О привлекательности в туристической деятельности. Исследовательская работа «Туристическая привлекательность России

UDK 379.85
BBK 65.433

The article is devoted to the study of the content essence of the regional tourist attractiveness. The author considers socio-managerial approach to the definition of the notion of tourist attractiveness. He highlights peculiarities of modern activity of power bodies on regional tourist attractiveness development, emphasizes the most urgent problems in that sphere.

В настоящее время в России очень часто поднимается вопросы о необходимости формирования и развития туристической привлекательности, принимаются соответствующие нормативные акты и программы. На практике же происходит отождествление туризма, туристической деятельности и туристической привлекательности. Вместе с тем, такое отождествление по меньшей мере неправомочно и требует дальнейших пояснений. Тем самым, требуется определение основополагающих понятий, затрагивающих деятельность по формированию туристической привлекательности в регионе, выработку основных принципов ее формирования.

В настоящее время туризм как направление государственной внутренней и внешней политики, туристическая деятельность как актуализация глобализирующихся коммуникаций, как трансформирующийся социальный институт привлекает внимание не только исследователей в рамках общественных наук, но и общественно-политических деятелей, а также субъектов социального управления. Туризм представляет собой неотъемлемую часть жизни общества, являясь в современную эпоху феноменом мирового масштаба . Туристическая деятельность в современном обществе представляется «комфортным» и «прибыльным» во всех аспектах объектом управления.

«Туризм» - это достаточно сложное и многогранное явление - это и социальная практика, и сфера досуга, и особая форма потребления, это и важнейший культурный феномен .

Исследователь К.А. Евдокимов относит социальный институт туризма к одному из детерминирующих имманентных средств преобразования социальных связей и отношений через реализацию функций адаптации населения к условиям преобразования современной России и социализации, способствующей усвоению инновационных ценностей и установок . Т.П. Иванова рассматривает туризм как полипарадигмальное институциальное явление, имеющее свою структуру и функции, удовлетворяющее важнейшие потребности социума в отдыхе, восстановлении психических и физических сил человека, интеллектуальном личностном развитии .

И.В. Зорин анализирует понятие туризма с позиций феноменологии. С этой точки зрения туризм, а особенно, рекреационный, является феноменом 21 века, поскольку занимает приоритетные позиции в мирохозяйственном комплексе .

Туризм может быть представлен и как своеобразная форма взаимоотношений производителей и потребителей туристских услуг - в связи с чем туризм может рассматриваться как новая форма и новый индикатор социального расслоения (О.В. Лешкова) .

В результате, туризм как корневое понятие помогает более точно определить категорию «туристической привлекательности». В большей степени данное понятие относится к экономической сфере и изучается в рамках маркетинговых и экономических дисциплин. Однако социологический подход позволяет раскрыть содержание и характеристику феномена туризма и его затрагивающей дефиниции "туристической привлекательности"более глубоко. В частности с позиций социологии управления, туристическая привлекательность региона - это цель и результат социально-управленческой деятельности индивидуальных и коллективных социальных субъектов.

Дефиниция «туристическая привлекательность» - многоаспектная и комплексная, включающая в себя такие понятия как туристический потенциал, туристические особенности, туристическую базу, туристическое предложение и многие другие. В то же самое время «туристическая привлекательность» - элемент, включающийся в определение таких понятий, как «конкурентоспособность региона», «бренд региона», «инвестиционный потенциал региона» и т.д.

В самом общем виде туристическая привлекательность подразумевает подход, основанный на зависимости между возможными и существующими элементами и туристическим спросом. Другими словами, туристическая привлекательность - это функция взаимодействия предложения и спроса. Привлекательность на самом деле позволяет оценить влияние территориальных внутренних сил (поставки предложения) на внешние силы (спрос), и наоборот, поскольку есть последовательная обратная связь. Представляется, что туристической привлекательностью в качестве измерительного прибора системы туризма, возможно лучше выразить отношения между «возможным» и «существующим», так же как и между «существующим» и «потребляемым» .

Можно дать такую трактовку туристической привлекательности региона - это совокупность его объективных и субъективных характеристик, материальных и нематериальных факторов, влияющих на результаты туристической деятельности и определяющих положение региона для туристов и субъектов туристической деятельности, включающая в себя ресурсно-инфраструктурный потенциал туристической деятельности и социально-институциональные риски ее осуществления на данной территории.

Говоря о туристической привлекательности, важно учитывать наличие многих субъектов, попадающих в так называемое "поле зрения" субъектов управления и формирования туристической привлекательности. Это могут быть:

1. Конкретный индивид (турист, посетитель, рекреант). В первую очередь представленность той или иной территории важна для отдельно взятого человека, индивида. В этих отношениях конкретный человек исходя из собственных личных потребностей, мотивов и ценностей формирует самые разнообразные эстетические, культурно-познавательные запросы. Такие запросы формируют направленность личности на поиск целей и тематики путешествий, создают особый круг информационных запросов, предваряющих поход или поездку, возможно даже выбор места жительства. При этом, несмотря на то, что государственные, общественные или коммерческие структуры чаще всего ориентируются в формировании тех или иных предложений на целевую аудиторию (группу), именно конкретный человек оценивает их усилия.

2. Отдельный микросоциум (целевая группа, семья). Групповые потребности являются проявлением ощущений, знаний и представлений больших или малых групп об удовлетворяющем их уровня и качестве жизни в том или ином регионе, на той или иной территории. Сложность определения свойств таких потребностей связана с условностью выделения таких групп. Выбор критерия классификации группы может определить принципиальное отличие одного культурно-рекреационного предложения от другого. Например, выделение молодежного сегмента позволяет определить культурно-рекреационное предложение как систему активного отдыха, включающего широкие коммуникативные контакты. И наоборот, определение такого сегмента как «население города» создаст необходимость сформировать предложение рекреации «выходного дня», где одним из условий станет рассредоточенность, снижение интенсивность контактов. Особой группой-потребителем становится семья, которая проявляет устойчивую направленность в использовании туристских ресурсов в культурно-познавательных, воспитательных и оздоровительных целях с учетом интересов своих детей.

Отметим, что нередко потребности группы или личности носят форму «отложенного спроса», когда нереализованный интерес к определенному виду рекреации не угасает, а наоборот поддерживается в межличностной коммуникации или питает активный информационный поиск. Реален и другой феномен, когда потребность в путешествии или в определенном виде рекреации существует в латентной форме, так как опирается на неосознанные культурные традиции. Поэтому в социальных группах востребованы художественные и научные произведения о путешествиях, продукты массового спроса (компьютерные игры, модные атрибуты) связаны с темой приключений в удаленном мире. Отсюда появляется двойственность: ценность путешествия различна в оценке стоимости тура и цены впечатлений.

3. Общество в целом. Общественные рекреационные потребности во многом определены социально-экономическими характеристиками и ценностными установками данного общества, связанными с оценкой собственного развития. Поэтому в настоящее время актуальность вопроса о том, кто в большей степени выигрывает от вклада экономических и организационных ресурсов в физическую рекреацию и развитие культуры отдыха и путешествий, определяется без особых дискуссий. Общество в целом и государство в частности глубоко заинтересованы в эффективной рекреации. Свободное время в этой связи рассматривается как часть социального времени, в оптимистическом варианте направленного на воссоздание и улучшение физического и культурного состояния общества. При этом свобода перемещения и разнообразие видов доступных путешествий составляют культурную конкурентоспособность общества.

Туристическая привлекательность региона имеет в своей основе опору на социальный институт туризма и осуществляемые им функции. Поэтому, с позиций субъектов управления, она должна иметь особое значение, интегрируя в себе взаимосвязи, взаимозависимости, взаимодействия всех социальных слоев и групп, предопределяя, в опосредованной форме, значимые социальные процессы и перемены, являясь относительно самостоятельной социальной индустрией, участвующей в общественных отношениях, стратификационной динамике и социальной мобильности.

Можно схематично представить место туристической привлекательности региона следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Место туристической привлекательности в системе управления регионом

На макроуровне определяющими для туристической привлекательности являются средовые факторы (процессы глобализации); на мезоуровне - структурные (социальная организация туристской деятельности, ее структура, цели, функции и другие) и нормативно-правовые факторы (социальные нормы, правовая база и другие); на микроуровне — мотивационно-деятельностные (процессы изменения потребностей, мотивов и стратегий поведения) и процедурные факторы (система стандартизации и сертификации качества услуг).

Государство как субъект управления и власти региона как представители государства, признавая туристскую деятельность одной из значимых отраслей Российской Федерации, должны содействовать становлению туризма, создавать благоприятные условия для его развития, поддерживать реализацию социально-ориентированных функций. Главным достижением органов государственной власти является создание основ правового регулирования, выработка социальных стандартов, формирующих условия для институционализации данного феномена, не только на федеральном, но и на региональном уровнях.

