На что не идут налоги. Народное мнение: люди не знают, зачем нужен налог на недвижимость

Все мы знаем, что с каждой заработанной копейки мы платим подоходный налог. Куда идет наша сумма в количестве тринадцати процентов? Работодатель выплачивает за работников еще социальный и пенсионный налоги. Кроме того, владельцы бизнеса выплачивают налог на прибыль. В нашем государстве есть еще масса налогов, которые платим мы все – дорожный, на транспортные средства, на недвижимость, с наследства, с выигрышей в лотерею и многие другие. В итоге можно только предположить, какие средства собираются в кармане государства. А куда идут налоги? Что мы, простые граждане имеем от тех денег, что ежемесячно отчисляем?

Формирование бюджетов

Деньгами от налоговых поступлений мы с вами наполняем бюджеты различных уровней. Это федеральный бюджет, региональный, муниципальный, районный. Каждый субъект РФ имеет свой бюджет. Все налоги распределяются и поступают сразу в определенный вид бюджета. К примеру, налог на землю идет сразу в местный бюджет, а налог на недвижимость – в федеральный. И уже оттуда деньги опять поступают в муниципалитет на ремонт коммуникаций, жилого фонда и пр.

На что тратятся налоги

В положениях о бюджетировании четко прописано, на что можно тратить деньги, а значит, на что идут налоги, взимаемые с граждан. Это содержание бюджетных предприятий и организаций, которыми являются полиция, учреждения здравоохранения, образования, МЧС, пожарные, пенсионный фонд, социальные органы и многие другие. Они определяют основные статьи затрат, на что идут наши налоги. Это не только оплата труда сотрудников, но и содержание офисов, помещений, покупка техники, аппаратуры, автотранспорта, и многое другое.

Так же наши налоги идут на выплаты пенсий и социальных пособий слабозащищенных граждан. Сюда относится содержание детей-сирот, их питание и проживание в детских домах, содержание социальных работников, служб помощи в критических ситуациях у детей. Одинокие пожилые люди так же живут в особых учреждениях, которые содержатся на средства, собираемые в виде налогов.

Следующая большая расходная статья – строительство жизненно важных объектов в населенных пунктах, как федерального, так и местного значения. Это дома, мосты, дороги, заводы, энергетические комплексы и тд. Большая часть налогов идет на национальную безопасность, содержание армии, вооруженных сил. Сюда входит довольствие, обмундирование, обучение личного состава, покупка жилья для семей военнослужащих, приобретение всевозможной техники, проведение боевых операций.

И в завершении следует отметить еще один момент. Многие бизнесмены предпринимают все, чтобы укрыть суммы прибыли, и не заплатить налоги. Означает ли это, что они несознательные и нарушают закон? Точнее, только ли это означает укрывательство от налогов? Простые российские граждане утверждают, что с большей бы охотой платили бы налоги, если бы в государстве был порядок, и меньше было воровства и коррупции чиновников.

Давно хотел сделать сравнительный анализ, вот, наконец, подорвался и сделал.
Пользуйтесь! Все выкладки можно проверить самим. Все источники указаны в тексте.

В данном анализе сравниваются системы налогообложения в России, Германии и США.
Все доходы приведены в рублях в месяц. Для удобства, в данном анализе 1 $ = 30 российским рублям, а 1 € = 40 российским рублям. Считается, что 40% «чистой зарплаты» идёт на сбережение, 20% тратится на еду и 40% на всё остальное.
Россия:

  • Подоходный налог - 13% с суммы «грязной зарплаты"
  • Взносы в социальные фонды в 2012 году - 30% от «грязной зарплаты» до 512 тысяч рублей в год в любом случае и 10% (не 30%+10%) со всего того, что свыше 512 тысяч рублей в год
Из этих 30% (но не из последующих 10%) 6% - это отчисления на накопительную часть пенсии, на ваш личный счёт и из-за этого не может считаться безвозмездно переданным государству, как остальная часть и поэтому на графиках ниже есть линии и с учетом и без учета этих 6%. 16% - фактически расходуется на выплату текущих пенсий и накопление общего пенсионного фонда. Оставшиеся 8% идут на медстрахование и соцстрахование. Соцстрахование - выплата больничных и пособий. Медстрахование - только базовая часть (включая экстренную медицину).



