Скачать карточка аккумуляторной батареи формы 24. Порядок учета отработанных аккумуляторов

В предприятии имеются автомобили на которые в установленном порядке заведены карточки учета работы шин и аккумуляторных батарей. Шины и АКБ периодически сдаются в ремонт, необходимо ли при этом делать отметки в карточках? Какой порядок их заполнения?

Ответ

В карточке учета работы шин по каждому автомобилю производится запись серийного номера автошины, указывается завод-изготовитель, дата постановки и снятия шины с автомобиля, пробег покрышки за год и с начала эксплуатации.

При принятии к учету шин замеряется остаточная высота рисунка протектора в двух диаметрально противоположных сечениях с наибольшим износом протектора. Средняя высота записывается в графу «Техническое состояние шины при установке» (подп.9.3 п.9 ТКП 299-2011 (02190)).

При снятии шины с автомобиля в карточке учета шин в графу «Причины снятия шины с эксплуатации» записывается ее полный пробег, техническое состояние и направление ее использования (в ремонт, на восстановление, в утиль). Дата и причины снятия шины с автомобиля (выход из строя, необходимость ремонта, установка на другой автомобиль и т.п.) указываются после снятия шины (подп.9.6 п.9 ТКП 299-2011 (02190)).

После ремонта местных повреждений шин учет их работы продолжают вести в той же карточке.

При выбытии шин из эксплуатации в карточке отмечается причина выбытия.

По каждому серийному номеру шины также указываются дата сдачи и получение из ремонта, вид выполняемого ремонта. Карточка является основанием для поощрения за сверхнормативный пробег шин, а также выполнения своевременного их ремонта.

При установке АКБ на автомобиль в карточку записываются следующие сведения:

  • наименование организации;
  • тип АКБ и ее гаражный номер;
  • изготовитель и дата изготовления АКБ;
  • дата установки АКБ на автомобиль;
  • марка автомобиля, гаражный номер и государственный номер;
  • показания спидометра, или пробег автомобиля.

Карточка учета работы АКБ хранится у работника, ответственного за учет работы АКБ, и служит главным документом при определении наработки АКБ, ее годности, предъявления рекламации, списания и т.д.

Наработка в карточку учета работы АКБ заносится из путевых листов по мере необходимости (подп.11.4 п.11 ТКП 298-2011 (02190)).

Списание АКБ производится комиссией, назначаемой приказом по организации. В данном случае карточка учета, является актом списания АКБ. Председателем комиссии назначается руководитель или главный инженер организации (подп.11.6 п.11 ТКП 298-2011 (02190)).

(53 мнения)

Организации, в которых имеется обширный транспортный парк, должны тщательно следить за тем, чтобы бухгалтерский учет автомобильных запчастей осуществлялся по всем правилам российского законодательства. Остановимся на учете таких дорогостоящих запчастей и рассмотрим бухучет аккумуляторов более детально.

Важность бухучета аккумуляторов

Аккумуляторы для транспортных средств представляют собой материально-производственные запасы, то есть имущество предприятия, причем достаточно дорогостоящее, поэтому так важен бухгалтерский учет данных предметов. При этом необходимо учитывать особенности эксплуатации транспортных аккумуляторов и порядок их списания и утилизации, которые характеризуются наличием определенных тонкостей и нюансов, подлежащих детальному изучению.

Целью бухгалтерского учета аккумуляторных батарей для транспортных средств принято считать грамотную организацию учета поступления и списания МПЗ данного типа, а также заполнение в соответствии с принятым законодательством необходимой документации по обороту аккумуляторов внутри предприятия. В связи с указанной целью необходимо выделить основные задачи учета аккумуляторных батарей, к которым относятся:

  • оформление документации по поступлению или списанию аккумуляторов;
  • отражение операций по соответствующим счетам синтетического и аналитического учета;
  • контроль над сроками эксплуатации автомобильных аккумуляторов;
  • правильная утилизация данных МПЗ в соответствии с нормами и стандартами проведения указанного мероприятия.

Нормы эксплуатации аккумуляторов

В целях учета аккумуляторов для транспортных средств необходимо ознакомиться с нормами их эксплуатации, которые закреплены на законодательном уровне в “Нормах сроков службы стартерных аккумуляторных батарей” Минтранса РФ № РД-3112199-1089-02. В соответствии с ними предприятие имеет возможность определения норматива на использование таких батарей и момента их списания с бухгалтерского учета.

