О признании незаконным предоставления военнослужащему имущественного налогового вычета в части суммы из федерального бюджета. Денежная компенсация при покупке квартиры военнослужащим: налоговый вычет по субсидии Налоговый вычет с жилищной субсидии

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Ф/судья Невзорова М.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Расторгуевой Н.С.
и судей Пашкевич А.М., Леоновой С.В.
при секретаре П.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пашкевич А.М.
гражданское дело по апелляционной жалобе Т. на решение Бабушкинского районного суда города Москвы от 29 июня 2016 года, которым постановлено:
Признать незаконным предоставление военнослужащему войсковой части *** Т. имущественного налогового вычета в части суммы, составляющей федеральный бюджет, а именно *** руб. *** коп.
Взыскать с Т. в пользу Российской Федерации в лице Межрайонной ИФНС России N 2 по Краснодарскому краю ущерб в сумме *** руб. *** коп.,

установила:

Военный прокурор 60 Военной прокуратуры гарнизона обратился в суд в интересах Российской Федерации в лице Межрайонной ИФНС России N 2 по Краснодарскому краю к Т. о признании незаконным предоставления имущественного налогового вычета в части суммы, составляющей федеральный бюджет, а именно *** руб. *** коп., взыскании причиненного государству ущерба в размере *** руб. *** коп. В обоснование требований истец указал на неправомерное получение военнослужащим Т. имущественного налогового вычета в сумме *** руб. *** коп. при приобретении квартиры и неполное возмещение причиненного ущерба.

В судебном заседании представитель истца военного прокурора по доверенности К. заявленные исковые требования поддержал.
Ответчик Т. в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен, возражений на иск не представил.
Представитель третьего лица ФГКУ "Росвоенипотека" в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ответчик Т., ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Представители истцов, третьего лица в заседание судебной коллегии не явились, о дне и времени слушания дела извещены надлежащим образом, в соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения ответчика Т., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил юридически значимые обстоятельства, руководствовался подлежащими применению к спорным правоотношениям нормами права - ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации, ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", оценил представленные доказательства в совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов, в частности, в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов: на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них; на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от Российских организаций или индивидуальных предпринимателей и фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них; на погашение процентов по кредитам, полученным от банков, находящихся на территории Российской Федерации, в целях рефинансирования (перекредитования) кредитов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.

В силу абзаца 26 пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ имущественный налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется в случаях, если оплата расходов на строительство или приобретение жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них для налогоплательщика производится за счет средств работодателя или иных лиц, средств материнского (семейного) капитала, направляемых на обеспечение реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, за счет выплат, предоставленных из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также в случаях, если сделка купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии со ст. 105.1 настоящего Кодекса.
Таким образом, федеральным законодательством предусмотрены случаи, когда право на имущественный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц не применяется. К их числу отнесены случаи, когда улучшение жилищных условий налогоплательщика произведено за счет средств федерального бюджета.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ответчик Т., являясь военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в войсковой части ***, 22 августа 2011 года приобрел по договору купли-продажи квартиру по адресу: *** в рамках программы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих на основании Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" за счет целевого жилищного займа в сумме *** руб. *** коп., предоставляемого Министерством обороны РФ, кредитных средств АКБ "Российский капитал" в сумме *** руб. и собственных средств в размере *** руб. *** коп.
После заключения договора купли-продажи квартиры Т. обратился в налоговый орган с целью получения имущественного налогового вычета в сумме расходов, перечисленных уполномоченным государственным органом ФГКУ "Росвоенипотека" из средств федерального бюджета, предоставив налоговые декларации, в результате чего Т. из бюджета был возвращен налог на доходы физических лиц в сумме *** руб. *** коп. При обращении с заявлением о предоставлении имущественного налогового вычета Т. указал не собственные средства в размере *** руб. *** коп., а сумму с учетом средств федерального бюджета, но не более предельного размера имущественного налогового вычета, предусмотренного пп. 1 п. 3 ст. 220 НК РФ, т.е. *** руб. (из них собственные средства - *** руб. *** коп., средства федерального бюджета - *** руб. *** коп.).
После проведенных военным прокурором проверок Т. частично возвращена в бюджет РФ денежная сумма в размере *** рублей.
Согласно п. 1.3 кредитного договора от 01 августа 2011 года N 04-006/ВИ-11 возврат кредита и уплата процентов за пользование кредитом осуществляются Т. за счет средств целевого жилищного займа, предоставляемого Т. как участнику накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих по договору целевого жилищного займа, т.е. за счет средств федерального бюджета, которые не являются его доходом, и потому права на предоставление имущественного налогового вычета ответчик Т. не имел.

