Теоретические основы регионалистики. Региональное управление Управление регионом в системе рыночных отношений

1

Становление институтов механизма согласования в региональном управлении, которые должны быть направлены на формирование рыночной системы, сбалансированности спроса и предложения, повышения качества товаров и услуг, притока новых инвестиций в регион, поддержанию и развитию производств, занятости населения, проходит в противодействующих условиях. Совокупность институтов выступает тем механизмом, который обеспечивает синтез, взаимосвязь и взаимодействие процессов организации и самоорганизации. Однако, стремление улучшать институты у регионов будет только при наличии важнейшего условия - реальной конкуренции за инвестиции и человеческий капитал. Механизмы рыночного регулирования территориальной социально-экономической деятельности являются неотъемлемой частью динамично развивающейся социально-экономической системы страны, процесс их преобразований требует определения содержания и направлений реформирования, что, в свою очередь, обуславливает значимость теоретического поиска в области совершенствования управленческих структур на локальных рынках.

Ключевые слова: институциональное развитие

институты механизма согласования

региональное управление.

1. Ахтариева Л. Г. Организационно-институциональное развитие системы управления экономикой региона: автореф. д.э.н. - Душанбе, 2006. - 22 с.

2. Агапова И. И. Институциональная экономика. - М.: Экономистъ, 2006.

3. Гаврилов А. И. «Региональная экономика и управление». - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002. - 239 с.

4. Мельников С. Б. Институциональный механизм регионального управления // Российская академия государственной службы при Президенте России: тезисы докл. Международ. конф. (Москва, 1 - 5 ноября 2009 г.). - Москва, 2009. - С. 117-119 с.

5. Радина О. И. Инфраструктурное обеспечение институциональной устойчивости социально-экономической системы региона: межвуз. сб. науч. тр. / изд. ЮРГУЭС. - Шахты, 2006. - 140 с.

Введение

На современном этапе развития экономической системы встал вопрос поиска новых механизмов управления регионами для обеспечения высокой конкурентоспособности территории и роста качества жизни населения. Роль регионов, в которых формируется инновационная модель развития страны в качестве эффективного управления различными видами ресурсов и процессами при смещении центра управления социально-экономическими преобразованиями на уровень региона, постоянно возрастает. Развитие региона - многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. В настоящее время вопросы, связанные с созданием институциональной среды и ее субъектов, приобретают приоритетное значение. Определенная институциональная структура образует базовую конструкцию общественно-экономических отношений в регионе .

Представители школ институционализма считают, что необходимость государственного управления региональным социально-экономическим развитием во многом обусловлена несовершенством рыночного механизма и его неспособностью решать современные проблемы развития как на общегосударственном уровне, так и на региональном уровне . Одной из главных проблем управления на всех уровня в условиях рыночной экономики является создание системы согласования - на муниципальном, региональном и общегосударственном. Институциональная система регионального управления социально-экономическим развитием должна соответствовать следующим критериям:

  • быть демократичной, направленной на достижение желаемых результатов;
  • обладать достаточной силой воздействия;
  • быть достаточно простой для понимания;
  • использовать систему социально-психологических мотиваций;
  • быть адаптивной;
  • стимулировать прогрессивное развитие .

Становление институтов механизма согласования в региональном управлении, которые должны быть направлены на формирование рыночной системы, сбалансированности спроса и предложения, повышения качества товаров и услуг, притока новых инвестиций в регион, поддержанию и развитию производств, занятости населения, проходит в противодействующих условиях.

Рыночная система в РФ характеризуется несформировавшимися рынками труда, капитала, земли, что ведет к целому ряду последствий:

  • невозможно заимствование механизмов управления, используемых в странах с равновесными рынками, где соотношение между спросом и предложением устанавливается преимущественно с помощью механизма саморегулирования, элементы которого носят экономический характер;
  • нестабильность рынка неизбежно вызывает инфляционные процессы и их поступательное развитие, что в свою очередь ведет к бегству капитала из инвестиционной сферы.

При разработке институтов механизма регионального управления развития рыночных отношений необходимо учитывать высокую адаптированность экономики большинства регионов России к административно-распределительным отношениям, в силу ряда объективных причин вызванным самой производственной структурой, транспортной недоступностью не только северных районов России, но и многих населенных пунктов на ее южных территориях. Для обслуживания этих районов десятилетиями создавалась государственная транспортно-торгово-снабженческая система, обеспечивающая развитие экономики и проживания людей. Институциональные основы управления на региональном и муниципальном уровнях включают правовые, экономические и организационные формы воздействия на процесс социально-экономического развития региона:

  • прямое участие в развитии инфраструктуры региона посредством прямого бюджетного финансирования, образования и использования внебюджетных средств и фондов, выпуска займов и т.д.
  • установление льгот производителям, работающим на насыщение внутреннего рынка;
  • разнообразная правовая и финансовая поддержка предпринимателей, участвующих в развитии агропромышленного комплекса и обеспечивающих наполнение рынка потребительских товаров, и прежде всего продовольственных .

Характерным условием развития рыночных отношений является самоорганизация по взаимному соглашению формально равноправных субъектов хозяйствования в регионе. Это предполагает, во-первых, наличие органов и институтов, способствующих установлению контактов между потенциальными партнерами, облегчающих выбор наиболее эффективных из них и, во-вторых, наличие общих правил, законов, нормативных актов, регулирующих отношения внутри региона. Взаимосвязь указанных процессов организации и самоорганизации, как отражение государственного регулирования, с одной стороны, и доступной субъектам свободы самоопределения, с другой, в рыночных условиях осуществляется через создание и функционирование определенной институциональной структуры. Совокупность институтов выступает тем механизмом, который обеспечивает синтез, взаимосвязь и взаимодействие процессов организации и самоорганизации. С конструктивной точки зрения институциональная организация общества представляет собой совокупность органов и институтов организационно и материально обеспечивающих основные рыночные процессы - взаимный поиск друг друга продавцами и покупателями, товародвижение, обмен товаров на деньги, а также хозяйственно-экономическую и финансовую деятельность рыночных структур. Механизмы согласования интересов хозяйствующих субъектов выступают неотъемлемым элементом институциональной организации развитого рыночного хозяйства .

