Учреждение верховной распорядительной комиссии дата. Реформаторские идеи

Верховная распорядительная комиссия по охранению государственного порядка и общественного спокойствия - учреждена в г. С.-Петербурге именным указом императора Александра II, данным Сенату 12 февраля 1880 г. (П. С. З., № 60492), в видах прекращения покушений на государственный и общественный строй России. Комиссия состояла из главного начальника, генер.-адъют. графа М. Т. Лорис-Меликова, и назначаемых для содействия ему по непосредственному его усмотрению членов. Членами комиссии состояли: член Госуд. совета К. П. Победоносцев, генерал-адъютант кн. А. К. Имеретинский, статс-секретарь М. С. Каханов, тайные советники М. Е. Ковалевский, И. И. Шамшин, П. А. Марков; свиты Е. И. В. генерал-майоры П. А. Черевин и М. И. Батьянов и действ. ст. сов. С. С. Перфильев. Сверх того, главный начальник мог приглашать в комиссию всех лиц, присутствие коих признавалось им полезным. 5 марта состоялась беседа главного начальника с представителями петербургского городского общественного управления - городским головой бар. П. Л. Корфом, и гласными И. И. Глазуновым, Ц. А. Кавосом, В. И. Лихачевым и М. П. Митковым. Канцелярией главного начальника управлял А. А. Скальковский. Главному начальнику были даны для достижения возложенной на него задачи чрезвычайные полномочия. Кроме прав главноначальствующего в С.-Петербурге и непосредственного ведения дел о государственных преступлениях в столице и местном военном округе, ему предоставлено было верховное направление этих дел во всех прочих местах империи, а также право делать все распоряжения и принимать все меры, которые он признает необходимыми для охранения государственного порядка и общественного спокойствия, определяя вместе с тем взыскания и порядок ответственности за неисполнение своих распоряжений и мер. Эти распоряжения и меры подлежали безусловно исполнению и соблюдению всеми и каждым и могли быть отменяемы только государем и самим главным начальником. Все ведомства обязаны были оказывать главному начальнику полное содействие и немедленно исполнять все его требования. Наконец, главному начальнику предоставлено было непосредственно испрашивать, когда признает нужным, повеления и указания государя.

14 февраля 1880 г. последовало первое обращение главного начальника к жителям столицы, в котором он высказал свой взгляд на предстоящую ему трудную задачу. Бороться со злом он думал двоякими средствами: 1) уголовно-полицейскими, не останавливаясь ни перед какими мерами строгости для наказания преступных действий, и 2) государственными - направленными к тому, чтобы успокоить и оградить интересы благомыслящей части общества, восстановить потрясенный порядок и возвратить отечество на путь мирного преуспеяния. При этом главный начальник рассчитывал на поддержку общества, как на средство, могущее содействовать власти в возобновлении правильного течения государственной жизни.

С целью объединения деятельности отдельных властей, высочайшими указами 3 и 4 марта 1880 г. (П. С. З., № 60609 и 60617) главному начальнику комиссии были временно подчинены III-е отделение С. Е. И. В. канцелярии и корпус жандармов. Комиссия, имевшая 4 заседания - 3 в марте и 1 в июне, - коснулась разных государственных и общественных вопросов, но труды ее не были обнародованы. Из принятых комиссией мер можно отметить облегчение участи лиц, высланных административным порядком по политической неблагонадежности, особенно из числа учащейся молодежи. 3 апреля 1880 г. по докладу главного начальника последовало высочайшее повеление, коим предписывалось губернаторам и градоначальникам представить в течение 2 - 3 месяцев точные списки таких поднадзорных, с заключением о том, кто из них заслуживает облегчения и может быть допущен в учебные заведения. Эти отзывы местных начальств подлежали пересмотру комиссии, которая могла производить и фактическую поверку полученных сведений на месте. Таким образом, с мая по август 1880 года многие были вовсе освобождены или возвращены на родину или воспользовались иными льготами, например допущением вновь в высшие учебные заведения. Дела о прочих поднадзорных переданы после закрытия комиссии в м-во вн. дел. Так как ближайшая цель комиссии вскоре была признана настолько достигнутой, что дальнейшая охрана государственного спокойствия могла происходить в общеустановленном порядке, с некоторым лишь расширением круга действий м-ва внутренних дел, то именным указом 6 августа 1880 г. В. распорядительная комиссия была закрыта, с передачей дел ее в названное министерство. Вместе с тем министру внутренних дел (гр. Лорис-Меликову) предоставлено завершение возбужденных комиссией вопросов с правом приглашать для этого бывших ее членов в особые совещания.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.