При реализации права на приобретение жилого помещения ответчик воспользовался мерами государственной социальной поддержки (накопительной ипотечной системы), предусмотренными Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", источником финансирования которых послужили средства федерального бюджета.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что расходы на оплату ипотеки за счет собственных средств ответчика составили *** руб. *** коп., и у ответчика возникло право на получение налогового вычета только в размере *** руб. *** коп., т.к. такое право закон прямо связывает с затратами налогоплательщика.
Поскольку накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих реализуется за счет средств федерального бюджета, вывод суда об обоснованности заявленных требований в части взыскания с ответчика неосновательного обогащения в размере *** руб. *** коп., приняв к расчету при определении размера неосновательного обогащения сумму добровольно возвращенного налога в размере *** рублей (*** руб. - *** руб. = *** руб.), является правомерным.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они в полной мере согласуются с вышеуказанными нормами материального права, в том числе с положениями ст. ст. 3, 4 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", основаны на надлежащей оценке доказательств при правильном установлении и всестороннем исследовании юридически значимых для разрешения заявленных требований обстоятельств.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Довод апелляционной жалобы ответчика Т. о том, что он не был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, в связи с чем был лишен возможности заявить возражения при рассмотрении спора по существу, не влечет отмену решения суда, поскольку из материалов дела следует, что требования ст. 113 ГПК РФ судом первой инстанции не нарушены, были предприняты все предусмотренные гражданским процессуальным законодательством меры для извещения ответчика о месте и времени рассмотрения дела: Т. было направлено судебное извещение по месту регистрации, однако почтовая корреспонденция была возвращена "за истечением срока хранения" (л.д. 99).
В соответствии со ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Согласно ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин, лишивших ответчика возможности являться за судебными уведомлениями в отделение связи, не представлено. При таких обстоятельствах неявку за получением заказного письма и судебным извещением следует считать отказом от получения судебного извещения, а неблагоприятные последствия, в связи с неполучением судебных уведомлений, в силу ч. 1 ст. 165.1 ГК РФ должно нести само лицо.
Учитывая задачи судопроизводства, распространение общего правила, закрепленного в ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, отложение судебного разбирательства в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих деле, при принятии судом предусмотренных законом мер для их извещения и при отсутствии сведений о причинах неявки в судебное заседание не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что, в свою очередь, не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявка лиц, извещенных судом в предусмотренном законом порядке, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав.
При таких обстоятельствах ссылка в апелляционной жалобе ответчика Т. на нарушение его процессуальных прав не нашла своего подтверждения.
В апелляционной жалобе Т. ссылается на то, что суд неправильно определил надлежащего ответчика, полагая, что ответчиком по делу должен являться налоговый орган.
Указанный довод жалобы ответчика является несостоятельным, поскольку основан на ошибочном толковании норм материального и процессуального права.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Право прокурора на обращение в суд с заявлением в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, закреплено и в п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
При этом защита интересов Российской Федерации включает в себя вопросы сохранности федеральной собственности и возмещение вреда, причиненного федеральной собственности; невозвращение денежных средств, являющихся федеральной собственностью, нарушает установленные ч. 1 ст. 209 ГК РФ права Российской Федерации на владение, пользование и распоряжение данными денежными средствами.
Поскольку проведенной прокурорской проверкой установлен факт нарушения права Российской Федерации на распоряжение бюджетными денежными средствами, а именно: необоснованным получением Т. денежных средств в виде налогового вычета в размере *** руб. *** коп., указанное обстоятельство послужило основанием для обращения прокурора в суд в интересах Российской Федерации в лице МИФНС России N 2 по Краснодарскому краю, а обязанность по уплате налогов действующим законодательством возложена на налогоплательщика, которым в данном случае является Т.
Доводы апелляционной жалобы о недопустимости применения к налоговым отношениям гражданского законодательства также несостоятельны, предметом спора является безосновательное получение ответчиком имущественного налогового вычета, в результате которого он за счет государства получил неосновательное обогащение и которое в силу ст. 1102 ГК РФ подлежит возврату.
Подлежит отклонению и довод апелляционной жалобы о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора, поскольку о получении налогового вычета с нарушением требований действующего законодательства и необходимости возвратить незаконно полученную сумму в бюджет Российской Федерации ответчик Т. уведомлен, что подтверждается материалами дела, а именно сообщением ВрИО командира войсковой части *** от 22.10.2014 года, письменными объяснениями Т. (л.д. 91), уведомлением МИФНС N 2 по Краснодарскому краю от 23.10.2014 года, кроме того, возвратом части налогового вычета в сумме *** рублей согласно чек-ордеру от 23.06.2014 года (л.д. 92).
Довод апелляционной жалобы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности по налоговым вычетам за 2011 - 2013 г. г. не является основанием для отмены решения, поскольку от ответчика до вынесения судом первой инстанции решения не поступало заявлений о пропуске истцом срока исковой давности, а по смыслу ч. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Кроме того, истцу стало известно о неправомерности предоставления ответчику имущественного налогового вычета в 2014 году.
Ссылка ответчика в жалобе на наличие неотмененных решений налогового органа о предоставлении имущественного налогового вычета не опровергает выводы суда первой инстанции, поскольку правовое значение в силу ст. 1102 ГК РФ имеет наличие законных оснований для получения денежных средств Т., тогда как судом установлено и признано незаконным предоставление ответчику налогового вычета, а соответственно и получение им имущественного налогового вычета в указанной сумме.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к выражению несогласия с действиями суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств. Оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 29 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Т. - без удовлетворения.

