Учитель какая сфера экономики. Структура национальной экономики

Что такое экономика

Разгадай кроссворд, и ты узнаешь, что такое экономика


С помощью учебника допиши определение.

Экономика - это хозяйственная деятельность людей. Все составные части экономики взаимосвязаны.

Знаешь ли ты отрасли экономики? Самостоятельно или с помощью учебника подпиши рисунки.

Кроме перечисленных в учебнике, есть и другие отрасли экономики. Например, лесное хозяйство, связь, общественное питание, жилищно - коммунальное хозяйство, банковский сектор, бытовое обслуживание населения. Подумайте и объясните, чем занимается каждая из этих отраслей.
Лесное хозяйство - отрасль экономики, в функции которой входит: изучение и учёт лесов, их воспроизводство, охрана от пожаров, вредителей и болезней, регулирование лесопользования, контроль за использованием лесных ресурсов.
Связь - с отраслью связи сталкивается всякий желающий воспользоваться услугами телефонии, теле- и радиовещания, интернета. Почтовая связь занимается получением, переправкой и доставкой почтовых отправлений, а именно: посылок, писем, бандеролей, переводов.
Общественное питание - это отрасль народного хозяйства, занимающаяся производством и продажей готовой пищи и полуфабрикатов.
Жилищно - коммунальное хозяйство (ЖКХ) - включает около 30 видов деятельности. Подотраслями являются техническое обслуживание жилья; благоустройство (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, саночистка и утилизация отходов)
Банковский сектор - предоставляющих клиентам широкий спектр банковских услуг.
Бытовое обслуживание населения - часть сферы обслуживания, где населению оказываются непроизводственные и производственные услуги. (Услуги парикмахерских, Химическая чистка одежды, услуги прачечных, Фотоуслуги. Услуги бань. Услуги по профессиональной уборке помещений, Услуги по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов. Пошив и ремонт швейных изделий. Изготовление и ремонт мебели и др.)

Дома узнай у взрослых, в каких отраслях экономики они работают. Запиши.

Мама и папа работают в сфере бытового обслуживания населения. Мама работает в ателье по пошиву одежды, а папа занимается ремонт бытовой техники и оборудования. Бабушка работает в отрасли образования - она учитель, а дедушка в транспортной отрасли - он водитель.

С помощью книги "Энциклопедия путешествий. Страны мира" заполни таблицу (по образцу, данному в первой строке).

Отрасли экономики

Сферы экономики подразделяются на специализированные отрасли. Отрасль - группа качественно однородных хозяйственных единиц (предприятий, организаций, учреждений), характеризующихся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и выполняющих общую (специфическую) функцию в национальном хозяйстве.

Например, сфера материального производства включает отрасли, в которых создаются необходимые для жизни и развития общества средства производства и предметы потребления.Остальные виды деятельности, в процессе которых материальные блага не создаются, образуют в своей совокупности непроизводственную сферу деятельности.

К сфере материального производства относится 14 отраслей народного хозяйства: промышленность, лесное хозяйство, транспорт и связь, торговля и общественное питание, информационно-вычислительное обслуживание, сельское хозяйство, рыбное хозяйство, строительство, заготовки, операции с недвижимым имуществом,общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, материально-техническое снабжение и сбыт, геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы; прочие виды деятельности сферы материального производства.

К непроизводственной сфере отнесены 9 отраслей народного хозяйства и видов деятельности: жилищно-коммунальное хозяйство; здравоохранение; физическая культура и социальное обеспечение; культура и искусство; финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение; народное образование; правление; непроизводственные виды бытового обслуживания населения; наука и научное обслуживание; общественные объединения.

Отраслевое деление экономики является результатом исторического процесса, развития общественного разделения труда.

Каждая из специализированных отраслей, в свою очередь, подразделяется на комплексные отрасли и виды производств. В составе промышленности, например, насчитывается более 15 таких крупных отраслей, как электроэнергетика, топливная промышленность, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, лесная, целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов, легкая и пищевая промышленность и другие отрасли.

