Надзор за рынком ценных бумаг. Управление и контроль на рынке ценных бумаг Особенности государственного контроля на рынке ценных бумаг
Беларусь характеризуется довольно обширной системой государственного регулирования рынка ценных бумаг. К числу основных государственных органов, определяющих правила деятельности на рынке ценных бумаг, относятся:
Президент, Национальное собрание, Совет Министров, которые формируют фондовый рынок на основе принятия соответствующих законов и нормативно-правовых актов, разрабатывают стратегию развития рынка ценных бумаг в республике, осуществляют контроль за его развитием. При Правительстве Республики Беларусь создан Совет по ценным бумагам, куда вошли представители Министерства финансов, Национального банка, Мингосимущества, других заинтересованных министерств и ведомств, который координирует деятельность этих органов;
Национальный банк и Министерство финансов Республики Беларусь, выполняющие две функции. Первая функция - это собственно регулирование фондового рынка посредством издания законодательных актов. Вторая - непосредственное участие на рынке ценных бумаг. Национальный банк является агентом правительства по размещению государственных займов, организатором вторичного рынка государственных ценных бумаг и одновременно финансовым посредником на нем по поручению правительства, выпускает собственные ценные бумаги, выполняет функции депозита рия, осуществляет платежи, связанные с обслуживанием внутреннего государственного долга в форме ценных бумаг. Министерство финансов участвует на рынке ценных бумаг в качестве представителя эмитента (государства) для организации выпусков государственных ценных бумаг;
Государственный комитет по ценным бумагам Республики Беларусь, в функции которого входят:
государственное регулирование, контроль и надзор за рынком ценных бумаг, их выпуском и обращением, а также за профессиональной деятельностью по ценным бумагам;
регистрация выпусков ценных бумаг;
лицензирование профессиональной деятельности по ценным бумагам;
Мингосимущество Республики Беларусь определяет порядок выпуска и обращения приватизационных чеков, а также отбирает предприятия, подлежащие акционированию, осуществляет регулирование и контроль за деятельностью чековых и инвестиционных фондов, регистрацию выпусков их ценных бумаг и ценных бумаг акционируемых предприятий;
Министерство экономики, Государственный налоговый комитет, Государственный таможенный комитет, издающие законодательно-нормативные акты, касающиеся функционирования фондового рынка.
В 2006 году Комитет по ценным бумагам изменил принципы планирования и организации контрольной деятельности за соблюдением законодательства по ценным бумагам. В настоящее время проверки участников рынка ценных бумаг в целях оперативного регулирования рынка ценных бумаг проводятся по определенным тематическим направлениям. Так, основным направлением контрольной деятельности во втором полугодии 2006 года было определено проведение проверок акционерных обществ на предмет соблюдения ими законодательства при приобретении и отчуждении акций собственного выпуска.
В ходе проведенных проверок, а также анализа данных, полученных из депозитарной системы и предоставленных непосредственно акционерными обществами, было выявлено значительное необоснованное отвлечение средств акционерных обществ вместо их направления на развитие предприятия, пополнение запасов оборотных средств либо решение социально-экономических задач. Сводные данные о количестве проведенных проверок за 2006 год приведены в таблице 3.
Таблица 3. Сводные данные о количестве проведенных проверок за 2006 год
Проведено проверок |
||||||
Эмитентов |
Профучастников |
филиалов АСБ "Беларусбанк" |
Прочие (векселедатели, предприятия РУП «Белорусские лотереи» и т.д.) | |||
В том числе депозитариев |
||||||
Брестская | ||||||
Витебская | ||||||
Гомельская | ||||||
Гродненская | ||||||
Могилевская | ||||||
Центральный аппарат | ||||||
В целом среди основных видов нарушений за 2006 год можно выделить следующие:
Несвоевременное представление отчетности – 64,2%;
Несвоевременная регистрация ценных бумаг – 34,5%;
Иные нарушения (в том числе нарушения вексельного законодательства) – 1,3%.
За нарушения законодательства, регулирующего рынок ценных бумаг, на 275 обществ были составлены протоколы, из них 246 обществам вынесены постановления о наложении штрафных санкций за нарушения законодательства о ценных бумагах на общую сумму 96,5 млн. бел. рублей, 29 обществам вынесено предупреждение. В таблице 4 приведены данные о нарушениях за отчетный период в разрезе областей по сравнению с соответствующим периодом 2005 года.
Таблица 4. Данные о нарушениях в разрезе областей.
Территориальное подразделение |
Всего постановлений |
Сумма санкций тыс. руб./предупр. |
||
Брестская инспекция | ||||
Витебская инспекция | ||||
Гомельская инспекция | ||||
Гродненская инспекция | ||||
Минская городская инспекция | ||||
Минская обл. инспекция | ||||
Могилевская инспекция | ||||
Центральный аппарат | ||||
В рамках выполнения надзорных функций в отчетном периоде контроль за профучастниками и фондовой биржей в отчетном периоде, в основном, производился посредством обработки и анализа их отчетности. В результате были выписаны предписания 19 профучастникам за нарушение требований финансовой достаточности. Семи из них за неустранение данных нарушений лицензии были аннулированы.
В целях укрепления безопасности функционирования депозитарной системы Республики Беларусь в 2006 году осуществлены следующие мероприятия:
Организовано резервное копирование информации о владельцах ценных бумаг в РУП "Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг";
Проведены проверки осуществления депозитариями второго уровня депозитарного учета акций ОАО, созданных в процессе разгосударствления и приватизации, перешедших на депозитарное обслуживание от депозитариев, лишенных лицензии;
Ужесточены нормы по процедуре замены депозитария эмитента (подписание акта приема-передачи списка владельцев ценных бумаг производить дополнительно с участием эмитента и РУП "Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг".
По результатам материалов проверок и выявленных нарушений, оформленных протоколами, проведено 14 заседаний Комиссии по экономическим санкциям. Всего в 2006 году Комитетом по ценным бумагам в государственный бюджет перечислено 1019,4 млн. бел. рублей, в том числе за:
Регистрацию ценных бумаг эмитентов – 760701,6 тыс. бел. рублей;
Аттестацию – 196063 тыс. бел. рублей;
Лицензирование – 5520,7 тыс. бел. рублей;
Штрафные санкции – 56131,1 тыс. бел. рублей;
Конфискованные ценные бумаги – 1000 тыс. бел. рублей;
Полученные проценты банка – 31,9 тысяч белорусских рублей.
В целях обеспечения прозрачности рынка ценных бумаг в 2006 году Комитет по ценным бумагам проводил целенаправленную деятельность по созданию системы раскрытия информации. Одним из ее результатов стало значительное увеличение количества эмитентов, предоставляющих информацию об итогах своей деятельности (на сегодняшний день - порядка 95% общего количества ОАО; отчеты не представлялись вновь созданными акционерными обществами и обществами, находившимися в стадии ликвидации).
На протяжении отчетного периода в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23.06.2004 № 350 «Об упорядочении работы с отдельными видами имущества, обращенного в доход государства» и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20.09.2004 № 1169 «О полномочиях по учету, оценке и реализации (погашению) арестованных, конфискованных или обращенных в доход государства иным способом ценных бумаг» проводилась постоянная работа по учету, оценке и реализации (погашению) ценных бумаг, арестованных, конфискованных или обращенных в доход государства.
Одним из направлений контрольной деятельности Комитета по ценным бумагам является надзор за соблюдением законодательства при организации биржевых торгов ценными бумагами и совершении сделок на фондовой бирже, за соблюдением правил допуска ценных бумаг к торгам на бирже. Данные функции, а также контроль за достоверностью предоставляемой информации ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» в отчетном периоде осуществлял главный государственный биржевой инспектор.