К примеру, в Письме от 18.02.2011 N 03-04-05/7-104 финансисты указали, что толкование правовых позиций Конституционного Суда РФ, изложенных в Постановлении N 5-П, с целью их применения в случаях приобретения имущества не одним родителем, а двумя в общую долевую собственность со своим несовершеннолетним ребенком может дать только Конституционный Суд РФ. Однако, по его мнению, родители в такой ситуации вправе получить имущественный вычет в соответствии с фактически произведенными ими расходами (то есть и на долю, приходящуюся на ребенка (детей)). Таким образом, исходя из позиции Минфина РФ, в ситуации приобретения квартиры в равнодолевую собственность двумя родителями и одним несовершеннолетним ребенком каждый из родителей имеет право на использование имущественного вычета в части, пропорциональной его доле собственности.

Форум правовой взаимопомощи военнослужащих

  • Главная
  • Налоговый вычет

На приобретение жилья, его строительство и ремонт граждане страны вправе получать субсидии, предоставление которых предусматривается некоторыми федеральными проектами, программами субъектов РФ и местных органов самоуправления. В статье расскажем про налоговый вычет при использовании субсидии, рассмотрим, каков порядок его оформления, возможные причины отказа.
Понятие имущественных субсидий и требования к их получению Под субсидиями подразумеваются денежные средства, выделяемые государством гражданам страны безвозмездно для того, чтобы те смогли сделать лучше теперешние жилищные условия. Предоставление подобной помощи зависит от:

  • общей суммы доходов, которыми располагает семья;
  • количества ее членов;
  • факта наличия недвижимости в собственности или отсутствия таковой;
  • цены кв.

Имущественный налоговый вычет при использовании субсидий на погашение кредитов

Налоговый вычет при использовании субсидии

Сэкономленное время; Незамедлительное получение денег; Увеличение дохода ежемесячно на 13%; Документы рассматриваются в налоговой до 30 дней Поступление средств частями; Оформление большего количества документов; Работа в течение года не на одного работодателя; Возможность повторного оформления вычета, если за год не возвращена вся сумма Вычет от налоговой инспекции Предоставление документов лично Единовременное получение годовой суммы уплаченных ранее налогов Ожидание в несколько месяцев; Рассмотрение представленных документов 3 месяца Через почту (обычную или электронную) Использование средств связи Отсутствие необходимости личного присутствия в налоговой Морока с получением усиленной электронной подписи в удостоверяющем центре; Вероятность забыть какой-то документ Для того, чтобы реально рассчитывать на частичный возврат налога, человек должен сам заплатить за жилье.

