Порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в публичной собственности. Есть ли возможность продлить аренду земельного участка без торгов по новому ЗК РФ? Как получить земельный участок в аренду без проведения торгов

С 1 марта 2015 года вступили в силу масштабные изменения в ЗК РФ. В частности, появилась норма подп. 2 п. 5 ст. 39.6 ЗК РФ, которая предусматривает возможность предоставления собственнику объекта незавершенного строительства земельного участка в аренду без проведения торгов в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах .

Подпункт 2 п. 5 ст. 39.6 ЗК РФ предусматривает 3 альтернативы, при которых допускается возможность предоставления земельного участка по данному основанию:

1. необращение уполномоченного органа в течение 6 месяцев в суд с требованием об изъятии объекта незавершенного строительства путем продажи с публичных торгов;

2. отказ суда в удовлетворении искового требования уполномоченного органа;

3. непродажа объекта незавершенного строительства с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвующих в торгах.

Отношения по прекращению права собственности на объект незавершенного строительства, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, в связи с прекращением действия договора аренды такого земельного участка также регулируются ст. 239.1 ГК РФ.

Пункт 4 ст. 239.1 ГК РФ предусматривает правило о возможности государства (муниципалитета) приобрести в собственность объект незавершенного строительства в случае, если публичные торги по продаже объекта незавершенного строительства признаны несостоявшимися.

На мой взгляд, налицо коллизия между п. 4 ст. 239.1 ГК РФ и подп. 2 п. 5 ст. 39.6 ЗК РФ в той части, в которой подп. 2 п. 5 ст. 39.6 ЗК РФ не предусматривает возможности государства (муниципалитета) приобрести в собственность изымаемый объект незавершенного строительства в случае, если публичные торги признаны несостоявшимися. Подпункт 2 п. 5 ст. 39.6 ЗК РФ указывает на непродажу объекта незавершенного строительства с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвующих в торгах, как на основание для предоставления без торгов земельного участка собственнику объекта незавершенного строительства.

Судебная практика по данному вопросу еще не сформировалась, однако, очевидно, что вскоре указанный вопрос встанет перед судами.

Какая же из рассматриваемых норм имеет приоритет? С одной стороны, и ЗК РФ (в части земельных правоотношений), и ГК РФ (в части гражданских правоотношений) устанавливают свой приоритет над другими федеральными законами. С точки зрения правовой логики, обосновать можно приоритет любой из норм.

Несмотря на то, что позиция о приоритете норм ГК РФ идеологически мне ближе, я полагаю, что приоритет в данном случае нужно отдать норме Земельного кодекса, поскольку соответствующее решение (невозможность приобрести государству (муниципалитету) объект незавершенного строительства в случае, когда публичные торги признаны несостоявшимися) в большинстве случаев экономически оправдано, поскольку государство в силу закона не обременяется экономически обременительным объектом, аукцион по продаже которого не состоялся. При этом, государство получит плату за предоставление земельного участка в аренду, а также будет продолжать получать арендную плату за землю от собственника объекта незавершенного строительства. Кроме того, признания приоритета за ЗК в данном случае снижает управленческое усмотрение компетентных органов, что снижает коррупционные риски.

Если у Вас, уважаемые коллеги, есть какие-либо весомые аргументы в пользу приоритета нормы ГК РФ, прошу их высказать (разумеется, кроме абз. 2 п. 2 ст. 3 ГК РФ).

ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

О реализации на территории Тверской области подпункта 3 пункта 2 статьи 39.6

(с изменениями на 6 ноября 2019 года)
(в ред. , от 09.04.2019 N 14-ЗО , от 06.11.2019 N 67-ЗО)

Статья 1

1. В целях реализации подпункта 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации , пункта 11.4 статьи 2 Закона Тверской области от 09.04.2008 N 49-ЗО "О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области" земельные участки, находящиеся в государственной собственности Тверской области, муниципальной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена (далее - земельные участки), предоставляются в аренду без проведения торгов юридическим лицам в соответствии с распоряжением Губернатора Тверской области для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения (далее - объекты), реализации масштабных инвестиционных проектов (далее - проекты) при условии соответствия указанных объектов, проектов одновременно следующим критериям:

1) размещение объекта, реализация проекта соответствуют приоритетам и целям, определенным в документах стратегического планирования Тверской области и (или) документах стратегического планирования муниципальных образований Тверской области;

2) размещение объекта, реализация проекта соответствуют документам территориального планирования Тверской области и (или) документам территориального планирования муниципального образования Тверской области;

(в ред. )

3) размещение объекта, реализация проекта относятся к одному из следующих направлений:

а) утратил силу. - ;

б) культура;

в) физическая культура и спорт;

г) здравоохранение;

д) образование;

е) социальная защита;

ж) коммунальное хозяйство;

з) дорожная деятельность и транспортная инфраструктура;

и) туризм и рекреационная деятельность;

к) проведение научных исследований и разработок, осуществление высокотехнологичной и инновационной деятельности;

л) развитие обрабатывающих производств;

м) развитие сельского, лесного хозяйства, рыбоводства;

н) производство электроэнергии, газа;

о) производство фармацевтической продукции и медицинской техники;

п) развитие логистического кластера;

