Налоговый кодекс рф. Налоговый кодекс рф Ст 346.12 нк рф в новой редакции

1. Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.

2. Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 настоящего Кодекса, не превысили 112,5 млн. рублей.

Указанная в абзаце первом настоящего пункта величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения, подлежит индексации не позднее 31 декабря текущего года на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год.

Установленное абзацем первым настоящего пункта ограничение по доходам не применяется в отношении организаций, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», подающих уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2015 года.

3. Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

1) организации, имеющие филиалы;

3) страховщики;

5) инвестиционные фонды;

7) ломбарды;

13) организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 настоящего Кодекса;

14) организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется:

на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов;

на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;

на учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» бюджетными и автономными научными учреждениями хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным научным учреждениям (в том числе совместно с другими лицами);

на учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательными организациями высшего образования, являющимися бюджетными и автономными учреждениями, хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным образовательным организациям (в том числе совместно с другими лицами);

15) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;

16) организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 150 млн. рублей. В целях настоящего подпункта учитываются основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса;

17) казенные и бюджетные учреждения;

18) иностранные организации;

19) организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на упрощенную систему налогообложения в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 346.13 настоящего Кодекса;

20) микрофинансовые организации;

21) частные агентства занятости, осуществляющие деятельность по предоставлению труда работников (персонала).

4. Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие в соответствии с главой 26.3 настоящего Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по численности работников и стоимости основных средств, установленные настоящей главой, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности, а предельная величина доходов, установленная пунктом 2 настоящей статьи, определяется по тем видам деятельности, налогообложение которых осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения.

Комментарий к Ст. 346.12 НК РФ

Лица, применяющие , признаются налогоплательщиками в соответствии со ст. 346.12 НК РФ.

Переход на упрощенную систему налогообложения является добровольным. Вместе с тем существует ряд ограничений на ее применение.

Организация имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 45 млн руб., то есть предельного размера доходов организации, ограничивающего право организации перейти на УСН (абз. 1 п. 2 ст. 346.12 НК РФ) (упрощенную систему налогообложения). Величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на УСН, подлежит индексации не позднее 31 декабря текущего года на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанное следует из п. 2 ст. 346.12 НК РФ.

Приказом Минэкономразвития России от 7 ноября 2013 г. N 652 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2014 год» в целях применения гл. 23, 26.2, 26.3 и 26.5 НК РФ установлены коэффициенты-дефляторы на 2014 г. Так, в целях применения гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ установлен коэффициент-дефлятор, равный 1,067.

Таким образом, для перехода на УСН с 2015 г. доходы за девять месяцев 2014 г. не должны превышать 48 015 тыс. руб. (45 млн руб. x 1,067).

При подаче уведомления о переходе на УСН с 1 января 2014 г. у организации за 9 месяцев 2013 г.

доходы не должны были превышать 45 млн руб. с учетом коэффициента-дефлятора, установленного на 2013 г. в размере, равном 1.

Отметим, что с 1 января 2015 г. коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения гл. 26.2

«Упрощенная система налогообложения» НК РФ, установлен в размере, равном 1,147 (Приказ Минэкономразвития России от 29 октября 2014 г. N 685 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2015 год»). Таким образом, размер максимального дохода организации, полученного за 9 месяцев года, в котором подается уведомление о переходе на УСН, дающий право применять УСН с 2016 г., составляет 51,615 млн руб. А величина дохода за отчетный (налоговый) период, при превышении которой налогоплательщик утрачивает право на применение УСН, составит в 2015 г. 68,82 млн руб.

Отметим также, что с 1 января 2015 г. предусматривается, что установленное абз. 1 п. 2 ст. 346.12 НК РФ ограничение по доходам не применяется в отношении организаций, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр юридических лиц на основании ст. 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», подающих уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2015 г. Указанное следует из изменений, внесенных Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с гл. 26.3 НК на уплату ЕНВД по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять УСН (упрощенную систему налогообложения) в отношении иных осуществляемых ими видов бизнеса. Соответствующая норма содержится в п. 4 ст. 346.12 НК РФ. При этом ограничения по численности работников и стоимости основных средств, установленные данной главой, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности.

Пункт 3 комментируемой ст. 346.12 НК РФ перечисляет ограничения для перехода на УСН.

Ограничение для применения УСН по видам деятельности или организаций

В соответствии с п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе перейти на УСН: 1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства; 2) банки;

3) страховщики;

4) негосударственные пенсионные фонды;

5) инвестиционные фонды;

6) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

7) ломбарды;

8) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

9) организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;

10) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;

11) организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

12) организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с гл.

13) организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%;

14) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;

15) организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб. При этом учитываются основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 НК РФ;

16) казенные и бюджетные учреждения;

17) иностранные организации;

18) организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на упрощенную систему налогообложения в сроки, установленные п. п. 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ; 19) микрофинансовые организации.