Налоговый вычет и субсидия

НК РФ имущественный налоговый вычет по расходам на приобретение жилья не применяется в случае, если оплата таких расходов производится за счет выплат, предоставленных из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Расходы на погашение кредита, использованного на приобретение квартиры, являются расходами на приобретение данной квартиры.


Важно

Таким образом, имущественный налоговый вычет не может быть предоставлен по расходам, в том числе на погашение кредита, произведенным за счет средств субсидии из бюджета. Пунктом 4 ст. 229 НК РФ определено, что налогоплательщики вправе не указывать в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению в соответствии со ст.


217 Кодекса.

Внимание

Зачем же возвращать то, что не поступило в казну? Важно! Возвращать НДФЛ разрешено неоднократно. Если сумма уплаченного налога за год не дотягивает до 260 тыс.


руб., остаток не сгорает, как было до 2014 года, а перечислится в следующие периоды.

Оформления налогового вычета: порядок Последовательность действий включает прохождение нескольких этапов: Этапы Комментарий I. Уточнение права на получение вычета Не помешает ознакомиться с возможными причинами отказа, чтобы не создавать себе лишних проблем II.

Изучение особенностей льготы, если квартира – новостройка При оформлении соглашения долевого участия необходимо подождать, пока жилье построят, сдадут жильцам, и будет оформлено право собственности. Отправной момент – оформление акта на прием-передачу квартиры III.

Следует учитывать такие нюансы:

  1. Подавать пакет документов позволяется с того года, в котором было оформлено право на выкупленное жилье.
  2. Когда пройдет три года после получения документов собственника, в справке для вычета следует указывать заработки этого периода, а для пенсионеров – доход последних четырех лет.

Форма 3-НДФЛ в 2017 году оформляется за доходами 2014-2016, для пенсионеров (и неработающих, и работающих) – 2013-2016 годы. Бланки 3-НДФЛ меняются ежегодно. Оформление налогового вычета за текущий год станет возможным только в 2018.

По заработку за 2017 документы на льготу подаются до 2020 года включительно. Топ-5 популярных вопросов по вычетам Вопрос №1. Семья выполнила ремонт в новом доме в 2016 году, а двумя годами раньше она оформила право собственности – в 2014.

Имущественный вычет при получении субсидии

Денежная сумма, которую возможно вернуть, построив жилье или купив его – 260 тыс. руб. (2 млн.·13%). Если недвижимость приобретена парой, находящейся в официальном браке, то на вычет могут претендовать оба супруга.

Его сумма, как правило, распределяется пропорционально объему дохода каждого из них. При расчете льготы учитываются только средства собственные, потраченные гражданином.

Сумма субсидий вычитается. Пример 1. В 2016 Лавров С. Ю. выкупил квартиру в новом доме за 3 млн. руб. Его заработок за тот же год составил 600 тыс., уплачено НДФЛ – 78 тыс., выделена субсидия в сумме 180 тыс. руб.

  • Сумма НДФЛ, подлежащая возврату, составляет 260-180 = 80 тыс.
  • За 2016 он сможет получить на свой счет 78 тыс. руб., остаток (2 тыс.) – в 2018.

Размер вычета по жилищному кредиту рассчитывают, основываясь на сумму выплаченных процентов.
Вопрос от читательницы Клерк.Ру Марины (г. Камышин) Наша семья в 2008 г. приобрела квартиру по ипотеке в общую долевую собственность (муж, ребенок и я). В 2009 г мы получили субсидию «Молодая семья» и погасили часть кредита. Теперь мы хотим подать документы на имущественный налоговый вычет. У меня возникли при этом вопросы: 1. Как в декларации указать субсидию. И делится ли она также как и доля в квартире на 1/3? 2. Имеем ли мы право получить вычет на ребенка? Если да, то не лишаем ли мы ее права в дальнейшем использовать вычет? И как тогда ее долю показать в декларации? 1. Суммы выплат на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленные за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов НДФЛ не облагаются (п. 36 ст. 217 НК РФ). Согласно абз. 26 пп. 2 п. 1 ст.