р) развитие инфраструктуры сбыта собственной сельскохозяйственной и животноводческой продукции;

с) развитие транспортно-пересадочных узлов;

т) строительство стандартного жилья, определяемого в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тверской области;

(в ред. Закона Тверской области от 09.04.2019 N 14-ЗО)

у) строительство индивидуальных жилых домов, многоквартирных домов, передаваемых в собственность или в социальный найм гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, а также гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда;

ф) завершение строительства проблемного объекта в целях реализации Закона Тверской области от 26.04.2012 N 29-ЗО "О дополнительных мерах по защите прав граждан - участников строительства многоквартирных домов на территории Тверской области, пострадавших от действий (бездействия) недобросовестных застройщиков, и о внесении изменений в Закон Тверской области "Об управлении государственным имуществом Тверской области" ;

х) обеспечение прав граждан - участников строительства многоквартирных домов на территории Тверской области, пострадавших от действий (бездействия) недобросовестных застройщиков, на жилые помещения способами и в порядке, предусмотренными Законом Тверской области от 26.04.2012 N 29-ЗО "О дополнительных мерах по защите прав граждан - участников строительства многоквартирных домов на территории Тверской области, пострадавших от действий (бездействия) недобросовестных застройщиков, и о внесении изменений в Закон Тверской области "Об управлении государственным имуществом Тверской области" ;

ц) деятельность инновационно-промышленного парка Тверской области, экотехнопарка Тверской области;

(пп. "ц" введен )

4) размещение объекта, реализация проекта предусматривают капитальные вложения, минимальные значения объема которых по направлениям, предусмотренным пунктом 3 части 1 настоящей статьи, определяются приложением к настоящему Закону;

(в ред. Закона Тверской области от 29.12.2016 N 101-ЗО)

5) размещение объекта, реализация проекта предусматривают создание новых рабочих мест, а в случае размещения объекта, реализации проекта по направлениям, предусмотренным подпунктами "и", "л", "м" (в части лесного хозяйства), "н" - "с" пункта 3 части 1 настоящей статьи, предусматривают создание не менее 10 новых рабочих мест в течение 4 лет с момента предоставления земельного участка юридическому лицу в аренду без проведения торгов;

(п. 5 введен )

6) размещение объекта, реализация проекта предусматривают отчисления ежегодных налоговых и иных обязательных поступлений в бюджеты всех уровней, а в случае размещения объекта, реализации проекта по направлениям, предусмотренным подпунктами "и", "л", "м" (в части лесного хозяйства), "н" - "с" пункта 3 части 1 настоящей статьи, предусматривают ежегодные поступления в размере не менее 5 миллионов рублей налоговых платежей в консолидированный бюджет Тверской области начиная с 4 года предоставления земельного участка юридическому лицу в аренду без проведения торгов;

(п. 6 введен Законом Тверской области от 29.12.2016 N 101-ЗО)

7) размещение объекта, реализация проекта осуществляются юридическим лицом, состоящим на учете в налоговых органах на территории Тверской области в качестве налогоплательщика.

(п. 7 введен Законом Тверской области от 29.12.2016 N 101-ЗО)

2. Предоставление земельных участков юридическим лицам в аренду без проведения торгов для размещения объектов, реализации проектов по направлениям, предусмотренным подпунктами "у", "ф", "х", "ц" пункта 3 части 1 настоящей статьи, осуществляется без учета критериев, установленных пунктами 1, 2, 4 - 7 части 1 настоящей статьи.

(в ред. Законов Тверской области от 29.12.2016 N 101-ЗО , от 06.11.2019 N 67-ЗО)

3. Предоставление земельного участка резиденту инновационно-промышленного парка Тверской области, резиденту экотехнопарка Тверской области в аренду без проведения торгов для размещения объектов, реализации проектов по направлению, предусмотренному подпунктом "ц" пункта 3 части 1 настоящей статьи, осуществляется при условии соответствия резидента требованиям, установленным частью 1 статьи 5 Закона Тверской области "Об инновационно-промышленных парках Тверской области, экотехнопарках Тверской области и о внесении изменений в отдельные законы Тверской области", и критериям, определенным в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 5 Закона Тверской области "Об инновационно-промышленных парках Тверской области, экотехнопарках Тверской области и о внесении изменений в отдельные законы Тверской области".

(часть 3 введена Законом Тверской области от 06.11.2019 N 67-ЗО)

Статья 2

1. Условия и порядок принятия решения о соответствии объектов, проектов для размещения (реализации) которых предоставляются земельные участки в аренду юридическим лицам без проведения торгов критериям, установленным настоящим Законом, определяются Правительством Тверской области.

2. Утратила силу. - Закон Тверской области от 29.12.2016 N 101-ЗО .

3. В случае, если на дату поступления в уполномоченный Правительством Тверской области исполнительный орган государственной власти Тверской области (далее - уполномоченный орган) заявления юридического лица об определении соответствия объекта, проекта критериям, установленным статьей 1 настоящего Закона (далее - заявление), для размещения (реализации) которого испрашивается земельный участок, либо земельный участок, который предстоит образовать или границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" , на рассмотрении уполномоченного органа находится представленное ранее другим юридическим лицом заявление в отношении того же земельного участка, уполномоченный орган принимает мотивированное решение о приостановлении рассмотрения заявления, поданного позднее, до принятия решения по заявлению, поданному ранее, и направляет принятое решение заявителю.

