. Это движение потом стало называться диссидентским. Диссиденты использовали различные формы протеста: составление “петиций” в адрес советского руководства, нелегальное печатное и распространение “самиздата” (т.е. работ, изданных в бесцензурной печати), организация публичных выступлений на митингах, обращение к общественным движениям на Западе, публикация на Западе литературных произведений с антисоветской направленностью.

С середины 70-х гг. начался новый - “хельсинский” - этап диссидентского и правозащитного движения. В мае 1976 г. физиком Ю. Орловым была создана общественная группа содействия выполнению Хельсинских соглашений в СССР. Она собирала и анализировала материалы о нарушениях прав человека в Советском Союзе и направляла свои отчеты правительствам всех стран - участниц совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося в 1975 г. в Хельсинки.

Против действий диссидентов органы власти предпринимали меры: одних арестовывали и судили, других помещали в психиатрические больницы, третьих депортировали за границу и лишали гражданских прав. Многие диссиденты эмигрировали.

Диссидентское движение не было многочисленным, насчитывало всего несколько сотен человек, в основном из сферы интеллигенции. Оно не имело мощной поддержки в советском обществе. И если это движение нашло определенное признание за рубежом, то благодаря деятельности таких широко известных личностей, как академик А. Сахаров и писатель А. Солженицын.

Тем не менее, диссидентское движение явилось отражением появившегося кризиса в духовной сфере. Разрушению же моральных устоев советского общества, падению социалистических идеалов граждан СССР в большей степени способствовали провалы в экономике, обострение социальных проблем, разочарование в “коммунистическом созидании”, получившая распространение, в том числе на государственном уровне “двойная мораль”. Все это вело к апатии и безразличию граждан СССР.

Внешняя политика.

Положение Советского Союза на международной арене к середине 60-х гг. оставалось достаточно прочным. Он по праву считался одной из двух супердержав мира. Ни один вопрос мировой политики, имевший сколько-нибудь принципиальное значение, не решался без его участия, либо в рамках ООН, либо на основе переговорных процессов.

Советская внешняя политика в 1965-1985 гг. как и в прежние годы имела несколько уровней: отношения с зарубежными коммунистическими и рабочими партиями, отношения с социалистическими странами, отношения с развитыми капиталистическими странами, отношения со странами “третьего мира”.

В отношении социалистических стран (их насчитывалось 15) политика советского руководства строилась дифференцировано. Предпринимались шаги к нормализации отношений с Китаем, Албанией, Северной Кореей. Однако эту задачу решить не удалось. Более того, весной и летом 1969 г. произошло вооруженное столкновение между СССР и КНР на границе в районе острова Доманский (Дальний Восток) и Семипалатинска (Казахстан). На протяжении 1970-х гг. Китайская Народная республика рассматривалась как потенциальный противник.

Более тесное сотрудничество соц. стран осуществлялось в рамках организации Варшавского Договора (ОВД) и Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). В СЭВ входили 11 государств: СССР, Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Куба, Монголия, Польша, Румыния, Чехословакия и Югославия.

Темпы роста производства продукции в странах СЭВ был выше, чем в Европейском экономическом сообществе (ЕЭС), а по выплавке металла, добыче угля, производству электроэнергии СССР занимал первое место. Вместе с тем, качество продукции оставалось невысоким, степень обеспеченности потребительскими товарами населения стран СЭВ, уровень их жизни были несопоставимы с западными стандартами. Во многом это объяснялось отсутствием конкреции среди производителей товаров, изоляцией от западного рынка.

В общественно-политической жизни восточно-европейских стран после венгерских событий 1956 г. процессы демократизации приобрели более последовательный характер. В то же время, если эти процессы выходили за рамки “социалистического пути развития”, становились непредсказуемыми, следовали карательные меры. Так, правительство Чехословакии, взявшее курс на демократизацию общества, внедрение элементов рыночной экономики, построение “социализма с человеческим лицом”, пошло значительно дальше предписываемых рамок. Это вызвало резкое недовольство со стороны политического руководства СССР. В Чехословакию в августе 1968г. были введены войска стран-частниц Варшавского Договора. Эта акция вызвала осуждение большинства государств мировой общественности, в том числе со стороны международного коммунистического движения. Ее рассматривали как акт неприкрытой агрессии против суверенной Чехословакии.