При этом использование таких нормативов должно быть закреплено в локальных нормативных документах организации, в том числе и в учетной политике. Именно согласно этому документу производится бухгалтерский учет МПЗ, а потому о правилах их использования и списания должно быть прописано в обязательном порядке.

Нормы эксплуатации аккумуляторных батарей зависят от наработки или пробега транспортного средства, а также типа транспортного средства.

В соответствии с указанными характеристиками рассчитывается срок эксплуатации аккумуляторов, по истечении которого они должны списаться с учета и утилизироваться по правилам и нормам охраны природной среды.

Средние показатели норм эксплуатации аккумуляторных батарей

Для того чтобы определить и подтвердить факт физического износа аккумулятора, необходимо организовать грамотный учет наработки, к примеру, в виде таблицы или графика, в соответствии с которыми будут рассчитываться нормы эксплуатации аккумуляторов. Кроме того, необходимо учитывать и работы, проведенные в связи с техническим обслуживанием аккумуляторных батарей, а также выявить результаты зарядки после проведения указанной процедуры.

В настоящий момент имеются средние показатели норм эксплуатации аккумуляторных батарей, которые зависят от интенсивности использования:

Учет поступления и списания аккумуляторов

При поступлении аккумуляторных батарей в организацию они приходуются также как и запчасти, на счет 10 “Товары и материалы”, субсчет 5 “Запасные части”. Читайте также статью: → “ ». Этот счет является активным, и по его дебету отражается поступление покупаемой продукции от поставщиков, а по кредиту – списание вследствие износа и негодности, которое относится к расходам по обычным видам деятельности.

Поступление должно сопровождаться определенной первичной документацией, к которой относятся накладные и счета-фактуры, расходные кассовые документы (при покупке на подотчетные деньги), сертификаты соответствия качества, а также иная техническая документация изготовителя.

Поступившие в организацию аккумуляторы приходуются по фактической стоимости, которая, как правило, включает:

  • цену, указанную в договоре купли-продажи имущества подобного рода;
  • расходы, понесенные в связи с получением консультационных услуг;
  • затраты, связанные с доставкой аккумуляторов до организации.

При физическом или моральном износе аккумуляторов их списывают с обязательным составлением акта на списание, в котором указывается причина осуществления данного мероприятия. При этом списание может быть отдельно взятого аккумулятора, но может быть также произведено списание всего транспортного средства, и такая операция уже относится к движению основных средств в организации.

В том случае, когда списывается аккумулятор как самостоятельная единица, его стоимость отражается по Кредит счета 10/5.

Особенности учета материально-производственных затрат данного вида

Необходимо понимать, что поступление аккумуляторов для автомобилей может быть осуществлено по двум схемам:

  1. аккумуляторы поступают в организацию в составе транспортного средства, то есть изначально являются не обособленным приобретением. В данном случае они не должны учитываться отдельно от транспортного средства, а только в совокупности с ним, при этом входя в стоимость автомобиля;
  2. аккумуляторы покупают индивидуально, то есть обособленно, с целью замены вышедших из строя или пришедших в негодность аккумуляторных батарей. В данном случае они должно относиться к материально-производственным запасам, а потому учитываться на специально предназначенном для этого счете.

Учет ведется в специальной карточке учета эксплуатации аккумуляторных батарей, в которой указывается тип аккумулятора и его номер, наименование изготовителя и дата производства, а также нормативная наработка до момента списания с учета.

Кроме того, в этом документе отражается информация о том, на какой именно автомобиль и на какую конкретную дату установлен аккумулятор, а также кто из водителей является ответственным за данную зап.часть к транспортному средству. Именно на основе этой информации можно грамотно отслеживать, сколько именно должна отработать батарея по времени и когда нужно будет ее утилизировать в связи с окончанием срока нормативной эксплуатации.

Порядок утилизации аккумуляторов

При выбытии из деятельности организации аккумуляторов вследствие их морального или физического износа они не могут быть просто отправлены в мусорохранилище, поскольку являются предметами, способными загрязнять окружающую среду. В связи с этим их утилизация должна производиться по определенным правилам, которые закреплены на законодательном уровне.

При этом утилизацией должны заниматься только те организации, которым выдана соответствующая лицензия на осуществление мероприятия данного рода. Их сотрудники извлекают все элементы аккумуляторов, которые могут быть переработаны и использованы при последующем производстве батарей.

