Структурные сдвиги в современной экономике. Структурные сдвиги в экономике

Структурные сдвиги в экономике - это изменения в структуре экономической системы под воздействием различных экономических и внеэкономических факторов, процессов управления экономической системой. Прогрессивными структурными сдвигами следует считать те, которые приводят в конечном счете к повышению долгосрочной эффективности экономической системы.

Исходя из цели, которую общество стремится достигнуть в процессе функционирования экономической структуры, можно принять следующие показатели ее эффективности:

1) степень удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей;

2) рост валового внутреннего продукта и национального дохода;

3) формирование оптимальных отраслевых и региональных пропорций воспроизводства;

4) увеличение прибыльности и рентабельности работы предприятий.

Конечной целью всяких структурных сдвигов является удовлетворение индивидуальных и общественных потребностей и реализация соответствующих интересов . В то же время сама система потребностей неоднородна: ее составными частями являются материальные, духовные, социальные потребности. В условиях товарно-денежных отношений степень удовлетворения потребностей зависит от целой системы промежуточных показателей:

· на макроэкономическом уровне – это увеличение доли страны в мировой экономике, повышение темпов экономического роста ВВП и национального дохода, оптимизация структуры его распределения, потребления и накопления, формирование оптимальной структуры воспроизводства, основных народнохозяйственных пропорций;

· на мезоуровне - это оптимизация отраслевой и региональной структур экономики в плане ликвидации аномальных диспропорций, а также структурных асимметрий, порождающих дезинтеграционные процессы;

· на микроуровне - это увеличение прибыльности и рентабельности работы отдельных предприятий (фирм), оптимизация их производственной, организационной, технологической и управленческой структур.

Конечный и промежуточные показатели эффективности экономической структуры находятся в противоречивом взаимодействии, так как не всегда рост физического и стоимостного объема валового внутреннего продукта соответствует улучшению качества структуры экономики и адекватному улучшению структуры удовлетворения потребностей и реализации интересов хозяйственных субъектов.

Таким образом, понятие эффективности структурных сдвигов в экономике несколько отличается от показателей эффективности ее структуры. Отражая динамическую составляющую структурного развития, оно показывает, насколько быстро структурные сдвиги достигают цели, т.е. приводят структуру размещения производственных ресурсов в соответствие со структурой изменяющихся потребностей при минимуме затрат на их осуществление. Математически данный показатель можно представить в виде:

Эс= Мs / I ´ 100%

где Эс - эффективность структурных сдвигов в экономике;

Мs - масса структурного сдвига в стоимостном выражении;

I - затраты на осуществление структурного сдвига.

Милитаризация

Милитаризация - подчинение экономической и общественной жизни государства (государств) целям подготовки к войне; перенесение методов военной организации в область гражданских отношений.

Многие считают данные процесс пагубным для развития стран. Но военный потенциал, его создание, поддержание в надлежащем состоянии и использование – неизбежность для все еще разделенного по классовым, расовым, религиозным, экономическим и многим другим признакам человечеств.

Милитаризация экономики оказывает существенное воздействие на общественное воспроизводство. Военная продукция участвует в воспроизводстве производственных отношений.
Милитаризация экономики сопровождается также изъятием больших сельскохозяйственных площадей под военные базы, полигоны, аэродромы и другие военные объекты. США, например, только на территории иностранных государств занимают для этих целей 31 млн. акров земли. В ФРГ изъято под военные объекты 4 млн. га земли.

Милитаризация экономики капиталистических стран ведет к резкому сокращению расходов на социальные нужды, к росту налогообложения, инфляции, ухудшению материального положения трудящихся, что еще больше обостряет все присущие капитализму экономические, социальные и политические противоречия. В странах НАТО постоянно расширяются масштабы финансирования милитаристских приготовлений. Страны, входящие в НАТО, ежегодно увеличивают военные расходы на 3 % в реальном исчислении.

В результате милитаризации экономики в некоторых отраслях промышленности наблюдается увеличение производства, а на ряде товарных рынков - превышение спроса над предложением, рост курса акций, повышение цен, то есть улучшение конъюнктуры. Однако эти тенденции характеризуются крайней неустойчивостью. Систематическое изъятие из процесса воспроизводства значительной части продукции ведет к сужению масштабов расширенного воспроизводства, развитию инфляции и ухудшению общехозяйственной конъюнктуры.

Если оценивать уровень милитаризации хозяйств по величине доли ВВП, расходуемого на создание вооружений и содержание вооруженных сил, то она остается довольно высокой в ведущих странах, колеблясь в пределах 1-4% (США - 3,8%, Япония - 1%). Наикрупнейшие средства на военные цели расходуются в США - около 300 миллиардов долл., что наиболее чем в 5 раз превосходит расходы КНР и в семь раз - расходы Франции, Германии.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Красильников Олег Юрьевич. Структурные сдвиги в экономике России переходного периода: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01: Саратов, 1996 177 c. РГБ ОД, 61:96-8/675-5

Введение

Глава I Структурные сдвиги как экономический феномен 16

2 Особенности структурных сдвигов в экономике России переходного периода 42

3 Сравнительная характеристика структурных сдвигов в России и промышленно развитых странах 68

Глава II Перспективы структурных сдвигов в переходной экономике России

1 Механизм реализации структурных сдвигов в переходной экономике 95

2 Стратегия осуществления структурных сдвигов в российской экономике 117

Заключение 149

Список использованной литературы 155

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Новая технологическая революция, разворачивающаяся на наших глазах, приводит к небывалым структурным изменениям в экономической системе общества. В этой ситуации на первый план выдвигаются задачи комплексной структурной перестройки российской экономики, ее теоретическое обоснование и практическое воплощение. Проблема усложняется тем, что наряду со всесторонней модернизацией экономической структуры России, необходимо осуществить ее переход к рынку, сделать полноправным членом мирового экономического сообщества.

Уже в формулировке темы нашего исследования видятся две актуальнейшие проблемы: проблема изучения экономики переходного периода и проблема сдвигов в экономической структуре. Но еще белее актуально, на наш взгляд, синтетическое исследование слияния этих проблем на конкретно-историческом материале современной экономики России.

В течении многих лет структура народного хозяйства России развивалась по своим специфическим законам. Сегодня, когда встал вопрос об интеграции экономики страны в мировое хозяйство, выяснилось, что данные экономические структуры во-многом несовместимы. Ситуацию усугубляет затяжной экономический кризис, характеризующий современный этап развития экономики России. Природа данного кризиса также глубоко специфична. Для его

описания не подходят традиционные шаблоны кризисов перепроизводства или структурных кризисов (например, энергетического конца 70-х г.), характерные для экономик развитых стран. Это глубокая системно-формационная ломка старых и становление новых рыночно-товарных производственных отношений, имеющая на поверхности все черты кризиса (спад производства, снижение производительности труда и т.п.). В этой связи особую актуальность приобретает теоретическое обоснование путей создания эффективной экономической структуры в переходный период.

Недостаточный динамизм прогрессивных структурных сдвигов в российской экономике по сравнению с более развитыми странами привел к отставанию ее развития от структуры экономики первых, возникновению диспропорций между нынешней структурой производства и общественными потребностями.

Особую актуальность имеет проблема определения направлений структурных сдвигов в целях достижения эффективной экономической структуры. Для этого необходимо точнее исследовать исходное их

положение, отталкиваясь от которого, можно приступить к осуществлению этих сдвигов.

