Гражданско частное партнерство. Государственно-частное партнерство - это формы взаимовыгодного взаимодействия государства и частного бизнеса

В рейтинге регионов ГЧП-2014, основанном на разработанной Центром развития ГЧП методике, Новосибирская область заняла третье место с показателем 65,5 баллов, уступив лишь Санкт-Петербургу и Татарстану. В прошлом году Новосибирская область занимала 10 строчку рейтинга.

При составлении рейтинга оценивались факторы, влияющие на развитие механизмов ГЧП при определении уровня потенциала региона. В частности, развитость институциональной среды в сфере ГЧП в регионе. В настоящий момент государственно-частное партнерство в России находится в стадии становления, и развитость институциональной среды является наиболее важным компонентом для привлечения инвестиций в проекты ГЧП считают составители рейтинга. При этом под развитостью институциональной среды понимается комплекс условий, таких как: наличие нормативно-правовой базы в субъекте РФ, наличие ответственных органов власти или структурных подразделений по развитию ГЧП, планов развития ГЧП.

Учитывались также опыт региона по реализации ГЧП-проектов, поскольку каждый последующий ГЧП-проект повышает соответствующие управленческие компетенции и позитивно влияет на развитие механизмов государственно-частного партнерства в регионе, и инвестиционная привлекательность региона для инфраструктурных инвесторов. Последний фактор оценивается на основе данных рейтинга инвестиционной привлекательности «Эксперта».

Детские сады, школы и котельные – успешные примеры ГЧП

К объектам соглашения о государственно-частном партнерстве закон относит имущество, входящее в состав дорожной и транспортной инфраструктуры, системы коммунального хозяйства, объектов энергоснабжения, объектов связи и телекоммуникаций, жилищного строительства. Также речь идет о сотрудничестве в сфере здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания; туристских, рекреационных и спортивных объектов. В законе прописано и еще одно социальное направление – дошкольные образовательные и детские оздоровительные учреждения.

В рамках одной из форм ГЧП – концессионного соглашения – была проведена реконструкция здания детского сада по ул. Танковой. Ранее здание использовалось не по назначению, а затем несколько лет вообще пустовало. Объем инвестиций составил 60 млн руб., а концессионная плата – 8 тыс. руб. в квартал. По такому же соглашению реконструировано здание детского комбината по ул. Чехова. Здесь объем инвестиций составил 35 млн руб., а концессионная плата – 29 тыс. руб. в квартал. В результате здания детских садов буквально преображаются, для детей создаются условия, отвечающие всем современным требованиям и нормам.

Известный пример ГЧП – строительство новой школы в микрорайоне Родники в Новосибирске. В сентябре 2013 года школа приняла 1 225 учеников, среди них 150 первоклассников. Строительство школы обошлось в 950 млн руб., из них 47 млн ушло на покупку учебного оборудования. Школа состоит из четырех учебных корпусов, в ней есть концертный зал на 600 мест, 25-метровый бассейн, зимний сад, телескоп, спортивный, гимнастический и тренажерный залы, библиотека с читальным залом на 72 посадочных места. Застройщик – компания «Энергомонтаж».

Инвесторам предлагается на выбор несколько схем. Первый вариант – строительство вскладчину несколькими участниками. По такой схеме построен детсад на ул. Котовского в Ленинском районе. Инвесторы – три новосибирских предприятия и мэрия. Другая схема предполагает строительство коммерческого детского сада: инвестор строит объект самостоятельно, устанавливает там повышенный уровень оплаты, часть которой мэрия готова дотировать. На таких условиях построен объект на ул. Гоголя в Центральном районе. Третья схема уже реализована в Первомайском районе, она предусматривает строительство инвестором детсада за свой счет и передачу его на баланс муниципалитету, который в течение трех лет выкупает здание.

Еще один пример – реконструкция здания по ул. Коммунистической. Медицинский центр «Авиценна» получил по концессии здание бывшего роддома на улице Коммунистической и в счет концессионной платы проводит бесплатные процедуры ЭКО. Соглашение заключено на 20 лет, корпус остается в муниципальной собственности, объем инвестиций – 46 млн руб. Ранее в этом здании располагался роддом № 1. Здание также является памятником архитектуры, поэтому здесь проводились не только ремонт, но и реставрация.

Помимо концессионной платы, поступающей в бюджет города, соглашения предусматривают, что в течение срока их действия бюджет не несет расходов по содержанию зданий. Сроки действия соглашений определяются в зависимости от объема инвестиций, на практике сложилось, что они не превышают 40 лет.

