За несвоевременную сдачу декларации. Штраф за несвоевременную сдачу декларации в налоговые органы

Действующее законодательство Российской Федерации устанавливает два вида юридической ответственности за нарушение сроков представления налоговых деклараций: административную (статья 15.5 КоАП РФ) и налоговую (статья 119 НК РФ). Указанные правонарушения принято считать вполне обыденными, в связи с чем налогоплательщики, пропустив сроки представления расчетов и деклараций, нередко воспринимают налагаемые налоговыми органами штрафы как нечто само собой разумеющееся. Между тем, правоприменительная практика нередко свидетельствует о том, что требования налоговых органов не всегда правомерны и зачастую налогоплательщик имеет возможность избежать штрафов даже в безнадежной, на первый взгляд, ситуации. Комментирует М.С. Мухин, начальник управления Госнаркоконтроля России.

Налоговая ответственность за непредставление декларации

Как известно, статья 119 НК РФ устанавливает два вида ответственности за непредставление налоговой декларации в зависимости от продолжительности противоправного деяния. При непредставлении налоговой декларации в течение не более 180 дней ответственность наступает в соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ, а при просрочке более 180 дней - согласно пункту 2 этой же статьи. Подобная градация выглядела бы вполне естественной, если бы во втором случае меры ответственности были более жесткими. Однако сравнение пунктов 1 и 2 статьи 119 НК РФ позволяет убедиться в том, что так происходит далеко не во всех случаях. Причина заключается в том, что пункт 1 статьи 119 НК РФ устанавливает нижнюю границу ответственности (не менее 100 рублей), тогда как пункт 2 данной статьи подобной границы не содержит. Таким образом, налогоплательщик, задержавший представление "пустой" налоговой декларации на один день, находится в менее выгодном положении по сравнению с налогоплательщиком, не представляющим такую же налоговую декларацию более полугода.

Вопрос о необходимости представления в налоговые органы "пустых" налоговых деклараций сам по себе также долгое время был предметом многих споров. Конец дискуссиям положил Президиум ВАС РФ, изложивший свою позицию по данному вопросу в пункте 7 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации (информационное письмо от 17.03.2003 № 71).

Согласно данной позиции отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации.

Буквальное следование подобному толкованию статьи 80 НК РФ приводит к выводу о том, что налоговые органы обязаны представлять налоговые декларации по целому ряду налогов сами себе, а в случае их непредставления - сами себя привлекать к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 119 НК РФ. Ведь согласно положениям статей 143, 235 и 245 НК РФ статус налогоплательщика НДС, ЕСН и налога на прибыль соответственно возникает у организации независимо от того, осуществляет ли она предпринимательскую деятельность. Понятие же "организация" в силу абзаца второго пункта 2 статьи 11 НК РФ охватывает всех юридических лиц, включая и налоговые органы.

В то же время, следует отличать налогоплательщиков, не имеющих налоговых обязательств по итогам налогового периода, от лиц, не обладающих статусом налогоплательщика по тому или иному налогу (например, лицо, применяющее упрощенную систему налогообложения, не является налогоплательщиком налога на прибыль).

Еще одна любопытная особенность статьи 119 НК РФ состоит в том, что ее субъектами являются только налогоплательщики, несмотря на то, что обязанность представлять в налоговые органы налоговые декларации может возлагаться и на налоговых агентов. Тем не менее, налоговые агенты, не выполнившие такую обязанность, к налоговой ответственности по статье 119 НК РФ привлечены быть не могут.

Административная ответственность за непредставление декларации

В отличие от статьи 119 НК РФ, статья 15.5 КоАП РФ рассматривает в качестве субъектов ответственности должностных лиц. Подчеркнем, что речь идет о должностных лицах не только организаций-налогоплательщиков, но и организаций - налоговых агентов. Таким образом, главный бухгалтер организации - налогового агента, не представившей в налоговый орган налоговую декларацию по НДС, может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере от трех до пяти МРОТ.

Еще одной отличительной особенностью статьи 15.5 КоАП РФ является более корректная по сравнению со статьей 119 НК РФ формулировка правонарушения в наименовании статьи. Так, в наименовании статьи 15.5 КоАП РФ речь идет о нарушении сроков представления налоговой декларации, а не о ее непредставлении, как в наименовании статьи 119 НК РФ.

Следует особо подчеркнуть, что налоговые органы не наделены правом привлекать должностных лиц к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.5 КоАП РФ. Статья 23.1 КоАП РФ относит данный вопрос к исключительной компетенции судов.

Должностным лицам налоговых органов предоставлено право составлять протоколы по делам о таких правонарушениях.

С момента введения КоАП РФ в действие должностные лица налоговых органов активно пользовались этим правом. Рискнем утверждать, что правомочность таких действий до недавнего времени вполне могла быть оспорена.

