Перспективы развития страхования в россии. Перспективы развития рынка страховых услуг россии Перспективы развития страхового рынка

Любой
рынок, в том числе страховой, характеризуется
емкостью, которая представляет собой
максимально возможный объем реализации
на нем товаров и услуг в течение
определенного периода времени. Емкость
страхового рынка определяется на основе
анализа уровня доходов населения,
отношения собранной страховой премии
к валовому внутреннему продукту, среднего
уровня потребительских расходов.

Для
этого необходимо провести конъюнктурные
и прогнозные исследования реализации
страховых услуг за 1 – 1.5 года, исследования
проведения потребителей страховых
услуг, изучение практики деятельности
фирм – конкурентов, исследования
вероятной реакции на предложения на
рынке нового вида услуги.

При
исследовании емкости рынка страховых
услуг необходимо учитывать тенденции
развития финансовой сферы, инвестиционной
политики, происходящие экономические
процессы в регионе. Емкость рынка
уменьшается при понижающей конъюнктуре,
и любое форсирование предложений новых
страховых услуг приводит к настороженности
потребителей, вызывая недоверие к
страховщикам. При повышающейся конъюнктуре
емкость рынка увеличивается.

Прогноз
развития страхового рынка России до
2050 года

Центр
стратегических исследований Росгосстраха
сделал очередное обновление прогноза
относительно долгосрочного развития
рынков страхования жизни и «нежизни»
(включая обязательные виды) в России до
2050 года.

В
основу прогноза легли данные о возможных
сценариях развитии экономики, а также
показатели рынков страхования в различных
странах в 2006-2010 годах. Прогноз основывается
на зависимости между размерами рынка
страхования и развитием экономики – в
частности, ростом ВВП. По нашим оценкам,
к 2050 г.

ВВП на душу населения в России в
ценах 2010 г. превысит 45 тыс. долларов –
он практически достигнет сегодняшних
показателей США. А рынок страхования
«не жизни» (включая и обязательное
страхование) увеличится более чем в 8
раз и составит около 8 трлн. рублей в
ценах 2010 года. В номинальных ценах (без
очистки от инфляции) объем премий
вырастет более, чем в 65 раз, и превысит
65 трлн. рублей.

В результате доля
страхования «не жизни» в ВВП России
вырастет с 2,3% до 4,2%. Согласно нашим
расчетам, сборы премии в этом сегменте
к 2050 году могут вырасти до 5,6 трлн. руб.
в ценах 2010 г., что обеспечит реальный
рост премий почти в 267 раз. В номинальных
ценах (без очистки от инфляции) объем
рынка к 2050 г. может составить более 45
трлн. рублей. Таким образом, доля
страхования жизни в ВВП вырастет с
сегодняшних 0,05% до 2,9%.

Страховой
рынок России характеризуется рядом
проблем, от разрешения которых зависит
не только его стабильность экономики
сегодня, но и

Самая
большая, проблема страхового рынка в
том, что

государство
в лице его властных органов до настоящего
момента не желает

воспринимать
страхование как стратегический аспект
развития экономики

государства.

Грамотная
политика государства

в
данной области воспитывает у граждан
потребность в страховании, а государство
снимает с себя обязательства по возмещению
своим гражданам всевозможных ущербов
и убытков, экономя в конечном итоге
значительные средства. Кроме того,
поощряя страхование, государство с
помощью страховых компаний получает
огромные инвестиционные средства
для собственной экономики.

Среди
наиболее насущных проблем, стоящих
перед российским страхованием, можно
выделить также острейшую проблему
фактического

отсутствия
адекватных инвестиционных инструментов,
удовлетворяющих

требованиям
страховщиков. Вопрос о том, каким
образом разместить

временно
свободные денежные средства страховых
компаний - прежде

всего
страховые резервы - стал сейчас
настоящей головной болью для

страховщиков.
Суть проблемы в следующем. Порядок
размещения

страховых
резервов строго регламентируется
государством и отклонение от

установленных
правил со стороны страховых компаний
может стоить им

лицензии
на право занятия страховой деятельностью.

Отдельного
рассмотрения заслуживает проблема
налогообложения

операций,
связанных со страхованием. Специалисты
в области страхования

неоднократно
отмечали, что ряд положений российского
налогового

законодательства
создает препятствия развитию страхования
в нашей стране.

В
настоящее время налогообложение
потенциальных клиентов страховых
компаний настолько нерационально,
что большая их часть теряет всякий
интерес к заключению договора.

Особого
внимания требует проблема развития
долгосрочного

страхования
жизни в Российской Федерации, так
как оно успешно решает

вопросы
социального обеспечения.

Пенсионное,
в частности, страхование снижает
нагрузку на расходную

часть
бюджета, поскольку снижает затраты
государства на социальное

обеспечение
граждан, что может благоприятно влиять
на экономику страны.

Среди
проблем российского страхового рынка
можно выделить также неразвитость
его инфраструктуры: страховых брокеров
и агентов, оценщиков, экспертов,

актуариев,
система подготовки страховых кадров.
Это еще один понижательный фактор
возможностей страхового рынка по
обеспечению экономики в страховании.

