Современная промышленность в мировом хозяйстве. География основных отраслей промышленности мира

Топливно-энергетическая промышленность. Топливноэнергетическая промышленность представляет собой совокупность отраслей топливной промышленности, электроэнергетики, средств доставки топлива и энергии. За последние два столетия мировая топливно-энергетическая промышленность прошла в своем развитии два главных этапа. Первый этап (XIX – первая половина XX в.) был угольным, когда в структуре мирового топливно-энергетического баланса резко преобладало угольное топливо. Вторым этапом явился нефтегазовый. Нефть и газ оказались более эффективными энергоносителями, чем твердое топливо. В 1980-х годах мировая энергетика вступила в третий (переходный) этап своего развития, где происходит переход от использования преимущественно исчерпаемых ресурсов минерального топлива к неисчерпаемым ресурсам.

Топливная промышленность – это комплекс отраслей, занимающихся добычей и переработкой топливноэнергетического сырья. Она относится к группе добывающих отраслей и является базовой. Ее значение заключается в обеспечении топливом и сырьем других отраслей – теплоэлектроэнергетики, нефтехимии, металлургии. В условиях НТР роль топливной промышленности возрастает в связи с развитием электрификации и теплофикации производств, обусловливающих интенсивный рост потребления энергии.

Топливная промышленность включает угольную, газовую, нефтяную, торфяную, сланцевую и уранодобывающую промышленность.

Нефтяная промышленность . Нефть добывают примерно в 80 странах, но географию этой отрасли определяют страны «первой десятки». Основная особенность – около 4/5 запасов и более 1/2 добычи нефти приходится на развивающиеся страны, которые и являются главными экспортерами нефти, особенно страны ОПЕК (Индонезия, Иран, Ирак, Катар, Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия, Ангола, Нигерия, Алжир, Ливия, Венесуэла, Эквадор).

Ежегодно в мире добывается более 3,5 млрд т нефти, из них крупнейшими на 2001 г. странами по добыче нефти являлись (в млн т):

Саудовская Аравия (493);

Россия (491);

Китай (187);

Мексика (173);

Канада (158);

Венесуэла (133);

Кувейт (130).

Ведущими экспортерами являются страны ОПЕК, Мексика и Россия.

В результате образовался огромный территориальный разрыв между основными районами добычи нефти и районами ее потребления. Поэтому и основные экспортные грузопотоки нефти имеют следующие направления:

Персидский залив – Япония;

Персидский залив – Западная Европа;

Юго-Восточная Азия – Япония;

Карибский бассейн – США;

Северная Африка – Западная Европа;

Россия – Зарубежная Европа и страны СНГ.

Газовая промышленность. Природный газ – самое дешевое и экологически чистое топливо. В отличие от нефтедобывающих главными газодобывающими странами являются развитые страны Европы и Северной Америки. Лидером в мировой добыче газа является Россия, где расположен огромнейший бассейн – Западная Сибирь, далее по величине добычи следуют: США, Канада, Иран и Норвегия.

Общемировые запасы газа в 2007 г. составляли 177 трлн м3.

По запасам природного газа выделяются СНГ (Россия, Туркмения, Казахстан, Узбекистан) и Ближний Восток (Иран, Катар. ОАЭ). По странам они распределяются так:

Россия – 45,6 трлн м3;

Иран – 27,8 трлн м3;

Катар – 25,6 трлн м3;

ОАЭ – 6,1 трлн м3;

США – 5,9 трлн м3;

Нигерия – 5,3 трлн м3.

На мировой рынок поступает примерно 20% всего добываемого газа. Главными экспортерами газа являются: Россия, поставляющая газ в Европу, и страны СНГ; Канада и Мексика, поставляющие газ в США; Нидерланды и Норвегия, снабжающие газом Западную Европу; Алжир, обеспечивающий газом Западную Европу и США; Индонезия, страны Ближнего Востока, Австралия, экспортирующие газ в Японию.

Транспортировка газа обеспечивается двумя способами: по магистральным газопроводам и с помощью танкеров-газовозов при перевозке сжиженного газа.

Угольная промышленность. Старейшая отрасль топливной промышленности, развивалась значительно медленнее.

В ХХI в. в связи с ростом цен на нефть объемы добычи начали возрастать, и в 2007 г. составили 6,4 млрд т.

Ведущая роль в добыче угля принадлежит трем крупным регионам: Зарубежной Азии, Зарубежной Европе и Северной Америке. А в «первую пятерку» стран входят Китай (2536 млн т), США (1039 млн т), Индия (439 млн т), Австралия (393 млн т), Россия (393 млн т). Много угля добывается также в ЮАР, Германии и Индонезии.

По разведанным запасам угля лидируют также страны: США, Россия, Украина, Казахстан, Индия, Польша, Австралия, ЮАР. В большинстве своем уголь потребляется в тех же странах, где ведется его добыча, поэтому на мировой рынок попадает лишь 8%. В структуре торговли произошли изменения – падает спрос на коксующийся уголь, в связи с развитием бездоменных технологий в металлургии растет спрос на энергетический уголь. На мировой рынок ежегодно поступает 350-400 млн т угля.

Важнейшую роль в конкурентоспособности угля на мировом рынке играет его себестоимость. Она зависит от возможности открытой добычи, глубины залегания и мощности пластов. Экспортерами угля являются страны, где наилучшие условия для его добычи. Основными поставщиками угля являются Австралия, Индонезия и ЮАР, а потребителями – Япония, Западная Европа и Республика Корея.

Основные грузопотоки угля имеют следующее направление: США – Западная Европа; США – Япония; Австралия – Япония; Австралия – Западная Европа; ЮАР – Япония.

Электроэнергетика. Электроэнергетика является одной из ведущих отраслей эпохи НТР. Ее развитие во многом определяет уровень развития хозяйства в целом.

Электроэнергия производится во всех странах мира, но годовую ее выработку в размере более 200 млрд кВтЧч имеют только 11 стран: США, Китай, Япония, Россия, Индия, Германия, Канада, Франция, Республика Корея, Великобритания и Бразилия.

Важным показателем обеспеченности страны электроэнергией является величина ее производства в расчете на душу населения. Этот показатель наиболее высок в таких странах, как Норвегия (26 тыс. кВтЧч), Канада (17 тыс. кВтЧч), Швеция (26 тыс. кВтЧч), США (14 тыс. кВтЧч).

Большая часть энергии в мире производится тепловыми электростанциями. Второе место принадлежит ГЭС, на третьем месте – атомная энергетика, однако в разных странах доли разных типов электростанций сильно отличаются. Так, в Польше почти вся электроэнергия производится на ТЭС, в Норвегии – на ГЭС, а во Франции электроэнергетика на ѕ базируется на АЭС. Франция, Япония, Республика Корея продолжают, в отличие от многих других стран, наращивать мощности атомной энергетики и после Чернобыльской катастрофы.

В условиях дефицита энергетических ресурсов не прекращаются поиски новых источников энергии. В США, Мексике, Италии, Японии, Новой Зеландии и России построены первые геотермальные электростанции, использующие внутреннее тепло Земли. Приливные электростанции работают во Франции, США, Канаде, России и Китае, во многих странах действуют ветровые и солнечные электростанции.

Топливно-энергетическая промышленность оказывает влияние на окружающую среду: при добыче полезных ископаемых нарушается почвенный покров, «съедаются» целые природные ландшафты, при добыче и транспортировке нефти и газа происходит загрязнение Мирового океана. Мировая тепловая энергетика выбрасывает в окружающую среду вредные вещества, изменяется состав атмосферы, происходит ее тепловое загрязнение. При строительстве ГЭС изменяется микроклимат территории, ее гидрологический режим и т. п. Атомная энергетика породила проблему захоронения радиоактивных отходов.

Машиностроение. Машиностроение является одной из самых старых отраслей, оно имеет огромное значение в хозяйстве. Машиностроение обеспечивает различным оборудованием и машинами все отрасли экономики, производит многие предметы потребления (часы, холодильники и другую бытовую технику). В наши дни машиностроение занимает среди всех отраслей мировой промышленности первое место как по числу занятых, так и по стоимости продукции. По уровню развития машиностроения судят об уровне развития любой страны. Именно в машиностроении особенно заметен разрыв между развитыми и развивающимися странами. Безусловными лидерами являются США, Япония и Германия. Среди развивающихся стран выделяются Китай. Бразилия, Мексика, Индия и Республика Корея.

Отраслевой состав машиностроения очень сложен. Оно состоит более чем из 70 отраслей. Главными его отраслями являются электроника, электротехника, вычислительная техника, робототехника, приборостроение, точное машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение, транспортное машиностроение, станкостроение, автомобилестроение, локомотивостроение, вагоностроение, самолетостроение, судостроение.