В соответствии с частью 4 статьи 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 2 и 3 этой же статьи, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Перечень должностных лиц налоговых органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, был утвержден приказом МНС России от 17.10.2003 № БГ-3-06/547. Остается только гадать, на чем до октября 2003 года основывались должностные лица налоговых органов, составляя протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.3 - 15.9, 15.11, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 КоАП РФ.

Кто вправе устанавливать сроки представления налоговых деклараций?

Ответ на этот вопрос представляется достаточно очевидным. Установление сроков представления налоговых деклараций находится в исключительной компетенции законодателя. Тем не менее, МНС России нередко присваивало себе данное право. В первую очередь, об этом свидетельствует установление Инструкцией МНС России от 04.04.2000 № 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" сроков представления в налоговые органы деклараций по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов, налога с владельцев транспортных средств и налога на пользователей автомобильных дорог. Еще один пример подобного нормотворчества - письмо Минприроды России, Минфина России и Госналогслужбы России от 03.03.1993 № 04-15/61-638, 19, ВГ-6-02/10, возложившее на природопользователей обязанность ежеквартально представлять налоговым органам расчеты платы за загрязнение окружающей природной среды (неналоговый статус этого платежа в данном случае принципиального значения не имеет).

Едва ли следует удивляться тому, что налоговые органы привлекали налогоплательщиков и их должностных лиц к налоговой и административной ответственности за несоблюдение сроков представления деклараций (расчетов), не задумываясь над законностью установления этих сроков ведомственными правовыми актами. Не проявил должной принципиальности и Минюст России, зарегистрировавший оба ведомственных акта.

К сожалению, подобная практика не получила должной и единой оценки со стороны арбитражных судов. Во многих случаях арбитражные суды выносили решения о взыскании с налогоплательщиков налоговых санкций за непредставление в налоговые органы деклараций (расчетов) в сроки, установленные МНС России. Трудно сказать, почему при разрешении споров игнорировалось содержание статьи 119 НК РФ, предусматривающей ответственность за непредставление налоговой декларации в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах. Достойно сожаления и то, что Высший Арбитражный Суд РФ не высказал свою позицию по столь важному вопросу.

В связи с этим трудно переоценить значение Определения от 10.07.2003 № 316-О, вынесенного Конституционным Судом РФ, в котором содержится исчерпывающая оценка попыткам подменить ведомственными правовыми актами законодательство о налогах и сборах: "... Пункт 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающей ответственность за непредставление налоговой декларации, не может рассматриваться как основание для привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение предписаний, содержащихся в ведомственном правовом акте."

Несмотря на то, что в Определении КС РФ речь идет о декларации по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов, данный судебный акт носит универсальный характер и применим ко всем подобным случаям незаконного ведомственного нормотворчества. Из платежей, упомянутых выше, ныне сохраняет свое действие только плата за загрязнение окружающей среды. Не вдаваясь подробно в связанные с ней проблемы, заметим, что Определение КС РФ от 10.07.2003 № 316-О дает абсолютно четкий ответ, по крайней мере, на один вопрос - о представлении налоговым и природоохранным органам расчетов платы.

Заключение

Изложенное выше отражает только часть проблем, связанных с применением юридической ответственности за нарушение сроков представления налоговых деклараций. Нет сомнений в том, что и статья 119 НК РФ, и статья 15.5 КоАП РФ нуждаются в серьезных изменениях. Однако до внесения необходимых поправок в законодательство налогоплательщикам и их должностным лицам еще долгое время предстоит сталкиваться с указанными статьями в их нынешнем виде. Учитывая, что наложение административных штрафов и взыскание налоговых санкций находится в компетенции судов (арбитражных судов), налогоплательщикам и их должностным лицам следует активнее отстаивать свои интересы и не торопиться уплачивать штрафы в добровольном порядке.

В обязанности каждого налогоплательщика входит своевременное представление отчетности в ИФНС. Однако далеко не все субъекты выполняют это предписание. За нарушения требований предусмотрены санкции. В статье мы рассмотрим,установлен законодательством.

Общие сведения

Штраф за непредоставление налоговой декларации физическим лицом- предпринимателем установлен в КоАП и НК. Просрочка сдачи отчетности исчисляется в рабочих днях.

Размер штрафа за непредоставление налоговой декларации определяется по правилам 119 статьи НК. В норме установлено, что субъект должен уплатить 5 % от суммы отчисления за каждый месяц (неполный в том числе) с даты, установленной для сдачи отчетности. При этом сумма штрафа за непредоставление налоговой декларации физическим лицом- предпринимателем не может быть больше 30 % от величины обязательного платежа и меньше 1000 рублей.

Размер санкции увеличивается в зависимости от продолжительности просрочки. Так, штраф за непредоствление налоговой декларации в течение более 180 дней составляет 30 % от величины отчисления, подлежащего выплате в соответствии с отчетностью, к которым прибавляется 10 % за каждый месяц (неполный в том числе) от этой же суммы. Дополнительное взыскание (10 %) вменяется со 181-го дня просрочки.