В рамках другой формы ГЧП – инвестиционной деятельности – осуществлена реконструкция одноэтажного здания магазина по ул. Гоголя, реконструкция административных и производственных зданий, расположенных по ул. Кропоткина, строительство пока единственной в городе механизированной автостоянки здания Дома быта. В собственности муниципалитета находится доля во всех этих объектах.

Помимо образовательных учреждений механизм ГЧП активно используется в сфере ЖКХ. В 2013 году в Новосибирской области начаты пять пилотных проектов государственно-частного партнерства в Колыванском, Болотнинском, Чистоозерном и Краснозерском районах по комплексной модернизации коммунальной инфраструктуры.

В селе Преображенка Искитимского района введена в эксплуатацию новая котельная, построенная по блочно-модульной технологии взамен устаревшей. Котельная работает на каменном угле. Тепловая мощность составляет 1,26 МВт. Также проведена модернизация тепловой сети поселка, которая имела износ 80 % и находилась в аварийном состоянии. На работы по модернизации затрачено более 13,8 млн руб., в том числе 11 млрд из бюджетов, остальные – средства инвесторов.

Министр экономического развития Новосибирской области Ольга Молчанова рассказала об успешном строительстве котельных в Маслянинском районе.

Мосты и дороги

Президент России Владимир Путин призвал развивать конкуренцию среди компаний при реализации дорожных проектов в рамках государственно-частного партнерства. Путин также призвал тиражировать опыт, примененный при заключении концессионного соглашения на строительство ЦКАД в Подмосковье. Об этом глава государства заявил на заседании президиума Госсовета в Новосибирске.

В регионе уже разрабатывается проект реконструкции автомобильной дороги К-17р «Новосибирск – Кочки – Павлодар» в форме концессионного соглашения. Контракт предполагает обслуживание автомобильной дороги одной компанией в течение 14 лет и будет первым примером контракта жизненного цикла за Уралом.

Как рассказал врио министра транспорта и дорожного хозяйства региона Сергей Титов, реконструкция участка трассы К-17р с 15 по 35 км является одним из приоритетных проектов дорожного строительства в Новосибирской области.

Реконструкция затронет часть трассы от Ордынского кольца до села Ярково. Участок трассы протяженностью 20 км с четырьмя полосами движения и разделением потоков будет отнесен к первой технической категории и, по словам Сергея Титова, будет похож на Северный обход между Новосибирском и Сокуром.

Власти планируют осуществить реконструкцию, используя механизм государственно-частного партнерства: начать в 2015–2017 годах и в течение 12 лет рассчитываться с инвестором. Объем инвестиций в проект оценивается в 24 млрд рублей.

В рамках ГЧП предполагается реализовать еще один крупный инфраструктурный проект – Центральный мост через Обь в Новосибирске. В октябре проект моста был представлен на заседании архитектурно-градостроительного Совета. Специалисты ЗАО «Институт «Стройпроект» предложили шестиполосный мостовой переход протяженностью 5,1 км, длина самого моста через Обь – 1,6 км. Кроме того, в проект входит путепровод на пересечении с железной дорогой, а также система многоуровневых развязок на подъездах к мосту. На правом берегу будут увязаны Каменская магистраль, Красный проспект, ул. Большевистская, ул. Фабричная с выходом на мост. На левом берегу предложено транспортное пересечение в разных уровнях ул. Станционной, проезда Энергетиков, ул. Планировочной, ул. Ватутина, ул. Станиславского и ул. Широкой. Обе развязки относятся к первому классу и предполагают непрерывное движение транспорта без светофоров. Предложено два варианта конструкции моста: с ферменными и балочными пролетными строениями. Самый длинный пролет – 234 м – с вантовым пилоном. Пилон может быть монолитным железобетонным или металлическим решетчатой конструкции.

Проезд по мосту будет платным, поэтому на левом берегу проектировщики предложили разместить кассовый центр, где можно будет произвести плату за проезд по объекту. Стоимость проезда проектировщики обозначили в размере от 30 до 70 руб.

Предполагается, что в рамках механизма ГЧП будет строиться и еще один мощный инфраструктурный объект – Юго-западный транзит, частью которого является Бугринский мост. Стоимость всего обхода, включая мост, составит порядка 25 млрд руб.

Правительство Новосибирской области считает ГЧП основным резервом роста инвестиционной активности в Новосибирской области. Как сообщается на сайте регионального правительства, на данный момент в Новосибирской области реализуется 30 проектов в различных формах государственно-частного партнерства с общим объемом заявленных инвестиций более 26 млрд руб.

