Собственные доходы местных бюджетов. Доходы местных бюджетов К собственным доходам местных бюджетов не относятся

1) средства самообложения граждан в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона;
2) доходы от местных налогов и сборов в соответствии со статьей 57 настоящего Федерального закона;
3) доходы от региональных налогов и сборов в соответствии со статьей 58 настоящего Федерального закона;
4) доходы от федеральных налогов и сборов в соответствии со статьей 59 настоящего Федерального закона;
5) безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, предоставляемые в соответствии со статьями 60 и 61 настоящего Федерального закона, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней, предоставляемые в соответствии со статьей 62 настоящего Федерального закона, и другие безвозмездные перечисления;
6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
7) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;
8) штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
9) добровольные пожертвования;
10) иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления.
2. В состав собственных доходов бюджетов муниципальных районов, в которых формирование представительных органов муниципальных районов осуществляется в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 35 настоящего Федерального закона, включаются субвенции, предоставляемые из бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, установленных подпунктами 5, 6, 12 - 14 и 16 пункта 1 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Размер указанных субвенций определяется представительным органом местного самоуправления муниципального района по единому для всех городских и сельских поселений данного муниципального района нормативу в расчете на одного жителя либо потребителя бюджетных услуг соответствующего поселения.
3. Состав собственных доходов местных бюджетов может быть изменен федеральным законом только в случае изменения установленного статьями 14 - 16 настоящего Федерального закона перечня вопросов местного значения и (или) изменения системы налогов и сборов Российской Федерации.
Федеральный закон, предусматривающий изменение состава собственных доходов местных бюджетов, вступает в силу с начала очередного финансового года, но не ранее чем через три месяца после его принятия.
4. В доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
5. Учет операций по распределению доходов от налогов и сборов в соответствии с нормативами отчислений, установленными в соответствии со статьями 57 - 61 настоящего Федерального закона, осуществляется в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Ключевую роль в становлении системы самостоятельных местных бюджетов играют их доходы и способы, на основе которых они формируются.

Собственные доходы обеспечивают принцип самостоятельности бюджетов всех уровней, включая и государственный бюджет Украины.

Собственные доходы - это доходы, которые формируются на территории, подведомственной соответствующему местному органу власти согласно его решениями.

К собственным доходам относятся.

o местные налоги и сборы, платежи, устанавливаемые местными органами власти;

o доходы коммунальных предприятий;

o доходы от имущества, принадлежащего местной власти и др. Доля собственных доходов местных бюджетов в Украине

крайне незначительной, и, таким образом, принцип самостоятельности этих бюджетов остается пока декларируемым.

Закрепленные доходы - это доходы, которые закрепляются за определенным бюджетом. Закрепленные доходы также является основой самостоятельности местных бюджетов.

В принятой в 1996 году. Конституции Украины срок закрепленные доходы не упоминается, но фактически закрепленные доходы ежегодно отражаются в Законе Украины "О Государственном бюджете Украины". . .

За местными бюджетами в основном закрепляются:

o местные налоги и сборы;

o подоходный налог с граждан;

o налог на прибыль предприятий;

o плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности;.

o плата за землю;

o налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов;

o налог на промысел;

o поступления средств от приватизации предприятий коммунальной собственности;

o другие доходы, зачисляемые в местные бюджеты в размерах, определенных законодательством;

o поступления сбора за загрязнение окружающей природной среды в части, принадлежащей местным бюджетам;

o поступления отчислений и сбора на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог, дорог общего пользования в части, которая принадлежит местным бюджетам. Данный перечень может ежегодно меняться. Основную долю доходов местных бюджетов пока

составляют так называемые регулируемые доходы. Эта доля достигает 75

85 процентов.

Регулируемые доходы - это доходы, которые распределяются между различными уровнями бюджетной системы.

Уточнение перечня регулируемых доходов местных бюджетов осуществляется в процессе принятия ежегодных законов о Государственном бюджете Украины.

К основным регулируемых доходов относятся:

o налог на добавленную стоимость;

o налог на прибыль предприятий (за исключением тех, которые находятся в коммунальной собственности);

o акцизный сбор;

o подоходный налог с граждан;

o плата за землю.

Регулируемые доходы зачисляются в местные бюджеты по индивидуальным ставкам и единым нормативам отчислений.

