Нерезиденты 183 дня. Статус налогового резидента, резидент валютных оперций

Вопрос: Физлицо является гражданином Республики Узбекистан и имеет вид на жительство в РФ. Физлицо проживает и работает в РФ в течение трех лет. В период отпуска, два раза в год по две недели, физлицо выезжает за пределы РФ. Организация удерживает с доходов физлица НДФЛ по ставке 30% как с налогового нерезидента РФ.

Налоговым резидентом РФ признается физлицо, фактически находящееся на территории РФ не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, предшествующих дате получения дохода.

Как приобрести статус налогового резидента РФ: непрерывно находиться на территории РФ 183 дня подряд или находиться на территории РФ в совокупности 183 дня за 12 месяцев, предшествующих дате получения дохода?

Обязана ли организация по письменному заявлению физлица произвести возврат суммы НДФЛ в случае излишнего ее удержания?

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу определения налогового статуса физического лица и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Пунктом 2 ст. 207 Кодекса установлено, что налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее 6 месяцев) лечения или обучения.

183 дня пребывания в Российской Федерации, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом Российской Федерации, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которых физическое лицо находилось в Российской Федерации в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый статус сотрудника организации определяется налоговым агентом на каждую дату выплаты дохода исходя из фактического времени нахождения сотрудника на территории Российской Федерации.

При определении налогового статуса физического лица необходимо учитывать 12-месячный период, определяемый на дату получения им дохода, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году).

В случае нахождения сотрудника организации в Российской Федерации более 183 дней в течение 12 месяцев, предшествующих дате получения дохода, такое лицо будет признаваться налоговым резидентом Российской Федерации и его доходы от источников в Российской Федерации подлежат обложению по ставке 13 процентов.

Исходя из информации, содержащейся в рассматриваемом письме, в налоговых периодах число дней нахождения сотрудника организации в Российской Федерации составляло более 183 дней. При этом с доходов от источников в Российской Федерации, полученных указанным физическим лицом, налог на доходы физических лиц был излишне удержан организацией-работодателем по ставке 30 процентов.

В случае излишнего удержания организацией - налоговым агентом налога на доходы физических лиц с доходов указанного физического лица суммы излишне удержанного налога подлежат возврату налогоплательщику налоговым агентом в соответствии с положениями п. 1 ст. 231 Кодекса.

Возврат сумм налога налоговым органом производится в соответствии с п. 1.1 ст. 231 Кодекса в случае, если на момент выплаты дохода физическое лицо не признавалось налоговым резидентом Российской Федерации и приобрело статус налогового резидента Российской Федерации по итогам налогового периода.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

Итого: Разъяснены порядок определения налогового статуса иностранного гражданина и правила возврата излишне удержанного НДФЛ.

Вопрос задан в 2012 году.

Это нужно знать наизусть!

Регистрация ИП

Регистрация ИП производится только по месту постоянной прописки (регистрации).

Работать ИП может где угодно на территории РФ.

ИП может сам себя оформить на работу но это совершенно не зачем. ИП может свободно распоряжаться доходом.

УСН

В декларации УСН указываются только НАЧИСЛЕННЫЕ суммы налога. Платежи и штрафы не указываются

При УСН используется кассовый метод признания доходов. Таким образом доход это то, что фактически поступило в кассу и на р/с.

Можно уменьшить налог УСН социальными платежами, но не более чем на 50%(до 2012).

Пример: налогооблагаемая база - 100 000 р., налог - 6 000 р., социальные платежи(ПФР, ФОМС, ФСС) - 20 000 р. Налог уменьшаем всего на 3 000. Итоговый налог 3 000 р.

Пример: налогооблагаемая база - 1 000 000 р., налог - 60 000 р., социальные платежи(ПФР, ФОМС, ФСС) - 20 000 р. Налог уменьшаем на все 20 000. Итоговый налог 40 000 р.

Пример для ИП без НР с 2012: налогооблагаемая база - 100 000 р., налог - 6 000 р., социальные платежи(ПФР, ФОМС, ФСС) - 20 000 р. Налог уменьшаем всего на 6 000. Итоговый налог 0 р.

ЕНВД

ЕНВД подается и платится в налоговую по месту деятельности

На ЕНВД становятся в течение пяти дней ПОСЛЕ начала деятельности

Можно уменьшить налог ЕНВД, также как УСН(см. выше) социальными платежами, но не более чем на 50%. Платежи тогда лучше платить поквартально.

Возможно совмещение ЕНВД и УСН.

ПФР

За себя ИП платит страховые взносы как хочет(каждый месяц, квартал, раз в год). Подает расчет РСВ-2 раз в год до 1 марта.

НК РФ Статья 207. Налогоплательщики

КонсультантПлюс: примечание.

При внесении изменений в ст. 207 законодателем, видимо, допущена неточность: не исключена запятая после слов "от источников". Текст ст. 207 приведен в точном соответствии с изменениями, внесенными ФЗ от 29.12.2000 N 166-ФЗ .

1. Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

2. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Налоговыми резидентами в 2015 году признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не менее 183 календарных дней в течение периода с 18 марта по 31 декабря 2014 года. Период нахождения физического лица в Российской Федерации на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не прерывается на краткосрочные (менее шести месяцев) периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации.

3. Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации.

4. В случае, если в налоговом периоде в отношении физического лица действовали меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации (далее в настоящем Кодексе - меры ограничительного характера), такое физическое лицо независимо от срока фактического нахождения в Российской Федерации может не признаваться в этом налоговом периоде налоговым резидентом Российской Федерации, если в этом налоговом периоде такое физическое лицо являлось налоговым резидентом иностранного государства.

(см. текст в предыдущей редакции)

Физическое лицо, указанное в абзаце первом настоящего пункта, не признается налоговым резидентом Российской Федерации на основании его заявления, представленного в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, с приложением документа, подтверждающего налоговое резидентство этого физического лица, выданного компетентным органом иностранного государства (сертификата налогового резидентства), или составленного в произвольной форме обоснования невозможности получения такого сертификата в уполномоченном органе иностранного государства с приложением подтверждающих документов.

Ирина Халимоненко

Статус человека - резидент он или нерезидент – важен для расчета НДФЛ. Резидентство определяют за 12 месяцев. Большую часть из них человек должен прожить в России. Тогда он станет резидентом. Налоговики разъяснили, что 183 дня могут чередоваться с днями, когда человек уезжал за границу.