Для перехода на «упрощенку» организация и предприниматель не должны заниматься следующими видами деятельности:

— банковской, страховой, негосударственным пенсионным обеспечением, игорным бизнесом;

— производством подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных.

К общераспространенным относятся полезные ископаемые, включенные в региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых, которые определяются Министерством природных ресурсов России совместно с субъектами РФ (ст. 3 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах»).

Не могут быть плательщиками налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, и организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции.

Также они не должны являться профессиональными участниками рынка ценных бумаг, инвестиционными фондами, ломбардами.

Не имеют права воспользоваться упрощенной системой и нотариусы, занимающиеся частной практикой (пп. 10 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Это же относится и к адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, а также к иным формам адвокатских образований.

Упрощенная система налогообложения недоступна для казенных, бюджетных учреждений и

иностранных организаций.

Ограничение по структуре организации

Организация не вправе применять «упрощенку», если она имеет филиалы и (или) представительства (пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Филиалы и представительства прежде всего являются разновидностью обособленных подразделений организации.

В соответствии с п. 1 ст. 55 Гражданского кодекса РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

В соответствии с п. 2 ст. 55 Гражданского кодекса РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

В соответствии со ст. 11 НК РФ обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более 1 месяца.

Если организация создала обособленное подразделение, которое не является филиалом или представительством, и не указала его в качестве таковых в своих учредительных документах, то она вправе применять УСН при условии соблюдения норм гл. 26.2 НК РФ (Письмо Минфина России от 12 мая 2014 г. N 03-11-06/2/22075).

Таким образом, в случае если организация создала обособленное подразделение, то есть территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, и это подразделение не является филиалом или представительством, то такая организация вправе применять УСН на общих основаниях.

В ст. 11 НК РФ дано общее понятие обособленных подразделений — это «любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места». Вместе с тем плательщиками единого налога не могут быть только те организации, у которых есть именно филиалы и представительства.

Добыча и реализация полезных ископаемых

(за исключением общераспространенных), производство подакцизных товаров

В соответствии с пп. 8 п. 3 ст. 346.12 НК РФ организация не вправе применять УСН при осуществлении деятельности по добыче и реализации полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

Согласно ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Региональные перечни полезных ископаемых, относимые к общераспространенным полезным ископаемым, согласно требованиям п. 6.1 ч. 1 ст. 3 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» (далее — Закон N 2395-1) формируются федеральными органами государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

К общераспространенным полезным ископаемым могут быть отнесены неметаллические и горючие полезные ископаемые, пространственно и генетически связанные с осадочными, магматическими или метаморфогенными породами, характеризующиеся частой встречаемостью в условиях конкретного региона, значительными площадями распространения или локализующиеся во вскрышных и вмещающих породах месторождений руд, неметаллов, горючих полезных ископаемых, являющиеся источниками сырья для получения готовой продукции, отвечающей по качеству и радиационной безопасности требованиям действующих ГОСТов, ОСТов, ТУ, СНиП, и служащие для удовлетворения нужд местного производства (п. 2.1 Временных методических рекомендаций по рассмотрению материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, утвержденных Распоряжением МПР России от 7 февраля 2003 г. N 47-р).

Также согласно п. 2.2 указанного документа при формировании региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, рекомендуется использовать следующий перечень полезных ископаемых:

— алевролиты, аргиллиты (кроме используемых в цементной промышленности, для производства минеральной ваты и волокон);

— ангидрит (кроме используемого в цементной промышленности);

— битумы и битуминозные породы;

— брекчии, конгломераты;

— магматические и метаморфические породы (кроме используемых для производства огнеупорных, кислотоупорных материалов, каменного литья, минеральной ваты и волокон, в цементной промышленности);

— галька, гравий, валуны;

— гипс (кроме используемого для цементной промышленности и в медицинских целях);

— глины (кроме бентонитовых, палыгорскитовых, огнеупорных, кислотоупорных, используемых для фарфоро-фаянсовой, металлургической, лакокрасочной и цементной промышленности, каолина);

— диатомит, трепел, опока (кроме используемых в цементной и стекольной промышленности);

— доломиты (кроме используемых в металлургической, стекольной и химической промышленности); — известковый туф, гажа;

— известняки (кроме используемых в цементной, металлургической, химической, стекольной, целлюлозно-бумажной и сахарной промышленности, для производства глинозема, минеральной подкормки животных и птицы);

— кварцит (кроме динасового, флюсового, железистого, абразивного и используемого для производства карбида кремния, кристаллического кремния и ферросплавов);

— мел (кроме используемого в цементной, химической, стекольной, резиновой, целлюлозно-бумажной промышленности, для получения глинозема из нефелина, минеральной подкормки животных и птицы);