Развитие
страхового бизнеса в России и ее большое
экономическое и

территориальное
пространство уже сегодня диктуют
необходимость

подготовки
специалистов с высшим страховым
образованием. Речь идет о

подготовке
страховщиков с высшим страховым
образованием.

Следующим
проблемным вопросом отечественного
страхового рынка,

является
скудность предложений. Сегодня
российские страховщики пре­

доставляют
клиентам не более 30­ 40 страховых
продуктов, в то время как в

Японии
перечень страховых услуг насчитывает
более 300 разнообразных

видов.
В виду нестабильности экономики
страны практически отсутствуют

долгосрочные
накопительные программы, которые во
многих странах

являются
приоритетными и пользуются популярностью
у населения.

Нестабильность
финансово­ экономической и социально­
политической

ситуации
в стране и отсутствие четкой государственной
политики в области

страхования
также оказывают негативное влияние на
состояние страхового

рынка.
Практически полностью потеряно
доверие страхователей к

долгосрочному
страхованию и страхованию с отсроченными
выплатами.

Из­
за снижения платежеспособности
страховщиков, уже начались

задержки
выплат страховых возмещении, сложности
в расчетах по

перестрахованию
между российскими компаниями, что
еще больше

осложнит
ситуацию. Следствием этого может
стать недоверие к перестрахованию
внутри страны и резкий рост объемов
внешнего

перестрахования.

В
условиях инфляции страховщики начали
закладывать рост стоимости

ликвидации
последствий страховых событии в
премию, что уже привело к

удорожанию
страхования.

Из
этого логически вытекает, что развитие
страхового рынка не может

происходить
без серьезной и продуманной
государственной поддержки.

Краткий
обзор итогов развития страхового рынка
РФ за 9 месяцев 2011 года

В
Едином государственном реестре субъектов
страхового дела на 30.09.2011 было
зарегистрировано 587 страховых организаций,
из них 4 не проводили страховые операции
и 29 не предоставили отчет о своей
деятельности. Годом ранее на рынке
работало 640 компаний, т.е. общее количество
страховщиков сократилось на 8,3%, или 53
компании.

Общий
объем собранной премии за 9 месяцев 2011
года составил 933,8 млрд. руб. (рост на
20,2% по сравнению с 9 месяцами 2010), объем
выплат – 642,2 млрд. руб. (рост на 15,5%).
Увеличение премий по сравнению с 9
месяцами 2010 года наблюдается во всех
видах страхования, кроме страхования
ответственности. Выплаты выросли во
всех видах, за исключением страхования
предпринимательских и финансовых
рисков.

К
настоящему времени сложилось крайне
неравномерное распределение страховых
компаний по регионам России. На центральный
район приходится более 33% общего их
числа, в то время как в регионах число
региональных страховых компаний
незначительно. Характерна высокая
концентрация страховых операций в
Москве, где зарегистрированы более 500
страховых компаний.

На долю московских
страховщиков приходится более 70%
страховых поступлений и выплат. Это
говорит о неполном обеспечении
потребностей экономики услугами
страхования, в то же время и о просторах
развития страхования в этих районах.
Высокая концентрация свидетельствует
так же и о высоких рисках российского
страхового рынка, если в Центральном
районе произойдет масштабная чрезвычайная
ситуация, то большинство компаний может
разориться. Это показывает еще один
минус в обеспечении страхованием
потребностей экономики.

Невелик
и размер страховой премии на душу
населения. В России в среднем на одного
жителя в год приходится в среднем 20
дол., в то время как в Японии — до 4500 дол.,
в Швейцарии — 3000, в США — 2000. Однако основная
причина столь больших различий заключается
в различных уровнях доходов населения.

Уровень
доходов населения связан с экономикой
страны, а экономика должна обеспечиваться
достаточно высоким уровнем страховой
защиты, что отсылает нас обратно к
доходам населения. Получается замкнутый
порочный круг.

Эффективность
страхования на современном этапе можно
оценить как низкую, значит, многие
потребности экономики остаются
неудовлетворенными. Следовательно,
страховой рынок России имеет огромный
потенциал роста и увеличивающийся
уровень емкости.

Проникновение
иностранного капитала на российский
страховой рынок происходило и до 1917
года. Российская империя стала допускать
отдельные иностранные страховые общества
лишь спустя столетие после появления
своих собственных страховщиков. И такой
допуск носил жесткий и ограниченный
характер.

В России проходит стадию турбулентности. Страховым фирмам доводится не только регулярно сталкиваться с необходимостью реагировать на глобальные перемены в экономическом состоянии рынка, но также, они вынуждены оценивать риски, возникающие у партнеров по бизнесу, их клиентов или акционеров.

Главным драйвером роста страхового рынка в России за минувшие четыре года считается инвестиционное страхование жизни, и заинтересованность к виду данного страхования не прекращает увеличиваться. Динамика увеличения связана с наличием у граждан достаточных средств и стремления в активы на фондовом рынке на фоне сохранения невысоких ставок по депозитам. Помимо этого, на формирование программ инвестиционного страхования жизни оказывает большое влияние активность банков-агентов в связи с излишней ликвидностью.