Производство многих видов современной машиностроительной продукции требует больших трудовых затрат, высокой квалификации рабочих. Особенно трудоемки приборостроение и новейшие отрасли. Эти отрасли требуют постоянного внедрения последних достижений науки, т.е. являются наукоемкими. Размещаются такие производства в крупных городах или рядом с ними, там, где много квалифицированных рабочих и инженеров, располагаются центры научных исследований, имеется развитая инфраструктура. Зато ориентация машиностроения на источники металла в эпоху НТР значительно снизилась. Машиностроение все больше становится отраслью повсеместного размещения.

На экономической карте мира можно выделить 4 основных машиностроительных региона. Первый регион – Северная Америка, где производятся практически все виды машиностроительной продукции. Второй регион – Зарубежная Европа, которая производит главным образом массовую машиностроительную продукцию, но также занимает важное место в производстве продукции некоторых новейших отраслей. Третий регион – Восточная и Юго-Восточная Азия, в котором лидирует Япония, сочетающая производство продукции массового назначения с лидирующими позициями во многих новейших отраслях, дающих изделия самой высокой технологии. Высокого уровня машиностроение достигло в новых индустриальных странах. Четвертый регион – Россия, Украина и Белоруссия.

Химическая промышленность. Химическая промышленность является одной из отраслей «авангардной тройки», обеспечивающих развитие хозяйства в эпоху НТР. Это одна из наиболее динамичных отраслей современной индустрии. От развития химии во многом зависит развитие всех отраслей экономики, химия обеспечивает промышленность и строительство новыми эффективными материалами, снабжает сельское хозяйство минеральными удобрениями и средствами защиты растений, способствует его интенсификации.

Химическая промышленность имеет сложный отраслевой состав. Она включает горно-химическую (добыча сырья – апатитов, фосфоритов, серы, каменных солей и др.), основную химию (производство солей, кислот, щелочей, минеральных удобрений), химию органического синтеза (производство полимеров) и переработку полимерных материалов (производство шин, изделий из пластмасс и т. д.), микробиологическую промышленность.

Размещения отраслей химической промышленности определяются совокупностью различных факторов.

Для горнохимической промышленности, как для любой добывающей отрасли, главный фактор размещения – природно-ресурсный.

Предприятия основной химии и органического синтеза ориентируются на потребителя, обеспеченность водными ресурсами и дешевой электроэнергией.

Для размещения предприятий отраслей, производящих готовую продукцию, главным фактором является потребительский.

Химическая промышленность – наукоемкая отрасль, поэтому фактор наукоемкости определяет размещение большинства производств, прежде всего «верхних» этажей. Этот фактор в совокупности с потребительским определил современное размещение химической промышленности.

Основная доля производства химической продукции приходится на развитые страны, где сконцентрированы отрасли, перерабатывающие сырье и производящие готовую продукцию. В развивающихся странах до недавнего времени химия была представлена в основном горно-химической отраслью. Однако в последнее время химия органического синтеза стала быстро развиваться и в странах, которые обладают собственными запасами нефти и газа (страны Персидского залива, Северной Африки, Мексика и Венесуэла).

В мировой химической промышленности сложились 4 главных региона: США, Зарубежная Европа, СНГ, Япония и Китай. В каждом из них получили развитие все отрасли химии, но в особенности химия органического синтеза и производство полимерных материалов.

В производстве продукции основной химии (кислоты и удобрения) мировыми лидерами являются США, Китай и Россия. В производстве пластмасс, химических волокон и синтетического каучука лидируют США, Япония, Франция, Германия и Республика Корея.

Металлургическая промышленность. Металлургия является одной из базовых отраслей промышленности и обеспечивает человечество конструкционными материалами, черными и цветными металлами. Эта отрасль включает в себя все процессы – от добычи руды до выпуска проката. В ее состав входят две отрасли: черная и цветная металлургия.

География черной металлургии складывается под влиянием топливно-ресурсных факторов – каменноугольных и железорудных бассейнов. Наиболее богаты железной рудой КНР, Бразилия, Австралия, Украина, Индия, США, Россия, Канада, страны Северной Африки. В последние десятилетия добыча железной руды в развитых странах Европы и США стабилизировалась или даже уменьшилась изза оскудения ряда месторождений. В настоящее время главные страны – экспортеры железной руды – Бразилия, Австралия, Индия, Канада, ЮАР.

В эпоху НТР черная металлургия ориентируется на грузопотоки железной руды и коксующегося угля. В результате в развитых странах произошел сдвиг отрасли к морским портам – в США, Японии, странах Западной Европы.

В последнее время широкое распространение получает ориентация на потребителя, что объясняется переходом от сооружения комбинатов-гигантов к созданию мини-заводов, имеющих более свободное размещение.

Ведущими странами в производстве металла являются КНР, Япония, США, Россия, Германия, Республика Корея, Украина. В то время как в развитых странах выплавка стали либо снижается, либо остается стабильной, в развивающихся странах она увеличивается. Это прежде всего касается Бразилии, Индии, Мексики, но надо иметь в виду что в этих странах производится основной «рядовой» металл, а качественные стали по-прежнему выплавляются в развитых странах.

Цветная металлургия по объему производства уступает черной в 20 раз. Для руд тяжелых металлов типично низкое содержание самого металла. Поэтому металлургия тяжелых цветных металлов имеет сырьевую ориентацию в размещении предприятий.

Так, в США, Канаде, Австралии, России, Испании, Польше, Чили, Замбии, Перу подобная ориентация привела к тому, что главные центры выплавки меди сформировались в местах добычи медной руды. В развивающихся странах сложились начальные стадии производства – добыча руды, производство концентрата и черновой меди. Конечные стадии производства сосредоточены в тех странах, где нет собственных запасов медной руды.

Во второй половине 1970-х годов был взят курс на ресурсосбережение и охрану окружающей среды, выплавка тяжелых металлов в развитых странах стала сокращаться, а в развивающихся – наоборот, увеличиваться. Здесь стали осваиваться не только начальные, но и конечные стадии производственного процесса, налаживается выпуск рафинированной меди. В результате наблюдается территориальный разрыв между производством и потреблением тяжелых металлов. Главные экспортеры рафинированной меди – Чили, Замбия, Народная Республика Конго, Перу, Филиппины, а главные импортеры – США, Германия, Франция, Италия, Япония, Великобритания.

Руды легких металлов, прежде всего алюминия, по содержанию полезного компонента – глинозема – напоминают железную руду (40-60%) и поэтому вполне транспортабельны.

Основные запасы бокситов сосредоточены в Австралии, Гвинее, Бразилии, КНР, Индии, Суринаме. Выплавка же алюминия и других легких металлов очень энергоемкий процесс, который могут себе позволить развитые страны, где имеются крупные источники электроэнергии. Поэтому алюминиевая промышленность характеризуется сильным территориальным разрывом между добычей сырья и его переработкой и потреблением: добыча бокситов сосредоточена в основном в развивающихся странах, а производство глинозема и алюминия – в развитых. Швейцария, Бахрейн, абсолютно не имеющие алюминиевого сырья, выплавляют алюминий, используя дешевую электроэнергию, и полностью его экспортируют.

В мире по производству алюминия лидируют Китай, США, Россия, Канада, Австралия и Бразилия.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Отрасль включает заготовку, механическую обработку (деревoобработка), химическую переработку древесины (лесохимия, целлюлозно-бумажная промышленность).

Особенности размещения в первую очередь определяются сырьевым фактором, но для лесохимии важны также энергетический и водный факторы, а для мебельной – потребительский.

Леса мира распространены неравномерно. Они образуют два приблизительно равных по площади и запасам древесины лесных пояса – северный и южный. Северный – в зоне умеренного и отчасти субтропического климатов. Самые многолесные страны северного пояса – Россия, США, Канада, Финляндия, Швеция. Южный пояс – в зоне тропического и экваториального климатов. Основные лесные районы южного пояса – Амазония, бассейн Конго, ЮгоВосточная Азия, страны: Конго, Бразилия, Венесуэла.

Лесная промышленность характеризуется наличием двух лесных поясов. В пределах северного лесного пояса заготавливается хвойная древесина, которая затем перерабатывается в древесные плиты, целлюлозу, бумагу, картон. Для России, Канады, Швеции, Финляндии лесная и деревообрабатывающая промышленность – важные отрасли международной специализации. Первое место в мире по экспорту лесной продукции занимает Канада. Главными импортерами древесины являются страны Западной Европы и Япония.

В пределах южного лесного пояса заготавливается лиственная древесина. Здесь сложились три главных ареала лесной промышленности: Бразилия, Тропическая Африка, ЮгоВосточная Азия. Заготавливаемая в них древесина морским путем вывозится в Японию, Западную Европу, а остальная преимущественно идет на дрова.

Для изготовления бумаги в странах южного пояса зачастую используют недревесное сырье: бамбук в Индии, сизаль в Бразилии, Танзании, джут в Бангладеш. И тем не менее по ее производству из расчета на душу населения эти страны отстают особенно сильно.

