Когда проводятся переговоры в строительстве. Алгоритм действий при проведении переговоров в строительстве

ВОПРОС :

Заказчик (коммерческая организация без доли государства в уставном фонде) силами подрядных организаций строит объект для собственных нужд за счет собственных средств. Строительство объекта ведется не «под ключ». Обязан ли заказчик проводить процедуры переговоров по выбору подрядчика и поставщиков материалов?

ОТВЕТ :

На сегодняшний день порядок закупок товаров, работ и услуг при строительстве регулируются двумя нормативными актами: Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 №591 «О проведении процедур закупок при строительстве» и Положением о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 №88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов».

Указ №591 устанавливает, что закупки работ, услуг и товаров при строительстве производятся путем проведения торгов либо переговоров. Каких-либо исключений из этого правила Указ №591 не содержит.

В силу норм подп.7-1-2 п.7-1 Положения №88 в случаях, когда проведение подрядных торгов (торгов) не является обязательным, по выбору заказчика проводятся подрядные торги (торги) или переговоры при размещении заказов, финансируемых за счет иных источников (в которые входит и финансирование за счет собственных средств заказчика), на:

  • оказание инженерных услуг стоимостью менее 3 тыс. базовых величин, закупку товаров стоимостью каждого их вида менее 3 тыс. базовых величин, выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ стоимостью каждого их вида менее 3 тыс. базовых величин, необходимых для строительства объектов стоимостью 100 тыс. базовых величин и более;
  • строительство объектов стоимостью менее 100 тыс. базовых величин, в том числе на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами, выполнение проектных и изыскательских работ, выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ, оказание инженерных услуг, а также на закупку товаров, необходимых для строительства этих объектов.

ВЫВОД :

В данной ситуации с заказчика не снимается обязанность провести процедуру закупки. Поскольку при размещении коммерческой организацией заказа на закупку товаров, работ, услуг для объекта строительства, финансируемого за счет собственных средств, законодательством не установлена обязательность проведения торгов, то в этом случае заказчик может провести процедуру переговоров.

Непроведение процедуры закупки или проведение ее с нарушением влечет административную ответственность в виде штрафов (ст.21.17, 23.83 КоАП). В некоторых случаях нарушение действующего в Республике Беларусь порядка проведения закупок может повлечь уголовную ответственность.

Переговоры не являются обязательными при размещении заказов при строительстве объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов.

В организации и проведении переговоров принимают участие организатор переговоров и участник (участники). При необходимости переговоры проводятся с привлечением экспертов и уполномоченных представителей заказчика.

Порядок проведения процедуры переговоров

При размещении заказа на основе переговоров организатор принимает решение (приказ, распоряжение или другой документ) о размещении соответствующего заказа, дате их проведения, порядке извещения участника (участников), создании конкурсной комиссии или назначении ответственного лица за их проведение с определением ее (его) полномочий.

Состав документов, необходимых для принятия решения о проведении переговоров, зависит от предмета размещаемого заказа. Далее разрабатывается документация для переговоров, проект соответствующего договора и при необходимости документация для предварительного квалификационного отбора участников. Затем организатор направляет выбранным участникам приглашения на участие в переговорах, а также при необходимости размещает извещение о проведении переговоров и (или) публикует его в любых средствах массовой информации. Приглашение на участие в переговорах направляется участникам не позднее, чем за 3 рабочих дня до их проведения.

Организатор переговоров вправе проводить переговоры одновременно по нескольким лотам. Также могут размещаться заказы на закупку однородных товаров (выполнение однородных работ, оказание однородных услуг) при строительстве объектов в централизованном порядке для нескольких строящихся объектов.

При участии в переговорах претендент представляет свои предложения в соответствии с требованиями, изложенными в приглашении.

На изучение поступивших от участников предквалификационных документов, а также оценку квалификационных данных участников с учетом критериев, установленных организатором переговоров, и методики их оценки установлен срок 5 рабочих дней со дня вскрытия конвертов с предквалификационны ми документ ами. В отдельных случаях с согласия организатора переговоров этот срок может быть продлен.

Предквалификационные документы представляются в электронном виде (на электронном носителе информации с невозможностью модифицирования информации).