В секторе личного страхования, также можно будет отследить положительную динамику в размере примерно 5-10%, а страхование имущества, в лучшем случае, продемонстрирует слабоположительную динамику в размере 1-2%, а страхование ответственности прибавит около 5-6%.

Кроме этого, ещё одним из драйверов роста может выступить ипотечное страхование на благодаря бурному росту объемов ипотечного кредитования населения.

На рынке добровольного предполагается увидеть рост на уровне не ниже медицинской инфляции.

Страховые сборы выезжающих за границу возрастут согласно результатам года на 21% по сравнению с 2017 годом. Помимо этого, прогнозируется дальнейшее увеличение доли онлайн страхования, изменения страховых продуктов с целью их дистрибуции с помощью Интернет-сайтов и мобильных приложений.
Возможно также продолжение развития внедрения новых партнерских продуктов с банками, ритейлерами и онлайн-партнерами. Конкретными драйверами розничного рынка в среднесрочной перспективе также могут стать продукты по страхованию финансовых и киберрисков клиентов. Диапазон подобных видов продуктов расширяется.

Ключевые риски на рынке страхования

Ключевые риски для российского рынка страхования сосредоточены в сегменте , где на фоне роста активности автоюристов, естественной инфляции стоимости ремонта и неизменных тарифов продолжается увеличение убыточности.

Подразумевается, что, каско возможно даже продемонстрирует «слабоотрицательную динамику» на уровне 2-3%, а ОСАГО, скорее всего, останется либо на уровне 2017 года, либо покажет небольшой минус.
Страховые компании ранее уже многократно жаловались на недобросовестных посредников-автоюристов, отслуживающих ДТП, которые выезжают на место аварии, скупают у их участников требования, выплачивают им небольшое количество денег прямо на месте, а после этого, через судебный процесс взыскивают со страховщиков большие суммы.

В 2018 году не ожидается введение значительных законодательных нововведений, ограничивающих влияние автоюристов и мошенников на рынок ОСАГО. Согласно прогнозам, при сохранности текущего состояния судебной и правоохранительной практики в части ОСАГО, а также неизменных тарифов, в 2018 году кризис на рынке ОСАГО только усилится.

По мере развития натуральной выплаты страховщикам придется столкнуться с возникновение станций технического ремонта, работающих на автоюристов. Более того, при продаже электронных полисов ОСАГО мошенничество с «фирмами-клонами», фишинговыми операциями и подделке коэффициентов, влияющих на расчет тарифа, в 2018 году продолжится.

Отечественные страховщики также ожидают сокращение количества игроков на страховом рынке в 2018 году. Несмотря на то, что принято полагать, что большая часть работы по очистке рынка от ненадежных страховщиков уже была закончена. Основной поток «на выход» закончился год назад. Предполагается что в настоящее время количество страховых фирма будет уменьшаться в основном с помощью слияния и поглощения и продажи портфелей. Число страховщиков, в случае уменьшения будет сокращаться не десятками, а единицами.

Страховой рынок – область развития спроса и предложения на страховые услуги. Он отображает взаимоотношения между разными страховыми фирмами (страховщиками), предлагающими соответствующие услуги, а также юридическими и физическими лицами, нуждающиеся в страховой защите (страхователями).

Таким образом, как и любой рынок товаров, работ или услуг, страховой рынок подвергается цикличности, логичным финансовым колебаниям в увеличении и уменьшении стоимости на страховые услуги. Все взаимоотношения между игроками страхового рынка регулируются ГК РФ и Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Действующий в России страховой рынок представляет из себя непростую концепцию с большим количеством связей среди его участников.

Страхование в России за минувшие годы прошло существенное развитие – сформированы условия с целью улучшения концепции страховой защиты имущественных интересов граждан, компаний и государства в целом, но на Российском страховом рынке также остаётся ряд существенных проблем, от разрешения которых зависит не только его устойчивое положение, но и существование в дальнейшем.

Основные проблемы развития рынка страхования:

  1. Опровержение факта того, что страхование может выступать стратегическим звеном экономики государства. Опираясь на это, страховые услуги не только теряют свою значимость, но и становятся невыгодными.
  2. Недостаток инвестиционных инструментов. Из-за того, что страховые ресурсы поддаются регулировке государства, то при отклонении от установленных правил со стороны страховых компаний это может стоить им лицензии на право занятия страховой деятельностью.
  3. Внедрение обязательных видов страхования.
  4. Развитие долговременного страхования жизни.
  5. Областное расхождение и малое развитие инфраструктуры страхового рынка.

Однако, стоит помнить то, что у любой проблемы есть пути решения. Существует решение, а значит и есть перспектива. Перспективные направления развития страхового рынка России достаточно сложно предсказать, по той причине, что они во многих случаях зависят от состояния экономики страны, уровня её развития, благосостояния и страховой культуры населения.

Так, исходя из всего изложенного, можно сделать вывод, о том, что страхование играет важную роль не только в жизни человека, но и в жизни государства. Ведь именно страхование увеличивает инвестиционный запас страны, который решает вопросы социального и обеспечения.

УДК: 368
Тема: Перспективы развития страхового рынка в России
Theme: Prospects for the development of the insurance market in Russia.