Структурные сдвиги в экономике должны рассматриваться не только как результат экономического развития, но и как весьма важный фактор неуклонного прогресса экономики. Известно, что эффективность общественного труда в отдельных отраслях, подотраслях и видах производства, распределения, обмена и потребления неодинакова. Диапазон этих различий, как показывает практика, достаточно велик. Поэтому в целом (совокупная)

эффективность структуры воспроизводства зависит от уровня эффективности отдельных видов воспроизводственных отношений и их материально-вещественной структуры.

Основная проблема состоит в том, как в ситуации отсутствия равновесия, в сложных внутренних и внешних условиях осуществить такие структурные сдвиги, которые позволят выйти из кризиса, повысить эффективность воспроизводства и снова включиться на началах взаимной выгоды в международное разделение труда.

Следует отметить, что действия, которые будут предприниматься в сфере структурных сдвигов, имеют стратегическое значение, определяют будущее. Кроме того, очевидно, что, нет и не может быть реальной экономической структуры, которая была бы во всех отношениях оптимальна раз и навсегда. В этих условиях особенно актуальным становится разработка программы структурных сдвигов в переходной экономике, которую нельзя осуществить без новых подходов в экономической теории, критического анализа сложившейся экономической системы, объективной оценки практического опыта.

Актуальность исследования структурных сдвигов обусловлена также недостаточной разработанностью этих вопросов в отечественной и зарубежной экономической литературе.

Степень разработанности проблемы. По нашему мнению, можно выделить по крайней мере три этапа в развитии экономической теории, рассматривающей в том или ином аспекте структурные сдвиги в экономике.

Первый этап характеризуется тем, что структура экономики изучалась постольку-поскольку, в связи с другими проблемами:

трудом, капиталом, стоимостью, прибылью и т.п. (А. Смит, Д. Рикардо, А. Маршалл). Причем рассматривается, как правило, статичное состояние экономики» хотя делаются отдельные попытки

изучения динамических структурных процессов (теория расширенного воспроизводства К. Маркса, экономическое равновесие Л. Вальраса). Окончание первого этапа совпало с концом XIX века. Второй этап продлился до середины 20-х годов XX века и ознаменовался работами по экономической статике и динамике Дж.

Б. Кларка, и теорией динамического равновесия В. Парето.

Так по мысли Дж. Б. Кларка, экономическая динамика выясняет причины нарушения равновесия, а также переход от одного состояния равновесия к другому. Эти нарушения Кларк сводил к диспропорциям между отраслями, к несоответствию в структуре

спроса и предложения.

Третий этап начинается с середины 20-х годов XX века. Он характеризуется, прежде всего, развитием теорий экономического роста (Э. Домар, Р. Харрод). Новым моментом в анализе хозяйственной структуры является разработка многосекторных моделей экономического роста (английский экономист Р. Стоун), в которых они сочетаются с балансовыми таблицами, в частности с балансом "затраты - выпуск".

Большой вклад в разработку подобных проблем с использованием математических методов внесли также Л. В. Канторович, В. С. Немчинов и В. Леонтьев. Построение многосекторных моделей экономического роста и межотраслевого баланса направлено на то, чтобы отразить структурные сдвиги в экономике и дать основу для экономического программирования при

выработке хозяйственной стратегии.

Современный этап исследований, применительно к теме диссертации характеризуется достаточно глубоким изучением проблем переходного периода (см. работы А. В. Бузгалина,

0. Губанова, Ю.М. Осилова, В.И. Кузнецова, В. Радаева).

Вместе с тем в мировой экономической науке имеются фундаментальные разработки теоретико-методологических проблем структурных сдвигов в экономике, их социально-экономических последствий в условиях развертывающейся научно-технической революции. В современной научной среде существует постоянный интерес к исследованию проблемы и выявлению закономерностей структурных сдвигов, их взаимодействия с социально-экономическим прогрессом общественных систем. Большой вклад в разработку теории и методологии структурных сдвигов и их эффективности внесли российские и зарубежные ученые: А.И. Анчишкин, А. Гири, В, С. Дунаева, К. Кларк, Я. А. Кронрод, С. Кузнец, 0. Ланге, В. Леонтьев, А, И. Ноткин, С. Г. Струмилин» И. Шумпетер, Ю.В. Яременко и другие.

Благодаря исследованиям, проведенным данными учеными, достигнут существенный прогресс в анализе взаимозависимости

между уровнем развития экономики и ее структурой. На этой основе повсеместно принято считать, что эти взаимозависимости носят объективный характер. Все большее число исследователей

склоняются к мнению, что главной причиной прогрессивных сдвигов в экономике являются не только материальные, но и социальные факторы, интегрированные в социальных структурах и массовом сознании общества. Понимание различий в структуре экономического

роста и его факторах весьма полезно, поскольку дает возможность выработки наиболее эффективных и альтернативных путей развития,

поиска лучшего из возможных вариантов управления процессом структурных изменений и их ориентации на экономический рост общественной системы.

Однако, проблема структурных сдвигов в экономической литературе остается до конца не разработанной. Наиболее слабым

звеном в экономических исследованиях является отсутствие

комплексного подхода к анализу структурных сдвигов в экономике,

прежде всего» проблем переходного периода и структурных сдвигов. Остается малоизученным вопрос о специфике структурных сдвигов в современных условиях переходной экономики Г^оссии. Продолжает оставаться вне поля зрения экономистов сам механизм структурных сдвигов (как в стабильной, так и в переходной экономике), представляющий собой сложный конгломерат различных факторов и являющийся внутренним источником развития экономической

структуры, в первую очередь, в переходный период.

Недостаточный уровень разработанности, актуальность этих проблем, а также их теоретическая и практическая значимость обусловили выбор темы, постановку целей и задач, исследования.

Цели и задачи исследования. Целью диссертации является выяснение особенностей и направлений структурных сдвигов в российской экономике и обоснование стратегии структурных сдвигов в переходный период. Для достижения этой цели основное внимание уделяется решению следующих задач:

Определение феномена структурного сдвига в экономике, его формы и содержания, причин порождающих структурные сдвиги;

классификация структурных сдвигов в экономике;

исследование особенностей и перспектив структурных сдвигов в экономике России переходного периода;

изучение механизма реализации структурных сдвигов вообще и в переходной экономике России в особенности;

разработка стратегии и программы проведения прогрессивных структурных сдвигов в экономике России переходного периода;

Предметом исследования в диссертации являются отношения характеризующие структурные сдвиги вообще и в российской

экономике переходного периода в особенности.

Объектом исследования выступает воспроизводственная

структура экономики России в переходный период.

Теоретической и методологической основой исследования послужили теории и концепции, изложенные как в работах отечественных ученых, так и западных экономистов. В работе критически осмысливаются идеи отечественных и зарубежных представителей экономической мысли, используются преимущества методологии разных направлений к исследованию структурных сдвигов в экономике.

При реализации целей и задач работы автор с диалектико-материалистических позиций в русле системного подхода применил: субъектно-объектный, структурно-функциональ ный, историко-логический, математический и статистический методы исследования, что должно способствовать достоверности и надежности полученных результатов.

