Есхн налоговый кодекс. Налоговая ставка есхн

Значительное число предпринимателей ведут свой бизнес в сфере сельского хозяйства. Для них предусмотрен специальный налоговый режим и соответствующий единый сельскохозяйственный налог. Он имеет множество специфических черт, которые должен учесть предприниматель, планирующий перейти на данный спецрежим или уже находящийся на нем.

Что такое ЕСХН

Единый сельскохозяйственный налог является разновидностью единого налога, оплачиваемого при применении специального режима налогообложения: он заменяет ряд налогов, в частности, и .

Согласно действующему законодательству, переход на ЕСХН возможен только для тех предпринимателей, в доходах которых не менее семидесяти процентов занимают доходы от сельскохозяйственного производства. Применение этого режима носит добровольный характер, и предприниматель вправе сам определить возможность использование его для себя.

С 2013 года заявительный порядок перехода на ЕСХН сменил уведомительный. Напомним, что ранее подавалось заявление о переходе, по результатам рассмотрения которого выносилось решение о возможности использования данного режима заявителем. Теперь порядок перехода изменился, и предпринимателю нет необходимости ждать решения фискальных органов.

Предприниматель должен подать уведомление о переходе на ЕСХН. Закон содержит четкое обозначение сроков, когда это можно сделать:

  • для только что зарегистрированных ИП – в течение 30 дней с момента регистрации;
  • для действующих предпринимателей – до 31 декабря года, предшествующего переходу на данный налоговый режим.

Важно помнить и о том, что, когда ИП перестает подпадать под критерии, предусмотренные для налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога, он обязан уведомить об этом налоговые органы в течение пятнадцати дней со дня возникновения обстоятельств, препятствующих нахождению на данном режиме.

Отчетность при ЕСХН

Как и любой налоговый режим, единый сельскохозяйственный налог также предусматривает сдачу определенной отчетности. Как и на ином , в данном случае налоговым периодом признается один календарный год.

Введение в Налоговый кодекс РФ ЕСХН явилось для многих предпринимателей, работающих в отрасли , весьма серьезным подспорьем. В частности, данный спецрежим позволил многим субъектам малого бизнеса значительно .

Налоговый период при ЕСХН дает возможность предпринимателям, чей бизнес имеет сезонный характер, подготовить к сроку уплаты налога необходимую денежную сумму. Это позволяет не только избежать санкций со стороны налоговых органов, но и произвести более эффективное распределение полученных доходов.

Отметим, что аналоги данного режима есть и в других странах. Например, в Украине предусмотрен фиксированный сельскохозяйственный налог, условия применения которого схожи с российскими. Действуют подобные специальные режимы и в других европейских странах.

Перспективность данного режима очевидна: сами предприниматели указывают на это, выбирая из года в год единый сельскохозяйственный налог.

В ближайшее время не исключено, что его плательщиков станет больше. Правительство все активней . Поэтому единый сельскохозяйственный налог в 2015-2016 годах по-прежнему будет востребован в предпринимательской среде.

Изменения-2016

В 2016 году наиболее значимым новшеством для участников этого режима налогообложения была отмена учета в составе доходов полученных сумм налога на добавленную стоимость. Эти изменения были внесены ФЗ № 84 от 06.04.2015 года.

Размер уплаченного НДС не будет также включаться в расходы юрлиц при расчете ЕСХН. Главной целью изменений было избежание участниками специального режима двойного налогообложения.

Расчет и уплата ЕСХН: Видео

Сельскохозяйственными товаропроизводителями для целей применения главы 25 НК РФ признаются организации, отвечающие критериям, приведенным в статье 346.2 НК РФ:

  • организации, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах), реализующие эту продукцию;
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

При этом должны быть соблюдены определенные условия: в общем доходе от реализации таких организаций доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукты ее первичной переработки, произведенные ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, должна составлять не менее 70%.

В налоговых целях сельскохозяйственными товаропроизводителями также признаются:

  • градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта;
  • сельскохозяйственные производственные кооперативы (включая рыболовецкие артели (колхозы)).

При этом указанные организации должны удовлетворять следующим условиям:

  • в общем доходе от реализации доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70%;
  • рыболовство осуществляется на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности или используемых их на основании договоров фрахтования.

Что касается крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ), то им не нужно подтверждать статус сельхозпроизводителя 70-процентной долей дохода от реализации сельхозпродукции, поскольку оно уже является таковым по закону. Об этом сказано в

КФХ – это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. КФХ признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и им в целях получения статуса сельскохозяйственных товаропроизводителей не требуется подтверждать долю дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в размере не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

Таким образом, КФХ, как признанный по закону сельхозпроизводитель, сразу имеет право на льготное налогообложение прибыли. Но, чтобы применять режим ЕСХН, соответствовать установленным критериям об удельном весе (70% и более) доли доходов от реализации сельхозпродукции в общем доходе от реализации нужно и КФХ.