Рассмотрение предложений участников организатор проводит одним из следующих способов:

  • проведение индивидуальных переговоров с каждым участником с привлечением при необходимости экспертов и уполномоченных представителей заказчика. При проведении индивидуальных переговоров должны соблюдаться требования, в соответствии с которыми предусматриваются:
    • конфиденциальный характер переговоров между организатором и участником;
    • неразглашение ни одной из сторон переговоров третьим лицам технической, ценовой или иной информации, относящейся к переговорам, без согласия другой стороны;
    • выбор в процессе переговоров основного или альтернативного предложения участника в случае, если переговоры проводятся с правом подачи участниками альтернативных предложений;
  • рассмотрение предложений для переговоров на заседании конкурсной комиссии с привлечением при необходимости экспертов и уполномоченных представителей заказчика.

Также может быть проведена процедура снижения цены заказа в случае, если в документации для переговоров дается указание на возможность ее проведения.

О проведении повторной процедуры переговоров по выбору подрядчика и инженерной организации

В соответствии с пунктами 1.1, 1.4 (абзац 3) Указа Президента Республики Беларусь от 01.01.01 года № 000 и во исполнение главы № 11 «Организация проведения переговоров» Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.01.01 года № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов», в части выбора подрядной организации для производства работ по объекту «Тепловая модернизация фасадов общежития № 1 по ул. Я. Коласа, 28 в г. Минске» 3-я очередь, а также в соответствии с Постановлениями Совета Министров от 2014 года № 4 и от 01.01.01 года № 000, в части выбора инженерной организации для оказания отдельных видов инженерных услуг в строительстве по этому же объекту

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Провести повторно процедуры переговоров:

1.1 по выбору подрядной организации на по текущему ремонту по объекту «Тепловая модернизация фасадов общежития № 1 по ул. Я. Коласа, 28 в г. Минске» 3-я очередь;

1.2 по выбору инженерной организации для оказания инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельностью с осуществлением функций технического надзора при строительстве по объекту «Тепловая модернизация фасадов общежития № 1 по ул. Я. Коласа, 28 в г. Минске» 3-я очередь;

2. Утвердить по проведению процедур переговоров, указанных в пункте 1 данного приказа согласно приложениям 1 и 2.

3. Поручить проведение процедуры переговоров постоянно действующей конкурсной комиссии по проведению переговоров, созданную университета.

4. Определить порядок работы комиссии, включая функциональные обязанности каждого ее члена, в соответствии с Положением о конкурсной комиссии по проведению переговоров и регламентом конкурсной комиссии по проведению переговоров, утвержденных приказом ректора университета.

5. Установить, что при необходимости конкурсная комиссия может привлекать к работе в составе комиссии или экспертной группы других сотрудников университета.

6. Контроль за выполнением данного приказа возложить на проректора по экономике и строительству

Ректор университета

Проректор

И. о. проректора

Начальник юридического отдела

Приложение 1

__________№________

мероприятий по выбору подрядной организации на выполнение работ по текущему ремонту по объекту «Тепловая модернизация фасадов общежития № 1 по ул. Я. Коласа, 28 в г. Минске» 3-я очередь


Проректор

И. о. проректора

Приложение 2

к приказу ректора университета

___________№________

мероприятий по выбору инженерной организации для оказания инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельностью с осуществлением функций технического надзора при строительстве по объекту «Тепловая модернизация фасадов общежития № 1 по ул. Я. Коласа, 28 в г. Минске» 3-я очередь


Проректор

Как известно, закупки работ, услуг, а также товаров в сфере строительства регулируются Положением о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов (с изменениями и дополнениями; далее - Положение о торгах), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 марта 2005 г. № 235 «Об утверждении положений о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов и о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов». Для осуществления таких закупок Положение о торгах предусматривает две процедуры размещения заказов: подрядные торги и переговоры.

Несмотря на то, что указанные процедуры применяются уже давно, у субъектов хозяйствования по-прежнему возникают вопросы о порядке их проведения. В данной статье мы рассмотрим примерный порядок проведения процедуры переговоров.

Решение заказчика о выборе процедуры переговоров для размещения заказа в первую очередь должно основываться на двух факторах - стоимость заказа и источник финансирования.

Выбор процедуры переговоров при финансировании заказа за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь (далее - бюджетные средства) регулируется нормой ч. 1 п. 10 Положения о торгах.