Теоретические выводы и обобщения делаются на основе обработки статистических данных, представленных в отечественных

и зарубежных источниках, в частности материалах Госкомстата России, ВЦИОМ, сборниках областного комитета по статистике Саратовской области, статистических данных экономики США, а

структурных сдвигов. Под структурными сдвигами понимаются изменения внутреннего строения экономической системы, взаимосвязей между ее элементами, которые сопровождаются преобразованием основных (интегральных) системных качеств. Обоснованы критерии выделения структурных сдвигов в экономике переходного периода в зависимости от различных признаков и оснований: территориального, географического, исторического, по скорости, продолжительности и масштабу преобразований. Структурные сдвиги рассматриваются в качестве несущей опоры формирования нового качества общественных производительных сил и

производственных отношений;

Доказана однонаправленность структурных сдвигов в

различных странах и экономических системах; Наблюдается существенное ускорение темпов структурных сдвигов на современном этапе. Если сдвиг от аграрного к индустриаль ному обществу происходил столетиями, то происходящий макросдвиг от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу укладывается в десятки лет;

Выявлены особенности экономической структуры России,
каковыми являются: отставание в развитии по сравнению со

структурой экономики промышленно развитых стран (США, ФРГ,

Япония); глубокий структурный кризис, протекающий на фоне общего экономического спада; наличие структурных деформаций, порожденных центрально-планируемой экономикой (монополизм, раздутый военно-промышленный комплекс, центростремительная инфраструктура); дезинтеграция экономического пространства. Состояние структуры российской экономики характеризуется

наличием доиндустриальных, постиндустриальных и индустриальных

структурных элементов при явном господстве последних;

Доказано, что особенностями структурных сдвигов в
экономике переходного периода являются: увеличение темпов

структурных преобразований и усиление неопределенности в направлении структурных сдвигов, возрастание количества путей дальнейшего развития экономической структуры. Причем не всегда побеждает прогрессивная тенденция, возможно торможение и даже движение назад;

Установлен механизм реализации структурных сдвигов в
стабильной и переходной экономике. Под ним понимается

противоречивое взаимодействие элементов экономической структуры, при помощи которого осуществляются структурные сдвиги. Применительно к структуре воспроизводства механизм реализации структурных сдвигов можно определить как механизм разрешения противоречия между структурой производства, распределения, обмена и потребления и структурой общественных потребностей, приводящий к возникновению новых системных качеств. Внутренним содержанием данного механизма является система производственных отношений, обеспечивающая соответствие сдвигов в структуре

производства (распределения, обмена и потребления) со сдвигами в структуре потребностей. Обосновано, что в условиях переходного периода, когда увеличивается влияние субъективных (внеэкономических) факторов, противоречие механизма реализации структурных сдвигов приобретает специфическую форму противоположности объективного и субъективного начал;

Раскрыто строение механизма реализации структурных

сдвигов. Он состоит из нескольких пластов, охватывающих основные

элементы производительных сил и производственных отношений.

Выделены два среза механизма структурных сдвигов: поверхностный

(наиболее подвижный), подверженный влиянию любых, в том числе и

случайных, причин; и глубинный, соответствующий необратимым сдвигам в экономической структуре и структуре потребностей. Поверхностный срез механизма реализации структурных сдвигов охватывает организационно-экономический пласт производственных

отношений, так называемый хозяйственный механизм. Это и есть та видимая оболочка, в которой протекают глубинные (технико-технологические и социально-экономические) структурные сдвиги. Выявлены различные типы механизма реализации структурных сдвигов (в частности - рыночный и административно-командный), а также специфический тип, присущий экономике России переходного периода;

Обосновано понятие структурной эффективности экономики,
которое слагается из двух составляющих - статической и
динамической, и предстает в виде эффективности экономической

структуры и эффективности структурных сдвигов соответственно. Первую характеризуют такие показатели, как рост

13 -производительности труда, фондоотдачи, снижение материалоемкости продукции. Эффективность экономической структуры актуальна в большей степени для изучения стабильного состояния экономики. В отличии от нее эффективность структурных сдвигов наиболее применима для исследования переходного состояния экономики и характеризуется показателями скорости и целенаправленности структурных сдвигов, а именно, насколько быстро они приводят к возникновению новых, более прогрессивных качеств экономической

Доказана необходимость целенаправленного вмешательства
государства в процессы структурных изменений в целях достижения
эффективной экономической структуры. Экономические системы сами
по себе не дают автоматически ни оптимальной структуры
производства, ни необходимого технического прогресса. Требуется

сознательная деятельность общества по обеспечению оптимального режима. Особенно это актуально в условиях переходной экономики России. Установлено, что структурные изменения способны стать действенным фактором коренных преобразований в переходной

экономике, вывода ее на качественно новый уровень развития только в том случае, если будет выработана комплексная программа структурных сдвигов в соответствии с идеологией стратегического планирования, перспектив экономического роста и социального прогресса.

Степень научной новизны результатов исследования автора характеризуется тем, что:

Впервые в экономической литературе определение
структурного сдвига дано с использованием понятий системного

подхода, как изменение основных (интегральных) качеств экономической системы и получили дальнейшее развитие разработки отечественных и зарубежных ученых по вопросу структурных сдвигов

(понятийного аппарата, содержания и противоречий, причин и классификации). Сдвиги в структуре воспроизводства рассмотрены как комплекс взаимосвязанных элементов производительных сил и производственных отношений в экономике переходного периода. При этом сама структура воспроизводства представлена автором по-новому (с точки зрения различных срезов воспроизводственной структуры: отраслевого, территориального, технологического,

структуры собственности, производственных фондов, рабочей силы, субординированных в соответствии с отношениями воспроизводства), в отличии от традиционного деления на структуру производства,

распределения, обмена и потребления;

выдвинута гипотеза о существовании законов необратимости и альтернативности структурных сдвигов в экономике переходного периода;

даны дополнительные аргументы необходимости введения в

научный оборот понятия структурной эффективности экономики в качестве критерия осуществления прогрессивных структурных сдвигов. Изложена авторская трактовка данного понятия в применении к стабильной и переходной экономике;

Конкретизировано, что механизм реализации структурных
сдвигов в переходной экономике существенно отличается от
подобного механизма в стабильной экономике. Он характеризуется
нарушением связей между субъектными и объектными элементами. В
переходной экономике не существует устоявшихся институтов,

зачастую у хозяйствующих субъектов отсутствует стратегия и инструменты осуществления структурных сдвигов. Таким образом, противоречие между структурой потребностей и структурой воспроизводства, дополняется и усиливается противоречием субъективного и объективного начал механизма реализации структурных сдвигов, которые здесь выступают почти в первозданном виде противостоящих друг другу субъектов и объектов данного механизма.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные теоретические результаты доведены до уровня конкретных рекомендаций по перестройке структуры российской экономики. Они были использованы при разработке прогноза и концепции социально-экономического развития Саратовской области на 1996 г. Предложенные принципы формирования хозяйственной структуры, а также теоретические выводы, касающиеся структурных сдвигов, могут быть использованы при выработке стратегии построения структуры в условиях становления рыночной экономики с развитым государственным регулированием. Отдельные части диссертации могли бы быть использованы в научно-преподавательских кругах, поскольку содержат упорядоченные сведения по всей совокупности вопросов, входящих в рассматриваемую проблематику.

Апробация работы. Основные результаты исследования, выводы и предложения диссертации освещены в работах автора общим объемом 2,3 п.л. Полученные в процессе исследования научные результаты докладывались на конференции Поволжского методического совета - г. Волгоград (1993 г.),г.Саратов (1995 г.).

