Расчетов с использованием электронных средств платежа. Расчеты между организациями и ип

В связи с простотой и мобильностью осуществления операций по использованию электронных денег через электронные системы их применение становится очень популярным не только среди физических лиц, но и у юридических лиц, а также у предпринимателей. Наиболее популярные на сегодня электронные системы без открытия банковского счета: Webmoney, Яndex.Деньги, Qiwi, а с открытием банковского счета – «Сбербанк ОнЛ@йн», «Альфа-Клик» от Альфа Банка и «Телебанк» от ВТБ24. С их помощью можно проводить оплату товаров, услуг, интернет – платежи, мобильный связи, покупку билетов (на самолет, поезд или в кино) и др. Таким образом, сфера применения электронных средств платежей быстрыми темпами набирает количество участников, действия которых необходимо регулировать для бесперебойного и эффективного функционирования системы. Для этого важно установить четкие и единые на всей территории РФ правила, которые должны выполнять все ее участники. Для регулирования вышеуказанных правоотношении была разработана законодательная база, которая представлена Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Федеральный закон № 161-ФЗ). Вместе с ним был принят Федеральный закон от 27.06.2011 N 162-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе" (далее - Федеральный закон № 162-ФЗ), который внес необходимые изменения в ряд законодательных актов, в том числе и в налоговое законодательство. Рассмотрим основные из них и узнаем, какие основные правила, действуют в данной сфере. Изменения Федерального закона № 161-ФЗ Основным правовым актом, регулирующим использование электронных денежных средств, является, как уже отмечалось выше, Федеральный закон № 161-ФЗ. Согласно ст. 39 данного документа он начал действовать (кроме отдельных положений) с 29 сентября 2011г., полностью Закон начнет действовать с 1 января 2013г. Данным законом введен ряд новых понятий, связанных с электронными платежами, например, таких как национальная платежная система, оператор по переводу денежных средств, оператор электронных денежных средств, электронные денежные средства, электронное средство платежа и другие. Кроме этого данным законом предусмотрено применение нескольких видов электронных средств платежей (далее ЭСП) в зависимости от статуса клиента: Для клиентов - физических лиц электронные средства платежа подразделяются на: - персонифицированные ЭСП, при использовании которых оператор проводит идентификацию клиента в соответствии с Законом о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. По такому ЭСП остаток электронных денежных средств в любой момент не может превышать 100 тыс. руб. либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную ей (допускается превышение указанной суммы вследствие изменения официального курса иностранной валюты, устанавливаемого ЦБ РФ). Оператор электронных денежных средств не осуществляет перевод электронных денег, если в результате такого перевода будет превышена названная сумма. При этом по своему распоряжению физическое лицо вправе получить остаток (его часть) электронных денежных средств и вывести их из электронной платежной системы, получив реальные деньги несколькими способами: на открытый банковский счет, перевести без открытия банковского счета, например, на другое ЭСП или наличными. Однако за данную операцию оператором взимается комиссия. - неперсонифицированные ЭСП, при использовании которых идентификация клиента не требуется. По данному ЭСП остаток электронных денежных средств не может превышать 15 тыс. руб. (при этом операции в валюте не осуществляются), а общая сумма переводимых электронных денежных средств в течение календарного месяца не может превышать 40 тыс. руб. . Физическое лицо, использующее неперсонифицированное ЭСП, может распорядиться о переводе электронных денежных средств только на банковский счет, а получить наличными остаток (его часть) электронных денежных средств не вправе. Для клиентов – юридических лиц и ИП выделяют корпоративные ЭСП. Для них оператором установлена в обязательном порядке идентификация клиента. Порядок использования аналогичен персонифицированным ЭСП с небольшим отличием. Так, в случае превышения суммы остатка электронных денежных средств (более 100 тыс. руб.) оператор электронных денежных средств обязан зачислить или перевести их в размере превышения указанного ограничения на банковский счет юридического лица или индивидуального предпринимателя без его распоряжения. А остаток (его часть) электронных денежных средств юридическое лицо (или ИП) может вывести из электронной платежной системы и преобразовать в реальные деньги только на банковский счет. Другие возможности исключены. Осуществление расчетов электронными денежными средствами производит оператор электронных денежных средств. Так, согласно п. 1 и п. 2 ст. 12 Федерального закона № 161-ФЗ им является кредитная организация, в том числе небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, предусмотренная п. 1 ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности". А лицо, не являющееся оператором электронных денежных средств, не вправе становиться осуществлять перевод электронных денежных средств. Однако важно отметить, что юридические лица или индивидуальные предприниматели при помощи электронных денег могут рассчитываться только с физическими лицами, между собой такие расчеты им запрещены, так как организации и предприниматели не могут быть получателями данных средств во всех случаях, кроме одного, когда плательщиком является физическое лицо. То есть, например, платить налоги электронными средствами платежа организации или предприниматели, в отличие от граждан, не могут. Изменения Федерального закона № 162-ФЗ Теперь рассмотрим основные изменения, внесенные Федеральным законом от 27.06.2011г. № 162-ФЗ, которые коснулись рассматриваемой темы. Так, п. 2 ст. 23 НК РФ теперь дополнен подпунктом 1.1, согласно которому налогоплательщики - организации и ИП обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства ИП о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств - в течение 7 дней со дня возникновения (прекращения) такого права. За невыполнение вышеуказанного требования налогоплательщик может быть привлечен к ответственности предусмотренной ст. 126 или ст. 129.1 НК РФ. Кроме этого расширено понятие о взыскании налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика. Так, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) в банках и его электронные денежные средства (п. 1 ст. 46 НК РФ). Кроме этого, при взыскании налога налоговым органом могут быть приостановлены операции по счетам налогоплательщика в банках и переводы электронных денежных средств (п. 8 ст. 46 НК РФ). Бухгалтерский учет электронных денежных средств Из анализа норм Закона № 161-ФЗ можно сделать вывод, что операции с электронными денежными средствами являются безналичной формой расчетов, поэтому учет их целесообразнее вести с использованием счета 55 «Специальные счета в банках», а аналитический учет по этому счету можно вести по каждому виду платежной системы по субсчетам. Комиссию по операциям с использованием электронных денег следует относить на счет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы». Например: Дт 55 Кт 62 - получена оплата от покупателя электронными деньгами Дт 51 Кт 55 - денежные средства переведены из электронного кошелька на расчетный счет Дт 76 Кт 55 - учтена комиссия за перевод денег Дт 91 Кт 76 - комиссия за перевод учтена в составе прочих расходов Для документального подтверждения проводимых операций в бухгалтерском и налоговом учете, необходимо будет иметь отчет оператора об оборотах по электронному кошельку или счету. Налоговый учет электронных денежных средств НДФЛ При перечислении электронных денег физическому лицу за какой-либо товар, работу или услугу, у Вас возникает обязанность налогового агента по удержанию с этого дохода НДФЛ и перечисления его в бюджет. Поэтому перечислить налог в бюджет нужно в тот день, когда будет происходить перечисление электронных денег физическому лицу. НДС В момент оповещения оператором электронных денежных средств о наличии в Вашем электронном кошельке денег можно сделать вывод о получении Вами оплаты. Таким образом, если имела место оплата (частичная оплата) товара в счет предстоящих поставок товаров, в этот момент у Вас возникает обязанность исчислить НДС, применив нормы п. 1 ст. 167 НК РФ. Т.е. поступление денег от физического лица на Ваш электронный счет до отгрузки товара является авансом. При этом документом, подтверждающим дату поступления денег, будет отчет оператора об оборотах. Кроме этого напомню, что при приобретении товаров, работ или услуг у физлица выписывается счет-фактуру в одном экземпляре для себя (т.к. физлицу счет-фактура не требуется для расчетов налогов) и на сумму полученного на электронный счет аванса начисляется НДС. А после отгрузки НДС принимается к вычету. Налог на прибыль Комиссию по операциям с электронными деньгами налогоплательщик может включить в состав прочих расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль Дмитрий Антонов, эксперт Первого Дома Консалтинга "Что делать Консалт".

