Площадь земель сельскохозяйственного назначения. Земли сельскохозяйственного назначения

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление) является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере землеустройства, государственной кадастровой оценки земель, контроля за ведением государственного кадастра недвижимости, государственного мониторинга земель и ведения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также функции государственного земельного надзора на территории Омской области.

Согласно действующему законодательству и сложившейся практике государственный учет земель в Омской области осуществляется по категориям земель, угодьям и формам собственности. Отнесение земель к категориям осуществляется в соответствии с их целевым назначением. Учет земель по угодьям ведется в соответствии с их фактическим состоянием и использованием.

Деление земель на категории осуществляется в целях обеспечения правовой защиты земель от необоснованного изменения их целевого назначения. Отнесение конкретных земельных участков к той или иной категории земель, изменение целевого назначения и присвоение формы собственности осуществляется органами исполнительной власти различного уровня.

Управление Росреестра по Омской области является субъектом официального статистического учета и осуществляет формирование официальной статистической информации.

В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 06.10.2016 № П/0494 «Об организации федерального статистического наблюдения за земельными ресурсами в Российской Федерации и составлении статистического отчета о наличии и распределении земель в 2016 году» по формам, утвержденным постановлением Росстата от 6 августа 2007 года № 61 «Об утверждении статистического инструментария для организации Роснедвижимостью статистического наблюдения за земельными ресурсами», проведен сбор и анализ сведений о землях, составляющих земельный фонд Омской области.

По данным, полученным в результате государственного статистического наблюдения за земельными ресурсами в 2016 году, площадь земельного фонда Омской области по сравнению с показателями предшествующего года осталась неизменной 14114 тыс. га. Земельный фонд Омской области представлен всеми категориями земель.

Ежегодно Управлением составляется «Отчет о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям», который является информационной базой для подготовки Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации.

Отчет о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям является документом, содержащим обобщенные сведения о земельном фонде, систематизированные по определенному принципу о количестве и правовом положении земель, которые используются и могут использоваться в границах определенных территорий (населенных пунктов, административных районов).

Актуализация земельно-кадастровых данных осуществляется с учетом решений соответствующих органов исполнительной власти, принимаемых в целях упорядочения использования земель. При этом источником необходимых сведений служат также землеустроительная, градостроительная, лесоустроительная документация, утвержденная в установленном порядке.

Действующим законодательством все земли по своему основному целевому назначению подразделяются на семь категорий земель:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (далее – земли промышленности и иного специального назначения);

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой населенных пунктов, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для сельскохозяйственных целей. Земли данной категории выступают как основное средство производства в сельском хозяйстве, имеют особый правовой режим и подлежат особой охране, направленной на сохранение их площади.

На 1 января 2017 года земли сельскохозяйственного назначения в Омской области занимают 7756,3 тыс. га – это почти две трети территории. За отчетный год на 5,6 тыс. га уменьшилась площадь земель сельскохозяйственного назначения, из которых 4,7 тыс. га были переведены в категорию земель лесного фонда, 0,5 тыс. га – в земли населенных пунктов, 0,5 тыс. га – в земли промышленности и иного специального назначения, (0,1 тыс. га земель запаса было переведено в категорию земель сельскохозяйственного назначения).

В соответствии с действующим законодательством землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Земли населенных пунктов занимают незначительную площадь – 245,2 тыс. га или около 2 процентов от площади региона. Увеличение площади земель населенных пунктов произошло за счет включения земель сельскохозяйственного назначения в границы населенных пунктов.

В категорию земель промышленности и иного специального назначения включены земли, которые расположены за границей населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач.

По состоянию на 1 января 2017 года площадь земель этой категории составляет 50,7 тыс. га или 0,4 процента от общей площади земель Омской области. По сравнению с 2015 годом площадь земель этой категории увеличилась на 0,5 тыс. га за счет перевода из земель сельскохозяйственного назначения.

К землям особо охраняемых территорий и объектов относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, предоставленные в установленном законодательством порядке за границей населенных пунктов.

По данным государственного учёта земель особо охраняемые территории, изъятые и отведенные на основании соответствующих решений, как самостоятельная категория земель составляют только 0,7 тыс.га. Это земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов и рекреационного назначения. За текущий год их площадь уменьшилась на 0,1 тыс. га за счет перевода земель в земли населенных пунктов.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации к категории земель лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, – вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Общая площадь земель лесного фонда региона составляет 5738,1 тыс. га или 41 процент от площади земель в Омской области. По сравнению с 2015 годом площадь земель лесного фонда увеличилась на 4,7 тыс. га за счет перевода из земель сельскохозяйственного назначения.

На землях лесного фонда, находящихся в государственной собственности, имеется 127,2 тыс. га сельскохозяйственных угодий, в том числе 23,2 тыс. га пашни, многолетних насаждений – 3,5 тыс. га и 100,5 тыс. га естественных кормовых угодий.

К землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, а также земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

Землями запаса являются земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель. Земли запаса – это неиспользуемые в данный момент земли.

Площадь земель запаса составляет 178,6 тыс. га.

Учет земель Омской области по угодьям

Земельные угодья – это земли, систематически используемые или пригодные к использованию для конкретных хозяйственных целей и отличающиеся по природно-историческим признакам. Угодье – это часть земельного участка, обладающая определенными свойствами и характеристиками, которая является основным элементом государственного учета земель. Учет земель по угодьям ведется в соответствии с их фактическим состоянием и использованием.

Земельные угодья делятся на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные угодья.

Сельскохозяйственные включают в себя пашню, залежь, кормовые угодья (сенокосы и пастбища), многолетние насаждения.

Несельскохозяйственные – это земли под поверхностными водными объектами, включая болота, лесные земли и земли под древесно-кустарниковой растительностью, земли застройки, земли под дорогами, нарушенные земли, прочие земли (овраги, пески и т. п.).