Специализированные отрасли характеризуются разной степенью дифференциации производства. Развитие общества и экономики, дальнейшее углубление специализации производства приводит к формированию новых отраслей и видов производства. Одновременно со специализацией и дифференциацией идут процессы кооперации, интеграции производства, приводящие к развитию устойчивых производственных связей между отраслями, к созданию смешанных производств и межотраслевых комплексов.

Сельское хозяйство.

Сельское хозяйство - отрасль хозяйства, направленная на обеспечение населения продовольствием (пищей, едой) и получение сырья для ряда отраслей промышленности. Отрасль является одной из важнейших, представленной практически во всех странах. В мировом сельском хозяйстве занято около 1,1 млрд экономически активного населения (ЭАН).

С проблемами сельского хозяйства прямо или косвенно связаны такие науки, как агрономия, животноводство, мелиорация, растениеводство, лесоводство и др.

Роль сельского хозяйства в экономике.

Роль сельского хозяйства в экономике страны или региона показывает её структуру и уровень развития. В качестве показателей роли сельского хозяйства применяют долю занятых в сельском хозяйстве среди экономически активного населения, а также удельный вес сельского хозяйства в структуре ВВП. Эти показатели достаточно высоки в большинстве развивающихся стран, где в сельском хозяйстве занято более половины ЭАН. Сельское хозяйство там идёт по экстенсивному пути развития, то есть увеличение продукции достигается расширением посевных площадей, увеличением поголовья скота, увеличение числа занятых в сельском хозяйстве. В таких странах, экономики которых относятся к типу аграрных, низки показатели механизации, химизации, мелиорации и др.

Наиболее высокого уровня достигло сельское хозяйство развитых стран Европы и Северной Америки, вступивших в постиндустриальную стадию. В сельском хозяйстве там занято 2-6 % ЭАН. В этих странах «зелёная революция» произошла ещё в середине XX века, сельское хозяйство характеризуется научно-обоснованной организацией, повышением производительности, применением новых технологий, систем сельскохозяйственных машин, пестицидов и минеральных удобрений, использованием генной инженерии и биотехнологии, робототехники и электроники, то есть развивается по интенсивному пути.

Подобные прогрессивные изменения происходят и в странах, относящихся к типу индустриальных, однако уровень интенсификации в них ещё значительно ниже, а доля занятых в сельском хозяйстве выше, чем в постиндустриальных.

При этом в развитых странах наблюдается кризис перепроизводства продовольствия, а в аграрных наоборот, одной из острейших проблем является продовольственная проблема (проблема недоедания и голода).

Отраслевые и региональные особенности.

Как отрасль хозяйства сельское хозяйство имеет следующие основные особенности:

Экономический процесс воспроизводства переплетается с естественным процессом роста и развития живых организмов, развивающихся на основе биологических законов;

Циклический процесс естественного роста и развития растений и животных обусловил сезонность сельскохозяйственного труда.

В отличие от промышленности технологический процесс в сельском хозяйстве тесно связан с природой, где земля выступает в роли главного средства производства.

Специалисты ФАО отмечают, что 78 % земной поверхности испытывают серьёзные природные ограничения для развития земледелия, 13 % площадей отличаются низкой продуктивностью, 6 % средней и 3 % высокой. В настоящее время распахано около 11 % всей суши, ещё 24 % используется под пастбища. Особенности агроресурсной ситуации и специализации сельского хозяйства значительно различаются по регионам. Выделяется несколько термических поясов, каждый из которых характеризуется своеобразным набором отраслей растениеводства и животноводства:

Холодный пояс занимает обширные пространства на севере Евразии и Северной Америки. Земледелие здесь ограничено недостатком тепла и многолетней мерзлотой. Растениеводство здесь возможно только в условиях закрытого грунта, а на низкопродуктивных пастбищах развивается оленеводство.

Прохладный пояс охватывает обширные территории Евразии и Северной Америки, а также узкую полосу на юге Анд в Южной Америке. Незначительные ресурсы тепла ограничивают набор культур, которые здесь можно выращивать (скороспелые культуры - серые хлеба, овощи, некоторые корнеплоды, ранний картофель). Земледелие носит очаговый характер.