Это означает, что у него имеется счет в банке, с которого и проводятся все расчеты. Если это невозможно, следует оформить поручение или доверенность на перевод средств.

В этом случае представителем налогоплательщика будет юридический держатель денег. Поручение или доверенность следует представить в налоговую.

Возврат НДФЛ возможно получить сразу за три (но не более) года. Важно! Наиболее оптимальным отрезком времени для обращения в налоговую выступает февраль-март.

Этот период отличается сравнительно небольшой загруженностью специалистов. Порядок оформления имущественного вычета Перечень документов, необходимый для того, чтобы оформить вычет налогов, солидный.

Молодая семья»). 2. При оформлении квартиры в общую долевую собственность каждый из совладельцев может воспользоваться имущественным налоговым вычетом исходя из его доли в указанном имуществе (пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ). Согласно п. 2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13.03.2008 N 5-П в случае, если родитель приобретает за счет собственных средств квартиру в общую долевую собственность со своими несовершеннолетними детьми, он имеет право на получение имущественного налогового вычета в соответствии с фактически произведенными им расходами в пределах общего размера налогового вычета, установленного пп.

Гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу в составе российских Вооруженных Сил, предоставляется ряд льгот на получение постоянного или временно жилья. Но существует целый ряд тонкостей: размер компенсации зависит от срока службы, рода войск, состава семьи и региона, в котором приобретается жилая недвижимость.

Государственные программы активно финансируют возможность покупки жилой недвижимости военнослужащими. Несмотря на то, что все они должны обеспечиваться жильем, существуют регионы, где это физически невозможно. Кроме того, многие военные, не вошедшие в специальные программы покупки квартир по военной ипотеке, не отслужившие определенный срок, вынуждены пользоваться наемным (поднаемным) жильем. Такой категории предусмотрена выплата компенсации на наемное жилое помещение для военнослужащих.

Законодательные основания компенсации по найму

Нормы выплаты денежной компенсации найма жилья военнослужащим определяются рядом законодательных документов:

  1. Федеральным Законом «О статусе военнослужащих» № 76.
  2. Постановлениями № 909 от 31.12.2004 г., № 1103 от 27.10.2012 г., № 989 от 18.09.2015 г.
  3. Ежегодно издаваемым указом Министерства труда о размере стоимости найма 1 кв. м в рублях (то есть в 2018 г. размер будет отличаться от аналогичной выплаты в 2017). Суммы зависят от рыночной стоимости и будут разными в каждом регионе. Есть зависимость от занимаемого чина и рода войск.

Таким образом, государство не только четко регламентирует сам порядок предоставления выплат для каждой отдельной категории военнослужащих и даже их семей, но и регулирует размер компенсации в зависимости от рыночной ситуации в периоды инфляции и финансового кризиса.

Наем и поднаем жилых помещений для солдат и офицеров всех видов войск учитывают и членов их семей. Площадь жилья ограничивается 12 кв. м на человека, но, если общее количество членов семьи больше 4-х человек, компенсация повышается на 50%.

Кроме того, при гибели военнослужащего во время несения службы, до приобретения жилой недвижимости, но не больше года, семья продолжает получать компенсацию по найму.

Жилищные субсидии

Получение на покупку жилья субсидии введено взамен длительного ожидания в очереди на предоставление. Тот же закон «О статусе военнослужащих» позволяет получить средства военным, срок службы которых составляет от 10 лет, в том числе уволенным со службы и членам их семей, если их жилищные условия нуждаются в улучшении. Кроме того, они обязательно должны стоять в очереди на получения жилья.

При расчете социальной выплаты на приобретение жилого помещения, умножаются 3 категории:

  • норма площади на военного (включая состав семьи);
  • стоимость 1 кв. м недвижимости в этом регионе;
  • поправочный коэффициент, который зависит от срока службы и звания заявителя, предельное значение – 2.75.