По состоянию на 1 января 2017 года площадь земель сельскохозяйственных угодий в Омской области составляет 6720,7 тыс. га или 47,6 процента всего земельного фонда Омской области.

В 2016 году площадь пашни составила 4156,6 тыс.га. Площадь многолетних насаждений – 26,5 тыс. га, залежи – 175,9 тыс. га и кормовых угодий – 2361,7 тыс. га.

Основная доля сельскохозяйственных угодий сосредоточена в категории земель сельскохозяйственного назначения (6377 тыс. га). На территории населенных пунктов (в основном в черте сельских населенных пунктов) находится 122,3 тыс. га сельхозугодий.

В структуре сельскохозяйственных угодий площадь, занятая естественными кормовыми угодьями (сенокосами и пастбищами), удельный вес которых составляет более 35 процентов, обусловливает объективную возможность развития животноводческой отрасли агропромышленного комплекса Омской области.

На долю несельскохозяйственных угодий приходится 7393,3 тыс. га.

Общая площадь земель под водой и болотами составляет 2316,6 тыс. га или 16,5 процента земельных ресурсов области, из них площадь под водой – 289,8 тыс. га.

Основной водной магистралью, пересекающей территорию области с юга на север, является река Иртыш, протяжённость которой в границах области составляет 1174 км. Почти седьмая часть территории области заболочена. Площадь болот – 2026,8 тыс. га. Большая их часть расположена на левобережье Иртыша к северу от Ишимской равнины, где рельеф местности понижается к минимальной отметке на территории региона.

Общая площадь земель застройки на начало 2017 года составляет 93,9 тыс.га.

Более половины застроенных земель (58,3 тыс. га) находится на землях населенных пунктов. Площадь земель, занятая зданиями, сооружения и иными объектами, расположенными на землях промышленности и иного специального назначения, составляет 5,3 тыс. га.

Земли под дорогами занимают 150,7 тыс. га, что составляет чуть более 1 процента общей площади области. Из общей площади дорог половину составляют грунтовые дороги – 81,2 тыс. га. Более половины площади дорог области проложено на землях сельскохозяйственного назначения – 80,6 тыс. га.

Дорожная сеть в виде улиц, проездов, проспектов населённых пунктов занимает 30,2 тыс. га. На долю земель автомобильного и железнодорожного транспорта приходится 22,3 тыс. га. Площадь земель в 15,7 тыс. га на землях лесного фонда занята дорогами, которые используются для нужд ведения лесного хозяйства и вывоза заготовленной древесины.

Площадь, покрытая лесами и лесными насаждениями, не входящими в лесной фонд, в 2016 году составила 4757,1 тыс.га или 34 процента территории области.

По состоянию на 1 января 2017 года на территории области учтено 69,6 тыс. га так называемых «прочих земель». В их составе: полигоны отходов, свалки –9,2; пески – 3,4; овраги – 0,9, другие земли – 56,1 тыс. га.

Учет земель Омской области по формам собственности

В настоящее время, когда земля может находиться в различных формах собственности, идет процесс разграничения государственной собственности на землю, поэтому учет осуществляется не только по категориям и угодьям, но и по формам собственности.

В соответствии с законодательством земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности . На праве частной собственности земля принадлежит гражданам и юридическим лицам. В государственной собственности находятся земли, не переданные в собственность граждан, юридических лиц, муниципальных образований. Государственная собственность состоит из земель, находящихся в собственности Российской Федерации, и земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации. Земли, принадлежащие на праве собственности муниципальным образованиям, городским и сельским поселениям, являются муниципальной собственностью.

На данный период в Омской области в собственности граждан и юридических лиц находится 5063,1 тыс. га или 36 процентов всей площади земель. При этом 89 процентов земель, находящихся в частной собственности, являются собственностью граждан, остальная площадь – собственность юридических лиц. В государственной и муниципальной собственности все еще остается 64 процента от площади земель области. В собственности граждан – 4529,3 тыс. га, в собственности юридических лиц – 533,8 тыс. га.

Общая площадь земель, находящихся в собственности юридических лиц, в сравнении с предшествующем годом, увеличилась на 8,7 тыс. га. Площадь земель, находящихся в собственности граждан, уменьшилась на 22 тыс. га.

По состоянию на 1 января 2017 года площадь земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, составила 4981,8 тыс. га или 64 процента общей площади земель этой категории. Из них в собственности граждан находится 4456,7 тыс. га.

Наибольшая площадь земель сельскохозяйственного назначения, находящаяся в частной собственности граждан, приходится на земельные доли – 2946,1 тыс. га, крестьянские (фермерские) хозяйства – 248,1 тыс. га и личные подсобные хозяйства – 248,1 тыс.га.

На долю юридических лиц приходится только 525,1 тыс. га площади земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности, в т.ч. 384,1 тыс. га – в собственности сельскохозяйственных организаций.

В государственной и муниципальной собственности находится 2774,5 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения.

Из 245,2 тыс. га земель населенных пунктов 80,4 тыс. га находятся в частной собственности. При этом в сельских поселениях удельный вес земель, находящихся в собственности граждан, в 3 раза больше, чем в городских поселениях. Основная часть земель населенных пунктов 72,4 тыс. га находится в собственности граждан.

Наибольший удельный вес (81 процент) земель населенных пунктов, находящихся в собственности граждан, составляют земельные участки личных подсобных хозяйств. Это приусадебные земельные участки, обеспечивающие экономическую основу проживания сельских жителей. Площадь земель, находящихся в частной собственности в пределах садоводческих товариществ, составляет 7,1 тыс.га.

В городах для индивидуального жилищного строительства в частную собственность граждан предоставлено только 3,5 тыс. га.

По данным государственного земельного учета общая площадь земель промышленности, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, составляет всего 0,2 тыс. га.

