Основные этапы развития экономики екатерины 2. Экономическая политика екатерины ii

Экономическое развитие при Екатерине II

При Екатерине II крепостное право значительно укрепилось. За открытое неповиновение крестьян могли ссылать в Сибирь на каторгу. За начинавшиеся волнения власти высылали воинские команды, и крестьяне были обязаны их содержать. Крестьянам было запрещено жаловаться на помещиков. Экономика сельского хозяйства страны во второй половине XVIII в. вплотную столкнулась с развивающимися рыночными отношениями. Активное участие страны в международной торговле, создание всероссийского рынка привели к тому, что в сельском хозяйстве сильнее развивались рыночные отношения. Из-за роста городов и мануфактур возросла емкость рынка сельскохозяйственных продуктов (главным образом хлеба) и внутри страны, и за границей. Обладая выходом к морю, Россия получила возможность вывозить в огромных размерах зерно в Европу. Это способствовало повышению товарности сельского хозяйства.

Промышленность, торговля и финансы при Екатерине II

При Екатерине II бурно развивалась промышленность, постепенно формировался рынок труда. В это время в России насчитывалось около 2 000 мануфактур разного типа: казенных, вотчинных, купеческих и крестьянских. Как правило, на вотчинных мануфактурах продукция изготовлялась из сырья, произведенного внутри поместья. К концу века повысился удельный вес купеческих и крестьянских мануфактур. Здесь, в основном, трудились вольнонаемные работники из числа разорившихся крестьян; крестьяне, отпущенные помещиками на доходные сезонные работы для получения денежной ренты; также жители городов и больших сел. Развитию купеческих и крестьянских мануфактур способствовал Манифест о свободе предпринимательства, по которому Екатерина II позволяла заниматься предпринимательской деятельностью всем желающим. В общем, во второй половине XVIII в. наблюдался значительный рост крупных промышленных предприятий. К концу века сформировались различные отрасли промышленности, так что Россия смогла сама почти полностью обеспечить свои основные потребности. В России была очень хорошо развита техническая мысль. Гораздо раньше, чем в Западной Европе, российские изобретатели создали универсальную паровую машину, токарный станок, прокатные станы и валы. Но в производстве эти изобретения не приобрели широкого применения. Незаинтересованность государства в использовании технических новшеств и общая рутинность хозяйства привели к тому, что к концу XVIII в. Россия стала отставать от европейских стран, уже завершивших промышленный переворот.

В 1764 г. Екатерина II резко ограничила экономическое могущество церкви. Она обратила множество церковных земель в государственную собственность. Миллионы монастырских крестьян впоследствии стали государственными. Для оживления и развития экономики страны императрица пригласила иностранцев приехать на поселение в Россию, обещая налоговые льготы, сохранение языка и культуры, религиозную свободу.

Внутренняя политика

Приверженность Екатерины по крайней мере на словах, идеям Просвещения, в значительной мере предопределила то, что для характеристики внутренней политики екатерининского времени часто используется термин «просвещённый абсолютизм». при Екатерине происходило укрепление самодержавия, усиление бюрократического аппарата, централизации страны и унификации системы управления. Однако идеи, высказанные Дидро и Вольтером, приверженцем которых на словах она являлась, не соответствовали её внутренней политике. Они отстаивали мысль о том, что каждый человек рождается свободным, и выступали за равенство всех людей и устранение средневековых форм эксплуатации и деспотических форм государственного управления. Вопреки этим идеям при Екатерине происходило дальнейшее ухудшение положения крепостных крестьян, усиливалась их эксплуатация, росло неравенство вследствие предоставления ещё больших привилегий дворянству.

Вскоре после переворота государственный деятель Н. И. Панин предложил создать Императорский совет: 6 или 8 высших сановников правят совместно с монархом (как кондиции 1730 г.). Екатерина отвергла этот проект. По другому проекту Панина был преобразован Сенат - 15 дек. 1763 г. Он был разделён на 6 департаментов, возглавляемых обер-прокурорами, во главе становился генерал-прокурор.

Уложенная комиссия

Предпринята попытка созыва Уложенной Комиссии, которая бы систематизировала законы. Основная цель - выяснение народных нужд для проведения всесторонних реформ. 14 декабря 1766 года Екатерина II опубликовала Манифест о созыве комиссии и указы о порядке выборов в депутаты. Дворянам разрешено избирать одного депутата от уезда, горожанам - одного депутата от города.

Губернская реформа

7 ноября 1775 г. было принято «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». Вместо трехзвенного административного деления - губерния, провинция, уезд, стало действовать двухзвенное - губерния, уезд (в основе которого лежал принцип численности податного населения). Генерал-губернатор (наместник) - следил за порядком в местных центрах и ему подчинялись 2-3 губернии, объединённые под его властью. Имел обширные административные, финансовые и судебные полномочия, ему подчинялись все воинские части и команды, расположенные в губерниях. Губернатор - стоял во главе губернии. Он подчинялся непосредственно императору. Губернаторов назначал Сенат. Губернаторам был подчинен губернский прокурор.

Административное деление

При Екатерине территория империи была поделена на губернии, многие из которых в практически неизменном виде сохранились до Октябрьской революции. Территория Эстляндии и Лифляндии в результате проведения областной реформы в 1782-1783 гг. была разделена на две губернии - Рижскую и Ревельскую - с учреждениями, уже существовавшими в прочих губерниях России. Также был ликвидирован особый прибалтийский порядок, предусматривавший более обширные, чем у русских помещиков, права местных дворян на труд и личность крестьянина. Сибирь была разделена на три губернии: Тобольскую, Колыванскую и Иркутскую.