У государства существует широкий спектр инструментов влияния на экономику. Одним из них является государственно-частное партнерство. Что оно собой представляет? В каких случаях к нему обращаются? Можно ли привести примеры реализованных проектов ГЧП?

Общая информация

Для начала давайте разберемся с терминологией. ГЧП - это один из множества способов развить общественную инфраструктуру, который базируется на долгосрочном взаимодействии бизнеса и государства. При этом частная сторона принимает участие не только в проектировании, финансировании и строительстве объекта, но и в его последующей эксплуатации, предоставлении услуг на созданной базе, техническом обслуживании и реконструкции.

Какие цели при этом преследуются? Главное, чего хочет достичь государство - стимулирование привлечения инвестиций частных лиц и структур в производство потребительских товаров, услуг, работ. Этот подход применяется тогда, когда необходимо обеспечить определенное публично-правовое образование за счет конкретного бюджета, а также сократить участие властных структур в определенном секторе экономики. Последнее выполняется исключительно в тех случаях, когда бизнес может эффективно выполнять возложенные на него обязанности.

С юридической точки зрения ГЧП - это форма взаимоотношений определенного публично-правового образования (например, Российской Федерации, отдельного субъекта РФ, конкретного муниципального образования) и частных лиц. Строятся они на соглашении концессионном (КС) или государственно-частном партнерстве (СГЧП), которые заключаются между участниками. По своей природе они являются гражданско-правовыми документами.

Законодательные основы

Итак, мы уже выяснили, что собой представляет ГЧП. Это неплохое начало, но для более внимательного изучения необходимо узнать множество деталей, на которых базируется этот механизм. Законодательное определение для него содержится в федеральном законе № 224-ФЗ от 13.07.2015. В статье № 3 дается определение ГЧП. Это было уже рассмотрено ранее. Более интересными являются понятия СГЧП и КС. С точки зрения законодательства - это самостоятельные правовые институты.

Таким образом, рассмотрение, заключение и реализация соглашений регулируется разными федеральными законами. Но при этом КС является одной из моделей (форм) ГЧП. Чтобы заключить соглашение, необходимо решение уполномоченного публичного органа, который представляет интересы определенного публично-правового образования. В нем должно четко и недвусмысленно быть объявлено о начале реализации конкретного проекта.

Для заключения КС или СГЧП законодательством предусмотрен процесс проведения торгов в виде конкурса, на котором участники борются за право заключить соглашение. Хотя предусмотрены и отдельные случаи, когда оно заключается без него. Механизм ГЧП - это популярная и быстроразвивающаяся форма взаимодействия между частными инвесторами и государством, которая предполагает распределение рисков между ними.

О моделях и законодательных моментах

Как ранее говорилось, СГЧП и КС являются самостоятельными правовыми институтами. Отличие между ними заключается вот в чем:

  1. Концессионное соглашение (КС) регулируется федеральным законом № 115-ФЗ от 21.07.2005. Оно предусматривает право государства (муниципального образования) на собственность объекта соглашения.
  2. Соглашение государственно-частного партнерства (СГПЧ) регулируется федеральным законом № 224-ФЗ от 13.07.2015. В данном случае предусматривается, что объект соглашения находится в частной собственности. Но только в случае соблюдения требований, имеющихся в законодательстве.

Вот такие формы ГЧП предусмотрены. Какая именно из них будет использована, зависит от преследуемых целей. Какие общие свойства имеют формы ГЧП? Вкратце, это:

  1. Долгосрочный характер партнерства. Он необходим для возврата частных инвестиций, а также комплексности этого проекта. Как пример: длительность СГЧП не может быть меньше трех лет.
  2. Распределение рисков и ответственности благодаря привлечению частного партнера не только к созданию объекта, но и его последующей эксплуатации и техническому обслуживанию. Это обязательное условие для формирования структурированных отношений между сторонами в рамках проекта. Также на этапе подготовки поиск оптимального положения является наиболее сложным.
  3. Полное или частичное финансирование создаваемого объекта общественной инфраструктуры со стороны частного партнера. Это основное отличие ГЧП от государственных заказов. При этом публичный партнер или концедент может компенсировать определенную часть затрат, которые были направлены на объект соглашения.

О преимуществах для частной стороны

Что же получает инвестор, который выбирает государственно-частное партнерство? Механизмы реализации ГЧП закрепляются в долгосрочном соглашении. Также частник может получить земельный, лесной, водный участок без торгов (но только для реализации оговоренных целей). Еще один приятный момент - это возможность софинансирования проекта публичной стороной или же получение дополнительных гарантий (например, минимальной доходности).