Но и это ещё не всё. С учётом НДС , который в России составляет 18%, получается следующее.

Смотрим график:

Германия:
Система налогообложения в Германии ставки налогов также возрастают.
При доходе до 8004 € в год (26680 рублей в месяц) налогоплательщик не платит никаких налогов. При доходе от 8005 € до 13469 € в год (до 44896 рублей в месяц), налоги линейно возрастают от 14% до 24%. При доходе от 13470 € до 52881 € в год (до 176270 рублей в месяц) налоги линейно возрастают от 24% до 42%. В дополнение ко всему, если сумма ежегодного налога превышает 972 €, то налог солидарности (Solidaritaetszuschlag ) линейно возрастает с 0 до 5.5% (при ежегодном налоге 1340.69 € или при доходе около 30000 рублей в месяц) от общей суммы налога , а не доходов. Далее налог солидарности остаётся на уровне 5.5% от общего налога.
Плюс добавляется социальный налог : в общей сложности 22.95%.

Вот как это выглядит на графике:

С учётом НДС , который составляет 7% на продукты и книги и 19% на всё остальное, имеем следующее.

Смотрим график:

США:
В США есть два основных налога - это федеральный налог и налог штата. Аналогично Германии, система федерального налогообложения в США построена таким образом, что при увеличении дохода, ставки налогов также возрастают, но по несколько более сложной системе.
При доходе до 9750 $ в год (24375 рублей в месяц) налогоплательщик не платит никаких федеральных налогов (так как стандартная издержка составляет 5950 $ в год, личная издержка 3800 $ в год). При доходе свыше 9750 $ в год, со следующих 8700 $ (до 18450 $ в год или 46125 рублей в месяц) платится налог в 10%, со следующих 26650 $ (до 45100 $ в год или 112750 рублей в месяц) платится налог в 15%, со следующих 50300 $ (до 95400 $ в год или 238500 рублей в месяц) платится налог в 25%. В дополнение ко всему, есть так называемый социальный налог в 4.2% и налог на здравоохранение в 1.45%. Плюс ещё в каждом штате есть налог штата около 5%, плюс ещё городской налог около 1%.

Вот как это выглядит на графике:

Если учесть налог от продаж в различных штатах (он составляет от 0% до 11.5%, в среднем 7%), то получается следующее.

Смотрим график:

Быстро посчитать налог в любом конкретном городе США можно с помощью калькулятора .
Сравнение:
После проведённого выше анализа остаётся только сравнить данные по ставкам налогов. Они выглядят следующим образом.

Без учёта НДС:

С учётом НДС:

Выводы:
Совсем неутешительные. Эта античеловеческая налоговая система в России направлена на то, чтобы отбирать последние деньги у бедных и почти пустяки у богатых. В то время, как в США и Германии налоги для богатых составляют до 45% и 40% соответственно, в России они всего лишь 13%! А иногда и это не платится, когда капиталы выводятся через оффшоры.
Вот поэтому число олигархов растёт, а простой народ живёт всё хуже и хуже.

Во многих странах у людей есть возможность влиять на вёрстку госбюджета. А как насчёт Беларуси? KYKY расспрашивает об этом Владимира Коваликна с сайта «Кошт урада», а после пытается выяснить в Министерстве налогов и сборов, куда идёт конкретный подоходный налог с иностранных переводов, взимаемый согласно декрету № 24.

Стрит-арт на обложке: LEVALET

Расходная часть бюджета Беларуси на 2015 год - 141 триллион рублей. По курсу на 30 декабря - день, когда бюджет был подписан - это $11,9 млрд. По нынешнему курсу - что-то около $8 млрд. Нам хотелось бы, чтобы государство тратило эти деньги на ремонт дорог, строительство парковок и детских площадок во дворах, зарплату учителям и врачам, помощь сиротам и пожилым людям. И, безусловно, какая-то часть государственного бюджета идет на эти нужды. Но дороги всё равно остаются разбитыми, детских площадок не хватает, а средняя зарплата медицинских работников - одна из самых низких по стране.