Аннотация: В статье рассмотрены перспективные и прибыльные направления развития рынка страховых услуг, представлены растущие, стагнирующие и уменьшающиеся сегменты развития страховой отрасли, сформулированы основные проблемы, способствующие торможению развития рынка.

Ключевые слова: страхование, перспективы развития, рынок страхования, страховые услуги.

Annotation: Prospective and profitable directions of development of the insurance services market are considered in the article, growing, stagnating and decreasing segments of development of the insurance industry are presented, basic problems are formulated that contribute to the inhibition of market development.

Keywords: insurance, development prospects, insurance market, insurance services.

Литература

  1. Агентство страховых новостей (Электронный ресурс)- Режим доступа: http://www.asn-news.ru/(дата обращения: 24.05.2018)
  2. Бизнес сервис Википедия страхования (Электронный ресурс) — Режим доступа: http://wiki-ins.ru/ (дата обращения: 23.05.2018)
  3. Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) (Электронный ресурс) -Режим доступа: https://raexpert.ru/ (дата обращения: 24.05.2018)
    Щербакова Л. Н., 2018

Развитие страхования является фактором положительного воздействия на социально экономическое развитие граждан и страны в целом.

Известно, что любая деятельность представляется рисковой ситуацией и как следствие не может быть с абсолютной определенностью спрогнозирована.

Страхование – особый тип финансово-экономических взаимоотношений, призванный гарантировать финансовую защиту людей или организаций, и их интересов от разного рода рисков .

Под страховой деятельностью подразумевается работа по защите интересов людей, компаний, органов и учреждений при наступлении определенных происшествий (страховых ситуаций) за счет денежных фондов, создаваемых с уплачиваемых ими страховых вкладов, а именно выплаты страховых премий.

Работа человека может быть связана с рисковыми факторами, наносящими ущерб его здоровью, материальным ценностям, заработку, а также сбережениям, таким образом, сроки наступления данных ситуаций и объем убытка заранее неизвестен. Финансово-материальные риски проявляются в физической гибели материальных ценностей, риски потери здоровья граждан, лишении трудоспособности или смерти. Следственно, возможные угрозы вынуждают общество принимать мероприятия по предотвращению возможных угроз и ограничению их ущерба. Страхование, по сути, призвано минимизировать финансовые потери социальной деятельности.

Динамика оказания страховых услуг позволяет выявить взаимосвязанность страхового рынка с финансами компании, граждан, банковской концепцией и иными финансово-экономическими институтами, в рамках которых реализуются страховые взаимоотношения. Особые взаимоотношения формируются между страховым рынком, государственным бюджетом, государственными внебюджетными фондами, что сопряжено с обязательным страхованием.

В современных условиях осуществление страховой деятельности в Российской Федерации регламентируется следующими законодательными актами:

1.Основные правовые акты в сфере страховой работы: Гражданский кодекс Российской Федерации; Федеральный закон Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

2.Общепризнанные меры, регламентирующие процедуру выполнения отдельных видов страховой деятельности: Федеральный закон от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

3) Нормы, регламентирующие отдельные стороны страховой деятельности: Налоговый кодекс Российской Федерации; Правила формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.06.2002 №51н; Требования, предъявляемые к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика, утвержденный приказом Министерства финансов РФ от 02.07.2012 №101н. На рисунке 1 представлена структура современного страхового рынка Российской Федерации.

Рисунок 1. Структура современного страхового рынка России

Страхование достаточно актуально, так как государство не вводит в собственные обязанности возмещение затрат компаний в случае возникновения негативных факторов.

В июле 2013 года Правительством Российской Федерации была утверждена «Стратегия развития страховой деятельности в России до 2020 года». Документ разработан Минфином России с целью единого содействия развитию страховой сферы, обращению ее в стратегически важную область экономики государства. В стратегии замечается, что развитие страхования сдерживается низкой степенью страховой культуры и страховой грамотности граждан .

По сравнению с 2015 годом по данным Центрального Банка Российской Федерации объем страхового рынка увеличился на 2,1 %. Это наименьший показатель подъема рынка с 2009 года. Однако данный показатель по нашему мнению не отражает реального состояния дел в страховой сфере.

По оценкам экспертов российский страховой рынок имеет значительный потенциал развития. Общий объем страховых платежей в России составляет не более 1 % от годового ВВП. В развитых странах 8 – 10 % .

За последние 10 лет количество страховых организаций сократилось в 2,5 раза. Это обуславливается слиянием и поглощением, уходом с рынка страховых компаний. На сегодняшний день также продолжается укрупнение страховых компаний.

Рост спроса на страховые услуги в современных условиях связан с недвижимостью и залоговым кредитованием жилищных построек, кроме того приватизацией государственного жилого фонда, увеличение размеров и многообразие частной собственности физических и юридических лиц .

К факторам, оказывающим негативное влияние на динамику развития российского страхового рынка относятся :

Несовершенство отечественного законодательства, недостаточные мероприятия по совершенствованию налогового законодательства в отрасли страховых действий;

Неудовлетворительная капитализация страховых учреждений, кроме того недостаток государственного перестраховочного рынка приводящие к неосуществимости принятия крупных рисков;

Недостаточность информации взывает трудности в выборе страховой организации и страхового продукта;

Несовершенство правового и координационного обеспечения государственного страхового надзора.