Особенности налогообложения сельскохозяйственных производителей

Согласно пункту 3 статьи 346.1 НК РФ плательщики ЕСХН не уплачивают:

  • налог на прибыль для организаций и НДФЛ для индивидуальных предпринимателей;
  • налог на имущество.

Те, кто предпочел нулевую ставку по налогу на прибыль (п. 1.3 ст. 284 НК РФ), имеют возможность предъявлять НДС покупателям – плательщикам НДС. Хотя по многим видам сельхозпродукции применяется пониженная ставка НДС в размере 10%. Также они платят еще и налог на имущество.

Нулевая ставка по прибыли

Итак, для налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей есть возможность выбора. Они могут применять специальный налоговый режим в виде уплаты ЕСХН или, отказавшись от него, платить налог на прибыль по нулевой ставке по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной или собственной сельскохозяйственной продукции (п. 1.3 ст. 284 НК РФ). Данные налогоплательщики должны отвечать критериям, установленными пунктом 2 статьи 346.2 НК РФ (для сельского хозяйства), или критериям, приведенным в подпункте 1 или 1.1 пункта 2.1 той же статьи (для рыболовецких организаций).

А именно: доля выручки от реализации произведенной продукции растениеводства, сельского и лесного хозяйства, животноводства, выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов или их вылова должна составлять в общем размере доходов от реализации не менее 70 процентов.

На какие доходы распространяется нулевая ставка

Согласно п. 1.3 ст. 284 НК РФ для сельхозпроизводителей ставка по налогу на прибыль организаций устанавливается в размере 0% только в отношении деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной ими собственной сельскохозяйственной продукции. В отношении деятельности, не связанной с сельхозпроизводством, применяется общая ставка 20%.

Заметим, что, в отличие от образовательных или медицинских организаций, у сельскохозяйственных производителей нет права выбора, какую ставку – общеустановленную (20%) или специальную (0%) – применять при исчислении налога с прибыли, полученной от сельскохозяйственной деятельности. Эта прибыль должна облагаться только по ставке 0%.

В отношении же доходов по иным видам деятельности сельскохозяйственные производители применяют налоговые ставки, установленные статьей 284 НК РФ. При этом они должны вести раздельный учет доходов и расходов (п. 2 ст. 274 НК РФ).

Следует обратить на то, что в пункте 1.3 статьи 284 НК РФ говорится не просто о реализации сельскохозяйственной продукции, а о деятельности, связанной с такой реализацией. Поэтому это могут быть любого рода доходы, даже внереализационные, если они напрямую связаны с основной сельскохозяйственной деятельностью. Тогда к ним может быть применена ставка 0 процентов на основании пункта 2 статьи 274 НК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 274 НК РФ налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в п. 1 ст. 284 НК РФ (20 процентов), определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик при этом должен вести раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

К доходам в целях главы 25 НК РФ относятся (п. 1 ст. 248 НК РФ):

Следовательно, порядок определения налогоплательщиком налоговой базы по прибыли, облагаемой не по ставке 20 процентов, распространяется на все группы доходов, включая внереализационные.

Исходя из этого, такие расходы, к примеру, как возмещение ущерба, понесенного в результате падежа животных из-за некачественного корма, может рассматриваться в качестве внереализационных доходов, связанных с деятельностью по реализации произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной этими организациями собственной сельскохозяйственной продукции. А значит, в отношении указанных доходов можно применять ставку налога на прибыль 0 процентов. На это обратил внимание Минфин России в письме от 12 февраля 2016 г. № 03-03-06/1/7737.

Этот вывод может распространяться и на другие подобные доходы, получаемые сельскохозяйственными товаропроизводителями в процессе своей деятельности.

Таким образом, доходы и расходы (в том числе внереализационные доходы и расходы) должны учитываться раздельно для целей налогообложения по видам деятельности, облагаемым по разным ставкам.

Как перейти на ЕСХН

Сельскохозяйственные товаропроизводители могут не использовать общий режим налогообложения, а перейти на уплату ЕСХН. Не вправе перейти на уплату ЕСХН организации и предприниматели:

  • у которых в общем доходе от реализации товаров, работ или услуг доля дохода от реализации сельхозпродукции и (или) рыбы (включая продукцию первичной переработки) составляет менее 70%. Этот показатель определяется по итогам работы за год, предшествующий году подачи заявления о переходе на ЕСХН;
  • занимающиеся производством подакцизных товаров;
  • переведенные на уплату единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности.