В 2006 г. Комитетом по ценным бумагам выдано 202 свидетельства на размещение ценных бумаг 135 белорусских эмитентов вне территории Республики Беларусь на общую сумму 64,4 млрд. бел. руб. Данные по размещению ценных бумаг белорусских эмитентов вне территории Республики Беларусь в целом по республике за 2006 г. приведены в табл. 5.
Таблица 5. Данные по размещению ценных бумаг белорусских эмитентов вне территории Республики Беларусь в целом по республике за 2006 г.
Показатели |
В % к прошлому году |
||
Выдано свидетельств (штук), | |||
в т.ч. ЗАО | |||
Кол-во эмитентов (ед-ц), | |||
в т.ч. ЗАО | |||
Кол-во ценных бумаг (штук), | |||
в т.ч. ЗАО | |||
Общая сумма размещения (млн.р.), | |||
в т.ч. ЗАО | |||
По результатам рассмотрения документов 2 ЗАО отказано в выдаче свидетельств на размещение ценных бумаг вне территории Республики Беларусь по причинам несоблюдения законодательства, регулирующего рынок ценных бумаг. Структура размещения ценных бумаг белорусских эмитентов за 2006 год вне территории Республики Беларусь в разрезе стран отражена в табл. 6.
Таблица 6. Структура размещения ценных бумаг белорусских эмитентов за 2006 год вне территории Республики Беларусь в разрезе стран
Сумма размещения по номиналу (млн. бел. руб.) |
Доля от общей суммы размещения (млн. руб.) |
|
Великобритания | ||
Швейцария | ||
Сент-винсент и Гренадины | ||
Болгария | ||
Прочие (9стран) | ||
Отраслевая структура эмитентов, акции которых вывозились в 2006 году, представлена в табл. 7.
Таблица 7. Отраслевая структура эмитентов, акции которых вывозились в 2006 году
Кол-во эмитентов данной отрасли, ценные бумаги которых размещались вне территории Республики Беларусь в 2006 году |
Номинальная сумма размещения (млн. бел. руб.) |
% от общей суммы размещения |
|
1. Торговля | |||
2. Страхование, финансовое посредничество, операции с недвижимым имуществом | |||
3. Пищевая промышленность | |||
4. Строительство | |||
5. Производство машин и оборудования | |||
7. Производство неметаллических минеральных продуктов | |||
8. Металлургическое производство | |||
9. Транспорт | |||
10. Производство изделий из дерева (включая производство мебели) | |||
11. Услуги в области гостиничного, ресторанного и туристического бизнеса | |||
12. Наука и технологии | |||
14. Издательская и полиграфическая деятельность | |||
За отчетный период Комитетом по ценным бумагам было выдано 9 свидетельств на размещение ценных бумаг иностранных эмитентов на территории Республики Беларусь.
Выводы: К числу основных государственных органов, определяющих правила деятельнос ти на рынке ценных бумаг, относятся:
Президент, Национальное собрание, Совет Министров, кото рые формируют фондовый рынок на основе принятия соответству ющих законов и нормативно-правовых актов, разрабатывают стра тегию развития рынка ценных бумаг в республике, осуществляют контроль за его развитием.
Национальный банк и Министерство финансов Республики Беларусь, выполняющие две функции. Первая функция - это собственно регулирование фондового рынка посредством издания за конодательных актов. Вторая - непосредственное участие на рын ке ценных бумаг.
Государственный комитет по ценным бумагам Республики Бе ларусь, в функции которого входят:
государственное регулирование, контроль и надзор за рын ком ценных бумаг, их выпуском и обращением, а также за профессиональной деятельностью по ценным бумагам;
регистрация выпусков ценных бумаг;
лицензирование профессиональной деятельности по ценным бумагам;
Мингосимущество Республики Беларусь определяет порядок выпуска и обращения приватизационных чеков, а также отбирает предприятия, подлежащие акционированию, осуществляет регули рование и контроль за деятельностью чековых и инвестиционных фондов, регистрацию выпусков их ценных бумаг и ценных бумаг акционируемых предприятий;
Министерство экономики, Государственный налоговый коми тет, Государственный таможенный комитет, издающие законодательно-нормативные акты, касающиеся функционирования фондового рынка.
В целях укрепления безопасности функционирования депозитарной системы Республики Беларусь в 2006 году осуществлены следующие мероприятия:
- организовано резервное копирование информации о владельцах ценных бумаг в РУП "Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг";
- проведены проверки осуществления депозитариями второго уровня депозитарного учета акций ОАО, созданных в процессе разгосударствления и приватизации, перешедших на депозитарное обслуживание от депозитариев, лишенных лицензии;
- ужесточены нормы по процедуре замены депозитария эмитента (подписание акта приема-передачи списка владельцев ценных бумаг производить дополнительно с участием эмитента и РУП "Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг";
Основными направлениями деятельности Комитета по ценным бумагам и его территориальных подразделений в 2007 году должны быть:
1.Разработка и совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей рынок ценных бумаг.
2.Государственный контроль и надзор за функционированием рынка ценных бумаг.
3.Государственная регистрация выпусков ценных бумаг и лицензирование профессиональной и биржевой деятельности.
ФАКТОРЫ ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ
    За счет эмиссии корпоративных ценных бумаг в странах с развитой экономикой финансируется от 10% до 40% общего объема внебюджетных инвестиций, в России же пока менее 1%1. Такая относительно низкая эффективность отечественного фондового рынка обусловлена действием ряда внешних по отношению к рынку ценных бумаг факторов, затрудняющих привлечение капиталов инвесторов в реальный сектор экономики на данном этапе ее развития. К ним относятся: политическая нестабильность в стране, слабость законодательной базы, защищающей интересы инвесторов, недостаточная развитость инфраструктуры фондового рынка и другие.
    Наконец, разразившиеся в стране в августе 1998 г. финансово-бюджетный и валютный кризисы привели к значительным финансовым потерям инвесторов и, как следствие, кризису доверия инвесторов к рублевым финансовым инструментам. Преодоление действия этих факторов - задача государственных институтов и, прежде всего, правительства РФ и Банка России.
    Вместе с тем существуют также внутренние по отношению к рынку ценных бумаг факторы, оказывающие на него негативное влияние независимо от состояния экономики и политической обстановки в стране. К ним относятся: манипулирование ценами, торговля с использованием служебной информации, недобросовестные действия брокеров по отношению к своим клиентам и другие нарушения, противодействие которым является одной из форм защиты интересов инвесторов и, следовательно, актуальной функциональной задачей регулирующих органов и организаторов торговли.
    В целях противодействия нарушениям на рынках ценных бумаг организаторы торговли разрабатывают соответствующие системы надзора.
    Составными элементами систем надзора являются:
СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА
    Первые автоматизированные системы слежения за рынком возникли в США в начале 80-х годов, а к середине 90-х системами обладали практически все крупнейшие организаторы торговли на европейских и азиатских рынках капиталов. Как правило, системы мониторинга на торговых площадках создаются на основе уникальных технологий и не предназначены для тиражирования. При этом организаторы торговли не раскрывают информацию о своих системах, справедливо полагая, что ее раскрытие поможет потенциальным нарушителям.
    Автоматизированные системы слежения за рынком ценных бумаг состоят из двух функциональных частей:
    Системы генерации сигналов о необычных ситуациях на торгах могут быть созданы с использованием трех основных технологий:
    Автоматизированная система надзора на Нью-Йоркской фондовой бирже носит название ICASS - Integrated Computer Assisted Surveillance System. Она включает в себя два основных модуля:     В рамках ICASS информация, поступающая из двух подсистем, интегрируется для получения вероятностной оценки того, что необычное поведение финансового инструмента обусловлено инсайдерской торговлей или манипулированием ценами. В разработке системы участвовали внешние консультанты из ведущих американских университетов, среди которых были лауреаты Нобелевской премии. |
    1. Системы регистрации простых отклонений (Rule based systems).