1. Перевод электронных денежных средств осуществляется с проведением идентификации клиента, упрощенной идентификации клиента - физического лица или без проведения идентификации в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

2. В случае проведения оператором электронных денежных средств идентификации клиента - физического лица в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" использование электронного средства платежа осуществляется клиентом - физическим лицом при условии, что остаток электронных денежных средств в любой момент не превышает 600 тысяч рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 тысячам рублей по официальному курсу Банка России. Указанное электронное средство платежа является персонифицированным.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае непроведения оператором электронных денежных средств идентификации клиента - физического лица в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" использование электронного средства платежа осуществляется клиентом - физическим лицом при условии, что остаток электронных денежных средств в любой момент не превышает 15 тысяч рублей, за исключением случая, предусмотренного частью 5.1 настоящей статьи. Указанное электронное средство платежа является неперсонифицированным.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Общая сумма переводимых электронных денежных средств с использованием одного неперсонифицированного электронного средства платежа не может превышать 40 тысяч рублей в течение календарного месяца, за исключением случая, предусмотренного частью 5.1 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. В случае проведения оператором электронных денежных средств упрощенной идентификации клиента - физического лица в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" использование неперсонифицированного электронного средства платежа может осуществляться клиентом - физическим лицом для перевода электронных денежных средств в пользу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при условии, что остаток электронных денежных средств в любой момент не превышает 60 тысяч рублей, а общая сумма переводимых электронных денежных средств с использованием такого неперсонифицированного электронного средства платежа не превышает 200 тысяч рублей в течение календарного месяца.

5.2. Неперсонифицированное электронное средство платежа не может использоваться клиентом - физическим лицом, не прошедшим упрощенную идентификацию, для осуществления перевода электронных денежных средств другому физическому лицу либо для получения переводимых электронных денежных средств от другого физического лица.

5.3. Оператор электронных денежных средств при проведении упрощенной идентификации клиента - физического лица в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" обязан предоставить клиенту - физическому лицу возможность выбора любого из предусмотренных указанным Федеральным законом способов упрощенной идентификации, а также предоставить указанному клиенту информацию, обеспечивающую использование электронного средства платежа.

6. Оператор электронных денежных средств не осуществляет перевод электронных денежных средств, если в результате такого перевода будут превышены суммы, указанные в частях 2 , , и 5.1 настоящей статьи. При этом за счет остатка (его части) электронных денежных средств клиента - физического лица по его распоряжению могут осуществляться операции, предусмотренные частями 20 и 21 статьи 7 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Использование электронного средства платежа клиентом - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем осуществляется с проведением его идентификации оператором электронных денежных средств в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Указанное электронное средство платежа является корпоративным. Использование корпоративного электронного средства платежа осуществляется при условии, что остаток электронных денежных средств не превышает 600 тысяч рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 тысячам рублей по официальному курсу Банка России, на конец рабочего дня оператора электронных денежных средств.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. В случае превышения суммы, указанной в части 7 настоящей статьи, оператор электронных денежных средств обязан осуществить зачисление или перевод денежных средств в размере превышения указанного ограничения на банковский счет юридического лица или индивидуального предпринимателя без его распоряжения.

Это более распространенное название, а в Федеральном законе от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон N 161-ФЗ) используется понятие "электронные денежные средства". Вполне возможно, что банки и раньше рассматривали данный сегмент как перспективный, но в условиях правового вакуума опасались вести операции с этим продуктом, а после появления специализированного законодательства активизировались.

Для того чтобы строить бизнес в сфере работы с электронными деньгами в кредитной организации, вначале следует рассмотреть правовую основу такого бизнеса, начиная с трактовок законодательства. Приведем подробные комментарии специализированного законодательства со ссылками на конкретные разделы соответствующих нормативных актов. В первую очередь определим, что представляют собой электронные деньги в понимании Закона N 161-ФЗ.

В соответствии с п. 18 ст. 3 Закона N 161-ФЗ электронным денежным средствам дано следующее определение:

"Электронные денежные средства - денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа. При этом не являются электронными денежными средствами денежные средства, полученные организациями, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами и осуществляющими учет информации о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций".

Таким образом, из понятий Закона N 161-ФЗ становится очевидно, что в российском законодательстве электронные деньги - это не отдельный суррогат, который может быть эмитирован какой-либо организацией, а одна из форм безналичных расчетов, а точнее - разновидность перевода без открытия банковского счета. Но в отличие от классического перевода без открытия банковского счета плательщик имеет право давать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа.

В п. 19 ст. 3 Закона N 161-ФЗ дано определение электронного средства платежа, или, в более простой формулировке, электронного кошелька:

"Электронное средство платежа - средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств".

Данное определение еще раз указывает на то, что перевод электронных денежных средств осуществляется в рамках применяемых форм безналичных расчетов, то есть электронные денежные средства являются безналичными денежными средствами. В ч. 1 ст. 7 Закона N 161-ФЗ перевод электронных денежных средств указан как форма безналичных расчетов: "При осуществлении безналичных расчетов в форме перевода электронных денежных средств клиент предоставляет денежные средства оператору электронных денежных средств на основании заключенного с ним договора".

Далее, чтобы понять, кто может проводить операции с электронными денежными средствами, обратимся к п. 3 ст. 3 Закона N 161-ФЗ, где дано определение оператора электронных денежных средств: "Оператор электронных денежных средств - оператор по переводу денежных средств, осуществляющий перевод электронных денежных средств без открытия банковского счета (перевод электронных денежных средств)". В свою очередь, в ч. 1 ст. 12 указано, какие организации могут быть операторами электронных денежных средств: "Оператором электронных денежных средств является кредитная организация, в том числе небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, предусмотренная пунктом 1 части третьей статьи 1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

Как видно из норм Закона N 161-ФЗ, заниматься переводом электронных денежных средств в России могут только кредитные организации. Это раскрывает перед ними дополнительные возможности для бизнеса, которые до принятия Закона N 161-ФЗ использовали другие организации, применяя всевозможные суррогаты и агентские соглашения с пользователями.

Кроме того, Закон N 161-ФЗ еще более точно указывает, что, кроме кредитных организаций, никто не имеет права осуществлять переводы электронных денежных средств и принимать средства для перевода - это отражено в ч. 2 и 3 ст. 12 Закона N 161-ФЗ:

"2. Лицо, не являющееся оператором электронных денежных средств, не вправе становиться обязанным по электронным денежным средствам и осуществлять перевод электронных денежных средств.