Аналогичным образом рассчитывается штраф за непредоставление налоговой декларации по НДС .

Важный момент

Штраф за непредоставление налоговой декларации вменяется даже при нарушении срока на 1 день, поэтому специалисты не рекомендуют откладывать сдачу отчетности на последний момент. Из-за возможных очередей высок риск нарушения срока.

Электронная отчетность

В настоящее время многие плательщики сдают декларацию в электронной форме. Если субъект не имеет технической возможности для формирования документа, он вправе представить отчетность на бумажном носителе в установленный НК срок. Впоследствии он может "досдать" декларацию и в электронной форме.

В таком случае штрафа за непредоставление налоговой декларации не будет, так как санкция предусмотрена только на случай нарушения срока.

Нарушение сроков сдачи нулевой отчетности

Предположим, субъект несвоевременно представил такую декларацию, но 180 дней еще не прошло. Такое нарушение, на первый взгляд, может повлечь санкцию. Между тем в НК нет конкретных указаний о том, что можно взыскать штраф за непредоставление нулевой налоговой декларации.

Существует два противоположных подхода к решению этого вопроса.

Согласно первому, за непредоставление налоговой декларации штраф должен составить 1000 рублей. Такой позиции придерживаются некоторые арбитражные инстанции. В качестве основного аргумента суды называют установленную в НК обязанность плательщика своевременно сдать отчетность. Наличие или отсутствие объекта обложения при этом значения не имеет. Главное в данном случае - наличие просрочки по сдаче отчетности.

Согласно второму подходу, поскольку объект обложения равен нулю, то при непредоставлении налоговой декларации в срок штраф не взыскивается, поскольку также равен нулю. Этой позиции также придерживается часть арбитражных инстанций. При обосновании такого подхода суды ссылаются на положения 119 статьи НК. В соответствии с ней расчет штрафа осуществляется, исходя из суммы отчисления, а она отсутствует. Рассчитывать, по сути, нечего. Этот вывод подтверждается в определении ВАС № 13444/09 от 2009 г., где поясняется что данный подход применим и к случаям, когда отчетность сдана по истечении 180 дн.

Наличие предоплаты по несвоевременно сданной отчетности

В такой ситуации вопроса о неотвратимости санкции не возникает. Наличие предоплаты не является основанием для снятия с плательщика обязанности по своевременному представлению отчетности. Однако при этом могут возникнуть сложности в расчете.

В НК отсутствуют разъяснения по этому поводу. Поэтому на практике сформировалось два подхода.

Согласно первой точке зрения, если отчисление налога было произведено в срок, субъекту можно вменить только минимальный размер штрафа - 1 тыс. р.

В соответствии со вторым подходом, величина денежного взыскания должна рассчитываться, исходя из суммы обязательного платежа, указанной в отчетности, поданной с нарушением срока. Обусловлена такая позиция следующими обстоятельствами. Во-первых, отчисление суммы по несвоевременно поданной отчетности не влияет на возможность привлечения лица к ответственности за нарушение сроков сдачи документации. Во-вторых, величина санкции определяется в соответствии с данными, отраженными в отчетности, вне зависимости от срока (факта) выплаты налогов.

Сумма отчисленного налога не совпадает с величиной, отраженной в отчетности, сданной несвоевременно

В таком случае величина штрафа определяется на основании размера налога, подлежащего отчислению в соответствии с декларацией, сданной с нарушением срока. В НК отсутствуют разъяснения относительно порядка расчета. Пояснения по этому поводу присутствуют в Письме Минфина от 01.04.2009 г.

Ведомство разъясняет, что величину штрафа следует рассчитывать не на основании суммы, указанной в декларации, а в соответствии с величиной налога, подлежащей фактической оплате. Санкция определяется по данным, приведенным в уточненной отчетности, или исходя из сведений, полученных при камеральной проверке.

Нарушение срока сдачи "промежуточной" отчетности

Пояснения по этому вопросу приводятся в Письме Минфина от 05.05.2009 г. Как следует из документа, к юрлицам санкции за непредоставление "промежуточных" отчетов не применяются. В качестве единственного наказания, возможного в таких ситуациях, может выступать штраф за непредоставление информации, необходимой для налогового контроля (126 статья НК). Он равен 200 р. за каждый документ.

В постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 22.12.2009 г. указывается, что вменение штрафа за несвоевременную сдачу промежуточной декларации неправомерно. Аргументируется этот вывод тем, что в НК не установлена ответственность за нарушение сроков предоставления расчетов.

Декларацией называют письменное заявление плательщика о расходах, поступлениях, налоговых суммах, подлежащих уплате. В связи с тем, что обязательный платеж рассчитывается по окончании года (календарного), то "декларация" по налогу с прибыли предприятия за отчетный период (полугодие, квартал, 9 месяцев) - это расчет аванса, а не полноценная налоговая декларация. Соответственно, при несвоевременном представлении расчета по этому платежу ответственность не наступает.