Благодаря наличию довольно широких возможностей для работы часто используются дополнительные способы увеличения выручки. Это и оказание дополнительных платных услуг, и применение оптимальных решений, которые позволяют снизить траты на этапах как создания, так и использования объекта. Также эта модель позволяет закрепиться в сферах, которые традиционно считаются государственными. Кроме того, часть рисков передается публичному партнеру. Это позволяет более уверенно смотреть на реализацию проекта и его последующую эксплуатацию.

О преимуществах для государства

Вот мы и ответили на вопрос о том, что привлекает частный бизнес в ГЧП. А какова выгода для государства? Вот краткий перечень основных преимуществ, которые приносит развитие ГЧП:

  1. Возможность привлекать частных инвесторов к финансированию и созданию инфраструктурных проектов в условиях, когда нет необходимого объема бюджетных средств. Этот способ позволяет не увеличивать долговую нагрузку в рамках текущего периода.
  2. Возможность объединить в одном проекте различные этапы создания (проектирование, строительство, использование).
  3. Приобретается не объект, а услуга за счет платежей, которые привязаны к объему и качеству. Это способствует развитию конкуренции.
  4. Возможность использования ресурсов и компетенции частного сектора для оказания социально значимых услуг, а также для повышения их качества.
  5. Снижение присутствия государства в экономике.

Наиболее важным и перспективным здесь является первый пункт. Следует признать, что у государства не хватает денег на полное выполнение всех взятых на себя обязательств. Поэтому механизм ГЧП позволяет минимизировать все негативные моменты и сделать жизнь более комфортной как для граждан, так и для тех, кто обязан заботиться о нас.

Об организации

Как же устроены проекты ГЧП? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим организационные моменты. Основное внимание уделяется процессу подготовки и проведения публичной процедуры, во время которой выбирается частный партнер, заключается с ним контракт, который определяет деятельность, обязанности и права сторон для достижения оговоренных целей, а также обеспечивается контроль за исполнением взятых на себя обязательств. Государственные контракты в виде документов могут быть оформлены в нескольких формах:

  1. Акционерное соглашение.
  2. Договор услуг.
  3. Аренда публичной собственности с принятием частными участниками на себя обязательств по ее улучшению.
  4. Инвестиционный договор по созданию объекта.
  5. Концессионное соглашение.
  6. Договор подряда под ключ в рассрочку.

По сути, государственные контракты делятся на две модели (об этом ранее говорилось). Но в их основе лежат различные законодательные документы. Перечисленный только что список - это форма контракта, которую он принимает на практике. Это хоть и не значительное, но чрезвычайно важное отличие.

О примерах

Итак, нами уже было рассмотрено понятие, формы, возможные области применения и модели ГЧП. Этой теории хватит, чтобы иметь базу, позволяющую разбираться в реальных ситуациях. Чтобы лучше ознакомиться со всеми механизмами, будут рассмотрены примеры ГЧП как регионального, так и федерального уровня. И первым на очереди у нас Камчатский край.

В 2010 году там было подписано соглашение о взаимодействии и сотрудничестве, что позволяло привлекать средства различных источников для финансирования перспективных инвестиционных проектов. Как дополнение на уроне самого Камчатского края был принят нормативно-правовой документ «О государственно-частном партнерстве». Было предусмотрено ГЧП в виде концессионных соглашений в сфере энергетики. При этом проекты создаются на принципах государственного (или муниципального) и частного партнерств. На территории Камчатского края предусмотрена передача на время объектов имущества с целью реконструкции и последующей модернизации.

Еще один интересный момент, о котором не было упомянуто ранее, - это плата концедента. В чем ее суть? В случаях, когда предусмотрен этот механизм, государство (или орган местной власти) может выплачивать партнеру определенную сумму. Это необходимо в случаях реализации проектов, обладающих низкой инвестиционной привлекательностью. В качестве примера можно назвать социальные объекты.

А что с примерами на федеральном уровне?

Можно ли рассказать здесь о чем-то? Да, есть целый ряд событий, которые были следствием ГЧП. Что же интересует частный бизнес в данном случае? Например, можно привести несколько громких случаев, связанных с транспортной сферой. В первую очередь следует вспомнить о строительстве западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге, а также трассу от города к Москве. Но, пожалуй, наибольшую известность в стране приобрела система взимания платы с грузовых автомобилей «Платон», из-за которой довольно длительное время наблюдались забастовки по всей стране.