Перейти на уплату ЕСХН можно, подав соответствующее уведомление в свою налоговую инспекцию. Лица, оказывающие услуги сельхозпроизводителям в области растениеводства и животноводства и изъявившие желание перейти на применение ЕСХН с 1 января 2017 года, уведомляют налоговую инспекцию о переходе на этот режим не позднее 15 февраля 2017 года.

В целях формирования более удобных условий деятельности для сельхозпроизводителей в России был введен специальный налоговый режим ЕСХН, который предполагает упрощение системы ведения бухгалтерского и налогового учета, а также сокращение налоговой нагрузки.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Такие меры можно рассматривать как крайне действенный механизм стимулирования развития сельскохозяйственной отрасли страны. В 2019 году в систему взимания ЕСХН были внесены некоторые изменения, которые будут подробно рассмотрены ниже.

Основные моменты

Единый налог на сельскохозяйственную деятельность взимается в России на протяжении достаточно долгого времени.

Однако именно в 2019 году в процесс его администрирования и взимания были внесены некоторые важные изменения, в том числе:

В остальном условия применения этого специального налогового режима остались без существенных изменений.

Он также распространяется на всех субъектов, реализующих свою деятельность в рамках сельскохозяйственной отрасли и предполагает замещение единым платежом трех налогов ():

  • на прибыль;
  • на недвижимое имущество;

Компании, занимающиеся выпуском подакцизной продукции, имеющие филиалы и представительства, а также попадающие под ЕНВД не имеют право использовать режим единого сельскохозяйственного налога.

Плательщики налога

Плательщиками ЕСХН выступают те компании и частные предприниматели, которые заняты в сельскохозяйственной отрасли, а именно ():

  1. Производят сельхозпродукцию.
  2. Осуществляют ее промышленную обработку.
  3. Занимаются реализацией товаров сельскохозяйственной отрасли.

Важно помнить, что все указанные выше условия должны иметь место одновременно – только в этом случае компания будет иметь право применять ЕСХН.

Иными словами, нельзя рассматривать в качестве плательщика налога компанию, которая скупает и перепродает сельхоз продукцию, но сама ее не производит.

Центральным условием перехода на ЕСХН выступает правило 70%:

  • производители могут перейти на единый налог с нового года, если по итогам деятельности за 9 месяцев предыдущего года они получили не меньше 70% своего совокупного дохода за счет реализации произведенной ими сельхозпродукции.

В итоге центральными плательщиками ЕСХН выступают (ст. 346.2 НК РФ):

Следует подчеркнуть, что численность наемного персонала организаций и ИП, желающих перейти на ЕСХН должна быть не более 300 человек.

Что нужно для расчета

Налоговая ставка для производителей занятых в рамках сельскохозяйственной отрасли устанавливается налоговым законодательством в зависимости оттого, какой именно деятельностью занимается компания и в каком объеме.

Расчет налога осуществляет сам плательщик, который должен ():

  1. Оценить суммарную величину своих доходов.
  2. Рассчитать размер совокупных затрат.
  3. Рассчитать прибыль от деятельности за полугодие.
  4. Установить величину авансового платежа за полгода деятельности и внести его в ИФНС не позднее 25-го июля (в 2019 году конечный срок – 27 июля).
  5. По итогам года рассчитать полный ЕСХН и внести его остаток за вычетом авансового платежа вместе с заполненной декларацией в ИФНС до 31 марта следующего года.

Обычно налоговая декларация представляется в налоговое ведомство по месту регистрации для юридических лиц и по месту прописки – для физических лиц.

При этом документ может представляться, как в бумажном, так и в электронном виде. Компании, имеющие в штате от 100 до 300 работников обязаны представлять бумагу исключительно в электронном формате.

Если в течение года предприниматель перестал заниматься сельскохозяйственной деятельностью, то он обязан не позже 25-го числа месяца, следующего за периодом прекращения деятельности подать в ИФНС заполненную за данные период декларацию и уведомление о переходе на ОСН.

Налоговая база

Объектом обложения ЕСХН выступает разница между денежными поступлениями и затратами, иными словами прибыль полученная по результатам производства и реализации сельхозпродукции ().

В качестве базы налога рассматривается денежная стоимость прибыли, полученной за отчетный период. При этом важно учитывать порядок признания доходов и издержек, а именно ():

  • доходы признаются на дату их поступления в кассу или на счет в банке (кассовый метод);
  • имущество и имущественные права учитываются на момент их поступления на баланс предприятия;
  • затраты признаются после того, как они совершаются за счет средств предприятия.