— мергель (кроме используемого в цементной промышленности); облицовочные камни (кроме высокодекоративных и характеризующихся преимущественным выходом блоков 1 — 2-й групп);

— пески (кроме формовочного, стекольного, абразивного, для фарфорово-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащего рудные минералы в промышленных концентрациях);

— песчаники (кроме динасовых, флюсовых, для стекольной промышленности, для производства карбида кремния, кристаллического кремния и ферросплавов);

— песчано-гравийные, гравийно-песчаные, валунно-гравийно-песчаные, валунно-глыбовые породы;

— ракушка (кроме используемой для минеральной подкормки животных и птицы);

— сапропель (кроме используемого в лечебных целях);

— сланцы (кроме горючих);

— суглинки (кроме используемых в цементной промышленности); — торф (кроме используемого в лечебных целях).

Минфин России приходит к выводу о том, что в случае если какой-либо вид полезного ископаемого не включен в региональный перечень полезных ископаемых, то организация не вправе применять УСН. Такой вывод сделан Минфином России, в частности, относительно добываемых подземных вод (Письма Минфина России от 11 февраля 2011 г. N 03-11-06/2/21, от 6 декабря 2010 г. N 03-11-06/2/183).

В то же время перечень видов добытого полезного ископаемого установлен в п. 2 ст. 337 НК РФ. При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено п. 3 ст. 337 НК РФ), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого — стандарту организации.

Напомним, что в соответствии с пп. 8 п. 3 ст. 346.12 НК РФ организация не вправе применять УСН при осуществлении деятельности по добыче и реализации полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

Статьей 337 НК РФ установлено, что к добытым полезным ископаемым, подлежащим налогообложению налогом на добычу полезных ископаемых, отнесены в том числе подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды (пп. 15 п. 2 ст. 337 НК РФ).

В Общероссийском классификаторе полезных ископаемых и подземных вод ОК 032-2002 подземные воды выделены в отдельную группировку и не указаны в группировке среди полезных ископаемых.

Учитывая изложенное, организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие добычу для хозяйственно-бытового и питьевого водоснабжения населения подземных вод, не являющихся промышленными, минеральными или термальными водами, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения при условии соблюдения положений гл. 26.2 НК РФ (Письмо ФНС России от 30 декабря 2011 г. N АС-4-3/22716@ «О направлении Письма Министерства финансов Российской Федерации от 22.12.2011 N 03-11-09/78»).

Статьей 11 Закона N 2395-1 установлено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

В случае если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции — с даты вступления такого соглашения в силу (ст. 9 Закона N 2395-1).

Таким образом, организация утратит право на применение УСН с начала квартала, в котором была произведена государственная регистрация лицензии на пользование участками недр, предоставляющей право разведки и добычи полезных ископаемых (Письмо ФНС России от 22 апреля 2013 г. N ЕД-4-3/7525@ «О порядке применения подпункта 8 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ»).

Также в соответствии с пп. 8 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров.

Подакцизными товарами согласно ст. 181 НК РФ признаются:

1) этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый (далее также в настоящей главе — этиловый спирт);

3) алкогольная продукция (водка, ликеро-водочные изделия, коньяки, вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, сидр, пуаре, медовуха, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5%, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации); 4) табачная продукция;

5) автомобили легковые;

6) мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.);

7) автомобильный бензин;

8) дизельное топливо;

9) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей; 10) прямогонный бензин;

11) топливо печное бытовое, вырабатываемое из дизельных фракций прямой перегонки и (или) вторичного происхождения, кипящих в интервале температур от 280 до 360 градусов Цельсия. Кроме того, с 1 января 2015 г. перечень подакцизных товаров расширяется. В него добавляются: а) бензол, параксилол, ортоксилол;

б) авиационный керосин;

в) природный газ (в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации).

Ограничение по структуре уставного капитала

В соответствии с пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ УСН не вправе применять организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%. Данное ограничение не распространяется:

а) на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных

организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%;

б) на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 г. N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;

в) на учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» бюджетными и автономными научными учреждениями хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат указанным научным учреждениям (в том числе совместно с другими лицами);

образовании в Российской Федерации» образовательными организациями высшего образования, являющимися бюджетными и автономными учреждениями, хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат указанным образовательным организациям (в том числе совместно с другими лицами).

Отметим, что условие, указанное в пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, распространяется только на организации. Доля участия других юридических лиц в их уставном капитале, предполагающая переход на упрощенную систему налогообложения, не должна превышать 25%. Отметим, что Налоговый кодекс РФ не содержит требования о соблюдении организациями условия о соблюдении определенного размера доли участия в их уставном капитале других организаций на дату подачи уведомления о переходе на УСН.