Классовая борьба

Екатерина II вступила на престол в период обострения классовой борьбы крестьянства против крепостнического гнета. В 50-60-х годах XVIII века волнения охватили крестьян разных категорий - церковных, помещичьих, государственных. Особого накала достигла борьба приписных крестьян и работных людей заводов Урала. Подавив крестьянское движение, Екатерина II все же вынуждена была признать, что положение помещичьих крестьян критическое и что предотвратить грядущую беду, т.е. новые крестьянские восстания, можно лишь уменьшением жестокости. Вскоре, по инициативе Екатерины, обществом был объявлен конкурс на тему: "Что полезнее для общества, чтоб крестьянин имел в собственности землю или только движимое имение, и сколь далеко его права на то или другое имение простираться должны?". На конкурс было подано 162 работы. Конкурсный комитет отобрал всего 17 работ. Ситуацию, сложившуюся в России с крестьянами, с решением вопроса о предоставлении им земли в собственность нельзя назвать простой. Для этого необходимо было сломать представление крепостников и дворян о крестьянах как о вещи. Екатерина предпринимает еще один оригинальный шаг; как передовые мысли западных философов были отражены в "Наказе" депутатам Уложенной комиссии, так и ситуация с крестьянами решается путем "открытого конкурса" в котором принимают участие просвещенные умы XVIII века, которые настолько открыто говорят о причинах крестьянской нестабильности в стране и способах ее ликвидации, что многие работы на русском языке не публикуются, кроме того - не издана ни одна из работ русских авторов.

Основу экономических воззрений Екатерины II составили идеи французских просветителей, но с учетом и отечественного опыта проведения экономических реформ, подсказывавшего стратегию и тактику хозяйственных преобразований. В общественном сознании сложилось убеждение в необходимости изменения хозяйственного уклада страны, что находило выражение в требованиях продолжения реформ со стороны усиливавшегося торгового сословия и включившегося в предпринимательскую деятельность крестьянства.

Стремясь к развитию конкурентных начал в экономике, Екатерина II сделала ставку на нарождающееся “третье сословие” (сословие торговцев-промышленников), а не на “партикулярных” предпринимателей и казенный монополизм. Манифест 1775г. закрепил право ”всем и каждому добровольно заводить всякого рода станы и производить на них всевозможные рукоделия, не требуя на то уже иного дозволения” высшей или местной власти, выделив, однако, из этого списка производства, обслуживавшие армию, а также горнозаводское дело. Последнее просуществовало в форме “казенного предпринимательства” вплоть до реформы 1861г.

Отличительной чертой второй половины XVIII столетия явилось дальнейшее усиление экономической мощи купечества, что выражалось не столько в численности торговых людей, сколько в размерах их капиталов. Так, капиталы 93 московских коммерсантов, занимавшихся торговлей с заграницей, по данным Главного магистрата, оценивались в 1175.8 тыс. руб.

Купечество приняло деятельное участие в создании новых предприятий и новейших видов производства. Целый ряд металлургических заводов Южного Урала был возведен на капиталы наиболее богатых представителей купечества. Только один “купец - предприниматель” Савва Яковлев, получая с винных откупов ежегодную прибыль в 300-700 тыс. руб., построил с 1769 по 1778г. на Урале четыре доменных и в Зауралье три кузнечных завода. А всего он владел девятью металлургическими предприятиями.

Именно купечество, оставаясь реальной хозяйственной силой создало в XVIII веке крупную льняную промышленность, которая превратилась в базовую отрасль текстильной промышленности, составлявшую тогда основу российской индустрии и работавшую на внутренний рынок.

Увеличение торгово-промышленного сословия ” заставило государство “приступить к реорганизации его структуры. Не последнюю при этом роль сыграло желание пополнить истощенную Семилетней войной (1756-1763гг.) казну. В 1775г. Указом Екатерины II вместо двух петровских были учреждены три гильдии. Каждая из них имела определенные права, привилегии и организационные структуры. К первой гильдии относилось купечество, обладавшее капиталом более 10 тыс. руб., ко второй - от 1 тыс. руб. до 10 тыс., к третьей - от 500 до 1 тыс. руб. Городские жители, доход которых не превышал 500 руб., причислялись к мещанам. В соответствии с императорским указом устанавливался особый гильдейский сбор - 1% с заявленного капитала, а объявление размера капитала являлось делом совести каждого. Никакие доносы о преднамеренном уменьшении капитала властями не принимались. Для купцов 1-ой и 2-ой гильдии создавались особые организации - гильдейские собрания, регулировавшие взаимоотношения между членами гильдии. Государство, таким образом, вводило буржуазный принцип налогообложения вместо прежнего сословного.

Жалованная Екатериной II городам грамота 1785 г., наделявшая купечество правом участия в местном управлении и суде, освобождала купцов 1-ой и 2-ой гильдий от телесных наказаний, но одновременно с этим власти повысили размер заявленного капитала. Высший слой купечества получил название именитых граждан.

Сельским жителям предоставлялось право свободно заниматься промыслами и продавать свою продукцию в городах. Вводились и некоторые ограничения. Так, дворянам запрещалось строить заводы в городах, но разрешалось в своих поместьях организовывать торги и ярмарки и оптом продавать продукцию, изготовленную в деревнях.

