Стандарт по учету основных средств. Комментарий к новому федеральному стандарту бухгалтерского учёта для организаций госсектора "Основные средства"

С 2018 года организации госсектора должны перейти на учет объектов основных средств согласно Федеральному стандарту бухучета «Основные средства», утвержденному приказом Минфина от 31 декабря 2016 № 257н и зарегистрированному в Минюсте 27 апреля 2017.

По данному вопросу уже написано множество статей, однако такие масштабные переходы всегда вызывают огромное количество вопросов. Давайте разберем, что же в итоге поменялось и какие действия необходимо было совершить для правильного перехода к Стандарту.

Стандарт предусматривает отражение в составе объектов основных средств материальных ценностей при удовлетворении следующих критериев:

  • сроки полезного использования более 12 месяцев (независимо от стоимости);
  • предназначены для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления, пользования имуществом по договору аренды либо по договору безвозмездного пользования;
  • >используются в целях выполнения государственных полномочий, осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета, являющихся активами (в соответствии с критериями, установленными Стандартом «Концептуальные основы»);

Материальные ценности можно отнести к объектам ОС, если:

Таким образом, мы видим, что изменились критерии отнесения объектов к ОС. Что следует предпринять главному бухгалтеру в связи с этим?

По каждому объекту имущества необходимо решить, относится ли он к активам или нет, а затем отразить данную информацию в инвентаризационных документах. Если вы не успели отразить данные сведения в рамках проведения годовой инвентаризации - переделывать ничего не надо.

Но для перехода на стандарты придется дополнительно провести анализ по всем объектам имущества на предмет их соответствия понятию «актив».

Также с 1 января 2018 года меняется состав аналитических счетов по счету 101 «Основные средства».


Перевод объектов в иную группу надо будет отразить уже после составления отчетности за 2017 год в межотчетный период на основании Бухгалтерской справки с использованием счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных », согласно Письму Минфина России от 30 ноября 2017 г. N 02-07-07/79257.

Еще одно новшество: федеральный стандарт обязывает начислять амортизацию даже на те объекты, которые простаивают, временно не используются или подготовлены для дальнейшего списания. Исключением являются только те объекты, остаточная стоимость которых сравнялась с нулем. Ранее, согласно Инструкции № 157н мы могли приостанавливать начисление амортизационных сумм в такие периоды.

Федеральный стандарт также изменил пороги первоначальной стоимости для малоценных ОС. Объекты стоимостью до 10 000 рублей теперь учитываются на забалансовом счете, амортизация на них не начисляется. Ранее действовал лимит в 3 000 рублей.

Для объектов стоимостью в интервале от 10 000 до 100 000 рублей амортизация равна 100% первоначальной стоимости в момент ввода объекта в эксплуатацию. Отдельное правило для библиотечного фонда - сумма амортизации на объекты библиотечного фонда стоимостью до 100 000 рублей рассчитывается и начисляется в 100% размере в момент ввода в эксплуатацию. Для объектов дороже 100 000 рублей суммы амортизации определяются согласно выбранному учреждением методу. Ранее, данный порог приравнивался к сумме в 40 000 рублей.

В «1С:Бухгалтерии государственного учреждения» данные изменения реализованы, начиная с релизов 1.0.49.4 и 2.0.53.22.

Мы рассмотрели в данной статье малую часть изменений, касающихся учета ОС в 2018, но тот основной минимум, который необходимо принимать во внимание, начиная с 1 января 2018 года.

Выход дополнительных комментариев, пояснений и рекомендаций от Минфина и их реализацию в программе «1С Бухгалтерия государственного учреждения» мы обязательно осветим в последующих статьях.

С 1 января учреждения госсектора будут применять приказ № 257н – федеральный стандарт Основные средства 2018. Расскажем, к чему готовиться по новому стандарту основные средства 2018.

Переход на федеральный стандарт Основные средства с 2018 года

Сроки обязательного применения нового федерального стандарта бухгалтерского учета (ФСБУ) «Основные средства» – с 1 января 2018 года. Стандарт утвержден приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н. ФСБУ станет обязателен для разных субъектов учета. К ним отнесены не только государственные и муниципальные учреждения, но и органы государственной власти и местного самоуправления. Разберем по порядку новый стандарт.