В общем виде современный этап институциональных преобразований российской экономики может быть сведен к тому, что, несмотря на обилие различных инициатив и программ, развитие теоретико-методологического обеспечения становления новых организационно-экономических механизмов, пройден только начальный отрезок пути по формированию институтов гражданского общества. Основные группы населения, власть, бизнес и общественный сектор не объединены в единые программы развития, воплощающиеся в целостном стратегическом плане. Третий сектор - некоммерческие организации (в сопоставлении с секторами государства и бизнеса) и рядовые граждане не вовлечены в качестве полноправных участников и партнеров по разработке планов и программ.

Как правило, общественные организации разобщены, действуют в рамках своих интересов, часто дублируют друг друга. Свои усилия они направляют на решение частных задач, не выходя на социальные и общественно значимые проекты, не принимая во внимание стратегические ориентиры регионального развития. Общественные организации не имеют своей собственной социальной политики, не оформлены как единый ассоциированный субъект деятельности, многие представители общественных организаций не имеют ясного представления о реальных проблемах региона и действуют не столько от проблем развития территории, сколько от своих интересов, выпрашивая у местных властей особые условия и благотворительную помощь. Стратегические вопросы формирования общественного движения пока находятся в стадии созревания, существующие общественные институты пока не стали партнерами в деле стратегического управления.

Существует ряд проблем в рамках улучшения институциональной системы в управлении регионом. Власти регионов почти не имеют стимулов к самостоятельному улучшению качества работы в регионе и продолжают уповать на федеральную поддержку или искусственные институциональные преимущества в виде особых зон и прочих режимов, но улучшение институтов пока не обеспечивает ускоренного экономического роста и, тем более, увеличения административной ренты. Роль институтов как стимулов развития пока еще второстепенна , более значимыми остаются преимущества ресурсообеспеченности, выгодного географического положения и агломерационный эффект. При улучшении в них институциональной среды интеграция нескольких преимуществ дает кумулятивный эффект, а следовательно, заметно повышает конкурентоспособность. В таких регионах выше вероятность формирования коалиций разных групп интересов, которые выигрывают от модернизации институтов. Стремление улучшать институты будет только при наличии важнейшего условия - реальной конкуренции за инвестиции и человеческий капитал. Если отдельных крупных инвесторов еще можно заманить искусственными специальными преимуществами, то приток более квалифицированного и мобильного населения, развитие малого и среднего бизнеса не могут обеспечиваться без стратегических планов. Реальная конкуренция регионов может возникнуть только при децентрализации ресурсов и полномочий. Пока федеральный центр отвечает за все и покрывает провалы региональных институциональных решений, честная конкуренция вряд ли возможна. Пока у регионов нет необходимых полномочий и ресурсов для их реализации, отсутствуют и стимулы к повышению конкурентоспособности и реформированию институтов.

В этой связи возникает необходимость в разработке качественно новых подходов к функциональной направленности и организационному строению органов экономического управления регулирования для обеспечения институциональной устойчивости. Одним из таких подходов является формирование механизма согласования интересов хозяйствующих субъектов, обеспечивающего устойчивость функционирования экономического пространства в рыночных условиях. Развитие социально-экономической системы с учетом региональных особенностей крайне актуально для современной трансформационной экономики России, управленческая система которой характеризуется постоянным поиском, разработкой и совершенствованием приемов и методов воздействия на социально-экономические процессы.

Формирование системы согласования экономических интересов понимается как элемент развития институциональных основ рыночных преобразований и выступает одним из направлений повышения эффективности действия всей системы экономического управления, что свидетельствует о значимости исследования данных процессов. Осуществление эффективного функционирования сферы услуг, особенно такой специфической ее части, как бытовое обслуживание, невозможно без комплексного внедрения прогрессивных приемов и методов управления хозяйственной деятельности во всех сферах хозяйствования с учетом. В то же время в наиболее динамичных секторах экономики, к которым относится сфера услуг, совершенствование системы управления позволит достичь наибольших результатов в краткосрочной перспективе, тем самым апробировав проводимые изменения для последующего распространения на другие области хозяйственной деятельности. Наряду с этим, становление новых форм управления на региональных рынках позволит реализовать имеющийся экономический потенциал этого сектора экономики, способного стать одним из важнейших источников экономического роста.

В настоящее время развитый механизм саморегулирования рынка услуг еще не сформирован и особую остроту приобретают теоретико-методологические вопросы построения целостной системы управления институциональной устойчивостью на региональном уровне. Основой управления институциональной устойчивостью призваны стать механизмы саморегулирования рынка, развитая рыночная инфраструктура, основывающаяся на мощной системе информационно-аналитического обеспечения управленческой деятельности участников рынка, позволяющей выявлять основные тенденции его развития и осуществлять мониторинг текущих процессов и явлений. Построение подобной системы предполагает углубление и расширение изучения теоретических и методических вопросов управления институциональной устойчивостью региональных социально-экономических систем. В этой связи представляется весьма значимой задача развития теоретических основ, конкретных приемов и методов, позволяющих совершенствовать методы управления институциональной устойчивостью на региональном уровне, инфраструктурные элементы социально-экономической системы и разрабатывать соответствующие рекомендации по наиболее эффективному моделированию региональной системы управления рынком услуг. Постановка и решение данной задачи представляется своевременной и крайне актуальной научной проблемой исследования региональных социально-экономических систем.

Организационно-экономическое содержание управления институциональной устойчивостью можно рассматривать с нескольких теоретико-методологических позиций:

  • как экономическую категорию, которая обладает собственным содержанием и понятийным аппаратом;
  • в качестве комплексной функции и неотъемлемой части экономической политики государства;
  • как самостоятельный управленческий процесс и целостную систему воздействий на социально-экономические процессы и явления в сфере организации сервиса.

Управление институциональной устойчивостью - это регламентированная нормами права деятельность институтов рынка, базирующаяся на специфических принципах управленческого воздействия на проблемные ситуации в экономической системе. Как практическая деятельность управление институциональной устойчивостью представляет собой совокупность действий и операций по наблюдению за организационными и финансовыми сторонами деятельности субъектов хозяйствования и воздействие на них с применением специфических правовых, информационных, административных, финансовых и иных мер.