В первые годы царствования Екатерина II, как и ее предшественники, благоволила иностранным предпринимателям - предоставляла льготные ссуды, освобождала от налогов, наделяла землей под будущие мануфактуры. Однако предприимчивые иностранцы не спешили в русскую провинцию. Большая часть заведенных ими производств сосредоточивалась в Петербурге.

По мере усиления национального, в первую очередь торгового, капитала начал набирать силу процесс вытеснения зарубежных коммерсантов с внутреннего рынка. Уходя с него, иностранцы прилагали много сил, чтобы пошатнуть, а то и довести до краха русских торговых людей.

В промышленности наибольшую конкуренцию иностранцам, как, впрочем, и купцам - фабрикантам, стали составлять дворянские предприниматели, широко применявшие принудительный труд. Освобожденные от обязательной “государевой” службы, они сохранили свое политическое влияние и экономическую силу, основанную на монопольном владении землей и распоряжением крепостным крестьянством.

В предпринимательскую деятельность все активнее вовлекалось и неродовитое провинциальное дворянство. В отличие от дворян Франции, Австрии и Пруссии, утративших рудники и металлургические заводы, стеклянные и бумажные мануфактуры, а затем на свой страх и риск, “переключавшихся” на торговые операции, русские дворяне предпочитали действовать под “крылом” государства.

Дворянство в России стало усиленно оттеснять купечество от промышленной деятельности и обнаруживало настойчивое стремление прибрать к рукам фабричное производство, особенно текстильную и винокуренную отрасли, связанные, по их мнению, непосредственно с сельским хозяйством и “хлебопашеством”. К началу XIX века из 98 суконных “фабрикантов”, поставлявших свои изделия государству, к дворянскому сословию относилось 74 человека, в то время как к купеческому лишь 12.

Дворянство не стояло в стороне и от таких, “неблагородных” видов деятельности (но приносивших большие доходы), каковыми являлись винокурение и откупа. Некоторые помещики нажили крупные состояния на винной торговле, так как в 1775г. правительство Екатерины запретило купцам заниматься винокурением.

Заботившаяся о создании в России “среднего рода людей” Екатерина II в первые годы своего правления не оставляла без внимания крестьянскую торговлю и мелкую кустарную промышленность. Екатерина II всемерно поддерживала хозяйственную инициативу, объявив, что, все, что принадлежит к крестьянским домашним нуждам, не может сделать никакого подрыва и помешательства купеческому торгу; поэтому и следует дозволить крестьянам невозбранно торговать всеми упомянутыми предметами при торжках и погостах”. Однако крестьянство не ограничилось сбытом оптом и в розницу на ярмарках и в городах сельскохозяйственных продуктов и изделий кустарных промыслов и проводило недозволенные операции, например, продажу иностранных товаров внутри страны, торговлю с восточными народами, транспортировку русских товаров к портам и даже их экспорт за границу.

Всем этим было чрезвычайно недовольно купечество. Его представители не раз заявляли о том, что крестьянам и разночинцам не следует заниматься торговлей и что единственным их занятием должны являться земледелие и “рукоделие”, продавать они могут лишь произведенные ими товары, а все остальные торговые операции составляют прерогативу купцов. Екатерина стала на сторону купечества, издав в 1778 г. указ, выражавший интересы купечества. В соответствии с ним крестьянству запрещались многие торговые операции. Однако, как мы узнаем позже, на этом борьба между купечеством и крестьянством не закончилась.

Снятие государством (указом Елизаветы в 1758 г.) многих ограничений, которым подвергалось мелкое производство в угоду крупному способствовало быстрому росту во второй половине XVIII столетия кустарных производств и различных отхожих промыслов, являвшихся питательной средой для становления предпринимательства. Эти промыслы получили широкое распространение, причем многие благодаря помощи помещиков, среди которых необходимо выделить Шереметьева, чью деятельность по поддержке крестьянской инициативы можно назвать образцовой.

В 60-х годах в Московской губернии 61,9% крестьян одновременно с земледелием занимались обработкой льна, конопли и бумажной пряжи. Из них в начале 70-х годов 40% работало на рынок. Возрастание численности отходников, особенно из Московской, Ярославской и Нижегородской губерний, где 10-20% крестьян постоянно находилось на заработках, резко увеличило городское население, подняв его за 72 года в четыре раза: с 328 тыс. в 1724 г. до 1 млн. 301 тыс. в 1796 г. Крестьяне- отходники являлись основой “вольнонаемного” рынка рабочей силы.

К числу важнейших факторов, влиявших на формирование новой предпринимательской среды, относится учреждение Ассигнационного банка. Необходимость его учреждения обуславливалась двумя причинами: во-первых, интересами казны, связанными, как и при Петре I, с финансовыми затруднениями, вызванными постоянными войнами; во-вторых, стремлением дать дополнительный импульс хозяйственной жизни, облегчив денежные расчеты, замедляемые обращением крайне тяжелых и громоздких медных денег. Чтобы обеспечить доверие к бумажным деньгам, в указе об основании банка Екатерина II торжественно заявила: “Мы императорским словом объявляем... что по тем государственным ассигнациям всегда исправная и верная последует выдача денег требующим оную из банков”.

Как и первые российские банки, Ассигнационный создавался в интересах господствующих слоев. Принципиально новым в деятельности банка стало соединение долгосрочных ссуд с выпуском ассигнаций, которые облегчали денежное обращение. Банк мог принимать вклады и производить учет векселей, но главной его операцией была эмиссионная.