Леса называют «легкими» планеты, они играют огромную роль в жизни всего человечества. Они восстанавливают кислород в атмосфере, сохраняют грунтовые воды, предотвращают разрушение почвы. Сведение тропических лесов Амазонии приводит к нарушению «легких» планеты. Сохранение лесов необходимо в том числе и для здоровья человечества.

Лесные ресурсы относятся к возобновимым. Но проблема сокращения лесных ресурсов и обезлесивания территорий стоит достаточно остро. Для рационального использования лесных ресурсов необходимо комплексно перерабатывать сырье, не вырубать леса в объеме, превышающем их прирост, проводить лесовосстановительные работы.

Легкая промышленность. Эта отрасль включает в себя первичную обработку сырья, текстильную, швейную и обувную отрасли.

Одной из ведущих отраслей легкой промышленности является текстильная. В структуре производства уменьшается доля натурального и увеличивается доля химического волокна. На первом месте стоит производство хлопчатобумажных тканей, где лидерами являются Китай, Индия. Второе место принадлежит производству тканей из химического волокна, здесь лидируют США, Индия, Япония и Республика Корея. В производстве шелковых и шерстяных тканей лидируют США, Япония, КНР. В то же время на экспорт больше производится продукции в развивающихся странах. Главные экспортеры – Гонконг, Пакистан, Индия, Египет, Бразилия и др. Здесь текстильная промышленность переживает настоящий бум, ориентируясь на дешевую рабочую силу.


Похожая информация.


Мировое хозяйство – это глобальная экономика, которая включает стоимость всех предоставляемых товаров и услуг. Обычно последнюю измеряют в американских долларах для удобства сопоставления национальных показателей. Такие понятия, как международное и мировое хозяйство часто используются как синонимичные термины. Однако в специальной литературе принято разделять их. Международная экономика в качестве термина используется в противовес национальной, в то время как мировое хозяйство представляет собой совокупность производства всех стран.

Характеристика

Мировое экономическое хозяйство принято оценивать в деньгах даже в тех случаях, когда это трудно сделать. Например, наркотики и другие товары, которые продаются на «черном» рынке, часто не учитываются. Система мирового хозяйства характеризуется следующими особенностями:

  • Усиление взаимосвязанности государств и углубление транснационализации.
  • Формирование относительно замкнутых торгово-экономических региональных блоков и интеграционных группировок.
  • Страны мирового хозяйства все больше либерализируют свою политику и открывают свои рынки.
  • Влияние цикличности развития экономик на всю систему.
  • Доминирование интеллектуально-информационного фактора в национальном и мировом развитии.
  • Увеличение разрыва в уровнях доходов внутри стран и в международном сообществе.

Краткие сведения

  • Население – 7,095 трлн.
  • Валовый внутренний продукт: номинальный – 77,609 трлн дол. США - по паритету покупательной способности – 106,998.
  • Рост ВВП – 3,4%.
  • Валовый внутренний продукт на душу населения: номинальный – 10 857 дол. США - по паритету покупательной способности – 15 073.
  • Количество долларовых миллионеров – 0,15%.
  • Люди, которые зарабатывают меньше 2$ в день – 3,25 млрд.
  • Уровень безработицы – 5,4%.

Предпосылки возникновения

Мировое хозяйство начало складываться очень давно, но окончательно сформировалось только на рубеже 19-20 вв. Большой вклад в это внесли великие географические открытия, появление современных транспортных средств и углубление рыночных отношений. Вестфальский мир с признанием суверенитета государств положил начало существованию мира как системы. В это время завершается разведка и захват новых земель. Отрасли мирового хозяйства тогда были гораздо мене разнообразными, чем сейчас. Структура также была иной. Доминировало сельское хозяйство, в промышленности - такие отрасли мирового хозяйства, как угледобыча, черная металлургия, простое машиностроение. В те далекие времена транснациональные компании являлись немногочисленными, международных организаций и интеграционных объединений практически почти не существовало. Однако мир во многом был гораздо более либеральным, чем сейчас. Он существовал на политической и экономической основе.

Структура мирового хозяйства

В научной литературе и в повседневном обиходе все чаще используются такие понятия, как «мировое хозяйство» и «международная экономика», однако единого понимания их сущности пока нет. Это связано с тем, что они характеризуются множественностью входящих в них элементов, многоуровневостью и иерархичностью. Структура мирового хозяйства включает такие компоненты:

  1. Территория.
  2. Природно-ресурсный потенциал.
  3. Капитал (накопленный запас средств в производительной, денежной и товарной форме, необходимый для создания товарных благ).
  4. Трудовые ресурсы и рабочая сила.
  5. Инфраструктура.
  6. Технологии (научные методы достижения практических целей, включая предпринимательские способности).

Отраслевое и функциональное измерение

Роль мирового хозяйства в функционировании отдельных национальных экономик все больше увеличивается. С этим связан повышенный интерес к его изучению. Принято выделять отраслевую, функциональную и территориальную структуру мирового хозяйства. Первая характеризует соотношение между различными подразделениями экономики. Выделяют несколько отдельных сфер. К первичной относят добывающую промышленность и сельское хозяйство. Ко вторичной – обрабатывающее производство. Третичная сфера включает транспорт, связь и услуги. Четвертичная – управление, образование, науку и культуру. Все они тесно взаимосвязаны. Однако тенденция состоит в постепенном уменьшении значения первичной и вторичной сферы и увеличении третичной и четвертичной.

Функциональная структура мировой экономики отражает международный аспект разделения труда. Каждое государство выполняет свою роль, специализируясь на том или ином производстве. Однако география мирового хозяйства показывает, что «нижние этажи» (добыча металлических руд, выращивание сельскохозяйственных культур) занимают развивающиеся страны. И они все время пытаются отвоевать место «повыше».

География мирового хозяйства

Территориальная структура отражает соотношение в характере размещения государств в системе «Центр - периферия», а также по районам специализации. По всем разрезам она выражается в натуральном и стоимостном исчислении. С помощью этих показателей можно охарактеризовать основные виды пропорций:

  • Возобновимые. Представляют собой важнейшее соотношение в производительных силах общества, значительно зависят от внутренней и внешней политики в стране.
  • Межотраслевые. Отражают разделение общественного производства на крупные подразделения (сельское хозяйство, промышленность, сферу услуг). Внутри них выделяют отрасли.
  • Территориальные. Отражают соотношение между пространственными структурами хозяйства. Она позволяет рассмотреть размещение производительных сил, распределение центров экономического тяготения и активности.
  • Функциональные. В глобальном аспекте существование такого аспекта проявляется в том, что «нижние этажи» сосредотачиваются в развивающихся странах. Развитие мирового хозяйства – это история борьбы за более «высокое» место.
  • Во внешнеэкономических связях. Характеризуют ввоз и вывоз продукции (между странами и регионами), отражая открытость национальных хозяйств и их зависимость от импорта.

Главные сферы

Все страны мира разделяются на три большие группы в соответствии с их социально-экономическим развитием. К первой относят государства, которые являются членами ОЭСР. Вторая включает страны, которые образовались после развала СССР. Их называют государствами с переходной экономикой. Развивающиеся страны, в свою очередь, включают четыре подвида: новые индустриальные, «богатые острова», нефтеэкспортеры, самые слабые. Критериями для классификации государств по сферам мирового хозяйства является характер их экономики (рыночный или переходной) и социально-экономический уровень. Показатели последнего - это:

  • Объем валового внутреннего продукта и национального дохода на душу населения.
  • Общая численность населения и процент трудоспособных людей.
  • Отраслевая структура валового внутреннего продукта.
  • Уровень потребления материальных благ.
  • Развитие социальной и производственной инфраструктуры.
  • Уровень образования и культуры населения.
  • Социальная дифференцированность и социальная защищенность граждан.

Законы, закономерности и принципы развития

Современное мировое хозяйство – это диалектическая борьба единства и противоположностей. Одно из основных противоречий развития человеческого общества состоит в разнице интересов. С одной стороны, мы имеем общественный характер производства. С другой - частнособственническую форму присвоения ее результатов. Кроме того, формирование мирового хозяйства происходит в постоянной борьбе между странами за «этажность». Научно-технический прогресс не только не снижает остроту этого противоречия, а, напротив, усиливает его. Поэтому разрыв между уровнями социально-экономического развития только возрастает. На функционирование мировой экономики влияет ряд законов: стоимости, международной конкуренции, неравномерности роста, интернационализации производства.

Главными принципами являются следующие:

  • Экономия общественно полезных затрат (по А. Веберу).
  • Возможность извлечения максимальной прибыли (по А. Лешу).
  • Экологический принцип рационального использования и охраны окружающей среды.
  • Учет международного географического разделения труда.
  • Сохранение экологического равновесия.
  • Рациональность размещения производства.
  • Ограничение централизма.