Административные санкции

Привлечение к ответственности предприятия или физлица за нарушение сроков, установленных в НК, не освобождает должностных лиц, работающих на хозяйствующего субъекта, от иных санкций, предусмотренных законом. Речь, в частности, об административных штрафах.

В соответствии со ст. 15.5 КоАП, при нарушении сроков предоставления отчетности в ИФНС по месту учета должностным лицам вменяется штраф 300-500 р.

Бухгалтерский и налоговый учет санкций

Затраты на штрафы и прочие взыскания, отчисляемые в бюджет, при определении налоговой базы не учитываются.

В бухгалтерской отчетности эти суммы отражают в Дб сч. 99, корреспондирующего с Кд сч. 68.

Штрафы не участвуют в образовании бухгалтерской прибыли, исходя из которой, рассчитывается условный доход/расход по налогу с прибыли. При начислении постоянной разницы не возникает.

К примеру, по решению ИФНС был вменен штраф за нарушение сроков в сумме 30 тыс. р. В бухучете следует сделать записи:

  • Дб сч. 99 Кд сч. 68 - отражено начисление штрафа 30 000 р.;
  • Дб сч. 68 Кд сч. 51 - показана оплата суммы штрафа с расчетного счета.

Пример расчетов

Рассмотрим, как определить штраф за непредоставление налоговой декларации ИП по налогу с добавочной стоимости.

Предположим, что декларацию за 4 квартал 2016 года субъект сдал только 25 марта 2017 г. при крайнем сроке 25.01.2017 г. В отчетности отражена сумма к выплате в бюджет в размере 4,5 тыс. р. Вся она была оплачена в день подачи декларации.

Поскольку хозяйствующий субъект, отчисляющий НДС, может выплачивать сумму равными частями до 25 числа каждого из 3-х мес., идущего после истекшего налогового периода, то, учитывая условия примера, налог за 4 квартал нужно было перечислить до 25 января, февраля и марта 2017 г. Сумма к оплате должна была составить треть от начисленного НДС, т. е. 1,5 тыс. р.

Поскольку субъект нарушил установленные сроки, размер штрафной санкции для него будет составлять:

  • За просрочку выплаты налога на 25 января - 225 р. (1,5 тыс. р. х 5 % х 3 мес.).
  • За просрочку на 25 февраля - 150 р. (1,5 тыс. р. х 5 % х 2 мес.).

Общая величина штрафа составит 375 р. Поскольку в 119 статье НК сказано, что сумма штрафа не должна быть меньше 1 тыс. р., то субъекту придется заплатить не 375 р., а 1000 р.

Штраф за непредоставление единой упрощенной налоговой декларации

При применении упрощенной формы отчетности хозяйствующему субъекту необходимо учитывать целый ряд нюансов. О них говорится во 2 пункте 80 статьи НК, а также в Приказе Минфина № 62н от 2007 г.

Чтобы возникла возможность сдать упрощенную декларацию за налоговый (отчетный) период, не должно быть никакого движения денег по кассе или расчетному счету. К примеру, если говорить об НДС, то у предприятия не должно быть операций на протяжении всего квартала. Чтобы отразить в упрощенной форме налог с прибыли, движение денег должно отсутствовать с самого начала года, поскольку он рассчитывается нарастающим итогом.

Если предприятие сдает форму по нескольким обязательным отчислениям, то по ним не должно быть объектов обложения. Особым считается случай, когда субъект обязан отчитываться по налогам только при наличии объекта обложения. К примеру, если говорить о земельном налоге, то им выступает участок, если о транспортном - то автомобиль или иное ТС. При отсутствии объекта по указанным объектам ни упрощенная, ни обычная декларация не сдается.

Следует помнить, что сдача отчетности осуществляется не чаще 1 раза в квартал (за 1 кв., 6, 9, 12 мес.). Соответственно, ее нельзя использовать по налогам, отчет за которые надлежит представлять ежемесячно. Речь, в частности, об акцизах, отчислениях с прибыли.

Упрощенная форма может использоваться исключительно для налогов. Это означает, что включать в декларацию сведения о взносах по ОПС, если база по ним 0, не следует.

Если в связи с установленными ограничениями сдать упрощенную форму не представляется возможным, придется подать в ИФНС обычную отчетность. Соответственно, за нарушение сроков предусматривается ответственность по 119 статье НК.

Упрощенная форма подходит только для тех субъектов, которые бездействуют. Если на предприятии выплачивается хотя бы минимальный заработок, значит, имеет место движение денег.

Если предприятие по ошибке сдало нулевую декларацию, хотя нужна была упрощенная, штраф может быть вменен и в этом случае. Связано это с тем, что, согласно положениям 2 пункта 80 статьи НК, представление декларации по упрощенной форме является обязанностью, а не правом налогоплательщика. Следовательно, ошибка субъекта может быть расценена как нарушение сроков, установленных НК для сдачи отчетности.