Отношения Восток-Запад продолжали развиваться в русле “холодной войны”. Тем не менее, со второй половины 60-х гг. здесь наметились позитивные подвижки. Особую роль сыграл визит в Москву французского Президента Шарля де Голя и последовавшие взаимные визиты советских и французских министров и глав правительств. В октябре 1971г. был подписан документ “Принципы сотрудничества между СССР и Францией”, который заложил хорошую основу для развития советско-французских отношений.

С 1970г. начался период, который вошел в историю как период разрядки международной напряженности. В потеплении международного климата были заинтересованы как Запад, так и Восток. США вели с 1964 г. войну во Вьетнаме. Им необходимо было посредничество Советского Союза, чтобы уйти оттуда с наименьшими потерями. СССР, находясь перед лицом нараставшей грозы со стороны Китая, нуждался в улучшении отношений с Западом. Экономически интересы стран Запада и Востока также требовали улучшения взаимных отношений. В частности, в конце60-х гг. капиталистические страны Запада охватил энергетический кризис, а Советский Союз являлся крупнейшим экспортером энергоносителей. Продажа нефти и газа западным странам позволяла СССР развивать с ними взаимовыгодную торговлю. Наконец, к началу 70-х гг. между СССР и США установили паритет в военной области, наступила, по признанию американского президента Р. Никсона “Эра переговоров”. И на Западе и на Востоке росло понимание недопустимости ядерной войны, в мире ширилось антивоенное движение, с которым правительство не могли не считаться.

XXIV съезд КПСС (1971г.) сформулировал конкретный план действий Советского руководства по ограничению гонки вооружений, погашению военных конфликтов в различных регионах планеты, укреплению европейской безопасности. Добиваясь ее реализации СССР, значительно повысил свой международный рейтинг, возросло доверие к нему со стороны Запада. Это способствовало успеху переговоров и подписанию в первой половине 70-х гг. ряда соглашений, понизивших опасность ядерной войны, укреплявших европейскую и международную безопасность: в 1972 г. были подписаны Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1); в 1973г. - Соглашение между СССР и США о предотвращении ядерной войны, в 1974 г. - Договор об ограничении подземных испытаний ядерного орудия и др. Эти соглашения не означали прекращения гонки вооружения, но они перекрывали ее некоторые, наиболее опасные направления. Нормализации обстановки в центре Европы способствовали подписанные договоры ФРГ с Польшей, Чехословакии, четырехсторонне соглашение СССР, США, Великобритании и Франции по Западному Берлину. В 1972г. был подписан мирный договор между СССР и ФРГ. В последующие годы политическое и экономическое сотрудничество между СССР и ФРГ развивалось по восходящей линии.

В 1973г. было заключено соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме.

Пиком разрядки явилось состоявшееся в августе 1975 г. в столице Финляндии Хельсинки совещание по сотрудничеству и безопасности в Европе. Его итогом стало принятие “Заключительного акта”. Этот документ подписали 33 европейских государства, а также США и Канада. “Заключительный акт” регламентировал основные принципы взаимоотношений между государствами. Он зафиксировал и узаконил положение, сложившееся в послевоенной Европе.

Однако и в годы разрядки противостояние двух военно-политических блоков (ОВД и НАТО) продолжалось, начался новый виток гонки вооружений. В США начались разработки более разрушительных систем вооружения. В СССР был выдвинут лозунг “создания и поддержания военно-стратегического паритета”, равенства с США по всем видам вооружений. Были увеличены военные расходы, что самым катастрофическим образом отражалось на советской экономике. США превосходили СССР по валовому национальному продукту в 3-4 раза, а затраты на вооружение были равноценными. Наращивание гонки вооружений сопровождалось взаимными обвинениями и ростом недоверия.