Содержание структурных сдвигов в экономике

Понятие экономической структуры не имеет однозначной интерпретации.1 В философской литературе под структурой (от лат. structura - строение, расположение, порядок) понимают совокупность устойчивых связей оъекта, обеспечивающих сохранение его основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях, а также законов данных взаимосвязей. Такое понимание структуры указывает на взаимозависимость между частями и элементами в рамках единого целого. В то же время сами элементы, не растворяются в целом, а оказывают на него определенное влияние. Анализируя зависимости между отдельными элементами, необходимо указывать на те из них, которые решающим образом влияли в исследуемый период на экономическое развитие.

В широком смысле слова понятие структуры означает строение, совокупность отношений, частей и элементов, из которых складывается данное экономическое целое. Структура отражает форму расположения элементов и характер взаимодействия их сторон и свойств, это итог движения элементов системы1, итог их организации, упорядочения. В свою очередь элементы системы состоят из частей, которые на определенном уровне рассмотрения обладают всеми системными признаками. Можно, таким образом 5 говорить как о структуре экономики в целом, так и о структуре ее составных частей, т. е. о макро- и микроструктуре.

В узком смысле структура экономики представляет собой состоящую из хозяйственных элементов систему создания 1 "Система - утверждает один из основоположников общей теории систем Л. Берталанфи, - есть комплекс элементов, находящихся во взаимодействии". (Bertalanffy L. General system theory. Foundations, development, applications, N. Y., 1969.) В. Г. Афанасьев считает такое определение недостаточным, т.к. в нем не отражается понятие целостности объекта. (Афанасьев В. Г. Системность и общество. М., 1980.) А. Н. Аверьянов в общем виде предлагает рассматривать систему как "отграниченное множество взаимодействующих элементов1 . (См.: Аверьянов А. Н. Системное познание мира: методологические проблемы. М., 1985.) Таким образом, система представляет собой целое, состоящее из элементов, которые остаются взаимосвязанными и зависящими друг от друга. Изменение одного из элементов влечет за собой изменение положения других элементов, а значит и изменение системы и ее структуры в целом. совокупного продукта и национального дохода. При этом она характеризуется» прежде всего, с количественной стороны в соответствии с долей и удельным весом, которую занимает та или иная отрасль (то или иное предприятие, другие элементы1) в системе производства, распределения и потребления совокупного общественного продукта и национального дохода, материальных и трудовых затрат и т.п. Структура экономики - сложная система взаимосвязанных 1 Элементами системы называют относительно неделимые ее части. В сложных системах сами элементы выступают как системы низшего порядка. Элементы делимы в себе, но они неделимы по отношению к существенным связям системы, элементами которой они являются. Элементы также могут рассматриваться как подсистемы. Каждая система, в свою очередь, является подсистемой другой, более сложной системы.

Сравнительная характеристика структурных сдвигов в России и промышленно развитых странах

Каждому относительно длительному этапу в развитии производительных сил соответствует определенная, организационно - экономическая и воспроизводственная структура хозяйства. В конкретной стране на формирование структуры экономики воздействуют также природно-географические условия и особенности национально-исторического развития. Однако во всех промышленно развитых странах хозяйственная структура исторически эволюционирует в одном направлении, ей присущи одни и те же долговременные тенденции развития. По мнению ю. Ольсевича, "чем выше роль науки и информации в производстве, тем в большей степени динамика производительных сил разных стран становится не только однонаправленной, но и синхронизированной. Иначе говоря, в одни и те же исторические отрезки времени производство все большего числа стран проходит одни и те же качественные этапы развития... Причины - в общности характера производства и потребностей.

Таким образом, обрисовав узловые пункты экономической структуры России и промышленно развитых стран, существует возможность провести их сравнительный анализ, сопоставив структурные характеристики в единой системе координат.

По нашему мнению, такой системой координат может стать ось исторического развития: от доиндустриальной - через индустриальную - к постиндустриальной общественно-экономической системе, описанная соответствующим набором конкретных структурных сдвигов. Как было показано в предыдущем параграфе, развитие экономической структуры - процесс нелинейный, здесь возможны отступления от оптимального направления и даже регрессивные сдвиги. Поэтому подобное исследование направления структурных сдвигов и выработанная на его основе стратегия их осуществления в современной экономике России позволит избежать ненужного повторения всех изгибов и тупиковых направлений в развитии экономической структуры, через которые уже прошли промышленно развитые страны.

Современные макроструктурные изменения в этих странах с точки зрения теории "третьей волны" А. Тоффлера обусловлены глобальным технологическим сдвигом, который характеризует новый этап материально-технического и социального развития человечества. Речь в данном случае идет о своеобразной исторической триаде: от аграрной (доиндустриаяьнои) цивилизации - первая волна, к промышленному обществу - вторая волна» а от него к информационной (постиндустриальной) эре - третья волна.1

Это можно объяснить, воспользовавшись описанным Г. Каном» У. Брауном и Л. Мартелом подразделением хозяйства на три сектора или типа деятельности: первичный (добывающий), вторичный (промышленный), третичный (обслуживание и самообслуживание первичного и вторичного секторов).2 По мере экономического роста различных стран указанные сектора претерпевают характерные изменения, которые заключаются в следующем: - в доиндустриальную эпоху преобладает первичный сектор (преимущественно сельскохозяйственный), существуют некоторые виды вторичной деятельности (главным образом строительство) и почти никакой третичной деятельности; - в период индустриализации доля первичного сектора возрастает, но относительно медленнее, чем доля вторичного сектора, которая растет быстрее. Обслуживающие секторы также растут, особенно на этапе перехода к постиндустриальному (информационному) обществу, когда они опережают темпы развития вторичного сектора; - наконец, в постиндустриальную эпоху доля первичного и вторичного секторов в производстве валового продукта заметно снижается по сравнению с третичным сектором. Тенденции в этом направлении, наблюдаемые в экономике США и ФРГ показаны на диаграммах 2,3. Из диаграммы 2 следует, что за 1929 - 1985 г.г. в экономике США существенно (почти в шесть раз) сократилась доля первичного сектора в производстве ВВП. Доля же третичного сектора (обслуживание) возросла почти в 1,5 раза. Динамика этих показателей в использовании рабочей силы еще больше: доля первичного сектора сократилась с 27,6 % в 1929 г. до 2,4 % в 1985 г., т.е. почти в 12 раз. Доля третичного сектора выросла с 43,2 % до 71 % за тот же период. Эти же структурные сдвиги наблюдались в экономике Германии (см. диаграмму 3). Так, за период в 103 года с 1882 г. по 1985 г. Доля первичного сектора сократилась с 42 до 5 X, при этом доля обслуживания выросла с 22 до 54 %.

Механизм реализации структурных сдвигов в переходной экономике

Реализация структурных сдвигов в экономике происходит, как и в любой самоорганизующейся системе, через соответствующий механизм. Ю. М. Осипов определяет механизм как "систему организации системы".1 В научной литературе достаточно подробно исследованы некоторые виды экономических механизмов, а именно-хозяйственный механизм (см. работы Л.И. Абалкина, Ю. М. Осипова), механизм ценообразования (К. Маркс, А. Маршалл, Н.А. Вознесенский, С.Г. Струмилин, В. Леонтьев, Дж. М. Кейнс). Отдельные подходы к проблеме механизма реализации структурных сдвигов имеются в работах Н.Д. Кондратьева, СМ. Меньшикова. Однако в целом данный вопрос не нашел комплексного отражения в экономической литературе.