Исходя из этого можно определить формирование туристической привлекательности как деятельность субъектов управления по определению, выработке и достижению конкретных характеристик, материальных и нематериальных факторов, влияющих на результаты туристической деятельности и определяющих положение региона для туристов и субъектов туристической деятельности.

Сегодня настоятельно требуется определение основных взглядов на управление и формирование туристической привлекательности, обоснование основополагающих принципов этой деятельности.

В целом, картина воздействия на сферу туризма может быть представлена в двух вариантах:

  1. Стихийное развитие туризма, на принципах саморегуляции.
  2. Обеспечение устойчивого развития туризма с помощью активизации и внедрения эффективных механизмов государственного регулирования.

Очевидно более правильным и эффективным является именно второй вариант, когда наиболее оптимальным считается долгосрочное планирование на общегосударственном уровне, в условиях того, что отрасль туризма в целом в России не является полностью сформированной и может сильно пострадать от «сиюминутных» политических соображений. Для такого развития сферы туризма необходимо научно-обоснованная организация программно-целевого управления, соответствующее кадровое обеспечение отрасли и т.п.

Главным фактором в развитии любого общества является наличие особых средств и методов обеспечения динамичного развития, чем, несомненно, является управления. «Страна может обладать всеми ресурсами для развития, но отсутствие эффективной системы управления, основанной на интеллектуальной стратегии, современной информационно-аналитической базе и средствах коммуникации, автоматически отбрасывает ее в разряд отсталых стран мира» .

В современной практике управления для определения ориентиров деятельности субъектов системы управления, в нашей стране все более широко стали применяться технологии программно-целевого подхода, который обусловлен наличием в управлении проблемных ситуаций, отличающихся значительной неопределенностью, как самих целей деятельности, так и возможных вариантов их достижения . Решение таких проблем осуществляется на основе комплексного подхода путем разработки соответствующих программ. В этой связи программно-целевой подход определяется как совокупность приемов и способов согласования целей, плановых позиций, оптимизации решений с ресурсами при помощи целевой программы.

Как же реализуется указанный подход в сфере туризма? Опыт и практика различных стран, многочисленные исследования ученых однозначно говорят о том, что успех развития туризма напрямую зависит от того, как на государственном уровне воспринимается эта отрасль, насколько она пользуется государственной поддержкой.

Многочисленная группа исследователей признает, что туризм должен планироваться государственными властями, а также местной администрацией и туристскими организациями на комплексной и последовательной основе . Именно государству отводится приоритетная роль в развитии сферы туризма. Государство единственный крупный инвестор всех возможных туристических проектов, частный сектор может участвовать в этом процессе лишь частично.

На сегодняшний день сформировались своеобразные модели управления в сфере туризма. Условно их можно разделить на три группы:

  • Либеральная - полное отсутствие центральной государственной туристской администрации, в связи с чем объекты туристической отрасли функционируют на принципах самоорганизации, в полной свободе и на основе принципов рыночной экономики; применима в условиях, когда в развитии туризма не видится особая надобность, объекты туризма и без особого воздействия функционируют на достаточно высоком и эффективном уровне (пример, США);
  • Авторитарная - предусматривает наличие сильной и авторитетной управленческой структуры, которая полностью руководит туристической отраслью; применяется в тех странах, где туризм является основным источником доходных поступлений в государственный бюджет (пример, Кипр, Египет);
  • Демократическая - предусматривает отдельную управленческую структуру с "экономическим" уклоном, в рамках которой и решаются вопросы туристической отрасли; применяются в тех регионах и странах, которые заинтересованы в развитии туризма и он развивается достаточно высокими темпами (пример, многие страны Западной Европы).

И какая бы модель организации системы управления в туризме не использовалась бы, всегда применяются государственные программы развития туризма.

Доходы, получаемые государством от туристской деятельности, тоже весьма внушительны. В лидерах по привлечению денег иностранных туристов США - Соединенным штатам Америки удалось заработать на туризме в прошлом году 116,3 миллионов долларов, вдвое выше доходов от туристического бизнеса, полученных Испанией - 59,9 миллионов долларов. На третьей строчке рейтинга Франция, чья туристическая отрасль за минувший год заработала 53,8 миллионов долларов. Далее расположились Китай - 48,5 миллионов долларов и Италия - 43 миллиона долларов. По оценке Всемирной туристической организации, в 2011-м году мировая туриндустрия привлекла 1 триллион 200 миллиардов долларов (включая международные пассажирские перевозки). В прошлом году рынок туризма сделал весомый скачок вперед, впервые преодолев рубеж поступлений в один триллион долларов .

Что же касается отечественного туризма, то данные относительно доходов в этой отрасли зачастую разнятся. Сюда же можно добавить отсутствие четких статистических данных относительно данного вопроса. В публикациях говорится только о 3-% объеме ВВП, приходящуюся на долю доходов от туризма в России.

В частности для России и ее отдельных регионов требуется более пристальное обращение внимания на проблему эффективной и комплексной организации деятельности органов власти по формированию туристической привлекательности. Туристическая индустрия - многоотраслевой комплекс, функционирование которого регулируется различными разделами права: гражданским, транспортным, земельным, налоговым, лицензионным, природоохранным, защиты прав потребителей и т.д. Поэтому решение проблем, препятствующих развитию отрасли, требует взаимодействия всех уровней власти, межведомственной координации, оптимизации и консолидации, необходимых ресурсов для развития туризма. Процесс формирования и развития индустрии туризма в качестве значимой отрасли территориальной специализации в настоящее время невозможен только за счет использования действующих рыночных механизмов без реальной поддержки со стороны государства.

Главные направления деятельности государства в этой связи следующие: организующее (создание стимулов туристского развития), координирующее (согласование интересов участников рынка), информирующее (маркетинг территории), контролирующее (обеспечение рационального ресурсопользования и качественного предоставления услуг).

Программно-целевой метод позволяет решить весь комплекс существующих задач по созданию конкурентоспособного рынка туристских услуг на основе межведомственной координации деятельности органов исполнительной власти всех уровней, туристского бизнеса, научных и общественных организаций и других заинтересованных сторон.

Основными преимуществами программно-целевого метода являются:

  • реализация механизма государственной поддержки приоритетных направлений туризма;
  • управление и координация действий участников программы с возможностью анализа результативности всей совокупности мероприятий;
  • обеспечение участия общественных институтов в формировании решений по проектированию и созданию современных туристских комплексов;
  • консолидация значительных объемов финансовых ресурсов на определенных приоритетных направлениях развития туризма и как следствие - более рациональное использование бюджетных средств.

Таким образом, можно сделать вывод относительно того, что сегодня требует особой разработки и обоснования процесс формирования туристической привлекательности стран и отдельных регионов. Для повышения туристической привлекательности страны, отдельных регионов важно учитывать основные принципы такой деятельности, к которым можно отнести программно-целевое управление и социальную эффективность.

Литература

  1. Соколова М.В. Туризм как культурно-исторический феномен. Автореф. дисс. ...д-ра культурологии. М., 2007. 35 с.
  2. Луганская Е.В. Основные исследовательские подходы в изучении социального феномена туризма // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2012. №1-2 [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.online-science.ru/m/products/social_sciense/gid89/pg0/ (дата обращения 01.11.2012)
  3. Евдокимов К.А. Социальный институт туризма в условиях преобразования современного российского общества. Дисс.... канд. социол. н. Тула, 2005. 164 с.
  4. Иванова Т.П. Системный подход в исследовании социального института туризма // Система ценностей современного общества: сб. материалов ХIV Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. 277 с.
  5. Зорин И.В. Феномен туризма. М.: Наука, 2005. 552 с.
  6. Зорин И.В. Феноменология путешествий. В 8 частях. М.: Советский спорт, 2004-2005.
  7. Лешкова, О. В. Стратообразующая функция туризма и репрезентация нового обеспеченного класса в России (на примере Хабаровского края): дисс. ... канд. социол. наук / О. В. Лешкова. Хабаровск, 2003. 159 с.
  8. Кривов С.В. Определение туристической привлекательности региона Нижегородская область: методики анализа [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: fup.unn.ru›files/krivov.doc (дата обращения: 01.11.2012)
  9. Алиулов Р.Р. Механизм социологического управления (методологический аспект) // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 6. С.126-139.
  10. Макашева З. М. Социальный менеджмент: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2002. 207 с.
  11. Забаева М.Н.Государственное регулирование туризма в России и за рубежом: модели, принципы и методы // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. № 2. С. 89-98.
  12. Маринин М.Какие нужны меры по защите отечественного туризма // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 1998. № 2.
  13. Доходы туристской отрасли [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.newsland.ru/news/detail/id/1016997/ (дата обращения 21.01.2013)