Произведённого 5 февраля С. Н. Халтуриным , и объединивший действия всех властей по охране государственного порядка и общественного спокойствия. Распоряжения Главного начальника Верховной распорядительной комиссии и принимаемые им меры подлежали безусловному исполнению и соблюдению и могли быть отменены только им самим или особым Высочайшим повелением.

История

5 марта состоялась беседа главного начальника с представителями петербургского городского общественного управления - городским головой бар. П. Л. Корфом , и гласными И. И. Глазуновым, Ц. А. Кавосом, В. И. Лихачевым и М. П. Митковым. Канцелярией главного начальника управлял А. А. Скальковский . Главному начальнику были даны для достижения возложенной на него задачи чрезвычайные полномочия. Кроме прав главноначальствующего в Санкт-Петербурге и непосредственного ведения дел о государственных преступлениях в столице и местном военном округе, ему предоставлено было верховное направление этих дел во всех прочих местах империи, а также право делать все распоряжения и принимать все меры, которые он признает необходимыми для охранения государственного порядка и общественного спокойствия, определяя вместе с тем взыскания и порядок ответственности за неисполнение своих распоряжений и мер. Эти распоряжения и меры подлежали безусловно исполнению и соблюдению всеми и каждым и могли быть отменяемы только государем и самим главным начальником. Все ведомства обязаны были оказывать главному начальнику полное содействие и немедленно исполнять все его требования. Наконец, главному начальнику предоставлено было непосредственно испрашивать, когда признает нужным, повеления и указания государя.

14 февраля 1880 года последовало первое обращение главного начальника к жителям столицы, в котором он высказал свой взгляд на предстоящую ему трудную задачу. Бороться со злом он думал двоякими средствами: 1) уголовно-полицейскими, не останавливаясь ни перед какими мерами строгости для наказания преступных действий, и 2) государственными - направленными к тому, чтобы успокоить и оградить интересы благомыслящей части общества, восстановить потрясенный порядок и возвратить отечество на путь мирного преуспеяния. При этом главный начальник рассчитывал на поддержку общества, как на средство, могущее содействовать власти в возобновлении правильного течения государственной жизни.

С целью объединения деятельности отдельных властей, высочайшими указами 3 и 4 марта г. (П. С. З., № 60609 и 60617) главному начальнику комиссии были временно подчинены III отделение Собственной Е. И. В. канцелярии и корпус жандармов. Комиссия, имевшая 4 заседания - 3 в марте и 1 в июне, - коснулась разных государственных и общественных вопросов, но труды её не были обнародованы. Из принятых комиссией мер можно отметить облегчение участи лиц, высланных административным порядком по политической неблагонадёжности, особенно из числа учащейся молодежи.

3 апреля 1880 года по докладу главного начальника последовало высочайшее повеление, коим предписывалось губернаторам и градоначальникам представить в течение 2-х - 3-х месяцев точные списки таких поднадзорных, с заключением о том, кто из них заслуживает облегчения и может быть допущен в учебные заведения. Эти отзывы местных начальств подлежали пересмотру комиссии, которая могла производить и фактическую поверку полученных сведений на месте. Таким образом, с мая по август 1880 года многие были вовсе освобождены или возвращены на родину или воспользовались иными льготами, например допущением вновь в высшие учебные заведения. Дела о прочих поднадзорных переданы после закрытия комиссии в министерство внутренних дел . Так как ближайшая цель комиссии вскоре была признана настолько достигнутой, что дальнейшая охрана государственного спокойствия могла происходить в общеустановленном порядке, с некоторым лишь расширением круга действий министерства внутренних дел, то именным указом 6 августа 1880 года Верховная распорядительная комиссия и III отделение Собственной Е. И. В. канцелярии были закрыты с передачей дел в Департамент государственной полиции , образованный при министерстве внутренних дел. Вместе с тем министру внутренних дел (гр. Лорис-Меликову) предоставлено завершение возбужденных комиссией вопросов с правом приглашать для этого бывших её членов в особые совещания.