Как определить налоговый статус человека

Чтобы человека признали налоговым резидентом, ему нужно пробыть в нашей стране не менее 183 дней за 12 месяцев. Это прописано в пункте 2 статьи 207 НК РФ. 183 дня пребывания в Российской Федерации, по достижении которых человек будет признан налоговым резидентом Российской Федерации, не прерывается в случае его выездов за границу на лечение или обучение, срок которых составляет менее шести месяцев.

ФНС указала, что 183 дня или шесть месяцев не обязательно должны идти подряд. Аналогичное мнение налоговики высказывали в письме от 19.12.14 № ОА-4-17/26338.

Пример 1

Работник компании поехал на учебу за границу. Срок обучения – полтора года. Периодически работник возвращался в Россию: всякий раз он находился за рубежом менее шести месяцев. Но за последние 12 месяцев он пробыл в России 125 дней. Дни заграничного обучения в расчет не включают, потому что по документам обучение не является краткосрочным. В итоге работник оказался нерезидентом.

Пример 2

С января по март (80 дней) и с июля по сентябрь (90 дней) работник выезжал за границу лечиться. Он также ездил на отдых – всего на 60 дней.

За последние 12 месяцев человек пробыл в России 135 дней. К ним приплюсуйте периоды, когда работник лечился. И тогда получится 305 дней. Человек признается налоговым резидентом.

Какие документы понадобятся

Резидентство работника надо документально подтвердить. Подойдет табель учета рабочего времени, квитанции из гостиницы, страницы паспорта с визами, проездные билеты и пр.

Чтобы доказать налоговикам, что человек выезжал за границу на краткосрочное лечение, подготовьте копии страниц загранпаспорта со специальными (учебными) визами и копии договоров с иностранными образовательными учреждениями, в которых указано, что срок обучения менее шести месяцев. Аналогичные бумаги подтвердят краткосрочное лечение. Только вместо договора на обучение понадобится договор с клиникой.

Во многих организациях трудятся не только граждане РФ, но и иностранцы (чаще всего, граждане ближнего зарубежья - Украины, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Белоруссии и др.). Хотя новый порядок определения статуса резидента РФ в целях исчисления НДФЛ действует уже более года, его применение на практике все равно вызывает у бухгалтеров вопросы, ответы на которые даны в нашей статье.

Порядок уплаты НДФЛ

Бухгалтеру по расчету зарплаты нужно помнить, что гл. 23 НК РФ установлен разный порядок уплаты с доходов резидентов РФ и с доходов нерезидентов РФ (о том, кто это такие, см. ниже). Эти различия приведены в таблице.

Резиденты РФ

Нерезиденты РФ

Объект обложения

Доходы от источников в РФ и (или) доходы от источников за ее пределами

Доходы от источников в РФ

Налоговая база

Определяется нарастающим итогом с начала года по итогам каждого месяца по всем доходам

Определяется как сумма всех доходов, полученных за месяц (не нарастающим итогом)

Налоговые вычеты

Предоставляются

Ставка налога

Сумма налога

Исчисляется нарастающим итогом с начала года по итогам каждого месяца по всем начисленным доходам

Исчисляется отдельно по каждой сумме начисленного дохода

КБК, на который перечисляется налог

182 1 01 02021 01 1000 110

182 1 01 02030 01 1000 110

Мы приводим обычные ставки налога. Налогообложение доходов по другим ставкам в этой статье мы не рассматриваем.

Также заметим, что на основании международных соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Россией с разными государствами, к доходам нерезидентов могут применяться пониженные ставки НДФЛ (по состоянию на 1 января 2008 г. действует 68 международных соглашений). Поэтому, прежде чем облагать доходы нерезидента по нормам НК РФ, загляните в соглашение с той страной, резидентом которой является ваш работник.

Резидент или нерезидент - вот в чем вопрос

Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

При этом краткосрочные (менее 6 месяцев) периоды выезда за рубеж для лечения или обучения не прерывают времени нахождения физического лица в РФ.

Что же касается нерезидентов, то они определяются методом "от противного" - это физические лица (в том числе и граждане РФ), проживающие в РФ менее полугода в течение следующих подряд 12 месяцев.

На практике бухгалтеры при расчете НДФЛ нередко испытывают трудности при определении статуса своих работников - резиденты они или нет, особенно если в организации работают иностранные граждане и (или) россияне, работа которых связана с постоянными командировками, назовем их "группа риска". Что ж, давайте разбираться.

Как считать эти 12 месяцев?

Из понятия "резидент" следует, что в расчет надо принимать прошедший период из следующих подряд 12 месяцев. При этом совсем не обязательно, чтобы эти месяцы были строго календарными (с 1 по 30 или 31 число). Например, начало 12-месячного периода может приходиться на 12 февраля 2007 г., а конец - на 11 февраля 2008 г. соответственно. Таким образом, для определения статуса физического лица учитывается любой непрерывный 12- месячный период, в том числе начавшийся в одном календарном году, а продолжающийся в другом.

В какой момент считать эти 12 месяцев?

Из разъяснений Минфина можно сделать вывод, что организация должна определять статус работника (резидент или нерезидент) на каждую дату выплаты дохода. Если говорить о зарплате, то получается, что статус работника надо определять ежемесячно. Но Минфин предупреждает, что определять статус работника исходя из предполагаемого времени нахождения в РФ НК РФ не разрешает. Например, если трудовой договор с иностранцем заключен на неопределенный срок и работодатель заранее знает, что он будет трудиться более 183 дней в году, сразу считать его резидентом и облагать доходы по ставке 13% нельзя. Это возможно только в отношении граждан Белоруссии (подробнее см. ниже).

От какой даты считать 183 дня пребывания в РФ?

Точкой отсчета для определения срока нахождения на территории РФ является день, следующий за днем прибытия иностранного гражданина на территорию РФ. То есть дата приезда в дни нахождения на территории РФ не включается, а дата отъезда включается].

Примечание. По этому же принципу определяется срок нахождения на территории РФ работника - резидента РФ, часто выезжающего за рубеж: дата отъезда в дни нахождения на территории РФ включается, а дата прибытия нет.