(в ред. Законов Тверской области от 29.12.2016 N 101-ЗО , от 09.04.2019 N 14-ЗО)

4. В целях обеспечения размещения объекта, реализации проекта, а также обеспечения эффективности и условий использования предоставляемого земельного участка (в том числе соблюдения критериев, установленных настоящим Законом) между юридическим лицом и Правительством Тверской области заключается соглашение, в обязательном порядке предусматривающее расторжение договора аренды земельного участка в случае несоблюдения арендатором обязательств по размещению объекта, реализации проекта в установленные соглашением сроки.

5. Предоставление в соответствии с распоряжением Губернатора Тверской области земельных участков юридическим лицам в аренду без проведения торгов для размещения объектов, реализации проектов, соответствующих установленным настоящим Законом критериям, осуществляется органом, уполномоченным на распоряжение такими земельными участками в соответствии с законодательством.

6. Понятия "проблемный объект", "недобросовестный застройщик", "участник строительства, пострадавший от действий (бездействия) недобросовестного застройщика" используются в настоящем Законе в значениях, определенных Законом Тверской области от 26.04.2012 N 29-ЗО "О дополнительных мерах по защите прав граждан - участников строительства многоквартирных домов на территории Тверской области, пострадавших от действий (бездействия) недобросовестных застройщиков, и о внесении изменений в Закон Тверской области "Об управлении государственным имуществом Тверской области" .

Понятия "инновационно-промышленный парк Тверской области", "экотехнопарк Тверской области", "резидент инновационно-промышленного парка Тверской области", "резидент экотехнопарка Тверской области" используются в настоящем Законе в значениях, определенных Законом Тверской области "Об инновационно-промышленных парках Тверской области, экотехнопарках Тверской области и о внесении изменений в отдельные законы Тверской области".

(абзац введен Законом Тверской области от 06.11.2019 N 67-ЗО)

Статья 3

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Тверской области
А.В.ШЕВЕЛЕВ

Приложение. Минимальные значения объема капитальных вложений, предусмотренных при размещении объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов, по направлениям, предусмотренным пунктом 3 ...

Приложение
к Закону Тверской области
от 23 декабря 2015 г. N 139-ЗО
"О реализации на территории Тверской
области подпункта 3 пункта 2 статьи 39.6
Земельного кодекса Российской Федерации"

Минимальные значения объема капитальных вложений, предусмотренных при размещении объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов, по направлениям, предусмотренным пунктом 3 части 1 статьи 1 Закона Тверской области от 23.12.2015 N 139-ЗО "О реализации на территории Тверской области подпункта 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации"

Направления, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 1 Закона Тверской области от 23.12.2015 N 139-ЗО "О реализации на территории Тверской области подпункта 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации"

Минимальные значения объема капитальных вложений по муниципальным образованиям Тверской области, млн. руб.

городской округ город Тверь

Удомельский городской округ, Жарковский район, Западнодвинский район, Кувшиновский район, Лихославльский район, Спировский район, Фировский район и муниципальные образования, входящие в состав территорий указанных муниципальных районов

иные муниципальные образования Тверской области

культура

физическая культура и спорт

здравоохранение

образование

социальная защита

коммунальное хозяйство

туризм и рекреационная деятельность

дорожная деятельность и транспортная инфраструктура

проведение научных исследований и разработок, осуществление высокотехнологичной и инновационной деятельности

развитие обрабатывающих производств

развитие сельского хозяйства, рыбоводства

развитие лесного хозяйства

производство электроэнергии, газа

производство фармацевтической продукции и медицинской техники

развитие логистического кластера

развитие инфраструктуры сбыта собственной сельскохозяйственной и животноводческой продукции

развитие транспортно-пересадочных узлов

строительство стандартного жилья, определяемого в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тверской области

получен
гонорар 30%

Здравствуйте, Людмила.

Какой вид разрешенного использования земельного участка, под что он Вам предоставлялся? Разрешение на строительство выдавалось, срок не истек?

Если земля предоставлялась под строительство и строительство не завершено то есть возможность продлить договор без торгов!

Если указанный Вами объект содержит признаки капитального строительства и стоит на кадастровом учете как объект незавершенного строительства, то можно ссылаться на п.10 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ.

Если не под строительство и создан не объект капитального строительства, то необходимо подбирать другие основания в статье 39.6. ЗК РФ.