Bibliography

  1. Sokolova M.V. Tourism as a cultural-historical phenomenon. Abstract of the Candidate’s thesis. М., 2007. 35 p.
  2. Luganskaya E.V. Major research approaches in the study of social tourist phenomenon // Gumanitarniye, sotsialno-ekonomitcheskiye i obshchestvenniye nauki. 2012. №1-2 // Access mode: URL: http://www.online-science.ru/m/products/social_sciense/gid89/pg0/ (Access date 01.11.2012)
  3. Evdokimov K.A. Social institute of tourism in the conditions of the modern Russian society reorganization. Candidate’s thesis. Tula, 2005. 164 p.
  4. Ivanova T.P. Systematic approach in research of social institute of tourism // System of the modern society values: collection of works of XIV International scientific-practical conference / edited by S.S. Chernov. Novosibirsk: Published by NGTU, 2010. 277 p.
  5. Zorin I.V. Tourism phenomenon. М.: Nauka, 2005. 552 p.
  6. Zorin I.V. Phenomenology of traveling. In 8 parts. М.: Sovetskiy sport, 2004-2005.
  7. Leshkova O.V. Strata-forming function of tourism and representation of new wealthy population in Russia (exemplified by Khabarovsk territory): Candidate’s thesis / O.V. Leshkova. Khabarovsk, 2003. 159 p.
  8. Krivov S.V. Determination of tourist regional attractiveness of Nizhniy Novgorod region: methods of analysis // Access mode: URL: fup.unn.ru›files/krivov.doc (Access date 01.11.2012)
  9. Aliulov R.R. Mechanism of sociological management (methodological aspect) // Sotsialno-gumanitarniye znaniya. 2003. № 6. P.126-139.
  10. Makasheva Z.M. Social management: Study book for universities. М.: YUNITI, 2002. 207 p.
  11. Zabayeva M.N. State regulation of tourism in Russia and abroad: models, principles and methods // Menedzhment v Rossiyi i za rubezhom. 2009. № 2. P. 89-98.
  12. Marinin M. What measures on local tourism protection do we need? // Turizm: praktika, problemy, perspektivy. 1998. № 2.
  13. Incomes from tourism // Access mode: URL: http://www.newsland.ru/news/detail/id/1016997/ (Access date 21.01.2013)
1

В статье рассматриваются вопросы, связанные с необходимостью брендирования региона с целью повышения его туристской привлекательности и влияния развития туризма на мировую экономику в целом и на регион в частности, роль и значение территориального брендинга, направленного на формирование конкурентных преимуществ региона, основные задачи брендинга туристской территории, условия создания положительного имиджа региона, а также факторы, влияющие на туристскую привлекательность территории. Уделяется внимание вопросам, связанным с характеристикой основных вариантов развития туристской привлекательности и конкурентоспособности региона. Разработана модель создания брендинговой концепции региона как туристской территории. В рамках статьи рассматриваются основные положения разработки концепции бренда туристской территории, принципы создания брендинговой концепции региона, предложена программа по брендированию региона для повышения его туристской привлекательности.

территориальный брендинг

туристская территория

брендинговая концепция региона

туристская привлекательность

1. Важенина И.С. Имидж и репутация территории как основа продвижения в конкурентной среде // Маркетинг в России и за рубежом. – 2006. – № 6.

2. Важенина И.С. Имидж и репутация территории // Региональная экономика. – 2006. – № 23. – С. 2–12.

3. Морозова Н.С. Теория и методология формирования и развития конкуренции в туризме: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. – М. : РосНОУ, 2012.

4. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. – 2-е изд., доп. – СПб. : Питер, 2006. – 416 с.

5. Селюков М.В. К вопросу о теории и практике разработки бренд-платформы на уровне региона / М.В. Селюков, Н.П. Шалыгина, Е.В. Курач // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3; URL: www.science-education.ru/103-6110.

В современном мире территории конкурируют друг с другом, стремясь к самоутверждению и выбору такой экономической структуры, которая будет способна обеспечить его надежное положение.

В условиях постоянного роста конкуренции при равных условиях хозяйствования маркетинг любой территории, а именно такие маркетинговые категории, как бренд и имидж, имеют важное значение при сравнивании географических зон, находящихся в практически одинаковых условиях хозяйствования. В связи с этим все больше стран и городов целенаправленно занимаются продвижением своих территорий и формированием собственного бренда, которые обусловливают туристскую привлекательность местности .

Данная тенденция характеризуется тем, что в последнее время туризм стал одной из важнейших отраслей мировой экономики, которая определяет благосостояние регионов. Отметим, что туризм - многопрофильная индустрия, включающая гостиничное хозяйство, транспорт, сектор общественного питания, культурно-досуговые организации и сектор дополнительных услуг. Туризм становится источником создания новых рабочих мест, а также источником развития предприятий индустрии туризма по всему миру. Тем не менее нарастающая конкуренция по привлечению туристов потребовала от административно-территориальных образований новых методов и подходов. Одним из наиболее эффективных методов при этом стал брендинг региона как туристской территории - брендирование играет чрезвычайно важную роль, поскольку включает в себя продвижение услуг и товаров, относящихся к туристской индустрии.

В настоящее время в любом регионе с целью развития туризма имеет место разработка комплекса различных маркетинговых мероприятий, среди которых все большую популярность приобретает формирование позитивного отношения к региону и его узнаваемости - территориальный брендинг. Позиционирование положительного образа региона, который должен быть уникальным, становится необходимым условием развития брендируемой туристской территории.

Территориальный брендинг направлен на формирование конкурентных преимуществ региона перед другими территориями, а также на улучшение его имиджа, повышение популярности и известности в глазах туристов. В связи с этим немаловажное значение имеет не только привлечение потенциальных потребителей туристического продукта, но и рекомендации по расширению круга лиц, заинтересованных в посещении туристической местности, что, в свою очередь, приведет к увеличению туристского потока.

Брендинг территории - это процесс по созданию и управлению брендом, который включает в себя формирование, продвижение, развитие и репозиционирование бренда. В основе брендинга региона лежит использование технологий создания его отличительного образа и формирование к нему отношения конкретной целевой аудитории. При этом брендинг является предпочтительным способом выделения региона среди других и в то же время одним из важных способов реализации конкурентных преимуществ территории. Таким образом, брендинг региона создается для привлечения к нему внимания потенциальных потребителей туристических услуг.

Основной задачей брендинга туристской территории является выделение, позиционирование и усиление ее сильных сторон, которые в большинстве случаев ложатся в основу формирования туристского бренда. Бренд региона как туристской территории выражает основные ценности территории, ее цели, миссию в туризме и помимо вышеперечисленного основные типы туристических ресурсов .

Позиционирование любой территории основано на ее и уникальности и своеобразии. Туристская территория является привлекательной для туристов только в том случае, если обладает интересными достопримечательностями, богатыми природными ресурсами, уникальными памятниками истории, природы и архитектуры, религиозными объектами, культурными и национальными особенностями населения. Кроме этого, немаловажную роль при создании положительного имиджа региона играют стабильная политическая и социально-экономическая ситуация, развитость сети железнодорожных и автомобильных дорог, доступность средств связи, высокий уровень развития современной туристской инфраструктуры, отсутствие опасных для жизни природных явлений и соответствие цены уровню предлагаемых туристских услуг.

Туристическая привлекательность в силу своей непостоянности может меняться в зависимости от множества факторов, которые могут тем или иным образом отразиться на привлекательности туристической территории. К таким факторам могут относиться: наличие современной материально-технической базы туризма, а именно наличие новейших гостиничных комплексов, специализированных предприятий и учреждений с широким ассортиментом услуг, которые они производят и т.д.

Опираясь на вышесказанное, следует рассмотреть существующие варианты развития туристской привлекательности и конкурентоспособности региона.

1. Если туристская территория имеет ярко выраженную привлекательность, и уже существует определенный туристский поток, соответствующий данной привлекательности, то уровень достижимой конкурентоспособности территории будет определяться развитием туристской инфраструктуры, соответствующей этой привлекательности. В этом случае затраты на развитие территории до уровня реально достижимой конкурентоспособности будут способствовать увеличению жизненного цикла региона, срок окупаемости этих инвестиций будет значительно меньше, чем в случае создания новой территории.

2. Если туристская территория только начинает формироваться или туристская привлекательность создается искусственно, то затраты будут существенно больше. Кроме того, будут значительно больше затраты на привлечение туристских потоков, так как необходимо будет сформировать определенный уровень знаний об этой территории и стимулировать туристский интерес и желание туристов в нее приехать.