В этой статье:

  • какие санкции предусмотрены за несвоевременную сдачу декларации (по НК РФ и по КоАП РФ)?;
  • как посчитать штраф: рассмотрим несколько вариантов в зависимости от срока просрочки сдачи декларации;
  • приведем примеры расчетов.

Каждый новый календарный год приносит нам какие-нибудь изменения в области бухгалтерского учета и налогообложения. Как закономерность, ежегодно появляется новая отчетность, упраздняется старая. А вместе с тем растет и риск ее несвоевременной сдачи.

В этой статье мы попробуем рассмотреть, какие санкции предусмотрены за несвоевременную сдачу налоговой отчетности, и как самостоятельно рассчитать штраф.

Для начала, давайте выясним, какие же отчеты относятся к налоговым декларациям. Потому что само понятие «налоговая отчетность» включает в себя не только декларации, но и налоговые расчеты, а также различные бланки документов, предоставляемых по запросу или по личной инициативе налогоплательщика.

К налоговым декларациям относятся:

  • Декларация по НДС;
  • Декларация по налогу на прибыль;
  • Декларация по налогу на имущество;
  • Декларация по земельному налогу;
  • Декларация по транспортному налогу;
  • Декларация по водному налогу;
  • Декларация по акцизам;
  • Декларация по налогу на игорный бизнес;
  • Декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
  • Декларация по ЕНВД;
  • Декларация по ЕСХН;
  • Единая упрощенная декларация.

Все штрафы, которые могут быть применены к налогоплательщику за несвоевременную сдачу деклараций, можно объединить в таблицу, что позволит вам легко их запомнить.

Таблица 1 - санкции за несвоевременную сдачу налоговых деклараций согласно НК РФ и КоАП РФ.

Вид наказания

Примечание

по НК РФ

Штраф на организацию в размере 5% (ст. 119 НК РФ)

Сумма штрафа рассчитывается за каждый полный или неполный месяц просрочки со дня, установленного для подачи декларации.

* Штраф рассчитывается от неуплаченной суммы налога в срок. Если же налог уплачен вовремя или имеется переплата по лицевому счету на дату уплаты налога, то штраф за несвоевременную сдачу декларации будет составлять минимальную сумму - 1000 руб.

Блокировка расчетного счета по истечении 10 рабочих дней со дня срока подачи декларации (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ; п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Такое право сохраняется за налоговой инспекцией в течение трех лет. Также нужно отметить, что сумма блокировки никаких ограничений не имеет (письмо Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-167).

Важно знать, что блокировка банковских счетов не применяется, если было несвоевременное представление расчетов авансовых платежей по налогам.

по КоАП РФ

Ответственность должностных лиц: - предупреждение - штраф от 300 руб. до 500 руб. (ст. 15.5 КоАП РФ).

Суд может смягчить наказание в виде снижения суммы штрафа на 50% и более, а то и вовсе вынести решение лишь с предупреждением.

Хотелось бы уточнить, что за непредставление нулевой декларации также применяется все тот же штраф по ст. 119 НК РФ. Но, так как суммы к уплате нет, то предъявляется минимальный штраф в размере 1000 рублей.

Что же касается промежуточной отчетности (например, налоговой декларации по налогу на прибыль), то штраф должен быть не в размере 5%, а 200 рублей (об этом сказано в п. 17 Письма ФНС от 22.08.2014 N СА-4-7/16692).

Обратите внимание! ссылке .

Расчет штрафов за несвоевременную сдачу налоговой декларации

Для расчета штрафов существует множество онлайн-калькуляторов, которые позволят вам рассчитать штраф до копейки, для этого лишь необходимо ввести сумму налога по налоговой декларации, которая была несвоевременно представлена. Указать день, следующий за крайним сроком подачи декларации, и дату подачи декларации.

Если же вы считаете самостоятельно, то вам нужно придерживаться следующей формулы:

Сумма штрафа = Сумма не уплаченной в срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации × 5% × Количество месяцев *

* Для расчета месяц фактической подачи декларации и месяц с крайним сроком подачи берутся как полные.

Примеры

Для наглядности расчёта давайте рассмотрим ситуации:

1. Налоговая декларация по ЕНВД за 3 кв. была представлена 26.10.2016 г. Крайний срок подачи - 20.10.2016 г. Сумма налога, подлежащая уплате по этой декларации, - 34 121 руб. Сумма налога не была уплачена в срок, 25 числа месяца, за отчетным периодом (25.10.2016 г.)

Тогда сумма штрафа составит:

34 121 руб. × 5% × 1 мес. = 1 706,05 руб.

Сумма штрафа 1706,5 руб. больше минимального размера штрафа (1000 руб.) и меньше его максимальной суммы, которая составляет 10 236,3 руб. (34 121 руб. × 30%). Соответственно, организация обязана заплатить 1706,5 руб.