Методологической основой управления устойчивостью региональной инфраструктуры рынка выступает:

  • совокупность принципов, методов, приёмов по наблюдению, координации и согласованию финансово-хозяйственной деятельности предприятий, объединений, организаций, учреждений;
  • обеспечение законности хозяйственных операций со стороны экономических субъектов;
  • правильность и своевременность выполнения существующих договорных обязательств на ограниченных территориях;
  • должная постановка документооборота и продвижение прогрессивных стандартов хозяйственной деятельности.

Управление институциональной устойчивостью в системе государственного регулирования является одной из стадий управленческого цикла. Она представляет собой систему наблюдения, сопоставления, проверки и анализа проблемных явлений с целью оценки обоснованности и эффективности разрабатываемых и принятых управленческих решений, направленных на стабилизацию экономического развития, выявление степени их реализации, наличия отклонений фактических результатов от заданных параметров. Понятие управления институциональной устойчивостью регионам в узком смысле можно определить как систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования системы по индикаторам, характеризующим стабильную траекторию ее развития, а также выработки субъектами хозяйственной деятельности и государственной власти определенных корректирующих действий в случае возникновения дестабилизирующих явлений.

Исходным пунктом развития теоретико-методологического обеспечения управления институциональной устойчивостью региона является определение базовых принципов ее осуществления, установление целей и задач. Принципы управления институциональной устойчивостью выступают одним из фундаментальных понятий. Они характеризуют всю систему регулирования рынка как общепризнанные правила действий в проблемных ситуациях, возникающих в результате воздействия различного рода факторов. В то же время определяют строгие требования, согласно которым формируется и функционирует подсистема управления устойчивостью.

Методологической основой принципов управления институциональной устойчивостью выступают ключевые положения организации контроля в системе управления, к которым относятся: объективность, определенность, конкретность, взаимосвязь с другими принципами, нейтральность, экономичность, непрерывность, действенность, своевременность и др. Данные принципы концентрируют и фиксируют объективные закономерности функционирования общества и государства, выражают решающие условия целенаправленного развития системы государственного регулирования, реализацию принципов свободы, демократизма, законности и др., предопределяют объективную необходимость выполнения учетно-аналитической, статистической, контрольной деятельности инфраструктурных подсистем.

Распространено мнение, что модернизация начинается сверху, так в России было всегда. Но для того, чтобы эти импульсы продвигались в пространстве, должны быть сформированы условия для инициативы снизу - от регионов, имеющих конкурентные преимущества и выигрывающих от улучшения институтов. Если эта двуединая задача не будет реализована, модернизация в России вряд ли будет успешной и устойчивой.

Рецензенты:

Мишурова Ирина Владимировна, доктор экономических наук, профессор кафедры «Антикризисного и корпоративного управления» «РГЭУ (РИНХ)» «Ростовский государственный экономический университет» г. Ростов-на-Дону.

Библиографическая ссылка

Иванова Е.В., Радина О.И. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМОВ СОГЛАСОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ РЕГИОНАМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6151 (дата обращения: 20.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
  • Административное право: предмет, метод, основные способы регулирования отношений.
  • Большая чистка. Аваков люстрировал 15 милицейских региональных начальников
  • В современной рыночной экономике выделяют четыре типа рыночных структур.
  • В-42 Место и роль государства в политической системе общества?
  • Валовое национальное сбережение (ВНС) и валовое накопление (ВН) в системе национальных счетов.
  • Задачи РЭ.

    Одной из важнейших задач регионального развития является преодоление различий в уровне жизни населения отдельных регионов. Для выполнения этой задачи огромное значение имеют государственные программы хозяйственного развития отдаленных регионов с учетом их экономического уровня и особенностей. Формирование территориально-производственных комплексов на базе уникальных природных богатств.

    Общие региональные задачи для всех регионов - это реформирование структуры экономики, ее социологизация, преобладание депрессивного состояния отдельных регионов, создание социальной инфраструктуры, стабилизация экономики, освоение заброшенных земель, развитие межрегиональных транспортных систем, создание экологически безопасной обстановки.

    К числу новых задач региональной политики следует отнести всемерное развитие экспортных и импортозаменяющих производств, осуществление экономических реформ, создание рыночной инфраструктуры, приватизацию, развитие предпринимательства.

    Регион в системе рыночных отношений.

    Регион как хозяйственная система представляет собой часть территории, на которой развивается система связей и зависимостей между предприятиями и организациями. Основным объектом хозяйственного регулирования в условиях перехода к рыночной экономике и многообразия форм собственности выступает область (край, республика, автономная область и т.д.). Именно это звено обладает всеми признаками системы, в первую очередь свойством целостности . Область в качестве звена региональной экономики является субъектом федерации, т.е. обладает такими полномочиями в экономической, финансовой, правовой сферах, которыми не располагают звенья более низкого уровня иерархии - город, район, сельский населенный пункт. Эти права предоставлены отнюдь не формально, они лишь закрепляют те особые свойства, которые приобретает область в качестве хозяйственной системы. Представляется, что хозяйство региона необходимо рассматривать в качестве подсистемы народнохозяйственного комплекса, функционирующей в соответствии с общими требованиями развития российской экономики и учитывающей характерные региональные черты. Такой подход позволяет разграничить полномочия между центром и регионами, определять принципы хозяйствования.

    3. Предметом региональной экономики является изучение:

    Размещения производительных сил и социально-экономического развития регионов;

    Особенностей проявления экономических закономерностей в связи со спецификой конкретного региона;

    Размещения важнейших природно-экономических, демографических и экологических особенностей территорий;

    Бюджетной, налоговой и финансово-банковской системы региона;

    Межрегиональных, внутрирегиональных и межгосударственных экономических связей.

    Другими словами, важная составляющая предмета исследований региональной экономики - изучение территориального аспекта общественного воспроизводства. При этом, как научная область знаний, региональная экономика включает в себя:

    Исследование закономерностей размещения производительных сил и социальной инфраструктуры в рамках конкретной территории;

    Анализ, прогнозирование и обоснование региональной экономической политики с учетом общей стратегии социально-экономического развития и экологических требований;

    Изучение экономики регионов и межрегиональных экономических образований, а также территориальной организации хозяйства.