Всего по состоянию на март 2017 года было зарегистрировано 1 340 проектов, построенных по схеме государственно-частного партнерства. Из них на этап эксплуатации (то есть, успешно реализованных) выведено 426. Где же они создаются? Какие сферы ГЧП позволяет подлатать? Основная их часть выпадает на коммунальное хозяйство. Здесь был зарегистрирован 901 проект. Затем идет сфера энергетики, однако она может похвастаться только 133 соглашениями. Еще 81 проект - к сфере транспорта. Все остальные достигнутые соглашения относятся к области социальной инфраструктуры.

Но просто количественные цифры не дают полного представления. Поэтому давайте поговорим о стоимости. Сколько денег получили проекты ГЧП? Точнее, частных вложений, ведь государственные деньги - это наши средства, собранные как налоги. В данном случае было привлечено около 700 миллиардов рублей. При этом 440 из них направлены на региональные проекты.

О критике

Практически всегда можно найти людей, недовольных каким-либо нововведением. ГЧП в России тоже поддается критике. И это делают не только простые граждане, но и многие высокопоставленные государственные служащие. Так, можно привести слова главы ФАС Игоря Артемьева, который первого марта 2017 года журналистам заявил, что целый ряд проектов государственно-частного партнерства является имитацией концессии. В качестве аргументации он сообщил, что в них все расходы компенсируются за счет бюджета. И частные компании не вкладывают своих средств. Дополнительно об этом сообщил заместитель главы ФАС Рачик Петросян. По его словам, государственно-частное партнерство используется как механизм для обхода госзакупок. И в качестве подобного злоупотребления был приведен пример строительства дороги Стерлитамак-Магнитогорск.

Одновременно эти слова в штыки воспринимают другие высокопоставленные государственные служащие. Так, например, заместитель министра экономического развития Станислав Воскресенский заявил, что такие заявления представляют угрозу для работы всего механизма ГЧП.

Возможности развития

Безусловно, механизм государственно-частного партнерства заслуживает внимания. Он позволяет сконцентрироваться на создании необходимых проектов, на которые в данный момент времени у государства нет денег. Также благодаря ГЧП можно держать под контролем уровень долгов и успешно реализовывать стратегию по их уменьшению. Но, увы, здесь есть место и для многих негативных аспектов.

Например, если было достигнуто соглашение о том, что работа над проектом финансируется и из бюджета, и из частных средств, то спустя определенное время может оказаться, что по факту все полученные деньги направлялись, скажем, в офшор. Необходимо работать над тем, чтобы такого не происходило.

Также довольно остро стоит вопрос о коррупции. К примеру, после принятия решения о внедрении системы «Платон» было множество неудовлетворенных людей, которые считали, что это результат близкой дружбы Ротенбергов с президентом Российской Федерации. Но тот факт, что об этом говорят, кое-что да значит. Конечно, недостатки есть, но пока с этим будут бороться, совершенствуя сам механизм, дела будут постепенно улучшаться. Не следует считать, что абсолютно все ужасно. Ведь есть люди вроде Игоря Артемьева, которые высказываются против всех недостатков. И есть правоохранительные структуры, борющиеся с преступностью.

Крюкова Екатерина Леонидовна

Лемьева Ирина Витальевна , Московский государственный университет дизайна и технологии, Россия

Translation will be available soon.

Первая тенденция : формирование развитой законодательной базы в сфере ГЧП. На федеральном уровне в 2015 г. был принят Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Другими важными правовыми актами этой сферы стали закон о Банке развития, о правилах отбора инвестиционных проектов, о концессионных соглашениях.

Региональное законодательство представлено законами субъектов РФ о ГЧП (см. рисунок 1 ). На муниципальном уровне принимаются аналогичные нормативно-правовые акты. Также сферу ГЧП регулируют типовые концессионные соглашения и методические указания.

Рисунок 1. Развитие регионального законодательства о ГЧП в РФ по состоянию на март 2015 г.

Источник: составлено авторами

Специалисты Центра развития ГЧП считают, что региональное законодательство о ГЧП необходимо совершенствовать в следующих направлениях.

1. Определить потребности региона в инфраструктурных объектах, исходя их прогнозных и фактических социально-экономических и макроэкономических показателей (демографический прогноз, рост транспортной нагрузки).

2. Интегрировать показатели развития инфраструктуры в прогнозные документы субъекта РФ.

3. Закрепить конкретные мероприятия по применению и развитию механизмов ГЧП, а также показатели по привлечению внебюджетных средств в документах планирования субъекта РФ.