Под механизмом реализации структурных сдвигов вообще мы понимаем противоречивое взаимодействие элементов экономической структуры, при помощи которого осуществляются структурные изменения. Применительно к структуре воспроизводства механизм реализации структурных сдвигов можно определить как механизм согласования сдвигов в структуре производства, распределения, обмена и потребления со сдвигами в структуре потребностей. производительных сил и производственных отношений. Но нашему мнению, можно выделить по крайней мере два среза механизма структурных сдвигов: поверхностный (наиболее подвижный), подверженный влиянию любых, в том числе и случайных, причин; и глубинный, соответствующий необратимым сдвигам в экономической структуре и структуре потребностей (см. схему 4).

На схеме показано, что поверхностный срез механизма реализации структурных сдвигов охватывает наиболее подвижный организационно-экономический пласт производственных отношений, так называемый хозяйственный механизм. Это и есть та видимая оболочка, в которой протекают глубинные (социально-экономические) структурные сдвиги.

Через хозяйственный механизм общество активно воздействует на экономическую структуру, "приводя организацию общественного разделения труда, специализацию, формы хозяйственных связей в соответствие с новым уровнем развития производительных сил. Центральная проблема, которая решается здесь,- обеспечить адекватность организационно-экономических отношений и связей (структурной оболочки) достигнутому уровню и тенденциям развития производительных сил".1

Как видно из схемы 4, всякий структурный сдвиг начинается с изменения организационно-экономических отношений, количества и технологической взаимосвязи основных фондов, рабочей силы и т.п. Однако не всякое изменение подобного рода приводит к глубинным сдвигам в структуре экономических взаимосвязей и законов данных взаимосвязей, а также в структуре общественных потребностей. Поверхностные сдвиги обратимы, тогда как глубинные представляют собой определенные вехи в историческом развитии экономики (прежде всего, связанные с техникой и технологией).

Конкретизируя данное нами раньше определение, можно добавить, что механизм реализации структурных сдвигов есть, прежде всего, механизм разрешения противоречия между структурой производства, распределения, обмена и потребления и структурой общественных потребностей, приводящий к возникновению новых системных качеств. Внутренним содержанием данного механизма является система производственных отношений, обеспечивающая соответствие сдвигов в структуре производства (распределения, обмена и потребления) со сдвигами в структуре потребностей. Таким образом, основным противоречием механизма реализации сдвигов в структуре воспроизводства, на наш взгляд, является противоречие между структурой производства (распределения, обмена и потребления) и структурой потребностей.

Проиллюстрируем данное противоречие при помощи кривой производственных возможностей (см. график 6). Изобразим на двухкоординатном поле гипотетическую кривую (АВ), показывающую различные альтернативные варианты структуры потребностей в товарах А и В. Реальное состояние производственной структуры (структуру производственных возможностей) обозначим в виде кривой (АіВі). По нашему мнению кривая (AiBi) будет колебаться около кривой (АВ), никогда впрочем не совпадая с ней, отражая имеющееся в действительности постоянное несоответствие структуры потребностей и производства (распределения, обмена и потребления). Соответствие производственной структуры достигается на графике в точке С, если вообще оно существует, как в случае с кривой (А2В2).

Стратегия осуществления структурных сдвигов в российской экономике

В современных условиях России можно выделить следующие мотивы, побуждающие осуществлять структурные сдвиги в экономике. I.На уровне предприятия (фирмы): 1) платежеспособный спрос (по данным опроса руководителей 214 предприятий самое сильное влияние на структуру производства оказывает платежеспособность потребителей (61 % опрошенных));1 2) жесткая конкуренция на внутреннем и внешнем рынке; II. На народнохозяйственном уровне: 1) обеспечение населения продовольствием и товарами народного потребления; 2) обеспечение приоритета для тех отраслей и областей производства, которые являются носителями технического прогресса и способны стать локомотивами структурного обновления экономики; 3) повышение степени участия в международном разделении труда. Структурные сдвиги выражаются в изменениях общественного разделения труда - как в народном хозяйстве данной страны, так и в мировой экономике. При этом подвергается изменению динамика отраслевой структуры, претерпевает эволюцию комплекс пропорций народного хозяйства. Изменения в структуре национальных хозяйств стали элементом конкуренции в высокоразвитых странах. Каждая страна старается опередить другую по темпам модернизации и созданию высокоэффективной экономической структуры, вступая таким путем как можно быстрее в новый этап развития общественного производства. Важнейшим фактором, вынуждающим осуществлять структурные сдвиги, в современных условиях является международное разделение труда. В условиях конкуренции оно ведет к перераспределению прибыли между участниками этого разделения. Изменения, происходящие в международном разделении труда, вызывают появление высокопроизводительных конкурентоспособных экспортеров, которые ослабляют прежние позиции других стран. Это чаще всего является результатом недостаточной способности приспосабливать свои производственные ресурсы, экономическую структуру к новым требованиям международного рынка. Как известно, товарная структура экспорта и импорта формируется на протяжении длительного времени и должна опираться на производственную структуру. Запаздывание в переориентации могут привести к оттеснению страны на второй план, ослаблению ее позиций на мировом рынке, нередко к изоляции и исключению данной страны из международного разделения труда. Так, по мнению Дж. Харриса,1 именно благодаря структкрному фактору, начиная с I960 г., США потеряли мировое лидерство в 12 ключевых отраслях промышленности, а Япония, наоборот, усилила свою конкурентоспособность в 8 отраслях, не потеряв позиции ни в одной. Между тем нельзя не заметить очевидные преимущества России, позволяющие ее экономике органически вписаться в структуру мирового экономического сообщества: - дешевая рабочая сила в сочетании с достаточно высоким уровнем ее квалификации; - наличие собственных источников сырья и предприяий по его первичной переработки при относительно развитой транспортной инфраструктуре (в частности железнодорожного транспорта); - потенциально большая емкость внутреннего потребительского рынка.

I. ЭКОНОМИКА

38. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики

Углубляющаяся социальная дифференциация населения требует усиления социальной составляющей курса проведения рыночных реформ в России. В сложившихся условиях преобразования в социальной сфере должны быть направлены на достижение следующих основных целей:
– обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимого населения;
– реализацию всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ;
– создание экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов иметь более высокий уровень социального потребления, включая жилье, качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте;
– формирование в социально-культурной сфере институтов, создающих возможность для максимально полной мобилизации средств населения и предприятий, эффективного использования этих средств, и на этой основе – предоставление высокого качества и возможностей широкого выбора населением социальных услуг.

Предлагаемая правительством программа социальных реформ призвана дать ориентиры, которые позволяют строить социальную политику исходя из реально имеющихся у государства ресурсов и возможностей. Только в этом случае активная социальная политика выступает не ограничителем, а катализатором экономического роста.

Экономика страны имеет определенную структуру – соотношение между сферами экономики, ее отраслями, регионами и фирмами. К началу переходной экономики (1991 г.) структура российской экономики была крайне деформирована: 1) гипертрофия оборонной и добывающей промышленности; неразвитость производства потребительских товаров и сферы услуг, наличие избыточных мощностей в обрабатывающей промышленности; 2) затратный характер экономики, низкий уровень технологий и прямые потери ресурсов из-за неразвитости производственной инфраструктуры; 3) зависимость от импорта товаров и услуг при слабо диверсифицированном экспортном потенциале.

Главными задачами структурной политики сегодня являются:
1) качественное обновление технологий, создание источников долговременного роста;
2) перераспределение ресурсов в пользу развития потребительского сектора экономики.