3. Лицо, не являющееся оператором электронных денежных средств, не вправе становиться обязанным по денежным обязательствам, которые используются для исполнения денежных обязательств между иными лицами или совершения иных сделок, влекущих прекращение обязательств между иными лицами, на основании распоряжений, передаваемых в электронном виде обязанному лицу. Положения настоящей части не распространяются на прекращение денежных обязательств с участием организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность, деятельность центрального контрагента и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций".

К сожалению, после принятия Закона N 161-ФЗ не все организации, которые занимаются деятельностью, аналогичной деятельности по переводу электронных денежных средств, получили лицензию кредитной организации; некоторые из них продолжили свою деятельность в нарушение требований Закона N 161-ФЗ. В свою очередь Банк России воздействует на такие организации через поднадзорные ему кредитные организации: одним из элементов такого воздействия является Информационное письмо, размещенное на сайте Банка России в разделе "Регулирование в платежной системе Российской Федерации".

Однако, кроме права кредитных организаций в отношении перевода электронных денежных средств, законодатель также устанавливает и обязанности, описанные в ст. ст. 12 и 13 Закона N 161-ФЗ. В рамках данных обязанностей кредитные организации должны уведомить Банк России о начале деятельности по осуществлению перевода электронных денежных средств, разработать правила перевода электронных денежных средств, обеспечить бесперебойность осуществления перевода электронных денежных средств.

Виды электронных средств платежа

В ч. 1 ст. 10 Закона N 161-ФЗ указано, что перевод электронных денежных средств может осуществляться как с идентификацией клиента, так и без нее: "Перевод электронных денежных средств осуществляется с проведением идентификации клиента или без проведения идентификации в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

В свою очередь, в ч. 2 и 4 ст. 10 даны определения персонифицированного и неперсонифицированного электронного средства платежа:

"2. В случае проведения оператором электронных денежных средств идентификации клиента - физического лица в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" использование электронного средства платежа осуществляется клиентом - физическим лицом при условии, что остаток электронных денежных средств в любой момент не превышает 100 тысяч рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 тысяч рублей по официальному курсу Банка России. Указанное электронное средство платежа является персонифицированным.

4. В случае непроведения оператором электронных денежных средств идентификации клиента - физического лица в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" использование электронного средства платежа осуществляется клиентом - физическим лицом при условии, что остаток электронных денежных средств в любой момент не превышает 15 тысяч рублей. Указанное электронное средство платежа является неперсонифицированным".

Таким образом, кредитная организация может предоставлять физическим лицам электронное средство платежа без идентификации, то есть используя любой дистанционный канал продаж: интернет-сайт, мобильное приложение и др., при выполнении требований Закона о максимальном остатке 15 000 руб. и оборотах в календарном месяце 40 000 руб. Обороты определены ч. 5 ст. 10 Закона N 161-ФЗ: "Общая сумма переводимых электронных денежных средств с использованием одного неперсонифицированного электронного средства платежа не может превышать 40 тысяч рублей в течение календарного месяца".

В свою очередь, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей идентификация обязательна, и в соответствии с ч. 7 ст. 10 Закона N 161-ФЗ им предоставляется корпоративное электронное средство платежа:

"Использование электронного средства платежа клиентом - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем осуществляется с проведением его идентификации оператором электронных денежных средств в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Указанное электронное средство платежа является корпоративным. Использование корпоративного электронного средства платежа осуществляется при условии, что остаток электронных денежных средств не превышает 100 тысяч рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 тысяч рублей по официальному курсу Банка России, на конец рабочего дня оператора электронных денежных средств".

Все эти нормы в соответствии с ч. 14 ст. 10 Закона N 161-ФЗ распространяются и на электронные средства платежа нотариусов, занимающихся частной практикой, или адвокатов, учредивших адвокатский кабинет.

Кредитная организация в свою очередь, в соответствии с ч. 10 ст. 10 Закона N 161-ФЗ, должна предусмотреть в рамках ведения операционной деятельности возможность разделения всех описанных выше электронных средств платежа: "Оператор электронных средств платежа обязан обеспечивать при использовании электронных средств платежа, предусмотренных настоящей статьей, возможность их определения клиентами как неперсонифицированных, персонифицированных или корпоративных электронных средств платежа".

По своей сути персонифицированные и корпоративные средства платежа имеют много общего с банковскими счетами, в том числе на остаток электронных денежных средств в соответствии с ч. 11 и 12 ст. 10 Закона N 161-ФЗ может быть наложено взыскание и операции по ним могут быть приостановлены:

"11. Переводы электронных денежных средств с использованием персонифицированных электронных средств платежа, корпоративных электронных средств платежа могут быть приостановлены в порядке и случаях, которые аналогичны порядку и случаям приостановления операций по банковскому счету, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

12. При переводе электронных денежных средств с использованием персонифицированных электронных средств платежа и корпоративных электронных средств платежа на остаток электронных денежных средств может быть обращено взыскание в соответствии с законодательством Российской Федерации".

Ограничения и возможности переводов электронных денежных средств

Хотя выше было сказано, что остаток электронных денежных средств при использовании персонифицированного и корпоративного электронного средства платежа близок по своим потребительским свойствам к банковскому счету, существуют и значительные ограничения.

В соответствии с ч. 5 ст. 7 Закона N 161-ФЗ кредитная организация не может предоставлять кредитные средства путем перевода электронных денежных средств, таким образом, выдача кредитов на электронные кошельки невозможна: "Оператор электронных денежных средств не вправе предоставлять клиенту денежные средства для увеличения остатка электронных денежных средств клиента".

Кроме того, начисление процентов на остаток электронных денежных средств прямо запрещено ч. 6 ст. 7 Закона N 161-ФЗ: "Оператор электронных денежных средств не вправе осуществлять начисление процентов на остаток электронных денежных средств или выплату любого вознаграждения клиенту". Таким образом, побуждать клиента использовать электронные денежные средства путем материального стимулирования - выплаты процентов или каких-либо поощрительных сумм - невозможно.

Однако при этом в Законе регламентирована процедура пополнения электронного кошелька с баланса мобильного телефона. Оплата с помощью мобильного телефона - возможно, одна из наиболее удобных форм, особенно на микросуммы. На наш взгляд, именно оплата с мобильного телефона заменяет карточные электронные кошельки, которые развивали Visa и MasterCard некоторое время назад. Visa Cash и Mondex должны были заменить наличные монеты при микроплатежах, но не смогли занять свою нишу, так как оказались неудобными для клиентов. Но оплата в пользу третьих лиц напрямую с баланса физического лица у оператора связи невозможна: вначале средства должны быть выведены на электронный кошелек банка, а потом с кошелька можно осуществлять переводы, что указано в ч. 1 ст. 13 Закона N 161-ФЗ:

"Оператор электронных денежных средств вправе заключить с оператором связи, имеющим право самостоятельно оказывать услуги радиотелефонной подвижной связи, договор, по условиям которого оператор электронных денежных средств вправе увеличивать остаток электронных денежных средств физического лица - абонента такого оператора связи за счет его денежных средств, являющихся авансом за услуги связи, в порядке, установленном настоящей статьей".