Однако, по нашему мнению, если после подачи уведомления о переходе на «упрощенку», но до начала ее применения организация внесет изменения в учредительные документы и «правило 25%» не будет выполняться, то она потеряет право перейти на упрощенную систему налогообложения. Такой вывод был сделан в Письме ФНС России от 24 мая 2005 г. N 22-1-11/941@ относительно ранее действовавшего порядка перехода на УСН, но не исключено, что официальные органы будут придерживаться такой точки зрения дальше.

Однако данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%. Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, то организация не вправе перейти на УСН.

Ограничение по численности работников

Ограничение по средней численности работников касается как организаций, так и индивидуальных предпринимателей.

Для перехода на «упрощенку» количество работающих лиц в организации или у индивидуального предпринимателя не должно превышать 100 человек (пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Средняя численность работников определяется в соответствии с порядком, установленным Приказом Росстата от 28 октября 2013 г. N 428 «Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», N П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», N П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», N П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», N П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации».

Ограничение по стоимости основных средств

Для того чтобы организация получила право на применение упрощенной системы налогообложения, остаточная стоимость ее основных средств не должна превышать 100 млн руб. (пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). При этом учитывается только то имущество, которое подлежит амортизации и признается амортизируемым в соответствии с гл. 25 НК РФ.

В этой связи учитываются основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Так, на основании п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.

Порядок определения стоимости амортизируемого имущества определен ст. 257 НК

РФ. Так, согласно п. 1 названной статьи НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно либо выявлено в результате инвентаризации, — как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. п. 8 и 20 ст. 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

При этом в соответствии с п. 24 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 г. N 91н, первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату (как новых, так и бывших в эксплуатации), признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

В соответствии с п. 1 ст. 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения. При этом организации должны в уведомлении указать остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСН (абз. 2 п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Обратим внимание, что в отношении индивидуальных предпринимателей Налоговый кодекс РФ аналогичных требований не устанавливает.

Обратите внимание, что остаточная стоимость основных средств определяется по данным бухгалтерского учета на первое число месяца, в котором было подано уведомление о переходе на «упрощенку».

При этом положение о необходимости соблюдения размера остаточной стоимости основных средств при переходе на УСН распространяется только на организации, но не на индивидуальных предпринимателей.

Отметим, что с 1 января 2013 г. остаточная стоимость нематериальных активов налогоплательщика не влияет на право применения УСН.

Также обратим внимание, что если в течение отчетного (налогового) периода у налогоплательщика остаточная стоимость основных средств превысит 100 млн руб., то он считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущено указанное несоответствие (Письмо Минфина России от 17 февраля 2014 г. N 03-11-06/2/6319).

Неуведомление о переходе на УСН в установленные сроки

Если организация и индивидуальный предприниматель не уведомили налоговый орган о переходе на УСН в установленные сроки, они не вправе начать применение УСН (пп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Сроки, в которые организация и индивидуальный предприниматель должны уведомить налоговый орган о переходе на УСН, указаны в п. п. 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ.

Исходя из п. 1 ст. 346.13 НК РФ, следует, что организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН со следующего календарного года, должны уведомить об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСН.

Исходя из п. 2 ст. 346.13 НК РФ, следует, что вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с п. 2 ст. 84 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 346.13 НК РФ организации, желающие перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в налоговый орган соответствующее заявление в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.12 НК РФ организация вправе перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам 9 месяцев того года, в котором фирма подает заявление о переходе на упрощенную систему, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 249 НК РФ, не превысил 11 млн. руб. (без учета НДС).
В рассматриваемом случае ГСК отвечает условиям перехода на упрощенную систему налогообложения, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.12 НК РФ и подпунктами 14, 15 и 16 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ. Следовательно, при соблюдении ГСК других ограничений и условий применения специального налогового режима, установленных пунктом 3 статьи 346.12 НК РФ, и срока подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения ГСК вправе применять в 2005 году данный специальный налоговый режим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, и внереализацонные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ. Доходы, предусмотренные статьей 251 НК РФ, для целей налогообложения единым налогом не учитываются.
Пунктом 2 статьи 251 НК РФ установлено, что в налоговую базу не включаются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, предусмотренные подпунктами 1 и 7 пункта 2 статьи 251 НК РФ целевые поступления:
- осуществленные в соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с ГК РФ;
- использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям.
Согласно пункту 2 статьи 251 НК РФ налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Обратите внимание: в соответствии с пунктом 14 статьи 250 НК РФ доходы в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств, признаются внереализационными доходами. Следовательно, в соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 НК РФ такие доходы должны учитываться для целей налогообложения единым налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Заместитель руководителя Управления советник налоговой службы I ранга
А.А. Глинкин

1. Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.

2. Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 настоящего Кодекса, не превысили 45 млн.рублей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2004 года Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 117-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 101-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 октября 2012 года Федеральным законом от 25 июня 2012 года N 94-ФЗ.

Указанная в абзаце первом настоящего пункта величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения, подлежит индексации не позднее 31 декабря текущего года на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год.
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2006 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 101-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 октября 2012 года Федеральным законом от 25 июня 2012 года N 94-ФЗ.


Действие абзаца второго пункта 2 настоящей статьи приостанавливалось до 1 января 2013 года - см. пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2009 года N 204-ФЗ.

____________________________________________________________________
Установленное абзацем первым настоящего пункта ограничение по доходам не применяется в отношении организаций, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", подающих уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2015 года.

(Абзац дополнительно включен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 ноября 2014 года N 379-ФЗ)
2.1. Пункт дополнительно включен с 22 июля 2009 года Федеральным законом от 19 июля 2009 года N 204-ФЗ; утратил силу с 1 октября 2012 года - Федеральный закон от 25 июня 2012 года N 94-ФЗ.

3. Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:
1) организации, имеющие филиалы;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 6 апреля 2015 года N 84-ФЗ.

2) банки;
3) страховщики;
4) негосударственные пенсионные фонды;
5) инвестиционные фонды;
6) профессиональные участники рынка ценных бумаг;
7) ломбарды;
8) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
9) организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 198-ФЗ.

10) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 101-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ;
11) организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 101-ФЗ;
12) подпункт утратил силу с 1 января 2004 года - Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 117-ФЗ.;
13) организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 настоящего Кодекса (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 155-ФЗ;
14) организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется:
на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;
на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;
на учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" бюджетными и автономными научными учреждениями хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным научным учреждениям (в том числе совместно с другими лицами);

на учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательными организациями высшего образования, являющимися бюджетными и автономными учреждениями, хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным образовательным организациям (в том числе совместно с другими лицами);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 2 апреля 2014 года N 52-ФЗ.

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 ноября 2010 года N 310-ФЗ.

15) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 августа 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ;
16) организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн.рублей. В целях настоящего подпункта учитываются основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2003 года Федеральным законом от 31 декабря 2002 года N 191-ФЗ; дополнен с 1 января 2006 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 101-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 25 июня 2012 года N 94-ФЗ.

17) казенные и бюджетные учреждения (подпункт дополнительно включен с 1 января 2006 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 101-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ;
18) иностранные организации (подпункт дополнительно включен с 1 января 2006 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 101-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 85-ФЗ;
19) организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на упрощенную систему налогообложения в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 346.13 настоящего Кодекса;
(Подпункт дополнительно включен с 1 января 2013 года Федеральным законом от 25 июня 2012 года N 94-ФЗ)
20) микрофинансовые организации;
(Подпункт дополнительно включен с 1 января 2014 года Федеральным законом от 2 ноября 2013 года N 301-ФЗ)
21) частные агентства занятости, осуществляющие деятельность по предоставлению труда работников (персонала).

(Подпункт дополнительно включен с 1 января 2016 года Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 116-ФЗ)
4. Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие в соответствии с главой 26.3 настоящего Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по численности работников и стоимости основных средств, установленные настоящей главой, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности, а предельная величина доходов, установленная пунктом 2 настоящей статьи, определяется по тем видам деятельности, налогообложение которых осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения.

(Пункт дополнительно включен с 1 января 2004 года Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 117-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 101-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 85-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 июля 2009 года Федеральным законом от 19 июля 2009 года N 204-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 25 июня 2012 года N 94-ФЗ.

Комментарий к статье 346.12 НК РФ

Переход на упрощенную систему налогообложения является добровольным. Вместе с тем существует ряд ограничений на ее применение.

Ограничение по доходам
Поправка, внесенная Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 101-ФЗ в пункт 2 статьи 346.12 Кодекса РФ, вступающая в силу с 1 января 2006 года, устанавливает показатель в виде доходов, определяемых в соответствии со статьей 248 Кодекса РФ. В связи с этим при подаче заявления в 2006 году о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2007 года будут учитываться доходы от реализации и внереализационные доходы за 9 месяцев 2006 года. Размер таких доходов не должен превышать 15 000 000 руб.

Указанная величина подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с настоящим пунктом ранее. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Коэффициент-дефлятор на 2006 год равен 1,132 (Приказ Минэкономразвития России от 3 ноября 2005 г. N 284). То есть, чтобы перейти на "упрощенку" с 2007 года, фирме за 9 месяцев текущего года нужно получить доход в размере не более 16 миллионов 980 тысяч рублей. Как сообщает ФНС в своем письме от 18 января 2006 г. N ГИ-6-22/30@.

Ограничение по видам деятельности или организаций
Для перехода на "упрощенку" организация и предприниматель не должны заниматься следующими видами деятельности:
- банковской, страховой, негосударственным пенсионным обеспечением, игорным бизнесом;
- производством подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных.