В государственной и муниципальной собственности находится 49,8 тыс. га земель промышленности, из них в собственности Российской Федерации – 16,4 тыс. га, Омской области – 17,6 тыс. га, в муниципальной собственности – 1,8 тыс.га.

Земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного, водного фондов, земли запаса находятся в государственной и муниципальной собственности и составляют 6061,8 тыс. га.

Обобщенные сведения о земельном фонде, систематизированные по определенному принципу о количестве и правовом положении земель могут быть использованы для принятия решений по использованию земельных ресурсов, определению задач по улучшению качества земель, для регулирования земельных отношений в Омской области, а также для учебных и научно-исследовательских целей.

Данные, полученные в ходе составления отчета, передаются на хранение в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Валентина Мирошниченко,

заместитель начальника отдела

землеустройства и мониторинга земель,

кадастровой оценки недвижимости,

геодезии и картографии

Управления Федеральной службы

государственной регистрации,

кадастра и картографии

по Омской области.

DOI 10.24411/2413-046Х-2018-11003

О БЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

А.А. Фомин, профессор Государственного университета по землеустройству,

президент Фонда национальной премии имени П.А. Столыпина.

ORKID: http://orcid.org/0000-0002-3881-8348 , [email protected]

Агропромышленный комплекс страны имеет огромный потенциал развития сельскохозяйственного производства при условии обеспечения рационального, научно обоснованного землепользования, направленного на сохранение, поддержание и приумножение главного земельного богатства – почвенного плодородия. Россия располагает 9% всех продуктивных земель планеты, в то же время на ее территории производится лишь около 2% мирового объема сельскохозяйственной продукции. Площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 383,7 млн га (22,4% земельного фонда Российской Федерации). Площадь пашни за 25 лет сократилась с 132,3 до 115,1 млн га. Устойчивое социально-экономическое развитие России без рационального и эффективного использования земель, используемых для ведения сельского хозяйства, невозможно. Они выступают ключевым фактором обеспечения продовольственной безопасности как одной из главных составляющих национальной безопасности страны, поступательного роста и развития экономики, а также являются сферой существования и средством повышения качества жизни значительной части населения страны. Отсюда следуют главные цели и задачи эффективного использования таких земель: необходимость сохранения и рационального, эффективного использования сельскохозяйственных угодий и агроландшафтов, создание условий для увеличения объемов производства высококачественной и экологичной сельскохозяйственной продукции при условии сохранения плодородия почв, соблюдения требований в области охраны окружающей среды. При анализе тенденций и проблем развития земельного законодательства использовались материалы парламентских слушание и круглых столов, проведенных в Государственной Думе ФС РФ в 2017-2018 г.г.

Ключевые слова : земли сельхозназначения, земельное законодательство, охрана земель, землеустройство, сельскохозяйственные угодья, плодородие почв.

В Российской Федерации среди категорий земель особое место занимают земли сельскохозяйственного назначения. В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за границами населенных пунктов, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей. Земли данной категории выступают как основное средство производства в сельском хозяйстве, имеют особый правовой режим и подлежат особой охране, направленной на сохранение их площади, предотвращение развития негативных процессов и повышение плодородия почв.

По данным Доклада о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации в 2015 году (официальное издание Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, 2017), на 1 января 2016 г. площадь земель сельскохозяйственного назначения составила 383,7 млн га (22,4% земельного фонда Российской Федерации). В сравнении с предшествующим годом площадь данной категории земель в составе земельного фонда Российской Федерации уменьшилась на 1,8 млн га (за счет перевода в земли других категорий, в основном в земли лесного фонда и в земли населенных пунктов).

К данной категории отнесены земли, предоставленные различным сельскохозяйственным организациям (товариществам и обществам, кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, научно-исследовательским учреждениям). В нее входят также земельные участки, предоставленные гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных. Кроме этого, к категории земель сельскохозяйственного назначения отнесены земли, выделенные казачьим обществам и родовым общинам. В общую площадь данной категории земель также входят площади, занятые земельными долями (в том числе невостребованными).

В структуре земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, площадь которых в составе данной категории земель на 1 января 2016 г. составила 197,7 млн га.

Площадь несельскохозяйственных угодий в структуре земель сельскохозяйственного назначения составляет 186,0 млн га. Такими несельскохозяйственными угодьями являются земли под зданиями, сооружениями, внутрихозяйственными дорогами, лесными насаждениями, поверхностными водными объектами, а также земельными участками, предназначенными для обслуживания сельскохозяйственного производства. В состав угодий «под лесом» и «под водой» данной категории включены земли, занятые участками леса, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании сельскохозяйственных организаций, а также земли под поверхностными водными объектами, которые в установленном порядке не переведены в соответствующие категории земель.

Более 101 млн га несельскохозяйственных угодий категории составляют земли, предоставленные и предназначенные для северного оленеводства. Значительная их часть (28% от общей площади под оленьими пастбищами) – это лесные земли, которые со временем могут быть выведены из состава земель сельскохозяйственного назначения.

В целом доля земельных участков, покрытых лесом, составляет 6,5% (24,8 млн га) от общей площади земель сельскохозяйственного назначения.

На практике осуществление сельскохозяйственного производства в Российской Федерации осуществляется не только на землях сельскохозяйственного назначения, но и на землях других категорий (в том числе на землях населенных пунктов, землях лесного фонда, землях обороны и безопасности и др.).

С учетом этого, приоритет охраны земли в составе земель любых категорий как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества является одним из базовых принципов земельного законодательства.

Следует отметить, что правовой режим земель, используемых для ведения сельского хозяйства, сформирован обширной нормативно-правовой базой – более десятка федеральных законов (Гражданский, Земельный, Лесной, Водный, Градостроительный кодексы Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральные законы «О развитии сельского хозяйства», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», «О мелиорации земель», «О безопасности гидротехнических сооружений», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О личном подсобном хозяйстве», «О землеустройстве» и др.) и еще более значительным количеством подзаконных актов.