Единый портал Федеральных стандартов учета госсектора

Эксперты Системы Госфинансы и разработчики стандартов учета совместно подготовили специальный портал по Федеральным стандартам .

Чтобы получить подробные разъяснения, комментарии разработчиков и ответы на вопросы, переходите на портал>>

Что относится к основным средствам по новому стандарту с 2018 года:

  • имеют срок полезного использования больше 12 месяцев;
  • предназначены для неоднократного или постоянного использования;
  • принадлежат учреждению на праве оперативного управления, на праве владения или пользования имуществом по договору аренды или безвозмездного пользования;
  • используются для государственных (муниципальных) функций, выполнения работ, оказания услуг или управленческих нужд.

Неосновные средства по новому ФСБУ:

  • непроизведенные активы;
  • имущество казны, если стандартом не предусмотрено другое;
  • материальные ценности, в том числе объекты недвижимого имущества, предназначенные для продажи или учитываемые в составе запасов;
  • материальные ценности, в том числе объекты незавершенного строительства, которые числятся в составе капитальных вложений;
  • биологические активы.

Новые стандарты по основным средствам: что меняется

По новому федеральному стандарту «Основные средства» инвентарный объект это:

  • объект имущества со всеми приспособлениями и принадлежностями;
  • отдельный конструктивно обособленный предмет, который предназначен для выполнения самостоятельных функций;
  • обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, который представляет собой единое целое и предназначены для выполнения определенной работы;
  • недвижимость или ее часть, которая получена по договору аренды и предназначена для передачи в субаренду, в том числе с передачей своих прав и обязанностей по договору аренды другому лицу или в безвозмездное пользование;
  • актив культурного наследия.

В один инвентарный объект объединяют основные средства с одинаковым сроком полезного использования, стоимость которых не существенная, например:

  • библиотечные фонды;
  • периферийные устройства и компьютерное оборудование;
  • мебель, используемую в течение одного и того же периода времени (столы, стулья, шкафы и др.).

Структурная часть основных средств может признаваться инвентарным объектом. При этом должна иметь срок полезного использования, отличный от остальных частей, и стоимость, которая составляет значительную величину от общей стоимости объекта имущества.

Командировочные расходы в 2019 году

По каким кодам КВР и КОСГУ отразить командировочные расходы в 2019 году?

Новый термин реклассификация основных средств – это изменение группы учета у основных средств либо категории объекта бухучета из-за новых условий их использования. Выбытие объекта из одной группы основных средств и отражение его в другой группе осуществляется в учете одновременно.

Выделили две операции с активами. Обменные операции – в результате которых учреждение передает или получает сопоставимые по стоимости активы. Необменные операции, которые совершаются безвозмездно или по незначимым ценам по отношению к рыночной цене обменной операции с подобными активами.

Оценка стоимости основных средств

Подход к оценке стоимости основных средств изменился. Теперь семь видов стоимости, по которой актив отражают в учете. Два из них новые – справедливая и переоцененная стоимость. Справедливая стоимость – цена, по которой делают переход права собственности на актив между независимыми сторонами сделки. Ее применяют, например, когда безвозмездно получают основное средство.

Справедливую стоимость определяют методом рыночных цен или методом амортизированной стоимости замещения. Рыночные данные можно получить из различных публикуемых источников, каталогов, информации от производителя. А по методу амортизированной стоимости расчет делают так: справедливая стоимость равна стоимости стоимости восстановления или замены актива минус накопленная амортизация.

Новые методы амортизации

Учреждение самостоятельно устанавливает метод для основных средств или их групп. Выбранный метод применяется для объекта последовательно, от периода к периоду. Исключение – когда меняется способ получения экономических выгод или полезного потенциала объекта. В этих случаях метод амортизации можно изменить, но пересчитывать ранее начисленную амортизацию не нужно.

Линейным методом амортизация начисляется равномерно в постоянной сумме весь срок полезного использования объекта.

По методу уменьшаемого остатка годовая сумма амортизации определяется из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года, нормы амортизации из срока полезного использования объекта и коэффициента не выше 3. Коэффициент учреждение устанавливает в учетной политике.