В эти годы не всегда продуманной была политика Советского Союза в отношении стран “третьего мира”. Военно-блоковая логика, стратегия увеличить число союзников, вели к неразборчивости в выборе политических партнеров, к установлению союзнических отношений с режимами диктаторского типа. Такую же блоковую политику проводили и США, поддерживал антидемократические режимы, провозглашавшие антикоммунистические и антисоветские ориентиры. Блоковые действия СССР и США порождали бесчисленные конфликты, дестабилизировали международную обстановку.

К концу 70-х гг. изменилась и экономическая ситуация. В Советском Союзе замедлились темпы экономического роста. В торговле с Западом наша страна все больше выступала в роли страны “третьего мира”, продающей сырье и энергоносители в обмен на машины и оборудование, потребительские товары и продукты питания. Однако по мере того, как страны Запада переходили на энерго- и ресурсосберегающие технологии, их заинтересованность в торговле с СССР стала падать.

Начало резкому обострению международной обстановки, возвращению к политике “холодной войны” положило решение Советского руководства о вводе ограниченного контингента советских войск в Афганистан в декабре 1979г. для оказания “интернациональной помощи” афганской революции. Это ошибочное решение было воспринято на Западе как отказ от разрядки. США отказались ратифицировать Договор ОСВ-2, подписанный между СССР и США в 1979г., предприняли экономически санкции против СССР, бойкотировали Олимпийские игры в Москве (1980). Угрозу в действиях СССР увидели Китай, Иран, Пакистан. Советский Союз оказался в международной изоляции.

На Западе, особенно в США, началась мощная антисоветская компания. Развернулись работы по созданию системы противоракетной космической обороны (СОИ). Гонка вооружений набрала новый виток, грозила принять непредсказуемые масштабы и последствия.

Итак, к началу 80-х гг., несмотря на определенные подвижки в развитии отдельных отраслей народного хозяйства, кризисные явления все больше пронизывали экономику, социальную сферу, духовную жизнь советского общества. Партийное и государственное руководство не смогло осуществить перевод экономики на интенсивный путь развития, сориентировать ее в большей степени на удовлетворение растущих потребностей граждан, провести более широкую демократизацию жизни страны на основе новой Конституции СССР, укрепив авторитет и силу закона. Не была осуществлена перестройка самой КПСС. Во внешней политике Советского Союза наряду с успехами имели место ошибки, просчеты, граничащие с авантюризмом, что привело к неудачам и утрате многих достижений, серьезному обострению международной обстановки к началу 80-х гг.

Таким образом, “развитой социализм” о котором так много писали и говорили в 70-е гг. оказался на деле началом кризиса социализма в СССР.



В годы девятой пятилетки (1970 - 1975 гг.) народнохозяйственный потенциал удвоился. Страна достигла нового технического уровня, развились отрасли промышленности, которые только еще формировались в предшествующее десятилетие (электроника, точное приборостроение, атомная промышленность и др.). Массовым явлением стало создание производственных, научно-производственных, агропромышленных, межколхозных объединений. Сформировалась единая энергосистема, транспортная система СССР, единая система автоматической связи, нефте- и газоснабжения. Более тесными стали хозяйственные связи республик и регионов. Однако административно-командная система управления, практика планирования и давления директивных органов над предприятиями сохранялась. В 70-е гг. несоответствие между уровнем развития производительных сил и устаревшими формами производственных отношений заметно усилилось. Все более очевидной стала необходимость выработки новых подходов к экономическим и социальным проблемам.

В период десятой пятилетки (1976 - 1980 гг.) была сделана попытка перевести промышленность на путь интенсивного развития. “Пятилетка эффективности и качества” - так называлась она в официальных документах.Характерной чертой индустриального развития в 70-е гг. являлось увеличение масштабов строительства - новые заводы в Курске, Костроме, Волгодонске; Волжский автомобильный завод (ВАЗ), КаМАЗ в Набережных Челнах. Высокими темпами развивалась энергетика, химия, электроника, нефте- и газодобывающая, атомная промышленность. Приоритетное положение занимала оборонная промышленность. Однако намеченные планы по внедрению новой техники и росту производительности труда выполнены не были. Все более открытой становилась тенденция отставания во всех индустриальных отраслях.