Система показателей

Уровень развития мировой экономики, пропорции ее отраслевой, функциональной и территориальной структуры могут быть выражены в натуральном и в стоимостном исчислениях. Наиболее важными показателями с 1950 годов считаются валовый внутренний и национальный продукт. ВВП – это суммарная стоимость товаров и услуг, которые произведены за год в отдельной стране или регионе. При расчете этого показателя не важна национальная принадлежность субъектов. ВНП – это суммарная стоимость произведенных за год товаров и услуг юридическими и физическими лицами, зарегистрированными в государстве. При расчете этого показателя важна национальная принадлежность, а территориальное расположение субъектов не учитывается. Если в стране много иностранных предприятий и рабочих, то ВВП будет больше ВНП.

Важным показателем функционирования и уровней развития мировой экономики является структура валового внутреннего продукта и занятости. Он дает представление об уровнях производительности труда в отраслях хозяйства в различных регионах и в мире в целом. Так, выделяют группу самых развитых стран. По удельному весу занятости в сельском хозяйстве все страны разделяют на четыре категории.

Стадии экономического роста

Человеческое общество прошло в своем развитии несколько этапов. Согласно марксистской диалектике, это исторические общественные формации: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Каждой из них соответствует определенный уровень развития производительных сил и общественных отношений. Существует также цивилизационный подход. Согласно ему, отдельные элементы мирового хозяйства начали складываться ещё во времена Римской империи. Значительный импульс оно получило в эпоху великих географических открытий. Выделяют три стадии развития мировой экономики. Доиндустриальный этап длился больше трех тысяч лет. В это время господствовал ручной труд. Подавляющая часть населения была занята в сельском хозяйства. Уровень жизни большинства простых людей в этом периоде крайне низок. Богатство определялось количеством земли и скота. Место человека в обществе определялось сословием, к которому он принадлежал от рождения.

Индустриальная стадия развития началась около 300 лет назад. Она проходила в четыре этапа:

  • Формирование простых и трудоемких отраслей промышленности.
  • Становление базовых сфер производства.
  • Комплексная электрификация и механизация экономики.
  • Повсеместная автоматизация хозяйства.

Считается, что постиндустриальная стадия наступает после достижения человечеством или отдельным государством такого уровня развития, когда в материальном производство занято менее 15% населения. К этому этапу вплотную подступили США, Германия и Япония. Большинство их населения заняты в сфере услуг. Однако многие исследователи отмечают, что пока ни одна страна мира не достигла показателей постиндустриального общества. По их мнению, в случае с США речь все еще идет о завершающей стадии предыдущего этапа.

Глобальные проблемы

В процессе функционирования национальным экономикам отдельных стран приходится сталкиваться с множеством проблем экзо- и эндогенного характера. Развитие мирового хозяйства во многом зависит от их эффективного разрешения. Глобальные проблемы представляют собой взаимосвязанные между собой вопросы общепланетарного масштаба, которые угрожают человечеству серьезным регрессом или гибелью. Они требуют срочного и неотложного решения совместными усилиями всего мирового сообщества. Среди них выделяют следующие:

  1. Проблема преодоления бедности и отсталости. Она характерна для развивающихся стран. Как известно, в них проживают 2/3 всего населения земного шара. Поэтому ее часто называют проблемой преодоления отсталости развивающихся стран. На сегодняшней день она не только не решена, но и стала чувствоваться острее, несмотря на усилия МВФ, МБРР и других региональных финансово-кредитных учреждений.
  2. Проблема мира и демилитаризации. В прошлом веке с изобретением ядерного оружия человечество впервые столкнулось с прямой угрозой уничтожения. Сегодня все острее стоит вопрос локальных конфликтов, военных беженцев и терроризма.
  3. Продовольственная и демографическая проблема. Этот вопрос стоит наиболее остро в тех же развивающихся странах, где часть населения не имеет доступа даже к чистой питьевой воде.
  4. Проблема природных ресурсов. На первый план выходит внедрение альтернативных источников энергии.
  5. Экологическая проблема. В результате нерационального природопользования может стать угрозой для здоровья людей и затормозить дальнейшее развитие мировой экономики.

Стратегия устойчивого развития

Считается, что этапы мирового хозяйства сменяются в соответствии с требованиями времени. От этого напрямую зависит прогресс. Устойчивое развитие предполагает такой рост экономики, который не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности. Центральное место этой проблемы – это учет долгосрочных экологических последствий. К тому же важно обеспечить стабильность и сократить негативное влияние цикличности деловой активности, так как из-за глобализации проблемы в одной стране обязательно ведут к усложнению ситуации в других.

Современное мировое хозяйство - это сложный организм, функционирование которого зависит от целого ряда факторов. А усиление взаимозависимости национальных экономик приводит к тому, что проблемы в одном секторе или стране сразу отражаются на всех остальных участниках разделения труда.

Бурное развитие мировой промышленности и ее глобальная диверсификация пришлись на золотой век мировой экономики, который закончился крахом Lehmann Brothers. Эксперты составили свой прогноз развития основных отраслей мировой промышленности на ближайшие десятилетия

Лондон. 15 июля. FINMARKET.RU - 150 лет назад, в XIX веке, центр промышленного производства переместился из Китая в Великобританию. В последние 25 лет все вернулось на свои места: промышленное производство вернулось в развивающиеся страны. В это же время появились новые отрасли промышленности: прорыв произошел в биотехнологиях, информационных технологиях и в других направлениях.

Бурное развитие мировой промышленности и ее глобальная диверсификация пришлись на золотой век мировой экономики, который закончился в 2008 году крахом Lehmann Brothers. В Chatham House - одном из самых известных британских аналитических центров - подвели итоги развития мировой промышленности и подготовили прогноз на несколько десятков лет вперед. Эксперты также детально проанализировали состояние трех ключевых отраслей мировой промышленности - авиа- и автомобилестроения и фармацевтики - и торговли.

Четыре тенденции мировой промышленности: производство становится сложнее и перемещается в развивающиеся страны

  • Доля промышленности все меньше. Доля промышленности в мировом ВВП сокращается уже несколько лет подряд. В развитых странах на сектор услуг приходится все большая доля. Но доля промышленности упала в выпуске Африки и Латинской Америки.
  • В Азии доля промышленности в ВВП постоянна. Но эта стабильность иллюзорна: в Японии она снизилась, а в Китае - выросла. При этом в Индии и Южной Корее она мало изменилась.
  • При этом во всех регионах мира выросла доля услуг в ВВП, что значительно усилило темпы роста. Доля сельского хозяйства сократилась.
  • Доля промышленности в ВВП начала расти только после завершения глобального кризиса. Тогда в развитых странах начались дебаты о сокращении финансового сектора и новой промышленной политике.

Доля промышленности в мировом ВВП сокращается

  • Производство уходит в развивающиеся страны . 15 лет назад на долю развивающихся стран приходилось лишь 20% добавленной стоимости в промышленности, сегодня - уже треть. При этом промышленность в развивающихся странах продолжает расти.
  • Настоящей звездой стал Китай: в 2000 году он был самым крупным производителем в трех отраслях - табачной, текстильной и производстве товаров из кожи. 10 лет спустя Китай стал лидером в производстве одежды, изделий из резины и пластика, металлургии, электрического оборудования и машин. В 2011 году он перегнал США как промышленный производитель номер один в мире.

На развивающиеся страны приходится все больше добавленной стоимости в промышленности

  • Промышленность становится все сложнее. Еще одна важная тенденция - вторжение промышленных технологий в новые отрасли, вроде IT. Особенно эта тенденция заметна в развитых странах, где, практически, не осталось фабрик по производству обуви или одежды.
  • В развивающихся странах росли все отрасли производства: текстильная, производство металлов и оборудования, медицинской техники. Эти товары производились как для внутреннего пользования, так и на экспорт.
  • Мир зависит от ТНК. На этот же период пришелся рост значения транснациональных корпораций. Во многом из-за их инвестиций в развивающие страны. С помощью этих инвестиций передается не только капитал как таковой, но и технологии, и способы ведения бизнеса. Все больше транснациональных корпораций появляются в развивающихся странах.

Рост спроса в развивающихся странах и демография меняют лицо мировой промышленности

Спрос меняет промышленность: старое и богатое население земли хочет совсем других товаров

  • Рост промышленности в том или ином регионе, в первую очередь, зависит от внутреннего спроса. К 2020 году, согласно оценке ООН, наиболее быстро будет расти население наименее развитых стран мира.
  • Также на потребление повлияет процесс старения населения: это происходит повсеместно, но с разной скоростью и с разного старта. Кроме того, на потребление влияют сокращение размера домохозяйств и урбанизация.
  • Рост доходов на душу населения в развивающихся странах будет быстрее, чем в развитых. К 2020 году именно на развивающиеся придется 3/4 роста покупательской способности в мире. Доля Китая и Индии в этом росте составит 43%.