    Сигналы генерируются в тех случаях, когда рыночные параметры финансовых инструментов (цена, объем и количество сделок в единицу времени) отклоняются от своих средних или ранее зафиксированных значений на установленную величину, заданную в абсолютном или относительном исчислении.
    Основной недостаток таких систем - чрезвычайно высокая вероятность, т.е. выдачи сигналов в случаях, когда не требуется вмешательства со стороны службы надзора. Таким образом, использование систем регистрации простых отклонений предполагает достаточно трудоемкую работу по анализу и сортировке полученных сигналов. Это снижает оперативность работы службы надзора и обусловливает необходимость содержать большой штат аналитиков.
    Несмотря на это, подобные системы получили широкое распространение благодаря простоте использования и возможности оперативного изменения настроек. Насколько нам известно, в настоящее время системы регистрации простых отклонений являются основным инструментом подразделений надзора на Австралийской, Франкфуртской и на других фондовых биржах.
    2. Системы, использующие принципы статистического анализа
(Statistical Rule based systems).
    Помимо простых отклонений при генерации сигнала могут быть использованы различные методы статистического анализа. Такие системы позволяют корректно учесть характерные внутридневные и сезонные ценовые колебания, а также засечь комбинированные события, т.е. случаи, когда ни один из отдельно взятых компонентов не выходит за границы обычного, но в сочетании они дают необычную картину. Например, операции
группы участников, действующих на основе предварительной договоренности. Систему используют специалисты службы надзора NASDAQ. Она получила название SWATs - The Stock Watch and Auto-mated Tracking system.
    3. Системы, основанные на сочетании различных методов анализа информации с применением экспертных технологий
(Complex systems).
    Работа систем основана на решении задач классификации, моделирования и распознавания образов, а также на использовании экспертных баз знаний, позволяющих учитывать косвенные связи между событиями. Подобные системы пока не нашли широкого применения, однако известно о попытках их создания на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE) и Американской фондовой бирже (AMEX).
    Как уже упоминалось, помимо системы генерации сигналов специа-листы служб надзора располагают информационно-аналитическим инструментарием, используемым для первичного анализа нестандартных ситуаций, возникших на торгах. Обычно для этих целей применяется широкий спектр средств визуализации, а также пакеты статистического анализа и различные информационные базы данных.
    Автоматизированные системы слежения за рынком - не единственный источник информации для служб надзора. Подозрение на наличие манипулятивных или инсайдерских сделок может быть вызвано жалобами инвесторов, сообщениями СМИ и информацией из других источников.
    Конгресс США, приняв в 1933, 1934 и 1940 г. соответствующее законодательство, основную ответственность за регулирование рынка ценных бумаг возложил на государственный орган - Комиссию по ценным бумагам и биржам. Однако существенную часть своих функций в области текущего надзора за рынком Комиссия передала СРО, т.е. биржам и NASD. Организаторы торговли вправе осуществлять расследования по фактам выявленных нарушений и готовить дела к слушанию в собственных арбитражных судах. Когда для расследования или принятия мер к нарушителям требуются полномочия государственного органа, дела передаются в Комиссию по ценным бумагам и биржам (в первую очередь это относится к случаям инсайдерской торговли)     (По материалам отчета о предпроектном исследовании ВЦ РАН.) |
    На фондовом рынке Германии сложилась несколько иная, отличная от американской, система регулирования. Здесь основными надзорными органами являются Федеральное ведомство по надзору за операциями с ценными бумагами и Государственные земельные комиссариаты, осуществляющие надзор за операциями на биржах, поделенных по территориальному признаку. Например, Комиссариат земли Хессен, контролирующий Франкфуртскую фондовую биржу, имеет собственную автоматизированную систему слежения за рынком и осуществляет практически весь спектр надзорных функций - от выявления фактов нарушений законодательства до подготовки дел к слушанию в судах. В составе Франкфуртской фондовой биржи тоже есть служба надзора, которая интегрирована во все этапы заключения биржевых сделок и осуществляет функции контроля за работой биржевого механизма. При обнаружении нарушений законодательства или нормативных актов регулирующих органов служба надзора обязана немедленно информировать Комиссариат, предоставив все необходимые для расследования материалы и изложив свою оценку обстоятельств.     (По материалам отчета о предпроектном исследовании ВЦ РАН.) |
    Департамент надзора на Австралийской фондовой бирже был создан в 1989 г. В настоящее время в его работе задействованы 38 сотрудников, разделенных на три отдела. Департамент оснащен автоматизированной системой слежения за рынком SOMA (Surveillance of Market Activity).     В задачи отдела мониторинга входит непосредственное наблюдение за торгами с помощью автоматизированной системы и анализ информации, поступающей из других источников.     Отдел регулирования и расследований осуществляет расследование и подготовку материалов обвинения, взаимодействуя при этом с участниками рынка, эмитентами и государственными регулирующими органами.     Отдел развития проводит работу по совершенствованию системы мониторинга, а также по изучению и внедрению новых технологий надзора.     (По материалам семинара, Лондон, 13.11.97 г.) |
КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНИЗАТОРОВ ТОРГОВЛИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ НАДЗОРНЫХ ФУНКЦИЙ
    Ответ на вопрос о том, какие действия следует предпринять организатору торговли после обнаружения нестандартной ситуации, возникшей на торгах, зависит от распределения надзорных полномочий между организатором торговли и государственными регулирующими органами. На зарубежных фондовых рынках, как правило, на организатора торговли возлагаются задачи по выявлению нарушений и проведению предварительного расследования. Эксперты служб надзора имеют право обратиться к участнику торгов или к эмитенту с официальным запросом о предоставлении необходимой для расследования информации. Так, от участника торгов может быть потребован отчет о мотивах совершения подозрительных сделок либо о содержании клиентских поручений для брокера, а от эмитента - информация о корпоративных событиях, способных повлиять на рыночную цену акций (облигаций). Если в процессе расследования выясняется, что нарушены федеральные законы, то материалы передаются в государственные регулирующие органы, обладающие существенно большими полномочиями.
СЛУЖБА НАДЗОРА
    Численность и степень технической оснащенности службы надзора определяется исходя из тех функциональных обязанностей, которые на нее возложены. Наиболее развиты надзорные подразделения организаторов торговли на фондовом рынке США. Например, на Нью-Йоркской фондовой бирже Группа регулирования, на которую возложены надзорные полномочия, насчитывает более 500 человек.
    Службы надзора большинства европейских и азиатских фондовых бирж, как правило, располагают существенно меньшим количеством сотрудников, что связано, возможно, с большим весом государственных органов в системах регулирования рынков ценных бумаг.
    Какими должны быть службы надзора у российских организаторов торговли? Ответить на этот вопрос в настоящее время сложно. С одной стороны, работа по контролю за операциями участников на рынке трудоемкая и требует квалифицированных специалистов; с другой - в нынешних условиях немногие торговые площадки могут позволить финансирование проектов, которые теоретически являются. Хотя здесь можно привести аргументы, свидетельствующие об обратном: защита рынка от негативного воздействия со стороны недобросовестных участников существенно снизит нерыночные риски. Это позволит привлечь большее число инвесторов, что, в свою очередь, вызовет повышение ликвидности, а с ней авторитета и доходов организатора торговли.
    В заключение отметим, что, учитывая нынешнее кризисное состояние российского рынка ценных бумаг, определить рациональную модель построения механизма надзора представляется проблематичным. Тем не менее надзор за рынком ценных бумаг со стороны организаторов торговли является общепринятой мировой практикой. Поэтому работу по его развитию целесообразно осуществлять заблаговременно совместными усилиями регулирующих органов и профессиональных участников фондового рынка.
Важнейшей функцией управления рынком ценных бумаг является финансовый контроль.
Финансовый контроль на рынке ценных бумаг представляет собой деятельность уполномоченных органов по обеспечению выполнения субъектами рынка установленных норм поведения, правил участия в деятельности рынка, законов и нормативных актов, регулирующих финансовые отношения на рынке ценных бумаг.