Умеренный пояс в южном полушарии представлен в Патагонии, на побережье Чили, островах Тасмания и Новая Зеландия, а в северном занимает почти всю Европу (кроме южных полуостровов), юг Сибири и Дальнего Востока, Монголию, Тибет, северо-восток Китая, юг Канады, северо-восточные штаты США. Это пояс массового земледелия. Пашней заняты практически все пригодные по рельефу территории, её удельная площадь доходит до 60-70 %. Здесь широкий набор выращиваемых культур: пшеница, ячмень, рожь, овёс, лён, картофель, овощи, корнеплоды, кормовые травы. В южной части пояса произрастает кукуруза, подсолнечник, рис, виноград, фруктовые и плодовые деревья. Пастбища по площади ограничены, они доминируют в горах и аридных зонах, где развито отгонное животноводство и верблюдоводство.

Тёплый пояс соответствует субтропическому географическому поясу и представлен на всех материках, кроме Антарктиды: он охватывает Средиземноморье, большую часть территории США, Мексики, Аргентины, Чили, юг Африки и Австралии, Южный Китай. Здесь выращивают два урожая в год: зимой - культуры умеренного пояса (зерновые, овощи), летом - тропические однолетники (хлопчатник) или многолетники (оливковое дерево, цитрусовые, чай, грецкий орех, инжир и др.). Здесь господствуют низкопродуктивные, сильно деградирующие от неконтролируемого выпаса пастбища.

Жаркий пояс занимает обширные пространства Африки, Южной Америки, северную и центральную Австралию, Малайский архипелаг, Аравийский полуостров, Южную Азию. Выращивается кофейное и шоколадное деревья, финиковая пальма, батат, маниок и др. В субаридных зонах находятся огромные по площади пастбища с бедной растительностью.

Структура сельского хозяйства.

Сельское хозяйство входит в состав агропромышленного комплекса и включает в себя следующие основные отрасли:

-Растениеводство . Отрасль подразделяется на подотрасли по виду выращиваемых растений: зерновые культуры (пшеница, ячмень, рожь, овёс и др.); зернобобовые культуры (горох, фасоль и др.); кормовые культуры (кормовые травы, силосные культуры, кормовые корнеплоды, кормовые бахчевые культуры); технические культуры: а) пищевые культуры (сахарный тростник, сахарная свёкла, хмель, крахмалоносные культуры, лекарственные растения); б) текстильные культуры (хлопчатник, лён, джут, конопля); в) каучуконосы (гевея); овоще-бахчевые культуры: а) картофель, б) листовые культуры (капуста, салат, шпинат и др.); в) плодовые культуры (томат, огурец, тыква, кабачок, патиссон, баклажан, перец); г) луковичные культуры (лук и чеснок); д) корнеплоды (морковь, столовая свёкла, пастернак и др.); е) бахчевые культуры (арбуз, дыня и др.); цитрусовые культуры (апельсин, грейпфрут, мандарин и др.); тонизирующие культуры (наркотические культуры, чай, кофе, какао); масличные и эфиромасличные культуры: а) масличные культуры (подсолнечник, клещевина, горчица, рапс, кунжут, рыжик (растение), конопля, лён, кокосовая пальма, масличная пальма, оливковое дерево); б) эфиромасличные культуры (кориандр, анис, тмин и др.); хмелеводство; виноградарство; садоводство; луговодство - получение пригодных пастбищ и кормов для животноводства.

Крупные структурные блоки экономики, которые делится на отрасли, комплексы, сектора и другие составляющие.

Четыре сферы экономики П.Р.О.П.

Сфера 1 «П.» — производство

Развитие сферы производства обусловлено необходимостью перманентного удовлетворения потребностей общества и каждого его члена в отдельности в создании разнообразных благ. Зависимость спроса и предложения прямопропорциональная. Для производства могут привлекаться не только внутригосударственные экономические ресурсы, но также и иностранные инвестиции.