На рубеже 70 - 80-х гг. условия народнохозяйственного развития еще более ухудшились. Неблагоприятная экономическая конъюнктура сложилась и на мировом рынке. Резко упали цены на нефть - важнейший предмет советского экспорта. Задания одиннадцатой пятилетки (1981 - 1985 гг.) не были выполнены ни по одному показателю. Резко сократились капиталовложения в социальную сферу.

В 1971 - 1985 гг. налицо была отрицательная динамика роста по важнейшим экономическим показателям. Темпы роста национального дохода составляли в восьмой пятилетке 41 %, в девятой - 28 %, в десятой - 21 %, в одиннадцатой - 17 %. Рост производительности труда в восьмой пятилетке был равен 37 %, в девятой - 25 %, в десятой - 17 %.

В 60-е гг. - первой половине 80-х возникла глубокая потребность в социально-экономическом обновлении, в выработке новой политики, новых приоритетов. Однако эта потребность не была реализована. В результате все более усиливались деформации в экономической и социальной жизни.


Социально-экономические деформации в сфере управления были прямо связаны с прогрессирующей бюрократизацией. Управленческий аппарат разросся почти до сотни союзных и восьмисот республиканских министерств и ведомств и практически стал диктовать свою волю и хозяйству, и политике.

Руководители высшего и среднего звеньев заняли особое привилегированное положение в системе распределения социальных благ. Номенклатура стала опорой проводимого политического курса.

Мощный потенциал советской экономики, ее успехи в недалеком прошлом вселяли уверенность, что возникшие трудности носят временный характер. К этому времени на территории СССР были обнаружены новые ресурсы, открывающие возможность экстенсивного развития, в виде гигантских запасов нефти, газа, цветных металлов и т. п. Все это и предопределило установившийся в 1970е гг. социально экономический «застой» в стране. Переход к «застою» был отмечен провозглашением курса на «совершенствование хозяйственного механизма». Внешне этот курс мало отличался от прежнего.Ставились те же задачи - развитие хозрасчета, материального стимулирования, обращение производства к нуждам трудящихся и т. д. Однако на практике это выразилось в усилении централизованного управления и возврате к показателям, ориентирующим на количественный, но не качественный рост производства. В планах девятой (1971-1975) и десятой (1976-1980) пятилеток задача наращивания темпов роста уже не ставилась, предполагалось лишь увеличение общего объема продукции. В итоге за девятую пятилетку валовой объем промышленного производства вырос на 43%, за десятую - на 24%, в сельском хозяйстве соответственно -на 13% и на 9%. При этом плановые задания пятилеток не были выполнены: в девятой пятилетке выполнение плана в промышленности составило 91% (в сельском хозяйстве - 68%), в десятой - 67% (в сельском хозяйстве - 56%). Таким образом, в 1970е гг. советская экономика опустилась до уровня простого воспроизводства, который был способен в лучшем случае удовлетворить уже сложившиеся потребности населения.Между тем запросы людей постепенно росли и вступали во все более острое противоречие с возможностями отечественной экономики. Результатом этого стал хронический дефицит промышленных и продовольственных товаров, затрагивающий часто и товары первой необходимости. Хуже всего с товарным снабжением дела обстояли в отдаленных от Центра регионах РСФСР - в Сибири, на Севере, Урале и Дальнем Востоке.

В начале1980х гг. такая ситуация стала практически нормойдля большинства регионов страны, включая большинство республик. В связи с этим главным приоритетом промышленного развития в 1970е гг. становится добывающий, в первую очередь топливно энергетический, комплекс. В Западной Сибири еще в 19600е гг. были обнаружены гигантские запасы нефти и газа. С 1969 г. специальным решением

Литература 1. На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе. – М. , 1999. 2. Сахаров А. Д. Воспоминания. Т. 1. –М. , 1996. 3. Солженицын А. И. Публицистика. В 3 -х тт. Т. 1. : Статьи и речи. Т. 2. : Общественные заявления, письма, интервью. –Ярославль, 1996. 3