Основные направления государственного регулирования в сфере рационального использования земель, используемых для сельскохозяйственного производства, сформулированы, в частности, в Основах государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 – 2020 годы (далее – Основы государственной земельной политики), Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, Концепции развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 года и иных документах стратегического планирования.

Тем не менее, совершенно очевидно, что, несмотря на внушительное правовое поле, острота проблем в сфере сохранения и воспроизводства плодородия земель, используемых для ведения сельского хозяйства, сохраняется.

На значительной площади указанных земель действуют различные негативные процессы – интенсивное развитие эрозии, заболачивание, засоление, закисление, опустынивание, подтопление, зарастание сельскохозяйственных угодий малоценными лесными насаждениями, а также сорными и карантинными растениями, что приводит к деградации земель, потере плодородия сельскохозяйственных угодий и выводу их из хозяйственного оборота.

Следует отметить, что для получения актуальной и достоверной информации о состоянии плодородия земель, используемых для ведения сельского хозяйства, требуется дальнейшее развитие государственного учета показателей состояния плодородия почв земель (мониторинга), в том числе посредством совершенствования законодательного регулирования указанной государственной функции.

В указанных целях Минсельхозом России разрабатывается проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», дополняющий указанный федеральный закон новой главой «Государственный мониторинг сельскохозяйственных земель».

Сведения о землях сельскохозяйственного назначения, полученные по результатам государственного мониторинга земель, предлагается отражать в государственном реестре сельскохозяйственных земель.

Законопроектом предусмотрено, что ведение указанного реестра будет осуществляться с использованием Единой федеральной информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения (ЕФИС). Создание указанной информационной системы планируется осуществить посредством модернизации Федеральной государственной информационной системы «Функциональная подсистема «Электронный атлас земель сельскохозяйственного назначения», оператором которой является Минсельхоз России.

Также законопроектом, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина, от 29 июня 2016 г. № Пр-1240 предусматривается введение паспортов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Что касается ресурсного обеспечения поддержания и воспроизводства земель, используемых для ведения сельского хозяйства, Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (далее – Госпрограмма) предусмотрен ряд мер государственной поддержки, в частности, оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (далее – несвязанная поддержка).

Субсидии предоставляются на возмещение части понесенных сельхозтоваропроизводителями затрат на 1 га посевной площади и связанных, в том числе, с повышением плодородия и качества почв. Полученные финансовые средства сельхозтоваропроизводители могут направлять на приобретение и внесение удобрений, известкование, фосфоритование и гипсование почв земель сельскохозяйственного назначения.

В 2016 г. на указанный вид господдержки за счет средств федерального бюджета было выделено 23,2 млрд руб.

К сожалению, при этом на погектарную поддержку в 2017 г. было выделено лишь 11,3 млрд руб. Несмотря на то, что субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства являются наиболее доступной, прозрачной и востребованной формой государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям различных форм хозяйствования. Учитывая высокий уровень закредитованности сельскохозяйственных товаропроизводителей, их неудовлетворительное финансовое состояние, существенный износ материально-технической базы хозяйств, средства по несвязанной поддержке направляются на приобретение горюче-смазочных материалов и минеральных удобрений, химических средств защиты растений и семена, что позволяет обеспечить своевременное проведение сезонных полевых работ с применением необходимых материально-технических ресурсов, они также являются важным инструментом содействия подержанию плодородия земель.

Следует отметить, что большая часть территории России характеризуется сложными природно-климатическими условиями и относится к так называемой «зоне рискованного земледелия». Поэтому высокий и стабильный уровень производства сельскохозяйственной продукции может быть обеспечен в значительной степени на основе развития мелиорации земель.

В мировой практике сельскохозяйственного производства комплексная мелиорация земель, включающая наряду с гидромелиорацией агролесомелиорацию, культуртехническую, биологическую мелиорацию и другие мелиоративные мероприятия, в сочетании с применением наукоемких аграрных технологий и технических средств, высокопродуктивных культур, сортов и гибридов, расчетных доз удобрений и средств защиты растений является решающим условием стабильно высокого производства сельскохозяйственной продукции. В Китае доля мелиорированных земель достигает почти 45%, в Индии – более 35%, в США – около 15%.

В России даже в период подъема мелиорации ее доля в площади сельскохозяйственных угодий не превышала 10%, в настоящее время площадь мелиорированных земель составляет 7,9% от площади пашни.

По данным статистических наблюдений, в Российской Федерации во всех категориях земель на 1 января 2016 г. имелось 11,3 млн га мелиорируемых угодий, из них 9,3 млн га составили сельскохозяйственные угодья. Орошаемые сельскохозяйственные угодья занимали площадь 4,6 млн га, осушаемые – 4,7 млн га.

В последние годы в мелиорации все большее распространение находят экономически выгодные эффективные системы орошения, нашедшие широкое применение в сельхозпредприятиях и особенно в крестьянских (фермерских) хозяйствах. Из применения в практике разнообразных способов полива сельскохозяйственных культур (дождевание, полив по бороздам и другие) особенно эффективно капельное орошение.

Отдельного внимания заслуживают вопросы развития агролесомелиорации. За всю историю защитного лесоразведения в России было посажено 5,2 млн га защитных лесных насаждений.

В степной и лесостепной зоне защитные лесные насаждения являются самым надежным и экономичным средством защиты от снежных и песчаных заносов, создают благоприятный климат на сельскохозяйственных землях. Более 70% защитных лесных полос располагается на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена и их состояние определено как неудовлетворительное.

При разработке Стратегии развития мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России до 2025 года и на период до 2030 года в целях увеличения прироста производства продукции растениеводства на мелиорированных землях представляется целесообразным увеличение субсидий из федерального бюджета на реализацию мелиоративных мероприятий, что повысит инвестиционную активность сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также увеличит площадь мелиорированных земель в 2-2,5 раза.