Потребление в мире будет расти за счет развивающихся стран

  • Эластичность спроса по доходам также меняется в зависимости от сектора и уровня развития страны: когда уровень доходов низкий, их рост приводит к росту потребления товаров первой необходимости - еды, одежды и других. По мере роста доходов все чаще покупаются более дорогие товары вроде бытовой техники. Именно поэтому их производство растет.
  • В мире стремительно растет средний класс: в ближайшие восемь лет в странах вырастут группы населения с доходами $5-10 тыс и $10-20 тыс. - к 2020 году их будет на 650 млн больше. 2/3 этого роста придется на Индию и Китай. Новый средний класс будет активно тратить. Это приведет к росту спроса на автомобили и самолеты, ведь люди будут чаще путешествовать.
  • В развитых странах после кризиса население будет тратить неохотно. Но все же ему придется увеличить расходы на здравоохранение из-за старения населения.

Мировой средний класс растет

  • Изменят мировую промышленность и новые вкусы потребителей: жители развивающихся стран перенимают западные ценности. Мировые бренды формируют спрос на новые товар. Примеры уже можно найти в Китае: там стремительно растет потребление кофе и шоколада. В развивающихся странах все большее значение имеют бренды и мода.

Предложение: все зависит от рынка труда

  • Главный фактор на рынке труда - это наличие рабочей силы. В этом смысле выиграют развивающиеся страны: именно в них в ближайшие годы будет расти возрастная группа 15-59 лет. Всего в мире эта возрастная группа пополнится на 450 млн человек, 120 млн из которых будет жить в Индии. В Китае их доля не изменится.
  • Это уже бьет по конкурентоспособности Китая: зарплаты на побережье растут быстрее производительности труда. С 2005 по 2010 года средняя зарплата в Китае росла на 19% в год против 5% в США.
  • Это связано не только с нехваткой рабочей силы, но и с изменением экономической модели Китая: экономика двигается в сторону потребления и производства более сложной продукции. В итоге, промышленность перемешается вглубь страны и в другие бедные страны, например, Вьетнам, Индию, Бангладеш и Индонезию.

В Китае зарплаты растут слишком быстро

  • В развитых странах с этим еще какое-то время будут проблемы: банки и компании боятся вкладывать деньги, а у правительств их нет. А вот в развивающимся мире достаточно сбережений для инвестиций.
  • Кроме того, на будущее промышленности влияет технический прогресс: инновации активно происходят в компьютерной сфере, биотехнологиях, генной инженерии. 3d-принтеры обещают изменить лицо мировой промышленности. Все это может привести к появлению новых отраслей.

Многое зависит от политики, которую проводят правительства, например, в сфере управления обменными курсами, стимулирования экспорта, субсидий для инвестиций и других областях.

Яркий пример такой политики - это последний кризис. Тогда правительства потратили миллиарды долларов на поддержку банков и финансовой системы. В США правительство помогло автомобильным компаниям.

Авиастроение: пока на рынке господствуют США и Европа, но их влияние падает

  • Лидерами в секторе являются Европа и США. Их главенству угрожают, главным образом, Канада и Бразилия, которые также начали развивать свое авиастроение.
  • Некоторые страны уже строят аналогичные планы. Среди них Южная Африка и Индонезия, которые уже предприняли несколько попыток увеличить долю на рынке, но пока безрезультатно.
  • Свои планы по экспансии есть у Японии, Китая, Индии и России. Преуспел в их реализации Китай, активно заключающий контакты с европейскими и американскими компаниями, которые в обмен на технологии получают доступ на рынок внутренних авиаперевозок.
  • Американским и европейским компаниям волей-неволей придется переносить производственные мощности в Азию, чтобы сохранить преимущества и быть ближе к рынку сбыта.
  • Снижение конкурентоспособности в авиастроение больно ударит по экономике Европы и США. Авиасектор - один из немногих, торговый баланс США по которым положительный. В 2011 году он принес стране профицит в $55 млрд. Профицит ЕС по торговому счету по этому сектору составляет $34 млрд. Сектор обеспечивает обеим экономикам стабильную занятость.

Спрос на самолеты будет расти

Автомобилестроение: рост обеспечат развивающиеся страны

Автомобильной промышленности принадлежит ключевая роль в технологическом, социальном и политическом развитие планеты в XX веке. В мире в создание автомобилей вовлечено 90 миллионов человек - 5% всей мировой рабочей силы.

Если автомобилестроение было бы отдельной страной, то она входила бы в десятку самых крупных экономик мира. Каждое дополнительное созданное рабочее место в автомобилестроение приводит к созданию пяти дополнительных рабочих мест в смежных секторах.

  • В мире автомобили производят 40 стран. Однако создавать новые модели могут далеко не все.
  • Развивающиеся страны все быстрее становятся главными производителями. Причем сложно объяснить, почему это происходит: влияет и рост спроса на автомобили, и дешевизна их производства.
  • В 2006-2008 годах в мире производили рекордное количество автомобилей - 70 млн штук в год. В 2009 году, после кризиса их производство упало до 62 млн штук - примерно столько же производилось в 2003-2004 годах. Но уже в 2012 году был побит новый рекорд - 84 млн.
  • За последнее десятилетие отрасль росла на 3% в год. При этом доля США и Японии, на которые приходилось 38% мирового производства автомобилей в 2001 году, снизилась до 21% в 2011 году.
  • В 2009 году Китай обошел Японию по производству автомобилей, а уже через год он производил в два раза больше, чем сосед.
  • В 2009 году развивающиеся страны производили больше автомобилей, чем тройка - Япония, Северная Америка и Западная Европа. С 2001 по 2011 годы доля развивающихся стран в производстве автомобилей выросла с 27% до 57%. Доля стран БРИК за тот же период выросла с 11% до 34%.
  • К 2020 году в мире будет производится 100 млн автомобилей. Продажи будут расти на 2,5-3,5% в год. Главный вклад в рост внесет Азия.

Развитые страны проигрывают битву за автомобилестроение

Фармацевтика: вперед к новым бизнес-моделям

В последние десятилетия прошлого века в фармацевтике произошла настоящая революция: стало легче открывать новые лекарства, общественный спрос на продукты здравоохранения вырос, а многие страны начали инвестировать в системы здравоохранения. Однако в последние годы в этой модели начали появляться серьезные проблемы.

  • Лекарства-"блокбастеры", на которых зарабатывали многие компании, оказались не по карману многим системам здравоохранения и больным людям. Появились вопросы, почему лекарства так дорого стоят.
  • Фармацевтические компании пытались оправдать это высоким качеством продукции. Но для клиентов важна цена.
  • При этом растет производство дженериков: когда патенты заканчиваются, появляется множество копий лекарства. Это сокращает прибыль брендов.
  • Компаниям становится невыгодно вкладывать в новые продукты: разработать их сложно, а требования к качеству и безопасности растут.
  • В итоге, снижается прибыль компаний, а в секторе начинается консолидация. Фармацевтическую отрасль ждет серьезная трансформация.
  • Тем не менее, в ближайшие годы сектор будет расти быстрее, чем мировая экономика. Во многом за счета азиатских стран, где рост среднего класса увеличит спрос на лекарства.

Получить одобрение на производство лекарства все сложнее

Рост сектора серьезно замедлился

Торговля: будущее за крупными торговыми центрами

Розничная торговля также полностью изменится: в развитых странах продажи падают в результате экономического кризиса, а в развивающихся структура продаж меняется благодаря росту доходов и урбанизации.

  • Розничные продажи могут принять множество разновидностей - от продаж в интернете или в современных торговых центрах до базаров.
  • В развивающихся странах все большей популярностью пользуются современные торговые центры, а в развитых странах - магазины шаговой доступности.
  • Развитие отрасли зависит от уровня жизни в развивающихся странах, особенно в Китае и Азии.
  • В 2008 году на долю Северной Америки и Европы в розничной торговли приходилось 53%, но к 2014 году их доля снизится до 43%. Их доля будет лишь немногим выше доли Азиатско-Тихоокеанского региона.
  • По мере того, как жители развивающихся стран богатеют, их потребительские привычки будут походить на потребительские привычки жителей развитых стран. Богатые домохозяйства все чаще будут тратиться на различные товары роскоши и развлечений. Расходы на продукты питания будут расти медленнее.
  • Помимо роста доходов на потреблении скажется также старение населения и повышение уровня образования.
  • В будущем будет расти рыночная доля супер- и гипермаркетов. Некоторые сферы розничной торговли, например, потребление аудио и видеопродукции переместится в интернет.
  • В целом магазины в развивающихся странах быстро позаимствуют опыт и практики у конкурентов из развитых стран. Многие торговые сети из развивающихся стран попробуют проводить экспансию. Но глобальная экспансия ритейлеров пока затруднительна.

Розничная торговля будет расти за счет развивающихся стран

Промышленность - это ведущие отрасли материального производства; предприятия, занятые добычей сырья, производством и переработкой материалов и энергии, изготовлением машин. Существует большое количество групп отраслей промышленности, выделяемых по разным признакам: по назначению выпускаемой продукции, по используемому сырью, технологии производства. Основными из них являются добывающая и обрабатывающая отрасли.