Данная сфера весьма обширна и является начальным звеном в экономической цепи. Если никакие блага не производятся, никакие услуги не предоставляются, то такая экономическая ситуация приведет к полному краху всей системы.

Производство сам по себе состоит из 2-х блоков:

  • создание благ материальных (т.е. в общем понимании итогом являются определенные товары — например, хлеб, древесина, станки, трикотаж, и т.д.);
  • нематериальное производство (результат — оказание услуг, к примеру, образовательных, медицинских, и проч.).
К первому блоку можно отнести все виды промышленности от электроэнергетической до пищевой, с/х, строительство, и т.д. Каждая из производственных сфер, в свою очередь, может делиться на отрасли.

Ко второму блоку, нематериальному производству, следует отнести сферу обслуживания, культурно-развлекательную, образовательную, ЖКХ, пассажирский транспорт, и проч.

В каждой сфере есть не только деление на конкретные области, но и межотраслевые комплексы. И материальное, и нематериальное производство зиждется на организациях и предприятиях, которые функционируют, в основном, благодаря наемному труду: это заводы, сельхозкорпорации, госучреждения, школы, театры, и т.д.

Сфера 2 «Р.» — распределение

Это второе звено цепи. Все продукты производства, т.е. произведенный товар и услуги, должны распределяется между всеми членами общества. Некоторые блага идут на экспорт, другие — на импорт. При распределении в обязательном порядке должен учитываться принципа социальной справедливости. Государство должно проявлять забота о тех членах общества, которые не способны трудится в виду старости, недееспособности, и т.п.

Сам процесс распределения обеспечивается:

  • объёмом тех благ, которые создали производители;
  • участием в процессе госучреждений (к примеру, налоговых органов или соцзащиты населения).

Сфера 3 «О.» — обмен

Еще с древних времен, пока не появились как таковые денежные знаки, осуществлялся бартер — т.е. менялась услуга на товар, товар на товар, либо услуга на услугу (к примеру, соболья шуба на пуд соли). В условиях современной экономики, суть обмена сводится к процессу купли-продажи благ, т.е. товар/ услуга меняется на деньги (рубли, валюту). Каждый член общества вправе обменять имеющиеся у него ресурсы (в т.ч. и трудовые) на желаемые блага. Примером может служить наемный труд, за который работник получит зарплату — происходит обмен знаний, умений и времени человека на денежное вознаграждение. Затем зарплата обменивается на нужные товары, скажем, на покупку одежды и питания.

Для сохранения паритета сторон в такой сделке применяется равнозначный эквивалент. В отдельных государствах в качестве эквивалента выступают национальные денежные знаки, а вот мировым эквивалентом является золото. Ценность валюты государства напрямую зависит от ее обеспечения золотом, т.е. от уровня золотого запаса страны.

Сфера 4 «П.» — потребление

Последним звеном в цепи всех сфер экономики является потребление. Те блага — товары и услуги — изготовленные посредством производства должны по итогу удовлетворять потребности членов социума, граждан государства или покупателей из других стран (если в ходе распределения товар был продан за границу).

Товары, поступившие в сферу потребления, могут из экономической сферы перейти в бытовую или социальную сферу (например, товары народного потребления), либо опять использоваться в производственной сфере.

Наука и образование - области экономики, которые отвечают за выработку, систематизацию и хранение знаний о мире и человеке, передачу этих знаний другим поколениям. Наука, расширяя область известного человеку, помогает решать насущные мировые проблемы. Как улучшить экологию на планете? Как стране преодолеть экономический кризис и устойчиво развиваться? Население планеты растет, - как накормить все большее количество людей? Наука ищет ответы на эти и другие мировые вопросы и предлагает стратегии развития человечества в будущем.

Наука и образование взаимодействуют со всеми отраслями экономики: интенсивное развитие экономики страны возможно только в случае, если научные принципы и достижения внедряются в производство и учебные заведения готовят квалифицированные кадры для отраслей.

Что входит: общественно-гуманитарные, естественные, технические науки и начальное, среднее, высшее образование.
Примеры профессий: воспитатель , педагог , бизнес-тренер , методист, исследователи и ученые: физик , кибернетик, химик, биолог , генетик , океанолог, эколог , метеоролог , социолог , психолог , филолог и др.

