Разъяснения минфина по имущественному налогу. Льготы по налогу на имущество для пенсионера: разъяснения Минфина

О порядке исчисления с 1 января 2008 года
налога на имущество физических лиц в отношении имущества,
находящегося в общей долевой и (или) общей совместной собственности

В связи с вступлением в силу части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) Закон Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон), устанавливающий порядок налогообложения имущества физических лиц на территории Российской Федерации, действует в части, не противоречащей части первой Кодекса (ст. 7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

В соответствии со ст. 19 Кодекса налогоплательщиками - физическими лицами признаются физические лица, на которых в соответствии с Кодексом (актами законодательства Российской Федерации о соответствующих налогах, принятых до вступления в силу части первой Кодекса) возложена обязанность уплачивать налоги.

На основании ст. 45 Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Согласно п. 1 ст. 1 Закона налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом, если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе.

В случае если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства.

Таким образом, по общему правилу обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает у каждого собственника имущества.

Объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения (ст. 2 Закона).

В соответствии с п. 1 ст. 3 и п. 2 ст. 5 Закона, а также учитывая, что Законом не предусмотрены в качестве объекта налогообложения доли в праве собственности на имущество, в качестве стоимостного показателя, установленного для расчета налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, определена инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (Определение Конституционного Суда РФ от 24.11.2005 N 493-0). В связи с этим ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются применительно к инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, указанных в ст. 2 Закона.

На основании изложенного, полагаем, что сумма налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой собственности или общей совместной собственности нескольких физических лиц, должна исчисляться налоговыми органами исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения и налоговой ставки, соответствующей инвентаризационной стоимости объекта.

В случае если на территории одного муниципального образования у налогоплательщика имеется несколько объектов недвижимости, принадлежащих ему на праве общей долевой собственности или праве общей совместной собственности, сумма налога на имущество физических лиц в отношении таких объектов недвижимости исчисляется налоговыми органами исходя из суммарной инвентаризационной стоимости всех объектов недвижимости, находящихся в общей долевой собственности или общей совместной собственности данного налогоплательщика, и налоговой ставки, соответствующей суммарной инвентаризационной стоимости соответствующих объектов недвижимости.

Если же на территории одного муниципального образования у налогоплательщика имеется два объекта недвижимости, один из которых принадлежит ему на праве общей долевой собственности, а другой - на праве общей совместной собственности, сумма налога на имущество физических лиц в отношении таких объектов недвижимости должна исчисляться налоговыми органами исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов, находящихся в собственности данного налогоплательщика (т.е. суммы инвентаризационной стоимости объекта недвижимости, находящегося в общей долевой собственности, и инвентаризационной стоимости имущества, находящегося в общей совместной собственности), и налоговой ставки, соответствующей суммарной инвентаризационной стоимости таких объектов недвижимости.

На основании п. 2 ст. 5 Закона за строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налог уплачивается каждым собственником соразмерно его доле в этих строениях, помещениях и сооружениях. В связи с этим исчисленная налоговым органом сумма налога на имущество физических лиц, подлежащая уплате налогоплательщиком на основании налогового уведомления, по мнению Минфина России, должна определяться пропорционально доле налогоплательщика в имуществе, находящемся в общей долевой собственности.

Сумма налога на имущество физических лиц, подлежащая уплате налогоплательщиком и исчисленная налоговым органом в отношении имущества, находящегося в общей совместной собственности, должна определяться исходя из установленного гл. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации равенства долей каждого из собственников в праве собственности.

Учитывая неоднозначную практику исчисления налоговыми органами суммы налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой и (или) общей совместной собственности налогоплательщика, считаем целесообразным вышеизложенный порядок исчисления суммы налога на имущество физических лиц применять с 1 января 2008 г. При этом перерасчеты налоговых обязательств за прошлые налоговые периоды не производятся.

По кадастровой стоимости? Как рассчитать налог на имущество, если известна кадастровая стоимость всего торгового центра, а стоимость помещений, расположенных в этом здании, не определена? Ответы на эти и другие вопросы, связанные с исчислением налога на имущество, содержатся в письме Минфина России от 24.11.17 № 03-05-04-01/77887. ФНС, в свою очередь, направила разъяснения в свои территориальные органы для использования в работе (письмо ).

Напомним, что объекты, в отношении которых налог на имущество рассчитывается исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи НК РФ. В частности, это:

  • административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
  • нежилые помещения, предназначенные для размещения офисов, объектов торговли, общепита и бытового обслуживания или фактически используемые для размещения таких объектов.

В отношении таких объектов налог на имущество определяется исходя из их кадастровой стоимости, если в регионе принят соответствующий закон, а конкретный объект включен в специальный региональный перечень (п. 2, п. 7 ст. НК РФ). Такой перечень составляется один раз в год по состоянию на 1 января очередного налогового периода.