К общераспространенным относятся полезные ископаемые, включенные в региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых, которые определяются Министерством природных ресурсов России совместно с субъектами РФ (ст. 3 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").

Не могут быть плательщиками единого налога и организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции.

Также они не должны являться профессиональными участниками рынка ценных бумаг, инвестиционными фондами, ломбардами.

Не имеют права воспользоваться упрощенной системой и нотариусы, занимающиеся частной практикой (подп. 10 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ). Это же относится и к адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, а также к иным формам адвокатских образований.

Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 101-ФЗ пункт 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ был дополнен еще двумя подпунктами. С 1 января 2006 года упрощенная система налогообложения недоступна для бюджетных учреждений и иностранных организаций, имеющих филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории Российской Федерации.

Ограничение по структуре организации
Организация не вправе применять "упрощенку", если она имеет филиалы и (или) представительства (подп. 1 п. 3 ст. 346.12 Кодекса РФ).

Филиалы и представительства, прежде всего, являются разновидностью обособленных подразделений организации. В статье 11 Налогового кодекса РФ дано общее понятие обособленных подразделений - это "любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места". Вместе с тем плательщиками единого налога не могут быть только те организации, у которых есть именно филиалы и представительства. Следовательно, организации, имеющие иные обособленные подразделения, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения (письмо Минфина России от 16 сентября 2004 N 03-03-02-04/1/14).

Обратите внимание: согласно подпункту 18 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ иностранные организации, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории Российской Федерации также не могут применять упрощенную систему налогообложения.

Ограничение по структуре уставного капитала
Это условие распространяется только на организации. Доля участия других юридических лиц в ее уставном капитале, предполагающая переход на упрощенную систему налогообложения, не должна превышать 25 процентов. Если же, например, после подачи заявления о переходе на "упрощенку" организация до начала ее применения внесет изменения в учредительные документы и "правило 25 процентов" не будет выполняться, то она потеряет право перейти на упрощенную систему налогообложения.

Льготы по соблюдению этого условия имеют организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов. Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, то организация не вправе перейти на упрощенную систему налогообложения.

Кроме того, данное ограничение не распространяется на некоммерческие организации, в том числе и на организации потребительской кооперации, а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы.

Ограничение по численности работников
Ограничение по численности касается как организаций, так и индивидуальных предпринимателей.

Для перехода на "упрощенку" количество работающих в организации или у индивидуального предпринимателя не должно превышать 100 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ). Средняя численность работников определяется в соответствии с порядком, установленным Госкомстатом РФ, по состоянию на 1 октября текущего года. Это значит, что для расчета средней численности работников предприятия используются данные о списочной численности работников за период с января по сентябрь года, в котором налогоплательщик подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Ограничение по стоимости имущества
Для того чтобы организация получила право на применение упрощенной системы налогообложения, остаточная стоимость ее основных средств и нематериальных активов не должна превышать 100 млн. руб. При этом учитывается только то имущество, которое подлежит амортизации и признается амортизируемым в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ.

Обратите внимание, что остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов определяется по данным бухгалтерского учета на первое число месяца, в котором было подано заявление о переходе на "упрощенку".

Консультации и комментарии юристов по ст 346.12 НК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 346.12 НК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 346.12. Налогоплательщики УСН - упрощенки

1. Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.

2. Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 настоящего Кодекса, не превысили 112,5 млн. рублей.

Примечание: действие положений абзаца второго пункта 2 статьи 346.12 приостановлено до 1 января 2020 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ.

Указанная в абзаце первом настоящего пункта величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения, подлежит индексации не позднее 31 декабря текущего года на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год.

Установленное абзацем первым настоящего пункта ограничение по доходам не применяется в отношении организаций, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", подающих уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2015 года.

2.1. Утратил силу.

3. Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

1) организации, имеющие филиалы;

3) страховщики;

4) негосударственные пенсионные фонды;

5) инвестиционные фонды;

6) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

7) ломбарды;

8) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, за исключением подакцизного винограда, вина, игристого вина (шампанского), виноматериалов, виноградного сусла, произведенных из винограда собственного производства, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

9) организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;

10) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;

11) организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

12) утратил силу;

13) организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 настоящего Кодекса;

14) организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется:

на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;

на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;

на учрежденные в соответствии с Федеральным "законом" от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" бюджетными и автономными научными учреждениями хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным научным учреждениям (в том числе совместно с другими лицами);

на учрежденные в соответствии с Федеральным "законом" от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательными организациями высшего образования, являющимися бюджетными и автономными учреждениями, хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным образовательным организациям (в том числе совместно с другими лицами);

15) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;

16) организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 150 млн. рублей. В целях настоящего подпункта учитываются основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса;

17) казенные и бюджетные учреждения;

18) иностранные организации;

19) организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на упрощенную систему налогообложения в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 346.13 настоящего Кодекса.