Либерально настроенные чиновники не раз внушали Александру II Освободителю идею логически завершить Великие реформы путем введения в стране представительного органа. Но как только император проявлял не­значительные признаки внимания к данной проблеме, так очередной гром­кий теракт революционеров, игравший на руку сторонникам сохранения абсолютизма, отвращал его от самой мысли о конституции.

Наступившая в конце 1879 г. на некоторое время стабилизация в стране позволила императору вновь задуматься о реформировании «верховной власти». В декабре 1879 г., а затем в январе следующего года вопрос о представительстве тайно обсуждался по почину самого императора на Особом совещании. Внимание тогда привлекли проекты Валуева и великого князя Константина Николаевича. На последнем заседании в конце января 1880 г. решено было обсуждение отложить.

5 февраля грянул взрыв в Зимнем дворце, организованный Исполнительным Комитетом «Народной воли». Император не пострадал, но 11 солдат лейб-гвардии Финляндского полка, несшего караул во дворце, было убито, а 56 - ранено. Можно представить, как воспринял эту террористическую акцию боевой генерал Лорис-Меликов, оберегавший солдатские жизни на войне и столкнувшийся с гибелью воинов в самом центре империи - в столице, в царском дворце. Он назовет действия революционеров «преступными, позорящими наше общество».

Собрав своих министров, император заявил, что считает неизбежным принятие исключительных мер, в числе которых предусматривалось создать особое учреждение - Верховную распорядительную комиссию. Имея чрезвычайные полномочия, в том числе и некоторые права верховной власти, комиссия должна была наряду с нейтрализацией радикалов найти способ выхода из политического кризиса. Главой Верховной распорядительной комиссии император назначил генерал-лейтенанта М.Т. Лорис-Меликова, подчинив ему все административные власти, включая министров.

В первой части Указа о создании Верховной распорядительной комиссии говорилось о необходимости положить «предел беспрерывно повторяющимся покушениям дерзких злоумышленников поколебать в России государственный и общественный порядок».

Указ состоял из одиннадцати пунктов. Первые пункты носили организационный характер (создание Комиссии, ее состав, назначение председателя). В следующих пунктах рассматривались функции ВРК. Как видно из Указа - основная задача Комиссии - организация борьбы с революционным движением. Председателю ВРК Лорис-Меликову давались широкие полномочия - права главноначальствующего в Санкт-Петербурге и его окрестностях, с непосредственным подчинением столичного градоначальника. Упразднялась должность петербургского генерал-губернатора. На Лорис-Меликова возлагалось «верховное направление» дел по государственным преступлениям. Все требования начальника Верховной распорядительной Комиссии подлежали немедленному исполнению всеми должностными лицами и ведомствами, не исключая и военного. Руководитель ВРК имел право «делать все распоряжения и принимать все меры для охранения государственного порядка и общественного спокойствия, как в Санкт-Петербурге, так и в других местностях империи».

Создание Комиссии и ее полномочия по существу ставили III Отделение собственной его императорского величества канцелярии в подчиненное Комиссии положение [. Колпакиди А., Север А. Спецслужбы Российской империи. -- М.: Яуза Эксмо, 2010. С. 256.]. Военный министр Д.А.Милютин, беседовавший с Лорис-Меликовым 10 февраля, писал о своем впечатлении от этого разговора: «Граф Лорис-Меликов понял свою новую роль не в значении только председателя следственной Комиссии, а в смысле диктатора, которому как бы подчиняются все власти, все министры».

Как выяснилось в дальнейшем, Милютин был прав. В ходе работы комиссии, Лорис-Меликов понимал свои задачи весьма широко. Помимо непосредственной борьбы с противоправительственной деятельностью, он полагал, что Комиссия должна выработать систему мер, которые могли бы нормализовать положение в стране и успокоить общество. Что касается личности Лорис-Меликова, то она как нельзя более подходила для выполнения поставленных перед Комиссией задач. Он отличался крайней ответственностью, преданностью своему делу и трудолюбием, пользовался большим доверием императора (их общение в этот период было практически ежедневным).