Таким образом, баланс мобильного телефона становится своего рода электронным кошельком с ограниченным функционалом, позволяющим вывести средства на полноценный электронный кошелек и с него уже проводить оплату. Даже невозможность увеличивать остаток электронных денежных средств за счет средств, предоставляемых оператором связи (ч. 2 ст. 13 Закона N 161-ФЗ), сходна с аналогичным запретом для кредитных организаций. Но, к сожалению, данный запрет приводит к сложности использования клиентами кредитной системы оплаты у оператора мобильной связи, поскольку при таких тарифных планах пополнение электронных кошельков невозможно.

Переводы электронных денежных средств могут осуществляться не только в рамках одной кредитной организации. Частью 8 ст. 7 Закона N 161-ФЗ предоставлена возможность осуществлять переводы электронных денежных средств между двумя разными кредитными организациями: "Перевод электронных денежных средств может осуществляться между плательщиками и получателями средств, являющимися клиентами одного оператора электронных денежных средств или нескольких операторов электронных денежных средств". Но на практике если перевод электронных денежных средств внутри одной кредитной организации бесплатен или его стоимость минимальна, то стоимость перевода электронных денежных средств между двумя разными кредитными организациями зачастую выше стоимости стандартного межбанковского безналичного перевода.

Физические лица могут осуществлять переводы электронных денежных средств в пользу других физических лиц, а также в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдая ограничения по суммам, установленные на используемое электронное средство платежа: персонифицированное или неперсонифицированное. В свою очередь юридические лица или индивидуальные предприниматели могут получать электронные денежные средства только от физических лиц, а переводить электронные денежные средства только физическим лицам, использующим персонифицированное электронное средство платежа в соответствии с ч. 9 ст. 7 Закона N 161-ФЗ: "При переводе электронных денежных средств юридические лица или индивидуальные предприниматели могут являться получателями средств, а также плательщиками в случае, если получателем средств является физическое лицо, использующее электронные средства платежа, указанные в части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона".

Переводы электронных денежных средств осуществляются с использованием электронных средств платежа, но при этом клиенту может понадобиться перевести остаток денежных средств на счет или получить его наличными. Для этих операций существуют ограничения, зависящие от типа электронного средства платежа (персонифицированное, неперсонифицированное или корпоративное).

Для физических лиц, не прошедших идентификацию и использующих неперсонифицированное электронное средство платежа, доступен только перевод на банковский счет; получить наличные по неперсонифицированному электронному средству платежа невозможно: "Помимо осуществления перевода электронных денежных средств остаток (его часть) электронных денежных средств клиента - физического лица, использующего электронное средство платежа, предусмотренное частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона, может быть по его распоряжению переведен только на банковский счет. Такой остаток (его часть) электронных денежных средств клиента - физического лица не может быть выдан наличными денежными средствами" (ч. 20 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).

Для идентифицированных физических лиц, использующих персонифицированное электронное средство платежа, таких ограничений нет, что указано в ч. 21 ст. 7 Закона N 161-ФЗ: "Помимо осуществления перевода электронных денежных средств остаток (его часть) электронных денежных средств клиента - физического лица, использующего электронное средство платежа, предусмотренное частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, может быть по его распоряжению переведен на банковский счет, переведен без открытия банковского счета или выдан наличными денежными средствами".

Юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с ч. 22 ст. 7 Закона N 161-ФЗ могут переводить остатки своих электронных денежных средств только на свой банковский счет: "Помимо осуществления перевода электронных денежных средств остаток (его часть) электронных денежных средств клиента - юридического лица или индивидуального предпринимателя может быть по его распоряжению зачислен или переведен только на его банковский счет". В Законе N 161-ФЗ нет указания на возможность перевести остаток на счет третьего лица или получить его наличными.

Особенности взаимодействия с банковскими платежными агентами

Работа с дистанционными каналами распространения банковских услуг, как правило, сопровождается привлечением агентов для передачи им определенного функционала. Агентская модель выступает альтернативой развитию собственных розничных сетей кредитными организациями. Расширение инфраструктуры банковских платежных агентов - это естественный и экономически оправданный путь замещения нерентабельных банковских филиалов. Причем развитие сети банковских платежных агентов может выполняться непосредственно банками или при их участии, что не создает угрозы размывания банковского функционала. Это комплексное решение проблемы доступности финансовых услуг в регионах, что особенно актуально в малых городах и селах.

Хотя до принятия специализированного законодательства термин "банковский платежный агент" существовал и был закреплен в Федеральном законе от 03.06.2009 N 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", новое законодательство более четко закрепило передачу банками части своих функций некредитным организациям, а также структурировало и расширило перечень передаваемых кредитными организациями функций.

В рамках Закона N 161-ФЗ банковские платежные агенты определяются следующим образом (п. 4 ст. 3): "Банковский платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются кредитной организацией в целях осуществления деятельности, предусмотренной настоящим Федеральным законом".

Примечание. Расширение инфраструктуры банковских платежных агентов - это естественный и экономически оправданный путь замещения нерентабельных банковских филиалов.

Также разрешено субагентирование, то есть передача банковским платежным агентом части функций субагенту, и определение последнего введено в Закон (п. 5 ст. 3 Закона N 161-ФЗ): "Банковский платежный субагент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются банковским платежным агентом в целях осуществления деятельности, предусмотренной настоящим Федеральным законом".

Кроме банковских платежных агентов, в законодательстве РФ есть еще один сходный по функционалу субъект - платежный агент. Деятельность платежного агента регулируется Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами". В п. п. 3 - 5 ст. 2 этого Закона даны понятия платежного агента, которые помогут разобраться в его основных отличиях от банковского платежного агента:

"...3) платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;

4) оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

5) платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц".

Как видно из приведенных определений, платежные агенты могут осуществлять свою деятельность при наличии договора с некредитной организацией - оператором по приему платежей, которая в свою очередь должна иметь договор с поставщиком. То есть описанная цепочка сходна с цепочкой, в которой участвуют банковские платежные агенты, но ключевым отличием является отсутствие кредитной организации в договорных отношениях.

Схематично договорные отношения для платежного и банковского платежного агентов представлены на рис. 1 и 2.

Договорные отношения с участием платежного агента

Рисунок 1

Договорные отношения с участием банковского платежного агента

Рисунок 2

Как видно из рис. 1 и 2, банковским платежным агентам дана возможность создания более длинной цепочки субагентов на одно звено, что позволяет банковско-платежной модели быть более конкурентной по сравнению с платежной моделью. Кроме того, по спектру оказываемых услуг банковские платежные агенты также имеют преимущества.

Банковские платежные агенты играют огромную роль в бизнес-кейсах, связанных с распространением электронных средств платежа. Этим кейсам и процедурам взаимодействия с банковскими платежными агентами необходимо уделить особое внимание.

В следующей статье мы постараемся разобраться, для чего банкам могут быть нужны электронные средства платежа и в чем заключается их конкурентное отличие от интернет-банкинга, который успешно функционирует практически в каждом российском банке.

Подробности Категория: Бухучет Создано: 30.06.2017 00:00 Опубликовано: 30.06.2017 00:00 Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее – Закон № 54-ФЗ) в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ (далее – Закон № 290-ФЗ) получил новое название («О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа») и совершенно новое содержание. Уверены, бухгалтеры уже изучили основные требования данного документа. В настоящей консультации мы, не касаясь процедурных применения онлайн-касс, рассмотрим принципиальную проблему: в каких случаях УК обязана применять ККТ по новым правилам?