Граждане в статусе военнослужащих о субсидиях могут не спрашивать, если срок их службы меньше 10 лет, а контрактники – если еще не подписан контракт на второй срок.

С другой стороны, большую жилплощадь (значит, и субсидию) могут получить:

  • при звании выше полковника;
  • преподаватели военных заведений и научные работники, проходящие военную службу в специальных частях;
  • получившие почетное звание;
  • командиры частей.

Покупка жилья может быть произведена в любом уголке страны. Если часть находится в другом месте, государство компенсирует в необходимом регионе дополнительно жилплощадь по найму или поднайму.

Военная ипотека

Действует Федеральный Закон 117 «О НИС». Если ранее полагалась недвижимость военным пенсионерам, сегодня государство заботится об этом на более ранних сроках службы. Получение ссуды на приобретение жилья частично компенсируется государством в тех случаях, если гражданин находился в рядах любого рода войск на службе более 10 лет и уволился, прослужив более 20. При Прохождении службы также действуют компенсации. Военная ипотека – льготная. Банкам не надо подтверждение доходов, поручители. Достаточно оформления документов о подтверждении своего служебного статуса и регистрации в программе.

Налоговый вычет

Не все знают, что существует право для военнослужащих на налоговый вычет при покупке квартиры по программе «Военная ипотека». Его размер – 13%, но только на сумму, которая не компенсировалась государством. Компенсированная государством часть при этом не учитывается. Кроме того, есть максимальное ограничение по сумме, от которой идут отчисления. На данный момент – 2 млн. руб. В случае, когда военнослужащие неправомерно получили вычет, его придется возвратить государству.

При самостоятельной покупке недвижимости вычет можно получить от всей суммы (при том же ограничении). Граждане Российской Федерации, проходящие военную службу и купившие жилье за государственный счет, могут получить компенсацию за ремонт новоприобретенного помещения в новом доме без отделки.

Перед тем, как получить налоговый вычет, надо учесть, что он выдается не от всей суммы сразу, а частями, в зависимости от выплаченной суммы налогов за определенный год.

Гражданам Российской федерации, проходящим военную службу, государство предоставляет целый ряд льгот. Однако воспользоваться ими могут не все категории служащих. Перед тем, как приобретать жилье, стоит уточнить все возможности.

Каждый гражданин, который при покупке квартиры использовал личные денежные накопления, обладает правом на частичный возврат денег. Сумма компенсации рассчитывается исходя из налога на доходы физических лиц 13%. В том числе предоставляется налоговый вычет при покупке квартиры военнослужащим по субсидии, который рассчитывается по той же ставке, что и НДФЛ.

Законодательное регулирование вопроса

Налоговый вычет при покупке квартиры, или другими словами частичный возврат денег, регулируется на законодательном уровне рядом нормативно-правовых актов:

  1. Согласно ст. 220 налоговый вычет при покупке квартиры полагается по субсидии только в том случае, если были вложены собственные средства;
  2. Правительство Российской Федерации Постановление от 3 февраля 2014 г. № 76 "Об утверждении правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам российской федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" ;
  3. Приказ Министерства обороны Российской Федерации от 21.07.2014г. № 510 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы» .

Возврат средств при приобретении военнослужащим квартиры

Претендовать на частичный возврат денег от покупки квартиры могут все военнослужащие. При этом компенсация осуществляется только при условии использования личных накоплений на приобретение или постройку жилья. Если была оформлена или , то эта сумма не берется во внимание, так как данные средства принадлежат не военнослужащему, а государству.

Когда были задействованы личные сбережения, то они могут подвергаться налоговому вычету. Стоит отметить, что величина компенсации составляет 13% и не может применяться на произведенные расходы свыше 2 млн рублей. Соответственно 13% от этой суммы составляет 260.000 руб.

На вычет могут претендовать жена и муж, находящиеся в официальном браке и оформившие покупку недвижимости. При возврате также учитываются только личные деньги.