Можем ли мы как-то повлиять на то, чтобы одни статьи расходной части бюджета были увеличены, а другие вообще исчезли из него? Этот вопрос KYKY задал Владимиру Ковалкину - руководителю сайта «Кошт урада» , который анализирует бюджет. На нём есть специальный калькулятор, помогающий белорусу понять, сколько он платит государству.

На эту тему: История одного сноса. Как сделать, чтобы чиновники слышали людей
Кроме того, развлечься во время обеденного перерыва можно в разделе «Предложите ваш государственный бюджет».

«Человеку, не подготовленному в экономическом плане очень сложно разобраться в вопросе планирования доходов и расходов бюджета государства. Особенно, если это касается нашего государства, - рассказывает Владимир Ковалкин. - В цивилизованной стране по правилам хорошего тона должны быть подготовлены и опубликованы следующие документы: предварительное бюджетное заявление, бюджетное продолжение исполнительной власти, утвержденный бюджет, текущий отчет, полугодовой обзор, годовой отчет и аудиторский отчет. Также существует специальная версия под названием гражданский бюджет – лайт-версия для граждан, помогающая понять, что происходит. Из всего этого перечня документов у нас публикуется только утвержденный бюджет и годовой отчет».

Действительно, во многих европейских странах публикуются все документы, перечисленные Владимиром. Таким образом, у людей есть возможность повлиять на планирование бюджета. Есть ли подобная возможность у белорусов? «С точки зрения Конституции, у граждан должен быть доступ к информации о финансах государства. С другой стороны, Министерство финансов не публикует отчеты, перечисленные мной. Все эти документы остаются для служебного пользования. Из чего следует: белорус никаким образом не может повлиять на планирование бюджета. Он не видит процедуру согласования документов. Как она проходит? Проект готовит Министерство финансов, затем оно согласовывает его с другими министерствами. После чего этот согласованный со всеми бюджет поступает в парламент, где его снова обсуждают, утверждают и передают на подпись президенту. Белорусу просто не дают доступ к информации на этапе планирования бюджета, полностью исключая его из этой процедуры», - объясняет Владимир.


На эту тему: Налог на адекватность

Как происходит планирование бюджета в других странах

«В развитых странах граждане могут повлиять на планирование бюджета через депутатов, которых они действительно выбирают. То есть человек может прийти к своему депутату и внести предложение. Это предложение обязательно рассмотрят и, вероятно, примут», - рассказывает Владимир Ковалкин. У белорусов тоже есть возможность позвонить своим депутатам и что-то предложить. Но вряд ли многие помнят, как зовут этих людей. Да и даже если белорус дозвонится до депутата, незнание полной системы планирования расходов бюджета вряд ли позволит ему предложить что-то дельное.

Можно ли в принципе узнать, на что государство тратит налоги белорусов? Суммы по отраслям и министерствам, утверждённые на весь год, можно найти в приложениях 3 и 4 к закону «О республиканском бюджете» . На сайте Министерства финансов в разделе «Бюджетная политика» каждый месяц появляются отчёты об исполнении бюджета. Сайт «Кошт урада» также следит за тем, как расходуется бюджет. Информация берётся из Минфина и из Фонда соцзащиты защиты населения. Но узнать, на что конкретно ушли деньги, практически нереально. Разве что вы можете зайти на сайт icetrade.by и проследить за госзакупками. Например, на персональный компьютер для Оперативно-аналитического центра потрачено почти 70 миллионов. Закупка бумаги для офисной техники Нацбанка обошла стране в 507 629 826 рублей, легковой автомобиль для ОАО «БелЭнергоСнабКомплект» приобрели за 936 миллионов, офисная мебель для «Пинского лесхоза» стоила 24 783 942 рубля, а закупка одеял для Полоцкого государственного университета потянула на 59 793 216 рублей. Но интереснее всего читать о суммах, потраченных на автомобили представительского класса для председателей райисполкомов.