БСО и услуги населению: отсрочка еще на год

Как известно, 1 июля 2017 года – переломная дата. После нее применение так называемых онлайн-касс становится всеобщей обязанностью. Переходные положения сформулированы в ст. 7 Закона № 290-ФЗ. В частности, согласно ч. 8 данной статьи организации и ИП, выполняющие работы, оказывающие услуги населению, вправе не применять ККТ при условии выдачи ими соответствующих БСО в порядке, Законом № 54-ФЗ в прежней редакции.

Обратим внимание, что ранее установить, оказывает ли организация услуги населению, позволял ОКУН, который утратил силу с 2017 года. В Письме от 10.02.2017 № 03-01-15/7511 Минфин пояснил, что при определении перечня услуг населению следует руководствоваться ОКВЭД 2 и ОКПД 2. Приказом Росстата от 23.05.2016 № 244 утверждена собирательная классификационная группировка «Платные услуги населению» на основе указанных классификаторов. Она предназначена для целей формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг, оказываемых населению, но одновременно подтверждает, что деятельность, которой присвоен код 68.32.1 «Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе», относится к оказанию услуг населению. Значит, вплоть до 01.07.2018 УК вправе не применять ККТ, выдавая потребителю заполненный БСО.

К сведению: до 01.07.2018 компании, оказывающие услуги населению, вправе не применять ККТ при осуществлении наличных расчетов и расчетов с использованием платежных карт при условии выдачи плательщикам БСО, оформляемых в прежнем порядке (в частности, типографским способом).

Также нужно подчеркнуть, что БСО должны выдаваться в ранее действовавшем порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 (см. Письмо Минфина РФ от 12.05.2017 № 03-01-15/28918). Данный порядок предполагает два варианта создания БСО по форме, разработанной предприятием самостоятельно:

    изготовление типографским способом (наименее затратный способ, предпочитаемый компаниями с небольшими оборотами наличных);

    формирование с использованием автоматизированных систем (программно-технический комплекс, имеющий защиту от несанкционированного доступа, фиксирующий информацию о выпущенных БСО в течение пяти лет, выпускающий БСО с уникальными серией и номером, доступ к информации о БСО следует предоставлять налоговому органу по запросу).

Сегодняшние правила выдачи БСО заключаются в использовании кассы, которая вместо чеков ККТ печатает БСО, а также в требованиях к составу реквизитов документа. Эти правила можно не применять еще год (Письмо Минфина РФ от 27.04.2017 № 03-01-15/25765).

Добавим, что прежняя редакция Закона № 54-ФЗ подразумевала лишь выдачу БСО на бумажном носителе. Направление его на абонентский номер или адрес электронной почты не предусматривалось (сегодня такое требование прописано в ч. 2 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ). Учитывая прямое указание в ч. 8 ст. 7 Закона № 290-ФЗ на прежний порядок, можно прийти к выводу, что у потребителя не следует запрашивать дополнительные контакты и дублировать БСО в электронном виде.

Платежные карты и электронные средства платежа (ЭСП)

Обратите внимание: если ранее ККТ необходимо было применять при осуществлении наличных расчетов и расчетов с использованием платежных карт в случае продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (ч. 1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ в прежней редакции), то теперь ККТ применяется при приеме или выплате денежных средств с использованием наличных и (или) ЭСП за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги (ч. 1 ст. 1.2, ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ).

Что такое ЭСП?

Определение ЭСП приведено в п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – Закон № 161-ФЗ).

Электронное средство платежа – средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.

Из данного определения видно, что платежная карта – это одно из ЭСП. Чтобы установить, какие другие ЭСП существуют (при расчетах с помощью которых следует применять ККТ), разберем это определение подробно по элементам.

Оператор по переводу денежных средств – организация, которая в соответствии с законодательством РФ вправе осуществлять перевод денежных средств (п. 2 ст. 3 Закона № 161-ФЗ). Операторами по переводу денежных средств являются ЦБ РФ, организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (ч. 1 ст. 11 Закона № 161-ФЗ). Перевод денежных средств по поручению физических и юридических лиц по их счетам, а также осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств, являются банковскими операциями (п. 4, 9 ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»), для проведения которых необходима лицензия.

Перевод денежных средств – действия оператора по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов по предоставлению получателю денежных средств плательщика (посредством их зачисления на банковский счет получателя, выдачи ему наличных денег либо учета денежных средств в пользу получателя без открытия банковского счета при переводе электронных денежных средств) (п. 12 ст. 3, ч. 3 ст. 5 Закона № 161-ФЗ).

Согласно п. 1.1 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного ЦБ РФ 19.06.2012 № 383-П, перевод денежных средств осуществляется в рамках следующих форм безналичных расчетов:

    расчетов инкассовыми поручениями;

    расчетов чеками;

    расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование);

    расчетов в форме перевода электронных денежных средств.

Таким образом, если распоряжения о переводе денежных средств (в частности, платежное поручение, инкассовое поручение, платежное требование, платежный ордер) составляются, удостоверяются и передаются с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, а также иных технических устройств, следует говорить о применении ЭСП.

Что следует считать ЭСП, кроме платежных карт?

Помимо платежных карт к ЭСП относятся:

    системы дистанционного банковского обслуживания, позволяющие составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств (так называемые мобильный банк, интернет-банк, клиент-банк и пр., которые позволяют удостоверять право распоряжения денежными средствами на счете, а также самими ЭСП с использованием аналогов собственноручной подписи, кодов, паролей), см. Письмо ЦБ РФ от 06.03.2012 № 08-17/950;

    автоматические устройства, позволяющие без участия уполномоченного лица кредитной организации, банковского платежного агента (субагента), платежного агента выдавать и принимать наличные денежные средства, передавать кредитной организации распоряжения об осуществлении перевода денежных средств, например, банкомат (п. 28 ст. 3 Закона № 161-ФЗ), платежный терминал (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ);

    электронные кошельки, доступ к которым может осуществляться с использованием компьютеров, мобильных устройств, в том числе посредством устанавливаемого на этих устройствах специального (п. 1.3 Памятки «Об электронных денежных средствах» (приложение к Информационному письму ЦБ РФ от 11.03.2016 № ИН-017-45/12));

    программные приложения платежных систем, платежных агрегаторов, позволяющие передавать распоряжения о переводе денежных средств непосредственно на интернет-странице в режиме онлайн путем ручного ввода в специальную форму данных платежной карты.

Как видим, ЭСП охватывает все формы безналичных расчетов. Учитывая этот факт, становится вполне справедливым вывод, сделанный в Письме Минфина РФ от 28.04.2017 № 03-01-15/26324: Законом № 54-ФЗ не предусмотрено особых условий (исключений) в отношении применения ККТ для пользователя (продавца) при оплате покупателем товара посредством платежного поручения через кредитную организацию . Данное разъяснение имело большой резонанс в профессиональном сообществе, вызвав недоумение у бухгалтеров-практиков и сомнения у экспертов, противопоставлявших ЭСП и расчеты платежными поручениями. Полагаем, что читать данный документ следует в таком ключе: Закон № 54-ФЗ устанавливает случаи, когда применение ККТ является обязательным, а именно при осуществлении расчетов (при приеме или выплате денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа). С использованием ЭСП осуществляются переводы денежных средств в рамках всех форм безналичных расчетов. Действительно, для расчетов платежными поручениями никаких исключений закон не предусматривает.