Необходимость финансового контроля обусловливается тем, что рынок ценных бумаг является важным элементом рыночной инфраструктуры, от состояния которого зависит развитие всей экономики. В то же время рынок ценных бумаг - это сфера эко-
комических отношений, в которой при отсутствии соответствующей законодательной базы и жесткого финансового контроля развиваются такие явления, как мошенничество, подделки, воровство. Доказательством тому служит опыт других стран, в частности, современный опыт развивающихся стран. Например, в 1992 г. на фондовой бирже Куала-Лампура в Малайзии было похищено 75 тыс. сертификатов на 75 млн акций. Выпуск фальшивых акций имел место в 1993 г. в Индонезии (на сумму 5 млн USD), в 1991 г. в Греции (несколько тысяч подделок акций компании «Titan Cement»), в 1990 г. в Турции (поддельные сертификаты акций компании «Curkurova»). В 1992 г. государственным банком Индии была обнаружена ошибка в учете операций с государственными ценными бумагами, в результате чего банк не досчитался миллионов долларов.
Такие факты ведут к утрате доверия потенциальными инвесторами к рынку ценных бумаг, подрывают основы его эффективного функционирования, не обеспечивают достаточную безопасность размещения сбережений.
Финансовый контроль на рынке ценных бумаг осуществляют все субъекты: участники торгов, организаторы торговли, саморегулируемые организации, государство.
В зависимости от субъекта, проводящего контроль, финансовый контроль на рынке ценных бумаг классифицируют на государственный и негосударственный. Государственный контроль осуществляют служащие государственных организаций: лицензирующих, регистрирующих, контрольных. Контроль, проводимый всеми остальными субъектами, относят к негосударственному.
В зависимости от цели, задач, объектов контроля финансовый контроль подразделяют на внутренний и внешний.
Внутренний контроль (аудит) осуществляют все участники рынка ценных бумаг в целях реализации своих уставных задач, интересов каждого конкретного участника. Он входит составной частью во внутрихозяйственный финансовый контроль. Его объектами являются финансовые отношения данного субъекта с другими участниками рынка, финансовое состояние данного субъекта.
Внешний контроль осуществляют государство, саморегулируемые организации, некоторые организаторы торгов. Его целью являются защита интересов всех участников рынка ценных бумаг, поддержание стабильного положения, создание условий для динамичного его развития. Задачи внешнего контроля определяются ролью каждого из субъектов, осуществляющих этот контроль, и будут рассмотрены ниже.
Объектами внешнего финансового контроля являются как многообразные финансовые отношения, возникающие между участниками рынка ценных бумаг (эмитентами и инвесторами, эмитентами и профессиональными участниками, инвесторами и профессиональными участниками, государством и участниками и др.), так и н целом состояние рынка ценных бумаг.
Организацию внутреннего финансового контроля можно рассмотреть на примере контроля в депозитарной системе.
Как правило, в организационной структуре депозитария имеется специальное подразделение (например, отдел внутреннего контроля), на которое возложены контрольные функции. В его задачи входит, в частности, контроль организации документооборота в отделах, операционный контроль, инвентаризация ценных бумаг, составление сводного отчета на конец дня.
Контроль организации документооборота осуществляется в виде проверки состояния журнала входящей документации, картотеки поручений и административных распоряжений, журнала исходящих писем. Проверяющие устанавливают, зарегистрированы ли в журнале все поступающие документы (поручения, запросы, письма и др.), стоят ли на документах отметки об исполнении с указанием учетного номера, помещен ли документ в оперативный архив. Кроме того проводится сверка документов внутреннего учета. Сверка баланса производится по данным информационной системы, по выпискам из реестров владельцев и по счетам «Депо», по актам приемки-передачи и данным инвентарного учета.
Остатки на пассивных клиентских и операционных счетах сопоставляются с остатками на активных инвентарных счетах. Сверка баланса производится не реже одного раза в месяц. Выявленные расхождения остатков подлежат урегулированию. Все остатки по активным счетам проверяются на наличие документальных оснований для изменения состояния инвентарных счетов - выписок из реестра владельцев ценных бумаг о состоянии лицевого счета депозитария-попечителя.
В ходе операционного контроля проверяется соответствие каждой проведенной операции зарегистрированному в установленном порядке документу-основанию (поручению клиента, распоряжению администрации, запросу), фактическое поступление (изъятие) сертификатов ценных бумаг в хранилище депозитария и правильность документального оформления указанных операций.
Инвентаризация документарных ценных бумаг обязательна при смене материально ответственных лиц (проводится на день приемки-передачи дел), после стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, вызванных форс-мажорными обстоятельствами, вследствие установления фактов утрат и хищений, при ликвидации или реорганизации депозитария, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности и в других предусмотренных законом случаях. Создается комиссия из числа работников депозитария с участием руководителя. Инвентаризация проводится путем сверки остатков сертификатов ценных бумаг с данными учетных документов в присутствии материально ответственного лица. После ее окончания составляются акты и сличительные ведомости, служащие основанием для отражения в учете результатов инвентаризации. Выявленные излишки подлежат оприходованию и зачислению на инвентарные счета с последующим установлением причин
и виновных лиц. Недостача ценных бумаг относится на виновных лиц, если последние установлены, в противном случае убытки от недостач списываются на затраты депозитария.
Организация финансового контроля на рынке ценных бумаг определяется действующей концепцией государственного регулирования этого рынка. В мировой практике известны две основные диаметрально противоположные концепции. Согласно первой, применяемой во Франции, регулирование рынка осуществляется государством, лишь небольшая часть полномочий по контролю передается саморегулируемым организациям.
Согласно второй концепции, действующей в Великобритании, основные функции по регулированию и контролю государство передает саморегулируемым организациям. При этом значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а переговорный процесс, индивидуальные согласования с участниками рынка. В то же время государство сохраняет за собой основные контрольные позиции, возможность в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования.
Системы контроля во Франции и Великобритании являются одноуровневыми: рынок контролирует либо государство (Франция), либо саморегулируемые организации (Великобритания). В других странах степень централизации и жесткость регулирования колеблются между этими двумя крайними концепциями, а системы регулирования и контроля являются двухуровневыми: первый уровень - это органы государственного регулирования и контроля; второй - саморегулируемые организации. Такие системы существуют в США, Японии, Германии и других странах. Рассмотрим особенности государственного и негосударственного контроля на рынке ценных бумаг.
Государство осуществляет контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка в целом, что определяет задачи государственного финансового контроля на рынке ценных бумаг, к которым относятся:
Выявление факторов недобросовестности и мошенничества,
определение и реализация мер защиты от них участников рынка;
Выявление факторов нарушений в ценообразовании на рынке,
их присечение, принятие мер воздействия к нарушителям;
Определение узких мест в законодательстве, регулирующем
финансовые отношения на рынке ценных бумаг, подготовка пред
ложений по совершенствованию законодательства.
Структура государственных органов, регулирующих, контролирующих рынок, зависит от модели рынка (банковской, небанковской), степени централизации управления в стране и автономии регионов. В странах с федеральным устройством часть полномочий государства на фондовом рынке передается территориям (например, штатам в США, землям в Германии).
В странах с развитыми рынками общей тенденцией янлжчгя создание самостоятельных ведомств, регулирующих, кои i рп/шруш щих рынок ценных бумаг. В то же время в некоторых (ф.нич i mi
трольные, регулирующие функции возложены на Министерство финансов (Франция), банки (Германия) или имеет место смешанное управление.
Примером специального ведомства, регулирующего рынок ценных бумаг, является Комиссия по ценным бумагам и биржам в США. Комиссия с аналогичным названием функционирует и в Японии. Отличие между ними в том, что в США эта комиссия является высшим, независимым от указаний правительства надзорным органом, а в Японии подобная комиссия - это структурное подразделение Министерства финансов: комиссия регулирует рынок, а Министерство финансов - участников рынка.