    4. Методы исследования региональной экономики

    Системно-структурный метод . Данный подход позволяет рассматривать любые территории как территориально-общественные системы разного иерархического уровня. Он способствует всестороннему и комплексному изучению целостных территориально-общественных систем, а также более глубокому выявлению их структуры и функций.

    С его помощью можно определять связи региональных исследований с теорией и практикой долгосрочного прогнозирования, территориального управления и рыночного регулирования.

    Метод группировок (статистический). Он представляет собой обобщение и анализ статистической информации о явлениях, присущих изучаемой территории.

    Сущность данного метода заключается в том, что по определенным качественным и количественным признакам выделяются группы (части). Применяется для изучения структуры социально-экономических явлений, происходящих в регионе, а также изменений, характерных для него в определенный период времени.

    Балансовый метод . Это расчетный метод для анализа, прогнозирования и планирования развития динамических систем с установившимися потоками ресурсов и продукции («затраты-выпуск», «производство-потребление», «ввоз-вывоз» и т. д.) и с детерминированными зависимостями между приходной и расходной частями. Это универсальный метод, который позволяет выявить соответствие региональных ресурсов и потребностей экономики в них. Составляются материальные, финансовые, трудовые, природно-ресурсные и другие балансы.

    Картографические методы . Эти методы являются традиционными для всех территориальных исследований. Они имеют длительный путь развития, постоянно изменяются и совершенствуются.

    Социально-экономическая карта является моделью изучаемого района и поэтому наиболее полно отражает структуру, функции и процессы данной территории. Карта несет огромную самостоятельную информацию, которую надо не только «зашифровать» при составлении, но и уметь прочитать и проанализировать заложенную в ней информацию.

    Исторический подход . Он позволяет вскрыть временной аспект изучаемой территории, выявить тенденции, динамику, эволюционный или революционный ход ее развития. Изучение разнообразных процессов развития и организации региона в пространственно-временном аспекте позволяет вскрыть основные закономерности и особенности размещения экономических объектов, их концентрацию и рассеивание, характер формирования границ.

    Современное демократическое общество не может развиваться без комплексного функционирования общественно-политических институтов, одним из которых является региональное управление. Это своего рода проводник, механизм обеспечения потребностей населения, который функционирует с учетом специфики экономико-социальных показателей конкретного субъекта РФ.

    Управление на местах

    Для нормальной жизнедеятельности отдельной территории огромное значение имеет слаженность системы управления. Каждый субъект Российской Федерации наделен необходимыми полномочиями в различных сферах общественной жизни - экономико-правовой, финансовой, социальной. Все вопросы, связанные с жизнеобеспечением проживающих на территории субъекта РФ граждан, решаются муниципальными властями. Управленческое звено несет ответственность перед населением и центральными органами власти за благополучие области, края, республики.

    Региональное управление - это не только представители государственной власти на местах, но и система местного самоуправления. Речь идет о самоорганизации граждан, принимающих участие в решении проблем населения. Местное самоуправление - это тесно связанная с государственными органами структура, которой делегированы отдельные полномочия для выполнения повседневных задач.

    Что такое регион?

    Четкого и однозначного определения данного термина не встретить ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Зачастую понятие «регион» отождествляется с «районом». Принципиальная разница между двумя этими терминами отсутствует, но в нормативно-правовых актах и юридической литературе чаще встречается понятие «регион». О нем упоминают часто географы, представители экономической и градостроительной сферы.

    Данный термин предполагает наличие одновременно нескольких критериев:

    • географического (расположение территории, площадь, численность проживающего населения);
    • индустриального (преобладающие виды деятельности, производства);
    • стадии урбанизации (характер застройки жилого сектора, наличие промышленных объектов, развитость инфраструктуры);
    • социологические (коммуникативные особенности, поведение лиц, проживающих на конкретной территории).

    Из-за наличия нескольких параметров передать значение термина «регион» одним определением невозможно. Регион - это комплексная сложная структура, которая должна рассматриваться как компонент территориальной организации народного хозяйства, системы расселения, социальной политики общества.

    С географической точки зрения, регионом является участок территории в административных границах одного государства, которая характеризуется наличием действующей системы органов регионального управления.

    Муниципальный менеджмент

    В широком смысле региональное управление - это административная политика каждого субъекта РФ. Под этим определением скрывается возможность регулирования поведения управляемых объектов государственной и негосударственной формы собственности, коммерческих организаций, должностных лиц путем использования различных экономических, административных, правовых и идеологических инструментов.

    Система регионального управления достигает своих целей, применяя методы стимулирования, запрета, принуждения, поощрения. Первостепенной задачей муниципального менеджмента является создание современных условий, безопасности, жизнеобеспечения, целостности и упорядоченности экономико-социальной системы. Их выполнение должно быть согласовано на всех уровнях регионального управления, а также соотноситься с общечеловеческими ценностями, способствовать улучшению качества жизни, гарантировать защиту прав и интересов граждан. Успешное управление субъектом РФ предполагает обеспечение демократии, социальной справедливости и достижений производственно-технического прогресса.

    Как показывает практика, стабильность в работе системы регионального менеджмента - это важное, но не первостепенное и не единственное условие. В первую очередь важно адаптировать управленческий механизм к любым модификациям системы, динамике развития региона и потребностям населения. Кроме того, эффективная модель муниципального управления требует создания качественной материальной базы и кадровых ресурсов.