К сведению: ККТ применяется всегда при расчетах с физическими лицами за товары, работы, услуги, даже в рамках форм безналичных расчетов, то есть когда денежные средства поступают на расчетный счет компании. Главное условие – использование в расчетах ЭСП, что имеет место в подавляющем большинстве случаев.

Исключение – расчеты между организациями и (или) ИП

Общие правила Закона № 54-ФЗ, приведенные выше, говорят о том, что при получении денежных средств за товары, работы, услуги при помощи ЭСП следует применять ККТ. Но это фактически означает, что любая приходная операция на расчетном счете (от потребителей услуг) должна быть зафиксирована ККТ. Это не совсем так, поскольку из данного правила есть исключение.

Читайте также

  • Продажа товаров через интернет-магазин с оплатой посредством платежных карт: возникает ли у организации-продавца обязанность по применению ККТ?

Согласно ч. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ ККТ не применяется при осуществлении расчетов с использованием ЭСП без его предъявления между организациями и (или) ИП. Что следует считать предъявлением ЭСП? Учитывая приведенное выше понятие ЭСП (это средство или способ удостоверения распоряжений о переводе денежных средств), логично предположить, что предъявить можно, прежде всего, электронный носитель информации, ту же самую платежную карту. Систему дистанционного банковского обслуживания вряд ли можно каким-либо образом предъявить, поэтому расчеты платежными поручениями, сформированными в системе «клиент-банк», не подпадают под действие Закона № 54-ФЗ. Это исключение не касается перевода денежных средств, распоряжение о котором сформировано при помощи системы дистанционного доступа к счету физического лица (например, «Сбербанк Онлайн»), ведь ч. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ касается только организаций и ИП, но не физических лиц, не являющихся ИП.

Поступления на расчетный счет: безналичные расчеты, ККТ

До вступления в силу новой редакции Закона № 54-ФЗ (точнее, до 15.07.2016) у организаций и ИП не было обязанности применять ККТ при осуществлении расчетов с использованием ЭСП, кроме платежных карт. Если денежные расчеты в оплату товаров, совершаемые покупателями в интернет-магазине с сайта организации в сети Интернет, осуществляются без использования платежных карт через кредитные учреждения (посредством безналичных расчетов) с последующим зачислением денежных средств на расчетный счет торговой организации по договору о расчетно-кассовом обслуживании между банком и организацией, то у торговой организации нет необходимости в применении контрольно-кассовой техники, так как выручка при оплате товара покупателем по договорам, заключенным через интернет-магазин с использованием официального сайта в сети Интернет, поступает не в кассу организации, а на ее расчетный счет в порядке безналичных поступлений денежных средств (Письмо Минфина РФ от 31.03.2014 № 03-01-15/14052).

Следовательно, здесь подлежит применению ч. 9 ст. 7 Закона № 290-ФЗ о том, что в случае, если организации и ИП в соответствии с Законом № 54-ФЗ в прежней редакции вправе не применять ККТ, такое право сохраняется за ними до 01.07.2018. Опираясь на эту норму, чиновники пришли к такому выводу: при расчетах в Интернете посредством ЭСП (за исключением платежных карт), использование которых в соответствии с Законом № 54-ФЗ в прежней редакции не предусматривало применение ККТ, обязанность применения ККТ возникает после 01.07.2018 (письма Минфина РФ от 01.03.2017 № 03-01-15/11627, 03-01-15/11635, ФНС РФ от 21.03.2017 № ЕД-3-20/1911).

Одновременно Закон № 54-ФЗ в прежней редакции не содержал положений, освобождающих от применения ККТ организации и ИП, которые осуществляют наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием такого вида ЭСП, как платежная карта (см., например, Письмо ФНС РФ от 02.02.2017 № ЕД-4-20/). Традиционно под использованием платежной карты все понимали предъявление ее уполномоченному лицу организации (ИП), как это и было закреплено в Положении об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359.

К сведению: до 01.07.2018 можно не применять ККТ при расчетах с физическими лицами с применением любых ЭСП, кроме платежных карт. Отсрочка не действует в отношении расчетов с применением платежных карт независимо от того, предъявлял ли плательщик такую карту кассиру или совершал платеж дистанционно (например, через Интернет).

Между тем законом была предусмотрена возможность удостоверять право распоряжения суммами, находящимися на банковском счете, а также электронными средствами платежа с использованием аналогов собственноручной подписи, кодов, паролей и иных средств. Такое условие могло быть прописано в договоре с банком (п. 3 ст. 847 ГК РФ). Использование платежной карты при оплате товаров, работ, услуг через Интернет либо с помощью какого-либо автоматического устройства всегда обусловливало обязанность продавца применять ККТ. Однако возникал вопрос: как передать этот чек покупателю в момент расчетов? Ведь законодательство предусматривало только выдачу чека при непосредственном взаимодействии плательщика и уполномоченного лица продавца (кассира) (впоследствии была установлена обязанность платежного агента выдавать чек ККТ при приеме наличных платежей через терминалы и банкоматы (см. Федеральный закон № 103-ФЗ)). Выдача (направление вместе с товаром) чека при дистанционной торговле не практиковалась.

В свою очередь, с 15.07.2016 в обновленную редакцию Закона № 54-ФЗ было введено новое положение – ч. 5 ст. 1.2.

Пользователи при осуществлении расчетов с использованием ЭСП, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, и применением устройств, подключенных к Интернету и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом при осуществлении этих расчетов, обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или БСО в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанный покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или БСО на бумажном носителе пользователем непечатается .

Данное правило распространяется на все ЭСП, в том числе на платежные карты. В то время как отсрочка, установленная ч. 9 ст. 7 Закона № 290-ФЗ, действует в отношении ЭСП, за исключением платежных карт. Иначе говоря, отсрочка на год не работает в отношении платежных карт, следовательно, при их использовании в расчетах (как при непосредственном взаимодействии плательщика и пользователя ККТ, так и при их дистанционном взаимодействии) «включается» требование ч. 5 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ. Значит, еще с 15.07.2016 у организаций, принимающих от потребителей платежи с использованием платежных карт (неважно, в кассе организации или через Интернет), возникла обязанность применять ККТ.

Другое дело, что кассовые аппараты, обеспечивающие не только передачу сведений оператору фискальных данных, но и направление чека плательщику, появились лишь к весне текущего года. Следовательно, организация (ИП) физически не могла обеспечить выполнение данного требования.

На сегодняшний день компании весьма инертны и противятся применению ККТ при безналичных расчетах с физическими лицами. Наиболее часто встречающийся вопрос заключается в том, как может получатель денежных средств узнать о возникновении у него обязанности по применению ККТ, а именно о том, что потребитель уплатил их:

    с использованием ЭСП (либо без использования ЭСП, а путем составления распоряжения банку на бумажном носителе);

    с использованием конкретного вида ЭСП – платежной карты (либо без использования таковой).