Минсельхоз России, с целью обеспечения рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и сохранения плодородия почв, рекомендовал органам управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации совместно с региональными научными организациями и учреждениями, подведомственными Минсельхозу России, разработать и утвердить нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации научно обоснованные региональные системы земледелия и технологии возделывания сельскохозяйственных культур, предусматривающие установление агротехнических требований к использованию земельных участков, для производства сельскохозяйственной продукции.

Законодательство о землеустройстве слабо учитывается в правоприменительной практике. При этом изменения, вносимые в Федеральный закон «О землеустройстве», носят точечный и хаотичный характер и направлены, в основном, не на совершенствование землеустроительного процесса, а на приведение указанного закона в соответствие с новеллами земельного законодательства, решающими задачу упорядочения имущественных отношений в сфере оборота недвижимости.

В этой связи целесообразной видится подготовка новой редакции Федерального закона «О землеустройстве», в котором должны быть решены следующие вопросы:

  • классификация землеустройства по целям и объектам в зависимости от наличия публичных и частных интересов в проведении землеустроительных процедур;
  • установление порядка проведения землеустройства, в том числе совершенствование процедур государственного надзора в области землеустройства и экспертизы землеустроительной документации;
  • разработка механизмов межведомственного взаимодействия на федеральном, региональном и местном уровнях при проведении землеустройства;
  • определение правил и случаев проведения землеустройства в обязательном порядке на землях, находящихся в федеральной собственности;
  • гармонизация земельного законодательства и иных нормативных правовых актов, регламентирующих землеустроительную и кадастровую деятельность, с международным правом в сфере землеустройства, а также с лесным, водным, градостроительным, и другими отраслями законодательства.

Далее, наряду с развитием традиционных институтов поддержания и воспроизводства земель, на первый план выходит поиск инновационных, научно обоснованных методик и технологий в сельском хозяйстве, включая управление качеством почв.

В последнее время в мировой практике на первый план выходят такие понятия, как «умное сельское хозяйство», «органическое» и «точное» земледелие.

В основе концепции «точного» земледелия лежат технологии переменного или дифференцированного внесения удобрений на тех участках поля, которые идентифицированы с помощью GPS-приемников и где потребность в определенной норме удобрений выявлена агротехнологом при помощи карт агрохимобследования и урожайности. Поэтому в некоторых участках поля норма внесения или опрыскивания становится меньше средней, происходит перераспределение удобрений в пользу участков, где норма должна быть выше, и, тем самым, оптимизируется внесение удобрений. При этом достигается сразу несколько положительных эффектов: агрономический – с учетом реальных потребностей культуры в удобрениях совершенствуется агропроизводство; технический – совершенствуется планирование сельскохозяйственных операций, снижаются трудозатраты; экологический – более точная оценка потребностей культуры в азотных удобрениях приводит к ограничению применения азотных удобрений или нитратов; экономический – рост производительности и/или сокращение затрат.

Также одним из мейнстримовых направлений современных технологий в сельском хозяйстве является так называемое органическое земледелие, основанное на повышении эффективности производства за счет агроландшафтной организации угодий, использовании научно обоснованного севооборота, исключении применения агрохимикатов и использовании органических удобрений, а также биопрепаратов и естественных врагов для борьбы с вредителями растений. На сегодняшний день в мире это направление практикуется более чем на 30 млн га сельхозугодий и, согласно исследованиям ФАО ООН, может стать реальным выходом для человечества в решении проблемы продовольственной безопасности и борьбы с изменением климата.

Литература

  1. Кашин В.И. Приоритеты развития сельского хозяйства России // Кормопроизводство. 2016. № 6. С. 3-8.
  2. Волков С.Н., Комов Н.В., Хлыстун В.Н. Как достичь эффективного управления земельными ресурсами в России? // Международный сельскохозяйственный журнал. 2015. № 3. С. 3-7.
  3. Шагайда Н.И., Фомин А.А. Совершенствование земельной политики в Российской Федерации // Московский экономический журнал. 2017. № 3. С. 71.
  4. Волков С., Фомин А., Черкашина Е., Черкашин К. Землеустроительное обеспечение перехода от категории земель к территориальному зонированию в Российской Федерации // Международный сельскохозяйственный журнал. 2015. № 5. С. 3-8.
  5. Хлыстун В.Н. Четверть века земельных преобразований: намерения и результаты // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2015. № 10. С. 13-17.
  6. Волков С.Н., Липски С.А. Правовые и землеустроительные меры по вовлечению неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в хозяйственный оборот и обеспечению их эффективного использования // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2017. № 2. С. 5-10.
  7. Вершинин В.В. Землеустроительная экология: новое научное направление // Аграрная наука. № 5. С. 4-7.
  8. Иванов А.Л. Почвенный покров России: состояние, информационный ресурс, исследовательские задачи и прикладные проблемы (к 100-летию академика Г.В. Добровольского): Доклад на пленарном заседании международной научной конференции «Роль почвы в биосфере и жизни человека». Москва, 5-7 октября 2015 г.
  9. Magel X., Thiel F., Espinoza X. Land policy and land management: international perspectives // Международный сельскохозяйственный журнал. № 4. С. 6-12.
  10. Шевченко Т.В. Экономическая эффективность интенсификации в условиях Калужской области / Землеустройство, кадастр и мониторинг земель, 2009. № 4 (52). С. 37-47.
  11. Ефремова Л.Б., Ефремов А.А. Устойчивость сельскохозяйственного производства – необходимое условие продовольственной безопасности / Землеустройство, кадастр и мониторинг земель, 2010. № 8 (68). С 75-78.