В соответствии с данной нормой переговоры проводятся для размещения заказов на строительство за счет бюджетных средств объектов стоимостью менее 3000 базовых величин, а также на выполнение работ, услуг и приобретение товаров, необходимых для строительства этих объектов. Кроме того, при строительстве за счет бюджетных средств объектов стоимостью 3000 базовых величин и более процедура переговоров применяется для размещения заказов на оказание инженерных услуг, поставку строительных материалов, изделий, конструкций, инвентаря и оборудования стоимостью каждого их вида менее 3000 базовых величин.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 8 (74), август 2009 г. Воспроизведение возможно только с

Требования к документации для переговоров:
1) содержание. Включает:
- требования к предмету заказа и их участникам;
- проектную, в т. ч. сметную, документацию (если обязательность ее разработки предусмотрена нормативными правовыми актами, в т. ч. техническими нормативными правовыми актами), техническое задание на закупку товаров;
- требования к сроку выполнения заказа;
- цену заказа, применяемую в качестве стартовой, с возможностью внесения предложений о ее снижении, в т. ч. заказа и валюту расчетов, порядок учета цены расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей;
- условия платежей по договору, в т. ч. порядок и условия открытия , если используется аккредитивная форма оплаты;
- проект соответствующего договора.

Обратите внимание!

Проект договора разрабатывает сам организатор;

Требования к участникам, касающиеся представления документов об их экономическом и финансовом положении на дату представления предложений для переговоров;
- требования к системе контроля качества закупаемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг);
- требования к наличию в случаях, установленных законодательством, декларации о соответствии или сертификата соответствия товаров (работ, услуг) и иные требования, устанавливаемые организатором переговоров с учетом особенностей предмета заказа;
- требования к содержанию, форме и оформлению предложений для переговоров;
- порядок и срок отзыва предложений для переговоров, а также порядок внесения изменений в такие предложения;
- порядок и срок представления разъяснений положений документации для переговоров;
- порядок, место и срок подачи предложений для переговоров, а также предквалификационных документов (при необходимости);
- место, дату и время, порядок вскрытия конвертов с предложениями для переговоров, а также с предквалификационными документами (при необходимости);
- право организатора переговоров на запрос у участников разъяснений их предложений;
- порядок и предполагаемые сроки проведения переговоров, а также предварительного квалификационного отбора участников (при необходимости);
- требования к участнику, в соответствии с которыми переговоры могут проводиться его уполномоченным лицом, и требования к документу, подтверждающему такие полномочия (доверенность или иной документ), который представляется перед началом проведения переговоров;
- критерии оценки победителя переговоров, их значимость и порядок определения такого победителя;
- право организатора переговоров на проведение процедуры снижения цены заказа, а также порядок проведения такой процедуры.

Справочно

Процедура снижения цены заказа является дополнительным элементом переговоров и заключается в повышении предпочтительности предложений путем добровольного снижения участниками цены своих первоначально поданных предложений, уменьшения сроков выполнения заказа, снижения размера или улучшения других условий закупки предмета заказа при условии сохранения остальных положений своих предложений без изменений.
Участники процедуры снижения цены заказа: все участники, допущенные к переговорам.
Обязательность участия в процедуре снижения цены заказа: не предусмотрена, участник вправе не участвовать в процедуре снижения цены заказа, при этом его предложение остается действующим с предложенными им первоначальными условиями. Но предложение участника, в соответствии с которым условия, содержащиеся в документации для переговоров, могут быть ухудшены, не рассматривается.
Приглашение к процедуре снижения цены заказа: организатор переговоров приглашает участников, допущенных к процедуре снижения цены заказа, путем одновременного направления им приглашений.
Условие: участники, принимавшие участие в процедуре снижения цены заказа и снизившие его первоначальную цену, а также улучшившие другие условия выполнения заказа, обязаны дополнительно представить откорректированные документы, определяющие их коммерческие предложения, оформленные в порядке, предусмотренном для подачи предложений для переговоров;

Срок, в течение которого победитель должен подписать проект соответствующего договора либо совершить иные действия, предусмотренные в документации для переговоров, для его подписания (п.68 Положения);
2) язык: русский или белорусский. Документация для переговоров может быть дополнительно составлена на . В этом случае преимущество будет иметь версия, изложенная на русском или .

Справочно

Предложение для переговоров и другие документы, представленные участником, могут быть составлены на при условии, что к ним будет прилагаться нотариально заверенный их точный перевод на русский или белорусский язык. В этом случае преимущество будет иметь переведенная версия;

3) форма: предоставляется в печатной форме или форме электронного документа;
4) срок предоставления: не позднее 2 рабочих дней со дня письменного обращения участника (п.71 Положения)

Похожие публикации