Прежде всего, следует отдавать себе отчет в том, что подавляющая часть расчетов физических лиц с использованием ЭСП так или иначе связана с платежными картами. Банковские карты «привязаны» к банковскому счету, которым плательщик управляет дистанционно, к электронным кошелькам, платежные системы (агрегаторы) принимают оплату на сайте путем ввода данных именно платежной карты. Кроме того, некоторые банки вовсе отказываются от приема наличных непосредственно в кассу, предлагая сеть банкоматов и терминалов. Точную информацию о способе платежа пользователь ККТ может получить при взаимодействии с банком. Также следует учитывать, что избежать административной за неприменение ККТ можно и в том случае, когда обязанность применять ККТ существовала и не была исполнена, но организация приняла все зависящие от нее меры по соблюдению обязательных требований (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

К сведению: применять ККТ при интернет-платежах можно успешно только при условии информационной поддержки оператора по переводу денежных средств (банка), который владеет всеми необходимыми данными для формирования кассовых чеков в режиме реального времени.

Добавим, что цель введения обязанности по применению ККТ и выдаче (направлению) кассового чека потребителю при отсутствии непосредственного взаимодействия между ним и продавцом описана, в частности, в Письме Минфина РФ от 07.02.2017 № 03-01-15/6586. Необходимость применения ККТ при осуществлении расчетов посредством автоматических устройств для расчетов обусловлена тем, что такое устройство осуществляет прием денежных средств без участия хозяйствующего субъекта, при отсутствии зачастую информации о таком хозяйствующем субъекте в местах осуществления расчетов, и в случае необходимости возврата товара у покупателя могут возникнуть затруднения с доказыванием факта приобретения такого товара у соответствующего хозяйствующего субъекта .

Об исполнении обязанности по направлению кассового чека в электронной форме

Согласно приведенной выше ч. 5 ст. 2 Закона № 54-ФЗ пользователь ККТ обязан обеспечить передачу клиенту кассового чека или БСО в электронной форме при осуществлении расчетов.

В какой момент?

В силу ч. 5 ст. 5 Закона № 161-ФЗ перевод денежных средств (за исключением электронных) осуществляется в срок не более трех рабочих дней начиная со дня списания денежных средств с банковского счета плательщика или дня предоставления плательщиком наличных денег в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета. То есть на расчетный счет продавца денежные средства поступят не в режиме онлайн, а в течение максимум трех дней. Каким образом следует применять ККТ и в какой момент нужно передать клиенту кассовый чек в электронной форме?

К сведению: чек ККТ формируется в момент осуществления платежа потребителем (при подтверждении исполнения распоряжения о переводе денежных средств обслуживающей потребителя кредитной организацией), а не в момент поступления денежных средств на расчетный счет УК.

В ответ на этот вопрос выпущено несколько разъяснений, которые связывают искомый момент с моментом исполнения обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров, работ, услуг путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов. Согласно п. 3 ст. 16.1 Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» это момент подтверждения исполнения распоряжения о переводе денежных средств обслуживающей потребителя кредитной организацией (см. письма Минфина РФ от 10.05.2017 № 03-01-15/28293, от 05.05.2017 № 03-01-15/28069, от 21.04.2017 № 03-01-15/24312, от 16.03.2017 № 03-01-15/15261 и др.). То есть чек ККТ должен быть сформирован и направлен клиенту не при зачислении денежных средств непосредственно на расчетный счет получателя, а гораздо раньше. Во всех приведенных разъяснениях есть приписка: по вопросам технической реализации указанных расчетов целесообразно обратиться в ФНС .

Самый логичный вариант – об информационном взаимодействии с банком, ведь именно банк является в данном случае единственным достоверным источником актуальной информации.

Здесь следует обратить внимание на один момент. Раньше у организации было основание для составления записей по кредиту счета 62 в корреспонденции со счетами учета активов (в частности, денежных средств на расчетном счете) только по данным банковской выписки по факту поступления денежных средств. Теперь законодательство о применении ККТ обязывает компанию иметь информацию об осуществлении физическими лицами платежей в ее пользу в рамках форм безналичных расчетов (с использованием ЭСП) в режиме онлайн (и, соответственно, незамедлительно направлять подтверждение платежа в виде кассового чека потребителю). Таким образом, полагаем, денежные средства, переводимые потребителем в пользу компании, следует отражать с применением счета 57 «Переводы в пути» так, как это обычно делается при приеме денежных средств с использованием платежных карт при непосредственном взаимодействии плательщика с уполномоченным лицом компании. Впоследствии при поступлении денег на расчетный счет в учете оформляется запись Дебет 51 Кредит 57 .

На какой номер или адрес?

Согласно ч. 5 ст. 5 Закона № 161-ФЗкассовый чек в электронной форме должен быть направлен на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанный покупателем (клиентом) до совершения расчетов. Самый логичный вариант – предусмотреть обязательное для заполнения поле при проведении интернет-платежей (для этого опять-таки необходимо установить специальные условия в договоре с банком).

У некоторых УК возникает вопрос: можно ли заранее получить от собственников (нанимателей) помещений в МКД абонентские номера и (или) адреса электронной почты и именно их использовать для направления электронного чека?

К сведению: чек ККТ направляется на номер или адрес, указанный плательщиком непосредственно при осуществлении платежа.

Лицом, обязанным вносить плату УК, является собственник (наниматель) помещения, названный потребителем в Правилах предоставления коммунальных услуг. Потребитель вправе как оплачивать услуги сам, так и поручать другим лицам внесение платы вместо себя (пп. «б» п. 65 Правил предоставления коммунальных услуг). А УК (кредитор) обязана принять исполнение, предложенное за потребителя третьим лицом (п. 1, 3 ст. 313 ГК РФ). В статье 1.1 Закона № 54-ФЗ дано следующее определение кассового чека.

Кассовый чек – первичный учетный документ, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением ККТ в момент расчета между пользователем и покупателем (клиентом), содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства РФ о применении ККТ.

Чек подтверждает факт осуществления расчета и формируется в момент расчета. Согласно п. 5 ст. 313 ГК РФ к третьему лицу, исполнившему обязательство должника, переходят права кредитора по обязательству. Именно поэтому представляется, что кассовый чек должен быть направлен на номер или адрес почты, указанный непосредственно лицом, производящим платеж, поскольку сам чек может выступать в качестве доказательства исполнения обязательства по оплате жилищно-коммунальных услуг конкретным лицом.

Обновленная редакция Закона № 54-ФЗ возлагает на исполнителя, получающего платежи за оказанные услуги от физических лиц, обязанность применять ККТ не только при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с предъявлением кассиру платежной карты, но и при приеме платежей с использованием любых других ЭСП (системы «клиент-банк», электронных кошельков, сервисов платежных агрегаторов и пр.). С долей сарказма можно сформулировать следующий принцип: «Если у Вас возник вопрос, должны ли Вы применять онлайн-кассу, то да, Вы должны».

Особыми переходными положениями Закона № 290-ФЗ на один год отсрочено применение ККТ:

    при приеме платежей с использованием всех ЭСП, кроме платежных карт;

    организациями, оказывающими услуги населению (в том числе УК), при условии выдачи БСО при приеме наличных денежных средств и использовании платежных карт.

Здесь нужно обратить особое внимание на ситуацию, когда граждане платят за услуги дистанционно с использованием платежных карт (чек ККТ направляется плательщику в электронной форме). Данный случай не назван в числе исключений или в числе переходных положений, поэтому применять онлайн-кассу необходимо уже сейчас.