Отрасли промышленности иногда различают по другому принципу:

тяжелая промышленность: добывающая, часть производств машиностроения, химической промышленности, энергетическая, металлургическая, стройматериалов;

легкая промышленность: все виды легкой, пищевой и др.

Каждая из отраслей и производств промышленности характеризуется разной степенью капиталоемкости, трудоемкости, материалоемкости, энергоемкости, водоемкости, наукоемкости. Они могут быть даже внутри одной отрасли очень разными для отдельных производств (например, в химической промышленности материалоемкими являются добыча химического сырья, производство минеральных удобрений, многих видов кислот и щелочей, а другой полюс представляют нематериалоемкие: парфюмерно-косметическая, фармацевтическая, фотохимическая, производство реактивов и т.д.).

Исторический экскурс. Роль промышленности постоянно возрастала по мере развития капитализма, особенно в период промышленной революции конца XVIII-XIX вв., когда происходило интенсивное развитие горнодобывающей промышленности, строительство новых заводов и фабрик, наращивание производственных мощностей, рост потребления энергии всех видов и, как следствие этого, резкое обострение экологических проблем. Промышленная революция характеризовалась изобретением парового двигателя, массовым производством текстиля, строительством железных дорог, изобретением телеграфа и т.д. Быстрый рост промышленности в конце XIX и первой половине XX в. превратил ее в главную отрасль материального производства по величине стоимости продукции (по этому показателю промышленность превосходила сельское хозяйство к 1950 г. в 2 раза, а к концу XX в. в 7-8 раз). Сельское хозяйство было и остается ведущей отраслью хозяйства в странах, не прошедших процесс индустриализации. В развитых странах сельское хозяйство и добывающие производства оставались ведущими до тех пор, пока не произошли промышленные революции (в большинстве из них до начала XX в.).

В начале XXI в. наибольшая в мире доля промышленности - на уровне 50-60% ВВП характерна для развивающихся стран, обладающих запасами полезных ископаемых мирового значения, на основе которых развивается экспортоориентированная добывающая промышленность и для некоторых стран с переходной экономикой. Поиски альтернативных видов энергии, интенсификация производства, снижение его энергоемкости, а главное, приоритетное развитие сферы услуг привели к постепенному снижению доли промышленности в экономически развитых странах до уровня 20-40%. Эта тенденция характерна и для начала XXI в.: доля промышленности в ВВП развитых стран Запада уменьшится до 15-20% в 2020 г. против 23% в 2000 г.

По данным ЦРУ США, в мировой экономике в целом промышленность составляла в 2009 г. 30,6% мирового валового продукта, сфера услуг - 63,4%, а на долю сельского хозяйства и добывающих производств приходилось 6%.

Добывающая промышленность. В состав добывающей промышленности входят отрасли, в которых осуществляется процесс добычи сырья и топлива из земных недр, лесов и водоемов (горнодобывающая, нефтедобывающая, угольная и др.).

Добывающая промышленность (включает:

■ получение электроэнергии;

■ все отрасли горнодобывающей промышленности;

■ лесозаготовку, лесные промыслы;

■ охоту, рыболовство, добычу морского зверя. Иногда лесозаготовку и лесные промыслы рассматривают вместе с деревообработкой, выделяя лесную и деревообрабатывающую промышленность.

Основные предприятия добывающей промышленности: в электроэнергетике - электростанции; в горнодобывающей промышленности - карьеры, рудники, разрезы, шахты, прииски; в лесозаготовках - леспромхозы; в охотничьем и рыболовецком промыслах - охотничьи, рыболовецкие, зверобойные хозяйства и артели. Это - самая материалоемкая отрасль мировой индустрии, дающая ежегодно несколько десятков миллиардов тонн разнообразных полезных ископаемых и большое количество руд черных и цветных металлов, строительных материалов (песка, глины, сырья для цементной промышленности и т.д.). При этом количество добытых полезных ископаемых в начале XXI в. удвоилось по сравнению с 1970 г. Однако стоимость продукции добывающей промышленности составляет всего около 10% мировой индустрии, так как цена добываемого сырья в большинстве случаев невелика. На разработку карьеров и добычу полезных ископаемых приходится менее 1% валового мирового продукта. Потребление полезных ископаемых также сконцентрировано в нескольких регионах мира. США, Канада, ЕС, Япония, Австралия в которых живет 15% населения планеты, вместе потребляют большую часть металлов, производимых в мире: около 61% алюминия, 60% свинца, 59% меди, 49% стали. Показатели потребления на душу населения также в пользу развитых стран: в США на душу населения приходится 22 кг алюминия, в Индии - 2 кг, в Африке - 0,7 кг.

В составе добывающей промышленности около 75% общего объема производства приходится на горнодобывающие отрасли. Она обладает повышенной фондоемкостью и энергоемкостью - на ее долю приходится 1/5 всех производственных основных фондов, т.е. столько, сколько имеет машиностроение, и в два раза больше, чем химическая и нефтехимическая промышленность. На добычу и обогащение полезных ископаемых ежегодно расходуется 7-10% мировой добычи нефти, газа, угля, производства электроэнергии. Именно поэтому горнодобывающая промышленность оказывает отрицательное воздействие на экологию. В начале XXI в. во всем мире было добыто более 900 млн т металлов, после которых осталось 6 млрд т пустой породы. При этом количество отходов продолжает возрастать, так как снизилось процентное содержание металлов в некоторых рудах. Так, на одно золотое обручальное кольцо приходится 3 т отходов.

Таблица 10.1. Горнодобывающая промышленность в мировой экономике (в начале XXI в.)

Улучшить ситуацию в горнодобывающей промышленности может производство металлов из вторичного сырья, поскольку оно менее энергоемко, чем из руд. Но для некоторых металлов уровень переработки не только не возрастает, но продолжает снижаться.

Обрабатывающая промышленность. К этой группе относятся отрасли, занимающиеся переработкой сырьевых материалов. В зависимости от исходного сырья обрабатывающая промышленность подразделяется на отрасли, перерабатывающие сырье промышленного происхождения (производство черных, цветных металлов и др.), и отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье (мясная, сахарная, хлопчатобумажная и др.).

Цифры и факты. Доля меди в мировом производстве, полученная после вторичной переработки, составляет всего лишь 13% в начале XXI в., в то время как этот показатель в 1980 г. был 20%. Только 4% цинка в мире производится из переработанного сырья.

По целевому назначению продукции обрабатывающая промышленность делится на основные отрасли: машиностроение, химическую, легкую промышленность и агропромышленный комплекс.

Таблица 10.2. Обрабатывающая промышленность

Отрасли обрабатывающей промышленности составляют основу так называемой тяжелой индустрии. На их долю приходится примерно 90% общего объема продукции промышленности в мировой экономике. Специализированные отрасли, сходные между собой по назначению производимой продукции (например, отрасли топливной промышленности), общности используемого сырья (например, отрасли машиностроения) или по характеру технологии (например, отрасли химической промышленности), группируются в так называемые комплексные отрасли: тяжелая промышленность (топливная, электроэнергетика, черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, строительные материалы и т.д.) и легкая промышленность: текстильная, швейная, кожевенная, меховая и обувная; перерабатывающие отрасли АПК (пищевая, мясная и молочная, рыбная, лесная).

Обрабатывающая промышленность дает подавляющую часть вырабатываемой в мире продукции как по стоимости, так и по ее видам.

Ведущей среди них является машиностроение (около 40% стоимости мировой промышленной продукции). Ему значительно уступают химическая и пищевая промышленность (примерно по 15%), легкая и группа отраслей по переработке древесины -деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная (9-10%), и замыкают список металлургия и электроэнергетика (по 5-7%). Таким образом, большинство отраслей обрабатывающей промышленности превосходит по стоимости продукции всю добывающую промышленность.

Машиностроение. Важнейшей отраслью потребления черных и цветных металлов является машиностроение, в которое входят: общее машиностроение, специализирующееся на выпуске производственного оборудования; транспортное машиностроение; электротехническая и электронная промышленность; приборостроение; производство вооружения и военной техники и ряд других отраслей. Иногда в него включают и производство металлоизделий. Со времени первой промышленной революции XVIII-XIX вв. эта отрасль играет ключевую роль во всем хозяйственном развитии человечества. Ее доля в общем объеме промышленного производства возрастает, в продукции обрабатывающей промышленности развитых стран она составляет обычно от 1/3 до 2/5 и более (доля общего - до 37%; транспортного - до 35%; электротехники - до 30%). Ожидается, что к 2020 г. машиностроение составит почти половину промышленного производства данных стран.