Вторая тенденция : дифференциация субъектов РФ по участию в ГЧП. Согласно расчету специалистов, все субъекты страны можно разделить на 5 групп (таблица 1) . Более половины субъектов страны имеют низкий или очень низкий уровень развития ГЧП. Данная ситуация объясняется слабой развитостью институциональной среды (отсутствие планов по использованию ГЧП в регионе, документально зафиксированных моделей реализации ГЧП, уполномоченных органов по координации ГЧП). Это сказывается на недостаточности опыта осуществления проектов ГЧП, а значит – низкой инвестиционной привлекательности.

Субъекты первых трех групп обеспечили свое выгодное положение за счет эффективной системы управления ГЧП. Она, как правило, включает наличие единого органа, ответственного за выбор частного партнера, учет ГЧП в документах стратегического планирования развития субъекта РФ, предоставление налоговых и неналоговых льгот, Интернет-ресурса, позволяющего получить всю актуальную информацию об экономике региона. Важное значение имеет также количество реализованных проектов. Одним из последних проектов в Москве стало строительство «Северного дублера Кутузовского проспекта», в Ленинградской области – строительство реабилитационного центра в п. Коммуна, в Московской области – два проекта в сфере водоснабжения и водоотведения с привлечением в качестве концессионера ГК «Мортон», а также подведение итогов конкурса по строительству онкорадиологических центров, где концессионером выступает ПЭТ-Технолоджи (дочерняя компания «Роснано»).

Наименование субъекта РФ

Регионы – лидеры по уровню развития ГЧП (60–75%)

Р. Татарстан, Новосибирская область, Нижегородская область, Ленинградская область, Санкт-Петербург, Москва.

Регионы с высоким уровнем развития ГЧП (45–60%)

Р. Башкортостан, Р. Удмуртия, Р. Коми, Пермский и Краснодарский края, Самарская, Свердловская, Московская, Воронежская, Ульяновская, Тульская, Ростовская, Владимирская, Ярославская, Тамбовская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ.

Регионы со средним уровнем развития ГЧП (35–45%)

Р. Саха, Р. Бурятия, Р. Чувашия, Хабаровский и Приморский края, Калужская, Оренбургская, Псковская, Белгородская, Рязанская, Амурская, Сахалинская, Вологодская, Липецкая, Мурманская, Омская области.

Регионы с низким уровнем развития ГЧП (25–35%)

Р. Тыва, Р. Хакасия, Р. Карелия, Р. Мордовия, Алтайский, Красноярский, Ставропольский, Камчатский края, Кемеровская, Саратовская, Тверская, Томская, Пензенская, Кировская, Калининградская, Брянская, Астраханская, Челябинская, Иркутская, Смоленская, Ивановская, Новгородская, Костромская, Курганская, Курская, Архангельская, Волгоградская области, Еврейская автономная область.

Регионы с очень низким уровнем развития ГЧП (0–25%)

Р. Чечня, Р. Алтай, Р. Северная Осетия – Алания, Р. Калмыкия, Р. Крым, Р. Дагестан, Р. Кабардино-Балкария, Р. Марий Эл, Р. Карачаево-Черкесия, Р. Адыгея, Р. Ингушетия, Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ, Забайкальский край, Тюменская, Орловская, Магаданская области, Севастополь.

Источник: составлено авторами

Третья тенденция : выделение приоритетных сфер ГЧП в зависимости от социально-экономических потребностей общества (см. рисунок 2 ).


Рисунок 2. Сферы реализации ГЧП-проектов по состоянию на март 2015 г.

Источник: составлено авторами

Согласно приведенным данным, лидирующей сферой реализации ГЧП-проектов в прошлом году являлось ЖКХ – 194 осуществленных проекта. В социальной сфере этот показатель составлял 165 проектов, в энергетической сфере – 163 проекта, в транспортной сфере – 64 проекта. На сегодняшний день на разных стадиях реализации находятся 1285 проектов. Из них 505 проектов – в энергетической сфере, 482 проекта – в коммунальной сфере, 203 проекта – в социальной сфере, 95 проектов – в транспортной сфере. Значительный прирост ГЧП-проектов в энергетической сфере объясняется привлечением представителей отечественного и зарубежного бизнеса для строительств энергомоста и транспортного моста в Р. Крым.

Четвертая тенденция : выделение приоритетных форм ГЧП. В сложившейся практике выделяют четыре формы:

- концессионное соглашение;

- соглашение о ГЧП;

- договор аренды с инвестиционными обязательствами;

- контракт жизненного цикла.