Выясняем, куда идет конкретный подоходный налог

С 2003 года в Беларуси действует декрет №24 «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи ». Если в течение месяца на ваше имя из-за границы перечисляется сумма, превышающая 500 базовых величин (1 базовая величина сегодня составляет 180 тысяч рублей - прим. KYKY ), вы обязаны предоставить полную информацию в Министерство по налогам и сборам: кто и зачем прислал вам эти деньги.

На эту тему: Десять советов, как наладить отношения с властями, если хочешь изменить город

Если финансы перечислили родственники, вас отпустят с миром. Но если средства поступили на счет от человека, не имеющего к вашей жизни никакого отношения, вас обязуют заплатить подоходный налог в размере 13% от суммы, поступившей на ваш счет.

В прошлом году подоходный налог составлял 12%. Ещё 1% добавили, чтобы обеспечить материнским капиталом семьи, в которых появляется третий ребёнок. Но отдельный фонд для зачисления этого процента так и не появился, говорит Владимир Ковалкин. Дополнительные деньги все еще попадают в общий бюджет страны - это ещё один штрих к вопросу о том, можно ли проследить, на что идут конкретные налоги.

«Девушка, все средства идут в бюджет. Мы не можем предоставить вам информацию, как именно распределят ваши деньги», - ответил на вопрос KYKY о том, на что тратят подоходный налог с безвозмездной иностранной помощи, сотрудник контакт-центра Министерства по налогам и сборам.

Таким образом, белорус просто должен платить государству. И свято верить, что его налоги пойдут на добрые дела.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Для обывателя не всегда понятно, зачем нужны налоги. Сравнивая свои доходы с тратами государственных структур, невольно возникает мысль, что сумма взносов в казну несколько завышена. Но если задуматься о назначении этих выплат, становится понятно, для чего нужно такое мироустройство.

История возникновения

Люди еще в прошедшие тысячелетия принимали необходимость выплачивать часть своих доходов для пополнения казны. Каждый житель государства должен понимать, зачем нужны налоги, и обязан отдавать периодически небольшую сумму на развитие образования, медицины, содержание армии. Общество не может нормально функционировать без определенного потока денежных средств.

Полезная функция налогов очевидна, хотя и не очень приятна некоторым индивидам. Ранее за счет податей реализовывались безумные идеи правителей по захвату мира. Но существовали в истории и положительные государства, в которых строились медицинские, философские организации, осуществлялась забота о малоимущих, возводились детские дома для сирот.

Для функционирования всех институтов государства требуется непрерывный поток денежных средств. Причем, чем более социально-значимая политика проводится, тем выше становится процент уплаты в казну. Зачем нужны налоги, если власти могут сами напечатать необходимое количество денег? Ответом на этот вопрос может быть аналогия сравнения с внутренней отдельной структурой общества. Возьмем сферу ЖКХ.

Аналогичные выплаты

Постараемся ответить, зачем нужны налоги государству, описывая функционирование одного многоэтажного дома. Уплата коммунальных услуг происходит ежемесячно. Причем все прекрасно осознают необходимость такого действия и внимательно следят за каждым пунктом квитанций. Деньги сдаются за поступление тепла, уборку мусора, поддержание в нормальном состоянии дворовых сооружений и коммуникаций.

Отсутствие таких выплат грозит коллапсом для жизни огромного количества владельцев квартир. Ежемесячные выплаты позволяют людям не беспокоиться о состоянии своего жилья, пока они заняты более важными делами. Так и государство берет на себя основную заботу по сохранению мира внутри общества, оказание помощи больным и слабым. Внешние отношения страны требуют еще и обеспечения надежной защиты в виде содержания армии.

В любом обществе существуют налоги, так как государство может функционировать только при их наличии. Куда идут налоги? Обязанность распределения материальных средств целиком возлагается на руководящий состав, избранный большинством голосов.