Земельный кодекс РФ
Статья 39.6. Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов
1. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
2. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления:
1) земельного участка юридическим лицам в соответствии с указом или распоряжением Президента Российской Федерации;
2) земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным Правительством Российской Федерации;
3) земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации;
4) земельного участка для выполнения международных обязательств Российской Федерации, а также юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения;
5) земельного участка, образованного из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленного для комплексного освоения территории, лицу, с которым был заключен договор аренды такого земельного участка, если иное не предусмотрено подпунктами 6 и 8 настоящего пункта;
6) земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, членам данной некоммерческой организации или, если это предусмотрено решением общего собрания членов данной некоммерческой организации, данной некоммерческой организации;
7) земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, членам данной некоммерческой организации;
8) земельного участка, образованного в результате раздела ограниченного в обороте земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства или для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства и отнесенного к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации;
9) земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления;
10) земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи;
11) земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, этим землепользователям, за исключением юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса;
12) земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
13) земельного участка, образованного в границах застроенной территории, лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории;
13.1) земельного участка для освоения территории в целях строительства жилья экономического класса или для комплексного освоения территории в целях строительства жилья экономического класса юридическому лицу, заключившему договор об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договор о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса;
14) земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
15) земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса;
16) земельного участка взамен земельного участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды и изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
17) земельного участка религиозным организациям, казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (далее - казачьи общества), для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории, определенной в соответствии с законами субъектов Российской Федерации;
18) земельного участка лицу, которое в соответствии с настоящим Кодексом имеет право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе бесплатно, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте;
19) земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства;
20) земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю;
21) земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны или на прилегающей к ней территории, резиденту особой экономической зоны или управляющей компании в случае привлечения ее в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах, для выполнения функций по созданию за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования объектов недвижимости в границах особой экономической зоны и на прилегающей к ней территории и по управлению этими и ранее созданными объектами недвижимости;
22) земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны или на прилегающей к ней территории, для строительства объектов инфраструктуры этой зоны лицу, с которым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти заключено соглашение о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры особой экономической зоны. Примерная форма соглашения о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры особой экономической зоны утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
23) земельного участка, необходимого для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, соглашением о государственно-частном партнерстве, соглашением о муниципально-частном партнерстве, лицу, с которым заключены указанные соглашения;
23.1) земельного участка для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования лицу, заключившему договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, и в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, некоммерческой организации, созданной субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для освоения территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов социального использования;
24) земельного участка, необходимого для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, лицу, с которым заключено охотхозяйственное соглашение;
25) земельного участка для размещения водохранилищ и (или) гидротехнических сооружений, если размещение этих объектов предусмотрено документами территориального планирования в качестве объектов федерального, регионального или местного значения;
26) земельного участка для осуществления деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог;
27) земельного участка для осуществления деятельности открытого акционерного общества «Российские железные дороги» для размещения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
28) земельного участка резиденту зоны территориального развития, включенному в реестр резидентов зоны территориального развития, в границах указанной зоны для реализации инвестиционного проекта в соответствии с инвестиционной декларацией;
29) земельного участка лицу, обладающему правом на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на основании решения о предоставлении их в пользование, договора о предоставлении рыбопромыслового участка или договора пользования водными биологическими ресурсами, для осуществления деятельности, предусмотренной указанными решением или договорами;
30) земельного участка юридическому лицу для размещения ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения, хранилищ радиоактивных отходов и пунктов захоронения радиоактивных отходов, решения о сооружении и о месте размещения которых приняты Правительством Российской Федерации;
31) земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, который надлежащим образом использовал такой земельный участок, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка;
32) земельного участка арендатору (за исключением арендаторов земельных участков, указанных в подпункте 31 настоящего пункта), если этот арендатор имеет право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи;
33) земельного участка резиденту свободного порта Владивосток на территории свободного порта Владивосток.
3. Граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса);
2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства.
4. Гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;
2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;
3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса;
4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
5. Предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:
1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
6. Если единственная заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подана лицом, которое соответствует указанным в извещении о проведении аукциона требованиям к участникам аукциона и заявка на участие в аукционе которого соответствует указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, либо если только один заявитель признан единственным участником аукциона или в аукционе принял участие только один его участник, договор аренды такого земельного участка заключается с указанным лицом.

С уважением! Г.А. Кураев

Общаться в чате

юрист, г. Новосибирск

Общаться в чате

0 0

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

юрист, г. Новосибирск

Общаться в чате

Судебная практика по предост Судебная практика по предост авлени-.docx авлени-.docx

Судебная практика по предост Судебная практика по предост авлени 2.rtf авлени 2.rtf

0 0

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

юрист, г. Новосибирск

Общаться в чате

0 0

Статья 621 ГК РФ. Преимущественное право арендатора на заключение
договора аренды на новый срок
1. Если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор,
надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока
договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими
лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор
обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой
договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой
срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора.
При заключении договора аренды на новый срок условия договора могут быть
изменены по соглашению сторон.
Если арендодатель отказал арендатору в заключении договора на новый
срок, но в течение года со дня истечения срока договора с ним заключил
договор аренды с другим лицом, арендатор вправе по своему выбору
потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному
договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним
договор аренды, либо только возмещения таких убытков.
2. Если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения
срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя,
договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный
срок (стать

Приложение. Разъяснения ФАС России по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»

В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»
(далее - Закон о защите конкуренции) заключение договоров аренды,
договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного
управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав
владения и (или) пользования в отношении государственного или
муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам
проведения торгов за исключением установленных в частях 1, 3.1, 3.2 и 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции случаев.