В отличие от 12-месячного периода, 183 дня, необходимые для приобретения статуса резидента, не должны идти последовательно. Этот срок может складываться из нескольких отрезков времени. Например, в первом месяце из 12-месячного периода работник находился на территории РФ 21 день (за рубежом - 10 дней), во втором - 28 дней, в третьем - 16 дней, в четвертом - 30 дней, в пятом - 31 день, в шестом - 23 дня, в седьмом - 20 дней, в восьмом - 15 дней. Получается, что в России он находится более 183 дней за последние 12 месяцев, а значит, является резидентом РФ.

Таким образом, для признания работника резидентом РФ и применения ставки НДФЛ 13% нужно, чтобы в течение 12-месячного периода, предшествующего дате выплаты дохода, он находился на территории РФ в общей сложности хотя бы 183 календарных дня.

Отслеживаем статус работника ежемесячно?

И теперь напрашивается самый насущный вопрос: действительно ли нужно в течение года ежемесячно отслеживать статус работника и при его смене сразу пересчитывать НДФЛ или этого можно избежать?

С одной стороны, контролирующие органы разъясняют, что если налоговый статус работника в течение текущего налогового периода меняется, то нужно применять соответствующие ставки НДФЛ - 30% или 13% (корректировать суммы НДФЛ, подлежащие уплате). А значит, если работник из так называемой группы риска, то отслеживать его статус придется ежемесячно, чтобы не пропустить момент его изменения. А так как 12-месячный период, предшествующий дате выплаты дохода, плавающий и не привязан к налоговому периоду, то не исключено, что пересчет НДФЛ придется делать несколько раз в году. Безусловно, это только головная боль для бухгалтера.

С другой стороны, Минфин разъясняет, что если статус работника в течение текущего налогового периода меняется, то пересчет сумм НДФЛ можно делать не сразу, а:

  • [или] после наступления даты, с которой налоговый статус работника в текущем году (налоговом периоде) уже измениться не может (например, если работник находился в РФ с 1 января 2008 г., то такой датой будет 1 июля (31 день в январе + 29 дней в феврале + 31 день в марте + 30 дней в апреле + 31 день в мае + 30 дней в июне + 1 день в июле = 183 дня);
  • [или] по итогам года (на 31 декабря);
  • [или] на дату увольнения работника.

Но в этом случае возможно недовольство со стороны работника, который, например, в феврале текущего года становится резидентом, а ему предлагают еще до июля (или до конца года) платить налог по ставке 30% вместо 13%. К тому же из норм Кодекса следует, что, как только работник приобрел статус резидента РФ, у налогового агента нет права удерживать налог по большей ставке.

Логика финансистов такова. Хотя порядок определения резидентства и изменился (12-месячный период теперь никак не увязывается с календарным годом, а является плавающим), налоговым периодом по НДФЛ по-прежнему остался календарный год. Поэтому и исчисление налога производится за календарный год. Соответственно, и пересчитывать сумму НДФЛ в связи со сменой статуса работника в сторону увеличения или уменьшения надо с начала того налогового периода (календарного года), в котором изменился статус работника. Например, если иностранец работает в организации с сентября 2007 г., а в апреле 2008 г. период нахождения его на территории РФ достиг 183 дней, то он становится резидентом РФ. Но пересчитывать налог за период с сентября по декабрь 2007 г. нет никаких оснований, так как в прошлом налоговом периоде (календарном году) иностранец еще не получил статус резидента РФ и поэтому его доходы правомерно облагались по ставке 30%. Тот факт, что изменился порядок определения резидентства, вовсе не означает, что надо пересчитывать налог с начала работы иностранца в организации, то есть с сентября 2007 г.

Поскольку контролирующие органы высказывают разные позиции, то в сложившейся ситуации, чтобы учесть и нормы законодательства, и интересы работника и работодателя, можно действовать следующим образом.

  1. По тем сотрудникам (гражданам РФ и иностранцам), работа которых связана с частыми командировками за границу, можно определять статус работников на 1 января текущего налогового периода, а налог пересчитывать по окончании года. Это связано с тем, что у таких сотрудников, например, на 1 июля текущего календарного года может быть статус резидента, а уже на 1 сентября этот статус будет утрачен, а в конце года опять приобретен. Ведь в расчет берутся 12 месяцев, предшествующих дате выплаты дохода, и в этом периоде считаем 183 дня.

    При этом в течение года доходы работника будут облагаться:

    • [или] по ставке 13%, если на 1 января он был резидентом;
    • [или] по ставке 30%, если на 1 января он был нерезидентом.

    Окончательный статус работника определяется на конец года (на 31 декабря). При таком подходе вы избавляетесь от ежемесячного пересчета НДФЛ.

  2. По тем иностранцам, которые только приехали в РФ (или не подтвердили, что жили здесь) и для которых ваша организация является первым местом работы в России (и эта работа не связана с командировками), статус определяется на дату выплаты первой зарплаты. При этом доходы такого работника облагаются по ставке 30%.

    Если этот иностранец принят на работу во второй половине года, то его статус можно не уточнять. По итогам года он останется нерезидентом РФ.

    Если этот иностранец принят на работу в первой половине года, то его статус уточняется через полгода после приема на работу. Если он все время находился на территории РФ, то налог пересчитывается по ставке 13% со дня приема на работу. По итогам года статус уточнять нет необходимости, он уже измениться не может.

  3. По тем иностранцам, работа которых не связана с командировками, но которые уже работали в России (или жили и подтвердили это), статус также определяется на дату выплаты первой зарплаты.

    Но при этом в вашей организации его доходы облагаются:

    • [или] по ставке 13%, если он находился на территории РФ 183 дня (и более) в течение 12 месяцев, предшествующих дате выплаты первой зарплаты (то есть был резидентом РФ);
    • [или] по ставке 30%, если он находился на территории РФ менее 183 дней в течение 12 месяцев, предшествующих дате выплаты первой зарплаты.

    При этом следить за изменением статуса такого работника надо ежемесячно. И как только статус изменится - пересчитать налог (или в сторону уменьшения, или в сторону увеличения).

Примечание. Бухгалтер может попросить работника, чтобы он сам следил за своим статусом, так как он заинтересованное лицо. Скорее на это согласится тот работник, который с начала года является нерезидентом и платит налог по ставке 30%. Ведь он заинтересован в том, чтобы налог по ставке 13% ему пересчитали сразу же, как только он станет резидентом. А кроме того, еще и вернули излишне удержанный налог.