Если организация не сдает на утилизацию отработавшие аккумуляторы, а просто выбрасывает их на мусорную свалку, она наносит вред окружающей природной среде. В соответствии с такими действиями Росприроднадзор имеет право наказать предприятие, наложив на него административный штраф:

  • на должностных лиц компании – от 10 до 30 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тыс. руб. или же приостановление хозяйственной деятельности на период до 90 суток;
  • на юридических лиц – от 100 до 250 тыс. руб. или же приостановление хозяйственной деятельности на период до 90 суток.

Утилизация отработанных аккумуляторных батарей предполагает их реализацию на сторону, то есть продажу специализированной организации. При этом необходимо составлять вести специальный журнал, в котором будут отражаться основные характеристики проводимых операций, в том числе наличие на начало периода, поступление и передача сторонней организации в отчетном периоде, а также наличие на конец периода.

Типовые проводки по учету аккумуляторов

Типовые проводки по учету аккумуляторных батарей могут быть представлены в следующем виде:

Дт 10.5 Кт 60 – отражена стоимость поступивших аккумуляторных батарей

Дт 19 Кт 60 – отражена сумма НДС по приобретаемым аккумуляторам

Дт 60 Кт 51 (71) – отражена оплата покупаемых батарей через расчетный счет или с использованием подотчетных средств

Дт 20 Кт 10.5 – списана стоимость аккумуляторных батарей в расходы по основной деятельности или вспомогательному производству

Дт 62 Кт 10.5 – отражена стоимость реализуемых на сторону батарей

Дт 91.1 Кт 62 – отражена сумма выручки при реализации аккумуляторов как МПЗ

5 ответов на часто задаваемые вопросы про особенности бухгалтерского учета аккумуляторов для автомобилей

Вопрос №1. Если аккумулятор для транспортного средства куплен по очень большой стоимости, то есть, к примеру, превышает 100 000 руб., его необходимо учитывать как основное средство или как материал?

В данном случае стоимость аккумулятора никакой роли не играет в постановке на учет – он всегда будет считаться ТМЦ, поскольку, кроме стоимости, не соответствует другим параметрам и характеристикам, присущим основным средствам. К примеру, аккумулятор не является обособленным средством, с помощью которого можно было бы выполнять какие-либо операции, то есть он является только комплектующим к транспортному средству.

Вопрос №2. Если организация приняла решение продать аккумуляторы, на каком счете и по каким документам должен быть осуществлен бухгалтерский учет полученных денежных средств?

При продаже аккумуляторов, которые не являются продукцией или товаром для предприятия, полученный доход относится на счет прочих доходов и расходов – счет 91.1.

едеральным государственным унитарным предприятием «Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» (НИИАТ).

ормативные сроки службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств и автопогрузчиков.

Срок службы аккумуляторных батарей, лет

Минимальная наработка (пробег или моточасы работы) автотранспортного средства или автопогрузчика, при выполнении перевозок, не менее:

городских

пригородных

междугородных

сельскохозяйственных

Грузовые автомобили

87000 км

150000 км

250000 км

225000 км

3000 моточасов

60000 км

Легковые автомобили, служебные и используемые для коммерческих перевозок пассажиров, малотоннажные грузовые автомобили (в т.ч. пикапы и фургоны) на базе легковых автомобилей

112000 км

Легковые автомобили-такси

1,75

70000 км

2,75

3000 моточасов

Автобусы

130000 км

160000 км

220000 км

3000 моточасов

* При условии выполнения требований инструкции по эксплуатации аккумуляторной батареи

Автотранспортные средства и автопогрузчики

Годовая наработка (пробег или моточасы работы) автотранспортного средства или автопогрузчика, при выполнении перевозок, не менее:

городских

пригородных

междугородных

сельскохозяйственных

Грузовые автомобили

35 тыс. км

60 тыс. км

100 тыс. км

90 тыс. км

Специальные автомобили на шасси грузовых автомобилей

1000 моточасов

Легковые автомобили индивидуального пользования

15 тыс. км

Легковые автомобили, служебные и используемые для коммерческих перевозок пассажиров, малотоннажные грузовые автомобили (пикапы и фургоны) на базе легковых автомобилей