Новое руководство страны первый, а затем генеральный, секретарь ЦК КПСС (после отставки Н. С. Хрущева) - Л. И. Брежнев председатель Совета Министров - А. Н. Косыгин председатель Президиума Верховного Совета СССР - Н. В. Подгорный 4

Новое руководство страны выступило за проведение экономических реформ: в марте 1965 г. были внесены изменения в аграрную политику. Основной акцент делался на укрепление материальной базы сельского хозяйства 5

Руководство страны попыталось переломить негативные тенденции в сельском хозяйстве: сняты некоторые ограничения с развития личных подсобных хозяйств в 1982 г. началось создание агропромышленных комплексов (АПК). 6

Реформа в промышленности началась в сентябре 1965 г. она предусматривала три группы мер: - изменения в планировании: - усиление экономического стимулирования производителей: - восстановление отраслевого принципа управления (министерств). 7

Положение в социальной сфере 1960- 70 -х гг. - материальное положение населения улучшалось путем повышения зарплаты, пенсий, пособий. - были введены дополнительные льготы для участников и инвалидов Великой Отечественной войны. - колхозники стали получать пенсии по системе, действовавшей ранее только для рабочих и служащих. - по сравнению с послевоенным периодом улучшилась структура питания. - большинство семей в городе имело отдельные квартиры. - в повседневную жизнь вошли телевизоры, холодильники и т. п. 8

- повышение уровня жизни населения обеспечивалось не только за счет развития производства, но и средствами, полученными от экспорта энергоносителей на Запад. - продолжал действовать остаточный принцип выделения средств на социальные нужды /доля расходов государства на просвещение и здравоохранение упала к 1985 г. ниже уровня 1940 г. /. накопились проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. - с 1971 г. перестала увеличиваться средняя продолжительность жизни населения /в 1985 г. она составила 69 лет. По этому показателю СССР занимал 35 -е место в мире/. Главным тормозом в развитии советского общества была политическая система. 9

Вывод уже в 1970 -е гг. наметилось резкое отставание СССР от развитых капиталистических стран Запада по темпам экономического развития. Реальных попыток реформировать экономику в соответствии с требованиями научно-технической революции не производилось Вместо этого проводились затяжные эксперименты с введением хозрасчета на предприятиях, предпринимались попытки изменить организацию промышленного производства путем создания научно-производственных объединений (НПО). Отличительным признаком данной эпохи стал рост масштабов незаконной промышленной и торговой деятельности, коррупции сращивание государственных структур и спекулятивного капитала / доходы «теневой экономики» исчислялись миллиардами рублей/. К началу 1980 -х гг. стала очевидной неэффективность ограниченного реформирования советской системы. 10

Основные черты общественно-политической жизни Сосредоточение власти в руках коммунистической партии: – Конституция 1977 г. впервые в истории страны законодательно закрепила руководящую и направляющую роль КПСС в обществе. – начиная с 1971 г. , партийные организации получили право контроля за деятельностью администрации не только на предприятиях (что было и ранее), но и в учебных заведениях, НИИ, учреждениях культуры и здравоохранения. Принижение роли выборных органов власти по сравнению с исполнительными: – в различные государственные и общественные организации избиралось до 1/3 взрослого населения страны, но основная масса избранных не участвовала в решении конкретных вопросов. 11

Признание высшей формой собственности государственной собственности: - колхозно-кооперативная форма считалась второстепенной и фактически являлась разновидностью государственной. - другие формы собственности на средства производства не разрешались. Замкнутый характер советской политической системы: - ее составными элементами являлись КПСС, Советское государство, профсоюзы, комсомол, кооперативноколхозные объединения, общественные организации, не преследовавшие политических целей, и с 1977 г. - трудовые коллективы. - другие объединения (народные фронты, общественные движения) не имели права на существование. 12

Приспособление политической системы к выполнению указаний сверху, а не к организации жизни общества в рамках законов: - при Л. И. Брежневе прекратился пересмотр дел жертв репрессий, началась реабилитация Сталина, вновь была ужесточена цензура. - подверглись гонениям ученые-экономисты, выступившие за переход к рыночной экономике, и историки, несогласные с официальной версией исторических событий. - в средствах массовой информации преобладал безпроблемный показ жизни, пропагандировались реальные и мнимые успехи, замалчивались негативные моменты: рост алкоголизма, наркомании, преступности, усиление социальной апатии людей и др. 13