Согласно части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции
в порядке, предусмотренном частью 1 указанной статьи, осуществляется
заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных
договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:
1)государственного или муниципального недвижимого имущества, которое
принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления
государственным или муниципальным унитарным предприятиям;

2)государственного или муниципального недвижимого имущества,
закрепленного на праве оперативного управления за государственными или
муниципальными автономными учреждениями;

3)государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на
праве оперативного управления государственным или муниципальным
бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам
местного самоуправления.

Таким образом, заключение любых договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или
муниципального имущества, должно осуществляться в порядке, установленном
статьей 17.1 Закона о защите конкуренции. При этом исключения, установленные частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, распространяются на заключение договоров в отношении государственного и муниципального имущества, указанного в части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Случаи заключения договоров, предусматривающие в соответствии с положениями части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции
переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного
или муниципального имущества без проведения торгов, не устанавливают
безусловного права требовать от правообладателя заключение такого
договора и не являются соответствующей обязанностью последнего.

При наличии двух и более претендентов на заключение договора в отношении
одних и тех же объектов государственного или муниципального имущества
без проведения торгов на основании исключений, предусмотренных частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции,
отказ таким заявителям в заключении договоров без конкурентных процедур
и последующая передача указанного имущества на торгах не будет являться
нарушением законных прав и интересов таких заявителей.

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

Общаться в чате

0 0

получен
гонорар 50%

Закончился договор аренды на земельный участок. На ЗУ построен вспомогательный объект, который ФРС отказались регистрировать как объект кап.строительства. Есть ли какая возможность продлить аренду этого ЗУ без торгов по новому ЗК РФ? У нас юр.лицо.
Людмила

Добрый день.

Такое право у Вас есть при соблюдении нескольких условий:

Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 08.06.2015) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»
Статья 3
21. В случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.

Также условия есть в Законе о конкуренции:

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О защите конкуренции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016)Статья 17.1. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества
9. По истечении срока договора аренды, указанного в частях 1 и 3 настоящей статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:
1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательствомРоссийской Федерации;
2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.
10. Арендодатель не вправе отказать арендатору в заключении на новый срок договора аренды в порядке и на условиях, которые указаны вчасти 9 настоящей статьи, за исключением следующих случаев:
1) принятие в установленном порядке решения, предусматривающего иной порядок распоряжения таким имуществом;
2) наличие у арендатора задолженности по арендной плате за такое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором аренды.
(часть 10 введена Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
11. В случае отказа арендодателя в заключении на новый срок договора аренды, указанного в частях 1 и 3 настоящей статьи, по основаниям, не предусмотренным частью 10 настоящей статьи, и заключения в течение года со дня истечения срока действия данного договора договора аренды с другим лицом арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по договору аренды, вправе потребовать перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды, в соответствии с гражданским законодательством.

Добрый день!

Добрый день. Закончился договор аренды на земельный участок. На ЗУ построен вспомогательный объект, который ФРС отказались регистрировать как объект кап.строительства. Есть ли какая возможность продлить аренду этого ЗУ без торгов по новому ЗК РФ? У нас юр.лицо.
Людмила

Преимущественного права на заключение нового договора аренды у Вас нет - ст. 39,8 ЗК РФ: 15. Арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.

Так как здание у Вас не капитальное, то преимущественного права в связи с нахождением здания у Вас тоже нет. Моё мнение - должны быть торги опять. Кто выиграет, того и будет участок. Либо стройте капитальное здание, но предварительно получив соответствующее разрешение на строительство. С уважением, Урванцев Евгений.

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

юрист, г. Кемерово

Общаться в чате

0 0

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

юрист, г. Кемерово

Общаться в чате

0 0

Здравствуйте. Уточните пожалуйста, первоначально Вы землю в аренду получили при проведении торгов или без них? Это важно, поскольку продление права аренды без торгов регламентируется также законодательными актами Иркутской области

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

юрист, г. Иркутск

Общаться в чате

0 0

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

юрист, г. Иркутск

Общаться в чате

0 0

Оформление в аренду земельного участка без торгов

Ваш вопрос:

хочу подать заявление о предоставлении в аренду земельного участка, который прилегает к моему участку, принадлежащему мне на праве частной собственности.
В заявлении хочу указать: … прошу предоставить мне в аренду земельный участок в соответствии с п.п. 19 п.2 статьи 39.6 З.К. без проведения торгов для ведения огородничества в соответствии с классификатором разрешенного использования земельных участков по коду 2.2 (наименование вида разрешенного использования з.у. — приусадебный участок личного подсобного хозяйства, описание вида разрешенного использования з.у. — производство сельскохозяйственной продукции) …
Правомерно ли такое заявление?
Могут ли мне отказать?
Каковы аргументы для отказа?

Ответ юриста:
Здравствуйте, Наталья!
Как понимаю Вы желаете получить земляной участок для последующих целей?
Статья 39.6. Случаи предоставления земляных участков, находящихся в гос либо городской принадлежности, в аренду на торгах и без проведения торгов
[Земельный кодекс РФ] [Глава V.1] [Статья 39.6]
2. Контракт аренды земляного участка, находящегося в гос либо городской принадлежности, заключается без проведения торгов в случае предоставления:
19) земляного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества либо земляного участка, размещенного за границами населенного пт, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства;
Правомерно ли такое заявление?
НатальяОбразец заявление Вы сможете получить конкретно в Администрации г.о. Химки
Могут ли мне отказать?
Наталья
Вероятные основания для отказа указаны в статье 39.16. Основания для отказа в предоставлении земляного участка, находящегося в гос либо городской принадлежности, без проведения торгов (http://www.

О предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов

Ваш вопрос: земельный кодекс статья 39 6

По моему заявлению было инициировано формирование земельного участка путем разработки проекта планировки участка все затраты на проведение инженерно-геодезических изысканий и проекта планировки были понесены мной, дальнейшая постановка на учет так же планируется за мой счет. Могу ли я требовать заключения договора аренды на данный участок без проведения торгов согласно какого-либо из пунктов статьи 39.6 ЗК РФ (к примеру п.п.6).
С п.п.15 все конечно понятно но есть риски, есть ли возможность требовать на основании того что все сделано за свой счет без данной процедуры.

Ответ юриста:
В случае, если земляной участок предоставлялся Вам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства (пп. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ), для ведения огородничества либо земляного участка, размещенного за границами населенного пт для ведения личного подсобного хозяйства (пп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ), Вы имеете право на заключение нового контракта аренды без торгов при совокупы критерий, предусмотренных п. 4 ст. 39.6:1)заявление о заключении нового контракта аренды такового земляного участка подано до денька истечения срока деяния ранее заключенного контракта аренды земляного участка;
2) исключительным правом на приобретение такового земляного участка в случаях, не обладает другое лицо;
3) ранее заключенный контракт аренды такового земляного участка не был расторгнут по основаниям, предусмотренным пт 1 и 2 статьи 46 ЗК РФ;
4) на момент заключения нового контракта аренды такового земляного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пт 2 ст. 39.6 ЗК РФ основания для предоставления без проведения торгов земляного участка, контракт аренды которого был заключен без проведения торгов (в Вашем случае пп.
________________________________________

Трактовка пункта статьи 39.10 ЗК РФ п.п.6

Ваш вопрос: земельный кодекс статья 39 6

39.10 ЗК РФ п.п.6 как правильно трактовать эту статью может оформить любой гражданин?
Не могу понять что значит определённых законом субъекта. Это муниципальные образования определены законом или что.

Ответ юриста:
Согласно пп.6 п.2 ст.39.10 Земляного кодекса РФ, земляные участки, находящиеся в гос либо городской принадлежности, могут быть предоставлены в
безвозмездное использование, в том числе, гражданину для личного
жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства ли воплощения
крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в городских
образованиях, определенных законом субъекта Русской Федерации, на срок не
более чем 6 лет.
Другими словами в этом случае законодатель предугадал широкие возможности субъектов РФ по определению соответственных городских образований, исходя из
социально-экономической и демографической ситуации в определенном регионе, в
которых надлежащие земляные участки могут быть предоставлены в
безвозмездное использование.
Надеюсь ответ был Вам полезен!
________________________________________

Продление/заключение договора аренды земельного участка без торгов

Ваш вопрос:

Здравствуйте! помогите найти выход ситуация следующая:
был договор аренды з/у под посадку овощных культур без права кап. строительства,
договор закончился. Заключение нового договора невозможно без проведения торгов пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ. есть ли возможность заключить такой договор без торгов на новый срок.
По условиям договора он расторгнут по истечении указанного срока.

Ответ юриста:
Здравствуйте, Любовь. К огорчению, согласно ч.15 ст.39.8. Земляного кодекса РФ арендатор земляного участка, находящегося в гос либо городской принадлежности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок контракта аренды такового земляного участка без проведения торгов.
________________________________________

Внимание! С 1 марта 2015 года арендовать земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, можно только на торгах (аукционах). Но закон предусматривает несколько исключений

По общему правилу получить в аренду земельный участок без торгов нельзя. Причем торги осуществляются только в форме аукциона (конкурс не проводится). Это следует из пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ.

Но есть исключения. В отдельных случаях договор аренды участка из публичных земель можно заключить без проведения торгов. Перечень таких случаев является закрытым (п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ). Так, к ним относится предоставление земельных участков организациям:

  • для государственных и общественно полезных целей (для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов, комплексного освоения территории, выполнения международных обязательств РФ, размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения и др.),
  • для сельскохозяйственного производства,
  • на основании указа или распоряжения Президента РФ, для размещения ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и др.

Кроме того, получить землю в аренду без торгов могут (п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ):

  • собственники зданий, сооружений, которые расположены на этих земельных участках,
  • собственники объектов незавершенного строительства таких объектов, которые размещены на участках (однократно и только для завершения их строительства),
  • граждане, которые имеют право на первоочередное или внеочередное предоставление земельного участка,
  • граждане, которые приобретают участок для индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства,
  • граждане и организации, у которых участок был изъят для государственных или муниципальных нужд, и др.

Наконец, нужно иметь в виду, что закон установил специальный перечень случаев, когда земельный участок вообще не может быть предметом аукциона (п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ). Например, предметом аукциона не может быть земельный участок:

  • границы которого подлежат уточнению,
  • который не отнесен к определенной категории земель,
  • предоставленный на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды,
  • в отношении которого принято решение о предварительном согласовании его предоставления,
  • и другие случаи.