Исторический экскурс. Создание отдельных специализированных отраслей машиностроения: производство локомотивов, станков, горно-шахтного и металлургического оборудования относится еще к первой половине XIX в. На рубеже XIX и XX вв. было положено начало развитию таких отраслей как автомобильная, электротехническая, приборостроение и др. До Первой мировой войны в мировом машиностроении лидировала Западная Европа, по производству продукции машиностроения она превосходила США более чем в 2 раза. Вторая мировая война резко изменила расстановку сил в мировом машиностроении. Позиции лидера безоговорочно заняли США и удерживали их на протяжении всей второй половины прошлого века, тогда как машиностроение наиболее пострадавших в войне стран Западной Европы лишь к середине 1950-х гг. постепенно восстановило свои позиции, однако к концу XX в. на их долю приходилось в среднем лишь 19% мирового машиностроительного производства.

Машиностроение лидирует по стоимости продукции в развитых странах: на отрасль приходится до 35-40 % всей стоимости промышленной продукции и до 1/3 всех работающих в индустрии.

Она является самой наукоемкой отраслью современной индустрии, все достижения НТП внедряются, прежде всего, в этой отрасли. Ассортимент видов и типов продукции машиностроения насчитывает несколько миллионов наименований. Ни одна страна в мире не может вырабатывать такое количество изделий.

Машиностроение определяет не только отраслевую структуру промышленности, но и ее размещение. Во-первых для него характерно углубление специализации производства и расширение его масштабов. Именно машиностроение занимает лидирующие позиции по использованию ЭВМ и другой электронной техники. Поэтому производства продукции наукоемких отраслей машиностроения все более ориентируется на районы, обладающие высокоразвитой научной базой. Во-вторых, выпуск машиностроительной продукции требует гораздо больших затрат рабочего времени, чем в других отраслях, поэтому высока трудоемкость отрасли. В-третьих, достаточно высока металлоемкость отрасли, поэтому предприятия машиностроения часто ориентируются на ее центры, хотя в эпоху НТР ориентация заводов на металл значительно снизилась за счет увеличения трудоемкости и наукоемкости отрасли. В-четвертых, стадии производства машиностроительной продукции осуществляются, как правило, на отдельных специализированных предприятиях - велика роль специализации и кооперирования, вследствие этого приобретает исключительное значение транспортный фактор. В-пятых, вследствие специфики многих предприятий машиностроения (например, выпускающих комбайны или оборудование для горнодобывающей промышленности и т.п., которые сложно транспортировать), многие из них ориентируются на потребителя.

На протяжении XX в. объем продукции мирового машиностроения увеличился примерно в 100 раз, в США - почти в 300 раз, В Западной Европе - в 33 раза, в Японии - в 5500 раз. Еще одно перераспределение сил в мировом машиностроении имело место в последней четверти XX в., когда резко увеличившая объемы машиностроительного производства Япония, а вслед за ней и некоторые страны Тихоокеанского региона заметно потеснили позиции и Западной Европы, и США.

В 2008-2009 гг. в связи с мировым экономическим кризисом рост мировой промышленной продукции, по данным ЦРУ США, впервые за много лет составил отрицательную величину (-2,7% в 2009 г.).

Быстрый рост машиностроения во всех ведущих странах мира в значительной мере был обусловлен ростом капиталовложений. В результате этого оказалась возможной не только существенная интенсификация традиционной техники и технологии, но, что не менее важно, форм и методов организации машиностроительного производства. Лидируют в мировом машиностроении США, Япония и Германия. В этих странах выпускается наиболее разнообразная продукция. В состав первой десятки входят также Франция, Великобритания, Италия, Испания, обладающие весьма широкой номенклатурой машиностроения, Китай, Канада и Бразилия.

На экономической карте мира можно также выделить четыре машиностроительных региона. Первый - Северная Америка, где производится большая часть мировой машиностроительной продукции. Второй - зарубежная (по отношению к СНГ) Европа, который производит главным образом массовую машиностроительную продукцию, в нем высоко развиты также некоторые новейшие отрасли. Третий - Восточная и Юго-Восточная Азия, в котором лидируют Япония и Китай, также сочетающие продукцию массового машиностроения с изделиями самой высокой технологии. Четвертый - страны с переходной экономикой (в основном СНГ), отличающиеся большим объемом производства машин и оборудования, но отстающие по развитию наукоемких отраслей.

Доля развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировом машиностроении незначительна: примерно 7% в начале XXI в. Но в некоторых из них машиностроение развивается высокими темпами - в Бразилии, Индии, Аргентине, Мексике и особенно - в новых индустриальных странах, что в целом связано со строительством в них филиалов западных ТНК.

По стоимости продукции в мировом машиностроении вырвалась вперед такая новейшая отрасль, как электронная. Электронная промышленность - самая наукоемкая и инновационная отрасль современного машиностроения. В машиностроении отдельных стран (Япония, США, Республика Корея и др.) электронная промышленность заняла ведущие позиции. С 1997 г. в США продукция электронной промышленности учитывается отдельно от электротехнической и ее доля в машиностроительном комплексе постоянно возрастает: 20,1% в 1980 г., 28,6% в 2000 г. и по прогнозам составит 38,9% в 2020 г.

Очень велик удельный вес экспортной составляющей в производстве всех электронных товаров. В составе отрасли самую большую долю по стоимости занимает производство различных видов вычислительной техники - до 40-45 %. Основную часть этой продукции дают крупные фирмы (ТНК) США, Японии, ряда стран Юго-Восточной Азии (Республика Корея, Тайвань и др.) и в меньшей степени Западной Европы. Фирмы Западной Европы специализируются на выпуске мобильных средств связи, оборудования для промышленности, научных приборов.

Транспортное машиностроение (производство наземных, водных и воздушных транспортных средств) - вторая по значению отрасль современного машиностроения. Транспортное машиностроение имеет 2 направления - гражданское и военное. По стоимости и количеству выпускаемой продукции лидирует в отрасли автомобилестроение. Почти половина всех автомобилей в мире выпускается четырьмя крупнейшими компаниями: "Дженерал моторе", "Форд", "Фольксваген", "Тойота". Основные страны производители: Германия, США, Франция, Япония. Мировой экономический кризис затронул данную отрасль в значительной степени. Так, в январе 2009 г. производство автомобилей в Германии сократилось на 34% к январю 2008 г., а экспорт - на 39%. Сильнее всего пострадало автомобилестроение в Италии, где в декабре 2008 г. падение составило 50%. В США и Великобритании продажи упали на 37%, в Швеции - на 36%, во Франции - на 14%. Китай, Индия и Бразилия пострадали в меньшей степени, поскольку выпускаемые ими автомобили имеют доступные цены и экономичный двигатель.

Авиаракетно-космическая промышленность - (АРКП) - одна из самых современных отраслей машиностроения и включает в себя большое количество различных производств. Она является наукоемкой высокотехнологичной отраслью, требующей больших научно-технических разработок и больших капиталовложений. АРКП - это отрасль машиностроения, возникшая в эпоху НТР и объединяющая созданную ранее авиационную промышленность с новейшей ракетно-космической. В структуре отрасли выделяют самолето- и вертолетостроение, ракетостроение, производство космических летательных аппаратов, производство двигателей, авиационное приборостроение и др. Полным набором подотрослей обладают лишь несколько экономически высокоразвитых стран. Поэтому только промышленно развитые страны способны производить все виды ее продукции (средняя стоимость 1 кг магистрального пассажирского самолета составляет 1000 долл. США, а стоимость 1 кг автомобиля - 20 долл.).

Все производства АРКП - наукоемкие, трудоемкие с высокой долей среди персонала инженерно-технических работников и высококвалифицированных рабочих. В мире существуют только три центра - Россия, США и ЕС, - имеющие научно-исследовательскую и экспериментальную базу, конструкторские бюро и промышленные предприятия, которые обеспечивают разработку и производство авиационной и космической техники в широком спектре потребностей мирового рынка. Высокая наукоемкость производственного процесса обусловлена сложностью продукции, которая выпускается в небольших количествах (авиалайнеров - в мире около 1 тыс. в год, вертолетов - 600-1000). А высокая степень капиталоемкости отрасли определяет высокую ее монополизацию (даже в ведущих странах насчитывается лишь по 3-4 фирмы).

Для размещения крупных предприятий АРКП внутри отдельных стран характерно тяготение к крупным агломерациям и городам, располагающим научно-исследовательскими учреждениями. Оказывают влияние и другие факторы, например, заинтересованность фирм, военно-стратегические соображения и пр.

В США официальная правительственная поддержка осуществляется путем бюджетного финансирования разработок новых технологий, около 50% всех государственных субсидий приходится на авиакосмическую отрасль. В результате в этой отрасли около 70% общего объема затрат на НИОКР (около 20 млрд. долл. в год) идет за счет государственного финансирования.

Авиационная промышленность формировалась первоначально как военная отрасль и лишь со временем стали производиться и гражданские самолеты (крупные пассажирские авиалайнеры и небольшие самолеты и вертолеты, необходимые для нужд народного хозяйства). В настоящее время самолеты и вертолеты делают более 20 стран мира, но лидируют в мировом авиастроении США, они контролируют 2/3 мирового рынка гражданской авиации. Крупнейшими транснациональными компаниями мира (по объемам продаж) в аэрокосмической отрасли являлись "Боинг" (США), "Локхид Мартин" (США) и "Юнайтед Текнолоджиз" (США). Лидерами в отрасли, кроме США, являются Россия, Франция, Великобритания, Германия. Россия на мировом рынке гражданской авиастроения занимает около 1% (к 2020 г. поставлена задача увеличить долю до 10-15%), а на рынке военного авиастроения - 25%.