    Задачи, которые стоят перед муниципальной властью

    Говоря о системе регионального управления, чаще имеют в виду форму менеджмента, которая является совокупностью принципов, методов и средств воздействия на хозяйственную деятельность субъекта РФ. В условиях современной отечественной практики муниципальный менеджмент - это социально-экономические процессы развития рыночных отношений. Порядок перехода от планово-распорядительной модели руководства к региональному менеджменту должен состоять из нескольких элементов:

    • решение социальных проблем и обеспечение условий для достойного уровня жизни населения - это должно стать главным ориентиром в деятельности муниципальных властей;
    • отношение к жизни человека как наивысшей социальной ценности;
    • формирование организационно-экономического пространства для самореализации и достижения хозяйствующими субъектами запланированных производственных целей;
    • расширение инвестиционной политики области, края, республики;
    • повышение спроса и предложений на рынке посредством изучения внутренних и межрегиональных потребительских запросов;
    • усовершенствование местного маркетинга с целью реализации проектов региона стратегического значения;
    • мониторинг статистической информационной базы для регулярного анализа социально-экономических, политических, экологических показателей на территории субъекта;
    • объективная оценка конечных результатов и проделанной работы, в зависимости от уровня экономических показателей региона (бюджетное финансирование, безработица населения, рациональность перераспределения доходов, экологические критерии, демографическая ситуация и пр.).

    Управление в регионах как научная дисциплина

    Региональное и территориальное управление также может рассматриваться как учебная дисциплина или научная отрасль. Теоретические аспекты социально-экономических процессов субъекта РФ лежат в основе муниципального менеджмента как системы научных знаний, устанавливающей принципы, методы, механизмы и инструменты управленческого процесса.

    Пока научный базис регионального государственного управления не сформирован до конца. Внедрение модели муниципального менеджмента зарубежных стран является нецелесообразным, поскольку не соответствует специфике административно-территориальной организации России с ее многообразием природно-климатических зон, национальностей, исторических особенностей, вероисповедания населения и т. д. В то же время перспектива использования опыта ведущих европейских держав может послужить образцом при проведении анализа собственной управленческой практики на местах. Кроме того, более эффективным решением может стать включение в систему регионального управления РФ отдельных элементов зарубежной практики.

    Муниципальный менеджмент регламентируется ФЗ и нормативно-правовыми актами вышестоящих исполнительных органов. Управление должно осуществляться с учетом развития рыночной системы экономики и гибким регулированием социальных процессов в регионе. Именно поэтому региональный менеджмент как научное направление используется для поиска и разработки соответствующих механизмов, методов и средств, способных обеспечить достижение запланированных показателей развития субъекта РФ.

    Цели управленцев

    Региональное управление - это сложная иерархическая система, которая зависит от рыночных принципов хозяйственного регулирования в области, республике, крае. При переходе к модели торговых отношений вертикальные (субординационные) связи стремительно разрушаются, уступая место модели горизонтальных (координационных) и межрегиональных связей.

    Следствием распространения рыночных отношений в аппарате регионального управления субъектов РФ меняются функциональные связи, что впоследствии приводит к дисфункции органов, сокращению численности штата, изменению организационной и иерархической структур. При этом значение опосредованных методов взаимодействия с вышестоящими субъектами и объектами усложняется их хозяйственными связями и имущественными отношениями. Все это является объективной основой для формирования и развития муниципального менеджмента, который, помимо задач планово-директивной системы, ставит перед собой следующие цели:

    • расширение условий для улучшения демографических показателей региона, повышения уровня и качества жизни;
    • социально-экономическая модернизация, анализ, программирование и прогнозирование развития хозяйства на любых уровнях регионального управления;
    • перераспределение финансовых средств, создание условий для укрепления экономической базы субъекта РФ и его муниципальных образований;
    • проведение новой экологической политики в регионе, предполагающей защиту окружающей среды;
    • реализация инвестиционных и научно-технических проектов;
    • усовершенствование модели рыночной инфраструктуры.

    Классификация объектов местной власти

    Существует целая классификация данной категории. Объекты менеджмента делятся по таким признакам:

    • по форме собственности и принадлежности объекта регионального управления: федеральная собственность, имущество муниципалитета и субъекта РФ;
    • по характеру продукции, производимой субъектом хозяйствования и конечному потребителю: сбыт произведенных товаров осуществляется внутри региона, продукция производится специально для экспорта или предполагается ее межрегиональное потребление;
    • по степени влияния субъекта хозяйствования (политические, экономико-правовые, социальные, культурные, экологические процессы);
    • по возможности применения условий для жизнедеятельности населения и удовлетворения потребностей населения вне производственной сферы (объекты здравоохранения, образования, культуре, социальной защиты и пр.).

    Если проанализировать приведенную классификацию объектов муниципального менеджмента, можно сделать вывод о том, что в данную категорию можно включить все предприятия региона, ведущие хозяйственную деятельность. При этом с точки зрения федерального законодательства, актами которого в своей деятельности руководствуются органы регионального управления, непосредственными объектами управления считаются различные организации, предприятия, инфраструктурные звенья, являющиеся собственностью субъектов РФ. Они предназначены для воспроизведения условий жизнедеятельности населения региона вне производственной сферы. На указанные объекты муниципальный менеджмент воздействует прямо, а на субъекты хозяйствования - опосредовано.

    Современная модель муниципального менеджмента

    В каждом регионе есть свой законодательный орган - местный парламент, который издает нормативно-правовые акты, распространяющие свое действие на всей территории субъекта РФ. Законы о региональном государственном управлении позволяют управленцам на местах принимать собственные конституции, избирать президентов. В то же время федеральная власть в регионах ограничена, поскольку носит подчиненный характер в системе централизованной исполнительной власти, что закреплено на конституционном уровне.

    Во всех субъектах РФ действует система двойного регионального управления. Главными в этой структуре являются федеральные органы. На территории региона государственные структуры занимаются общегосударственными вопросами, принимают нормативно-правовые акты, действие которых распространяется на территории указанного субъекта РФ, управляют подведомственными органами. Таким образом, федеральные органы осуществляют управление на местах по вопросам, отнесенным Конституцией к их компетенции.

    У муниципального менеджмента есть ряд полномочий, которые позволяют ему создавать отдельные ведомства, службы, организации. При этом государственные органы ограничены не только строго установленной компетенцией, но и конкретной территорией.

    О местном самоуправлении

    В каждом административно-территориальном округе свою работу ведут органы местного самоуправления, которые руководствуются соответствующими законами о самоорганизации населения. Причем в каждом регионе действуют свои нормативно-правовые акты. На федеральном уровне устанавливаются только общие принципы.