Во всех вышеизложенных ситуациях нужно будет уточнить статус и на дату увольнения работника. Ведь после увольнения работодатель уже не может контролировать срок нахождения бывшего работника в РФ. При этом в п. 2.3 справки о доходах физлица (форма N ) надо указать статус работника на дату последней выплаты дохода. Если он является резидентом РФ - указывается цифра 1, а если нет - цифра 2.

Если на дату последней выплаты дохода статус работника меняется - был резидентом, а стал нерезидентом или наоборот, то в этом случае делается перерасчет налога. При этом излишне взысканный налог возвращается работнику (подробнее см. раздел "Разбираемся с бюджетом"), а недоплаченный "добирается" с работника, а если это сделать невозможно - передается на взыскание в налоговый орган (подробнее см. раздел "Изменение статуса до и после увольнения").

Чем подтверждать дни пребывания в РФ?

Дата прибытия на территорию РФ и дата отъезда за рубеж иностранца устанавливаются по отметкам пограничного контроля в паспорте, а также по отметкам в миграционной карте.

Иностранец должен представить работодателю копию паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы и миграционную карту. При этом нотариальное заверение копии паспорта, а также нотариальное заверение ее перевода на русский язык не требуется.

У россиян отметки о въезде в РФ и выезде из РФ делаются в загранпаспорте.

Также документами, подтверждающими время нахождения на территории РФ, являются (например, при отсутствии отметок в паспорте у граждан Белоруссии):

  • квитанции о проживании в гостинице;
  • проездные билеты (авиа- и железнодорожные);
  • справка, составленная предыдущим работодателем на основании сведений из табеля учета рабочего времени;
  • другие документы, оформленные в соответствии с законодательством РФ, позволяющие определить время нахождения работника на территории РФ и за ее пределами, например приказы о командировках (если работа сотрудника связана с частыми поездками за границу), командировочные удостоверения.

При этом вид на жительство сам по себе не является документом, подтверждающим фактическое время нахождения на территории РФ. Этот документ лишь подтверждает право иностранного гражданина (или лица без гражданства) на постоянное проживание в РФ, а также право на свободный выезд из страны и въезд в нее.

Был нерезидентом - стал резидентом

Когда работник становится резидентом, он не только платит НДФЛ по ставке 13% с применением стандартных вычетов, но и получает право на возврат ему суммы налога, излишне удержанной в текущем календарном году. Для этого он должен представить в бухгалтерию организации (налоговому агенту):

  • документы, подтверждающие 183-дневный срок пребывания на территории РФ;
  • два заявления, составленных в произвольной форме:
  • [и] о предоставлении стандартных вычетов, если он на них имеет право (на себя, на ребенка);
  • [и] о возврате излишне удержанного налога.

Пересчет налога с 30% на 13% бухгалтер делает в разделе 3 налоговой карточки по форме N 1-НДФЛ, которая является формой налогового учета. Рассмотрим это на примере.

Пример. Пересчет НДФЛ при получении статуса резидента РФ

Организация 22 октября 2007 г. приняла на должность водителя гражданина Украины Д.А. Борисенко и заключила с ним трудовой договор на неопределенный срок. Деятельность водителя не связана с заграничными командировками. На момент приема на работу он находился на территории России 14 календарных дней, имеется миграционная карта со сроком пребывания с 7 октября 2007 г. по 31 декабря 2007 г., который позднее был продлен в установленном законом порядке. Работник холост, детей не имеет. С января 2008 г. оклад работника составляет 20 000 руб. в месяц.

В 2007 г. работник являлся нерезидентом и НДФЛ с него удерживался по ставке 30%.

Так как у нас работник "невыездной", то с момента приема на работу отслеживаем его статус ежемесячно. 183-й день пребывания в РФ приходится на 7 апреля 2008 г. Это значит, что с апреля 2008 г. его доходы надо облагать по ставке 13%, а не 30% и пересчитать НДФЛ за январь - март 2008 г.

Заметим, что принцип заполнения раздела 3 карточки 1-НДФЛ различается в зависимости от статуса работника.

Так как практически во всех организациях учет автоматизирован (установлены бухгалтерские программы различных разработчиков), то карточка 1-НДФЛ формируется также автоматически. После того как организация введет в базу данные о вновь принятом сотруднике, установленном ему окладе, укажет статус этого сотрудника (в п. 2.9 раздела 2 карточки 1-НДФЛ указывается цифра 1, если работник - резидент, а цифра 2 - если нерезидент), организация будет ежемесячно начислять и выдавать работнику зарплату.

Если бухгалтеру нужно увидеть карточку 1-НДФЛ по конкретному работнику, то нужно в экранном меню через опции выйти на нее и выбрать команду "сформировать" или иную аналогичную команду.

Заметим, что если работник является нерезидентом, то программа считает НДФЛ по ставке 30% ежемесячно с полученных работником доходов, без предоставления стандартных вычетов.

Если статус работника меняется - стал резидентом, то мы указываем это в программе и опять выбираем команду "сформировать". После этого программа опять-таки автоматически сделает перерасчет налога по ставке 13% с предоставлением полагающегося стандартного вычета.

В нашем примере работнику предоставляется стандартный вычет в размере 400 руб. (по заявлению работника) только за январь, так как уже с февраля его доход, исчисленный нарастающим итогом за январь - февраль 2008 г., превысит 20 000 руб.

При этом после пересчета по строке "Налог удержанный" будет помесячно нарастающим итогом указана сумма налога, которая была удержана с работника, когда он был нерезидентом РФ. В нашем примере по строке "Налог удержанный" будет указано:

  • в январе - 6000 руб. (20 000 руб. x 30%);
  • в феврале - 12 000 руб. ((20 000 руб. + 20 000 руб.) x 30%);
  • в марте - 18 000 руб. ((20 000 руб. + 20 000 руб. + 20 000 руб.) x 30%).

По строке "Налог исчисленный" будет указана сумма налога, исчисленного уже по ставке 13% нарастающим итогом с начала года.

А по строке "Долг по налогу за налоговым агентом" будет указана разница между исчисленным и удержанным налогом. Это сумма НДФЛ, которая излишне удержана из доходов работника и уплачена в бюджет. Теперь ее надо вернуть работнику.

Таким образом, как видно из примера, после пересчета НДФЛ по ставке 13% оказалось, что с работника за январь - март 2008 г. излишне удержан налог в сумме 10 252 руб.