Научное сообщество России насчитывает около 800 тыс. ученых и исследователей, и более 6 млн. специалистов задействованы в сфере образования (8% всех трудовых ресурсов страны). Главные государственные органы, курирующие вопросы образования и науки в России, - это РАН (Российская академия наук) и РАО (Российская академия образования). Но наука и образование давно преодолели государственные границы и представляют собой интернациональное явление: ежегодно вручается более 10 премий за вклад в мировую науку. И лауреатами премий становятся ученые и исследователи из разных стран.

Финансирование российской науки в абсолютных цифрах выросло с 2000 года в 3,3 раза, хотя, к сожалению, последние 4 года оно постепенно сокращается. За последние 15 лет появились современные научные и образовательные центры – Сколково (Москва), Иннополис (Татарстан), Кольцово (Новосибирск). Проблем у отрасли много, величие советской науки ушло в прошлое. Тем интереснее и важнее создавать новую современную науку!

Прогноз. Как вы видите будущее науки и образования? Доступность образования будет расширяться - при желании можно будет поступить в любое учебное заведение мира и учиться дистанционно. Уже сейчас в России появились не только онлайн-курсы английского, игры на гитаре или бисероплетения, но и полноценные школы среднего образования, где можно учиться онлайн и получить диплом государственного образца об окончании 11 классов.

Новые технологии и устройства. В школе будущего не будет бумажных учебников. Вместо них школьники будут носить с собой универсальный электронный учебник, то есть планшет или смартфон, в которые закачены все материалы для учебы, художественная литература и фильмы, помогающие учиться. А библиотека станет таким же необычным местом для посещения, как и архив с рукописями.

Будущий стиль жизни человека можно охарактеризовать пословицей "Век живи - век учись": из-за возросшей продолжительности жизни человек сможет чаще менять направление деятельности и переучиваться, получая новые специальности и осваивая новые профессии . В связи с интересом к новым объектам все больше наук будет появляться на стыке традиционных специализаций - наноинженерия, космобиология и др.

Профессии будущего:
    Игропедагог (применяет игровые методики в образовательном процессе)
    Координатор образовательной онлайн-платформы (контролирует разработку курсов для онлайн-обучения)
    Консультант по индивидуальному образованию (оказывают услуги по планированию эффективных образовательных программ)
    Наноинженер (исследует физику микромира для создания новых продуктов и материалов)
    Биоинформатик (исследует информацию, содержащуюся в биологических клетках)
    Космобиолог (исследует поведение биологических систем на других планетах и в условиях космоса)

Как стать ученым
Ученые – это любознательны люди. Поэтому, чтобы стать ученым, нужно не растерять данную от рождения любознательность. Что еще нужно будущему ученому?

    Найти предмет для изучения , в который вам будет интересно погружаться. Хотя, скорее всего, это он выберет вас, а не вы его.
    Отлично учиться в школе , хотя бы по тем предметам, на которых вы планируете специализироваться. Учеба в школе – это и есть путь научного познания. Возможно, школьные знания мало пригодятся будущему дизайнеру, спасателю или актеру, а вот исследователю и педагогу они нужны.
    Заниматься образованием и самообразованием. Школьного курса, конечно, не достаточно, чтобы погрузиться в биологию, физику или лингвистику. Поэтому ищите информацию в разных источниках: книги, онлайн-курсы, музеи, документальное кино. Важно оценить каждый источник, ведь вы же будущий ученый, а ученые критически относятся к любой информации и проверяют ее.
    Изучать несколько иностранных языков. Они будут нужны для коммуникации в научном сообществе: посещать конференции, читать литературу (а это тоже коммуникация), слушать онлайн-лекции ученых со всего мира.
    Участвовать в олимпиадах , научных конференциях и форумах для школьников, конкурсах исследовательских работ и других мероприятиях, которые проводятся в вашем регионе. Это шанс познакомиться с единомышленниками, найти наставника и расширить представления о мире.
    Посещать кружки при вузах и школы для будущих ученых. К таким проектам для школьников относится Зимняя Пущинская Школа, Летняя лингвистическая школа, Летняя экологическая школа, Международная компьютерная школа и профильные смены в нашем детском лагере "Профессионалы будущего" . Поездка в настоящий научный лагерь вдохновляет на саморазвитие и помогает в профориентации.