После назначения, Лорис-Меликов отбросил колебания, свойственные царю-реформатору, и приступил к решительным мерам по умиротворению империи. Но не только и не столько репрессивными методами, сколько попыткой сплотить все «благомыслящие» силы общества с властью. Намерения «диктатора» были четко обозначены 15 февраля, когда в «Правительственном вестнике» появилось его воззвание «К жителям столицы». В нем Лорис-Меликов обещает не останавливаться ни перед какими строгими мерами для наказания преступных действий, с одной стороны, а с другой - успокоить и оградить законные интересы благомыслящего общества.

26 февраля 1880г. Лорис-Меликов подает Александру II «Всеподданнейший доклад», основная мысль которого сводилась к необходимости объединения всех полицейских властей. Он считал это «единственным верным путем для достижения успехов в мерах против крамолы». Лорис-Меликов писал, что разрозненные действия правительственных лиц и учреждений - «одна из главнейших причин» неуспеха в борьбе с революционными силами». Царь выразил согласие с Лорис-Меликовым.

Созданное как одно из отделений собственной его императорского величества канцелярии, III Отделение подчинялось непосредственно императору. В то время существовало Министерство внутренних дел и внутри этого Министерства - Департамент полиции Исполнительной. Не было четкого разграничения полномочий в деле руководства полицией на местах. Такое положение приводило к соперничеству между МВД и III Отделением, что также не могло не отражаться на эффективности и авторитете полицейских служб. За указом о временном подчинении III Отделения ВРК уже на следующий день последовало новое «высочайшее» повеление, в соответствии с которым и Отдельный корпус жандармов также был «временно» подчинен Верховной распорядительной комиссии.

11 апреля 1880 года Лорис-Меликов передал Александру II всеподданнейший доклад, который был программой дальнейших мероприятий ВРК для решения поставленных перед ней задач. В первой части докладной записки говорилось о том, что успела сделать Комиссия (координация деятельности жандармских органов и полиции, ускорение процессов рассмотрения дознаний по политическим делам, урегулирование вопроса административной ссылки и т.д.). Далее в докладе отмечалось, что для вывода страны из кризиса необходимо провести реформы, касающиеся различных сторон общественной жизни России. В части, касающейся «охранения государственного порядка и общественного спокойствия», предлагаемая программа состояла из пяти пунктов.

Примечательно, что эта часть доклада была наиболее внимательно прочитана Александром II, некоторые абзацы были отмечены карандашом с пометкой «да». В первом пункте Лорис-Меликов предлагал «идти твердо и решительно в деле преследования злоумышленников, но не смешивать с ними людей, виновных лишь в проступках, не имеющих прямого отношения к социально-революционным проявлениям».

Во втором пункте указывалось, что следует всемерно стремиться к установлению полного единства действия всех органов правительственной власти, призванных к борьбе с преступными лжеучениями, к объединению, сосредоточению и усилению деятельности разного рода полиций (городской, уездной, жандармской и сыскной).

В третьем пункте Лорис-Меликов особо подчеркивал, что необходимо «стремиться к возвращению от чрезвычайных мер к законному течению дела».

Два последних пункта содержали перечень предлагавшихся конкретных мер по нормализации общественных отношений, подчеркивалась необходимость «побудить правительственные учреждения и лица к более внимательному отношению к выразившимся насущным потребностям населения и его представителям». Говорилось также о пересмотре паспортной системы облегчении крестьянских переселений, преобразовании губернских административных учреждений, установлении отношений нанимателей к рабочим и т.д.

Хотя предложения Лорис-Меликова, на первый взгляд, имели ограниченный характер, но уже сама постановка вопроса о том, что в настоящий период нельзя ограничиваться только карательными и полицейскими мерами, а необходимо проводить определенные преобразования, указывала на серьезность, намерений председателя Комиссии. В конце доклада Лорис-Меликов отмечал, что разработка предлагаемых мероприятий «будет составлять предмет заботливости подлежащих министров и других высших установлений», но «возбуждение вопросов», очерченных в программе и. обсуждение «своевременности предложенных с этой целью мер должно входить в круг деятельности Верховной распорядительной Комиссии».