В результате введения ассигнаций в российской денежной системе сложились две единицы: рубль серебряный и рубль ассигнационный. Первый же выпуск был успешным и превзошел ожидания правительства. Скоро потребовались новые выпуски. Однако русско-турецкие войны 1768-1774 г. и 1787-1791 г., увеличившие государственные расходы, подталкивали власти на усиленное производство бумажных денег, что неизбежно приводило к падению их курса. Если в 1777г. ассигнации стоили 98 коп., то в 1794 г. - только 68,12 коп. Банку, таким образом, не удалось выполнить главной своей цели - поддержать прочность курса ассигнаций.

За 34 года царствования Екатерины II прибавилось более 2 тысяч новых фабрик и заводов - более чем вдвое против того числа, которое Екатерина II застала при вступлении на престол. Такой хозяйственный успех был бы немыслим без промышленной деятельности российского предпринимательства.

Технологическая карта урока №

в соответствии с требованиями ФГОС

Тема урока:

Класс: 8

Предмет : история

Тип урока : открытия нового знания

Цели урока : - достичь образовательных результатов:

-Личностный результат Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения зада

-Метапредметный результат Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

- Предметный результат – Научатся определять термины: мануфактура, капитал, наемный труд

Получат возможность научиться: рассказывать об экономическом развитии России, используя историческую карту как источник информации, сопоставлять экономическое развитие страны при Петре I и Екатерине II

I . Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас на моем уроке!

Демонстрируют свое настроение после приветствия учителя.

Записывают число в тетради.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II . Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Создание проблемной ситуации:

При вступлении на престол Екатерины в каком состоянии находилось хозяйство страны?

Что такое « Просвещенный абсолютизм ». Дать определение и подтвердить конкретными примерами.

« Просвещенный абсолютизм » - попытка управлять страной при помощи « хороших » законов (улучшающих положение всех слоев населения) Жалованная грамота городам, Жалованная грамота дворянству, работа « Уложенной комиссии » и « Наказ » этой комиссии, Проект “Сельского положения”, упорядочение крестьянских повинностей в западных губерниях, основание Российской академии наук и др.

Начав реализовывать идеи «просвещенного абсолютизма» Екатерина собрала 1767 г….

Кто был в составе Уложенной комиссии?

К какому выводу они пришли?

Не дождавшись ничего толкового от комиссии Екатерина, взялась перекраивать страну сама.

Проблема урока: Как изменилась экономика страны после реформ Екатерины 2?

Тема урока: Экономическое развитие России при Екатерине 2

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III . Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися знаний

Работа с текстом учебника. Отвечают на вопросы на стр.15

Сельское хозяйство.

Сельское хозяйство в 60-90-х годах развивалось довольно успешно.

Это было связано не с новыми формами труда, а с освоением новых земель, которые Россия завоевала в Северном Причерноморье

Стремясь быстро освоить новые земли и заселить их, Екатерина II приказала выделять помещикам, согласным на переселение своих крепостных в южные районы, от 1,5 тысячи до 12 тысяч десятин

Кроме того, участки размером 60 десятин здесь могли получить любые желающие, кроме крепостных крестьян.

Промышленность.

Основой промышленности оставалось мануфактурное производство.

К концу XVIII в. в стране насчитывалось около 1200 крупных мануфактур, что было вдвое больше, чем в середине столетия. Самые существенные сдвиги произошли в металлургии, а также в набиравшей силу текстильной промышленности. Наряду с уральской металлургией происходило становление липецкой металлургии. Общее число предприятий в этой отрасли промышленности увеличилось за вторую половину XVIII в. более чем в три раза, в конце века их стало около 2100. На крупных предприятиях работало по 2-5 тыс. рабочих. Первоклассное русское железо на европейских рынках потеснило шведский металл. Русская металлургия основывалась на крепостном труде.

В текстильной промышленности тоже наблюдался большой рост количества крупных предприятий - с 231 в 1760-е гг. до 1 082 в конце века, но они основывались на вольнонаёмном труде. Признанными центрами текстильной промышленности стали Москва, Петербург, Ярославль,

Кострома, другие города русского Центра. Новые текстильные предприятия появились на Украине и в Воронежской губернии.

Существовали и строились предприятия в других отраслях промышленности - стекольные, канатные, пороховые, судостроительные, винокуренные.

Вольнонаёмный труд шире применялся на мелких предприятиях, которые основывались людьми разных сословий, в том числе разбогатевшими государственными и даже крепостными крестьянами. Они уходили на заработки по разрешению своих хозяев и местных властей, наживая капиталы в новой сфере.

Постепенно вольнонаёмный труд проникал в судостроение и горную промышленность. К концу века во всех отраслях промышленности, а также на транспорте (на реках и озёрах- бурлаки, грузчики, корабельщики, а также на гужевом транспорте) трудилось около 0,5 млн человек.

Торговля.

Успехи в развитии сельского хозяйства и промышленности вели к расширению торговли как внутренней, так и внешней. Больше стало сельских торжков и ярмарок, что говорило о постепенном втягивании крестьян в рыночные отношения. Усилился товарообмен между городом и деревней.

Торговля в городах стала ежедневной, а не по выходным дням, как прежде.

Крупнейшими торговыми центрами страны были Москва и Петербург. Новые крупные ярмарки возникли на Украине и в Сибири.

Крупнейшей из них была Нежинская ярмарка

Основными центрами внешней торговли были Рига и Санкт-Петербург. Началось строительство южных портов - Одессы, Херсона и др.