3. Если туристская территория диверсифицирует свою привлекательность, т.е. искусственно ее меняет, ориентируясь, например, на другой целевой рынок, то затраты на достижение конкурентоспособности будут самые высокие, так как это потребует перестройки соответствующей инфраструктуры и кардинального изменения целевого рынка. Кроме этого, существует риск того, что данная территория может не сформироваться как новая туристская территория с новой привлекательностью, т.к. будут работать старые стереотипы относительно этой территории. В этом случае произойдет отток туристов, ориентированных на старую привлекательность, и не сформируется новый туристский поток .

Рассмотрев варианты развития туристской привлекательности и конкурентоспособности региона, можно говорить о том, что положительный имидж туристической территории на сегодняшний день является обязательным базовым условием формирования привлекательности региона для потенциальных туристов. Имидж территории, который складывается в сознании туриста до совершения путешествия, является одним из основополагающих факторов, влияющим на выбор туриста при определении будущего места пребывания.

При этом процесс брендинга туристических зон по сравнению с процессом формирования бренда товаров и услуг решает следующую задачу: поиск и оптимальное отображение с помощью различных интегрированных коммуникационных технологий исключительности туристической территории с помощью построения эффективного бренда.

Построение бренда туристской территории представляет собой сложный творческий процесс, состоящий из нескольких уровней, который базируется на следующем маркетинговом подходе - определении места туристской территории на глобальном туристическом рынке и выявлении основных предпочтений потенциальных потребителей туристических услуг. Таким образом, бренд туристской территории представляет собой имидж или образ, который существует в сознании потребителя и автоматически воспринимается им. Брендинговая концепция, или концепция бренда региона как туристской территории является в данном случае основной творческой идеей, которая построена на символизации основных ресурсов и ценностей региона, которая выражается в графическом, звуковом, смысловом, анимационном и других выражениях .

При разработке концепции бренда туристской территории, по нашему мнению, необходимо руководствоваться следующими основными положениями:

1. Формирование основных принципов развития туристской территории и управления брендом.

2. Выявление первоначальной миссии региона в сфере туризма.

3. Определение основных ресурсных ценностей туристской территории.

4. Определение основных групп потребителей бренда .

В рамках работ по созданию брендинговой концепции региона как туристской территории в первую очередь проводится изучение существующих брендов территории, брендов отдельных туристических продуктов и регионов, а также туристических центров. Затем выявляются общие коммуникационные элементы, которые используются или могут быть использованы в процессе брендинга территории.

В результате изучения брендов вырабатываются рекомендации относительно существующих брендов региона как туристской территории, а также рекомендации по их совершенствованию, переориентации и перепозиционированию по разработке концепции нового бренда в случае его отсутствия.

Процесс создания брендинговой концепции региона как туристской территории с целью повышения ее туристской привлекательности представляет собой систему последовательных работ и мероприятий, которые можно представить в виде следующей схемы (рисунок).

Модель создания брендинговой концепции региона как туристской территории с целью повышения ее туристской привлекательности

Кроме того, необходимо отметить, что при создании брендинговой концепции региона как туристской территории, отраженной в данной модели, следует руководствоваться следующими принципами:

1. Возможность использования концепции на международном уровне.

2. Доходчивость и простота обмена информацией.

3. Полное и точное восприятие бренда потенциальным потребителем.

4. Усиление конкурентоспособности региона посредством брендинга за счет выделения его из существующих.

На основании вышеописанного мы можем предложить следующую программу по брендированию региона для повышения его туристской привлекательности:

1. Выбор туристской территории, подлежащей брендингу.

2. Определение заинтересованных в брендировании территории лиц.

3. SWOT-анализ брендируемого региона с целью выявления внешних возможностей и угроз, а также сильных и слабых сторон.

4. Анализ туристского потенциала региона и оценка его современного состояния.

5. Постановка целей и задач брендирования территории.

6. Проектирование инновационной деятельности в целях продвижения региона и повышения его туристской привлекательности.

7. Разработка программы брендирования территории.

8. Получение региональной поддержки специального органа управления брендированием территории.

9. Реализация программы брендирования региона.

Таким образом, на данном этапе развития при формировании туристской привлекательности региона брендинг играет одну из ведущих ролей. Процветание территории во многом зависит от степени развития туризма, при этом брендинг региона является немаловажным фактором формирования его привлекательных сторон. Брендинг способствует позиционированию и продвижению региона на туристских рынках - как на российском, так и на международном. Грамотный брендинг, основной задачей которого является создание положительного имиджа региона, может привести к желаемому результату - позиционированию территории на различных уровнях и привлечению потенциальных туристов в регион, что будет способствовать увеличению доходов от деятельности предприятий туристской отрасли, росту числа новых рабочих мест, дополнительному финансированию в экономику региона и, соответственно, улучшению качества жизни населения.

Статья выполнена при финансовой поддержке РГНФ. Грант «Разработка инструментария по формированию регионального бренда: инновационный подход» № 13-32-01032. Руководитель - Шалыгина Н.П.

Рецензенты:

Матузенко Е. В., д.э.н., профессор кафедры коммерческой деятельности и рекламы Белгородского университета кооперации, экономики и права, г. Белгород;

Усатова Л.В., д.э.н., профессор кафедры бухгалтерского учета и аудита, НИУ БелГУ, г. Белгород.

Работа поступила в редакцию 11.07.2013.

Библиографическая ссылка

Шалыгина Н.П., Селюков М.В., Курач Е.В. О РОЛИ БРЕНДИНГА В ФОРМИРОВАНИИ ТУРИСТСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 8-5. – С. 1165-1168;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32103 (дата обращения: 25.11.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Кемеровский государственный университет


Ключевые слова

туризм, туристская привлекательность, бренд, регион, устойчивое развитие, tourism, tourist attraction, brand, region, sustainable development

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Цель статьи - анализ туристской привлекательности как фактора устойчивого развития региона (на примере Кемеровской области), на основе территориального анализа и опроса респондентов. Особое внимание в работе уделяется изучению брендов региона как важной составляющей туристского образа территории. Туризм для промышленного региона рассматривается как альтернативный источник дополнительных поступлений в экономику, способствующий долгосрочному устойчивому развитию.