К факторам, ограничивающим формирование российского рынка страховых услуг относятся :

Низкая платежеспособность граждан и хозяйствующих субъектов;

Невысокая страховая культура.

Сегодня страхование в Российской Федерации пребывает на начальном рубеже своего развития, формируется с целью удовлетворения всевозможных потребностей людей при помощи концепций страховой защиты от неожиданных угроз.

Подводя итог можно с уверенностью сказать, что данная тема актуальна, так как данная отрасль положительно влияет на социально-экономическое развитие организаций, физических и юридических лиц, минимизируя ущерб негативных последствий. Таким образом, страхование это один из способов обеспечивающий эффективную защиту интересов.

В статье рассмотрена суть страхования и перспективы ее развития в Российской Федерации, проблемы страхования рисков в России. Выявлены причины слабого развития страховой деятельности, перечислены меры по развитию страхования. Рассмотрены факты, негативно влияющие на страхование в России, факторы сдерживающие развитие и способствующие развитию страхового рынка.

Список литературы:

  1. Распоряжение правительства РФ от 22 июля 2013 года № 1293-р. «Об утверждении Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года».
  2. Андреева Е.В. Тенденции развития страхования рисков/ Е.В. Андреева, О.И. Русакова. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2014. – 120 с.
  3. Бакиров, А. Ф. Формирование и развитие рынка страховых услуг/ А.Ф. Бакиров, Л.М. Кликич. - М.: Финансы и статистика, 2016. – 180 с.
  4. Быканова, Н. И. Страховой рынок России: проблемы и направления развития / Н. И. Быканова, А. С. Черкашина // Молодой ученый. 2017. – 207 с.
  5. Страхование: Учебное пособие / Сплетухов Ю.А., Дюжиков Е.Ф., 2-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 312 с.

Российский страховой рынок прошел долгий путь развития от полностью открытого (до 1786 г.) через частично открытый (с 1885 г.) до закрытого для прямого иностранного страхования (с 1917 г. по настоящее время). Рынок страхования в нашей стране пока находится в стадии становления. Большинству российских страховых организаций, занимающих на нем ведущие позиции, сейчас 5-7 лет, тогда как западные страховщики имеют стаж деятельности, исчисляемый многими десятилетиями. Однако даже за такой короткий период времени страхование в нашей стране стало достаточно значимой частью российской экономики, а страховые компании, проходя вместе с нашей страной нелегкий путь к национальному страховому рынку, заложили надежную основу для формирования страховых взаимоотношений в различных сферах и отраслях хозяйственной деятельности.

Сегодня структура страхового рынка включает в себя страховые и перестраховочные компании, страховых брокеров, агентов, профессиональные объединения и ассоциации; имеет два базовых сегмента рынка - добровольное страхование - 60% и обязательное страхование - 40% общей суммы страховой премии.

Серьезные проблемы возникают при монополизации секторов страхового рынка. Разнообразие страховых продуктов на российском рынке значительно меньше, чем за рубежом, например в США - 3 тыс. видов страхования, в Европе - 400-500, а в России не более 60.

Развитию страхового рынка препятствует низкий уровень спроса юридических и физических лиц на страховые услуги как в силу низкого уровня доходов, так и в силу сформировавшегося недоверия к надежности страховых организаций, неразвитость в отрасли рыночных отношений, отсутствие в стране развитого рынка ценных бумаг (что ограничивает возможности размещения страховых резервов), несовершенство нормативно-правовой базы страхования, а также отсутствие системы мер по совершенствованию законодательства о налогах и сборах в сфере рынка страховых услуг, низкий уровень капитализации страховых организаций, а также неразвитость национального перестраховочного рынка.

Решение проблем развития страхования в России во многом будет определяться ролью государства. Однако по поводу объема присутствия государства на страховом рынке, а также методов и инструментов регулирования государством страхового рынка единого мнения нет.

Государственное регулирование страхового рынка России должно носить в первую очередь стимулирующий характер и осуществляться в двух основных направлениях:

  • - развитие обязательных видов страхования;
  • - налоговое стимулирование.

Развитие обязательных видов страхования приводит к резкому увеличению объема страхового рынка страны и в силу прямого увеличения клиентской базы, и в силу роста сопутствующих продаж полисов добровольного страхования.

Несколько сложнее решается проблема налогового стимулирования развития страхового рынка страны.

Предоставление специальных налоговых режимов страхователям пока предусматривает только отнесение взносов по определенным видам страхования на себестоимость (например, при страховании имущества). По другим видам страхования такие льготы либо предоставлены в недостаточном объеме, либо не предусмотрены вообще. Для физических лиц эти льготы вообще не предусмотрены.

Государственное регулирование страхования должно основываться на выработке наиболее эффективных стимулирующих механизмов. При этом анализ статистических данных свидетельствует, что возможности роста рынка за счет введения обязательных видов страхования не безграничны, а в последние годы доля обязательного страхования в общем объеме премий имеет тенденцию к снижению. Отдельная проблема - определение максимального предела страхового взноса, который был бы выгоден и страхователю, и страховщику.

Чтобы приобрести полисы обязательного и добровольного страхования, потребитель должен иметь определенный уровень дохода, из которого только фиксированная часть может быть потрачена на страховые услуги.