2. Налоговая декларация по НДС за 4 кв. 2016 г. была представлена 25.03.2017 г. Крайний срок подачи - 25.01.2017 г. Сумма налога, подлежащая уплате по этой декларации, - 4 500 руб. Плательщик всю сумму налога уплатил также 25.03.2017 г.

Так как плательщики НДС вправе уплачивать сумму налога равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, то исходя из примера налог по декларации по НДС за 4 квартал 2016 года необходимо было уплатить в следующие сроки:

  • до 25.01.2017 года - 1500 руб. (1/3 от начисленной суммы = 4500 руб./3);
  • до 25.02.2017 года - 1500 руб. (1/3 от начисленной суммы = 4500 руб./3);
  • до 25.03.2017 года - 1500 руб. (1/3 от начисленной суммы = 4500 руб./3).

Поскольку в сроки 25.01.2017 года и 25.02.2017 года налог не был уплачен, то штраф составит:

  • за просрочку уплаты налога по сроку 25.01.2017 года: 1 500 руб. × 5% × 3 мес. = 225 руб.
  • за просрочку уплаты налога по сроку 25.02.2017 года: 1 500 руб. × 5% × 2 мес. = 150 руб.

Итого: 375 руб.

Давайте проверим, соответствует ли рассчитанная сумма штрафа условиям таблицы 1.

Сумма штрафа 375,00 руб. меньше минимального размера штрафа (1000 руб.) и, соответственно, организация обязана заплатить не 375,00 руб., а 1000 руб.

3. Налоговая декларация по УСН 2015 г. была представлена 28.10.2016 г. Крайний срок подачи - 01.04.2016 г. Сумма налога, исчисленная за год, составила 100 000 руб. В том числе, по итогам года (за 4 квартал) сумма налога к доплате составила 15 000 руб. На момент предоставления декларации плательщик не уплатил эти 15 000 рублей.

Тогда сумма штрафа составит:

15 000 руб. × 5% × 7 мес. = 5 250,00 руб.

Давайте проверим, соответствует ли рассчитанная сумма штрафа условиям таблицы 1.

Сумма штрафа 5 250 руб. больше минимального размера штрафа (1000 руб.) и больше его максимальной суммы, которая составляет 4 500 руб. (15 000 руб. × 30%). Соответственно, организация обязана заплатить не 5 250 руб., а 4 500 руб.

Напомним! Для подготовки и сдачи отчетности воспользуйтесь онлайн-сервисом «Моё Дело» - Интернет-бухгалтерия для малого бизнеса . Сервис автоматически формирует отчетность, проверяет ее и отправляет в электронном виде. Вам не надо будет лично посещать налоговую инспекцию и фонды, что, несомненно, сэкономит не только время, но и нервы. Кроме того, сервис напомнит вам о приближающихся сроках сдачи всех необходимых отчетностей. Получить бесплатный доступ к сервису можно по

Налоговый кодекс Российской Федерации с 1992 года предусматривает оплату налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет страны от организаций в соответствии с законодательством.

Штраф за непредставление декларации по НДС, законодательная база

Штраф за непредставление декларации по НДС назначается налогоплательщику в случае опоздания со сдачей отчетности за определенный период. Начиная с 2015 года, если отчетность была отправлена в ФНС в бумажном, а не в электронном виде, она не принимается (п. 5 ст. 174 НК). Соответственно начинается отсчет дней просрочки подачи документов.

Чтобы не получить штраф за несвоевременную сдачу декларации по НДС при отправлении отчетности в налоговую в электронном виде, необходимо помнить следующие вещи:

  • День отправления декларации в налоговую службу считается днем ее представления;
  • Данный документ, как и любые электронные документы, подписывается электронной цифровой подписью.

Штраф за несвоевременную сдачу декларации по НДС, сроки и последствия

Законом предусмотрена сдача отчетности по НДС в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Так как отчетным периодом для сдачи декларации по НДС считается квартал, то и подавать документы в ФНС нужно поквартально. К примеру, за второй квартал текущего года декларацию нужно представить до 25 июля. Исключением является тот случай, если 25-е число выпадает на выходной день. Тогда сроки переносятся на первый рабочий день, следующий за данными выходными (п. 5 ст. 174 НК).

Штраф за несвоевременную сдачу декларации по НДС определяется в размере 5 процентов от суммы неуплаченного налога за каждый последующий просроченный месяц. При этом величина штрафа не может быть меньше одной тысячи рублей или больше, чем 30 процентов от общей суммы. Это прописано в п. 1 ст. 119 Налогового кодекса.

Штраф за непредставление декларации по НДС считается как за полный месяц, даже если период просрочки всего один день.