Доходы России значительно увеличились. Это объяснялось расширением территории страны и ростом её населения, которое платило налоги, поступлением денег в казну от продажи продукции казённых заводов, развитием торговых связей со странами

Запада и Востока и увеличением таможенных сборов. Значительно возросли и расходы России. За 1720- 1790-е гг. они увеличились более чем в два раза. Почти половина расходов шла на содержание армии и флота. Войны, которые вела Россия с Турцией и Швецией, вторжение русских войск в Польшу стоили огромных денег. Около 20% бюджета страны шло на поддержание государственной экономики: строительство и функционирование казённых заводов, различных казённых заведений. Около 12% бюджета страны предназначалось на оплату органов управления и суда. Реформы местного управления, появление новой армии чиновников тяжким бременем легли на плечи страны. Около 9% всех российских доходов шло на содержание императорского двора. Рост расходов приводил к дефициту бюджета. Чтобы покрыть его, правительство Екатерины 11 стало выпускать бумажные деньги. Они быстро обесценивались, и вскоре за один бумажный рубль на рынке давали лишь 68%, стоимости металлического рубля. Всё более очевидным становилось, что императорская Россия жила не по средствам. Финансовая сфера чутко отражала увеличивавшийся разрыв в материаль ном положении между основной массой российского народа и его верхами, привилегированными слоями населения.

Работают по группам.

6 групп

Записывают в тетрадь: Итоги развития экономики.

В социально-экономическом развитии России проявлялись два противоречия:

1. Господство феодализма, сохранение крепостнической системы.

2. Появление новых форм хозяйства, основанных на наемном труде и рыночных отношениях.

В целом в конце правления Екатерины экономическое положение было на подъеме. Повысилась выплавка чугуна (1 место в мире), вырос оборот внешней торговли. Государственные доходы увеличились в 4 раза.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV .Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа : осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Да/нет

    II наблюдается рост налогов.

    Вольное экономическое общество (ВЭО) полностью решило крестьянский вопрос.

    В России времени правления Екатерины II сельское хозяйство находилось в состоянии упадка.

    В России времени правления Екатерины II промышленность не развивалась.

    К итогам правления Екатерины II можно отнести отмену крепостного права.

Исследование какой темы вели на уроке? Какие получили результаты?

Подведение итогов урока.

Выставление оценок за урок.

VI Инструкция по выполнению дом. задания

Пар. 19

Ребята дают оценку своим знаниям.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

В отличие от многих других российских государей, у Екатерины имелись идеи по поводу преобразований страны, который отражали идеи просвещенного абсолютизма Вольтера, Монтескье и других французских философов12. Эти мыслители придерживались идеи постепенного изменения общества эволюционным путем, без потрясений и революций.

В первую очередь политика просвещенного абсолютизма требовала разработки нового современного законодательства, учитывавшего интересы всех членов общества.

Осознавая несовершенство существующего законодательства, императрица считала, что многие из прежних указов становились непригодными к исполнению, т. к. их авторы руководствовались устаревшими соображениями, непонятными современникам13.

Деятельный характер Екатерины II не позволил идти проторенной дорогой, она выбрала самостоятельный путь развития. Первые год два своего царствования Екатерина не предпринимала хоть сколько-нибудь решительных действий в сторону реформ. Пришедшая к власти в результате переворота она понимала, что не имеет пока нужного ей влияния, и была вынуждена лавировать между разными влиятельными политическими силами. Екатерине понадобилось время, для того что бы как сейчас говорят «набрать свою команду». Но и укрепление личной власти как пишет Омельченко О.А. « не могло совершаться иначе как через правительственно выгодное решение объективно назревших проблем правовой политики».

Экономические реформы Екатерины II обеспечили дальнейшее развитие промышленности в России, позволили стране выйти на внешний рынок. В таблице 2 представим экономические реформы Екатерины II, направленные в том числе и на совершенствование организации бюджетной системы страны.

Таблица 2. Экономические реформы Екатерины II

Мероприятие

Секуляризация церковных земель и имущества

Ослабление церкви, увеличение налогов, повышение эффективности использования земель.

Духовенство потеряло автономность и стало в финансовом плане полностью зависеть от государства

Официальное разрешение на деятельность «Вольного Экономического Общества»

Продвижение использования новых технологий в быту, производстве и земледелии

Одобрена деятельность уже существующего общества крупных землевладельцев, занимающихся разработкой и внедрением эффективных методов землепользования и хозяйства

Денежная реформа

Проблема дефицита бюджета и неудобство транспортировки медных денег

Создание ассигнационных банков в Москве и Петербурге для выпуска и обмена ассигнаций.

Манифест о свободе предпринимательства

Начало определения правового статуса купцов и мещан (горожан)

Отмена налогов на промыслы, откупов (монополий) на добычу некоторых ресурсов, разрешение создавать кустарное производство без дополнительных разрешений. Купечество освобождено от податного налога.

Таможенная реформа

Развитие внешней экономики

Изменение таможенных тарифов, учреждение «Таможенной пограничной Цепи»

В 1764 г. Екатерина II, со свойственной ей как государственному деятелю осторожностью и вдумчивостью, положила начало реорганизационным мероприятиям. Императрица начала с возрождения былого статуса одного из центральных финансовых органов -- Камер-коллегии, президентом которой был назначен князь Б. А. Куракин, а после его смерти в 1765 г. -- А. П. Мельгунов. Исходя из задач, обозначенных в именном императорском указе, А. П. Мельгунов в короткое время разработал проект возрождения и развития Камер-коллегии. Однако в первое десятилетие новой власти принципиальных изменений в системе финансового управления не произошло. Проект Мельгунова остался нереализованным.