Выполнение требований Закона № 54-ФЗ предусматривает передачу информации о принятых платежах в налоговые органы в режиме реального времени. Но для этого сам исполнитель должен обладать такой информацией, что позволит исключить невыясненные платежи.


ККТ БСО эквайринг

1. Использование электронных средств платежа осуществляется на основании договора об использовании электронного средства платежа, заключенного оператором по переводу денежных средств с клиентом, а также договоров, заключенных между операторами по переводу денежных средств.

2. Оператор по переводу денежных средств вправе отказать клиенту в заключении договора об использовании электронного средства платежа.

3. До заключения с клиентом договора об использовании электронного средства платежа оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента об условиях использования электронного средства платежа, в частности о любых ограничениях способов и мест использования, случаях повышенного риска использования электронного средства платежа.

4. Оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом.

5. Оператор по переводу денежных средств обязан обеспечить возможность направления ему клиентом уведомления об утрате электронного средства платежа и (или) о его использовании без согласия клиента.

6. Оператор по переводу денежных средств обязан фиксировать направленные клиенту и полученные от клиента уведомления, а также хранить соответствующую информацию не менее трех лет.

7. Оператор по переводу денежных средств обязан предоставлять клиенту документы и информацию, которые связаны с использованием клиентом его электронного средства платежа, в порядке, установленном договором.

8. Оператор по переводу денежных средств обязан рассматривать заявления клиента, в том числе при возникновении споров, связанных с использованием клиентом его электронного средства платежа, а также предоставить клиенту возможность получать информацию о результатах рассмотрения заявлений, в том числе в письменной форме по требованию клиента, в срок, установленный договором, но не более 30 дней со дня получения таких заявлений, а также не более 60 дней со дня получения заявлений в случае использования электронного средства платежа для осуществления трансграничного перевода денежных средств.

9. Использование клиентом электронного средства платежа может быть приостановлено или прекращено оператором по переводу денежных средств на основании полученного от клиента уведомления или по инициативе оператора по переводу денежных средств при нарушении клиентом порядка использования электронного средства платежа в соответствии с договором.

9.1. В случаях выявления оператором по переводу денежных средств операций, соответствующих признакам осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, оператор по переводу денежных средств приостанавливает использование клиентом электронного средства платежа и осуществляет в отношении уменьшения остатка электронных денежных средств плательщика действия, предусмотренные частями 5.1 - 5.3 статьи 8 настоящего Федерального закона. При получении от клиента подтверждения возобновления исполнения распоряжения, указанного в пункте 2 части 5.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, оператор по переводу денежных средств обязан незамедлительно возобновить использование клиентом электронного средства платежа. При неполучении от клиента подтверждения возобновления исполнения распоряжения, указанного в пункте 2 части 5.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, оператор по переводу денежных средств возобновляет использование клиентом электронного средства платежа по истечении двух рабочих дней после дня совершения им действий, предусмотренных частью 5.1 статьи 8

10. Приостановление или прекращение использования клиентом электронного средства платежа не прекращает обязательств клиента и оператора по переводу денежных средств, возникших до момента приостановления или прекращения указанного использования.

11. В случае утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента клиент обязан направить соответствующее уведомление оператору по переводу денежных средств в предусмотренной договором форме незамедлительно после обнаружения факта утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента, но не позднее дня, следующего за днем получения от оператора по переводу денежных средств уведомления о совершенной операции.

11.1. При получении от клиента - юридического лица уведомления, указанного в части 11 настоящей статьи, после осуществления списания денежных средств с банковского счета клиента оператор по переводу денежных средств, обслуживающий плательщика, обязан незамедлительно направить оператору по переводу денежных средств, обслуживающему получателя средств, уведомление о приостановлении зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств (далее - уведомление о приостановлении) по форме и в порядке , которые установлены нормативным актом Банка России.

11.2. В случае получения от оператора по переводу денежных средств, обслуживающего плательщика, уведомления о приостановлении до осуществления зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств оператор по переводу денежных средств, обслуживающий получателя средств, обязан приостановить на срок до пяти рабочих дней со дня получения такого уведомления зачисление денежных средств на банковский счет получателя средств в сумме перевода денежных средств или увеличение остатка электронных денежных средств получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств и незамедлительно уведомить получателя средств в порядке, установленном договором, заключенным с получателем средств, о приостановлении зачисления денежных средств или увеличения остатка электронных денежных средств и необходимости представления в пределах указанного срока документов, подтверждающих обоснованность получения переведенных денежных средств или электронных денежных средств.

11.3. В случае представления в течение пяти рабочих дней со дня совершения оператором по переводу денежных средств, обслуживающим получателя средств, действий, предусмотренных частью 11.2 настоящей статьи, получателем средств документов, подтверждающих обоснованность получения переведенных денежных средств или электронных денежных средств, оператор по переводу денежных средств, обслуживающий получателя средств, обязан осуществить зачисление денежных средств на банковский счет получателя средств или увеличение остатка электронных денежных средств получателя средств.

11.4. В случае непредставления в течение пяти рабочих дней со дня совершения оператором по переводу денежных средств, обслуживающим получателя средств, действий, предусмотренных частью 11.2 настоящей статьи, получателем средств документов, подтверждающих обоснованность получения переведенных денежных средств или электронных денежных средств, оператор по переводу денежных средств, обслуживающий получателя средств, обязан осуществить возврат денежных средств или электронных денежных средств оператору по переводу денежных средств, обслуживающему плательщика, не позднее двух рабочих дней после истечения указанного пятидневного срока. Оператор по переводу денежных средств, обслуживающий плательщика, обязан осуществить зачисление денежных средств на банковский счет плательщика или увеличение остатка электронных денежных средств плательщика на сумму их возврата, осуществленного оператором по переводу денежных средств, обслуживающим получателя средств, не позднее двух дней со дня их получения.

11.5. В случае получения от оператора по переводу денежных средств, обслуживающего плательщика, уведомления о приостановлении после осуществления зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств оператор по переводу денежных средств, обслуживающий получателя средств, обязан направить оператору по переводу денежных средств, обслуживающему плательщика, уведомление о невозможности приостановления зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или приостановления увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств по форме и в порядке , которые установлены нормативным актом Банка России. Оператор по переводу денежных средств не несет ответственности перед клиентом за убытки, возникшие в результате надлежащего исполнения требований, предусмотренных частями 11.2 - 11.4 настоящей статьи.

14. В случае, если оператор по переводу денежных средств исполняет обязанность по информированию клиента о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи и клиент не направил оператору по переводу денежных средств уведомление в соответствии с частью 11 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств не обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента.

15. В случае, если оператор по переводу денежных средств исполняет обязанность по уведомлению клиента - физического лица о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи и клиент - физическое лицо направил оператору по переводу денежных средств уведомление в соответствии с частью 11 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств должен возместить клиенту сумму указанной операции, совершенной без согласия клиента до момента направления клиентом - физическим лицом уведомления. В указанном случае оператор по переводу денежных средств обязан возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без согласия клиента - физического лица.

16. Положения части 15 настоящей статьи в части обязанности оператора по переводу денежных средств возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента до момента направления клиентом - физическим лицом уведомления, не применяются в случае совершения операции с использованием клиентом - физическим лицом электронного средства платежа, предусмотренного частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Похожие публикации