До 1 марта 2015 года порядок предоставления в аренду земельного участка, находящегося в публичной собственности, зависел от целей, для которых его арендовали:

  • для строительства
  • или для целей, не связанных со строительством.

Для строительства порядок предоставления участка различался в зависимости от необходимости проведения определенных работ, то есть:

  • без предварительного согласования мест размещения объектов,
  • с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Без проведения торгов получить землю можно было с предварительным согласованием места размещения объекта. Такой порядок определяли статьи 3032 Земельного кодекса РФ. На торгах осуществлялось предоставление земельных участков для целей строительства без предварительного согласования мест размещения объектов (ст. 38 ЗК РФ). То есть до 1 марта договоры аренды государственного или муниципального земельного участка заключались по результатам проведения аукционов, конкурсов и без проведения торгов.

После 1 марта 2015 года режим предоставления участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта и без согласования не различается. Теперь закон различает предоставление в аренду земли в зависимости от того, по чьей инициативе это происходит (п. 34 ст. 39.11 ЗК РФ):

  • государственной власти или местного самоуправления,
  • гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка,
  • заинтересованной организации.

Инициатор процесса оформления готовит документы на землю.

Если аукцион проводят по инициативе заинтересованного лица (гражданина или организации), то оно готовит схему расположения земельного участка. Исключение будет в случае, когда участок расположен в границах субъекта РФ города федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) или в границах населенных пунктов. Тогда схему расположения земельного участка должен подготовить уполномоченный орган (абз. 2 подп. 1 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ).

Имеет ли арендатор публичного земельного участка преимущественное право заключить договор аренды участка на новый срок?

Нет, не имеет. Чтобы заключить новый договор аренды по истечении срока действия прежнего договора, с 1 марта 2015 года требуется проводить аукцион. Это следует из пункта 15 статьи 39.8 Земельного кодекса РФ.

Ранее закон предусматривал для арендатора такое преимущественное право заключения договора аренды на новый срок (п. 3 ст. 22 ЗК РФ).

Из этого следует, что отмена преимущественного права затрагивает договоры, заключенные до марта 2015 года, а не только договоры, которые будут заключены после этой даты. Однако в ряде случаев преимущественное право на заключение договора аренды у арендатора сохраняется. Так, в частности, закон устанавливает, что проводить торги не нужно, если (п. 3 ст. 39.6 ЗК РФ):

  • земельный участок был предоставлен без проведения торгов (см. когда проводить торги не требуется) (ст. 39.6 ЗК РФ),
  • договор аренды был заключен на аукционе и землю получил гражданин для ведения садоводства или дачного хозяйства.

Исключение: случаи, когда участок был предоставлен без торгов в связи с признанием аукциона несостоявшимся. То есть если только один заявитель был признан участником аукциона (п. 13, 14 и 20 ст. 39.12 ЗК РФ). В этих случаях новый договор аренды нужно заключать на торгах.

Чтобы заключить новый договор без торгов, нужно учитывать несколько условий (п. 4 ст. 39.6 ЗК РФ):

  • заявление о заключении нового договора арендатору нужно подать до истечения срока действия заключенного договора,
  • исключительным правом на заключение договора аренды не обладает иное лицо,
  • ранее заключенный договор аренды не был расторгнут.

Внимание! Для некоторых видов договоров аренды с 1 марта 2015 года закон установил ограничения по срокам заключения договоров

В зависимости от назначения использования земельного участка договор можно заключить на определенный срок в пределах, предусмотренных законом, а именно (п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ):

  • для строительства или реконструкции зданий и сооружений от трех до десяти лет,
  • для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства от трех до пяти лет,
  • собственникам здания или сооружения до 49 лет,
  • для индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства до 20 лет,
  • для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, огородничества до трех лет,
  • для сельскохозяйственного производства от трех до 49 лет,
  • в случае предоставления в аренду земельного участка, образованного из исходного участка на срок, не превышающий срока аренды участка, являющегося исходным,
  • для завершения строительства объекта незавершенного строительства до трех лет и др.

Кого нужно уведомлять при уступке прав по договору аренды земли, находящейся в публичной собственности: собственника или арендодателя?

Нужно уведомить арендодателя (п. 9 ст. 22 ЗК РФ).

Собственник и арендодатель не всегда совпадают в одном лице. Например, собственником участка может быть администрация муниципалитета, а арендодателем муниципальное унитарное предприятие (МУП) (постановление арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 января 2015 г. № Ф04-14360/2014 по делу № А46-6723/2014).

Поэтому в случае уступки права аренды участка, находящегося в публичной собственности, третьим лицам уведомлять об этом нужно не собственника, а арендодателя (ранее закон закреплял обязанность уведомлять собственника).

Распространяются ли новые нормы Земельного кодекса РФ на договоры аренды, которые были заключены до 1 марта 2015 года?

Нет, новые положения об аренде не распространяются на договоры, заключенные до 1 марта 2015 года. Это следует из статьи 34 Закона № 171-ФЗ.