Формы реализации ГЧП отличаются степенью ответственности, которую публичный и частный партнеры берут на себя, за капитальное и текущее вложения, эксплуатацию, риски. Например, в первой форме ГЧП участвуют два партнера: концессионер и концедент. Концессионер – это индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо. Он обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать имущество и осуществлять деятельность с использованием объекта концессионного соглашения. Концедентом является уполномоченный орган федерального, регионального или муниципального уровней. Концедент обладает правом собственности на создаваемое концессионером имущество и обязуется предоставить ему на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения. На муниципальном уровне основными отраслями концессионных соглашений являются п роизводство, передача и распределение тепловой и электрической энергии, а также системы водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения и отдельные объекты таких систем.

На региональном уровне концессии применяются в отношении объектов социальной сферы (здравоохранение и спорт), объектов коммунальной инфраструктуры (ВКХ, ТБО) и сферы энергетики. На уровне федерации практикуются концессии для создания автодорожной инфраструктуры.

Четвертая форма ГЧП (контракт жизненного цикла) представляет собой договор, по которому государство на конкурентной основе заключает с частным партнером соглашение на проектирование, строительство и эксплуатацию объекта на срок жизненного цикла объекта и осуществляет оплату по проекту равными долями после ввода объекта в эксплуатацию. В настоящее время в России реализуются только два контракта жизненного цикла, один из которых находится на прединвестиционной фазе, другой – на инвестиционной базе. Оба контракта выполняются в Уральском федеральном округе на муниципальном уровне. Их стоимость составляет 9 988 971 р. Некоторые специалисты к формам ГЧП относят также особые экономические зоны и государственные закупки.

Пятая тенденция : согласно аналитическим данным Соколова С.Л., в сфере ГЧП обнаружена следующая закономерность. Чем выгоднее ГЧП-проект, тем доля государственных инвестиций ниже. Предприниматели охотнее финансируют те отрасли, в которых существует гарантия прибыли (см. таблица 2 ). В непривлекательные отрасли для бизнеса в большей степени государство вынуждено вкладывать ресурсы для выполнения своих социальных функций (Соколов, 2013) .

Таблица 2

Структура инвестиций в проекты ГЧП за период 1996-2012 гг.

Отрасль реализации проекта

Объем инвестиций в проект ГЧП

(среднее значение, %)

Государственные

Частные

1. АПК

10,9

89,1

2. Добыча полезных ископаемых

15,3

84,7

3. ЖКХ

26,1

73,9

4. Здравоохранение

24,6

75,4

5. Культура

17,5

82,5

6. Образование

87,0

13,0

7. Промышленное производство

13,0

87,0

8. Развитие территорий

19,9

80,1

9. Строительство

15,0

85,0

10. Транспорт

40,2

59,8

История

Взаимодействие государства и частного сектора для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю, в том числе и в России . Однако наиболее актуальным ГЧП стало в последние десятилетия. С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования . ГЧП представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.

Наиболее показательный опыт государственно-частных партнёрств наработан в Великобритании .

Понятие государственно-частного партнёрства

Среди специалистов нет единого мнения о том, какие формы взаимодействия власти и бизнеса можно отнести к ГЧП. Широкая трактовка подразумевает под ГЧП конструктивное взаимодействие власти и бизнеса не только в экономике, но и в политике, культуре, науке и т.д.

В числе базовых признаков государственно-частных партнёрств в узкой (экономической) трактовке можно назвать следующие:

Как правило, ГЧП предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов.

Формы государственно-частного партнёрства

В широком смысле к основным формам ГЧП в сфере экономики и государственного управления можно отнести :

  • любые взаимовыгодные формы взаимодействия государства и бизнеса;
  • финансовую аренду (лизинг);
  • государственно-частные предприятия;

Области применения государственно-частного партнёрства

Основная область применения ГЧП в мире - постройка автомагистралей. Среди оставшихся самую большую долю занимают проекты в ЖКХ. В России уже с 1990-х годов действуют проекты в сфере водоснабжения и очистки сточных вод.

Государственно-частное партнёрство в России

Общепринятого определения, как и федерального закона о ГЧП, на сегодняшний день не существует.

Определения государственно-частного партнёрства присутствуют в законах о ГЧП, принятых в 60 субъектах РФ (по состоянию на сентябрь 2012 года). Полный список см.: www.pppi.ru В 2007 году на базе Внешэкономбанка СССР был создан Банк развития . Основной закон, регламентирующий деятельность этого учреждения, прямо закрепляет за ним функции участника рынка ГЧП. Центр ГЧП Внешэкономбанка является структурным подразделением Банка развития..

Наиболее современными и перспективными инструментами ГЧП в России на текущий момент являются:

Государственно-частное партнёрство на Украине

В октябре 2010 года вступил в силу Закон Украины «О государственно-частном партнёрстве » - закон, отразивший точку зрения украинского государства по поводу принципов, форм и условий взаимодействия бизнеса и государства.