Текст научной статьи

В настоящее время возрастает значение туризма не только в экономике различных регионов России, но и в общем региональном развитии. Администрации большинства субъектов Российской Федерации заинтересованы в развитии туризма, особенно если территория изначально обладает ценными рекреационными ресурсами. Туризм, развивающийся на основе уже существующих природных и историко-культурных рекреационных ресурсов, является более рентабельным по сравнению с ситуацией, когда эти ресурсы нужно создавать. В этом случае туризм можно рассматривать как катализатор региональной экономики, позволяющий не только задействовать весь комплекс существующих в регионе рекреационных ресурсов, но и наиболее эффективным образом использовать совокупный потенциал территории . Далеко не каждый регион способен обеспечить долговременное устойчивое развитие туризма на своей территории. Это связано не только с отсутствием ценных рекреационных ресурсов, но и, например, с узкой промышленной специализацией ряда регионов. Казалось бы, зачем развивать туризм в регионах, которые и так развиты за счет промышленности. Но, если промышленный регион имеет богатый природный и историко-культурный потенциал, то почему бы не использовать его как альтернативный источник дополнительных финансовых вливаний в экономику. Так, Кемеровская область, известна в России как край угля, металлургии и химии, при этом на первое место по значимости для региона, конечно же, выходит угольная промышленность, так как даже второе название региона - Кузбасс (Кузнецкий угольный бассейн) - связано именно с углем. Но, в последние годы Кузбасс начал позиционировать себя не только как промышленный регион, но и как центр туризма для жителей Сибири и других территорий страны. Для любого региона, имеющего даже самые богатые природные и историко-культурные ресурсы и высокий рекреационный потенциал, для развития туризма необходимо повышение его привлекательности в глазах потенциальных потребителей турпродукта. Это способствует увеличению потока туристов и инвесторов и, как следствие, созданию активного регионального потребительского рынка и роста инвестиций. Для повышения туристской привлекательности территории необходим комплексный анализ существующей ситуации на туристском рынке региона, с учетом привлекательных и непривлекательных факторов, и разработка программы мероприятий по усилению положительного влияния туризма на экономику региона, для обеспечения его устойчивого развития. С целью изучения туристской привлекательности Кемеровской области как фактора устойчивого развития региона нами был проведен опрос респондентов, проживающих в Кузбассе, соседних и отдаленных регионах. Анализ ответов показал, что наиболее привлекательными факторами для отдыха в Кузбассе являются: развитие горнолыжного туризма, богатая природа, разнообразие историко-культурных и природных памятников, хорошее качество дорог. Непривлекательные стороны для отдыха - суровый климат, недостаточно развитая инфраструктура, удаленность от теплых морей и европейской части России, мало информации о регионе. Из основных достопримечательностей, которыми привлекательна Кемеровская область, респонденты чаще всего называли: горнолыжный курорт «Шерегеш», музей-заповедник «Томская Писаница», историко-архитектурный музей «Кузнецкая крепость», заповедник «Кузнецкий Алатау», музей-заповедник «Красная горка», туристско-рекреационный центр «Танай» и др. Одним из факторов формирования туристской привлекательности региона является его брендинг. Механизм создания и продвижения бренда и развитие туризма на территории в целом способствуют привлечению туристов, и, как следствие, дополнительных финансовых потоков в экономику области. Развитие туризма является современным инструментом привлечения к региону внимания внешних и внутренних потребителей туристских услуг, развития инфраструктуры туризма, роста доходов от туристской отрасли и смежных с туризмом отраслей, улучшения качества жизни и снижению уровня безработицы населения, реализации туристско-рекреационного потенциала территории, роста рейтинга региона и т.д. В свою очередь, диверсификация экономики региона за счет развития туризма и смежных с ним отраслей (гостиницы, пункты питания, предприятия транспорта, индустрия развлечений и досуга, образовательные учреждения профессионального туристского образования) соответствует концепции устойчивого развития, что позволит экономике региона оставаться стабильной, несмотря на кризис. В рамках изучения данной проблемы, нами было проведено исследование по выявлению существующих брендов Кемеровской области, которое позволило нам обозначить наличие туристского, промышленного и географического брендов региона. Что касается туристского бренда, то последние несколько лет Кузбасс позиционирует себя как место обитания «Снежного человека». Ведется активная PR-кампания по продвижению данного символа, направленная на то чтобы «Йети» стал своеобразной визитной карточкой Кемеровской области. В настоящее время, при поддержке Администрации области и финансировании инвесторов разработан и активно осуществляется целый ряд мероприятий по продвижению нового бренда Кузбасса - «Йети». Так, в качестве российского опыта в вопросе брендинга можно выделить достаточно успешно развивающийся и набирающий популярность бренд «Великий Устюг - Родина Деда Мороза». Каждый год Вологодскую область посещают около 200 тысяч туристов не только российских, но и зарубежных. Целенаправленная политика продвижения туристского бренда Вологодской области реализуется в рамках концепции устойчивого развития. По аналогии с «Дедом Морозом» - брендом Вологодской области, «Йети» должен стать отличительным символом, брендом Кузбасса, который позволил бы идентифицировать регион на туристском рынке страны. Однако, результаты проведенных исследований показали, что несмотря на активное продвижения «Йети» как туристского символа области, население региона не однозначно воспринимает данный бренд. Так всего 22,8% респондентов назвали «Йети» брендом Кузбасса, половина из них отметили, что этот бренд неудачный в связи с тем, что он не отражает специфических особенностей региона, и не все понимают, что именно он символизирует, а часть респондентов отметили, что подобный бренд даже отталкивает. Вторая половина опрошенных, отметивших «Йети» как бренд, считают его удачным, так как он символизирует здоровый образ жизни, активный отдых, хорошее настроение, и помимо этого, все неизвестное и загадочное притягивает. Необходимо так же отметить, что ассоциируют Кузбасс с «Йети» в основном жители самого региона (22,8%), и его ближайшие соседи (46,6%), при этом соседи соотносят Кузбасс с «Йети» в два раза чаще, чем кузбассовцы. На наш взгляд это объясняется тем, что жители Кузбасса знают о своем регионе гораздо больше и их ассоциативный ряд, в связи с этим, гораздо шире. Мы объединили остальные варианты предложенных брендов в категорию ответов - «другие» (37,1%), сюда вошли такие символы как: Шерегеш, Танай, Тяжинская сгущенка, Бенди и др. Необходимо отметить, что при опросе жители региона часто отождествляли «Йети» с Шерегешем, считая его одновременно символом данной территории и Кузбасса в целом. Либо называли эти два равнозначных на их взгляд символа туристского Кузбасса в отдельных вариантах ответа. Результаты исследований так же показали, респонденты из отдаленных регионов чаше всего не ассоциируют Кемеровскую область с «Йети», и вообще мало что знают о регионе, кроме того, что здесь добывают уголь, и некоторые другие факты (рис.1) . Рис.1. Сравнительный анализ мнений респондентов разных регионов о брендах Кемеровской области Из диаграммы видно, что основной ассоциацией с Кузбассом у большинства респондентов, является уголь, как символ промышленного региона и его промышленный бренд (кузбассовцы - 28,5%, ближайшие соседи области - 73,3%, респонденты из удаленных регионов - 20,7-36,4%). Хотелось бы подчеркнуть, что промышленный бренд может отчасти являться и туристическим. Устоявшийся многолетний символ Кузбасса - уголь, и имидж промышленного региона, можно выгодно повернуть в сторону развития промышленного (индустриального) туризма. Интересным объектом для туристов, особенно иностранных, может стать неповторимый колорит шахтерских городов Кузбасса. При правильном вложении дополнительных средств в развитие угольных городов Кузбасса, можно сформировать имидж края угля и культуры, ведь Кемеровская область характеризуется большим числом учреждений искусства, культуры и образования. Сейчас в Кемеровской области делаются попытки совмещения двух брендов туристического и промышленного, и появляются сувенирная продукция и изображения Йети с отбойным молотком, в каске шахтера, на фоне угля и т.д.. Но, при этом необходимо помнить, что любой бренд территории складывается из двух составляющих: эмоциональной и рациональной. «Йети» как туристский бренд изначально был создан именно как эмоциональная компонента имиджа (традиции, обычаи, атмосфера и т.д.) региона, с целью привлечения туристов в Горную Шорию, а точнее именно в Шерегеш, но данная территория и так считается самой развитой туристической территорией Кемеровской области. И анализ статистических данных за 2012-2014 г.г. подтверждает это, и показывает увеличение туристического потока, прежде всего, именно в Шерегеш. Поэтому, главной задачей туристского брендинга Кузбасса в контексте устойчивого развития на сегодняшний день должен стать переход к рациональной компоненте имиджа (природа, инфраструктура, рекреационные потребности населения, трудовые ресурсы и т.д), а следовательно - привлечению туристов в регион в целом, а не только на его отдельную территорию. Тем более, как показывают исследования, несмотря на успешную PR-кампанию, «Йети» не стал символом Кузбасса в целом, а стал визитной карточкой горнолыжного курорта «Шерегеш», который за последние несколько лет активно развивается и стремится к мировым стандартам качества обслуживания. Необходимо отметить, что в 2014 году горнолыжный курорт «Шерегеш» вошел в ТОП-5 лучших курортов России и стран СНГ по данным рейтинга сайта Travel.ru. Рейтинг был основан на популярности курортов у любителей горных лыж и сноубординга, а также на транспортной и ценовой доступности курортов . Кроме того, Шерегеш ассоциируется с Кузбассом еще и территориально, то есть географически. Если говорить о географическом бренде, то под ним мы понимаем систему упорядоченных взаимосвязанных представлений о пространстве и пространственной структуре территории, ее географических характеристиках, объектах, а также систему символов и ассоциаций, наиболее ярко характеризующих эту территорию. В связи с этим, не только «Шерегеш», как самый «продвинутый» туристский объект региона может являться его туристским и одновременно географическим брендом, но и второе название Кемеровской области - Кузбасс можно по праву считать географическим символом данной территории. Так как само слово «Кузбасс» является наиболее популярным среди жителей России и более узнаваемым, чем официальное название - Кемеровская область. Несмотря на то, что Кузбасс (Кузнецкий угольный бассейн) по площади географически гораздо меньше, чем территория Кемеровской области, два названия уже давно отождествляются не только жителями региона, но и всей страны. Все привлекательные факторы развития туризма в Кузбассе и его бренды в совокупности укрепляют имидж региона, делая его узнаваемым и неповторимым. Собственное лицо региона позволяет идентифицировать его среди множества регионов России, отражая специфику и характер его экономического и социального развития. Чем более разноплановая структура экономики, тем больше шансов привлечь российских и зарубежных инвесторов, а это, в свою очередь, может способствовать развитию традиционных и расширению новых видов экономической деятельности, что позволит обеспечить эффективное и долгосрочное устойчивое развитие территории.

17:03 12.05.2018

Российские регионы готовятся к новому туристическому сезону

При этом встречать гостей планируют не только традиционные отечественные здравицы и курорты, но и те города, которые еще недавно не претендовали на славу туристической мекки. Дело в том, что многие увидели в развитии данного направления высокий потенциал.

Строительство Тульской набережной. Фото с сайта 1tulatv.ru

Так, на Сахалине подписали меморандум о формировании туристического кластера . Свои подписи под документом поставили представители регионального министерства спорта, туризма и молодежной политики, Сахалинского туристско-информационного центра, Спортивно-туристического комплекса (СТК) «Горный воздух», авиакомпании «Аврора» и Сахалинского государственного университета.