    Местное самоуправление отчасти можно назвать автономным механизмом регионального управления. Жилищные, экономические и социальные вопросы, проблемы здравоохранения и образования входят в сферу полномочий местного самоуправления. Кроме того, государственные власти субъекта РФ имеет право по своему желанию поручить выполнение отдельных функций самоорганизации населения. Однако делегируя отдельные полномочия, федеральные власти обязаны гарантировать финансирование, необходимое для реализация поставленных задач.

    Что касается исполнительной власти в регионах, то ее не выбирает местное самоуправление. Губернатора области, края, республики назначает Президент РФ. В российских регионах местные власти избирают свое правительство. Губернатор, поставленный президентом РФ, самостоятельно назначает главу правительства, которое решает основные социально-экономические вопросы.

    Подведомственные региональные органы

    В каждой нише регионального управления свое место занимают органы, которые не относятся к структуре местных администраций и правительств, не подчиняются губернатору и выбранному им правительству, но взаимодействуют с органами представительной власти для осуществления своей деятельности. Эти структуры реализуют федеральные функции управления на территории субъектов РФ в рамках компетенции, возложенной на них Конституцией РФ для обеспечения общегосударственных и национальных интересов. К ним относятся региональные управления таможенной службы (ФТС), налоговой службы (ФНС), правоохранительные органы, подразделения МЧС, антимонопольной службы (ФАС), Роспотребнадзора и других органов, занятых в сфере:

    • экономико-финансового управления;
    • имущественных отношений;
    • внешнеэкономических связей;
    • промышленности;
    • агропромышленного комплекса;
    • управления жилищно-коммунальным хозяйством;
    • здравоохранения;
    • образования;
    • культуры;
    • соцзащиты населения и др.

    Причем каждый государственный орган в регионе - это целая система со своим субординационным устройством. Например, высшие позиции в структуре регионального управления образования занимает Министерство образования и науки РФ, а подчиняются ему областные, краевые, республиканские департаменты. Тем, в свою очередь, подведомственны городские управления образования в городских округах, районные комитеты и т. д. Также эти бюджетные организации занимаются проведением молодежной политики государства в субъектах РФ.

    Отдельного внимания заслуживает вопрос регионального управления отходами. Сегодня в России на всех уровнях государственного управления отсутствует единая концепция по решению вопросов, связанных с переработкой мусора. Главной причиной отсутствия координации в данном вопросе является несовершенство законодательной базы. Кроме того, управление отходами на уровне субъектов РФ сопряжено с уровнем экономической активности региона, изменением демографической ситуации, уровнем жизни населения, общей структурой производства и потребления.

    Разделение полномочий

    Одним из самых сложных вопросов, с которым приходится сталкиваться в управленческой деятельности, связан с соблюдением границ компетенции федеральных региональных управленцев и местного самоуправления. В большинстве регионов муниципалитеты стремятся к расширению полномочий и захвату федеральной компетенции. Нередко и государственные административные органы вмешиваются в сферу самоорганизации населения.

    Разногласия в разделении управленческих полномочий служат причиной сложностей в координации деятельности как муниципалитетов, так и региональных администраций. Нередко проблему усугубляет отсутствие четких инструкций в процессе осуществления совместных полномочий. В конституциях субъектов они обычно представлены общими формулировками, без конкретного разделения прав и обязанностей. С данной целью федеральные органы и субъекты местного самоуправления заключают договоры о разделении сфер деятельности. В результате таких соглашений одни полномочия передаются федерации, а другие - муниципалитету. В подписании договора могут принимать участие две стороны (региональная администрация и местное самоуправление). Иногда третьим участником соглашения выступает другой субъект РФ, территориально расположенный в границах конкретного региона (например, Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).

    Двусторонние соглашения о распределении компетенции заключаются между Правительством РФ и органами исполнительной власти регионов. В рамках административно-федеративного устройства и автономности местного самоуправления приоритетными направлениями должны стать разработки по внедрению системы мер, которые обеспечили бы мотивацию управленческих органов на всех уровнях регионального управления России. В данном вопросе важно учитывать также площадь области и темпы наращивания экономического потенциала.

    Финансовая помощь, предоставляемая из федеральных бюджетов, должна стать инструментом политики субъектов. Цель такой помощи - стимулирование экономического развития неблагополучных районов, но вместе с тем важно обеспечить динамику развития более успешных по всем показателям регионов в темпах, не ниже прежних.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Закономерности размещения производительных сил как наиболее общие отношения между производительными силами и территорией. Принципы и критерии оценки эффективности и рациональности размещения производственных сил, основные факторы данного процесса.

      курсовая работа , добавлен 04.06.2013

      Определенные закономерности в размещении производительных сил. Взаимодействие законов общественного развития на определенном историческом этапе. Пространственное распределение производства в период экономического развития страны.

      реферат , добавлен 29.11.2006

      Основные принципы и критерии размещения производственных объектов: близость к потребителю, деловой климат, общие издержки. Методы и закономерности размещения промышленных предприятий, факторы влияния на данный процесс. Размещение объектов сервиса.

      курсовая работа , добавлен 27.03.2013

      Сущность, функции государственного бюджета и факторы, влияющие на его содержание. Историческое развитие бюджетной системы в Республике Беларусь и особенности ее функционирования в переходном периоде. Методы экономического регулирования рыночных отношений.

      реферат , добавлен 16.05.2009

      Научно-теоретические основы ценообразования, его основные функции и принципы, налоговые и другие факторы влияния на данный процесс. Система и структура цен, закономерности их формирования. Особенности ценообразования на фондовых биржах, трансфертного.

      учебное пособие , добавлен 23.12.2010

      Принципы размещения отраслей промышленности и факторы, влияющие на данный процесс. Модели размещения отраслей промышленности: Тинбергена, Шеффера, Вебера, обоснование практической эффективности в переходной экономике современной Российской Федерации.

      курсовая работа , добавлен 23.12.2013

      В основу региональной экономики входят балансы регионального производства и потребление основных видов продукции. Экономико-математическое моделирование. Метод системного анализа. Закономерности, принципы и факторы развития и размещения производства.