20) микрофинансовые организации.

4. Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие в соответствии с главой 26.3 настоящего Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по численности работников и стоимости основных средств, установленные настоящей главой, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности, а предельная величина доходов, установленная пунктом 2 настоящей статьи, определяется по тем видам деятельности, налогообложение которых осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения.

Новая редакция Ст. 346.12 НК РФ

1. Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.

2. Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 настоящего Кодекса, не превысили 112,5 млн. рублей.

Указанная в абзаце первом настоящего пункта величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения, подлежит индексации не позднее 31 декабря текущего года на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год.

Установленное абзацем первым настоящего пункта ограничение по доходам не применяется в отношении организаций, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", подающих уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2015 года.

3. Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

1) организации, имеющие филиалы;

3) страховщики;

4) негосударственные пенсионные фонды;

5) инвестиционные фонды;

6) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

7) ломбарды;

8) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

9) организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;

10) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;

11) организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

13) организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 настоящего Кодекса;

14) организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется:

на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;

на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-I "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;

на учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" бюджетными и автономными научными учреждениями хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным научным учреждениям (в том числе совместно с другими лицами);

на учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательными организациями высшего образования, являющимися бюджетными и автономными учреждениями, хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным образовательным организациям (в том числе совместно с другими лицами);

15) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;

16) организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 150 млн. рублей. В целях настоящего подпункта учитываются основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса;

17) казенные и бюджетные учреждения;

18) иностранные организации;

19) организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на упрощенную систему налогообложения в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 346.13 настоящего Кодекса;

20) микрофинансовые организации;

21) частные агентства занятости, осуществляющие деятельность по предоставлению труда работников (персонала).

4. Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие в соответствии с главой 26.3 настоящего Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по численности работников и стоимости основных средств, установленные настоящей главой, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности, а предельная величина доходов, установленная пунктом 2 настоящей статьи, определяется по тем видам деятельности, налогообложение которых осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения.

Комментарий к Статье 346.12 НК РФ

Переход на упрощенную систему налогообложения является добровольным. Вместе с тем существует ряд ограничений на ее применение.

Ограничение по доходам

Поправка, внесенная Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 101-ФЗ в п. 2 ст. 346.12 Кодекса РФ, вступающая в силу с 1 января 2006 г., установила показатель в виде доходов, определяемых в соответствии со ст. 248 Кодекса РФ. В связи с этим при подаче заявления в 2006 г. о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2007 г. учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы за 9 месяцев 2006 г. Размер таких доходов не должен превышать 15 000 000 руб.

Указанная величина подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с настоящим пунктом ранее. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Коэффициент-дефлятор на 2006 г. равен 1,132 (Приказ Минэкономразвития России от 3 ноября 2005 г. N 284); на 2007 г. - 1,241 (Приказ Минэкономразвития России от 3 ноября 2006 г. N 360). То есть, чтобы перейти на "упрощенку" с 2007 г., фирме за 9 месяцев 2006 г. нужно было получить доход в размере не более 16 млн 980 тыс. руб.; а чтобы перейти на УСН в 2008 г., за 9 месяцев 2007 г. фирме нужно получить не более 18 млн 615 тыс. руб.

Ограничение по видам деятельности или организаций

Для перехода на "упрощенку" организация и предприниматель не должны заниматься следующими видами деятельности:

Банковской, страховой, негосударственным пенсионным обеспечением, игорным бизнесом;

Производством подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных.

К общераспространенным относятся полезные ископаемые, включенные в региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых, которые определяются Министерством природных ресурсов РФ совместно с субъектами РФ (ст. 3 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").

Не могут быть плательщиками единого налога и организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции.

Также они не должны являться профессиональными участниками рынка ценных бумаг, инвестиционными фондами, ломбардами.

Не имеют права воспользоваться упрощенной системой и нотариусы, занимающиеся частной практикой (пп. 10 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Это же относится и к адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, а также к иным формам адвокатских образований.

Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 101-ФЗ п. 3 ст. 346.12 НК РФ был дополнен еще двумя подпунктами. С 2006 г. упрощенная система налогообложения стала недоступна для бюджетных учреждений и иностранных организаций, имеющих филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории Российской Федерации.

Ограничение по структуре организации

Организация не вправе применять "упрощенку", если она имеет филиалы и (или) представительства (пп. 1 п. 3 ст. 346.12 Кодекса РФ).