В американской Комиссии по ценным бумагам и биржам контрольные функции возложены на Управление по надзору за законодательством. Его сотрудники устанавливают факты нарушения законодательства, регулирующего рынок ценных бумаг, определяют степень тяжести правонарушения, принимают меры воздействия к нарушителям.
По американскому образцу строится регулирование и контроль на рынке многих развивающихся стран. Например, в Индии надзорные функции выполняет Управление по ценным бумагам и биржам; в Китае - Китайская комиссия по регулированию рынка ценных бумаг, а также министерства финансов и юстиции; в Мексике - Национальная комиссия по ценным бумагам; в Бразилии - Комиссия по ценным бумагам, Национальный монетарный совет, Центральный банк; в Чили - Комиссия по ценным бумагам и страхованию; в России - Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.
Во Франции регулирование фондового рынка осуществляет Министерство экономики и финансов. В Германии основные контрольные функции возложены на Немецкий федеральный банк"и специальный контролирующий орган - Федеральную надзорную палату. Аналогично организован контроль в Австрии, Бельгии, других странах с банковской моделью рынка.
Государство на рынке ценных бумаг контролирует все виды деятельности, все виды операций: эмиссионные, посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые и др. Оно осуществляет контроль за соблюдением всеми субъектами требований законодательных и нормативных актов, за финансовым состоянием инвестиционных институтов; контролирует государственные и корпоративные ценные бумаги (соответствие количества выпущенных и обращающихся ценных бумаг, размеры объявленной эмиссии акций на предъявителя и оплаченного уставного капитала и др.).
Рассмотрим организацию государственного финансового контроля на примере контроля за эмиссией ценных бумаг. Этот контроль осуществляют регистрирующие органы на всех этапах эмиссионного процесса: на этапе эмиссии ценных бумаг; в период их размещения; на этапе подведения итогов эмиссии.
На этапе эмиссии проводятся следующие виды контрольных работ: проверка решений акционерных обществ о выпуске ценных бумаг, проверка проспекта эмиссии. Целью контроля является предупреждение нарушений законодательства, регулирующего рынок ценных бумаг, предотвращение незаконного ограничения прав отдельных субъектов финансовых отношений. Например, в некоторых учредительских документах предусматривается возможность определения или изменения цены акций, порядка назначения цены по решению эмитента, оговариваются преимущества одних покупателей ценных бумаг перед другими. Как нарушение можно классифицировать и невыполнение эмитентом требований, предъявляемых к нему на этапе, предшествующем государственной регистра-"ции, в частности, запрета на размещение ценных бумаг и совершение сделок с ними, проведение рекламной кампании.
На этапе размещения ценных бумаг проверяется соблюдение сроков, порядка, процедуры размещения. В случае установления нарушений контролирующий орган вправе приостановить размещение до устранения нарушений, а также обратиться в суд с иском о признании выпуска ценных бумаг недействительным.
На этапе подведения итогов выпуска ценных бумаг регистрирующий орган проверяет отчеты об итогах их выпуска: правильность, полноту заполнения всех пунктов отчетов, достоверность информации, соответствие результатов эмиссии проспекту эмиссии. Например, регистрирующий орган может выявить факт размещения эмитентом ценных бумаг сверх количества, объявленного к выпуску в проспекте эмиссии. В этом случае эмитенту будет предоставлена возможность выкупить и погасить все ценные бумаги, размещенные сверх объявленного количества. При невыполнении этого требования незаконно полученные эмитентом средства подлежат взысканию с эмитента в судебном порядке.
Важная ро.ль в осуществлении финансового контроля отводится лицензирующим органам, которые контролируют деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг (дилеров, брокеров, депозитариев и др.) и могут принимать решения о приостановлении или отзыве лицензий при установлении нарушений в их деятельности. Отсутствие или недостаточность такого контроля сказывается на качестве работы: нарушается условие незамедлительного, полного выполнения поручений клиентов; распространяется практика торговли брокерами на свой счет (при этом откладывается выполнение торгового поручения клиента); извлекается прибыль людьми, имеющими доступ к конфиденциальным данным (инсайдерами); практикуется «опережающий бег».
Лицензирующие органы следят за соблюдением профессиональными участниками требований законодательных и нормативных актов, за соответствием размера собственного капитала требуемому; контролируют сроки допустимого неосуществления брокерско-ди-лерской деятельности; устанавливают факты отражения брокерами, дилерами в учетных и отчетных документах недостоверных или
вводящих в заблуждение данных; отслеживают совмещение брокерами и дилерами недозволенных видов деятельности.
Государство на рынке ценных бумаг осуществляет также валютный контроль. Его объектом являются инвестиции зарубежных инвесторов, а предметом контроля - специально вводимые в этих целях формы отчетности для лиц, покупающих акции за валюту. В Южной Корее, например, иностранные инвесторы обязаны заполнить специальную идентификационную карту, используемую как для валютного контроля, так и для контроля за содержанием портфеля ценных бумаг иностранца, налогового контроля.
Мировой опыт показал, что государственный контроль на рынке ценных бумаг является не самым эффективным. Более результативен контроль саморегулируемых организаций.
Саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг в мировой практике признаются добровольные объединения профессиональных участников, устанавливающие для своих членов формальные правила ведения бизнеса и функционирующие на принципах некоммерческой организации. Они могут иметь статус ассоциации, профессионального союза, общественной организации. Известны международные (Международная организация фондовых бирж), национальные (Национальная ассоциация инвестиционных дилеров в США) и региональные саморегулируемые организации. В зависимости от того, кто из профессиональных участников учреждает саморегулируемые организации, последние классифицируют:
На организации регуляторов рынка;
Фондовых бирж;
Компаний по ценным бумагам;
Инвестиционных консультантов;
Трансферагентов;
Регистраторов;
Организации депозитариев и др.
В функции саморегулируемых организаций входят:
Регулирование деятельности членов организации;
Контроль:
За соблюдением правил осуществления профессиональной
деятельности на рынке ценных бумаг, стандартов проведения опе
раций с ценными бумагами;
Выполнением правил, ограничивающих манипулирование
ценами;
Ведением документации, учета, отчетности;
Обеспечение прав клиентов (рассмотрение претензий, жалоб
клиентов);
Исполнение предписаний, санкций к членам организации, под
держание высоких профессиональных стандартов;
Подготовка персонала;
Развитие инфраструктуры финансового рынка;
Проведение научных разработок и др.
Саморегулируемые организации создают предпосылки для формирования обособленного рынка, доступ на который огражден требованиями к профессионализму и этике, к объемам торговли и капитала, к их финансовому здоровью.
Эффективность финансового контроля, осуществляемого саморегулируемыми организациями, обусловливается тем, что нарушение правил, установленных саморегулируемой организацией, может привести к лишению членства в этой организации, что равнозначно запрету на работу с ценными бумагами.
Саморегулируемые организации создаются двумя путями. В первом случае государство передает часть своих функций по регулированию и контролю отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг. Во втором случае профессиональные участники рынка ценных бумаг сами договариваются о том, что созданная ими организация получает определенные права регулирования и контроля по отношению ко всем участникам данной организации.
В обоих случаях регулирование и контроль осуществляются поэтапно. На первом этапе - этапе формирования рынка ценных бумаг и саморегулируемой организации - разрабатываются специальные правила и стандарты ведения профессиональной деятельности, операций на рынке, устанавливаются требования к его участникам. На втором этапе - этапе функционирования рынка ценных бумаг - осуществляется контроль за соблюдением участниками организации установленных государством и саморегулируемой организацией правовых и этических норм и правил. Контроль ведется в форме проверок, в ходе которых выявляются нарушения устава (кодекса), правил ведения бизнеса, других нормативных документов, разработанных организацией.