В частности, в меморандуме оговаривается необходимость формирования пакетных туров для туристов, которые прибудут на Сахалин не только с Дальнего Востока, но и со всей России.«Туристический кластер - это объединение организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма. В своем составе он имеет мелкие и крупные фирмы, постоянно взаимодействуют между собой и располагаются на единой территории в пределах одного региона. Совместная работа ведется как во внутреннем (путешествия внутри страны), так и во внешнем направлении (зарубежные поездки)», - пояснили в пресс-службе краевого правительства.

Ранее в регионе постановлением правительства России от 17 марта 2016 года была создана туристическая территория опережающего развития ТОР «Горный воздух».

Фото с сайта восточный-вектор.рф

На сегодняшний день здесь реализуются девять проектов с объемом инвестиций свыше 12,6 млрд рублей. Цель ТОР «Горный воздух» - создать на Сахалине современный всесезонный центр спорта и туризма, отвечающий требованиям мировых стандартов.

Здесь обустроена самая большая на Дальнем Востоке зона катания - общая протяженность горнолыжных трасс составляет 25 км. До 2021 года планируется увеличить количество горнолыжных трасс до 80 км, построить еще шесть канатных дорог и объекты туристической инфраструктуры - гостиницы, рестораны, магазины, SPA-комплексы и так далее.

Креативно к развитию туризма подошли в Нижегородской области . Выксунский металлургический завод (ВМЗ) планирует вложить 1,1 млрд рублей в создание индустриального туристического парка в городе Выксе Нижегородской области.

Фото с сайта niann.ru

В конце апреля 2018 года министерство культуры области представило концепцию создания индустриального туристического парка на базе промышленного комплекса «Баташев», который станет частью формируемого в Выксе туристического кластера.

Помимо историко-музейной части на территории комплекса планируется разместить офисную зону с визит-центром туризма, гостиницу класса 3*, зону культурно-массовых и досуговых мероприятий, а также мини-офисы для малого бизнеса и коммерческие площади, на которых будут проводиться мастер-классы по гончарному делу, художественному литью, рисованию, вышивке, выпечке пряников и другим народно-художественным промыслам.

На «Гастрономической карте России» в ближайшее время появится новый пункт - республика Марий Эл . Сенаторы обсудили развитие туристической отрасли региона с руководителем Федерального агентства по туризму Олегом Сафоновым. В беседе участвовали сенаторы от Марий Эл и Курской области Константин Косачев и Валерий Рязанский и глава Минспорттуризма республики Лидия Батюкава.

Фото с сайта marimedia.ru

В частности, Косачев поддержал просьбу республиканского руководства о включении Марий Эл в проект «Гастрономическая карта России» . Сенатор напомнил, что село Шоруньжа завоевала по итогам международного конкурса титул «Культурная столица финно-угорского мира 2019». По мнению Косачева, это дает основание для поддержки региона в качестве одного из центров этнотуризма.

В Тульской области решили привлечь туристов открытием новых площадок. Регион преображается буквально на глазах: продолжается строительство воплощения мечты тульских жителей - Тульской набережной. Этот масштабный проект губернатор области Алексей Дюмин презентовал летом прошлого года и активно контролирует ход работ. Например, недавно он лично участвовал в высадке деревьев для аллеи, которая будет пролегать вдоль набережной.

По задумке авторов, набережная, прилегающие улицы и Тульский кремль станут единой прогулочной музейно-туристической зоной. Улица Металлистов станет единственной пешеходной улицей Тулы. На ней разместят музейный квартал. Общая площадь реконструкции затрагивает больше 20 гектаров.

Набережная постепенно обретает новые очертания, а пока жители и гости региона могут посетить Творческий индустриальный кластер «Октава», который начал свою работу в конце апреля. Это территория с пространством для лекций и временных выставок, библиотекой и Музеем станка. Кластер открыли на неиспользуемой территории действующего завода по производству студийных микрофонов и другой электроакустической продукции. Все три этажа пространства реконструированы в стиле лофт. При этом надо отметить, что сам завод не прекращал своей работы - студийными микрофонами производства «Октавы» пользуются мировые звёзды шоу-бизнеса, например, Стинг, Мерлин Мэнсон.

Ещё одна площадка для отдыха в Туле - парк «Патриот» - откроется уже в ближайшее время и станет полноценным филиалом парка на Кубинке. Главной идеей пространства является патриотическое воспитание, в частности, там будет два больших комплекса для семейного активного отдыха, детские городки и кафе. По словам губернатора Алексея Дюмина, парк «Патриот» должен стать центром семейного досуга.

Глава региона рассказал, что в патриотической части появится выставка техники. В зимнее время будет трасса 10-12 км для лыжников, в летнее время — скейт-парк. Там будет проходить «Гонка героев», которая сейчас очень популярна. Первая очередь «Патриота» будет сдана уже предстоящим летом. Отраслевые эксперты уверены - новый проект привлечет внимание жителей всей страны.

Ранее аналитическое агентство «ТурСтат» составило рейтинг внутреннего туризма самых популярных у путешественников регионов России по итогам 2017 года и выяснило, что в том году поездки по стране совершили на 3% больше россиян, чем в 2016 году.

«56,5 миллиона туристов путешествовали по России в 2017 году, что на 3% больше, чем в 2016 году, а иностранцы совершили 19 миллионов въездных туристских поездок в Россию за 9 месяцев 2017 года по данным статистики въездного туризма», - сообщили в «ТурСтате».

Председатель правления Всероссийского объединения туристов Роман Бобылев рассказал, что многие россияне сегодня предпочитают отдыхать либо в родном регионе, либо в соседнем. «Очень распространены пресловутые туры выходного дня, когда можно отдохнуть в формате «рядом с домом», - пояснил эксперт. Он также отметил, что отдельные регионы активно работают в направлении развития туристического направления: строят гостиницы, улучшают транспортную инфраструктуру, создают интересные маршруты.

Сегодня важным представляется то, что многие регионы, даже те, которые не считались туристическими, сегодня активно развивают это направление. Такой подход решает сразу несколько задач: на территориях улучшается инфраструктура, появляется множество новых объектов, происходит приток туристов.

Как следствие - региональные бюджеты получают дополнительные средства, которые в дальнейшем могут быть направлены на повышение качества жизни людей.

УДК 379.85
ББК 65.433

Работа посвящена изучению сущности содержания туристической привлекательности региона. Рассмотрен социолого-управленческий подход к определению понятия туристической привлекательности. Выделены особенности современной деятельности органов власти по формированию туристической привлекательности регионов, выявлены наиболее остро стоящие проблемы в этой сфере.

В настоящее время в России очень часто поднимается вопросы о необходимости формирования и развития туристической привлекательности, принимаются соответствующие нормативные акты и программы. На практике же происходит отождествление туризма, туристической деятельности и туристической привлекательности. Вместе с тем, такое отождествление по меньшей мере неправомочно и требует дальнейших пояснений. Тем самым, требуется определение основополагающих понятий, затрагивающих деятельность по формированию туристической привлекательности в регионе, выработку основных принципов ее формирования.

В настоящее время туризм как направление государственной внутренней и внешней политики, туристическая деятельность как актуализация глобализирующихся коммуникаций, как трансформирующийся социальный институт привлекает внимание не только исследователей в рамках общественных наук, но и общественно-политических деятелей, а также субъектов социального управления. Туризм представляет собой неотъемлемую часть жизни общества, являясь в современную эпоху феноменом мирового масштаба . Туристическая деятельность в современном обществе представляется «комфортным» и «прибыльным» во всех аспектах объектом управления.

«Туризм» - это достаточно сложное и многогранное явление - это и социальная практика, и сфера досуга, и особая форма потребления, это и важнейший культурный феномен .

Исследователь К.А. Евдокимов относит социальный институт туризма к одному из детерминирующих имманентных средств преобразования социальных связей и отношений через реализацию функций адаптации населения к условиям преобразования современной России и социализации, способствующей усвоению инновационных ценностей и установок . Т.П. Иванова рассматривает туризм как полипарадигмальное институциальное явление, имеющее свою структуру и функции, удовлетворяющее важнейшие потребности социума в отдыхе, восстановлении психических и физических сил человека, интеллектуальном личностном развитии .

И.В. Зорин анализирует понятие туризма с позиций феноменологии. С этой точки зрения туризм, а особенно, рекреационный, является феноменом 21 века, поскольку занимает приоритетные позиции в мирохозяйственном комплексе .

Туризм может быть представлен и как своеобразная форма взаимоотношений производителей и потребителей туристских услуг - в связи с чем туризм может рассматриваться как новая форма и новый индикатор социального расслоения (О.В. Лешкова) .