В насыщенные многими важными событиями 1760--1770 гг. произошло усиление централизации в вопросах управления страны и финансами, в частности. С 1768 г. при императорском дворе начал заседать Совет по обсуждению всех важнейших вопросов политики и экономики, но представители финансовых коллегий в него не входили. Все руководство финансами государства сосредоточилось в руках генерал-прокурора Сената А. А. Вяземского. В его непосредственном подчинении находились центральные и местные финансовые учреждения, он организовывал контроль за исполнением государственного бюджета, отвечал за работу банков, заключение договоров о внешних займах. А. А. Вяземский играл ключевую роль в управлении финансовыми ресурсами и выработке экономической стратегии государства. В течение нескольких лет при генерал-прокуроре Сената были созданы новые учреждения -- Экспедиция о государственных доходах при первом департаменте Сената (1773) и казначейство (1780) для платежа штатных и остаточных сумм. Экспедиция о государственных доходах состояла из четырех самостоятельных экспедиций. Первая занималась доходами государства; вторая -- расходами; третья -- ревизией счетов; четвертая -- взиманием недоимок. В Указе от 19 марта 1773 года «Об учреждении при 1-м Сената Департаменте Экспедиции о Государственных доходах и о доставлении в оную из всех Присутственных мест полугодовых ведомостей о казенных доходах, доимках и взысканиях» говорится «Во все здешние и Московские Присутственные места, также в Губернские, Провинциальные и Городовые Воеводские канцелярии послать указы, предписать, чтоб они, начав с нынешнего 1773 г., присылали за каждые полгода, не продолжая далее двух месяцев в первый Сената Департамент ведомости, одни о доходах во всем противу того, как уже доныне Генерал- Прокурором и Кавалером от них оныя требованы были, а другие о доимках и казенных взысканиях, какие где состоят, с показанием, какое старание и успех в возвращении оных в казну происходит».

Заметные преобразования пришлись на период проведения губернской реформы 1775 г. Опубликование подписанного императрицей акта «Учреждения для управления губернией Всероссийской империи», наиболее крупного законодательного акта во второй половине XVIII столетия, внесло кардинальные изменения в бюджетную систему страны19. Во введении данного документа указывается на отрицательные последствия отказа от продолжения петровских реформ в предшествующий период: «С одной стороны, медленность, упущения и волокита - суть естественные последствия такового неудобного и недостаточного положения, где дело одно другое останавливает и где опять невозможность исправить на единую воеводскую канцелярию множество различного существа возложенных дел служить может иногда и долгою отговоркою, и покрывать неисправление должности, и быть поводом страстному производству. С другой стороны, от медлительного производства возрастают своевольство и ябеда общие со многими пороками, ибо возмездие за преступления и пороки производится не с такою поспешностью, как бы надлежало для укрощения и в страх предерзностным»20. Данный документ был представлен Совету при Высочайшем дворе 2 ноября и без дальнейшего обсуждения был принят 5 ноября 1775 г. (28 глав были утверждены в этот день, а трое последних - 4 января 1780 г.). В разработке этого законодательного акта непосредственно участвовала сама императрица. В состав комиссии входили Я. Сивере, П. В. Заводовский, А. А. Вяземский, Г. Ульрих и др.21 Наиболее значительными фигурами были Заводовский и Вяземский. Последний фактически руководил с 1780 г. ведомствами юстиции, внутренних дел и финансов, занимал важное положение в Сенате, являясь его докладчиком у императрицы, в конце 80-х - начале 90-х годов XVIII в. он являлся и генерал-прокурором Сената. Заводовский готовил ряд правительственных докладов, в том числе Манифест об издании учреждения о губерниях в 1775 году.

Таким образом, принятие «Учреждения для управления губернией Всероссийской империи» стало отправной точкой реорганизации провинциальных органов управления. Страна получила губернское и уездное административное деление. Финансовыми вопросами на местах стали заниматься губернские и уездные Казенные палаты. Будучи единственными финансовыми органами на местах, Казенные палаты рассматривались как департаменты Камер-коллегии. Учреждались должности губернских и уездных казначеев для хранения собранных денег. Казенные палаты занимались сбором доходов, управляли питейными сборами, отдачей в откупа, следили за состоянием дорог и мостов22. Новое устройство внесло определенный порядок в финансовое делопроизводство, но обошлось казне в круглую сумму -- почти 30 млн руб. Сенаторы самыми черными красками рисовали положение дел в финансовых коллегиях и были близки к истине. Данные о доходах и расходах не отличались точностью, десятки тысяч дел лежали неразобранными. Указом императрицы финансовые коллегии были упразднены: штатс-контора в 1783 г., камер-коллегия в 1785 г., ревизион- коллегия в 1788 г.

Кроме того, Екатериной II были учреждены Государственные банки в Санкт-Петербурге и Москве. 29 декабря 1768 года был опубликован манифест «О учреждении в Санкт-Петербурге и Москве Государственных Банков для вымена ассигнаций». В данном Манифесте указано «В толь обширной империи, какова есть Россия, не можно кажется довольно подать способов к обращению денег, от котораго много зависят благоденствие народа и цветущее состояние торговли. Правда, что одно пространство земель Империи Нашей есть уже некое препятствие совершенству того обращения: однако каждое благоразумное правление в таковом случае обязано преодолевать, елико возможно, естественные затруднения, и пещись о сем для блага общего предмете. Мы, утверждаясь на таком основании, и вменяя себе в долг устроивать все к пользе врученной от Бога Нам Державы, старались входить во все подробности сего дела, и помышляли о поправлении онаго, применяясь при том и к состоянию Государства.