Как отмечалось выше, в наибольшей степени концепция саморегулирования развита в Великобритании. Главной саморегулируемой организацией Великобритании является Совет по ценным бумагам и инвестициям. Формально он подчиняется Казначейству, но на практике является независимой организацией. Совету подчиняются более специализированные организации, такие, как Совет по ценным бумагам и фьючерсам, Ассоциация финансовых посредников и брокеров, Организация инвестиционных управляющих, уполномоченные биржи и др.
К органам саморегулирования в Великобритании относится также частная организация, образованная группой юридических и физических лиц, - Лондонский совет по вопросам слияний и поглощений. Совет контролирует выполнение требований двух разработанных им сводов правил: «Кодекса по слияниям и поглощениям» и «Правил приобретения крупных пакетов акций». К примеру, контролируется соблюдение прав всех акционеров, предусмотренных кодексом, в части получения информации о слияниях и поглощениях, в части предоставления необходимого времени для принятия ре-
шения; проверяются реальные возможности покупателя совершить покупку; защищаются интересы владельцев небольших пакетов ценных бумаг. «Правила приобретения крупных пакетов акций» разработаны с целью ограничить возможность агрессивной неожиданной скупки акций и для раскрытия информации о предложении на покупку. Их выполнение добровольно, однако если в ходе проверок Совет устанавливает нарушения, он сообщает об этом в соответствующую саморегулируемую организацию, которая может принять определенные меры воздействия - вплоть до исключения нарушителя из членов.
Саморегулируемые организации создаются и функционируют также в странах с государственной системой управления. Например, во Франции регулирование и контроль осуществляют следующие организации:
Комиссия по биржевым операциям, которая контролирует
соблюдение стандартов раскрытия информации эмитентами и ис
пользование инсайдерской информации;
Совет фондовых бирж, который осуществляет общий надзор
за деятельностью фирм по ценным бумагам (это основная саморегу
лируемая организация Франции);
Общество французских бирж, контролирующее повседнев
ные операции на рынке, распространение информации среди инвес
торов, заявки на листинг.
Наряду с государством и саморегулируемыми организациями финансовый контроль на рынке ценных бумаг осуществляют организаторы юрговли, в частности, фондовая биржа. Она берет под наблюдение процесс проведения торгов. Для этого в ее организационной структуре имеется специальное подразделение - как правило, отдел внутреннего аудита. Контрольные функции могут быть возложены и на специалистов других отделов. Основной объект контроля - цены. Фондовая биржа предотвращает манипулирование ценами, использование служебной информации, несанкционированный доступ к информации, ошибки в работе торговых систем. С этой целью проверяются данные о ценах договоров, количестве ценных бумаг, предлагаемых по ним, ценах фактической купли-продажи ценных бумаг и др. Кроме того проводятся проверки соблюдения участниками торговли и их уполномоченными лицами правил и процедур сбора, обработки, раскрытия и распространения информации о ценах. Контролируется также правильность и полнота отражения договоров купли-продажи ценных бумаг в журналах и книгах участников торговли.
На некоторых биржах, например, в России, создаются специальные дисциплинарные комиссии. Целью их деятельности является снижение рисков по сделкам в рамках торговой системы. Комиссии проводят проверки соблюдения правил и внутренних операционных процедур участниками торговли. Разрабатывается кодекс мер дисциплинарного воздействия на участников торговли при нарушении ими правил функционирования биржи и законо-
дательных актов. В качестве санкций дисциплинарные комиссии, как правило, выносят порицание участникам торговли, объявляют официальное предупреждение, налагают штрафы, отменяют регистрацию уполномоченных лиц участника, вносят предложения в органы управления биржи по применению иных мер воздействия к нарушителям.
Финансовый контроль на рынках ценных бумаг развитых стран автоматизирован по важнейшим направлениям контроля. ЭВМ внедряются также на многих развивающихся рынках (России, Малайзии, Кореи и др.).
В США информационная база для финансового контроля на рынке ценных бумаг формируется в электронных регистраторах текущих сделок, объединенных в единую сеть. Создана специальная программа, формирующая банк данных, содержащий все детали каждой сделки. Информация банка используется для анализа и последующего контроля на длительном интервале времени. Кроме того непосредственно для автоматизации контроля разработаны специальные программы, которые:
Фиксируют ежедневные колебания курсов ценных бумаг, не
типичные всплески в их движении;
Контролируют изменения в оборотах торговли и регистриру
ют внезапные отклонения в их динамике;
Отмечают осуществление оптовых сделок, своевременность
поступления от участников сведений о заключаемых сделках;
Устанавливают факты мошенничества путем выявления коле
баний в курсах и оборотах до и после опубликования важных сведе
ний о фирмах, котирующихся в системе электронных торгов.
Практически это происходит следующим образом. Служащие биржи отслеживают аномалии в движении курсов акций. При внезапном изменении цены или обьема продаж тех или иных акций компьютер издает звуковой сигнал. При отсутствии объективных причин таких изменений (объявления о выплате дивидендов, открытой публикации информации о планах компании и др.) может быть приостановлена торговля этими акциями.
Мировой опыт показал, что даже при высокой степени компьютеризации надзора до 50 % случаев махинаций, манипуляций и других нелегальных действий на рынке ценных бумаг остаются вне поля зрения контролеров. Одна из причин этого, по мнению американских специалистов, в том, что в американских корпорациях ослаблены контрольные функции наблюдательных советов, так как их члены часто занимают посты в правлении компаний.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ КАК НАДЗОРНЫЙ ОРГАН РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
Лукина Ирина Игоревна
Степанова Анастасия Сергеевна
студент 3 курса, кафедра банковского дела и финансового менеджмента МЭСИ, РФ, г. Москва
Панова Татьяна Александровна
научный руководитель, доцент МЭСИ, РФ, г. Москва
Профессиональные участники рынка ценных бумаг - это юридические лица, в том числе кредитные организации, а также физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, которые осуществляют профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг .
В соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» профессиональными участниками рынка ценных бумаг являются брокеры, дилеры, управляющие, депозитарии, держатели реестра (регистраторы), трансфер-агенты .
Регулирование рынка ценных бумаг является необходимым условием для эффективности его работы. Функции регуляторов как правило включают в себя:
· Установление правил работы рынка и обращения эмиссионных ценных бумаг.
· Лицензирование и надзор за профессиональными участниками рынка ценных бумаг и торговыми площадками.
· Выдачу разрешений на проведение новых эмиссий ценных бумаг и регистрацию этих выпусков.
· Контроль за соблюдением эмитентами - акционерными обществами прав акционеров.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2013 года № 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» с 1 сентября 2013 года Федеральная служба по финансовым рынкам России (далее - ФСФР) прекратила свою деятельность в качестве федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков и вошла в состав Банка России. Порядок передачи полномочий ФСФР России по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков Банку России установлен Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» , вступившим в силу 01.09.2013 года, за исключением отдельных положений (сроки вступления в силу которых отражаются в настоящем законе).
Банк России в соответствии с данным федеральным законом осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) в сфере их деятельности, в число которых входят профессиональные участники рынка ценных бумаг .
Таким образом, начиная с 1 сентября 2013 года регулятором рынка ценных бумаг становится Центральный Банк Российской Федерации, который при выявлении нарушений профессиональными участниками рынка ценных бумаг использует такие инструменты, как:
· Штрафные санкции;
· Приостановление лицензий профессиональных участников рынка ценных бумаг;
· Аннулирование лицензий профессиональных участников рынка ценных бумаг.