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В СЕРЕДИНЕ 60 -х - НАЧАЛЕ 80 -х ГОДОВ Основными внешнеполитическими задачами СССР в этот период являлись - сохранение мировой системы социализма, - нормализация отношений с Западом, - поддержка «дружественных режимов» и движений в странах Азии, Африки и Латинской Америки. 14

Создано более 30 межгосударственных учреждений Группа государств Восточной Европы (Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния и Чехословакия), а также КНДР и Монголия были связаны с СССР обязательствами об оказании военной помощи в чрезвычайных обстоятельствах. 15

Эти меры, известные на Западе под названием «доктрины Брежнева» - усиливали роль СССР - ограничивали суверенитет других стран, входивших в социалистический лагерь. 16

Наибольшие изменения претерпели отношения СССР со странами Запада: - после жесткой конфронтации второй половины 60 -х гг. в начале 70 -х гг. пошел процесс разрядки международной напряженности 17

Составные части разрядки международной напряженности в первой половине 70 -х гг. : договоры между СССР и ФРГ (1970 г.), ФРГ и Польшей (1970 г.), ФРГ и Чехословакией (1973 г.) соглашение между США, Англией, Францией и СССР по Западному Берлину (1973 г.) и взаимное признание ФРГ и ГДР (1972 г.); Конвенция о запрещении и уничтожении бактериологического оружия (в 1975 г.); 18

договор об ограничении подземных ядерных испытаний и запрете размещения оружия массового уничтожения на дне морей и океанов (1971 г.); первый в истории советско-американских отношений приезд президента США Р. Никсона в СССР в 1972 г. и ответный визит Л. И. Брежнева в США в 1973 г. : - договоры об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). - достигнута договоренность о сотрудничестве в защите окружающей среды, освоении космоса и торговоэкономических связях 19

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. - самое важное событие в международной жизни - в нем участвовали руководители 33 государств Европы, США и Канады Основу принятого документа составили принципы межгосударственных отношений в условиях мирного сосуществования: - равенство всех стран и их территориальная целостность, - отказ от применения силы, - невмешательство во внутренние дела и др. Представители западных стран настояли на включении в акт статей о защите прав человека, свободе информации и передвижений. 20

- в 1976 г. началось размещение советских ракет средней дальности СС-20, неподпадавших под соглашение ОСВ-1, в ГДР и Чехословакии. - в ответ на это НАТО принял решение об установке в Западной Европе крылатых ракет «Круиз» и ракет «Першинг» . - в середине 70 -х гг. СССР предпринял так называемое наступление на позиции империализма в «третьем мире» с целью расширения своего влияния на развивающиеся страны (Анголу, Эфиопию, Мозамбик, Никарагуа и др.). Все это способствовало обострению противоречий СССР с Западом, в первую очередь - с США. 21

Окончательный удар по разрядке нанес ввод советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. Результат военных действий - людские потери (около 14 тыс. соотечественников и свыше 1 млн. афганцев), колоссальные материальные затраты и обострение гражданской войны в Афганистане. 22


В сентябре 1965 года проведена реформа управления промышленностью. Была принята новая система "планирования и экономического стимулирования". С одной стороны, ликвидировались совнархозы и вновь возрождались отраслевые министерства. С другой стороны, значительно расширялись права самих предприятий, возрастала их экономическая самостоятельность.
В марте 1965 года было объявлено о реформе в сельском хозяйстве. Повышалась роль экономических стимулов к труду (повышались закупочные цены, устанавливался твердый план государственных закупок, вводилась 50-процентная надбавка к основной цене за сверхплановую продукцию). Несколько расширялась самостоятельность колхозов и совхозов. Резко увеличились капитальные вложения в развитие сельского хозяйства.
Эти реформы дали положительный эффект. Но кардинального улучшения не произошло. Основной причиной неудачи реформ стало излишняя централизация управления, сопротивление самой административно бюрократической системы.
С одной стороны экономическое развитие СССР было достаточно устойчивым. Советский Союз опережал США и страны Западной Европы по таким показателям, как добыча угля и железной руды, нефти, цемента, производству тракторов, комбайнов. Но что касается качественных факторов, то здесь отставание было налицо. Наблюдалось падение темпов экономического развития. Советская экономика стала невосприимчивой к инновациям, очень медленно осваивала достижения науки и техники.