Цели и механизмы структурного маневра на краткосрочную (3-5 лет) и долговременную (10–50 лет) перспективы различны. В краткосрочный период можно рассчитывать на более эффективное использование имеющихся производственных мощностей и вовлечение в производство дополнительных ресурсов (природных, людских). Долговременный период решает другие задачи: коренное обновление технологий и переход на эффективный наукоемкий, незатратный, эколого-защитный тип экономического роста; сокращение неэффективного капитального строительства; социальная переориентация экономики. В этой связи должны произойти следующие структурные сдвиги в экономике :
1) ускоренное развитие гражданского сектора экономики за счет сокращения оборонного сектора, или за счет так называемой конверсии;
2) развитие комплекса отраслей, обеспечивающих эффективное функционирование научно-технического потенциала страны;
3) создание современной производственной инфраструктуры – информационного, энергетического, транспортного и складского обеспечения.

В целях решения названных задач целесообразно развивать рыночную систему управления экономикой. А это означает укрепление господства частной собственности на основе конкуренции, системы рынков, цен и открытости экономики. Открытая экономика – экономика, участвующая во внешней торговле. Степень открытости экономики оценивается долей ее международного (внешнеторгового) сектора в ВВП.

импорта сохраняется перекос в сторону потребительской сферы. Отличительной чертой современного периода является переориентация с ввоза сырья для легкой и пищевой промышленности (зерна, тканей, хлопка-сырца) на импорт готовых потребительских товаров, имеющих высокий уровень доходности (прежде всего продуктов питания). Такая высокая степень зависимости от импорта продовольствия, с одной стороны, создает потенциальную угрозу для экономической безопасности страны. С другой стороны, нельзя не видеть, что в результате непродуманной внешнеторговой политики западные производители зачастую сбрасывают на внутренние рынки России продукцию, достаточно дешевую, но нередко уступающую по качеству отечественной.

В товарной структуре российского экспорта преобладают топливно-сырьевые ресурсы.

Внешнеэкономическая политика России в начале третьего тысячелетия будет направлена на обеспечение:
наилучших условий доступа российских товаров, услуг и рабочей силы на мировые рынки;
– эффективной защиты внутреннего рынка товаров, услуг и рабочей силы;
– доступа к международным ресурсам, имеющим стратегическое значение для экономического развития (таким, как капиталы и технологии, товары и услуги, производство которых отсутствует или ограничено);
– благоприятного платежного баланса страны;
– эффективности государственной поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью;
– соблюдения принципа взаимности – благоприятного баланса взаимных уступок и обязательств.

Присоединение России к ВТО позволяет ей принимать участие в выработке решений нового раунда многосторонних торговых переговоров, и самое главное – на условиях, устраняющих дискриминацию России на внешних рынках.

Экономика страны имеет определенную структуру – соотношение между сферами экономики, ее отраслями, регионами и фирмами. К началу переходной экономики (1991 г.) структура российской экономики была крайне деформирована: 1) гипертрофия оборонной и добывающей промышленности; неразвитость производства потребительских товаров и сферы услуг, наличие избыточных мощностей в обрабатывающей промышленности; 2) затратный характер экономики, низкий уровень технологий и прямые потери ресурсов из-за неразвитости производственной инфраструктуры; 3) зависимость от импорта товаров и услуг при слабо диверсифицированном экспортном потенциале.

Главными задачами структурной политики сегодня являются:
1) качественное обновление технологий, создание источников долговременного роста;
2) перераспределение ресурсов в пользу развития потребительского сектора экономики.

Цели и механизмы структурного маневра на краткосрочную (3-5 лет) и долговременную (10–50 лет) перспективы различны. В краткосрочный период можно рассчитывать на более эффективное использование имеющихся производственных мощностей и вовлечение в производство дополнительных ресурсов (природных, людских). Долговременный период решает другие задачи: коренное обновление технологий и переход на эффективный наукоемкий, незатратный, эколого-защитный тип экономического роста; сокращение неэффективного капитального строительства; социальная переориентация экономики. В этой связи должны произойти следующие структурные сдвиги в экономике:

1) ускоренное развитие гражданского сектора экономики за счет сокращения оборонного сектора, или за счет так называемой конверсии;

2) развитие комплекса отраслей, обеспечивающих эффективное функционирование научно-технического потенциала страны;

3) создание современной производственной инфраструктуры – информационного, энергетического, транспортного и складского обеспечения.

Современные структурные сдвиги в экономике промышленно развитых стран носят системный характер и являются частью глобального макросдвига, предопределяющего переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Эти сдвиги характеризуются относительным уменьшением доли традиционных отраслей и укладов (в первую очередь сельского хозяйства, добывающих и обрабатывающих отраслей промышленности), а также ростом удельного веса сферы услуг, высокотехнологичных и наукоемких отраслей, аккумулирующих новейшие достижения научно-технического прогресса. Они носят интернациональный характер, отражая общемировые тенденции развития производительных сил. В орбиту научно-технического прогресса постепенно вовлекаются все новые страны и регионы, что приводит к новым формам разделения труда в рамках мирового хозяйства.


На современном этапе процессы структурных изменений в экономике промышленно развитых стран получили существенное ускорение. Если ранее переход от доиндустриального к индустриальному обществу занимал столетия, то переживаемый сегодня макросдвиг к постиндустриальной (информационной) формации укладывается в десятки лет. Сравнительный анализ изменений экономик различных стран мира показывает, что при всей национальной специфике в долгосрочном плане эти изменения носят однонаправленный характер. Ведь все страны, будь то высоко- или слаборазвитые, идут по единому пути общественно-исторического прогресса, с определенными узловыми пунктами научно-технических изобретений и открытий.

Глобализация мировой экономики требует сопряжения траекторий развития различных цивилизаций, их добровольного объединения, совместной эволюции.

Сравнение современного состояния структуры экономики России и промышленно развитых стран, к сожалению, не в пользу нашей страны. Очевиден значительный разрыв в темпах и направлении структурных сдвигов в экономических системах России, с одной стороны, и передовых государств Запада - с другой. Доля передовых технологических укладов в экономике России в последние годы неуклонно снижалась и приближается ныне к 10%, в то время как доля традиционных, отсталых укладов растет и составляет в совокупности более 50%.

В целях решения названных задач целесообразно развивать рыночную систему управления экономикой. А это означает укрепление господства частной собственности на основе конкуренции, системы рынков, цен и открытости экономики. Открытая экономика – экономика, участвующая во внешнеэкономических связях. Степень открытости экономики оценивается долей ее международного (внешнеторгового) сектора в ВВП.

импорта сохраняется перекос в сторону потребительской сферы. Отличительной чертой современного периода является переориентация с ввоза сырья для легкой и пищевой промышленности (зерна, тканей, хлопка-сырца) на импорт готовых потребительских товаров, имеющих высокий уровень доходности (прежде всего продуктов питания). Такая высокая степень зависимости от импорта продовольствия, с одной стороны, создает потенциальную угрозу для экономической безопасности страны. С другой стороны, нельзя не видеть, что в результате непродуманной внешнеторговой политики западные производители зачастую сбрасывают на внутренние рынки России продукцию, достаточно дешевую, но нередко уступающую по качеству отечественной.

В товарной структуре российского экспорта преобладают топливно-сырьевые ресурсы.