      регионалистика производственный размещение управление

      Кардинальная реформа управления экономикой государства, замена административно-командных методов экономическими, переход хозяйственных субъектов (предприятий, АО и др.) к самостоятельной деятельности, введение разнообразных форм собственности требуют научного обоснования формирования управленческой структуры региона. Заметно меняются подходы и методы хозяйствования. Появились новые организационно-хозяйственные структуры: холдинговые компании, ФПГ, консорциумы и т.д. Одной из актуальных проблем функционирования региона становится поиск оптимальных соотношений между федеральным и муниципальным управлением, региональным планированием и рыночными товарно-денежными отношениями. Конституция РФ создала предпосылки для децентрализации процессов управления реформой, перенесения на уровень регионов ее основных направлений.

      Модели поведения у разных регионов существенно различаются, и от этого зависит, способ управления ими. Те из них, которые имеют полезные ископаемые, богатые природные ресурсы, стоят на позиции, что природные ресурсы являются их собственностью, и прибыль, которую они получают от их добычи, принадлежит в первую очередь регионам. Развитые индустриальные центры (Петербург, Москва) пытаются наладить экспортные операции. Регионы стали объединяться в региональные ассоциации для того, чтобы выжить или противостоять центру, или уравняться в правах с республиками.

      Изменилось геополитическое положение России, и получилось, что за ее пределами остались месторождения марганца, титана, две трети мощности портового хозяйства, пограничные железнодорожные станции со сложным таможенным хозяйством, с одной стороны, и с другой - появились десятки новых необорудованных пограничных станций, все это вызвало ряд экономических, политических и иных проблем.

      Учитывая вышеизложенное, необходимо формирование новых подходов в управлении экономикой регионов и страны в целом, и, прежде всего, ее государственного регулирования.

      Государственное регулирование экономики - это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям. Оно выступает как составная часть регионального процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и т.п.

      В экономике принято различать два способа регулирования: косвенные (экономические) и прямые (административные) методы государственного воздействия. Преобладают экономические методы, среди которых в первую очередь выделяют денежно-кредитную политику. Основные инструменты денежно-кредитной политики - норма обязательных резервов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции Центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют государству достойно противостоять инфляции, регулировать процентные ставки, а через них - инвестиционный процесс как в стране, так и в регионах, производство и занятость, оказывать ощутимое воздействие на движение курс, акций.

      Значительная роль отводится налоговой политике, без которой невозможно наладить эффективное стимулирование экономического роста и организовать распределение доходов. К налоговому регулированию присоединяется политика государственных расходов, помогающая осуществить структурные преобразования производства, сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы вынужденной безработицы. Через механизм налогообложения и государственных расходов по социальному обеспечению все большая доля национального дохода передается от относительно богатых к относительно бедным слоям населения.

      Экономические методы регулирования адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее - косвенно на производителей и потребителей товаров и услуг. Так, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что в свою очередь способствует повышению цен и заставляет товаропроизводителей увеличивать объем предложения. Косвенные методы управления действуют, таким образом, через рынок, посредством рыночных механизмов.

      К административным методам регулирования экономики следует отнести прямой государственный контроль над монопольными рыками, где государственная монополия признана естественной, оправдано полномасштабное администрирование. Здесь имеется в виду директивное планирование производства, издержек и цен, прямой контроль над качеством и потребительскими свойствами товаров и услуг, гарантированное материально-техническое снабжение (фундаментальная наука, оборона, энергетика, железные дороги и т.д.).

      Таким образом, административное регулирование необходимо при разработке жестких стандартов, гарантирующих населению жизнь в условиях экономической безопасности, при установлении гарантированного минимума заработной платы и пособий по безработице, при выработке нормативных актов, направленных на защиту национальных интересов в системе мирохозяйственных связей.

      Помимо экономических и административных методов управления экономикой существуют также виды управления, которые можно характеризовать как отдельные технологические операции управления, составляющие в своем единстве процесс управления. К ним относятся:

      • 1. Экономический анализ, представляющий первоначальное изучение, исследование экономических процессов, их протекание в ретроспективе, то есть в прошлом, установление устойчивых тенденций, выявление проблем.
      • 2. Прогнозирование - научное предвидение хода событий, построение гипотезы, сценария, модели экономических процессов, которые могут иметь место в будущем. Прогнозирование крайне необходимо в качестве одной из начальных стадий управления, чтобы оценить, к чему могут привести управленческие воз действия, каковы их ожидаемые благоприятные и неблагоприятные последствия.
      • 3. Планирование - одна из важнейших функций и составных частей управления экономикой. Планирование - это построение плана, способа будущих действий, определение экономической траектории, то есть содержания и последовательности шагов, ведущих к намеченной цели, установление конечных результатов. В отличие от прогноза, план w гипотеза, а установка, задание. Экономические планы обычно содержат набор показателей, которые должны быть достигнуты в результате осуществления плана.
      • 4. Экономическое программирование представляет разработку и принятие экономических и социальных программ, которые иногда называют целевыми, комплексными. Программа такого рода близка к плану, но это план, ориентированный на решение одной проблемы или достижение одной цели.
      • 5. Организация производства и труда представляет настолько широко распространенную форму управления, что ее иногда отождествляют с управлением в целом. Сущность организации состоит в упорядочении, согласовании, регламентации действий исполнителей, участвующих в общем, деле.
      • 6. Учет как часть управления и его вид представляет документальную фиксацию состояния объекта управления располагаемых экономических ресурсов, материальных ценностей, денежных средств. В управлении предприятием и предпринимательством определяющую роль играет бухгалтерский учет.
      • 7. Контроль является замыкающим элементом в цепочке видов форм, функций управления. Под контролем подразумеваются активное слежение за исполнением управленческих воздействий, проверка соблюдения законов, правил, постановлений, других нормативных актов, то есть документов, регулирующих и регламентирующих экономическую деятельность.

      Среди перечисленных видов и функций управления ведущее место принадлежит планированию и прогнозированию.

      Предвидение социально-экономической ситуации в регионе на перспективу и выработка на этой основе региональной политики как комплекса стратегических управленческих решений - в этом и есть назначение плана развития региона. При разработке прогнозов социально-экономического развития регионов можно выделить два этапа принятия управленческих решений: проведение экономической диагностики регионального воспроизводственного процесса; разработка текущих (на год), среднесрочных и долгосрочных прогнозов (программ), то есть определенные на первом этапе параметры увязываются с финансовыми и материальными ресурсами и разрабатывается хозяйственный механизм их реализации.