Наиболее эффективным инструментом стимулирования развития страхового рынка России, на наш взгляд, все же является налоговое стимулирование, перспективы которого сегодня, к сожалению, достаточно призрачны.

В то же время нельзя недооценивать возможности использования альтернативных методов регулирования страхового рынка, в том числе использование механизма его саморегулирования, через выработку профессиональных стандартов качества оказания страховых услуг и гибкое реагирование на потребности страхователей в более качественных страховых услугах. Использование механизма саморегулирования имеет особое значение в связи с повышением минимального базового капитала, что определено изменениями в Законе об организации страхового дела в Российской Федерации», - до 2007 г. необходимо довести размер уставного капитала до законодательно установленного минимального уровня в 30 млн руб. Для организаций, осуществляющих страхование жизни, планка установлена на высоте 60 млн руб., а для перестраховщиков - 120 млн руб.

По данным департамента страхового надзора Минфина России, можно прогнозировать сокращение страховых компаний более чем в 2 раза, с 1408 до 500-600 организаций.

Таким образом, российский страховой рынок находится на переходе на качественно новый этап своего развития, который характеризуется усилением концентрации и централизации капитала.

Безусловно, российское страхование имеет определенную специфику. Не все тенденции российского страхования соответствуют общемировым тенденциям.

Значительно большую роль, чем принято в мировой практике, играет обязательное страхование, дающее прибыльность, более высокую, чем добровольное страхование. Обязательные виды страхования во всех развитых странах не считаются высокоприбыльными, однако дают стабильный заработок. Основой рынка страховых услуг и резервом его развития является добровольное страхование, приоритетными направлениями в развитии которого являются страхование жизни и пенсионное страхование.

Страхование жизни является важной сферой страхового дела, традиционным и постоянным источником значительных инвестиционных ресурсов, способствующих успешному росту экономики.

Совершенствование нормативно-правовой базы рынка страховых услуг предполагает разработку и осуществление мер по совершенствованию и развитию законодательства, регулирующего страхование, и в частности:

  • - создание правовых основ деятельности обществ взаимного страхования;
  • - совершенствование законодательства о налогах и сборах;
  • - установление основ обязательного страхования, а также определение их приоритетных видов.

После принятия мер по развитию обязательного и добровольного страхования значительно возрастут объемы страховых операций. В связи с этим повышается ответственность страховых организаций за исполнение принятых обязательств по договорам страхования.

Такое положение требует принятия законодательных мер по экономическому стимулированию учредителей страховых организаций и капитализации прибыли.

В целях повышения емкости рынка страховых услуг необходимо разработать меры по стимулированию сострахования и перестрахования.

Большинство страховщиков не располагают значительными финансовыми средствами и не могут осуществлять страхование крупных рисков.

Следует стимулировать развитие страхования и перестрахования путем создания специализированных страховых объединений, расширения участия российских страховщиков в международных системах перестрахования и договорах сострахования, формирования гарантийных фондов и применения иных экономически оправданных мер, направленных на повышение потенциала национальных инвесторов рынка страховых услуг.

Необходимо совершенствование налогообложения страховых операций, особенно операций по долгосрочному страхованию. Необходимо, на наш взгляд, включить в перечень социальных налоговых вычетов затраты граждан по страхованию, а также расширить перечень расходов организаций по различным видам страхования, включаемых в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

Для эффективного функционирования рынка страховых услуг необходимо усиление контроля за действиями органов государственной власти всех уровней, ограничивающих конкуренцию на рынке страховых услуг.

В целях совершенствования государственного страхового надзора за деятельностью страховых организаций и иных профессиональных участников рынка страховых услуг, а также защиты прав и интересов его субъектов необходимо осуществить следующие меры:

  • - повышение надежности системы страхования посредством установления единых требований и стандартов предоставления страховых услуг, применяемых в международной практике;
  • - установление правил, нормативов и показателей платежеспособности и финансовой устойчивости на основе отчетности, составленной в соответствии с международными стандартами ценообразования страховых услуг;
  • - финансовое оздоровление страховой компании, включая обязательное увеличение капитала и применение принудительных мер по управлению ее активами;
  • - установление для профессиональных участников страхования требования о наличии соответствующего образования и стажа работы по специальности, позволяющих выполнять возложенные на них функции, а также осуществление мер, препятствующих доступу к руководству страховой компанией лиц, допустивших финансовые злоупотребления.

Важным условием конкуренции на рынках финансовых услуг является либерализация рынка страховых услуг, а также интеграция российской страховой системы с мировой страховой системой.

Таким образом, основными задачами по развитию страхового рынка России являются:

  • - совершенствование нормативно-правовой базы рынка страховых услуг;
  • - развитие обязательного и добровольного видов страхования;
  • - повышение эффективности государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью;
  • - стимулирование перевода сбережений населения в долгосрочные инвестиции с использованием механизмов долгосрочного страхования жизни;
  • - интеграция национальной системы страхования с международным страховым рынком.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА РФ Кохно Наталья Олеговна, канд. техн., наук (e-mail: [email protected]) Грошева Анжела Андреевна, студент (e-mail: [email protected]) Хамидулина Диана Гумяровна, студент (e-mail: [email protected]) Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт им. А.К. Кортунова Донской ГАУ, Россия, Новочеркасск

В статье рассмотрено современное состояние рынка страховых услуг в Российской Федерации. Затронуты разноплановые проблемы страхового рынка, а также перспективы его развития на ближайшие несколько лет.