Государственность

В развитом обществе не возникает вопроса, куда идут налоги. Каждый человек ощущает их действие на своей повседневной жизни. Это медицина, образование, общественные нужды. Уплата налогов в России закреплена на законодательном уровне. Так статья 57 Конституции обязывает каждого совершеннолетнего гражданина вносить налоги до определенного числа ежегодно и незамедлительно в некоторых случаях.

Налоговая система базируется на правилах преследования при нарушении таких требований. Эти обязанности возложены на отдельную структуру: налоговую инспекцию. Казна целиком принадлежит обществу, доверившему управление ею отдельной группе лиц. При уплате обязательной суммы человеку нужно воспринимать это как оплату услуг, предоставляемых государством.

Современная налоговая система несовершенна. Существует много нюансов уплаты в каждом отдельно взятом регионе. Величина суммы зависит от уровня жизни, стоимости товаров и услуг, затрат на коммунальные нужды.

Очевидная польза сборов

Экономическая сущность и необходимость налогов заключается в развитии общества. Процесс модернизации устаревающих объектов и структур происходит постоянно. Такой механизм не должен останавливаться, ведь основа жизни − это движение.

Часто непонятно, зачем гражданину платить налоги, если он не получает от государства ни копейки. Ответом послужит все та же причина: благодаря сознательным гражданам и существует общество. Если присутствуют уклоняющиеся от этой обязанности люди, то, значит, плохо работает надзорный орган - налоговая инспекция.

Будет ли иметь место несовершенство законодательной базы - это зависит от каждого гражданина. Отсутствие участия в общественной жизни порождает эффект отдаления власти от народа. Все в руках людей. Если бы они не были равнодушными к судьбе государства, то было бы невозможно уклониться от обязанностей.

Изменение величины сборов

К сожалению экономическая модель выстроена согласно жизненным законам: все меняется и не стоит на месте. Вот почему повышают налоги. Общество развивается и каждый день требуется кому-либо компенсировать новые затраты. Покупатели вынуждены доплачивать и, в свою очередь, им также нужно возместить потерянное. Эта цепочка хаотично тянется по компаниям, организациям и в итоге выливается в затраты государственных структур.

Власти вынуждены повышать налоги для выравнивания баланса движения денежных средств. Это процесс создают сами же люди, но общее мнение складывается одинаковое: «государство обдирает население». Ошибочные взгляды возникают из-за узкого мышления. Если взглянуть на проблему в более общем смысле, становится понятно, зачем государство взимает налоги.

Внутренняя политика

Чтобы определиться, зачем и сколько необходимо государству собирать налогов, нужно рассмотреть, куда идут основные затраты из казны.

  • ЖКХ (частично компенсируется из бюджета).
  • Судебные и другие государственные инстанции: социальные комитеты, государственная служба занятости, защиты прав потребителей.
  • Медицинские организации: клиники, больницы, санатории, дома престарелых.
  • Образовательные структуры: школы, университеты, училища, академии, научные центры.
  • Военные ведомства: армия, полиция, секретные службы, прокуратура, МЧС.
  • Культурные заведения: музеи, памятники.
  • Жилищные и иные программы: ссуды на покупку дома, автомобиля, обучение.

Существует и более обширный список затрат государства, которые берутся из налогов. К таким относят ликвидацию аварий после катаклизмов природы, помощь соседствующим государствам, проведение внешней политики.

Внешние затраты

Отвечая на вопрос, зачем государству нужны налоги, следует указать траты на проведение внешней политики. Средства налогоплательщиков идут на урегулирование военных конфликтов, работу внешней разведки, повышение знаний научного мира путем совместных проектов. Внешние коммуникации стране необходимы для функционирования в общей экономической системе. Для этого создаются валютные фонды между странами-участниками.

Колебания курса рубля влияет на благосостояние всех граждан. Компенсировать эту разницу приходится благодаря все тем же налогам. Для покупки иностранной продукции необходимо платить таможенную пошлину. Она же нужна для стимулирования спроса на внутреннем рынке.