Куда поступать, чтобы стать ученым
Если вы думаете о карьере ученого, то вам необходимо поступить в престижный вуз, где преподают сильные теоретические дисциплины. В России лучшими научными вузами считаются МГУ им. М.В. Ломоносова, МГТУ им. H.Э. Баумана, МФТИ, СПбГУ, НИЯУ "МИФИ", ТГУ (Томский университет), НГУ (Новосибирский государственный университет).

Выводы
Быть ученым или учителем (а возможно, и тем и другим) – это тяжелый труд. Но радость открытий, польза вашей работы, свобода выбора темы для исследования и возможность карьерного роста перекрывают все минусы этих профессий.
Желаем вам успехов в научной карьере!

Если вы хотите узнать, в каких областях знаний вы сможете преуспеть как ученый, пройдите два наших бесплатных теста:
✎ Способности и профессия: технический потенциал
✎ Способности и профессия: гуманитарный потенциал

Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

Ни одно современное государство не может существовать без экономики. Только благодаря ей можно строить и развивать хозяйство страны, обеспечивать достойный уровень жизни ее гражданам. Так же, как и во всем мире, отрасли экономики России, позволяют укреплять страну, расширять ее сферу влияния на мировом рынке.

Что такое отрасли экономики

Экономика – это искусство ведения домашнего хозяйства. Еще в глубокой древности наши предки понимали, что хозяйство нужно вести по определенным правилам и законам – только тогда будет достаток и стабильность.

Например, в большой семье кто-то отвечает за уборку, кто-то – за покупки, кто-то – за приготовление пищи. В семье, где каждый занимается своим делом и выполняет его добросовестно, никогда не будет никаких проблем. Так же и с государством – чтобы оно процветало, необходимо распределение экономики по отраслям.

Отрасль экономики – это совокупность предприятий, которые производят однотипную продукцию или предоставляют схожие услуги. К основным отраслям относят промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговлю.

Рис. 1. Промышленность.

Все отрасли экономики тесно связаны между собой. К примеру, транспорт доставляет на стройку материалы, произведенные на фабрике. Или же транспорт перевозит сельскохозяйственную продукцию на предприятие для переработки, а затем готовый продукт развозит по магазинам.

Отрасли экономики

Каждая отрасль имеет большое значение для экономики, и находится в тесном взаимодействии с другими отраслями. Все отрасли можно разделить на две большие группы: отрасли материального производства и отрасли сферы услуг.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

К отраслям материального производства относят:

  • . Это совокупность предприятий, занятых добычей и переработкой природного сырья, производством энергии, орудий труда, различных товаров потребительского значения.
  • . Данная отрасль обеспечивает население продуктами питания, ценным сырьем для различных отраслей промышленности. Сельское хозяйство хорошо развито практически во всех странах.

Рис. 2. Сельское хозяйство.

К отраслям сферы услуг относят:

  • Строительство . Основная задача отрасли – возведение всевозможных зданий, строений и сооружений.
  • Транспорт . Одна из важнейших отраслей экономики, благодаря которой осуществляется перевозка грузов и пассажиров как внутри страны, так и далеко за ее пределами.
  • Торговля . Осуществляет куплю-продажу, обмен товаров, а также все связанные процессы: обслуживание покупателей, доставку и хранение товаров, подготовку их к продаже.

Помимо перечисленных основных отраслей экономики, есть и другие направления: связь, жилищно-коммунальное хозяйство, банковский сектор, общественное питание, наука и многие другие.

Рис. 3. Банковский сектор.

В задачи лесного хозяйства входит изучение и учет лесов, их охрана от пожаров, болезней и вредителей, контроль за их воспроизводством и использованием, регулирование лесопользования.

Всего получено оценок: 213.

Похожие публикации