В бухгалтерском учете на дату приобретения работником статуса резидента РФ (на 7 апреля 2008 г.) надо сделать следующие проводки:

  1. Дт 70 - Кт 68, субсчет "Расчеты по НДФЛ по ставке 30%", - 18 000 руб. (проводка красным) - сторнирован НДФЛ, начисленный по ставке 30%;
  2. Дт 70 - Кт 68, субсчет "Расчеты по НДФЛ по ставке 13%", - 7748 руб. - начислен НДФЛ по ставке 13%.

В результате получилось:

  • по НДФЛ 30% - переплата 18 000 руб.;
  • по НДФЛ 13% - недоимка 7748 руб.;
  • по счету 70 - должны работнику 10 252 руб.

Был резидентом - стал нерезидентом

Если в текущем календарном году работник становится нерезидентом, то ему необходимо пересчитать налог уже в сторону увеличения с 13% до 30% и, конечно, без предоставления стандартных налоговых вычетов.

Если работник становится нерезидентом, продолжая работать в организации, например, на 1 июля текущего года (183 дня с начала налогового периода), когда уже ясно, что он не пробыл на территории РФ 183 дня в текущем году, то необходимо удержать у него доначисленные суммы НДФЛ.

Понятно, что сумма налога, исчисленная по ставке 30% с начала года, будет значительно превышать сумму налога, исчисленную по ставке 13%. В этом случае ежемесячно из зарплаты работника надо удерживать не только сумму НДФЛ за текущий месяц, но и сумму недоудержанного ранее налога. При этом общая сумма удерживаемого налога не должна превышать 50% суммы выплаты.

Пересчет налоговых обязательств работника в сторону увеличения в связи с утратой статуса резидента работодатель также делает в карточке 1-НДФЛ. В ней после пересчета будет указано:

  • по строке "Налоговая база (с начала года)" - помесячно сумма дохода работника без стандартных налоговых вычетов (не нарастающим итогом);
  • по строке "Налог исчисленный" - помесячно сумма налога, исчисленного по ставке 30% (не нарастающим итогом);
  • по строке "Налог удержанный" - помесячно сумма налога, которая была удержана с работника, когда он был резидентом РФ, то есть по ставке 13% (не нарастающим итогом);
  • по строке "Долг по налогу за налогоплательщиком" - помесячно разница между исчисленным (по ставке 30%) и удержанным (по ставке 13%) налогом. Она будет показываться до тех пор, пока работник не погасит свою задолженность перед бюджетом:
    • или путем внесения денег в кассу организации;
    • или путем удержания из зарплаты большей суммы налога (и за текущий месяц, и задолженность). При этом ежемесячно по мере удержания налога из доходов работника по строке "Налог удержанный" сумма будет увеличиваться, а по строке "Долг по налогу за налогоплательщиком" - уменьшаться.

Изменение статуса до и после увольнения

Если сотрудник уволился вскоре после того, как он стал нерезидентом, то удержать из доходов, причитающихся работнику при увольнении, всю сумму доначисленного налога бухгалтер, скорее всего, не сможет. В данном случае из причитающихся работнику выплат бухгалтер может удержать налог в сумме, не превышающей 50% от суммы выплаты, а остальную сумму придется доплачивать самому работнику. Ваша же обязанность как налогового агента в данной ситуации заключается в том, чтобы сообщить в налоговый орган о невозможности удержать НДФЛ с работника-нерезидента и сумме его задолженности, указав ее в пп. 5.8 и 5.10 справки о доходах физлица (форма 2-НДФЛ).

Если сотрудник уволился вскоре после того, как он стал резидентом, то по заявлению работника организация обязана вернуть ему всю сумму излишне удержанного налога (подробнее см. раздел "Разбираемся с бюджетом"). Когда по истечении года организация будет подавать в налоговую инспекцию справку о доходах этого работника по форме 2-НДФЛ, то в пунктах 5.3 "Сумма налога исчисленная" и 5.4 "Сумма налога удержанная" этой справки суммы будут одинаковые, так как организация с работником полностью рассчиталась.

Обращаем внимание на то, что контролировать статус работника после его увольнения организация уже не должна, поскольку она не производит никаких выплат и не является налоговым агентом. Так что все изменения статуса после увольнения работника никак не сказываются на обязанностях налогового агента.

Разбираемся с бюджетом

Итак, после перерасчета НДФЛ в связи с изменением статуса работника у него появляется или задолженность перед бюджетом (платили по 13%, а надо по 30%), или переплата (платили по 30%, а надо по 13%). И в этих ситуациях бухгалтер соответственно либо доудерживает налог с работника и перечисляет его в бюджет, либо возвращает налог работнику по его заявлению. Казалось бы, чего проще?

Но бухгалтеру придется еще разбираться с бюджетом, а точнее, с налоговыми органами. Дело в том, что в налоговых органах карточки расчетов с бюджетом по налогам ведутся по каждому КБК. А как мы говорили в начале статьи, НДФЛ, удержанный с нерезидентов, и НДФЛ, удержанный с резидентов, перечисляются на разные КБК. Поэтому после перерасчета налога возможны две ситуации.

И в результате, несмотря на то что НДФЛ по ставке 30% и по ставке 13% поступает в один и тот же бюджет, бухгалтеру все равно придется просить налоговую инспекцию сделать переброску с того КБК, по которому налог был уплачен изначально, на тот, по которому он должен быть уплачен после изменения статуса работника (например, с КБК резидентов на КБК нерезидентов).

Контролирующие органы считают, что надо делать зачет переплаты по НДФЛ с одного КБК на другой. При этом Минфин отмечал, что в данном случае налоговики не могут штрафовать организацию - налогового агента за то, что в результате перерасчета образовалась недоимка по КБК, на который перечисляется налог с резидентов, поскольку в данном случае организация исполнила свою обязанность налогового агента по перечислению НДФЛ в соответствующий бюджет. В данном случае не должно быть и пеней, так как налоговый агент перечислял все правильно и своевременно и применял ту ставку налога, которая соответствовала статусу работника.

Как вернуть налог?

После того как работник написал заявление на имя руководителя организации о возврате излишне удержанного НДФЛ, бухгалтер должен этот налог вернуть. Сразу же возникает вопрос: за счет каких средств?

Так как налог уже в бюджете, то организация может вернуть работнику излишне удержанный налог за счет текущих платежей в бюджет по НДФЛ. Кстати, налоговые органы не имеют ничего против такого возврата. То есть возврат НДФЛ конкретному работнику фактически производится за счет сумм НДФЛ, удержанных в текущем месяце не только с него, но и с других работников.