Во-перьвых, удостоверились МЫ, что тягость медной монеты, одобряющая ея собственную цену, отягощает ея ж и обращение. Во-вторых, что дальный перевоз всякой монеты многим неудобностям подвержен. И наконец, третие, увидели МЫ, что великий есть недостаток в том, что нет еще в России по примеру разных европейских областей таких учрежденных мест, которыя бы чинили надлежащие денег обороты и переводили бы всюду частных людей капиталы без малейшаго замедления и согласно с пользою каждаго.

МЫ с удовольствием приступаем к учреждению в империи НАШЕЙ променных банков и надеемся, что оказываем чрез то новый знак материнскаго ко всем НАШИМ верноподданным попечения.

Итак, с 1-го генваря будущего 1769 года установляются здесь, в Санктпетербурге и в Москве, под покровительством НАШИМ два банка для вымена государственных ассигнаций, которых выдаваемо будет из разных правительств и казенных мест, от НАС к тому означенных, столько, а не более как в вышесказанных банках капитала наличнаго будет состоять. Сим государственным ассигнациям иметь обращение во всей империи НАШЕЙ наравне с ходячею монетою, чего для все правительства и казенныя места должны принимать те ассигнации во все государственные сборы за наличныя деньги без малейшаго затруднения».

Таким образом, преобразования Екатерины II в сфере бюджетной политики нашли отражение в денежной реформе, реформе финансового управления, структуре государственных доходов и обновленной политике в области торговли. Финансовыми вопросами на местах стали заниматься губернские и уездные Казенные палаты, были учреждены должности губернских и уездных казначеев для хранения собранных денег. Новое устройство внесло определенный порядок в финансовое делопроизводство, но тем не менее, данные о доходах и расходах не отличались точностью, десятки тысяч дел лежали неразобранными.

В «Табели о рангах» (1722 г.) получило государственное значение личностное начало. В петровскую эпоху был введен новый порядок прохождения службы. В предшествующее время основным критерием продвижения по службе была знатность происхождения. «Табель о рангах» на первое место поставил не происхождение, а личные способности, образование и практические навыки дворянина. Теперь служебная лестница состояла из 14 ступеней или рангов. У сыновей родовитых отцов предпочтение было только во время дворцовых приемов, но никакого ранга они не получали, если не служили. В то же время «Табель о рангах» давал возможность получать дворянские чины представителям других сословий.

Крестьянский вопрос. Сельское хозяйство и землепользование при Екатерине II

В России была очень хорошо развита техническая мысль. Гораздо раньше, чем в Западной Европе , российские изобретатели создали универсальную паровую машину, токарный станок, прокатные станы и валы. Но в производстве эти изобретения не приобрели широкого применения. Незаинтересованность государства в использовании технических новшеств и общая рутинность хозяйства привели к тому, что к концу XVIII в. Россия стала отставать от европейских стран, уже завершивших промышленный переворот.

Товарность сельского хозяйства напрямую зависела от роста больших городов и крупных промысловых сел. У городского населения и армии был повышенный спрос на продовольственные продукты. Увеличился объем сельскохозяйственной продукции, поставляемой на экспорт. Так образовался емкий рынок для сельского хозяйства. Также сильно возрос спрос и на продукцию промышленности и ремесленников.

Во многих городах находились гостиные дворы с многочисленными лавками. На рынках, которые работали ежедневно, торговали мещане, купцы, ремесленники, крестьяне. Большую роль в торговле играли ярмарки, которых в конце века было более 1 000.

По деревням ходило множество торгующих крестьян, обменивавшие мелкие бытовые товары на товарные отходы крестьянского хозяйства – кожу, пеньку, щетину. Но купцы всячески препятствовали деятельности своих конкурентов .

Правительство, поддерживая купеческое сословие, поощряло быстрое развитие внутренней торговли. В 80-х гг. XVIII в. купцы были разделены на 3 гильдии по степени богатства. Екатерина II освободила купцов от личной рекрутской повинности, телесных наказаний и от подушной подати. В государственную казну купцы должны были платить 1% объявленных доходов.

С получением выхода в Европу через морские порты стала активно развиваться внешняя торговля. Активный внешнеторговый баланс поддерживался на протяжении всего правления Екатерины П. Правительство продолжало придерживаться политики протекционизма, устанавливая высокие пошлины на ввозимые товары. Активным внешнеторговым партнером России традиционно оставалась Англия, покупавшая лес, парусину, пеньку, уральское железо. Постоянными партнерами являлись Дания, Австрия, Франция, Португалия. Стали создаваться совместные торговые компании с Турцией, Персией, Хивой, Бухарой и другими восточными странами.

На протяжении всего XVIII в. государственный бюджет испытывал постоянный дефицит, вызванный бесконечными военными походами, ростом государственного аппарата , высоким расточительством членов императорской фамилии. Налоги собирались с большими недоимками, к тому же дворяне практически не платили налоги. Дальнейшее усиление налогового бремени было невозможно и правительство решилось на выпуск бумажных денег для пополнения бюджета. Екатерина II постановила перейти к выпуску бумажных денег – ассигнаций. Но их стоимость вскоре обесценилась из-за прекращения свободного обмена ассигнаций на серебряные деньги.

Другим источником пополнения казны стали государственные займы . К концу века внешний долг России составлял 41,1 млн рублей. Общий государственный долг , учитывая откупы, выпуск бумажных денег и пр., составлял 216 млн рублей.