Пропорционально объему продукции амортизация начисляется из ожидаемого использования или ожидаемой производительности объекта. Сумма амортизации может быть равна нулю во время остановки производства продукции.

По федеральному стандарту Основные средства амортизация не начисляется на объекты до 10 тыс. руб., кроме библиотечного фонда. Первоначальная стоимость списывается в расходы с одновременным отражением объектов за балансом. Но при этом начисляется в размере 100% стоимости при выдаче в эксплуатацию на библиотечный фонд стоимостью до 100 тыс. руб. и любые другие объекты ОС от 10 до 100 тыс. руб. Еще амортизация начисляется ежемесячно по нормам на объекты стоимостью свыше 100 тыс. руб.

На структурную часть объекта ОС амортизация начисляется отдельно от других частей. Для амортизации стоимость объекта между частями распределяет комиссия по поступлению и выбытию активов.

Изучите краткое руководство

Инвестиционное имущество

Новые стандарты по основным средствам в бюджете понимают под инвестиционными не только объекты недвижимости, но и их части. Для признания недвижимости инвестиционной необходимо владение или пользование ею.

Второе условие, выполнение которого означает, что недвижимость инвестиционная, предполагает, что будет использована с целью:

Конечно, те же учреждения нередко сдают помещения в аренду, однако предполагать, что они изначально получает недвижимость для сдачи в аренду сложно. Учредитель и сам прекрасно сдаст в аренду выгодный объект, а учреждение создают для совершенно иных целей. Кроме того рассмотренное условие имеет еще ряд ограничений. Так, недвижимость не должна быть предназначена для:

  • выполнения государственных (муниципальных) полномочий (функций);
  • осуществления деятельности по выполнению работ (оказанию услуг);
  • управленческих нужд субъекта учета и (или) продажи.

Если считать, что учреждения созданы исключительно для реализации функций и полномочий органов исполнительной власти, а не для извлечения какой-либо выгоды, включая получение арендной платы, то трудно представить какую недвижимость и в рамках какой деятельности такие учреждения могут отнести к инвестиционной.

Недвижимость, занимаемая субъектом учета

Помимо инвестиционной недвижимости новый стандарт по основным средствам с 2018 года вводит еще один новый вид – недвижимость, занимаемая субъектом учета. Причем к таким объектам отнесены не только те, которыми субъект учета владеет, но и осуществляет пользование, в том числе:

  • в рамках арендных отношений, предусматривающих переход существенных операционных рисков и выгод к пользователю (арендатору);
  • при выполнении возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций);
  • в деятельности по выполнению работ (оказанию услуг);
  • для управленческих нужд.

Активы культурного наследия

Многие учреждения и другие субъекты учета размещены не просто в зданиях, а в исторических памятниках. Согласно стандарту по основным средствам такие памятники отнесены к активам культурного наследия. Также к таким активами отнесены и другие объекты:

  • произведения живописи (скульптуры, декоративно-прикладного искусства);
  • объекты науки и техники;
  • иные предметы материальной культуры, обладающие культурной, исторической, экологической (связанной с окружающей средой) ценностью.

В общем и целом под активами культурного наследия понимают все материальные ценности, которые:

  • возникли в результате исторических событий;
  • обладают ценностью с точки зрения истории (археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры).

При этом подобные объекты обязательно должны представлять собой:

  • свидетельство эпох и цивилизаций;
  • подлинный источник информации о зарождении и развитии культуры.

Новые стандарты бухучета с 2018 года обязаны применять все госучреждения. С начала года действуют 5 новых стандартов. В статье рассмотрим на что влияют новые стандарты бюджетного учета и как ввести из в действие.

Новые стандарты бюджетного учета с 2018 года

С начала 2018 года все госучреждения обязаны примерять новые стандарты, утвержденные Минфином от 31.12.2016 г. К ним относят:

  1. «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора» (256н);
  2. «Основные средства» (257н);
  3. «Аренда» (258н);
  4. «Обесценение активов» (259н);
  5. «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» (260н).