45 тыс. км

Легковые автомобили - такси

40 тыс. км

Специальные автомобили на шасси легковых автомобилей

1000 моточасов

Автобусы

65 тыс. км

80 тыс. км

110 тыс. км

Подъемно-транспортные машины, в т.ч. автопогрузчики

1000 моточасов

заряжают аккумуляторную батарею до наступления обильного газовыделения во всех аккумуляторах, когда напряжение на полюсных выводах и плотность электролита не изменяются в течение 2 (ч). В конце заряда, если плотность электролита с учётом температурной поправки отличается от нормативной, производят корректировку плотности доливкой в аккумуляторную батарею дистиллированной воды или раствора серной кислоты плотностью 1,4 (г/см 3), (доливать в аккумуляторы неразбавленную серную кислоту запрещается);

через 2 часа после корректировки плотности электролита в аккумуляторной батарее повторно измеряют температуру и плотность электролита и при необходимости производят корректировку плотности дистиллированной водой или раствором серной кислоты;

полностью заряженную аккумуляторную батарею проверяют нагрузочной вилкой (например, Э 107 или Э 108) или на стационарной установке для заряда и проверки батарей при продолжительности разряда 5 - 7 (с). При величине напряжения на полюсах батареи в конце проверки ниже 9,6 (В) аккумуляторную батарею следует списать.

1,26

от -30 до -15

круглый год

1,28

Умеренные

от -15 до -8

круглый год

1,26

от -15 до +4

-//-

1,24

от 0 до +4

-//-

1,22

Т аблица П2 .

П оправки к показаниям денсиметра в зависимости от температуры электролита

Температура электролита при измерении его плотности, ° С

Поправка, (г/см 3 )

от -55 до -41 включительно

0,05

от -40 до -26 -//-

0,04

от -25 до -11 -//-

0,03

от -10 до +4 включительно

0,02

от +5 до +19 -//-

0,01

от +20 до +30 -//-

0,00

от +31 до +45 -//-

0,01

от +46 до +60 -//-

0,02

М етодика проверки уровня электролита в аккумуляторах батарей, не оборудованных пробками для заливки электролита.

У ровень электролита в аккумуляторах батарей, не оборудованных пробками для заливки электролита, проверяют косвенно, путём расчёта по результатам взвешивания аккумуляторной батареи и на основе каталожных данных изготовителей по характеристикам батарей.

С нижение уровня электролита в аккумуляторах приводит к снижению массы батареи по сравнению с установленной изготовителем начальной массой новой батареи. Для расчета величины снижения уровня электролита используют соотношение:

( 1 )

где D h - снижение уровня электролита в батарее, (см),

М 0 - начальная масса новой аккумуляторной батареи, (г);

М 1 - фактическая масса аккумуляторной батареи, (г);

S - площадь «зеркала» электролита в батарее, (см 2);

р - удельная масса электролита в батарее, (г/см 3);

к = 6 - число аккумуляторов в батарее, (шт).

С ведения о начальной массе М 0 батарей разных моделей и изготовителей приводят в каталогах (см.). Величину фактической массы М 1 батареи определяют взвешиванием с погрешностью не более 1 %. Площадь «зеркала» электролита в аккумуляторах устанавливают по данным изготовителя батареи в эксплуатационной документации. В качестве удельной массы электролита в батарее используют её нормативное значение р = 1,24 (г/см 3).

Подборка наиболее важных документов по запросу Карточка учета аккумуляторов (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты : Карточка учета аккумуляторов

Учитывая тот факт, что в действиях индивидуального предпринимателя <...> выразившихся в совершении недобросовестных действий по отношению к конкурентам (операторам технического осмотра) путем выдачи диагностической карты, договора контрольной диагностики аккумуляторной батареи, заключенных от имени ИП <...> без фактического проведения инструментального контроля транспортных средств на территории города Кирова и области, в качестве условия заключения лицом с ООО "Р" (Кировский филиал) договора ОСАГО, что может причинить убытки хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации, содержатся признаки нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона "О защите конкуренции", приказом Кировского УФАС России от 30.11.2015 г. N 362 было возбуждено производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства в отношении индивидуального предпринимателя <...> Рассмотрение назначено на 21.12.2015 г.

Решение ФАС России от 23.12.2016 N АК/569/17 по делу N 252-А-16
Обстоятельства: Вынесено постановление о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ (заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий).
Решение: Постановление изменено в части размера административного штрафа. В частности, ООО "АА" сообщило, что сотрудники филиала Р а регулярно не принимают диагностические карты ООО "АА", ссылаясь на их недействительность, распространяют информацию о том, что эта фирма не аккредитована и категорично предлагают купить пакет документов для получения диагностической карты с дополнительными услугами по проверке аккумуляторной батареи у ИП М.

Похожие публикации