Внешнеэкономическая политика России в начале третьего тысячелетия направлена на обеспечение:

1. наилучших условий доступа российских товаров, услуг и рабочей силы на мировые рынки;

2. эффективной защиты внутреннего рынка товаров, услуг и рабочей силы;

3. доступа к международным ресурсам, имеющим стратегическое значение для экономического развития (таким, как капиталы и технологии, товары и услуги, производство которых отсутствует или ограничено);

4. благоприятного платежного баланса страны;

5. эффективности государственной поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью;

6. соблюдения принципа взаимности – благоприятного баланса взаимных уступок и обязательств.

По вопросу присоединения России к ВТО существуем множество мнений, как отрицательных, так и положительных. Но главное, это позволит ей принимать участие в выработке решений нового раунда многосторонних торговых переговоров, и самое главное – на условиях, устраняющих дискриминацию России на внешних рынках.

Инновационное развитие. Интенсификация социально-экономического развития потребует сохранения значительных масштабов фундаментальных исследований в Европе и даже их увеличения к 2020 году. Можно с уверенностью прогнозировать модернизацию неконкурентоспособных отраслей европейской экономики, которая будет сопровождаться выделением наукоемких производств при закрытии нерентабельных и экологически опасных предприятий. Нынешнее отставание ЕС от США и Японии по ряду показателей научно-технического развития будет преодолеваться прежде всего за счет становления и совершенствования общеевропейской политики в области образования, профессионального обучения и переподготовки. Усиление конкуренции в инновационных отраслях отраслях потребует дальнейшего развития общеевропейской кооперации в сфере НИОКР и концентрации усилий на приоритетных направлениях исследований.

Приоритеты научно-технического развития на общеевропейском уровне формулируются в рамочных программах ЕС по содействию НИОКР. Согласно действующей в настоящее время Шестой рамочной программе ЕС (2002 - 2006 гг.) приоритетными в среднесрочной перспективе признаны семь тематических направлений исследований (в порядке долей расходов):

информационные технологии;

реализация устойчивого развития и решение экологических проблем;

нанотехнологии и новые материалы, а также новые устройства и технологические процессы;

геномика и биотехнологии для здравоохранения;

авиационные и космические исследования;

разработка безопасных и качественных продуктов питания;

исследования, содействующие построению гражданского общества, базируются на знаниях.

Представляется, что и Седьмая рамочная программа до 2011 г. сохранит эти приоритетные направления, хотя соотношение между ними будут меняться. Вероятно, доли биотехнологических и авиакосмических исследований несколько вырастут, а также в число приоритетов могут попасть исследования в области новых источников энергии, в частности термоядерного синтеза (финансирование исследований по энергетике в 80 - 90-е гг. неуклонно снижалось, но, очевидно, уже в краткосрочной перспективе развитие пойдет в другую сторону). До 2020 г. возможны более существенные подвижки, связанные с новыми вызовами, скажем, в сфере социобиологии или биоинформатизации.

Ускоренное развитие НТП в странах ЕС будет сопряжено, в частности, с ростом как государственных, так и частных расходов (расходов фирм и фондов) на НИОКР. Их совокупный объем вырастет с 2% ВВП в 2002 г. (по ЕС-15) до 2,4% к 2010 г. (ЕС-25) и 2,8% в 2020 г. (по ЕС-28); при этом относительные расходы в старых странах-членах будут выше, чем в новых, и достигнут к 2020 г. в среднем 3% ВВП. Соотношение между государством и бизнесом в финансировании существенно не изменится, хотя в ряде стран вероятно небольшое снижение государственной доли (с 35 до 30%, а, например, в Германии - до 25-28%).

Впрочем, если в таких странах, как Германия и Франция, ставится задача превзойти 3% -ный рубеж (а в Швеции и Финляндии он уже сейчас близок к 4% ВВП), то в Италии может оказаться затруднительным даже повышение расходов на НИОКР с нынешнего 1% ВВП до 2%. Бюджетные ресурсы страны слишком напряжены, а ее частный сектор не обладает большим числом крупных инновационных компаний. Наиболее перспективным вариантом развития НИОКР для не, а по-видимому, и для новых стран-членов будет как можно более широкое участие в общеевропейской инновационной стратегии - создании единого исследовательского и инновационного пространства, и в частности, активная роль итальянских фирм в программах НИОКР, финансируемых ЕС. Меры, намеченные Евросоюзом в ходе Лиссабонского саммита 2000 г., при условии их реализации в прогнозный период, могут значительно расширить доступ Италии и других стран с низким уровнем расходов на НИОКР к высококачественной инфраструктуре, укрепить ее позиции в научно-техническом партнерстве, создать новые возможности для продвижения национального бизнеса в ведущие отрасли современных технологий и помочь мобилизовать национальные финансовые ресурсы для поддержки наиболее перспективных направлений НТП.

В отдельных странах инновационная составляющая развития реализуется по-разному. Так, в Германии инновационное развитие будет охватывать в прогнозный период практически все хозяйственные отрасли. Особенно значимыми будут такие его направления, как биотехнология, новые энергетические технологии, лазерные технологии, разработка новых материалов, авиакосмическая техника, но доминирующими отраслями по объемам расходов на НИОКР останется, по-видимому, автомобилестроение.

Для Италии специфической чертой инновационного процесса является способность ее малых и средних предприятий к быстрому и массовому обновлению выпускаемой продукции "традиционных" отраслей (текстильная, обувная, пищевкусовая промышленность, бытовая техника, дизайн), приспосабливаемость к изменчивому потребительскому спросу. Жизнеспособность этой инновационной модели до настоящего времени проистекала из креативности малого бизнеса в условиях кластерной среды, которая способна обеспечивать непрерывную диверсификацию продукцииЮ попутно формируя прямо на месте квалификационную рабочую силу. В дальнейшем, однако, эта модель будет становиться все более уязвимой вследствие глобализации, открывающей европейские рынки для потребительской продукции развивающихся стран, прежде всего Китая, производимой там в больших объемах и с гораздо меньшими издержками.

В странах Северной Европы в прогнозный период научные исследования в северных странах большей частью останутся узкоспециализированными. Из-за нехватки средств на фундаментальные исследования по-прежнему будет преобладать совершенствование существующих продукции и процессов, прикладные разработки по созданию новой продукции и технологии. Основными направлениями НИОКР будут разработка средств связи, микроэлектроника, биотехнология, фармацевтика, использование альтернативных источников энергии и энергосбережение, экология.

Структурные сдвиги в экономике. Во всех странах ЕС ожидается дальнейшее снижение доли материального производства , в частности сельского хозяйства (особенно в новых странах-членах), чему будет способствовать постепенное сокращение субсидий крестьянам, горнодобывающей и металлургической промышленности, а также производства одежды, обуви и других товаров массового спроса. Сокращение и постепенная ликвидация государственных субсидий для отдельных отраслей обусловит их коренную модернизацию. Правда, в ряде стран в ближайшие 4 - 5 лет за счет таких отраслей, как автомобилестроение, машиностроение, химическая промышленность и электротехника, возможна стабилизация доли обрабатывающей промышленности в ВВП (так, в Германии доля промышленности и энергетики в производстве ВВП в 2000 - 2005 гг. стабилизировалась на уровне 22,5 - 23% и вряд ли заметно снизится в ближайшие годы), но после 2010 г. вероятно существенное замедление развития этой сферы как в западно-, так и в восточноевропейских странах (в последних - кроме Латвии - доля промышленности и строительства пока гораздо выше - на уровне 30 - 37%, но через 4 - 5 лет начнет уменьшаться).