Период 1966-1970 гг. был наилучшим за последние 30 лет. Объем промышленного производства вырос в полтора раза. В дальнейшем экстенсивный характер экономики привел к форсированному развитию топливно-энергетического комплекса СССР.

Наряду с созданием научно-производственных объединений, возникли новые отрасли - роботостроение, микроэлектроника, атомное машиностроение и др. Но определяющими для развития экономики эти тенденции не стали. Аграрная политика СССР характеризовалась крупными капиталовложениями в сельское хозяйство, превысившими 1/5 часть всех инвестиций. Среди

предпринятых мер были следующие: был ослаблен контроль над колхозами, повышены (в среднем на 20%) цены на сельхозпродукцию, устанавливался на 6 лет твердый план госзакупок, вводилась 50%-ная надбавка за сверхплановую продукцию. В целом, в 1960-1969 гг. наблюдался рост сельскохозяйственного производства. При этом упор делался на агропромышленную

интеграцию - объединение сельского хозяйства с отраслями, которые его обслуживают. С 1970г. началось снижение основных экономических показателей. К концу 70-х годов обнаружились признаки товарного голода, увеличился дефицит.

Общественно-политическая обстановка. Период 70-х - начала 80-х гг. в истории советского общества получил определение “застойного”. Причины застоя и кризисных явлений, наряду с субъективным фактором (личностью Л.И. Брежнева и его окружения), заключались в социально-экономических отношениях, господствовавших в стране, той модели общества,

которая сформировалась еще в 30-е годы. В новой Конституции СССР 1977 г. партия отказалась от идеи о скором переходе к коммунизму и отмирании государства. Современный политический период определялся как “развитой социализм”. В Конституции было заявлено о создании “новой социальной и интернациональной общности - советский народ”. В ее 6-й статье юридически

закреплялось монопольное положение КПСС в политической системе, а сама партия определялась как “руководящая и направляющая сила советского общества, ядро политической системы”. В брежневский период происходил процесс

дальнейшей централизации партийного аппарата, усиление власти партократии. Такие явления как коррупция, криминализация и др. окончательно подрывали авторитет власти. Идеологический диктат КПСС сдерживал развитие творчества, поощрял единомыслие. Произошел возврат к неосталинизму в идеологии, литературе, науке, культуре. В обществе нарастала социальная апатия, вызванная двойной моралью и ростом социальной несправедливости. Радикальным выражением несогласия с существующей обстановкой в стране продолжало оставаться диссидентское движение. Приоритетными в во внешней политике СССР в 1970-80-е гг. оставались следующие направления: укрепление социалистического лагеря; поддержка международного коммунистического движения, народно-демократических режимов в странах “третьего мира”; стемление к международной стабильности и развитию отношений с капиталистическими странами. Начало 70-х годов было отмечено

радикальным поворотом в сторону разрядки международной напряженности. Этому способствовал и достигнутый Советским Союзом военно-стратегический паритет с США. Практическими шагами на пути потепления международного климата стали также двусторонние встречи глав СССР и США. Результатом переговоров в 1972 г. явилось подписание соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), а также ОСВ-2 в 1979 г. Важным политическим и дипломатическим успехом СССР стала в этот период нормализация отношений с Западной Германией и заключение договора о неприменении силы в отношениях между собой. Процесс разрядки был закреплен по сотрудничеству Хельсинским совещанием по сотрудничеству и безопасности в Европе (1975 г.) и подписанием Заключительного акта совещания, которое зафиксировало политико-военное и социально-экономическое положение, сложившееся в мире после Второй мировой войны. В конце 70-х годов произошел новый виток напряженности, связанный, в первую очередь, с вводом советских войск в Афганистан в 1979 г. Используя “афганский фактор”, в конце 70-х гг. Запад развернул широкую антисоветскую кампанию. На смену реформе 1965 г. пришли контрреформы, усилившие централизацию и позиции ведомственной бюрократии. Советская внешняя политика за 1965-1985 гг. также прошла сложный и противоречивый путь от жесткой конфронтации с Западом к разрядке и от нее к новому обострению международной напряженности, поставившей мир на грань мировой войны. В ее основе лежали концепции идеологического противостояния и борьбы двух систем. У брежневского руководства оказалось два серьезных достижения: обеспечение военно-стратегического паритета с США и политика разрядки первой начала 70-х годов. К первой половине 80-х годов СССР втягивался в очередной виток гонки вооружений, которая подрывала состояние советской экономики.