Филиалы и представительства прежде всего являются разновидностью обособленных подразделений организации. В ст. 11 НК РФ дано общее понятие обособленных подразделений - это "любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места". Вместе с тем плательщиками единого налога не могут быть только те организации, у которых есть именно филиалы и представительства. Следовательно, организации, имеющие иные обособленные подразделения, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения (Письмо Минфина России от 16 сентября 2004 г. N 03-03-02-04/1/14).

Обратите внимание: согласно пп. 18 п. 3 ст. 346.12 НК РФ иностранные организации, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории Российской Федерации, также не могут применять упрощенную систему налогообложения.

Ограничение по структуре уставного капитала

Это условие распространяется только на организации. Доля участия других юридических лиц в ее уставном капитале, предполагающая переход на упрощенную систему налогообложения, не должна превышать 25 процентов. Если же, например, после подачи заявления о переходе на "упрощенку" организация до начала ее применения внесет изменения в учредительные документы и "правило 25 процентов" не будет выполняться, то она потеряет право перейти на упрощенную систему налогообложения.

Льготы по соблюдению этого условия имеют организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов. Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, то организация не вправе перейти на упрощенную систему налогообложения.

Кроме того, данное ограничение не распространяется на некоммерческие организации, в том числе и на организации потребительской кооперации, а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы.

Ограничение по численности работников

Ограничение по численности касается как организаций, так и индивидуальных предпринимателей.

Для перехода на "упрощенку" количество работающих в организации или у индивидуального предпринимателя не должно превышать 100 человек (пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Средняя численность работников определяется в соответствии с порядком, установленным Госкомстатом РФ, по состоянию на 1 октября текущего года. Это значит, что для расчета средней численности работников предприятия используются данные о списочной численности работников за период с января по сентябрь года, в котором налогоплательщик подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Ограничение по стоимости имущества

Для того чтобы организация получила право на применение упрощенной системы налогообложения, остаточная стоимость ее основных средств и нематериальных активов не должна превышать 100 млн руб. При этом учитывается только то имущество, которое подлежит амортизации и признается амортизируемым в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Обратите внимание, что остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов определяется по данным бухгалтерского учета на первое число месяца, в котором было подано заявление о переходе на "упрощенку".

Другой комментарий к Ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации

Перечень налогоплательщиков, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения, установлен пунктом 3 статьи 346.12 НК. Данный перечень налогоплательщиков является исчерпывающим.

Например, в указанном перечне отсутствуют организации, учрежденные иностранными физическими лицами, такие организации вправе применять упрощенную систему налогообложения (см., например, письмо Минфина России от 14.05.2009 N 03-11-06/2/76).

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 12.10.2004 N 3114/04 указывается, что под непосредственным участием других организаций следует понимать участие (вклад) в образовании имущества (уставного капитала) организации. При этом под последней понимается организация с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.

Как отмечено в письме Минфина России от 25.11.2009 N 03-11-06/2/248, налогоплательщики, у которых средняя численность работников за 9 месяцев календарного года превышает 100 человек, в случае ее приведения в соответствие с требованиями подпункта 15 пункта 3 статьи 346.12 НК до 1 января следующего года могут применять упрощенную систему налогообложения с 1 января календарного года.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.12.2002 N 1834-р Минэкономразвития России ежегодно не позднее 20 ноября публикует в "Российской газете" согласованный с Минфином России коэффициент-дефлятор на следующий год.

Так, Минэкономразвития России установлены коэффициенты-дефляторы в следующих размерах:

Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2005 N 284 "Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации на 2006 год" коэффициент-дефлятор на 2006 г. установлен равным 1,132;

Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2006 N 360 "Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации на 2007 год" коэффициент-дефлятор на 2007 г. установлен в размере 1,241;

Приказом Минэкономразвития России от 22.10.2007 N 357 "Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации на 2008 год" коэффициент-дефлятор на 2008 г. установлен в размере 1,34;

Приказом Минэкономразвития России от 12.11.2008 N 395 "Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации на 2009 год" коэффициент-дефлятор на 2009 г. установлен в размере 1,538.

При этом коэффициент-дефлятор на очередной календарный год устанавливался с учетом коэффициентов-дефляторов, установленных на предыдущие годы.

Максимальная величина предельного размера доходов, полученных по итогам девяти месяцев 2009 г. (2010, 2011 гг.), ограничивающая право перехода организации на УСН с 2010 г. (2011, 2012 гг.), составляет 45 млн. руб.

Максимальная величина предельного размера доходов, полученных по итогам девяти месяцев 2012 г. (2013 г.), ограничивающая право перехода организации на УСН с 2013 г. (2014 г.), составляет 23070 тыс. руб.

Максимальная величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право на применение УСН:

В 2009 г. составляет 30760 тыс. руб.;

В 2010, 2011, 2012 гг. составляет 60 млн. руб.;

В 2013 г. составляет 30760 тыс. руб.

  • Вверх
Похожие публикации