Государственно-частное партнёрство как способ организации публично-частных правоотношений известно украинскому бизнесу давно. На практике оно выражается в формах совместной деятельности, управления государственном имуществом, аренды государственного имущества, концессии и других. Новый закон фактически воспроизводит картину государственно-частного партнёрства, существующую на практике, с прибавлением к ней желательных для государства штрихов. Термин «государственно-частное партнёрство» введён как политико-управленческая, а не юридическая категория. Он определён как сотрудничество между государством в лице его органов и субъектами хозяйствования, основанное на договоре. Более подробно о государственно-частном партнёрстве на Украине можно найтиукраиноязычной странице

Государственно-частное партнёрство в Санкт-Петербурге

Региональные власти в России также принимают свои собственные программы ГЧП ради построения долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества ОИГВ и частного сектора для реализации крупных общественных проектов. Так по мнению руководителя Комитета по инвестициям и стратегическим проектам А.Чичканова: "Механизм ГЧП позволяет не только привлекать средства к реализации социально значимых для города проектов, но и находить самые современные технические решения и эффективно управлять созданными объектами".

По оценке Всемирного банка, в Санкт-Петербурге в настоящий момент осуществляется одна из самых масштабных в мире программ по реализации проектов с использованием схем государственно-частного партнерства. Город разработал собственную законодательную базу, позволяющую инвесторам максимально эффективно взаимодействовать с региональными властями:

  1. Так в 2006 году был принят Закон Санкт-Петербурга от 25.12.2006 № 627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах ».
  2. В дополнение к нему через 3 года было выпущено Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 № 346 «О мерах по развитию государственно-частных партнерств в Санкт-Петербурге ».
  3. В рамках административной реформы был создан административный регламент Комитета по инвестициям и стратегическим проектам. в том же 2009 году было издано Распоряжение Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Правительства Санкт-Петербурга от 08.12.2009 № 92 «Об утверждении административного регламента Комитета по инвестициям и стратегическим проектам по исполнению государственной функции по проведению экспертизы материалов, необходимой для определения наличия оснований для принятия решения о реализации инвестиционного проекта путем участия Санкт-Петербурга в государственно-частном партнерстве »
  4. Наконец, чтобы способствовать исполнению принятых документов, было разработано Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 № 347 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах" ».

Действующие проекты ГЧП в Санкт-Петербурге

На основе Закона Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах» осуществляются два крупных проекта: развитие аэропорта «Пулково » и строительство завода по переработке твердых бытовых отходов в п. Янино Также ведется предварительная подготовка проектов ГЧП в сфере жилищно-коммунального хозяйства (водо- и теплоснабжение, электросбережение и т. п.), развития транспортной инфраструктуры и в социальной сфере (строительство социально значимых объектов – школ, больниц и др.).

Конкурсы по проектам ГЧП в Санкт-Петербурге

31 марта 2011 года состоялось подведение итогов открытого Конкурса на право заключения соглашения о создании и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства зданий, предназначенных для размещения образовательных учреждений на территории Пушкинского района Санкт-Петербурга и договора аренды участков. Победителем Конкурса признано ООО "Управляющая компания "Перемена". В настоящее время Комитетом объявлены конкурсы на реализацию следующих проектов:

  • строительство Дворца искусств на Васильевском острове
  • создание и эксплуатация автомобильной дороги "Западный скоростной диаметр "
  • реконструкция и строительство объектов Северной водонапорной станции Санкт-Петербурга с внедрением двухступенчатой технологии очистки воды

Ссылки

  • ГЧП, Госинвестиции, Внебюджетное финансирование: Международный информационно-аналитический портал "Госинвестор.ру"
  • Центр развития государственно-частного партнерства в России
  • Информационный портал ГЧП info : Инфраструктура и государственно-частное партнерство в России
  • Государственно-частное партнерство в России: информационно-аналитический портал
  • Польша
  • Исследование:Финансовая жизнеспособность и приемлемость моделей внебюджетного финансирования инфраструктуры, КПМГ, 2006 г.
  • Концессионные договоры на предоставление услуг: первый опыт применения, КПМГ, 2007 г.
  • Государственно-частное партнерство как форма отношений власти и бизнеса в России
  • Инструменты ГЧП в России есть. Надо научиться c ними работать.
  • Исторические формы ГЧП: мытарство, откупа, концессии. ГЧП в Российской империи.
  • О чем молчат бухгалтерские книги? Подводные камни частно-государственного партнерства в Центральной и Восточной Европе
Похожие публикации