Если отменить налог на ввоз товаров из-за границы, то отечественное производство не сможет конкурировать из-за недостатков взаимодействия отраслей внутри страны. И, как следствие, власти будут вынуждены повысить суммы взноса в казну для граждан.

Общие принципы

Понятие и возникновение налогов в настоящее время базируется на основании накопленного опыта прошлых столетий. Именно в таком виде государство может развиваться, не ущемляя права общества. При создании новых законов для уплаты взносов в казну руководствуются следующими принципами:

  • Каждый закон не должен ущемлять права человека. Справедливость заключается в равномерном перераспределении налоговой ноши на всех граждан согласно их доходу. Увеличение последнего ведет к росту выплат в казну по прогрессивной шкале.
  • Составление законодательных актов не должно происходить по личным соображениям властей. В текстах четко прописывается метод расчета суммы взноса, категории граждан, каким образом будет взиматься уплата, ее сроки и ограничения, порядок рассмотрения споров.
  • Государство обеспечивает возможности простой уплаты налога для граждан, оптимальный режим работы учреждений, занимающихся приемом документов от населения.
  • Административный персонал налоговой структуры не должен потреблять ресурсы безразмерно. Вводятся жесткие ограничения на его количество и материальные компенсации работникам.

Развитие

Налоговая база постоянно меняется. Происходит обмен мировым опытом. Так, отменяются большинство устаревших статей. Если сравнивать систему поступления денежных средств в казну с другими странами, то многие считают налоговую базу России оптимальной. В результате каждый человек общества несет посильную ношу для поддержания деятельности государства.

Законодательно были проведены следующие изменения:

  • Для предприятий и организаций налог составил 20 %, что значительно ниже предыдущей границы в 35 %.
  • Налог на добавленную стоимость удерживают на уровне 18 %. Опять же, цифра была снижена с 20 %.
  • С дохода частных лиц взимают 13 % независимо от суммы.

Приведенные цифры являются оптимальными и не ущемляют права отдельных личностей. А для поддержки малоимущих семей проводится политика стимулирования населения за счет выплат и возврата уплачиваемой ранее налоговой части.

Стимулирование населения

Для повышения уровня жизни населения, благодаря собранным налогам, проводят политику стимулирования. Так, действует программа выплат за второго рожденного ребенка. Для общества это важное событие, помогающее сдержать убыль населения. Аналогичные действия проводятся для помощи молодым семьям в покупке жилья. В виде налоговых вычетов государство возвращает 13 % от стоимости.

Малоимущим и многодетным семьям предоставляется другая налоговая ставка, или они вообще не платят её. Аналогичные выплаты могут получить работающие люди на ремонт жилья, проведение операции, обучение и отдых.

Разновидности

Существует огромный список налогов, который просто не вместится в пределы статьи. Приведем лишь некоторые из них:

  • Транспортный. Полученные средства направляются на поддержание дорог и администрации, занимающейся контролем дорожного движения.
  • Налог на добавленную стоимость нужен для поддержания структур, занимающихся товарообменом. Выручка объединяется с общими деньгами государства и идет на общие нужды.
  • Каждый работник вынужден платить 13 % от зарплаты. Денежные средства возвращаются в виде услуг государства: медицина, защита, страховка пенсии и потери работы.
  • Существуют налоги на выигрыш в лотерею и другие азартные игры. Уплаты должны проводить все, кто получает доход от своей деятельности.

Задачи государства

Чтобы собрать определенный процент налогов с граждан, задача властных структур - дать им возможность заработать. Для этого проводится длительная подготовка профессионалов своего дела, осуществляемая на деньги налогоплательщиков.

Только подготовленные кадры смогут контролировать расходы государства на должном уровне. Ведь при бедности людей и брать будет не с кого заявленные проценты. Это и есть задача налогового органа - собрать деньги на будущие нужды общества.

Уклоняющихся же от обязанностей ждет преследование со стороны надзорных служащих. Неуплата налога является преступлением, и за это предусматривается уголовное наказание, вплоть до лишения свободы на несколько лет. Все зависит от суммы ущерба, нанесенного государству.

Похожие публикации