Если доходы или материальные ценности поступают на предприятие в натуральной форме, то они пересчитываются в рубли в ценах на дату проведения операции ().

Учитывая тот факт, что режим ЕСХН являет собой специальный упрощенный режим, то предпринимателей, попадающих под его условия, не обязуют вести бухгалтерский учет:

  • им достаточно завести для адекватной оценки налоговой базы по итогам отчетного периода ().

В случае применения единого налога сельхозпроизводители могут уменьшать свою налоговую базу на величину убытков, полученных предыдущий год. При этом переносить отрицательную разницу между притоками и оттоками на налоговую базу можно в течение 10 лет.

Процентная ставка ЕСХН (Единый сельскохозяйственный налог)

В Налоговом кодексе РФ установлена общая величина ставки ЕСХН установлена в размере 6% ().

Тем не менее, общая сумма, собранная ИФНС в виде налога распределяется между федеральными, региональными и местными бюджетами, а значит последние имеют возможность менять данный показатель по своему усмотрению.

Распределение обязательного платежа между бюджетами разных уровней осуществляется следующим образом:

Учитывая, что, по сути своей, реализация сельскохозяйственной деятельности привязана к территории конкретного региона, то местные власти лучше осведомлены в вопросах ее эффективной организации и стимулирования.

Поэтому с 2019 года в их ведение был передан вопрос установления дифференцированной налоговой ставки по ЕСХН.

Кем устанавливается

Налоговая ставка по ЕСХН, прописанная в налоговом законодательстве РФ является лишь отправной точкой для исчисления обязательного платежа.

В окончательном виде ее определяет представительный орган на уровне отдельных регионов страны (). В этой связи показатели могут существенно разниться от региона к региону.

Существуют некоторые обязательные правила, которые учитываются при установлении ставки ЕСХН, а именно (ст. 346.9 НК РФ):

  • ставка определяется в рублях и копейках;
  • ее величина зависит от совокупного размера налоговых отчислений, которые сельхозпроизводители должны внести в казну за конкретный налоговый период;
  • расчет ведется следующим образом: 1/4 суммы платежей делится на площадь сельхозугодий, выраженную к кадастровой цене участка.

Таким образом, ставка ЕСХН в зависимости от совокупной величины налоговых платежей, размера участка и стоимости его по кадастру может меняться.

Указанные выше подсчеты, касающиеся определения величины ставки обязательного платежа осуществляет не сам производитель:

  • этим занимаются региональные власти, которые по итогам расчетов формируют региональный закон, определяющий деятельность предпринимателей данного региона.

Размер налогового тарифа

Порядок исчисления ЕСХН изложен подробно в главе 26.1 Налогового кодекса РФ. Здесь же установлено, что размер налогового тарифа закрепился на уровне 6%.

При этом, важно помнить, что только производители, процент дохода от выпуска и реализации сельскохозяйственной продукции которых составляет более 70% ставка на ЕСХН будет установлена на таком уровне.

Для того чтобы рассчитать размер налоговых отчислений в казну необходимо сделать следующее:
Если издержки превышают доходы, то формируется убыток. Однако это не значит, что платить налог не потребуется: его величина будет постепенно переносится на налоговую базу в течение нескольких лет (не более, чем по 30% в год).

Какова величина дифференцированной ставки

Выше упоминалось, что региональные власти с 2019 года смогут устанавливать дифференцированные налоговые ставки, исходя из оценки ситуации в курируемом ими регионе, отталкиваясь при этом от общей ее величины – 6%.

В целом представительные органы территориальных субъектов страны могут назначать дифференцированные ставки налога в размере от 0 до 6% в зависимости от таких факторов, как:

  • вид производимой продукции;
  • количество наемных работников;
  • предельный размер выручки за предыдущие периоды функционирования.

Кроме установления дифференцированных ставок местные власти получат возможность назначать для отдельных сельхозпроизводителей «налоговые каникулы».

По страховым взносам при режиме

Предприниматели и компании, являющиеся субъектами ЕСХН, часто пользуются в своей деятельности трудом наемного персонала.

В этой связи они обязаны вносить не только единый налог в казну, но и осуществлять отчисления за работников во внебюджетные фонды.

Необходимость уплаты сельхозпроизводителями страховых взносов возникает при совпадении двух ключевых условий:

  • предприятие привлекает наемный персонал;
  • оно прошло регистрацию в ПФР, ФФОМС и ФСС.

Важно помнить, что ИП осуществляет платежи в указанные фонды не только за своих работников, но и за себя.

В общем виде ставки по обязательным платежам в фонды установились в 2019 году на следующих позициях:

ПФР 22%
ФФОМС 5,1%
ФСС 2,9%

Для обособленного на территории Крыма

Похожие публикации