В бухучете делается проводка: Дт 70 - Кт 50 - возвращен НДФЛ работнику (в нашем примере на сумму 10 252 руб.). При этом сумма возвращенного налога отражается в карточке 1-НДФЛ по строке "Возвращена налоговым агентом излишне удержанная сумма налога" в месяце, в котором налог возвращен работнику (выдан из кассы, перечислен на зарплатную карточку).

Итак, если работник был нерезидентом, а затем стал резидентом, то организация может:

  • при наличии других работников, с которых НДФЛ платится по ставке 30%, - уменьшить сумму исчисленного налога к уплате в бюджет за текущий месяц по ставке 30% по всем работникам-нерезидентам на сумму налога, удержанного с работника по ставке 30%. При этом заявление о зачете в налоговый орган подавать не надо;
  • при отсутствии работников, с которых НДФЛ удерживается по ставке 30%, - уменьшить сумму исчисленного налога к уплате в бюджет за текущий месяц по ставке 13% по всем работникам организации на сумму налога, удержанного с работника по ставке 30%. При этом сумму налога, перечисленного в бюджет по ставке 30%, надо зачесть в счет предстоящих платежей налога по ставке 13%.

Чтобы у налоговиков было меньше вопросов и они не прибегали к выездной проверке, к заявлению организации надо приложить копии:

  • заявления работника;
  • документов, удостоверяющих срок нахождения работника на территории РФ;
  • налоговой карточки по форме 1-НДФЛ, где пересчитан налог.

Однако в начале этого года Минфин России впервые высказался, что налоговый агент не имеет права возвращать излишне удержанный им налог путем проведения одностороннего зачета встречных однородных обязательств с бюджетом за счет суммы налога по другим физическим лицам, так как такая возможность Кодексом не предусмотрена.

Если руководствоваться этим разъяснением, то придется соблюдать следующую процедуру.

  1. Работник, с которого излишне удержан налог, пишет заявление в организацию о возврате налога.
  2. Организация возвращает налог за счет собственных средств. При этом сумму исчисленного налога к уплате в бюджет за текущий месяц по ставке 13% по всем работникам организация должна уплатить в бюджет. Уменьшать ее на сумму налога, удержанного с работника по ставке 30%, она не может.
  3. Организация подает в налоговый орган заявление о возврате НДФЛ, возвращенного работнику (зачете в счет будущих платежей). К этому заявлению прилагаются заявление работника, документы, удостоверяющие срок нахождения работника на территории РФ, и др. (см. выше).
  4. Налоговый орган проверяет представленные организацией документы и в течение 10 дней со дня получения заявления от организации выносит:
    • [или] решение о зачете суммы излишне удержанного и перечисленного в бюджет налога в счет предстоящих платежей, если подавалось заявление о зачете НДФЛ;
    • [или] решение о возврате суммы излишне удержанного и перечисленного в бюджет налога, если подавалось заявление о возврате НДФЛ.

    Кроме того, в течение 5 дней со дня принятия соответствующего решения налоговый орган письменно сообщает организации о произведенном зачете или возврате. Это сообщение либо передается руководителю организации лично под расписку, либо направляется по почте заказным письмом с уведомлением.

    После этого сумма излишне перечисленного в бюджет налога должна быть возвращена в течение 1 месяца со дня получения налоговым органом заявления о возврате.

  5. Организация после получения из налогового органа сообщения о произведенном зачете делает в бухгалтерском учете запись о зачете НДФЛ: Дт 68, субсчет "Расчеты по НДФЛ по ставке 13%", - Кт 68, субсчет "Расчеты по НДФЛ по ставке 30%" (в нашем примере на сумму 18 000 руб.).
  6. После получения денег из бюджета бухгалтер организации делает проводку: Дт 51 - Кт 68, субсчет "Расчеты по НДФЛ по ставке 30%" (в нашем примере на сумму 10 252 руб.).

    Но при таком варианте получается, что излишне перечисленный в бюджет налог работник получает сразу, а вот организация ждет возврата своих денег как минимум полтора месяца, в отличие от случая возврата за счет текущих платежей по НДФЛ.

    Однако совсем непонятно, зачем гонять деньги туда-сюда: перечислять в бюджет, а потом возвращать их из бюджета. В такой ситуации у организации есть выбор:

    • платить в бюджет меньше, то есть сразу возвращать работнику налог из текущих платежей в бюджет по НДФЛ по всем работникам;
    • платить в бюджет больше, то есть возвращать работнику налог за счет собственных средств, а потом просить налоговую инспекцию вернуть эти деньги.

Хочется надеяться, что налоговые органы не примут на "вооружение" это Письмо Минфина, так как это осложнит жизнь не только организациям, но и самим работникам налоговых органов.

Выводы

Целью введения плавающего 12-месячного периода для определения резидентства было поставить в равные условия с российскими гражданами тех иностранцев, которые пробыли на территории РФ 183 дня и более в течение 12 предыдущих месяцев, - чтобы они платили НДФЛ по ставке 13%. А до этих поправок статус налогового резидента каждый год определялся заново. И в первой половине года иностранцы платили НДФЛ по ставке 30% и только в июле имели право на уплату налога по ставке 13% и пересчет налога с начала года.

Но, как и при любом положительном новшестве, есть и оборотная сторона. Это благо для работников обернулось усложнением работы для бухгалтера, так как теперь надо отслеживать статус работников из "группы риска" ежемесячно.

Шаронова Е.А., Мартынова И.Н.

Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга" N 8, 2008

Д ля расчета налога на доходы физических лиц важно определить налоговый статус работника. Другими словами, является ли он резидентом РФ или нет. От ответа на этот вопрос зависит ставка налога (из данного правила есть исключения, мы их отметим) и предоставление стандартных налоговых вычетов. При этом налоговый статус зависит от количества дней, проведенных в РФ. Разберемся, какими документами можно подтвердить нахождение работника в России.

Налоговые резиденты

Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на время выезда за границу для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Для определения налогового статуса гражданство физического лица значения не имеет (письма Минфина России от 05.05.2015 № 03-04-05/25727 и от 03.04.2015 № 03-04-05/18625). Так что налоговыми резидентами РФ, как и нерезидентами, могут быть граждане любых государств (письмо Минфина РФ от 14.08.2009 № 03-08-05).