К сельскохозяйственным землям в России относят территории, которые не относятся к жилым поселениям, они предоставляются государством для развития сельского хозяйства, куда включены:

Также отдельно в структуру земель, имеющих сельское хозяйственное значение, законом включена и научная, учебная деятельность, создание защитных насаждений, но с учетом сельскохозяйственного производства. Точное определение, что означает рассматриваемое понятие, дано в Земельном кодексе РФ в статье №77.

Статья 77 ЗК РФ. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

    Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

    В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Этот документ и регулирует все отношения, которые осуществляются с указанной категорией земель.

По качеству почв и характеристикам ландшафта этот вид земель считается неоднородным. При разделении важно учитывать природные условия, в том числе климатические , удаленность от объектов инфраструктуры и др. Эти характеристики разделяют земли на:

  • сельскохозяйственные угодья;
  • земли, занятые производственными объектами и объектами сельскохозяйственной инфраструктуры;
  • земли, занятые древесно-кустарниковой растительностью, замкнутыми водоемами.

Сельскохозяйственные угодья используются для выращивания различных растений, выпаса скота , заготовки кормов. К ним относятся пашня, сады, луга, сенокосы, пастбища. Отдельную категорию угодий составляют оленьи пастбища, обладающие самостоятельным правовым режимом и подлежащие особой охране. К угодьям относятся также залежные земли.

О том, что такое земли сельскохозяйственного назначения и на какие виды разрешенного использования они делятся, мы рассказывали в .

Особенности этой категории

К основной особенности относится то, что сельхоз земли используются не только для развития сельхозпроизводства, но и для различных других целей. Например, для создания защитных лесных насаждений, для научных и исследовательских целей, для создания огороднических товариществ и других обществ. Также допустимо использовать их в коммерческих целях и для строительства жилья.

Земли могут быть использованы и для строительства дорог, линий электропередач, нефтепроводов только при наличии утвержденного таких земель. Сельскохозяйственные угодья, где есть пашни, сенокосы, пастбища, сады и виноградники имеют особый статус, подлежат охране и имеют приоритет в использовании.

Минимальный размер участка

Отдельно можно сказать о минимальных участках. У каждого региона устанавливается свой минимум. Но есть и средние составляющие. Для зерновых культур он должен составлять 300 гектаров минимум, для иных целей – от одного гектара.

Об ограничении оборота сельхозземель

Есть масса ограничений, связанных с оборотом земель сельхозиспользования. Они установлены ФЗ №101 , который жестко контролирует реализацию земель. К ограничениям относятся:

  • Оборот не допускается, если не обеспечено целевое и эффективное пользование указанной категории земель.
  • Оборот не допускается при сильном дроблении земель для пользования частниками.
  • Запрещено использовать земли, расположенные в заповедных зонах.
  • Запрет лежит и на землях, которые имеют особую публичную значимость.
  • Земли не выдаются, если их предполагается использовать не с целью ведения сельского хозяйства.

Об использовании иностранными гражданами в РФ

Считается, что иностранцам и лицам без гражданства даны равные права на землю. Исключение - право на земельную собственность.

Поэтому по закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» иностранные граждане могут брать эту категорию только в аренду.

Какие существуют проблемы с/х угодий?

Сегодня земли сельхозназначения часто пустуют. Несмотря на то, что их в некоторых регионах нашей страны дают на весьма привлекательных условиях, желающих развивать фермерское хозяйство больше не становится. Еще одной проблемой можно назвать плохую охрану таких земель, заброшенность этих территорий.

Что такое рекультивация?

Сельскохозяйственная рекультивация включает в себя воссоздание участков, которые считаются биологически продуктивными, то есть позволяют выращивать на них необходимые культуры.

Рекультивацией называют ряд различных работ, связанных с восстановлением земель и водоёмов, которые после воздействия человека потеряли былую продуктивность. Главная цель рекультивации - сделать окружающую среду лучше, а земли и водоемы - более плодородными и экологичными.

О том, что такое рекультивация земель сельскохозяйственного назначения и как составить проект, подробнее рассказано .

Фонд перераспределения

Государственный контроль и учёт таких земель возможен благодаря . Он создан для того, чтобы учитывать земли и подсобные личные хозяйства, расширять возможности для сельскохозяйственных целей, развития садоводства, животноводства, огородничества и сенокошения. Благодаря Фонду удается избежать большого количества бесхозных, но плодородных земель. Как земли поступают в Фонд:

  1. при добровольном отказе от земли его владельцем;
  2. при отказе от наследования этой земли, либо при отсутствии наследников или лишению права на наследование по законным причинам;
  3. при наличии законных причин на лишение земли и передаче ее государству.

Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными, о них можно узнать на специальных ресурсах или в муниципальных органах власти.

Кадастровый учёт

Кадастровый учёт земельных участков - предусматривает включение их в Единый госреестр земель , в результате чего каждый земельный участок получает инвидидуальные характеристики. Чтобы фермер мог получить указанную землю, например, в аренду, ему надо выделить его из всего земельного массива и поставить на государственный кадастровый учет в качестве самостоятельного земельного участка.

Зарегестрировать такое право могут отделы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Законодательное регулирование

Среди законов множество актов. Среди них:


Правовой режим

Правовой режим всех земель, в том числе и сельскохозяйственного назначения, определяется их категорией и видом разрешенного использования, определенном на основе зонирования территорий.

Земли сельскохозяйственного назначения отличаются от земель сельскохозяйственного использования. У последних есть возможность относиться к другим категориям, но при этом включать в себя земельные угодья. Земли же сельхоз назначения направлены только на выращивание продукции.

Перевод в другой вид собственности

Категории земель можно перевести на другую форму. Но существует и ряд ограничений. Изменение допустимо, если земли законсервирована, ее требуется перевести в категорию земель, охраняемых государством. Если меняются границы поселения, если планируется строительства дороги, если нужно добывать на них полезные ископаемые или размещать на территории социальные объекты - больницы, детские дома и др.