Представлена теоретическая аргументация состояния соответствующего рынка в условиях ныне существующей ситуации в России.

Ключевые слова: страхование, рынок страховых услуг, имущественные права, покрытие убытков.

В совершающей становление рыночной экономике Российской Федерации страхование всё чаще затрагивает разнообразные правовые аспекты жизни и деятельность физических и юридических лиц, государство в целом и его власть.

Страховой рынок-это один из наиболее значимых сегментов современной рыночной экономики, меру воздействия которого на развитие социально-экономического механизма государства невозможно переоценить. Он является мощным инструментом, содействующим и способствующим консолидации инвестиционных ресурсов, которые, в свою очередь, обеспечивают потенциал социального развития. Устойчивость страхового рынка является залогом постоянного развития экономики, как государства, так и общества в целом.

Рынок страхования демонстрирует сферу конкретных экономических отношений между застрахованным лицом или выгодоприобретателем, нуждающимся в страховой защите в связи с возможным наступлением неблагоприятных событий, и страховщиком, обеспечивающим защиту, используя при этом страховые фонды, которые состоят из денежных взносов, уплачиваемых страхователем.

Так же, страховой рынок-это область финансового рынка, которую можно рассмотреть, как совокупность нескольких страховых организаций и страховщиков, которые оказывают соответствующие услуги по страхованию и защите общества, где существует множество явлений, непосредственно влияющих на низкий уровень финансовых возможностей для размещения крупных страховых рисков, а именно:

1. Недостаточный размер страховых резервов и уставного капитала страховых компаний.

2. Отсутствие знаний и опыта в страховании, в области оценки страхового риска, ущерба и его возмещении, некомпетентное управление рисками.

3. Низкий уровень охвата инфраструктурой и методологией расчета тарифов.

На формирование страхования РФ свой отпечаток наложили исторические особенности развития и становления России. В начале 21 века отечественное страхование только возрождалось, а это значит, что на сегодняшний день оно еще далеко своей точки насыщения, поэтому можно говорить о больших перспективах развития этого направления в ближайшее время. Законодательную основу правового регулирования в сфере страховой деятельности заложил закон «О страховании» от 27 ноября 1992 г, который дал огромный толчок в развитии отечественного страхового дела. Следующим ведущим законодательным актом, регулирующим это направление, стала 48 глава Гражданского кодекса Российской Федерации.

На сегодняшний день в России на рынке страховых услуг насчитывается около 232 компаний, которые распределены по формам собственности следующим образом: смешанные - 58%; частные - 36%; с государственным участием - 5%; муниципальные - 1%. (рисунок 1).

смешанные,% частные,% с гос. участием, % муниципальные,%

Рисунок 1- Отечественные страховые компании по формам собственности

Наиболее развитыми видами страхования в России считаются следующие: ОСАГО, которое занимает около 40% всего рынка, медицинское и пенсионное страхование - занимают 2-е и 3-е место соответственно, что в общем объеме чуть менее половины рынка (25% и 20%)., страхование недвижимого имущества физических и юридических лиц, на долю которых приходится более 10 %, а также закрывают рейтинг другие виды страхования, набирающие популярность в нашей стране (рисунок 2).

Гораздо менее популярными сегодня в нашей стране являются такие виды страхового бизнеса, как страхование ответственности ущерба, страхование от несчастных случаев, страхование детей, профессиональное страхование и другие менее известные в широких кругах инструменты защиты капитала (ответственности).

40 35 30 25 20 15 10 5 0

ское страхова ние,%

ное страхова ние,%

страхова

ние недвижи мости,%

другие виды страхова ния,%

доля в общем объеме страхования

Рисунок 2 - Основные виды страхования в РФ

Количество россиян, использующих страховые услуги, в настоящее время постепенно возрастает, это связано с ростом доходов населения, развитием отрасли и увеличением регулирования со стороны государства, а также с повышением надежности компаний-страховщиков.

Однако, следует отметить, что нормальному темпу развития страхования в России все еще препятствуют следующие проблемы:

1. Низкие показатели востребованности и платежеспособности на услуги страхования граждан и юридических лиц. Люди привыкли, что им навязывают страховку, и не воспринимают её как финансовую защиту. К тому же русские люди привыкли полагаться на «авось». К примеру, вместо того чтобы застраховать квартиру от риска затопления, они надеяться, что всё обойдётся.

2. Ограничение конкуренции, которая подстёгивает бизнес и заставляет искать новые пути развития, ценить клиентов и сохранять высокий уровень качества товаров и услуг. К сожалению, на рынке страхования иногда конкуренция искусственно ограничивается. Например, если клиент взял ипотеку в банке, он может получить страховку только у компаний-партнёров. Идентичная ситуация с медицинским страхованием, т.е если пациент хочет наблюдаться в конкретной поликлинике, ему придётся выбирать полис всего у одной или нескольких страховых компаний, с которыми сотрудничает медучреждение.