Санкции распространяются также на сотрудников организации, которые виновны в несвоевременном предоставлении декларации в налоговые органы. Им это может грозить как предупреждением, так и штрафом в размере от 300 и до 500 рублей.

Несвоевременная сдача декларации по НДС, как избежать штрафа

В Российском законодательстве предусмотрена вероятность снижения штрафа. Для этого нужно подать в налоговую инспекцию пояснительную записку с подробным описанием причин задержки подачи декларации. Записка пишется в произвольной форме. После прочтения записки налоговые инспекторы определяют, являются ли основания для просрочки, указанные в данном документе, достаточными для уменьшения или отмены штрафных санкций. Таким образом, несвоевременная сдача декларации по НДС еще может не грозить обязательным штрафом. Но для этого к пояснительной записке необходимо также приложить подтверждающие справки или иные документы, помогающие аргументировать просрочку.

Штраф за несданную декларацию по НДС при нулевом значении налога

В некоторых организациях возникают такие ситуации, когда в декларации по НДС в графе «сумма налога» стоит «ноль». Так должна ли организация платить штраф за несданную декларацию по НДС с нулевым значением? На этот вопрос нет однозначного ответа. Некоторые чиновники считают, что санкции за просроченную документацию все равно должны быть и устанавливают минимальную сумму штрафа в 1000 рублей. Другие справедливо говорят, что так как сумма штрафа вычисляется исходя из величины налога, то при нулевом значении оного, сумма штрафа тоже должна быть равна нулю. Минфин считает, что за просрочку с нулевой декларацией придется заплатить штрафную минималку в размере 1000 руб. (письмо Минфина от 14.08.2015 № 03-02-08/47033).

С налоговой службой лучше не шутить и предоставлять всю необходимую отчетность вовремя. Ведь кроме штрафов налоговики имеют право заблокировать счета неплательщика по истечении 10 дней с официальной даты сдачи декларации, а это может повлечь за собой неприятные последствия для деятельности данной организации.

Согласно статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации одной из обязанностей налогоплательщика является представление в установленном порядке налоговых деклараций.

Налоговая декларация является официальным письменным заявлением налогоплательщика о полученных им за определенный период доходах, произведенных расходах, существующих источниках доходов, исчисленной сумме налога, налоговых льготах и других, связанных с исчислением и уплатой налога, данных. Налоговая декларация должна подаваться в налоговый орган в указанные законом сроки. Непредставление или несвоевременное представление налоговой декларации влечет ответственность в установленном порядке.

Непредставление декларации вовремя является самостоятельным видом налогового правонарушения. Поэтому на применение ответственности не влияет, например, факт уплаты налогоплательщиком суммы налога. Не освобождает от ответственности за неподачу декларации и то, что подлежащая уплате сумма налога равна нулю в связи с отсутствием доходов. Данной позиции придерживается, в частности, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа. Так, этим судом было рассмотрено дело о взыскании с индивидуального предпринимателя налоговых санкций за несвоевременную подачу налоговых деклараций по налогу с продаж и НДС (Постановление от 26 ноября 2002 г. N А78-5403/02-С2-8/168-Ф02-3441/02-С1). ФАС ВСО установил, что суд первой инстанции сделал неверный вывод о том, что обязанность по представлению налоговой декларации в налоговый орган возникает лишь в случае получения доходов. ФАС ВСО также отметил, что согласно пункту 1 статьи 119 НК РФ при непредставлении налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации при отсутствии в налоговых декларациях сумм подлежащих уплате налогов, следует применять минимальный размер налоговых санкций - 100 рублей за каждую не представленную вовремя декларацию. В отношении установленного законом минимального размера штрафа следует заметить, что он взыскивается только в тех случаях, когда размер суммы штрафа, исчисленный в процентном отношении к сумме подлежащего уплате налога в соответствии со статьей 119, составляет менее 100 рублей. Поэтому штраф в минимальном размере не может быть применен к тем налогоплательщикам, которые полностью уплатили налог, но не представили налоговую декларацию по этому налогу. На это особо обратил внимание Президиум Высшего Арбитражного Суда в Постановлении от 20 августа 2002 г. N 2209/02.

Остановимся подробней на статье 119 НК РФ, так как именно она устанавливает ответственность за непредставление налоговой декларации. Согласно пункту 1 данной статьи, в случае если с момента окончания срока подачи декларации прошло не более 180 дней, с налогоплательщика взыскивается штраф в размере 5% от подлежащей уплате суммы налога за каждый полный или неполный месяц, начиная с 1-го дня просрочки, но не более 30% и не менее 100 рублей. Если же после окончания срока подачи декларации прошло более 180 дней, с налогоплательщика взыскивается штраф в размере 30% от подлежащей уплате суммы налога плюс 10% от той же суммы за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня (п. 2 ст.119 НК РФ). Одновременное привлечение налогоплательщика к ответственности на основании пункта 1 и пункта 2 статьи 119 является неправомерным. Данный вывод подтверждает письмо МНС РФ от 28 сентября 2001 года N ШС-6-14/734.