Расходы местных бюджетов. Свободные бюджетные средства

Важную роль в становлении бюджетов самостоятельных местных бюджетов играет порядок осуществления расходов и состав этих расходов.

Средства республиканского бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов расходуются только с той целью и в тех пределах, которые утверждены Верховной Радой Автономной Республики Крым и местными советами.

Расходы всех бюджетов делятся на:

o текущие расходы - это расходы из бюджетов на финансирование сети предприятий, учреждений, организаций и органов, которая действует на начало бюджетного года, а также на финансирование мероприятий по социальной защите населения и др. В составе текущих расходов отдельно выделяются расходы бюджета "обусловленные ростом сети перечисленных только объектов;

o расходы развития - это расходы бюджетов на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности. Это также финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения, структурной перестройки народного хозяйства и субвенции и другие расходы, связанные с расширенным воспроизводством.

Из республиканского бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов осуществляются такие расходы:

o на финансирование учреждений и организаций образования, культуры, - науки, здравоохранения, физической культуры, молодежной политики, социального обеспечения и социальной защиты населения, которые подчинены исполнительным органам власти Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя, а также социально культурных мероприятий в соответствии с возложенными на эти органы власти функций;

o на финансирование предприятий и хозяйственных организаций, которые входят в состав местного хозяйства, а также природоохранных мероприятий;

o на другие мероприятия, финансируемые в соответствии с законодательством Украины из республиканского бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов. Если Прийю исполнении местного бюджета уровень его

дефицита превышает установленный или возникает значительное снижение поступлений от доходннх источников, Верховная Рада Украины, Верховная Рада Автономной Республики Крым, местные советы по предложениям соответственно Кабинета Министров Украины, правительства Крымской автономии и исполнительных органов местных советов принимают решение о введении, пропорционального сокращения утвержденных бюджетных расходов. Пропорциональное сокращение расходов осуществляется ежемесячно до конца бюджетного года по всем статьям бюджета, кроме защищенных, перечень которых соответственно определяется советом.

Кроме того, расходы местных бюджетов делятся на:

o расходы, которые осуществляются органами местного самоуправления на потребности территориальных общин (их размер и целевое направление определяются местными бюджетами этих общин)

o расходы, связанные с осуществлением районными, областными советами мероприятий по обеспечению общих интересов территориальных общин (определяются соответствующими областными и районными бюджетами)

o расходы, связанные с использованием собственных полномочий местного самоуправления;

o расходы, связанные с выполнением делегированных законом полномочий органов исполнительной власти.

Свободные бюджетные средства образуются в местных бюджетах в начале бюджетного года и не учитываются при утверждении бюджета текущего года. Они включают:

o свободный остаток средств;

o суммы, дополнительно полученные в процессе исполнения бюджета;

o суммы превышения доходов над расходами в случае увеличения доходов или экономии расходов или из других источников.

Свободные бюджетные средства не могут быть изъяты органами государственной исполнительной власти высшего уровня. Решение об использовании их принимают местные органы государственной исполнительной власти или органы местного самоуправления. Эти решения утверждаются соответствующими советами.

Свободные бюджетные средства могут быть использованы на:

o хозяйственные мероприятия;

o покупку акций или других ценных бумаг;

o предоставление процентных или беспроцентных бюджетных ссуд;

o другие мероприятия.

Собственные доходы местных бюджетов – все виды поступлений в бюджеты муниципалитетов состоят из налогов, дотаций и субсидий.

Законодательное регулирование

Ст. 132 Конституции гарантирует организационную, финансовую самостоятельность муниципалитетов. Их полномочия должны обеспечи-ваться стабильными поступлениями из надежных источников.

Согласно ст. 34 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», бюджеты на местах признаются отдельными элементами бюджетной системы, функционирующими на принципах самоокупаемости.

Ст. 60, 61 131-ФЗ предполагает возможность выравнивания доходов муниципалитетов путем дополнительного централизованного финансирования. Делегирование муниципалитетам полномочий федеральной власти должно сопровождаться предоставлением соразмерных денежных ресурсов в форме субвенций (ст. 63 131-ФЗ).

Согласно разделу 10 Налогового кодекса к разряду местных налогов относятся налоги на землю и доход граждан, а также торговый сбор. Налоговые ставки, льготы, база обложения и порядок их уплаты устанавливаются локальными нормативно-правовыми актами. Максимальные пределы взысканий ограничены законодательно, однако усмотрение местных властей весьма значительно. Разница в налоговых ставках в отношении местных сборов в некоторых населенных пунктах РФ достигает кратных значений. Увеличение налогового бремени – ключевой способ наполнения местного бюджета.