Энергетика будет развиваться умеренными темпами, но качественно будет меняться. Очевидно, страны ЕС постараются снизить энергетическую зависимость от внешних поставок медленным, но последовательным наращиванием доли так называемых альтернативных источников энергии (ветряной, геотермальной, солнечной, энергии приливов). Атомная энергетика будет развиваться крайне неравномерно. Вероятно, в ближайшие 10 - 15 лет европейские страны попытаются найти приемлемые решения относительно безопасности АЭС и захоронения отходов, чтобы предотвратить выход из этого сектора (что, в частности, пока предполагается сделать в Швеции уже к 2010 г., а в Германии к 2030 г).

Снижение доли, а в ряде случаев и абсолютных объемов производства промышленных отраслей в ВВП обусловлено и сейчас, и в среднесрочной перспективе нарастающей конкуренцией со стороны Китая, Индии, стран ЮВА, Латинской Америки и др. В следующем десятилетии тенденции вывода промышленного производства за пределы ЕС усилятся. Одновременно европейские ТНК будут расширять на территории стран базирования производство наукоемких товаров и услуг, обеспечивающих стратегическое управление зарубежными подразделениями и дальнейшую мирохозяйственную экспансию.

В ряде отраслей обрабатывающей промышленности (прежде всего в машиностроении и металлообработке) вероятна дальнейшая децентрализация производства - сокращение среднего размера производственных единиц. Аналогичное сокращение среднего размера предприятий намечается и во многих отраслях сферы услуг, где оно сопряжено с углублением специализации и со все боле широким применением гибких форм организации труда (временные контракты, неполный рабочий день).

Нынешнее большое значение "старых" отраслей в структуре экономики при однобокой мирохозяйственной специализации порождает высокие показатели долгосрочной безработицы (в Польше и Словакии она превышает 10%, в Греции и Литве - 5%). Но и в отдельных старых странах-членах все еще большая доля традиционных отраслей промышленности, которые сильно зависят от перепадов конъюнктуры и в целом остаются структурно слабыми, сдерживает динамику экономического развития. Вместе с тем такие промышленные отрасли, как автомобилестроение, электроника, фармацевтика и отрасли, использующие новейшие биотехнологии, будут расти ускоренными темпами, но во все возрастающей степени перемещаться в Восточную Европу.

Следует также учитывать, что экономика некоторых южно- и восточноевропейских стран по-прежнему в ощутимой мере опирается на развитие сельского хозяйства (доля продовольствия в экспорте Кипра превышает 1/3, Греции - 20%, Испании - 14%; соответственно доли сельского хозяйства в совокупном продукте этих стран в 2004 г. составляли 3,8; 6,4; 3,5%; в Болгарии и Румынии она значительно выше - 10,9 и 14,4%). Постепенный отказ от активной аграрной политики на уровне ЕС, поскольку она достигла цели самообеспеченности продовольствием и теперь является во многом неэффективной, может породить трудности развития и адаптации в странах Южной Европы и ЦВЕ к 2020 г. Доля сельского хозяйства в ВВП (особенно в Греции, Словакии, странах Балтии) заметно снизится - до уровня, не превышающего 3,5%, а в целом в ЕС-25 окажется менее 2%.

Что касается строительства , то в начале 2000-х годов эта отрасль продемонстрировала в странах ЕС разнонаправленное развитие: устойчивый строительный кризис в Германии и Финляндии сопровождался бумом строительной отрасли в Великобритании, Ирландии и Испании, умеренным ростом во Франции и Италии, стагнацией в Португалии и Словении. В странах ЦВЕ также наблюдается рост в строительной отрасли (кроме Словении). Вероятно, в ближайшие 5 - 7 лет ситуация выровняется, а к 2015 - 2020 гг. доля строительства в ВВП в целом по ЕС стабилизируется. Так, в Германии доля строительства, упавшая за последнее десятилетие с 6 до почти 4%, очевидно стабилизируется на этом уровне, причем стабилизирующую роль сыграет не столько производственное, сколько жилищное строительство, поскольку в конце текущего десятилетия начнется и вплоть до 2020 г. продолжится процесс реконструкции и частичной замены жилого фонда, созданного в 50 - 70-е гг.

Рост валовых инвестиций будет сильно различаться по странам, но в среднем останется невысоким. Инвестиционную деятельность в Германии, как и в начале 2000-х гг., будет отличать нестабильность, особенно до 2010 г. (от - 0,5% до +3,5%), но во второй половине прогнозного периода возможно инвестиционное оживление в жилищном строительстве, о чем уже упоминалось, хотя масштабы его будут невелики.

Во Франции и Великобритании, напротив, инвестиции будут увеличиваться относительно стабильно на 2 - 3% в год, равно как и в Италии, хотя в последней темпы будут скромнее - 1,0 - 1,5%. Правда, во Франции, где сравнительно недавно (1998 - 2001) прошла волна массового обновления капитала и завершается другая волна, связанная с "наверстыванием" сложившегося отставания в сфере информационных технологий, такой инвестиционный рост возможен лишь при условии снижения налогового бремени в результате реформирования социальной сферы.

Высокая инвестиционная активность (около 4 - 5% в год) сохранится в Испании и Ирландии, низкая (около 1%) - в Португалии. В странах ЦВЕ инвестиционный бум 2004 - 2005 гг. пойдет на спад, хотя прирост инвестиций до 2010 г., очевидно, будет более быстрым, чем в старых странах-членах (в среднем примерно на 5%), а затем темпы прироста снизятся до стандартных европейских 3%.

Доля сферы обращения и услуг в произведенном ВВП повысится с 71 до 74 - 75%, главным образом за счет финансовых и деловых услуг, связи, а также частных услуг, а в случае реализации сценария "неспешной устойчивости" - и до 78 - 80%. Помимо названных сегментов услуг в этом важную роль может сыграть туризм и гостиничный бизнес, особенно в Южной Европе. При этом в ряде стран - старых членов ЕС доля услуг может превысит отметку 80% (в настоящее время это характерно только для экономики Люксембурга). В новых странах-членах сфера услуг также будет устойчиво расти. Правда, быстрое развитие сферы услуг в экономически отсталых странах ЕС часто связано с созданием отдельных ее сегментов почти "с нуля", причем в основном дочерними структурами иностранных телекоммуникационных компаний, банков, страховых фирм и др. Как только свободные и незаполненные рынки будут захвачены, а спрос населения станет близок к насыщению, темпы роста сервисных отраслей замедлятся.

Относительно медленное в первой половине прогнозного периода развитие розничной торговли (за исключением Великобритании), гостинично-ресторанного бизнеса и туризма будет сопровождаться ускоренным ростом транспорта и особенно связи. Однако после 2012 - 2015 гг., как уже отмечалось, не исключается рост туризма и всей рекреационной сферы в "старой" Европе.

За счет инновационной активности и структурных сдвигов в экономике (в частности, снижения доли промышленности) должна еще более снизиться энергоемкость производства, а возможно, и его трудоемкость (в том числе и в сфере услуг по мере расширения использования интернет-технологий).

Несколько повысится доля личного потребления в использовании ВВП - с 60-63 до 67-68% - не столько за счет роста его объемов, сколько за счет некоторого снижения долей государственного потребления и инвестиций; постепенно, но неуклонно будет происходить сокращение субсидий, предоставляемых как отраслям экономики, так и домашним хозяйствам. Снижение уровня безработицы (особенно во Франции и Германии) может позитивно сказаться на росте личного потребления, которое в таком случае повысит свою значимость в качестве составляющей конечного спроса.

Похожие публикации