В Минфине обращают внимание на следующее. Если здание признано административно-деловым центром или торговым центром и включено в перечень, то все помещения в нем облагаются налогом исходя из кадастровой стоимости. Это делается независимо от того, включено каждое конкретное помещение в перечень или нет.

А как быть, если известна кадастровая стоимость всего торгового центра, но кадастровая стоимость помещений, расположенных в этом здании, не определена? В таком случае налоговая база в отношении помещения определяется пропорционально доле площади этого помещения в общей площади здания (п. 6 ст. НК РФ), считают в Минфине.

Кадастровые номера в отношении здания и помещений в нем присваиваются в ЕГРН с учетом иерархической структуры номеров (то есть кадастрового номера здания, кадастрового номера здания и его части и т.д.). Поэтому в целях идентификации помещения в перечень могут быть включены с соответствующими кадастровыми номерами как отдельное здание, так и отдельные помещения в нем.

Если здание исключено из перечня, то помещения в нем также исключаются из перечня и не подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости (при условии, что эти помещения не отнесены к объектам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи НК РФ). Соответственно, в таком случае налоговая база в отношении здания и помещений определяется каждым собственником исходя из среднегодовой стоимости:

  • здания (если собственником является одно лицо);
  • помещения (если собственниками здания является несколько лиц).

В завершение письма специалисты Минфина отметили следующее. Налогообложение здания со всеми помещениями в нем с одновременным налогообложением отдельных помещений этого здания (двойное налогообложение) не допускается.

В этой статье:

в чем экономия: Налог на имущество
на чем основана идея: Абзац 3 пункта 5 ПБУ 6/01, письмо от 21.01.11 № 03-03-06/1/20

Выгоднее и безопаснее предназначенное для сдачи в аренду, держать на счете 01. Это позволит не платить с его стоимости налог на имущество. По мнению Минфина, такие объекты не относятся к основным средствам. И если это движимое имущество приобретено после 1 января 2013 года, то на него не распространяется льгота по налогу на имущество, предусмотренная подпунктом 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ.

Это не так. Состав основных средств определяется по правилам бухучета. А в абзаце 3 пункта 5 ПБУ 6/01 активы, предназначенные для предоставления в аренду, названы основными средствами. Значит, вне зависимости от того, на каком счете они учитываются, компания вправе применять к ним льготу.

Но спорить не обязательно. Использование объекта какое-то время для собственных нужд полностью решит проблему. Компания не обязана переводить основное средство со счета 01 на счет 03, даже если изменит его предназначение. Более того, сам Минфин против этого (письма от 02.03.10 № 03-05-05-01/04, от 10.06.09 № 03-05-05-01/32).

Идеей поделился Марк Наткин,
налоговый консультант

Оценка безопасности идеи

чиновник

Елена Мелконян, советник государственной гражданской службы РФ 1-го класса:

«В письме Минфин говорит не о простой аренде, а о лизинге. Из-за специфики таких объектов - целью их приобретения является именно аренда - возможны споры. Но про объекты обычной аренды нельзя сказать, что они предназначены исключительно для этой цели. Их можно не учитывать как доходные вложения в материальные ценности».

эксперт

Ирина Мостовая, старший по налогообложению юридической компании «НАФКО-Консультанты»:

«Непонятно, как можно обосновать использование объекта для собственных нужд, если очевидно, что оно приобретается для сдачи в аренду. При таком подходе существует большой риск претензий со стороны налоговых органов, причем сомнительно, что суды встанут на сторону налогоплательщика».

практик

Татьяна Керпатенко, бухгалтер ООО «Агрохолдинг Дубовский»:

«Спора нет, и нет необходимости в таких сложностях. Главное, чтобы активы, предназначенные для сдачи в аренду, удовлетворяли условиям признания их основными средствами. Тогда они и учитываются как основные средства, облагаются налогом на имущество и льгота на них распространяется вне зависимости от того, на каком счете их отражают».

Специалисты Минфина России рассказали, какие категории граждан имеют право в соответствии с налоговым законодательством на льготы при уплате имущественных налогов. Чиновники подчеркнули, что в некоторых случаях такие преференции не зависят от возраста налогоплательщика.

Что случилось?

Минфин России разъяснил, кто именно, согласно нормам Налогового кодекса РФ, освобожден от уплаты налога на имущество физических лиц. Чиновники отметили, что не только пенсионеры по возрасту имеют право на такие льготы. Как пояснили в Минфине журналистам , преференцией могут воспользоваться все граждане, получающие пенсию в связи с потерей кормильца.