Запрещен перевод в другую категорию для особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий. Чтобы изменить категорию, собственник должен направить в местную администрацию ходатайство и провести государственную экологическую экспертизу.

О том, каковы особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и как он осуществляется, можно прочитать .

Нецелевое применение

К нецелевым видам использования относятся различные виды нарушений. Например, земли сельхозназначения используют для личных построек, или на охраняемом участке возводят дороги и строят ферму. Часто встречается такой вид нарушения: землю берут в аренду для исследовательских целей, а по факту на ней строят сооружения с целью получения личной выгоды.

Может быть связано с различными видами наказаний. В зависимости от их тяжести могут наступить ответственности:

  1. гражданско-правовая;
  2. дисциплинарная;
  3. административная;
  4. уголовная.

Кстати, уголовная наступает только, если земля была испорчена, и это привело к порче окружающей среде и нанесло вред здоровью людей.

Информацию о том, какая ответственность грозит за нарушение правил использования таких участков и советы о том, как избежать штрафов, вы найдете .

Использование земельных участков сельхозназначения

Существует несколько категорий:

  • Для скотоводства.
  • Для ведения сельскохозяйственного производства.

Земли сельхоз назначения для дачного строительства и хозяйства используются фермерами и садоводами. На них допустимо возведение дачного дома, построек для выращивания различных сельскохозяйственных культур, теплиц, сараев и др.

Земли сельскохозяйственного назначения для ведения садоводства. На таких землях допустимо возводить хозяйственные постройки: гаражи, теплицы, садовые домики, сараи. Однако для строительства дома для постоянного проживания эта категория земель не подходит.

Изменение вида

Всего различают два метода перевода земельных участков:

  • смена действующей категории;
  • процедура изменения вида (без вывода из действующей категории).

Смене не подлежат земли, которые считаются особо охраняемыми территориями.

Для смены необходимо подать специальное заявление, которое будут рассматривать в муниципальных органах власти. После подачи необходимого пакета документов будет принято решение.

Можно также участвовать в слушаниях относительно пересмотра видов разрешенного использования. На них приглашаются люди, которые живут или владеют собственностью в непосредственной близости от участка. После слушаний комиссия составляет протокол и дает свои рекомендации. Протокол отравляется в администрацию, где принимается решение.

Пошаговую процедуру изменения вида разрешенного использования земель сельхозназначения вы найдете .

Что можно здесь строить?

Среди разрешенных построек - все, которые используются для развития сельского хозяйства. Это могут быть коровники, свинофермы, лесопромышленные производства, пилорамы. Разрешается возведение сараев, подсобных помещений, строительство дорог.

Перед началом строительства на землях, имеющих такое назначение, необходимо оформить земельный участок в собственность. Тогда там возможно возводить и частные постройки, коттеджи и дома для личного пользования, но о как таковых домах для постоянного проживания речи не идет.

Подробнее о том, можно ли строить дом на участке сельхозназначения, можно узнать , а о том, строительство каких сооружений разрешено, а каких запрещено, рассказывается в .

О возможности аренды

Участок можно передать от муниципалитета в аренду без проведения торгов , если на него претендует фермерское хозяйство. Для этого необходимо обратиться в местную инстанцию и подать заявление на передачу земли в аренду. При этом арендная плата не может превышать 0,3 процента от установленной кадастровой стоимости на участок.

О том, как можно взять землю сельскохозяйственного назначения в аренду у частного лица или у государства, написано в .

Особенности договора аренды

Есть несколько нюансов:

  1. не может изменять вид разрешенного использования земельного участка.
  2. Обязанность постановки земельного участка на кадастровый учет и составления документов возлагается на заявителя.
  3. Для составления договора нужно получить специальное разрешение от представителей муниципальной власти.
  4. Не требуется обязательного нотариального заверения.
  5. В договоре требуется прописать технические данные арендуемого участка, его месторасположение и прочие характеристики.
  6. В качестве арендодателя могут выступать и физлица, и организации, и государство.
  7. Кстати не все сельхоз земли доступны для приватизации. Запрет лежит на участках, которые уже находятся в собственности государства или органов власти, если они заняты оленьими пастбищами, если находятся на Крайнем Севере.

    Налоги

    Не зависит от результатов хозяйственной деятельности землевладель­цев и землепользователей. Налоговой базой для определения земельного налога является площадь указанного участка. Налоговая ставка на такие земли не должна превышать 0,3 процента.

    Если собственник владеет таким земельным участком и дает его в аренду, он может рассчитывать земельный налог по пониженным налоговым ставкам. В иных случаях участки облагаются у собственника по ставке, не превышающей 1.5%.

    Земли сельскохозяйственного назначения могут быть использованы для различных целей, связанных с развитием сельского хозяйства. Эта категория имеет особые правовые формы, что несет в себе ряд особенностей, связанных с арендой, налоговой ставкой и правовым статусом земель.

В соответствии с учетными данными земли сельскохозяйственного назначения занимают площадь 406 млн га, что составляет примерно 23,8% общей площади земель РФ. Из них 190,7 млн га, или 47%, отведены под сельскохозяйственные угодья. Вместе с тем фактически в сельском хозяйстве используется намного больше земель, если учитывать земельные участки, предоставляемые временно и постоянно в пользование для сельскохозяйственных нужд из других категорий земель. Речь идет о землях лесного фонда, землях особо охраняемых территорий и объектов, которые предоставляются для выпаса скота, сенокошения и т.п. По приблизительным данным, земли, используемые для нужд сельского хозяйства, но не входящие в категорию земель сельскохозяйственного назначения, могут составлять от 18% и выше.

Земли сельскохозяйственного назначения, а также их состав применительно к различным территориям определяется в процессе планирования землепользования, проведения землеустроительных мероприятий, зонирования, а также при предоставлении земельных участков в пользование. Принятые решения относительно состава земель и их использования обязательны для исполнения. Изменение установленного состава земельных участков и видов пользования со стороны землепользователей не допускается и требует принятия специального решения.