      Важнейшая задача регионального планирования - выявить систему приоритетов и сопоставить их с имеющимися ресурсами. Основные методы регионального планирования: метод поискового прогнозирования, программно-целевые методы, балансовый метод и метод оптимизации.

      Метод поискового прогнозирования - это наиболее вероятное предположение о состоянии регионального объекта или явления (например, ТПК) на определенную дату в будущем. Поисковые, изыскательские методы включают написание сценариев, историческую аналогию, анкетирование, экспертную оценку, экстраполяцию и т.д. Метод экстраполяции временных рядов, например, основан на том, что законы роста, действующие в прошлом, будут определять также и будущий рост либо идентичным образом, либо с незначительными отклонениями. Г лавный недостаток данного метода заключается в неполном учете новых открытий и изобретений, а также нового хозяйственного освоения территории. Это происходит потому, что прогнозируется лишь количественный рост существующих явлений и процессов. Однако с помощью взвешенной регрессии можно осуществить адаптивный прогноз, в ходе которого поступающая новая информация непрерывно используется для корректировки оценок прогнозируемых величин, что позволяет учесть основные нововведения и территориальные сдвиги в развитии производительных сил.

      Программно-целевые методы являются эффективным средством государственного воздействия на реализацию структурной политики, решения сложных приоритетных задач экономического и социального развития. Федеральные целевые программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых задач в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации и требующих государственной поддержки.

      Перечень федеральных программ формируется исходя из приоритетных направлений социально-экономического развития страны, оценки состояния экономики и федерального бюджета в очередном финансовом году, социально-политической значимости программ, экологической безопасности и степени готовности программ к их реализации. К числу важнейших программных задач относятся:

      • - решение проблем, имеющих большую социальную значимость, включая проблему повышения экологической безопасности;
      • - поддержка эффективных и конкурентоспособных производств при последовательном свертывании бесперспективных и устаревших производств;
      • - обеспечение более эффективного и экономичного использования всех видов ресурсов, сохранение ценного накопленного научно-технического потенциала;

      преодоление структурных деформаций, сбалансированность производства и платежеспособного спроса;

      Ускорение адаптации предприятий к рыночным условиям, диверсификация экспортного потенциала.

      Структура ассигнований на реализацию программ меняется в сторону увеличения удельного веса средств из внебюджетных источников, включая частный капитал и иностранные инвестиции.

      Балансовый метод предполагает согласование потребности и ресурсов в масштабе региона, отрасли, страны. В его основе прогрессивные технико-экономические нормативы, разработанные с учетом влияния новых условий производства и потребления, особенно научно-технического прогресса.

      Балансовый метод используется при формировании спроса и предложения на рабочую силу, разработке бюджета региона, в межрегиональном обмене ресурсов в виде шахматной таблицы корреспонденции ввоза и вывоза и т.д.

      Метод оптимизации означает выбор наиболее эффективного варианта развития в соответствии с некоторыми критериями оптимальности и при определенных ограничениях. Процесс оптимизации складывается из следующих основных этапов: постановка обшей задачи; подготовка исходной информации; решение задачи; анализ полученных результатов.

      Постановка задачи заключается в ее экономической и математической формулировке, в определении крута решаемых проблем, возможных вариантов развития системы, в формулировке условий и критерия оптимальности. Для составления оптимальной схемы снабжения продукцией применяют закрытую модель транспортной задачи, для определения размещения предприятия - открытую. Первая характеризуется равенством мощностей поставщиков и спросов потребителей, во второй - суммарная мощность всех поставщиков значительно больше суммарного спроса всех потребителей, что обеспечивает широкий диапазон допустимых программ размещения производства в регионе.

      Комплексность означает взаимоувязанное планирование всех сторон деятельности региона.

      При переходе на региональное управление нужно руководствоваться следующими принципами:

      • 1. Принцип самостоятельности. Каждый регион (республика, область, край) должен обладать экономическим и социальным суверенитетом, относительной самостоятельностью при решении стратегических и тактических задач социально-экономического и политического развития территории. Это не означает замкнутости районов, так как все они являются звеньями территориального раз деления и интеграции труда.
      • 2. Принцип саморазвития. Все регионы должны развиваться на основе разрешения внутренних противоречий, с использованием местного потенциала (внутренняя неоднородность регионов, противоречия между ПС и ПО, прогрессивной и устаревшей технологией и т.д.).
      • 3. Принцип самообеспечения. Предполагает введение регионального рынка и полного обеспечения продуктами и товарами первой необходимости как за счет собственного производства, так и за счет продукции других регионов. Все регионы должны стремиться к более полному обеспечению населения услугами социальной и производственной инфраструктуры.
      • 4. Принцип делегирования. Районы низших таксономических рангов делегируют вышестоящим не только управленческие функции, но и часть территории (например, для линейной инфраструктуры, для размещения объектов министерства обороны и др.), отдельные объекты и т.д. Причем делегирование происходит за определенную плату, поступающую в бюджет местных органов управления.
      • 5. Принцип самоуправления. В каждом районе должен функционировать соответствующий орган самоуправления с соответствующими правами и функциями.
      • 6. Принцип самофинансирования. Местный бюджет регионов, формируемый за счет налогов, отчислений от прибылей предприятий, платы за ресурсы и другого, должен обеспечивать все расходы по комплексному социальному развитию территории.
      • 7. Принцип социальной законности. Для активной реализации прав каждого человека и деятельности всех хозяйственных объектов, а также всей полноты представительной и исполнительной власти и муниципалитетов нужен пакет постановлений по территориальному развитию.

      Введение региональных экономических отношений как одного из методов регионального управления вызывает множество вопросов, связанных со степенью самостоятельности и самообеспечения, с разделением функций централизованного, республиканского, регионального и локального регулирования, со структурой управленческих органов и т.д.; особенно обострились проблемы формирования региональных бюджетов, их взаимоотношений с бюджетами районов более высокого и более низкого рангов. Но об этом мы будем говорить в следующем параграфе данной работы.

    Похожие публикации