В процессе проверки отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, представленной по форме № 1100 «Квартальный отчёт профессионального участника рынка ценных бумаг» и форме № 2000 «Ежемесячный отчет Группы оперативного финансового анализа Федеральной Комиссии по рынку ценных бумаг России» был выявлен ряд типовых нарушений, среди которых:
1. Сумма сделок по покупке/продаже:
· совершенных во исполнение договора на брокерское обслуживание на рынке ценных бумаг,
· государственных ценных бумаг, ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных образований,
· акций и облигаций акционерных обществ, которые входят в котировальные списки организаторов торговли на рынке ценных бумаг,
· прочих акций и облигаций акционерных обществ, которые допущены к торгам через организаторов торговли на рынке ценных бумаг,
· акций и облигаций акционерных обществ, которые не допущены к торгам через организаторов торговли на рынке ценных бумаг,
· прочих ценных бумаг,
· производных финансовых инструментов не соответствует сумме составляющих их разделов.
2. Собственные средства превышают Активы организации.
3. Займы организации превышают ее Пассивы (только при использовании программы-анкеты версии 2.16.2).
4. Кредиторская задолженность превышает Пассивы организации.
5. Количество клиентов юридических и физических лиц больше общего количества договоров.
6. Количество договоров с юридическими и физическими лицами больше общего количества договоров.
7. Обороты на внебиржевом рынке превышают общие Обороты по покупке и продаже.
8. Обороты по покупке/продаже по сделкам от своего имени и за свой счёт:
· акций и облигаций акционерных обществ, которые входят в котировальные списки,
· прочих акций и облигаций акционерных обществ, которые допущены к торгам через организаторов торговли,
· государственных ценных бумаг, ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг муниципальных образований, которые допущены к торгам через организаторов торговли,
· неэмиссионных ценных бумаг,
· прочих финансовых вложений
превышают обороты по покупке/продаже по сделкам от своего имени и за свой счёт в целом.
9. Итоговая сумма по всем разделам не соответствует сумме составляющих её разделов.
10. Балансовая стоимость:
· акций и облигаций акционерных обществ, которые входят в котировальные списки организаторов торговли,
· акций и облигаций акционерных обществ, которые допущены к торгам через организаторов торговли,
· акций и облигаций акционерных обществ, которые не допущены к торгам через организаторов торговли,
· государственных ценных бумаг, ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг муниципальных образований,
· неэмиссионных ценных бумаг,
· прочих финансовых вложений на конец периода превышает балансовую стоимость ценных бумаг по всем разделам .
По данным Центрального Банка Российской Федерации с 01.01.2014 по 31.12.2014 года было аннулировано 330 лицензий профессиональных участников рынка ценных бумаг (из них - 108 в связи с отзывом лицензии у банка-профессионального участника рынка ценных бумаг, 120 в связи с выявленными нарушениями и 102 по собственному желанию профессионального участника рынка ценных бумаг ). За аналогичный период 2013 года - 312 лицензий (из них 48, 145 и 112 соответственно, кроме того было аннулировано 8 лицензий в связи с неосуществлением деятельности участника рынка ценных бумаг больше года ). Более подробные данные приведены в таблице 1.
Таблица 1.
Количество аннулированных лицензий у профессиональных участников рынка ценных бумаг с 2010 по 2014 год
В связи с отзывом лицензии у банка-профессионального участника |
|||||
По нарушению |
|||||
По собственному желанию |
|||||
В связи с неосуществлением деятельности |
|||||
Всего |
За начало 2015 года (по данным на 17.03.2015) у профессиональных участников рынка ценных бумаг было отозвано 73 лицензии , 10 из которых - в связи с отзывом лицензии у банка-профессионального участника рынка ценных бумаг, 41 - в связи с выявлением нарушений и 22 по собственному желанию .
Таким образом, можно сделать вывод о том, с каждым годом количество аннулированных лицензий у профессиональных участников рынка ценных бумаг значительно сокращалось, за исключением 2014 года, где наблюдается небольшой рост, что связано с активным отзывом лицензий у банков на осуществление банковской деятельности. Кроме того, количество нарушений профессиональных участников рынка ценных бумаг также сокращается (за исключением небольшого увеличения в 2011 году), в 2014 году относительно 2013 года количество нарушений сократилось с 46,5 до 36,4 %.
Стоит отметить, что структура Банка России по финансовым рынкам на сегодняшний день является еще не идеальной (Департамент сбора и обработки отчетности некридитных финансовых организаций и Департамент рынка ценных бумаг и товарного рынка существуют независимо друг от друга, что не позволяет им эффективно обмениваться информацией).
Список литературы:
- Информация о типовых нарушениях, выявленных в ходе проверки отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг // Официальный сайт Банка России. 2015. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://cbr.ru/sbrfr/print.aspx?file=contributors/financialmarket/market_professional_operators/violations.htm&pid=financialmarket&sid=ITM_48719 (дата обращения 18.03.2015).
- Инфраструктура российского рынка ценных бумаг (краткий ликбез) // Информационный ресурс «Хабрахабр». 2015. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://habrahabr.ru/company/itinvest/blog/201344/ (дата обращения 16.03.2015).
- Профессиональные участники рынка ценных бумаг // Справочник Центр креативных технологий. 2015. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.inventech.ru/lib/pravo/pravo-0127/ (дата обращения 15.03.2015).
- Реестр аннулированных лицензий профессиональных участников рынка ценных бумаг // Официальный сайт Банка России. 2015. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://cbr.ru/sbrfr/?PrtId=financialmarket (дата обращения 19.03.2015).
- Указ Президента Российской Федерации от 25.07.2013 года № 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». 2015. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149853/ (дата обращения 17.03.2015).
- Федеральным законом от 22.04.1996 года № 39-ФЗ (ред. от 21.07.2014, с изм. от 29.12.2014) «О рынке ценных бумаг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». 2015. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165248/?frame=1 (дата обращения 15.03.2015).
- Федеральный закон от 23.07.2013 года № 251-ФЗ (ред. от 04.10.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». 2015. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165438/ (дата обращения 17.03.2015).
- Центральный Банк РФ (Банк России) - мегарегулятор финансовых рынков // Официальный сайт юридической компании «ДЕКАРТ». 2015. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://idekart.ru/articles/75312 (дата обращения 19.03.2015).
Создаваемая государством система регулирования рынка ценных бумаг является главным инструментом государственной политики на рынке ценных бумаг. Основной стратегической задачей всей системы государственного регулирования рынка является формирование и обеспечение неукоснительного соблюдения таких правил деятельности всех его субъектов, при которых рынок ценных бумаг наиболее эффективно выполняет свои основные макроэкономические функции - мобилизацию свободных ресурсов для развития экономики и формирование доходных и надежных инструментов сбережения для населения.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется:
- - путем установления обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;
- - государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;
- - лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- - создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
- - запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.
Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется различными государственными органами.
В первую очередь необходимо выделить федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Он является федеральным органом исполнительной власти по контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг через определение порядка их деятельности и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг. В настоящее время таким органом является ФСФР России. Данная Служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства РФ о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.
Деятельность ФСФР России регулируется Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" и постановлением Правительства РФ от 29 августа 2011 г. № 717 "О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации". Согласно Положению ФСФР России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности. Служба осуществляет регулирование всех основных субъектов фондового рынка: эмитентов, профессиональных участников, институтов коллективного инвестирования, а в некоторых аспектах и инвесторов. В осуществлении своей деятельности ФСФР России обладает функциональной самостоятельностью, т.е. не согласовывает свои действия с другими органами. Однако как орган исполнительной власти она подчиняется Правительству РФ, которое имеет право приостановить действие или отменить любой акт ФСФР России.
В отношении профессиональных участников рынка ценных бумаг ФСФР России утверждает требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами, утверждает нормативы достаточности собственных средств, осуществляет лицензирование профессиональной деятельности на рынке цепных бумаг, регистрирует документы профессиональных участников. Она также проводит проверки профессиональных участников, при необходимости может выдавать им предписания, запрещать или ограничивать проведение отдельных операций на рынке ценных бумаг, наконец, приостанавливать или аннулировать лицензии нарушителей.