Важно! Для получения подробных разъяснений и комментариев разработчиков экспертами Системы Госфинансы и разработчиками стандартов был подготовлен портал по Федеральным стандартам.

Программа разработки стандартов бюджетного учета

С 11 декабря 2017 года в силу вступила программа разработки федеральных стандартов бухучета (Приказ Минфина России №170н от 31.10.2017). Согласно данной программе в 2019 – 2020 годах в действие будут введены 24 стандарта бухучета, в том числе:

  1. «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».
  2. «События после отчетной даты».
  3. «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активов».
  4. «Отчет о движении денежных средств».
  5. «Непроизводственные активы».
  6. «Доходы» и т.д.

Порядок перехода на федеральные стандарты бюджетного учета

Стандарт «Основные средства»

С 2018 года изменился учет основных средств в бюджетных учреждениях. И если с января 2018 года учет необходимо уже перестроить по новому, то и готовиться к этому необходимо заранее. Кроме того, годовую отчетность составлять нужно уже по-новому. Для того, чтобы в начале года не возникало путаницы, заранее следует позаботиться о следующем:

  1. Провести анализ всех ОС, которые есть на балансе организации. Часть из этих ОС нужно будет перевести на забаланс, в балансе же останутся только активы.
  2. Отобрать малоценное имущество, которое может быть объединено в единый объект. Таким образом можно упростить учет, а также избавиться от большого количества номеров и инвентарных карточек.
  3. Определиться с тем, какое имущество поделить на обособленные инвентарные объекты. Так имущество можно контролировать наиболее тщательно, а также списание его станет намного проще (к примеру, компьютеры).

Методические указания по внедрению стандарта в учет Минфин дал в письме №02-07-07/79257 от 30.11.2017. Кроме того, в письме содержаться переходные положения «Основные средства», связанные с вопросами отражения в учете недвижимости.

Важно! С 2018 года изменился подход к оценке ОС. Всего выделено 7 видов стоимости, по которой ОС отражают в бухучете. Из них два вида являются для бюджетного учета абсолютно новыми: справедливая стоимость и переоценочная стоимость. Несмотря на то, что с остальными пятью бухгалтеры уже знакомы, применять их следует по новым правилам.

Что делать со старыми ОС

Порядок, по которому учреждения вели учет ОС, признанных таковыми и соответствующие критериям активов, до 2018 года с начала года не изменится. К этим ОС не применяются положения стандарта «Основные средства». Другими словами, не потребуется организовывать учет недвижимости по кадастровой стоимости для тех ОС, которые были учтены до 2018 года.

Однако, некоторые ОС могут не удовлетворять такому понятию, как «актив». Но методические указания на этот счет не дают никакого ответа. Под активом понимают имущество, в том числе наличные и безналичные денежные средства, которые принадлежат учреждению, а также находятся в пользовании, от которых ожидаются экономические выгоды. Те ОС, которые данному определению не соответствуют балансовому учету не подлежат.

Стандарт «Аренда» 258н

Отдельный порядок учета также предусмотрен и для арендованного имущества. Если организация предоставляет или берет сама во временное пользование (владение) имущество, то с начала 2018 года его необходимо отражать по стандарту «Аренда». Эти сделки оформляются договорами аренды, найма, а также безвозмездного пользования. Для того, чтобы имущество в учете было отражено верно, необходимо первоначально определить к какому виду отнести аренду. Она может относиться к операционной (нефинансовой), либо к неоперационной (финансовой). В определенных ситуациях федеральный стандарт с 2018 года применять не нужно, например, если организации предоставляются:

  • участки недр в пользование с целью геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых или разведки (например, природного газа, нефти, а также иных невозобновляемых ресурсов);
  • биологические активы во временное владение или пользование;
  • нематериальные активы во временное пользование.

Важно! Если учреждение получает в пользование имущество при неоперационной аренде, то оно отражается в составе ОС. Вместе с этим в бухучете признается обязательство – кредиторская задолженность по аренде.

Имущество учитывается по стоимости, которая складывается из арендной платы, а также затрат, которые связаны с заключением договора аренды, включая и переговоры. К ним можно отнести затраты на агентское вознаграждение, либо оплату юруслуг по переговорам и заключению контракта.