Структура собственных доходов

В муниципальные бюджеты зачисляются:

  • на землю, на имущество граждан – полностью;
  • определенные ст. 61 – 61-5 Бюджетного кодекса доли региональных и общефедеральных налогов, размер которых зависит от типа муниципального бюджета.

К примеру, в городские бюджеты зачисляется:

  • 10% налога на доходы граждан;
  • 50% с/х налога;
  • 100% государственной пошлины.

К неналоговым доходам муниципалитетов в силу ст. 62 БК относятся поступления от:

  • использования, продажи, аренды муниципальной недвижимости и активов;
  • услуг, предоставленных казенными учреждениями;
  • деятельности муниципальных предприятий;
  • платы правообладателей за установление сервитута в отношении муниципального имущества;
  • административных и уголовных штрафов;
  • платы за пользование и приватизацию лесов;
  • взысканий, полученных в качестве возмещения вреда;
  • принудительно изъятых активов.

Перечень безвозмездных поступлений согласно ст. 41 БК:

  • дотации;
  • субсидии;
  • субвенции;
  • межбюджетные трансферты.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Для обеспечения единой методологии и сопоставимости показателей бюджетов всех уровней в Российской федерации введена единая бюджетная классификация , установленная Федеральным законом «О бюджетной классификации РФ». Органы местного самоуправления (как и органы представительной власти субъектов РФ) вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

Федеральный закон №131-ФЗ. разграничил источники доходов и расходные полномочия между муниципальными образованиями разных типов (поселениями, муниципальными районами и городскими округами), установил принципы выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований и процедуры финансирования отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления. Конкретные перечни и ставки налоговых платежей, поступающих в бюджеты муниципальных образований разных типов, подлежат определению при корректировке Бюджетного и Налогового кодексов РФ.

Каждое муниципальное образование должно иметь собственный бюджет (местный бюджет). Бюджетный кодекс РФ определяетместный бюджет как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы РФ. С разделением муниципальных образований на поселения, муниципальные районы и городские округа бюджетная система РФ становится четырехуровневой. При этом бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в его состав, составляют консолидированный бюджет муниципального района.

Доходы и расходы местных бюджетов должны быть сбалансированы между собой, однако большинство муниципальных образований вынуждены принимать бюджеты с дефицитом. Бюджетный кодекс РФ устанавливает пределы возможного дефицита местного бюджета при его утверждении. При этом должны быть указаны источники покрытия этого дефицита.

Законодательство разделяет доходы местных бюджетов на собственные и полученные в виде субвенций для осуществления отдельных государственных полномочий. К собственным доходам относятся:

· доходы от местных, региональных и федеральных налогов и сборов, закрепленные за местными бюджетами;

· средства самообложения граждан;

· безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;

· доходы от муниципального имущества;

· часть прибыли муниципальных предприятий;

· штрафы, добровольные пожертвования и иные поступления.


Следует отметить, что, несмотря на декларированную российским законодательством бюджетную самостоятельность органов местного самоуправления, уровень их собственных доходов очень низок. Местные налоги и сборы крайне незначительны и позволяют покрывать лишь 2-5 % бюджетных расходов. В результате органы местного самоуправления не всегда в состоянии обеспечить нормальную жизнедеятельность населения, прогнозировать и планировать социально-экономическое развитие территорий.

Источники доходов местных бюджетов показаны на рис. 8. К имущественным доходам местных бюджетов относятся доходы от приватизации, реализации, сдачи в аренду муниципального имущества, установленная законодательством доля доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, платежи в местные бюджеты за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с федеральными законами.

Рис. 8. Источники доходов местных бюджетов

Источниками увеличения доходов местных бюджетов могут быть:

· увеличение налогооблагаемой базы (налогового контингента) за счет поддержки развития промышленности и малого бизнеса на территории муниципального образования;

· повышение эффективности использования муниципального имущества, включая землю. В качестве регуляторов могут выступать ставки арендной платы за землю, нежилые помещения и другое имущество, их умелая дифференциация в зависимости от местоположения, инфраструктурной обеспеченности, вида деятельности;

· использование в отдельных случаях заемных средств.