Право не платить налог на имущество

Специалисты Минфина России напомнили, что сегодня все россияне, достигшие пенсионного возраста, не платят налог на имущество. Поскольку они входят в перечень льготников, приведенный в пп. 1-13 п. 1 статьи 407 Налогового кодекса РФ . Кроме пенсионеров, в него также входят:

  • Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
  • инвалиды I и II групп;
  • инвалиды с детства и дети-инвалиды;
  • участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, а также ветераны боевых действий;
  • лица, имеющие право на получение социальной поддержки, подвергшиеся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк", вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также на военных объектах;
  • военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
  • члены семей военнослужащих, потерявших кормильца;
  • пенсионеры, получающие пенсии на основании законодательства РФ или другого государства, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством РФ выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;
  • граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;
  • родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей.

Как разъяснили чиновники, по нормам этой статьи, под пенсионерами нужно понимать не только лиц, достигших пенсионного возрасти и имеющих в связи с этим право на получение страховой пенсии. Но и тех, кто получает такую страховую пенсию по случаю потери кормильца. На нее, в частности, имеют право:

  • несовершеннолетние дети умершего кормильца (до18 лет);
  • члены семьи кормильца, при условии, что они не работают и осуществляют уход за детьми, не достигшими 14 лет.

Чиновники подчеркивают, что таких граждан также можно называть пенсионерами, но они представляют самостоятельную категорию лиц, имеющую право на получение налоговых льгот. При этом не обязательно, что они получают свою пенсию лично. Например, как пояснили в Минфине, если получателем страховой пенсии является несовершеннолетний ребенок, то его пенсию доставляют не лично ему, а одному из его родителей (усыновителей) либо опекунов (попечителей). При этом он также признается пенсионером.

Таким образом, из разъяснений Минфина следует, что от уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются все граждане, являющиеся получателями страховой пенсии, вне зависимости от их возраста и того, кому фактически осуществляется доставка их пенсии.

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2016г. №03-05-05-01/58129.

Даны разъяснения по вопросу применения Классификации основных средств в целях исчисления налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2016 N 640 в постановление Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 г. N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" вносятся изменения, которые вступают в силу с 1 января 2017 года.

Таким образом, внесение изменений в Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы (далее - Классификация основных средств), не является основанием для изменения налогоплательщиком срока полезного использования введенных в эксплуатацию объектов основных средств, установленного в соответствии с Классификацией основных средств, действовавшей на дату принятия к налоговому учету амортизируемого имущества.

При определении объектов, подлежащих налогообложению налогом на имущество организаций, подпункт 8 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации применяется в соответствии с Классификацией основных средств, действовавшей на дату принятия к налоговому учету амортизируемого имущества.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 07 сентября 2016г. №А40-141360/2015.

Подтверждена возможность доначисления налога на имущество по причине неверного оформления переоценки.

Основанием для принятия решения о доначислении налога на имущество послужил вывод налогового органа о том, что налогоплательщик, в нарушение положений статьи 375 НК РФ в 2012 году неправомерно произвел переоценку стоимости объекта основных средств,

Приказ заявителя от 31.12.2012 о проведении переоценки основных средств по состоянию на 31.12.2012 - не соответствовал учетной политике организации, в которой четко закреплено, что переоценка основных средств не производится.

Таким образом, налогоплательщиком переоценка основных средств проведена в нарушение бухгалтерского законодательства, которое повлекло искажение финансовой отчетности, а также налогового законодательства при исчислении налога в бюджет Российской Федерации….

В отчете об оценке показатель восстановительной стоимости оцененных объектов ниже показателя рыночной стоимости, что противоречит закону.

В спорном отчете не содержится информации о том, каким образом оценщики рассчитали восстановительную стоимость объектов, и причины расхождения восстановительной стоимости от показателей рыночной стоимости.

Рассмотрен вопрос включения в налоговую базу по налогу на имущества объекта незавершенного строительства.

Если объект незавершенного строительства в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета не учитывается в качестве объекта основных средств, в силу пункта 1 статьи 374 Кодекса данный объект не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 марта 2016 г. №А43-31418/2014.

Подтверждена необходимость включения в налоговую базу по налогу на имущество объекта, готового к эксплуатации, и невозможность «затягивания» момента ввода объекта в эксплуатацию по желанию налогоплательщика.

Объект принимается к бухгалтерскому учету в качестве основного средства и, соответственно, включается в налоговую базу по налогу на имущество после того, как он приведен в состояние, пригодное для использования, то есть произведены все затраты, связанные с приобретением (строительством, созданием) и приведением его в состояние готовности к эксплуатации (независимо от ввода его в эксплуатацию).

Как следует из материалов дела, в спорный период Общество учитывало очистные сооружения промышленно-бытовых стоков на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" как объект незавершенного строительства….