Инструкции 157н и 174н содержать правки, внесенные по новым стандартам. Организациям потребуется внести правки в свою учетную политику.

Новые стандарты отчетности

В соответствии с новыми стандартами бюджетного учета также введен и новые порядок предоставления бухгалтерской отчетности для учреждений. Определенные показатели теперь в обязательном порядке должны быть обнародованы.

Стандарт «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора» (256н) применяется для отчетности за 2018 год. Данным стандартом были введены новые термины: контроль над активом, экономическая выгода, справедливая стоимость, полезный потенциал, стоимость замены актива и т.д. Он также показывает новые принципы и методы учета, а также требования к инвентаризации и пр.

Порядок действий бюджетной организации

  1. Составление по новым правилам учетной политики. Способ ведения бухгалтерского учета организация определяет самостоятельно (за исключением филиалов и дочерних компаний).
  2. Утвердить новый план счетов. Старый план счетов уже использовать не получится, так как в соответствии с приказом 157н были скорректированы названия определенных действующих счетов, а также появились новые. Например, в 2018 году появился счет 206 61 «Расчеты по авансам по пенсиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию». Также теперь действует новый порядок учета ошибок прошлого периода. Это необходимо отразить в учетной политике, а также установить субконто к тем счетам, по которым были сделаны ошибки.

В 2018 году вступают в силу изменения законодательства, которые существенно повлияют на работу бухгалтера. Чтобы не было штрафов и разногласий с проверяющими, обратите внимание на главные нововведения и наши советы по переходу на новые нормы.

В последние дни уходящего 2017 года завершите оформление годовой инвентаризации с использованием . В связи с переходом на стандарты по каждому объекту имущества надо решить, относится ли он к или нет, а затем отразить это в инвентаризационных документах. Даже если какие-то документы по годовой инвентаризации вы не успели оформить в декабре, не беда – их можно подписать до сдачи годового отчета в январе. Если вы уже провели инвентаризацию в целях составления отчетности за 2017 год, переделывать ничего не надо. Но для перехода на стандарты придется дополнительно провести анализ по всем объектам имущества на предмет их соответствия понятию "актив". Результаты этого анализа можно оформить с помощью новых форм.

Вторая важная задача первых недель 2018 года – формирование входящих остатков в межотчетный период на основании Бухгалтерской справки (). Порядок их формирования и проводки даны Минфином России в Методических указаниях, доведенных и от 13 декабря 2017 г. № 02-07-07/83463 .

Подробности можно посмотреть в наших материалах:

2. Поправки, которые надо учесть при составлении бюджетной и бухгалтерской отчетности за 2017 год.

Минфин России уже подготовил приказы о внесении изменений в и , а также поправки в , и . Скорректированные нормы надо учесть при составлении отчетности за 2017 год. Напомним, в 2018 году ожидается существенное изменение в части ответственности за представление недостоверной отчетности казенными, бюджетными и автономными учреждениями.

3. Меняются требования к оформлению бухгалтерских документов.

5. Финансовое планирование, расходование бюджетных средств и предоставление субсидий: уже принятые и ожидаемые изменения.

Отметим, что теперь будут применяться три вида перечней: базовые, федеральные и региональные ( , ).

6. Заключать и оплачивать контракты надо будет по обновленным правилам.

Для сотрудников казенных учреждений важно, что согласно действующей с 1 января 2018 г. редакции можно без риска быть оштрафованным по заключать контракты в период отзыва ЛБО, если сумма этих контрактов не превышает объем учтенных на лицевом счете соответствующих принимаемых бюджетных обязательств.

Для бюджетных и автономных учреждений уже с 27 ноября 2017 г. действуют ограничения по перечислению авансов, предусмотренные для получателей бюджетных средств публично-правовым образованием: РФ, регионом, муниципалитетом. Кроме того, согласно обновленным нормам и при расходовании средств субсидии на выполнение задания или средств ОМС казначейский орган сможет потребовать документы, подтверждающие возникновение обязательства, если такой порядок установлен в соответствующем публично-правовом образовании. Указанные изменения внесены .

Похожие публикации