В результате, туризм как корневое понятие помогает более точно определить категорию «туристической привлекательности». В большей степени данное понятие относится к экономической сфере и изучается в рамках маркетинговых и экономических дисциплин. Однако социологический подход позволяет раскрыть содержание и характеристику феномена туризма и его затрагивающей дефиниции "туристической привлекательности"более глубоко. В частности с позиций социологии управления, туристическая привлекательность региона - это цель и результат социально-управленческой деятельности индивидуальных и коллективных социальных субъектов.

Дефиниция «туристическая привлекательность» - многоаспектная и комплексная, включающая в себя такие понятия как туристический потенциал, туристические особенности, туристическую базу, туристическое предложение и многие другие. В то же самое время «туристическая привлекательность» - элемент, включающийся в определение таких понятий, как «конкурентоспособность региона», «бренд региона», «инвестиционный потенциал региона» и т.д.

В самом общем виде туристическая привлекательность подразумевает подход, основанный на зависимости между возможными и существующими элементами и туристическим спросом. Другими словами, туристическая привлекательность - это функция взаимодействия предложения и спроса. Привлекательность на самом деле позволяет оценить влияние территориальных внутренних сил (поставки предложения) на внешние силы (спрос), и наоборот, поскольку есть последовательная обратная связь. Представляется, что туристической привлекательностью в качестве измерительного прибора системы туризма, возможно лучше выразить отношения между «возможным» и «существующим», так же как и между «существующим» и «потребляемым» .

Можно дать такую трактовку туристической привлекательности региона - это совокупность его объективных и субъективных характеристик, материальных и нематериальных факторов, влияющих на результаты туристической деятельности и определяющих положение региона для туристов и субъектов туристической деятельности, включающая в себя ресурсно-инфраструктурный потенциал туристической деятельности и социально-институциональные риски ее осуществления на данной территории.

Говоря о туристической привлекательности, важно учитывать наличие многих субъектов, попадающих в так называемое "поле зрения" субъектов управления и формирования туристической привлекательности. Это могут быть:

1. Конкретный индивид (турист, посетитель, рекреант). В первую очередь представленность той или иной территории важна для отдельно взятого человека, индивида. В этих отношениях конкретный человек исходя из собственных личных потребностей, мотивов и ценностей формирует самые разнообразные эстетические, культурно-познавательные запросы. Такие запросы формируют направленность личности на поиск целей и тематики путешествий, создают особый круг информационных запросов, предваряющих поход или поездку, возможно даже выбор места жительства. При этом, несмотря на то, что государственные, общественные или коммерческие структуры чаще всего ориентируются в формировании тех или иных предложений на целевую аудиторию (группу), именно конкретный человек оценивает их усилия.

2. Отдельный микросоциум (целевая группа, семья). Групповые потребности являются проявлением ощущений, знаний и представлений больших или малых групп об удовлетворяющем их уровня и качестве жизни в том или ином регионе, на той или иной территории. Сложность определения свойств таких потребностей связана с условностью выделения таких групп. Выбор критерия классификации группы может определить принципиальное отличие одного культурно-рекреационного предложения от другого. Например, выделение молодежного сегмента позволяет определить культурно-рекреационное предложение как систему активного отдыха, включающего широкие коммуникативные контакты. И наоборот, определение такого сегмента как «население города» создаст необходимость сформировать предложение рекреации «выходного дня», где одним из условий станет рассредоточенность, снижение интенсивность контактов. Особой группой-потребителем становится семья, которая проявляет устойчивую направленность в использовании туристских ресурсов в культурно-познавательных, воспитательных и оздоровительных целях с учетом интересов своих детей.

Отметим, что нередко потребности группы или личности носят форму «отложенного спроса», когда нереализованный интерес к определенному виду рекреации не угасает, а наоборот поддерживается в межличностной коммуникации или питает активный информационный поиск. Реален и другой феномен, когда потребность в путешествии или в определенном виде рекреации существует в латентной форме, так как опирается на неосознанные культурные традиции. Поэтому в социальных группах востребованы художественные и научные произведения о путешествиях, продукты массового спроса (компьютерные игры, модные атрибуты) связаны с темой приключений в удаленном мире. Отсюда появляется двойственность: ценность путешествия различна в оценке стоимости тура и цены впечатлений.

3. Общество в целом. Общественные рекреационные потребности во многом определены социально-экономическими характеристиками и ценностными установками данного общества, связанными с оценкой собственного развития. Поэтому в настоящее время актуальность вопроса о том, кто в большей степени выигрывает от вклада экономических и организационных ресурсов в физическую рекреацию и развитие культуры отдыха и путешествий, определяется без особых дискуссий. Общество в целом и государство в частности глубоко заинтересованы в эффективной рекреации. Свободное время в этой связи рассматривается как часть социального времени, в оптимистическом варианте направленного на воссоздание и улучшение физического и культурного состояния общества. При этом свобода перемещения и разнообразие видов доступных путешествий составляют культурную конкурентоспособность общества.

Туристическая привлекательность региона имеет в своей основе опору на социальный институт туризма и осуществляемые им функции. Поэтому, с позиций субъектов управления, она должна иметь особое значение, интегрируя в себе взаимосвязи, взаимозависимости, взаимодействия всех социальных слоев и групп, предопределяя, в опосредованной форме, значимые социальные процессы и перемены, являясь относительно самостоятельной социальной индустрией, участвующей в общественных отношениях, стратификационной динамике и социальной мобильности.

Можно схематично представить место туристической привлекательности региона следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Место туристической привлекательности в системе управления регионом

На макроуровне определяющими для туристической привлекательности являются средовые факторы (процессы глобализации); на мезоуровне - структурные (социальная организация туристской деятельности, ее структура, цели, функции и другие) и нормативно-правовые факторы (социальные нормы, правовая база и другие); на микроуровне — мотивационно-деятельностные (процессы изменения потребностей, мотивов и стратегий поведения) и процедурные факторы (система стандартизации и сертификации качества услуг).

Государство как субъект управления и власти региона как представители государства, признавая туристскую деятельность одной из значимых отраслей Российской Федерации, должны содействовать становлению туризма, создавать благоприятные условия для его развития, поддерживать реализацию социально-ориентированных функций. Главным достижением органов государственной власти является создание основ правового регулирования, выработка социальных стандартов, формирующих условия для институционализации данного феномена, не только на федеральном, но и на региональном уровнях.

Исходя из этого можно определить формирование туристической привлекательности как деятельность субъектов управления по определению, выработке и достижению конкретных характеристик, материальных и нематериальных факторов, влияющих на результаты туристической деятельности и определяющих положение региона для туристов и субъектов туристической деятельности.

Сегодня настоятельно требуется определение основных взглядов на управление и формирование туристической привлекательности, обоснование основополагающих принципов этой деятельности.

В целом, картина воздействия на сферу туризма может быть представлена в двух вариантах:

  1. Стихийное развитие туризма, на принципах саморегуляции.
  2. Обеспечение устойчивого развития туризма с помощью активизации и внедрения эффективных механизмов государственного регулирования.

Очевидно более правильным и эффективным является именно второй вариант, когда наиболее оптимальным считается долгосрочное планирование на общегосударственном уровне, в условиях того, что отрасль туризма в целом в России не является полностью сформированной и может сильно пострадать от «сиюминутных» политических соображений. Для такого развития сферы туризма необходимо научно-обоснованная организация программно-целевого управления, соответствующее кадровое обеспечение отрасли и т.п.

Главным фактором в развитии любого общества является наличие особых средств и методов обеспечения динамичного развития, чем, несомненно, является управления. «Страна может обладать всеми ресурсами для развития, но отсутствие эффективной системы управления, основанной на интеллектуальной стратегии, современной информационно-аналитической базе и средствах коммуникации, автоматически отбрасывает ее в разряд отсталых стран мира» .

В современной практике управления для определения ориентиров деятельности субъектов системы управления, в нашей стране все более широко стали применяться технологии программно-целевого подхода, который обусловлен наличием в управлении проблемных ситуаций, отличающихся значительной неопределенностью, как самих целей деятельности, так и возможных вариантов их достижения . Решение таких проблем осуществляется на основе комплексного подхода путем разработки соответствующих программ. В этой связи программно-целевой подход определяется как совокупность приемов и способов согласования целей, плановых позиций, оптимизации решений с ресурсами при помощи целевой программы.

Как же реализуется указанный подход в сфере туризма? Опыт и практика различных стран, многочисленные исследования ученых однозначно говорят о том, что успех развития туризма напрямую зависит от того, как на государственном уровне воспринимается эта отрасль, насколько она пользуется государственной поддержкой.

Многочисленная группа исследователей признает, что туризм должен планироваться государственными властями, а также местной администрацией и туристскими организациями на комплексной и последовательной основе . Именно государству отводится приоритетная роль в развитии сферы туризма. Государство единственный крупный инвестор всех возможных туристических проектов, частный сектор может участвовать в этом процессе лишь частично.