Серьезной проблемой для обеспечения доходов местных бюджетов является собираемость налогов. Для ее повышения органы местного самоуправления взаимодействуют с территориальными налоговыми органами, оказывают содействие в их работе, осуществляют взаимообмен информацией.

1. К собственным доходам местных бюджетов относятся:

1) средства самообложения граждан в соответствии со ст. 56 Федерального закона «Об общих принципах…» (2003 г.);

2) доходы от местных налогов и сборов в соответствии со ст.

57 данного Федерального закона;

3) доходы от региональных налогов и сборов в соответствии со ст. 58 указанного Федерального закона;

4) доходы от федеральных налогов и сборов в соответствии со ст. 59 данного Федерального закона;

5) безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, предоставляемые в соответствии со ст. 60 и 61 Федерального закона, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней, предоставляемые в соответствии со ст. 62 указанного Федерального закона, и другие безвозмездные перечисления;

6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;

7) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;

8) штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;

9) добровольные пожертвования;

10) иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления.

2. В состав собственных доходов бюджетов муниципальных районов, в которых формирование представительных органов муниципальных районов осуществляется в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 35 названного Федерального закона, включаются субвенции, предоставляемые из бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, установленных п. 5, 6, 12–14 и 16 ч. 1 ст. 15 указанного Федерального закона.

Размер указанных субвенций определяется представительным органом местного самоуправления муниципального района по единому для всех поселений, входящих в состав данного муниципального района, нормативу в расчете на одного жителя либо потребителя бюджетных услуг соответствующего поселения.

3. Состав собственных доходов местных бюджетов может быть изменен федеральным законом только в случае изменения установленного ст. 14–16 данного Федерального закона перечня вопросов местного значения и (или) изменения системы налогов и сборов Российской Федерации.

Федеральный закон, предусматривающий изменение состава собственных доходов местных бюджетов, вступает в силу с начала очередного финансового года, но не ранее чем через три месяца после его принятия.

4. В доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в соответствии со ст. 63 Федерального закона «Об общих принципах…» (2003 г.).

5. Учет операций по распределению доходов от налогов и сборов в соответствии с нормативами отчислений, установленными в соответствии со ст. 57–61 данного Федерального закона, осуществляется в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ.

Положительное соотношение собственных и регулирующих доходов «…является главным признаком, характеризующим как эффективность управленческой деятельности органов местного самоуправления в целом, так и уровня самостоятельности территории». Чем выше уровень собственных доходов, тем больше возможностей для реализации установленной компетенции. Путем развития так называемой трансфертной политики сложно управлять территорией.

Так, по данным Министерства финансов РФ за 2007 г., лишь в 16,6 % муниципальных образований доля трансфертов составляла менее 10 %. В 64,4 % местных бюджетов эта доля составила более 50 %, в том числе в 47,6 % превысила 70 %.

Основная доля доходной части местных бюджетов финансируется за счет межбюджетных трансфертов (безвозмездные поступления из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации). В 2006 г. такие поступления составили 58,7 %, в 2007 г. – 55,4 %, в 2008 г. – 54,8 %.

Согласно данным Министерства финансов РФ, общий объем расходов местных бюджетов в 2007 г. составил 1933,8 млрд руб., что превысило уровень 2006 г. на 27,9 %. Структура расходов, составившая разницу 2007 и 2006 годов, такова: общая сумма – 422,4 млрд руб., в том числе расходы на решение вопросов местного значения -1372,2 млрд руб., или с ростом к уровню 2006 г. на 27,8 %.

Устойчивой тенденцией расходной части местных бюджетов является их стремительный рост с параллельным снижением доходов, что во многом обусловлено покрытием убыточных сфер местной экономики. В данном случае особо выделяется сфера жилищно-коммунального хозяйства, расходы на которую возросли с 11,1 % до 22,8 %, в связи с принятием ветхого ведомственного жилья на баланс муниципальной собственности. В результате расходы на данную сферу не только превышают размеры расходов по иным статьям, но и, более того, демонстрируют ежегодный рост.

Дисбаланс расходов и доходов приводит к образованию бюджетных дефицитов. Общефедеральные дефициты местных бюджетов составили: в 2006 г. – 34,9 млрд руб., в 2007 – 50,2 млрд руб., в 2008 – 42,3 млрд руб., в 2009 – 81,5 млрд руб.

Похожие публикации