В середине XVIII в. в России появляются первые банки . Они были государственными, частные банки создавать запрещалось. Вся эта система была малоподвижной и неэффективной.

Социально-экономическая политика Екатерины II. Дворянство и система местного самоуправления во второй половине XVIII в.

В 1764 г. Екатерина II резко ограничила экономическое могущество церкви. Она обратила множество церковных земель в государственную собственность . Миллионы монастырских крестьян впоследствии стали государственными.

Для оживления и развития экономики страны императрица пригласила иностранцев приехать на поселение в Россию, обещая налоговые льготы, сохранение языка и культуры, религиозную свободу.

Постепенно Екатерина II стала переходить к политике просвещенного абсолютизма. Было необходимо упорядочить всю систему законодательства Российской империи. Был обнародован «Наказ императрицы Екатерины II, данный Комиссии о сочинении проекта нового Уложения». Основной мыслью этого документа было то, что кроме самодержавия любая другая власть для России не только вредна, но и разорительна для граждан. Екатерина призывала к умеренности в законах и политике, недопустимости тиранства. Но Комиссия прекратила свое существование в 1768 г. в связи с началом войны с Турцией, так и не приняв нового уложения, хотя Екатерина использовала многие подготовленные материалы при проведении реформ.

На реформы существенное влияние оказала крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. Екатерина старалась подавить очаги напряженности в регионах с большой численностью казачьего населения, куда стекались недовольные народные массы, плохо контролируемые правительством.

В 1775 г. была организована система местного самоуправления. Вместо трехзвенного административного деления (губерния, провинция, уезд) было введено двухзвенное деление – губерния, уезд. Во главе каждой губернии императором назначался губернатор, а если объединялись 2 – 3 губернии – генерал-губернатор с большими административными, финансовыми и судебными полномочиями. Ему подчинялись все воинские части и команды, находившиеся на этой территории. Уезд возглавлял капитан-исправник, избираемый дворянством на 3 года. Город стал отдельной административной единицей и вместо воевод появились городничие, назначаемые правительством. Горожане раз в 3 года могли выбирать городского голову и членов городской думы.

В первые годы правления Екатерины II укреплялись и увеличивались права и привилегии дворян. Они могли не служить (Манифест о вольности дворянства 1762 г., изданный еще Петром III), если этого не желали. Дворяне превращались из служилого в привилегированное сословие. В 1785 г. императрица подписала «Грамоту на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства». В ней закреплялись все сословные права и привилегии дворянства. Они получили уникальное право владеть крепостными крестьянами и землями, передавать их по наследству , покупать деревни и т. д. Запрещалось конфисковывать дворянские имения за уголовные преступления – имения в таких случаях переходили к наследникам. Дворяне освобождались от телесных наказаний, от личных податей и различных повинностей. Только по суду их могли лишить дворянского звания. В губерниях и уездах административная власть полностью была в руках дворян.

Идя навстречу дворянству, Екатерина II утвердила монопольное право дворян на обладание землей (Генеральное межевание, 1765 г.), крепостными крестьянами (1762 г.), на винокурение (1765 г.). Чувствуя всемерную поддержку со стороны императрицы, дворяне стали наступать на другие сословия по различным вопросам. Дворяне могли иметь благородный титул и фамильный герб, участвовать в дворянских собраниях и обществах .

Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.

Сельское хозяйство в первой половине XIX в. продолжало носить экстенсивный характер. Его развитие происходило путем расчистки лесов и распашки лугов в центре страны и освоения новых площадей на ее окраинах. Сохранялась низкая производительность труда , господствовали трехполье и примитивные сельскохозяйственные орудия.

Вторжение рыночных отношений мешало натуральному характеру крепостного хозяйства. Расширение барской запашки из-за возрастания производства помещичьего хлеба на продажу приводило к сокращению крестьянских наделов. В деревне происходил процесс социального расслоения, который способствовал росту крестьянского предпринимательства и развитию рыночных отношений.

В некоторых помещичьих хозяйствах начинают применяться машины, новые методы полеводства и формы землепользования. Однако попытка ввести новую агротехнику при сохранении старых феодальных производственных отношений была бесперспективна. Рационализаторство помещиков вело к дальнейшему усилению феодальной эксплуатации крестьян.

Основной формой крупного промышленного производства оставалась мануфактура, но в 1830 – 40-х гг. начинается промышленный переворот, который характеризуется переходом от мануфактурной стадии производства к фабричной, основанной на систематическом применении машин. Раньше всего этот процесс начался в текстильной промышленности, позднее – в горнодобывающей.

Однако для успешного перехода от мануфактуры к фабрике требовалось значительное количество свободных наемных рабочих. Крепостной строй задерживал развитие промышленности. Городское население за первую половину XIX в. выросло с 2,8 до 5,7 млн человек, а все население увеличилось на 75%.

Всероссийское значение имели ярмарки с крупными суммами торгового оборота (их насчитывалось более 60). Расширялись внешнеторговые связи. Развитию торговли препятствовало неудовлетворительное состояние путей сообщения. В сухопутном транспорте господствовала гужевая система. В центре страны началось строительство шоссейных дорог. В 1837 г. построили железную дорогу между Петербургом и Царским Селом, к 1851 г. – дорогу Москва – Петербург, к 1859 г. – дорогу Петербург – Варшава. Однако общая протяженность шоссейных и железных дорог была ничтожно мала.

Похожие публикации