На сегодняшний день сформировались своеобразные модели управления в сфере туризма. Условно их можно разделить на три группы:

  • Либеральная - полное отсутствие центральной государственной туристской администрации, в связи с чем объекты туристической отрасли функционируют на принципах самоорганизации, в полной свободе и на основе принципов рыночной экономики; применима в условиях, когда в развитии туризма не видится особая надобность, объекты туризма и без особого воздействия функционируют на достаточно высоком и эффективном уровне (пример, США);
  • Авторитарная - предусматривает наличие сильной и авторитетной управленческой структуры, которая полностью руководит туристической отраслью; применяется в тех странах, где туризм является основным источником доходных поступлений в государственный бюджет (пример, Кипр, Египет);
  • Демократическая - предусматривает отдельную управленческую структуру с "экономическим" уклоном, в рамках которой и решаются вопросы туристической отрасли; применяются в тех регионах и странах, которые заинтересованы в развитии туризма и он развивается достаточно высокими темпами (пример, многие страны Западной Европы).

И какая бы модель организации системы управления в туризме не использовалась бы, всегда применяются государственные программы развития туризма.

Доходы, получаемые государством от туристской деятельности, тоже весьма внушительны. В лидерах по привлечению денег иностранных туристов США - Соединенным штатам Америки удалось заработать на туризме в прошлом году 116,3 миллионов долларов, вдвое выше доходов от туристического бизнеса, полученных Испанией - 59,9 миллионов долларов. На третьей строчке рейтинга Франция, чья туристическая отрасль за минувший год заработала 53,8 миллионов долларов. Далее расположились Китай - 48,5 миллионов долларов и Италия - 43 миллиона долларов. По оценке Всемирной туристической организации, в 2011-м году мировая туриндустрия привлекла 1 триллион 200 миллиардов долларов (включая международные пассажирские перевозки). В прошлом году рынок туризма сделал весомый скачок вперед, впервые преодолев рубеж поступлений в один триллион долларов .

Что же касается отечественного туризма, то данные относительно доходов в этой отрасли зачастую разнятся. Сюда же можно добавить отсутствие четких статистических данных относительно данного вопроса. В публикациях говорится только о 3-% объеме ВВП, приходящуюся на долю доходов от туризма в России.

В частности для России и ее отдельных регионов требуется более пристальное обращение внимания на проблему эффективной и комплексной организации деятельности органов власти по формированию туристической привлекательности. Туристическая индустрия - многоотраслевой комплекс, функционирование которого регулируется различными разделами права: гражданским, транспортным, земельным, налоговым, лицензионным, природоохранным, защиты прав потребителей и т.д. Поэтому решение проблем, препятствующих развитию отрасли, требует взаимодействия всех уровней власти, межведомственной координации, оптимизации и консолидации, необходимых ресурсов для развития туризма. Процесс формирования и развития индустрии туризма в качестве значимой отрасли территориальной специализации в настоящее время невозможен только за счет использования действующих рыночных механизмов без реальной поддержки со стороны государства.

Главные направления деятельности государства в этой связи следующие: организующее (создание стимулов туристского развития), координирующее (согласование интересов участников рынка), информирующее (маркетинг территории), контролирующее (обеспечение рационального ресурсопользования и качественного предоставления услуг).

Программно-целевой метод позволяет решить весь комплекс существующих задач по созданию конкурентоспособного рынка туристских услуг на основе межведомственной координации деятельности органов исполнительной власти всех уровней, туристского бизнеса, научных и общественных организаций и других заинтересованных сторон.

Основными преимуществами программно-целевого метода являются:

  • реализация механизма государственной поддержки приоритетных направлений туризма;
  • управление и координация действий участников программы с возможностью анализа результативности всей совокупности мероприятий;
  • обеспечение участия общественных институтов в формировании решений по проектированию и созданию современных туристских комплексов;
  • консолидация значительных объемов финансовых ресурсов на определенных приоритетных направлениях развития туризма и как следствие - более рациональное использование бюджетных средств.

Таким образом, можно сделать вывод относительно того, что сегодня требует особой разработки и обоснования процесс формирования туристической привлекательности стран и отдельных регионов. Для повышения туристической привлекательности страны, отдельных регионов важно учитывать основные принципы такой деятельности, к которым можно отнести программно-целевое управление и социальную эффективность.

Литература

  1. Соколова М.В. Туризм как культурно-исторический феномен. Автореф. дисс. ...д-ра культурологии. М., 2007. 35 с.
  2. Луганская Е.В. Основные исследовательские подходы в изучении социального феномена туризма // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2012. №1-2 [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.online-science.ru/m/products/social_sciense/gid89/pg0/ (дата обращения 01.11.2012)
  3. Евдокимов К.А. Социальный институт туризма в условиях преобразования современного российского общества. Дисс.... канд. социол. н. Тула, 2005. 164 с.
  4. Иванова Т.П. Системный подход в исследовании социального института туризма // Система ценностей современного общества: сб. материалов ХIV Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. 277 с.
  5. Зорин И.В. Феномен туризма. М.: Наука, 2005. 552 с.
  6. Зорин И.В. Феноменология путешествий. В 8 частях. М.: Советский спорт, 2004-2005.
  7. Лешкова, О. В. Стратообразующая функция туризма и репрезентация нового обеспеченного класса в России (на примере Хабаровского края): дисс. ... канд. социол. наук / О. В. Лешкова. Хабаровск, 2003. 159 с.
  8. Кривов С.В. Определение туристической привлекательности региона Нижегородская область: методики анализа [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: fup.unn.ru›files/krivov.doc (дата обращения: 01.11.2012)
  9. Алиулов Р.Р. Механизм социологического управления (методологический аспект) // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 6. С.126-139.
  10. Макашева З. М. Социальный менеджмент: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2002. 207 с.
  11. Забаева М.Н.Государственное регулирование туризма в России и за рубежом: модели, принципы и методы // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. № 2. С. 89-98.
  12. Маринин М.Какие нужны меры по защите отечественного туризма // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 1998. № 2.
  13. Доходы туристской отрасли [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.newsland.ru/news/detail/id/1016997/ (дата обращения 21.01.2013)

Bibliography

  1. Sokolova M.V. Tourism as a cultural-historical phenomenon. Abstract of the Candidate’s thesis. М., 2007. 35 p.
  2. Luganskaya E.V. Major research approaches in the study of social tourist phenomenon // Gumanitarniye, sotsialno-ekonomitcheskiye i obshchestvenniye nauki. 2012. №1-2 // Access mode: URL: http://www.online-science.ru/m/products/social_sciense/gid89/pg0/ (Access date 01.11.2012)
  3. Evdokimov K.A. Social institute of tourism in the conditions of the modern Russian society reorganization. Candidate’s thesis. Tula, 2005. 164 p.
  4. Ivanova T.P. Systematic approach in research of social institute of tourism // System of the modern society values: collection of works of XIV International scientific-practical conference / edited by S.S. Chernov. Novosibirsk: Published by NGTU, 2010. 277 p.
  5. Zorin I.V. Tourism phenomenon. М.: Nauka, 2005. 552 p.
  6. Zorin I.V. Phenomenology of traveling. In 8 parts. М.: Sovetskiy sport, 2004-2005.
  7. Leshkova O.V. Strata-forming function of tourism and representation of new wealthy population in Russia (exemplified by Khabarovsk territory): Candidate’s thesis / O.V. Leshkova. Khabarovsk, 2003. 159 p.
  8. Krivov S.V. Determination of tourist regional attractiveness of Nizhniy Novgorod region: methods of analysis // Access mode: URL: fup.unn.ru›files/krivov.doc (Access date 01.11.2012)
  9. Aliulov R.R. Mechanism of sociological management (methodological aspect) // Sotsialno-gumanitarniye znaniya. 2003. № 6. P.126-139.
  10. Makasheva Z.M. Social management: Study book for universities. М.: YUNITI, 2002. 207 p.
  11. Zabayeva M.N. State regulation of tourism in Russia and abroad: models, principles and methods // Menedzhment v Rossiyi i za rubezhom. 2009. № 2. P. 89-98.
  12. Marinin M. What measures on local tourism protection do we need? // Turizm: praktika, problemy, perspektivy. 1998. № 2.
  13. Incomes from tourism // Access mode: URL: http://www.newsland.ru/news/detail/id/1016997/ (Access date 21.01.2013)

Tourist attractiveness of the region: notion, content, major principles of development

The article is devoted to the study of the content essence of the regional tourist attractiveness. The author considers socio-managerial approach to the definition of the notion of tourist attractiveness. He highlights peculiarities of modern activity of power bodies on regional tourist attractiveness development, emphasizes the most urgent problems in that sphere.

Похожие публикации