К сведению

Свернуть Показать

Понятия налогового резидента и резидента в целях применения положений валютного законодательства не совпадают (письмо ФНС России от 03.09.2014 № ОА-3-17/2962).

Учтите, что резидентство зависит от фактического времени пребывания на территории РФ, а не от времени официального трудоустройства (письмо Минфина России от 03.04.2015 № 03-04-05/18625).

К сведению

Свернуть Показать

Окончательный налоговый статус физического лица, определяющий налого­обложение его доходов, полученных за налоговый период (календарный год), уточняется с учетом периода нахождения в РФ в данном году (письмо Минфина России от 30.12.2014 № 03-04-06/68489).

Подсчет упомянутых выше 183 дней производится работодателями на дату фактического получения работником дохода (письмо ФНС ­России от 02.03.2015 № ОА-3-17/779@).

В расчет берут 12-месячный период, в т.ч. начинающийся в одном и заканчивающийся в следующем календарном году (письма ФНС России от 29.04.2015 № ОА-4-17/7402@ и Минфина России от 31.03.2015 № ­03-04-05/17664).

183 дня исчисляют путем суммирования всех календарных дней, в которые физлицо находилось в РФ в течение 12 следующих подряд месяцев (письма ФНС России от 22.08.2012 № ЕД-4-3/13897@ и Минфина России от 29.06.2015 № 03-04-05/37275). При этом требований о непрерывности течения указанных 183 дней положения Кодекса не содержат (письма ФНС России от 10.06.2015 № ОА-3-17/2276@ и от 27.06.2014 № ­ОА-3-17/2137).

Дни въезда на территорию России и выезда из нее рассматриваются в качестве дней нахождения в РФ (письма ФНС РФ от 10.06.2015 № ОА-3-17/2276@, от 01.04.2009 № ШС-17-3/72@, от 24.04.2015 № ОА-3-17/1702@).

При выезде физлица за пределы РФ для прохождения лечения в период нахождения на территории РФ могут быть включены дни, в течение которых налогоплательщик оформлял обязательные разрешительные документы на лечение (письмо Минфина России от 02.07.2015 № ­03-04-05/38173).

К сведению

Свернуть Показать

Положений, обязывающих налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о факте утраты статуса налогового резидента РФ, законодательство не ­содержит (письма ФНС России от 16.01.2015 № ОА-3-17/87@ и от 19.12.2014 № ­ОА-3-17/4397@).

Кто отвечает за неправильный статус

Минфин России в письме от 12.08.2013 № 03-04-06/32676 сказал, что ответственность за правильность определения налогового статуса физлица - получателя дохода, исчисление и уплату налога в соответствии с его налоговым статусом лежит на работодателе.

Поэтому при наличии оснований считать, что гражданин РФ может не являться налоговым резидентом, работодатель вправе запросить у физического лица соответствующие документы или их копии. Нотариальное заверение копий таких документов, а также нотариальное заверение их перевода на русский язык не требуется. В случае если физическое лицо не представляет запрашиваемые документы, налоговый агент вправе применить к выплачиваемым этому физическому лицу доходам налоговую ставку и порядок расчета налоговой базы, предусмотренные для лиц, не являющихся налоговыми резидентами.

Установление налогового статуса физических лиц - получателей дохода производится работодателем самостоятельно исходя из особенностей каждой конкретной ситуации (письмо Минфина РФ от 16.03.2012 № ­03-04-06/6-64).

Подтверждающие документы

В законодательстве не прописан перечень документов, подтверждающих нахождение физических лиц на территории РФ (письма ФНС России от 05.03.2013 № ЕД-3-3/743@ и Минфина России от 13.01.2015 № ­03-04-05/69536). Поэтому рассмотрим разъяснения чиновников.

Паспорт

Документами, подтверждающими фактическое нахождение физлица на территории РФ, являются, прежде всего, копии страниц паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы ­(письмо ФНС России от 10.06.2015 № ОА-3-17/2276@).

Между тем не всегда отметка о пересечении границы ставится в паспорт. Причем это касается как ближнего зарубежья, так и дальнего. К примеру, по внутреннему российскому паспорту можно въезжать в Абхазию, Белоруссию, Казахстан и Киргизию. Если же говорить о дальнем зарубежье, то многие страны не ставят выездной штамп (Новая Зеландия, США, Великобритания и т.д.). Посмотрим, как подтвердить ­налоговый статус в этих случаях.

Иные документы

Примерный перечень подтверждающих документов был изложен в письмах ФНС России от 10.06.2015 № ОА-3-17/2276@, от 19.12.2014 № ОА-4-17/26338, от 22.10.2014 № ОА-3-17/3584@, от 05.03.2013 № ­ЕД-3-3/743@, от 22.01.2013 № ЕД-3-3/150@, Минфина России от 13.01.2015 № ­03-04-05/69536, от 25.12.2014 № 03-04-05/67311, от 26.04.2012 № ­03-04-05/6-557. Документами, подтверждающими ­фактическое нахождение физлица на территории РФ, являются:

  • сведения из табеля учета рабочего времени;
  • данные миграционных карт;
  • документы о регистрации по месту жительства или пребывания;
  • справки с предыдущих мест работы;
  • справки из учебных заведений;
  • квитанции о проживании в гостиницах.

Также это могут быть иные документы, оформленные в порядке, регламентированном законодательством РФ, на основании которых можно установить длительность фактического нахождения физического лица в России (письма УФНС России по г. Москве от 15.03.2012 № ­20-14/022432@ и ФНС РФ от 22.07.2011 № ЕД-4-3/11900@).

Если речь идет не об отметке в паспорте, то чаще всего нахождение в России подтверждается совокупностью документов (например, из списка, указанного выше). К примеру, сами по себе не доказывают ­нахождение в РФ:

  • уведомление о прибытии в место пребывания (письмо Минфина России от 19.12.2014 № 03-04-06/65970);
  • вид на жительство (письмо Минфина России от 25.12.2014 № 03-04-05/67311);
  • регистрации (временная / постоянная) по месту жительства в РФ и свидетельство о постановке физлица на учет в налоговом органе (письмо Минфина России от 13.01.2015 № 03-04-05/69536).

К сведению

Свернуть Показать

Работник может представить работодателю документы, необходимые для удержания налога в соответствии с его налоговым статусом, самостоятельно либо по запросу работодателя (письмо ФНС РФ от 23.09.2008 № 3-5-03/529@).