Планирование землепользования осуществляется в порядке разработки и принятия различного рода целевых программ, схем расселения на территории РФ, схем природопользования. К примеру, предусматривается, что в Генеральной схеме расселения на территории РФ определяются земли сельскохозяйственного назначения (ст. 31 Градостроительного кодекса).

Распространенным способом регулирования землепользования является зонирование. В рамках зонирования определяются зоны, наиболее благоприятные для ведения различных видов сельскохозяйственной деятельности. Зонирование также применяется при выделении из состава земель сельскохозяйственного назначения земель, предназначенных для садоводства, огородничества и дачного хозяйства. В частности, предусматривается, что в схемах зонирования территорий для размещения садоводческих огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков (садоводство, огородничество либо дачное хозяйство), разрешенном использовании земельных участков в пределах выделенных зон, включая ограничения обременения, а также сведения о правах, на которых в пределах конкретной зоны допускается предоставление земельных участков (право частной и общей собственности, права аренды).

Схемы зонирования территорий служат основой для определения объемов строительства подъездных автомобильных дорог, объектов электроснабжения, связи, а также для развития общественного транспорта, торговли, медицинского и бытового обслуживания населения. Схемы зонирования для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений утверждаются на уровне субъектов РФ и местных органов самоуправления.

Данные о составе, структуре и целевом использовании земельных участков сельскохозяйственного назначения заносятся в государственный земельный кадастр.

Для состояния земель сельскохозяйственного назначения характерны явно проявляющиеся негативные процессы деградации. На протяжении последних трех десятилетий происходит постоянное сокращение площадей сельскохозяйственных земель с тенденцией нарастания темпов. Только за первую половину 90-х гг. из сельскохозяйственного оборота выбыло 27 млн га, несмотря на постоянное вовлечение в сельскохозяйственный оборот новых земель. В 1999г. по сравнению с 1998г. площадь земель сельскохозяйственного назначения сократилась еще на 14,9 млн га.

Основная причина такого сокращения -- перевод земель сельскохозяйственного назначения в иные категории земель, а также продолжающееся их интенсивное изъятие для несельскохозяйственных нужд. При этом из сферы сельскохозяйственного производства в результате деградации и предоставления для несельскохозяйственных нужд исключаются площади наиболее ценных земель, а взамен выбывших в сельскохозяйственный оборот включаются преимущественно земли низкого продуктивного потенциала.

По имеющимся данным, состояние земель сельскохозяйственного назначения остается неудовлетворительным. Проводимые в стране преобразования земельных отношений, отразившись на динамике структуры земельного фонда, не привели к улучшению использования земель, снижению неблагоприятных антропогенных воздействий на почвенный покров, вызывающих развитие процессов деградации почв или процессов, способствующих этому. Из-за отсутствия средств, слабой заинтересованности государственных органов мероприятия по охране и рациональному использованию земель существенно уменьшаются. Практически прекращено строительство противоэрозийных гидротехнических сооружений. С передачей практически всех сельскохозяйственных земель в частную собственность обязанности и финансовая нагрузка по обеспечению надлежащего состояния земель перешли на коллективных и индивидуальных собственников, которые в силу тяжелого экономического положения не способны обеспечить их надлежащее использование.

Ухудшение состояния земель, ускорившее темпы за последнее время, представляет серьезную угрозу подрыва материальной базы сельскохозяйственного производства. Принятые недавно Земельный кодекс РФ и Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» усилили меры охраны земель. В частности, перевод сельскохозяйственных земель в другую категорию требует вынесения решения органа исполнительной власти субъектов РФ. Неиспользуемые земельные участки подлежат изъятию.

С учётом анализа нормативных правовых актов 65 субъектов РФ министерством сельского хозяйства РФ разработана и согласована с министерствами концепция проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в части совершенствования оборота и использования земель сельскохозяйственного назначения". Концепция, в том числе, предусматривает законодательное установление критериев ненадлежащего использования земельных участков. Возможно, что в случае принятия таких законопроектов изъятия не носили бы массовый характер. Закон применялся бы в самых вопиющих случаях и к самым нерадивым, не договороспособным собственникам с давней историей противостояния с региональной властью. Но все равно, наличие такого инструмента отъема собственности в корне изменило бы рынок земель сельскохозяйственного назначения в России. Законопроекты были направлены из Минсельхоза на рассмотрение Правительства.

Более того, ведомством был разработан проект федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты РФ в части совершенствования регулирования земельно-ипотечных отношений в сельском хозяйстве" и разработаны "Основные направления совершенствования организационно-экономического и правового обеспечения регулирования земельных отношений в части земель сельскохозяйственного назначения", реализация которых предусмотрена Планом действий Минсельхоза РФ, утверждённым Министром сельского хозяйства 10 ноября 2008 года. В дополнение к вышесказанному, в целях осуществления государственного мониторинга тем же министерством разработан и согласован с рядом ведомств проект постановления Правительства РФ "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель, используемых или предназначенных для ведения сельского хозяйства».

В Правительство, тем временем, поступил еще один законопроект по сходной тематике, но разработанный уже другими ведомствами. Минэкономразвития РФ совместно с Минфином РФ, Минрегионом РФ разработало концепцию и проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ, уточняющих требования к использованию земельных участков по целевому назначению". Следует подчеркнуть, что концепцией в том числе предусматривается законодательное определение "признаков неиспользования земельного участка по назначению".

Сейчас в Государственной думе на разных стадиях рассмотрения находится 8 законопроектов, являющихся плодом творчества законодательных собраний субъектов Российской федерации. В основном они носят уточняющий законодательство характер и направлены, по мнению разработчиков, на улучшение прав владельцев земельных долей.

Похожие публикации