Право вернуть налог при покупке жилья может каждый гражданин России только 1 раз. Если ранее уже использовалась возможность возвратить 13 процентов, затраченных на приобретение жилья, то повторно получите отказ.

Отказать могут в таких случаях:

  • ФНС пришлет отказ сотрудникам, находящимся на срочной военной службе;
  • жилье приобреталось работодателем;
  • покупка осуществлялась у родственника;
  • дом был подарен;
  • недвижимость оформили на безработного члена семьи;
  • дом приобрели для коммерческих целей.

Сам вычет можно получать по месту трудоустройства. В этом случае эта сумма добавляется ежемесячно в зарплату. Либо выплаты оформляются напрямую в налоговом органе. Такое поступление денег производится единоразово.

Право на вычет при приобретении жилья на субсидию Министерства Обороны

Такая преференция предоставляется военным для приобретения или строительства жилья. Эти средства являются государственными, поэтому нельзя получить дополнительные в виде имущественного налогового вычета.

Можно ли воспользоваться при продаже квартиры, находящейся в собственности менее трех лет, правом возврата налога в размере фактически произведенных расходов, учитывая сумму субсидии?

Налоговые законодательство не запрещает воспользоваться правом на получение компенсации при продаже квартиры, которая была в вашей собственности менее 3-х лет. При этом можно в сумму расходов включить также субсидию.

Нижеприведенный анализ судебной практики по возбужденным делам о взыскании с участников НИС , излишне возвращенного или незаконно полученного, доказывает, что позиция судов по данному вопросу единообразная.

Практически всегда заключение судебных инстанций таково: участник НИС, получивший незаконно налоговый вычет либо получивший налоговый вычет в излишних размерах - должен возвратить государству всю сумму, которая ему не полагалась.

Практический пример практики взыскания налогового вычета

Военный прокурор Тверского гарнизона, выступая в качестве лица, обеспечивающего защиту государственных интересов, подал иск в городской суд Тверской области на военнослужащую гражданку Ш. о взыскании с нее излишне возвращенного налогового вычета. Согласно имеющимся сведениям, Ш. получила 135 635 рублей в качестве налогового вычета за приобретенную 28 июня 2013 года квартиру.

В ходе прокурорской проверки стало известно, что Ш. для приобретения собственного жилья воспользовалась средствами ЦЖЗ и кредитными деньгами, которое предоставил ей банк-кредитор "Тверьуниверсалбанк". По факту ясно, что возврат займа и выплата процентов за его использование происходит за счет бюджетных денег - ЦЖЗ, которые предоставлялись гражданке Ш. как участнику НИС.


В НК РФ, в п.п. 36-37 статьи 217 говорится, что сумма выплат на покупку либо строительство жилого помещения за счет денег федерального бюджета и общая сумма доходов, полученных от инвестирования этих взносов, направленная на покупку жилых квадратных метров - не берется в учет для налогообложения.

Материалы по теме


Условия договора ЦЖЗ говорят о том, что учреждение ФГКУ "Росвоенипотека" предоставило средства участнице НИС - гражданке Ш. за счет ее накоплений на именном счету для погашения первоначального взноса по ипотеке, а также на покрытие долга по ипотеке.

По причине того, что источником финансирования в данном случае выступали деньги из бюджета, участница НИС - гражданка Ш. не имела право требовать и получать от государства налоговый вычет. Поэтому выплаченная ей сумма в размере 135 635 рублей должна быть возвращена обратно в госбюджет в полном объеме.

Описанная выше позиция судебных инстанций относительно участников НИС, незаконно получивших налоговый вычет, также многократно отражалась в аналогичных решениях судов первой инстанции, также она неоднократно подтверждалась апелляционными судами. Аналогичные дела рассматривались в Козельском районном суде Калужской области, во Фрунзенском районном суде Ярославля, в Советском районном суде Брянска. Государственные интересы также защищал и Архангельский областной суд.

Подводя итоги, можно четко сказать, что позиция судов различных инстанций по вопросу незаконно полученного налогового вычета участниками НИС либо излишне возвращенного участнику НИС налогового вычета всегда единогласная, и она направлена на защиту интересов государства.

Похожие публикации