Документы на лечение и обучение

Как мы уже говорили, период нахождения физлица в РФ не прерывается на время его выезда за границу для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Под обучением понимается процесс освоения обучающимся физическим лицом образовательной программы, а не оказания услуг по преподаванию педагогическим работником (письмо Минфина России от 27.05.2013 № 03-04-05/19093).

Документами, подтверждающими нахождение на обучении, могут являться копии страниц загранпаспорта со специальными (учебными) визами и отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, а также копии договоров с иностранными образовательными и иными организациями об оказании соответствующих услуг (письмо ФНС России от 28.05.2013 № ОА-4-13/9604).

Подтвердить нахождение физлица на лечении могут договоры с медицинскими учреждениями, справки, выданные медицинскими учреждениями, свидетельствующие о проведении лечения, с указанием времени проведения лечения, а также копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы (письмо Минфина РФ от 26.06.2008 № 03-04-06-01/182).

Отметим, что ограничения по возрасту, по видам учебных заведений, учебных дисциплин, лечебных учреждений, видам заболеваний, а также по перечню зарубежных стран, в которых граждане могут проходить лечение или обучение (менее шести месяцев), в законодательстве не установлены. Данный вывод прозвучал в письме ФНС РФ от 23.09.2008 № ­3-5-03/529@.

Учтите, что дни проживания за границей в целях краткосрочного (менее шести месяцев) обучения / лечения учитываются при подсчете дней нахождения в РФ только в случае, если физлицо выезжает для обучения / лечения из РФ и возвращается в РФ после прохождения обучения / лечения (письмо Минфина России от 26.09.2012 № ­03-04-05/6-1128).

Когда не важен налоговый статус

Минимальный налог вне зависимости от статуса

В некоторых случаях вне зависимости от налогового статуса физлица работодатель рассчитывает налог на такого работника исходя из ставки 13%. Речь здесь идет о следующих ситуациях:

Один человек, а ставки разные

Как видите, налоговый статус иностранца не всегда влияет на ставку налога по НДФЛ. Всегда надо рассматривать в качестве кого прибыл иностранный гражданин в Россию. К примеру, налогообложение доходов физлиц, выехавших из Донецкой и Луганской областей Украины, зависит, прежде всего, от времени их пребывания в РФ. В то же время, если указанные граждане получили в РФ статус беженцев, то доходы от осуществления трудовой деятельности независимо от пребывания в РФ облагаются по ставке 13% (письма Минфина России от 03.04.2015 № 03-04-05/18625, от 11.03.2015 № 03-04-05/12859 и от 29.01.2015 № 03-04-05/3267). Если гражданин утрачивает статус беженца, но при этом не является налоговым резидентом РФ, то его доходы подлежат налогообложению по ставке 30% (письмо ФНС России от 06.03.2015 № БС-4-11/3628@).

Как видите, статус налогового резидента всегда актуален.

Приведем еще один пример. Налогообложению по ставке 13% подлежат не любые доходы, получаемые высококвалифицированным специалистом, а только от осуществления трудовой деятельности в РФ (письмо Минфина России от 17.03.2015 № 03-04-06/14003). Если такой сотрудник не является налоговым резидентом, то суммы оплаты организацией расходов на провоз багажа от места проживания до места работы, стоимости обучения, аренды жилого помещения и автомобильной парковки облагаются по ставке 30% (письма Минфина России от 02.04.2015 № ­03-04-06/18278 и от 16.12.2014 № 03-04-06/64843).

Стандартные вычеты и налоговый статус

При расчете налога доходы работников, облагаемые по ставке, предусмотренной в п. 1 ст. 224 НК РФ (13%), можно уменьшить на сумму полагающихся налоговых вычетов (п. 3 ст. 210 НК РФ). Это право реализуется налогоплательщиками независимо от их гражданства и места ­регистрации (письмо УФНС России по г. Москве от 29.02.2012 № ­20-14/14805@).

Учитывая, что в данной норме отсылка идет именно на определенный пункт НК РФ, а не просто на ставку налога, можно сделать вывод, что для получения вычета необходимо быть налоговым резидентом РФ.

К примеру, если иностранный гражданин, признаваемый беженцем или получивший временное убежище на территории России, не является налоговым резидентом РФ, и его доходы облагаются по ставке 13% (согласно п. 3 ст. 224 НК РФ), то налоговые вычеты не предоставляются. Когда указанное лицо станет налоговым резидентом РФ и его доходы будут облагаться по ставке 13%, установленной п. 1 ст. 224 НК РФ, ему могут быть предоставлены вычеты по НДФЛ (письмо ФНС России от 30.10.2014 № БС-3-11/3689@).

Приведем еще один пример. Доходы в связи с работой по найму в РФ, полученные гражданами республик Беларусь, Казахстан и Армения, с 1 января 2015 г. облагаются по ставке 13%. Тем не менее положение Договора о применении к доходам граждан этих государств налоговых ставок, предусмотренных для налоговых резидентов государств-членов, не означает, что эти граждане автоматически признаются резидентами в соответствующем государстве. Вопросы признания физического лица налоговым резидентом какого-либо из государств-членов Договором не регулируются. В этих целях используются положения национального законодательства (письмо Минфина России от 09.04.2015 № ­03-04-06/20223).

К сведению

Свернуть Показать

Гражданин может получить доход от источников, находящихся не только в РФ, но и за границей. К примеру, если налоговый резидент РФ получил доход за рубежом, налог придется исчислить дважды (в РФ и в стране выплаты дохода). Для исключения таких ситуаций государства заключают специальные соглашения во избежание двойного налогообложения.

Порядок подтверждения статуса налогового резидента РФ для целей избегания двойного налогообложения изложен в информационном сообщении ФНС РФ «О ­процедуре подтверждения статуса налогового резидента Российской ­Федерации».

Вся необходимая информация о порядке подачи заявления о подтверждении статуса налогового резидента размещена на сайте ФНС России в разделе «физические лица» в ветке «Вопросы резидентства и гражданства» (письмо ФНС России от 27.06.2014 № ОА-3-17/2137).

Отметим, что с 2016 г. вводится новый порядок освобождения доходов физических лиц, являющихся налоговыми резидентами иностранных государств (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 08.06.2015 № 146-ФЗ «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»).

Похожие публикации