В состав общего машиностроения включены заводы по изготовлению машин и оборудования для всех отраслей народного хозяйства. Общее машиностроение - эта группа машиностроительных отраслей, характеризующаяся средними нормами потребления металла, энергии, невысокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины. Преобладают специализированные предприятия, связанные с изготовлением заготовок и сборкой конструкций, агрегатов и деталей, поставляемых в порядке кооперации. Продукция отрасли очень разнообразна и востребована всеми государствами мира, но почти 90% ее выпускается в четырех государствах - США, Германии, Японии, России. Среди крупнейших машиностроительных компаний лидируют ТНК США.

Таблица 10.3. Крупнейшие мировые машиностроительные компании

Доля общего машиностроения в обшей структуре машиностроительного комплекса медленно снижается в США (с 24,2% в 1980 г. до 22,0% в 2000 г. и по прогнозам снизится до 20,0% в 2020 г.) и Японии (с 28,4% в 1980 г. до 24,1% в 2000 г. и по прогнозам снизится до 20,0% в 2020 г.). Только в Германии ожидается увеличение доли общего машиностроения (с 25,9% в 1980 г. до 27,7% в 2000 г. и по прогнозам увеличится до 28,0% в 2020 г.). В общем машиностроении этой страны функционируют свыше 4,5 тыс. фирм, в основном специализированных на мелкосерийном производстве с учетом требований заказчиков. Их положение во многом зависит от спроса на внешнем рынке.

География промышленности - отрасль экономической географии, изучающая размещение промышленного производства, его факторы и закономерности, условия и особенности развития и размещения промышленности в различных странах и районах.

Для географии промышленности наиболее существенны следующие важные особенности промышленного производства:

  • чёткое и далеко идущее членение на отрасли, число которых беспрерывно увеличивается, особенно в период современной научно-технической революции;
  • исключительная сложность производственно-технологических и экономических связей, обусловленная многогранностью типов промышленных предприятий;
  • многообразие форм общественной организации производства (комбинирование, специализация, кооперирование);
  • образование локальных и районных производственно-территориальных сочетаний (в социалистических условиях планомерное, преимущественно в форме комплексов);
  • высокая степень производственной и территориальной концентрации (из всех видов материального производства промышленность наименее равномерно распространена по территории земли), связанная с необходимостью определённых условий для данного вида производства (наличие сырья, энергии, кадров, потребность в продукции, благоприятное экономико-географическое положение, обеспеченность инфраструктурой и т.д.).

Промышленность (от рус. промышлять, промысел) – совокупность предприятий, занятых производством орудий труда, добычей сырья, материалов, топлива, производством энергии и дальнейшей обработкой продуктов. В географии рассматривается как отрасль хозяйства.

Промышленность состоит из двух больших групп отраслей:

  1. Добывающей.
  2. Обрабатывающей.

С XIX века промышленность является основой развития общества. И хотя сегодня примерно лишь один из шести работающих трудится в промышленности, это все равно много – примерно 17%. Промышленность составляет важнейшую часть мирового хозяйства, а на уровне экономики страны является отраслью, от которой зависят достижения всего народного хозяйства любого государства.

В зависимости от времени возникновения все отрасли промышленности обычно делятся на три группы: старые, новые и новейшие отрасли.

Старые отрасли промышленности: каменноугольная, железорудная, металлургическая, текстильная, судостроения.

Новые отрасли промышленности: автомобилестроение, алюминиевая промышленность, производство пластмасс.

Новейшие отрасли промышленности (возникли в эпоху НТР): микроэлектроника, атомное и аэрокосмическое производство, химия органического синтеза, микробиологическая промышленность, роботостроение.

В настоящее время возрастает роль новых и новейших отраслей промышленного производства. Страны-лидеры по общему объему промышленного производства: США, Китай, Индия, Германия, Бразилия, Россия, Япония, Франция, Индонезия, Австралия, Италия и др.

Промышленность природного газа

К 1990 г. в лидеры добычи вышла Восточная Европа при ведущей роли СССР. Возникла значительная газодобыча в Западной Европе и Азии. Итогом явилось изменение географии газовой промышленности мира. США утратили свое монопольное положение, и их доля уменьшилась до 1/4, а лидером стал СССР (ныне Россия сохранила свое лидерство). Россия и США сосредоточивают половину добываемого в мире природного газа. Россия остается стабильным, самым главным в мире экспортером газа.

Угольная промышленность

Уголь добывают более чем в 60 странах мира, но из них свыше 10 млн.т. в год добывают 11 стран - Китай (месторождение - Фу-Шунь), США, Россия (Кузбасс), Германия (Рур), Польша, Украина, Казахстан (Караганда).

Экспортёры угля - США, Австралия, ЮАР.

Импортёры - Япония, Западная Европа.

Нефтяная промышленность

Нефть добывается в 75 странах мира, лидируют Саудовская Аравия, Россия, США, Мексика, ОАЭ, Иран, Ирак, Китай.

Электроэнергетика мира

Роль электроэнергетики заключается в обеспечении электроэнергией других отраслей хозяйства. А значение её в эпоху НТР, особенно по мере развития электронизации и комплексной автоматизации особенно велико.

Свыше 100млрд киловатт в час вырабатывается в 13 странах - США, России, Японии, Германии, Канаде, Италии, Польше, Норвегии и Индии.

По объёмам выработки электроэнергии на душу населения лидерами являются: Норвегия (29 тыс. кВт. ч), Канада (20), Швеция (17), США(13), Финляндия (11 тыс. кВт. ч), при среднемировом показателе 2 тыс. кВт. ч.

Металлургическая промышленность мира

Металлургия – одна из главных базовых отраслей промышленности, обеспечивающая другие отрасли конструкционными материалами (черными и цветными металлами).

На протяжении достаточно длительного времени размеры выплавки металлов едва ли не в первую очередь определяли экономическую мощь любой страны. И во всём мире они быстро возрастали. Но в 70-е годы XX века темпы роста металлургии замедлились. Но сталь остаётся по-прежнему основным конструкционным материалом в мировой экономике.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность мира

Лесная и деревообрабатывающая промышленность одна из старейших отраслей промышленности. На протяжении долгого времени она обеспечивала другие отрасли конструкционными материалами и сырьем.Главными импортерами древесины являются - Япония, страны Западной Европы, отчасти США.

Включает: лесозаготовку, первичную обработку леса, целлюлозно-бумажную промышленность и производство мебели

Лёгкая промышленность мира

Лёгкая промышленность обеспечивает потребности населения в тканях, одежде, обуви, а также другие отрасли специализированными материалами.

Лёгкая промышленность включает в себя 30 крупных отраслей, которые объединяются в группы:

  • первичная переработка сырья;
  • текстильная промышленность;
  • швейная промышленность;
  • обувная промышленность.

Главные экспортёры - Гонконг, Пакистан, Индия, Египет, Бразилия.

Машиностроение

Машиностроение является одной из старых отраслей промышленности. Но по числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции, до сих пор, занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности. Машиностроение определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности, обеспечивает машинами и оборудованием все отрасли экономики.

Северная Америка. Выпускает около30% всей машиностроительной продукции. Присутствуют практически все виды продукции, но особо стоит назвать - производство ракетно-космической техники, ЭВМ.

Зарубежная Европа. Объём продукции примерно такой же, как в Северной Америки. Выпускает массовую продукцию, продукцию станкостроения и автомобилестроения.

Восточная и Юго-Восточная Азия. Выделяется продукцией точного машиностроения и продукцией точных технологий.

СНГ. 10% общего объёма, выделяется тяжелое машиностроение.

Химическая промышленность мира

Химическая промышленность является одной из авангардных отраслей, обеспечивающих развитие хозяйства в эпоху НТР.

Выделяется 4 крупных региона химической промышленности:

  1. Зарубежная Европа (лидирует Германия);
  2. Северная Америка (США);
  3. Восточная и Юго-Восточная Азия (Япония, Китай, Новые индустриальные страны);
  4. СНГ (Россия, Украина, Беларусь).

Химическая промышленность оказывает существенное влияние на природу. С одной стороны, химическая промышленность обладает широкой сырьевой базой, позволяющей утилизировать отходы и активно использовать вторичное сырьё, что способствует более экономному расходованию природных ресурсов. Кроме того, она создает вещества, которые применяют для химической очистки воды, воздуха, защиты растений, восстановлению почв.

С другой стороны, она сама относится к числу наиболее «грязных» отраслей, воздействующих на все компоненты природной среды, что требует проведения регулярных природоохранных мероприятий.

Похожие публикации