Вместе с тем суды установили, что в декабре 2010 года Общество ввело в эксплуатацию завод по розливу минеральных вод и других безалкогольных напитков, функционирование которого недопустимо без использования очистных сооружений промышленно-бытовых стоков….

Суды установили, что в спорный период очистные сооружения были пригодны для использования, соответствовали всем критериям объекта

Письмо Минфина РФ от 14.03.2013г. N 03-05-05-01/7760 Об учете капитальных вложений в арендованный объект недвижимого имущества, принятых на учет в состав основных средств с 1 января 2013 г.:

В составе основных средств учитываются капитальные вложения в арендованные объекты основных средств, то есть затраты, увеличивающие первоначальную стоимость арендованного объекта основных средств. При этом стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Поэтому произведенные арендатором капитальные вложения в арендованный объект недвижимого имущества (стоимость неотделимых улучшений арендованного имущества), принятые арендатором на учет с 1 января 2013 г. в состав основных средств, подлежат налогообложению налогом на имущество организаций до их выбытия.

Письмо Минфина РФ от 15.03.2013г. N 03-03-06/1/7940 О начислении амортизации в отношении имущества, права на которое подлежат государственной регистрации:

До 01.01.2013 основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации, включались в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию.

С 01.01.2013 амортизация начисляется с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором объект введен в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации. Это в том числе касается вышеуказанных объектов.

Новые нормы не распространяются на основные средства, введенные в эксплуатацию до 01.01.2013. Они амортизируются по прежним правилам.

Письмо ФНС от 28.02.2013г. № БС-4-11/3314 “О налоге на имущество организаций”:

В отношении недвижимости, находящейся вне местонахождения организации и ее обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, декларации подаются по местонахождению соответствующих объектов. Сведения о такой недвижимости отражаются в разделе 2 налоговой декларации. При этом заполнять данный раздел отдельно в отношении каждого объекта недвижимости не требуется.

Таким образом, если юридическое лицо встало на учет по местонахождению нескольких объектов недвижимости, расположенных в пределах 1-го муниципального образования, оно должно представить декларацию с заполнением 1-го раздела 2 в отношении всех указанных объектов недвижимости.

Кроме того, в письме разъяснено следующее:

В декларациях отражаются суммы налога, коды ОКАТО которых соответствуют территориям муниципальных образований, подведомственным налоговому органу, в который подается декларация. Если законодательством субъекта Федерации предусмотрено зачисление налога в региональный бюджет без направления суммы налога по нормативам в бюджеты муниципальных образований, в таком случае одна налоговая декларация может заполняться в отношении суммы налога, перечисляемой в региональный бюджет, по согласованию с налоговым органом по данному субъекту Федерации. При этом в декларации указывается код ОКАТО, соответствующий территории муниципального образования, подведомственной налоговому органу по месту представления документа.

Закрытие карточек "РСБ" выполняется после процедуры снятия плательщика с учета в одном налоговом органе и постановки на учет в другом. В случае недоимки/переплаты в налоговом органе по старому месту учета в налоговом органе по новому месту учета открываются карточки "РСБ" с ОКАТО по старому месту учета (есть исключения).

Уточненные декларации по налогу на имущество организаций за периоды, предшествующие тому, в котором плательщик перешел на представление одной декларации в отношении суммы налога, зачисляемой в региональный бюджет, представляются по новому месту учета. При этом в декларациях указывается ОКАТО по старому месту учета.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 28.08.12г. № 03-05-05-01/52:

Разъяснено, что если один из участников договора простого товарищества применяет УСН, то он освобождается от уплаты налога на имущество организаций, в том числе в отношении своей доли в общем имуществе товарищества.

Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2012г. N 16291/11 "О признании недействительным письма Минфина России":

ВАС РФ не признал незаконным одно из разъяснений Минфина России, согласно которых капвложения, которые арендатор производит в виде неотделимых улучшений в арендованную недвижимость и учитывает в составе основных средств, облагаются налогом на имущество до их выбытия в рамках договора аренды.

Как указал ВАС РФ, подобные выводы не противоречат законодательству. НК РФ связывает момент возникновения объекта обложения таким налогом с фактом нахождения имущества в составе основных средств в соответствии с правилами ведения бухучета. ПБУ "Учет основных средств" предусматривает, что в составе основных средств учитываются, в числе прочего, капвложения в арендованные объекты основных средств. При этом в силу Положения по ведению бухучета и бухотчетности подобные капвложения зачисляются организацией-арендатором в собственные основные средства в сумме фактически произведенных затрат, если иное не предусмотрено договором. Такие капвложения учитываются арендатором до их выбытия. При этом перечень случаев подобного выбытия не закрыт..

Похожие публикации