Усиление цензурных запретов. Значение "самиздата" и "тамиздата" в

развитии литературы конца 60-70-х гг. Новая волна эмиграции (И.Бродский, В.Некрасов, А.Солженицын, В.Аксенов и др.).

Углубление психологического анализа в "городской" прозе 1960-70-х гг. Нравственная проблематика, конфликты и характеры в прозе Ю.Трифонова.

Развитие социально-философской фантастики. Творчество А. и Б.Стругацких: между утопией и антиутопией.

Сатирическая проза Ф.Искандера, В.Войновича.

Особенности "военной" и "деревенской" прозы периода. Творчество В. Астафьева, В. Кондратьева.

Раздел 10. Русская литература последних десятилетий.

10.1.Литературное развитие 1980 - 2000-х гг. Особенности прозы.

Изменение общественно-политического положения в стране: перестройка (1985 - 1991 гг.), распад СССР и возникновение нового государства (с 1992 г.). Публикация "задержанных" произведений антисталинского направления (А.Бек, А.Рыбаков, В.Дудинцев и др.). Возвращение литературы запрещенной, подпольной, эмигрантской. Формирование "другой" истории русской литературы ХХ в.

Усиление публицистического начала в литературе второй половины 80-х гг. Социально-этическая проблематика произведений В.Астафьева, В.Распутина и др.

Изображение различных сторон трагедии общества в сталинскую эпоху в литературе 1980-х гг.: произведения А.Рыбакова, В.Дудинцева, Д.Гранина, А.Приставкина.

Возникновение "другой прозы" (С.Чупринин). Особенности литературного процесса в постсоветский период: дискредитация мифологии советского периода; усложнение эстетического сознания и художественной речи; сосуществование реалистических и модернистских тенденций.

Реалистическая традиция в литературе конца ХХ – начала ХХIвв. Позднее творчество В.Астафьева. Творчество С.Довлатова: психологический портрет эпохи 1980-х гг., проблемы стиля, автобиографического героя. Экзистенциалистская проблематика произведений В.Маканина 1990-х гг.

Неонатурализм второй половины 80-х гг. Изображение изнаночной стороны современной жизни в традициях физиологического очерка в произведениях С.Каледина, Л.Габышева, О.Ермакова.

Развитие "женской прозы" в 1980-90-е гг.: Л.Петрушевская, Т.Толстая, Л.Улицкая и др.

Литературная ситуация начала ХХIв. Разнообразие художественных поисков в литературе рубежа ХХ - ХХIвв. Развитие творчества писателей и поэтов предыдущих десятилетий. Новые имена и новые тенденции.

10.2. Литература постмодернизма

Философско-эстетические основы постмодернизма. Основные категории эстетики постмодернизма. Проблема идентификации литературы отечественного постмодернизма. Споры о постмодернизме. Основные черты этико-эстетического единства художественного сознания постмодерна: антиидеологизм; отношение к литературе как феномену языка; образ мира, образ героя, особенности авторской позиции; поэтика (игра с традицией, ирония, пародирование, мистификация, поэтика реминисценций и др.). Первые образцы русского литературного постмодерна: произведения Вен.Ерофеева. С.Соколова и др.

Творчество В.Ерофеева, В.Пьецуха, Е.Попова, В.Пелевина и др.

Похожие публикации