3. Непрозрачность рынка. Необходимо повысить прозрачность, т.е расширить список документов и данных, обязательных к раскрытию. Если информация станет общедоступной, люди поймут, что страховщикам нечего скрывать то повыситься уровень доверия к ним.

4. Низкие стандарты деятельности, которые приводят к тому, что многие страховые компании не несут ответственности перед клиентами.

После того как Центробанк стал регулятором страховой, ситуация начала немного изменяться в лучшую сторону. За последние годы с рын-

ка ушло около 200 страховщиков, остались сильнейшие. Главные проблемы тех, у кого отозвали лицензии, - недостаточная финансовая устойчивость. То есть компании изначально понимали, что не смогут покрыть риски, но всё равно продавали полисы клиентам. Требования регулятора должны распространяться не только на финансовую стабильность компаний, но и на уровень услуг, размер выплат.

5. Мошенничество. Только жёсткое регулирование рынка и пропаганда нужного имиджа организаций помогут справиться с недоверием и страхом потребителей.

Все вышеперечисленные проблемы, ограничивающие уровень развития страхования и его финансовых возможностей, требуют скорейшего решения. При этом решать данные проблем следует не только своими силами, но и учитывая опыт зарубежных стран, где рынок страхования наиболее развит.

Однако не будем забывать и о перспективах развития страхования в России, так как в случае скорейшего разрешения вышеуказанных проблем, появятся большие возможности для продвижения этого рынка

Под влиянием положительных тенденций, с учетом постепенного разрешения проблем, в будущем рынок страхования будет расти, укрепляться и прогрессировать, но умеренными темпами.

Полагаясь на мнения экспертов в области страхования, можно отметить, что рынок страхования в России имеет все предпосылки для роста на 12-15 %, что в будущем будет способствовать восстановлению роста ВВП, укреплению рубля, снижению банковских ставок, а также появлению новых предложений. Кроме того, инновации в страховой системе ОСАГО и повышение соответствующих тарифов дадут толчок новому этапу развития страхового рынка на ближайшее время. Развитие и рост рынка кредитования физических лиц поможет росту страхования клиентов банка от несчастных случаев и заболеваний, а также, за счет инфляции стоимости медицинских услуг, добровольного медицинского страхования, по прогнозам страховых компаний, покажет увеличение объема уже к концу 2019 года.

Так же развитию и функционированию страхового дела ежегодно будет способствовать усовершенствование деятельности страховых компаний и поддержка данного направления со стороны Правительства Российской Федерации.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что страховой рынок, с учетом правильного подхода к решению всех основных проблем в этой области, будет развиваться в ближайшие годы, и имеет перспективы на его дальнейшее совершенствование.

Список литературы

1.Аксютина С.В. Страховой рынок РФ: проблемы и перспективы // Проблемы развития территории. - 2017. - № 2 (70). - С. 115-126.

2.Баканаев И.Л., Ашаганов А.Ю., Цокаева Л.А., Мовтигова М.А. Проблемы и перспективы развития страхового рынка РФ // Молодой ученый. - 2017. - №23. - С. 468471.

3.Справочный портал о страховании [электронный ресурс] - Режим доступа. -

4. Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 22 июля 2013 г. № 1293-р // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 31. - Ст. 4255.

5.Центральный Банк Российской Федерации [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.cbr.ru/ (дата обращения: 21.10.2018)

Grosheva Angela Andreevna, student f-that BIST Hamidulina Diana Gumyarovna, student f-that BIST

Novocherkassk engineering and meliorative institute of A.K. Kortunov of the Don GAU, Russia, Novocherkassk.

CURRENT STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE INSURANCE MARKET AS KEY LINK OF THE FINANCIAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. In article the current state of the market of insurance services in the Russian Federation is in detail considered. Versatile issues of the insurance market and also his prospect of development for the next several years are touched. The theoretical argument of a condition of the corresponding market in the conditions of nowadays existing economic and political situation in Russia is submitted.

Keywords: insurance, market of insurance services, property rights, covering of losses.

АНАЛИЗ РЫНКА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В Г. КУРСКЕ

НА ОКТЯБРЬ 2018 ГОДА Кошкин Андрей Александрович, студент (e-mail: [email protected]) Шлеенко Алексей Васильевич, к.т.н., доцент Юго-Западный государственный университет, г.Курск, Россия (e-mail: [email protected])

В данной статье проведён анализ рынка земельных участков города Курска на октябрь 2018 г. по конкретным округам, основанный на сводных данных прайса с различным назначением.

Ключевые слова: округ, анализ, назначение, земельный участок, рынок.

В Железнодорожном округе г Курска размещён ряд крупных предприятий различных отраслей промышленности: электро- и радиотехнической, оборонной, машиностроительной и металлообрабатывающей, фармацевтической, медицинской, легкой, пищевой; функционирует свыше 623 предприятий торговли, общественного питания и сферы услуг, в том числе два торговых центра, продовольственный рынок, около 50 организаций общественного питания, магазины различной направленности.

В таблице 1 показана стоимость земельных участков в Железнодорожном округе г. Курска по данным сайта «Авито»

Похожие публикации