В отношении институтов коллективного инвестирования ФСФР России лицензирует деятельность негосударственных пенсионных фондов (НПФ), акционерных инвестиционных фондов, деятельность по управлению инвестиционными фондами (ИФ), паевыми инвестиционными фондами (ПИФ) и НПФ, а также деятельность специализированных депозитариев ИФ, ПИФ и НПФ. Она же регистрирует правила доверительного управления ПИФами и правила доверительного управления ипотечным покрытием, правила НПФ, документы специализированных депозитариев. Она также утверждает требования к структуре активов акционерных и паевых инвестиционных фондов, определяет стандарты раскрытия информации и формы отчетности НПФ; проводит проверки указанных субъектов и выдает им предписания.
ФСФР России также регулирует допуск ценных бумаг к публичному размещению, обращению, котированию и листингу; принимает меры к приостановлению недобросовестной рекламы на рынке цепных бумаг; издает методические материалы и рекомендации но вопросам, отнесенным к ее компетенции. ФСФР России при необходимости может обратиться в суд и в арбитражный суд с исками и заявлениями. Наконец, важной функцией ФСФР является право рассматривать дела об административных правонарушениях, отнесенные к ее компетенции, а также применять меры ответственности, установленные административным законодательством.
Из перечисленных полномочий и функций видно, что роль ФСФР России в регулировании фондового рынка и надзоре за его участниками является главенствующей. Однако в ряде аспектов ее полномочия недостаточны. Так, до настоящего времени не существует четкой системы отслеживания и пресечения манипулятивных и инсайдерских практик со стороны участников рынка. Не выстроена система пруденциального надзора за профессиональными участниками рынка ценных бумаг и институтами коллективного инвестирования. Явно недостаточными являются санкции, предусмотренные за административные правонарушения на рынке ценных бумаг.
Следует также отметить, что компетенция ФСФР России имеет ряд существенных изъятий в отношении кредитных организаций: для них данная Служба не может устанавливать меры пруденциального характера, а также регулировать эмиссию их ценных бумаг (включая регистрацию выпусков ценных бумаг). Полномочия ФСФР России не распространяются также на вопросы эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.
Минфин России осуществляет разработку основных направлений развития рынка цепных бумаг и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка цепных бумаг.
Согласно Положению о Министерстве финансов Минфин России осуществляет ряд функций в отношении рынка ценных бумаг и его участников. Прежде всего Министерство утверждает условия эмиссии и обращения федеральных государственных ценных бумаг и решения об эмиссии отдельных выпусков этих ценных бумаг, а также отчеты об итогах их эмиссии. Вместе с тем Минфин России сам выполняет функции эмитента федеральных государственных ценных бумаг. Он выступает регулирующим органом в отношении государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг: осуществляет государственную регистрацию условий эмиссии и обращения таких ценных бумаг, утверждает стандарты раскрытия информации об этих бумагах. Кроме того, Минфин России остается регулятором в сфере инвестирования пенсионных накоплений для финансирования накопительной части трудовой пенсии, а также регулятором для страховых компаний, в том числе в части осуществления ими инвестиций в ценные бумаги. Наконец, Минфин России принимает нормативные правовые акты по вопросам порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.
Центральный Банк РФ регистрирует эмиссию цепных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами; консультирует Минфин России по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг РФ и погашения государственного долга Российской Федерации с учетом их воздействия на состояние банковской системы РФ и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.
Центральный банк РФ не входит в систему органов исполнительной власти и осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Его полномочия в отношении регулирования коммерческих банков определены также Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". В качестве организации, отвечающей за организацию денежного обращения и стабильность банковской системы в России, Банк России имеет ряд полномочий, в той или иной степени влияющих на рынок ценных бумаг или затрагивающих его участников.
Так, Банк России во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, что оказывает влияние на многие параметры рынка ценных бумаг. В целях реализации денежно-кредитной политики он выступает эмитентом собственных облигаций и осуществляет операции с государственными цепными бумагами и собственными облигациями на открытом рынке, являясь крупным игроком.
Как регулятор банковской системы Банк России определяет особенности процедуры эмиссии ценных бумаг кредитных организаций и регистрирует выпуски соответствующих ценных бумаг. Далее он осуществляет банковский надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, в том числе за их деятельностью в качестве инвесторов на рынке ценных бумаг. В отношении деятельности кредитных организаций как профессиональных участников рынка ценных бумаг Банк России фактически устанавливает правила проведения отдельных операций (например, доверительное управление ценными бумагами, правила осуществления депозитарного учета и т.п.). Наконец, посредством участия в капитале инфраструктурных организаций на рынке ценных бумаг (например, ММВБ) Банк России осуществляет "косвенное регулирование" рынка ценных бумаг.
Банк России также устанавливает правила проведения банковских операций, устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ. Таким образом, хотя регулирующие полномочия ЦБ РФ в отношении участников фондового рынка напрямую распространяются только на кредитные организации, функционирующие на этом рынке, в целом влияние ЦБ РФ на финансовом рынке весьма велико. Используя указанные выше полномочия, Банк России, по сути, является вторым по значимости государственным регулятором рынка ценных бумаг.
Банк России играет важную роль и в сфере валютного регулирования. Согласно Федеральному закону "О валютном регулировании и валютном контроле" он является как органом валютного регулирования (наряду с Правительством РФ), так и органом валютного контроля. Однако следует отметить, что валютное регулирование в России было в последнее время существенно смягчено, в том числе в отношении операций с ценными бумагами (часть ранее действовавших ограничений была отменена с 1 июля 2006 г., часть - с 1 июля 2007 г.), так что фактически можно говорить о введении свободной конвертируемости рубля. Так, Банк России утратил право устанавливать требования о резервировании средств при проведении валютных операций движения капитала (до 100% суммы операции на срок до 60 дней или до 20% суммы операции на срок до одного года), которое ранее предоставлялось ему Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле". Отменен такой институт, как специальные счета для осуществления валютных операций (денежные банковские счета, счета депо в депозитариях, лицевые счета в реестрах владельцев ценных бумаг).
В целях предупреждения, выявления и пресечения финансовых правонарушений на рынке ценных бумаг, обеспечения законности деятельности, связанной с цепными бумагами, защиты нрав и законных интересов эмитентов, инвесторов и других участников фондового рынка уполномоченными государственными органами осуществляется финансовый контроль над рынком ценных бумаг.
Данный вид финансового контроля базируется на принципах законности, четкого разграничения компетенции контролирующих органов, их реального взаимодействия с правоохранительными структурами, недискриминационного характера применения мер воздействия на подконтрольных субъектов, применения мер воздействия в справедливо обоснованном объеме, не приводящем к тяжелым финансовым последствиям для подконтрольного субъекта, и др.
Объектом финансового контроля над рынком ценных бумаг является деятельность, совершаемая в основном в виде следующих операций:
- 1) эмиссионных - связанных с выпуском ценных бума!" в обращение. При совершении этих операций предметом контроля являются, например, наличие права на совершение эмиссии, ее объемы и информационное обеспечение;
- 2) инвестиционных - связанных с приобретением ценных бумаг в целях получения дохода от владения ценными бумагами (институциональные инвестиции) или в целях получения права управления эмитентом (стратегические инвестиции). Предметом контроля в данном случае являются объемы инвестиций в ценные бумаги;
- 3) посреднических - связанных с получением дохода от предоставления профессиональных услуг на рынке ценных бумаг эмитентам и инвесторам. Посреднические операции контролируются, например, на наличие достаточных финансовых средств на оказание посреднических услуг на рынке ценных бумаг.
Подконтрольными субъектами выступают конкретные участники рынка ценных бумаг, деятельность которых контролируется на соответствие ее требованиям, установленным нормативными правовыми актами, регулирующими отношения на рынке ценных бумаг.