Отметим, что статья 119 НК РФ применяется только в отношении налоговых деклараций. В частности, она не предусматривает ответственность за нарушение срока представления расчетных ведомостей в отделения Фонда социального страхования. О неправомерном привлечении к ответственности по статье 119 НК РФ за несвоевременное представление расчетов в ФСС неоднократно было указано в постановлениях федеральных арбитражных судов округов (например, в Постановлениях ФАС МО N КА-А40/5360-02 от 14.08.2002 г., N КА-А40/5133-02 от 29 июля 2002 г., N КА-А40/5451-02 от 12 августа 2002 г.).

Неправомерным является и такое действие налогового органа, как привлечение к ответственности по статье 119 за представление декларации, в которой не отражены сведения о сумме налога. Подобный случай был рассмотрен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа (Постановление от 10 января 2002 г. N Ф04/72-1423/А45-2001). Согласно приведенным в Постановлении данным налогоплательщик представил в установленные законодательством о налогах и сборах сроки декларации по налогу с продаж за октябрь, ноябрь и декабрь 1999 года и 2000 год, согласно которым у предприятия отсутствовали суммы налога, подлежащие взносу в бюджет. Позже налогоплательщик представил дополнительные налоговые декларации по налогу с продаж за октябрь, ноябрь и декабрь 1999 года и 2000 год, на основании которых предприятие должно уплатить налог в размере 32211 рублей. Налоговая инспекция расценила действия налогоплательщика как непредставление деклараций и вынесла решение о привлечении налогоплательщика к ответственности по пунктам 1 и 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации. ФАС ЗСО указал в решении, что налогоплательщик привлечен к ответственности по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации необоснованно.

Отмена решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за несвоевременную подачу налоговой декларации может быть произведена судом не только на основании неправильного применения норм материального права, но и в результате нарушения порядка привлечения налогоплательщика к ответственности. Согласно статье 101 НК РФ производство по делу о налоговом правонарушении должно осуществляться при соблюдении определенных требований. Так, по акту налоговой проверки налогоплательщик имеет право представить письменные объяснения или возражения, в этом случае материалы проверки должны рассматриваться в присутствии представителя налогоплательщика. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган должен известить налогоплательщика заблаговременно. И только в случае если налогоплательщик несмотря на извещение не явился, материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие. Нарушение данных требований может служить основанием для отмены решения налогового органа судом. Подтверждением сказанного служит Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 октября 2002 г. N А26-1891/02-02-02/95. В Постановлении рассмотрена ситуация, когда налоговая инспекция не известила налогоплательщика по надлежащему адресу о ведении производства о налоговом правонарушении, а также о времени и месте рассмотрения материалов проверки. В результате налогоплательщик не имел возможности представить письменные объяснения или возражения. Суд признал, что инспекцией был нарушен порядок привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, и посчитал необходимым отменить ее решение.

Нередко, рассматривая дело о применении ответственности за непредставление налоговой декларации, суд принимает во внимание наличие обстоятельств, смягчающих ответственность. Согласно статье 112 НК РФ такими обстоятельствами признаются: тяжелые личные или семейные обстоятельства, угроза или принуждение в силу материальной, служебной или иной зависимости, а также иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность. Например, из Постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 марта 2002 г. N Ф09-425/02АК следует, что суд может признать смягчающими ответственность обстоятельствами такие, как незначительность просрочки или совершение правонарушения впервые. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа согласно пункту 3 статьи 114 НК РФ подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с установленным Налоговым кодексом размером.

Хотелось бы также обратить внимание налогоплательщиков на существование срока давности взыскания налоговых санкций. Согласно статье 115 НК РФ такой срок составляет 6 месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Как правило, факт несвоевременного представления налогоплательщиком декларации обнаруживается налоговой инспекцией в результате камеральной проверки. В этом случае составление акта законом не предусмотрено, поэтому срок давности исчисляется с той даты, когда налоговый орган получил декларацию. При подаче налоговым органом иска по истечении 6 месяцев с момента получения декларации срок давности взыскания санкции считается пропущенным. В результате суд может принять решение об отсутствии оснований для взыскания штрафа (например, Постановление ФАС Уральского округа от 6 сентября 2001 г. N Ф09-1777/01-АК).

В заключение необходимо подчеркнуть, что российское право не является прецедентным. Решения судов, вынесенные по конкретным делам, не являются источниками права, и поэтому они не обязательны для других судов при рассмотрении аналогичных дел. Тем не менее, решения федеральных арбитражных судов округов и Высшего Арбитражного Суда РФ имеют исключительно большое значение, так как нижестоящие суды нередко ими руководствуются в целях единообразного применения правовых норм.

Наталья Селиванова,
юрист компании "Гарант"


Наталья Селиванова, юрист компании "Гарант"
Похожие публикации