Такие договоры будут действовать по правилам, которые существовали на момент их заключения. В частности, до 1 марта 2018 года земельный участок предоставляется в аренду в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ, которые действовали в редакции до 1 марта 2015 года, без проведения торгов (ч. 1 ст. 34 Закона № 171-ФЗ):

  • на основании заявления арендатора,
  • если предоставление участка предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления участка.
  • Кроме того, земельный участок, в отношении которого до 1 марта 2015 года было принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть:
  • предметом аукциона по продаже участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка,
  • предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указано в этом решении.

Это также следует из части 1 статьи 34 Закона № 171-ФЗ.

Земельные участки предоставляют в аренду в соответствии с редакцией Земельного кодекса РФ, которая действовала до 1 марта 2015 года, если до этой даты было опубликовано (ч. 2 ст. 34 Закона № 171-ФЗ):

  • извещение о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды участка либо
  • сообщение о наличии участков, предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Аналогичные правила действуют, если уполномоченный орган уже утвердил схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории для его предоставления в целях, не связанных со строительством или с эксплуатацией зданий и сооружений. На это указано в части 3 статьи 34 Закона № 171-ФЗ.

Вместе с тем, нужно отметить, что норма об отмене преимущественного права заключать договоры аренды распространяется в том числе на договоры, которые были заключены до 1 марта 2015 года.

В связи с тем, что изменился порядок предоставления в аренду публичных земель, поменялся и порядок определения арендной платы за такие земельные участки.

Согласование условий договора аренды публичного имущества и его государственная регистрация

В договоре аренды публичного недвижимого имущества, как и в договоре аренды любого другого имущества, стороны согласуют:

  • предмет договора,
  • цену арендную плату,
  • срок договора аренды,
  • иные условия (порядок передачи и возврата имущества, расторжения договора, права и обязанности сторон, условия о подсудности споров и др.).

Согласованный и подписанный сторонами договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 609 ГК РФ).

Обязательность регистрации зависит от такого условия, как срок договора аренды. Регистрация не требуется, если договор заключен на срок менее одного года или на неопределенный срок. Если же договор аренды заключен на срок один год или более, то регистрация нужна (п. 2 ст. 651 ГК РФ). Заявление о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может подать любая из сторон договора арендатор или арендодатель. Для регистрации договора аренды нужно обратиться в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Порядок регистрации устанавливает Инструкция о порядке государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества (утв. приказом Минюста России от 6 августа 2004 г. № 135). Перечень документов, представляемых на государственную регистрацию договора аренды, указан в пункте 8 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Минюста России от 1 июля 2002 г. № 184. Подробнее о порядке государственной регистрации договора аренды см. Что необходимо учесть арендатору, если договор аренды недвижимости требует регистрации.

Если стороны не согласуют существенные условия договора, то он признается незаключенным. Если не зарегистрировать договор аренды, который требует государственной регистрации, то он также не будет считаться заключенным.

Вместе с тем, до недавнего времени было неясно, по каким правилам можно оспаривать договоры аренды в тех или иных ситуациях: как незаключенные или недействительные.

Президиум ВАС РФ разъяснил эти вопросы в Обзоре судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными, утвержденном информационным письмом от 25 февраля 2014 г. № 165 (далее информационное письмо № 165).

Во-первых, Президиум указал, что если в договоре аренды отсутствует существенное условие, то он будет являться незаключенным, а не недействительным (п. 1 информационного письма № 165).

Стороны не согласовали существенные условия договора аренды публичного имущества и не получили согласия собственника субъекта РФ для передачи имущества в аренду. Договор аренды стороны не исполняли. С каким иском арендодатель может обратиться в суд с иском о признании договора недействительным или незаключенным

В таком случае в суде правильно заявить требование о незаключенности договора аренды.

Президиум ВАС РФ разъяснил: если стороны не согласуют существенные условия договора аренды, то он не считается заключенным. К такому договору неприменимы правила об основаниях недействительности сделок. Из этого разъяснения можно сделать следующий практический вывод: если стороны не согласовали существенные условия договора, то оспорить его можно только как незаключенный, а не как недействительный. Причем ошибка в выборе требования не повлечет отказа в иске. Если истец, например, арендодатель потребует признать такой договор недействительным, то суд не откажет ему в требовании, а поправит его и поменяет способ правовой защиты, признав договор незаключенным.

Во-вторых, если договор, подлежащий регистрации, не был зарегистрирован, то даже при отсутствии государственной регистрации суд может признать его недействительным (п. 2 информационного письма № 165).

Стороны заключили договор аренды публичного имущества сроком на пять лет. Однако согласия собственника имущества субъекта РФ на передачу имущества в аренду они не получили. Кроме того, они не зарегистрировали договор. Можно ли признать такой договор аренды недействительным?

Да, можно. Ведь договор аренды уже с момента достижения сторонами соглашения по всем его существенным условиям влечет правовые последствия в отношениях между ними. Поэтому подобный договор можно оспорить по правилам о недействительности сделок.

Президиум подчеркнул при этом, что иное толкование привело бы к тому, что сторона недействительной сделки могла бы требовать ее регистрации в судебном порядке.

Из этого следует важный практический вывод: требование о признании договора аренды недействительным третье лицо может заявить и до осуществления государственной регистрации договора аренды.

Материал Юридической справочной системы Система Юрист

Похожие публикации