Благодаря реформе политического сыска Лорис-Меликов добился серьезных успехов: во второй половине 1880 - начале 1881 года были арестованы лидеры «Народной воли». В то же время Лорис-Меликов счел нужным пойти на некоторые уступки обществу, с тем, чтобы привлечь на сторону правительства его «благомыслящую часть». Он провел ряд мер, смягчавших цензуру печати и произвол местной администрации в отношении земских органов [. Борисов, Н.С., Ключ к истории Отечества: Пособие для абитуриентов/ Н.С.Борисов, А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов. - Москва: Изд-во Московского ун-та, 1993. C. 34.].

Выполнить программу Лорис-Меликова ВРК однако не успела. Летом 1880 года Лорис-Меликов сам поставил перед Александром II вопрос о целесообразности существования ВРК. 26 июля 1880 года он представил Александру II новый всеподданнейший доклад, в котором подвел итоги проделанной Комиссией работы, отметил «некоторые благоприятные явления, свидетельствующие о заметном успокоении умов», считая, однако, что «вредные для государственного строя проявления социальных учений могут быть парализованы не в короткий срок...». В докладе указывалось, что Комиссия «не может быть тем постоянным, в государственном строе органом, который имел бы назначение не только создать, но и поддерживать прочное объединение правительственных сил для борьбы с крамолою... деятельность ее, как и всякой исключительной власти, не должна быть продолжительною...» [. Хрестоматия по истории СССР, 1861 - 1917: Учеб. пособие для пед. ун-тов по спец. «История» / Сост. В.Ф.Антонов [и др.]; Под общ. ред. В.Г.Тюкавкина. - Москва: Просвещение, 1990. C. 188.].

6 августа был подписан Указ о ликвидации Верховной распорядительной комиссии. В нем говорилось, что «ближайшая цель учреждения Комиссии - объединение действий всех властей для борьбы с крамолой, настолько уже достигнута, что дальнейшие указания наши по охранению государственного порядка и общественного спокойствия могут быть проводимы в общеустановленном законом порядке, с некоторым расширением круга ведения Министерства внутренних дел». В связи с этим указом III Отделение упразднялось, а его функции переходили к новому учреждению, создаваемому этим указом - Департаменту государственной полиции в составе Министерства внутренних дел. «Впредь до возможности полного слияния высшего заведования полицией в одно учреждение упомянутого Министерства»[ . Перегудова, З.И., Политический сыск в России (1880-1917 гг.): Москва: РОССПЭН. 2000. С. 243.].

Создание Верховной распорядительной комиссии стало важным событием в политической истории России. Факт существования этого органа свидетельствует о попытке царского режима конца 19 века совладать с общественными настроениями, в основе которых было ожидание конструктивных последовательных реформ.

Что это за комиссия

В 1880-м силами царского режима произошло учреждение Верховной распорядительной комиссии. Год этот был ознаменован активной борьбой самодержавной власти против революционного движения. Среди историков есть мнение, что поводом для создания Комиссии стал взрыв, устроенный противниками царизма 5 февраля в Зимнем дворце.

Человек, в непосредственном подчинении которого находилась Верховная Распорядительная комиссия - Лорис-Меликов Михаил Тариэлович. В состав органа также входили К. П. Победоносцев, А. К. Имеретинский, М. С. Каханов и другие видные государственные деятели. Создание Верховной распорядительной комиссии, как считают некоторые историки, было связанно с необходимостью упорядочить действия в столице Российской империи в условиях растущих революционных настроений.

Деятельность

Верховная распорядительная комиссия была призвана объединять работу различных государственных органов правопорядка (включая судебные инстанции). Главной целью работы комиссии было противодействие нарастающей активности революционеров. Задачи, которые стояли перед данной организацией, заключались в ускорении следственных действий в отношении подозреваемых в преступлениях перед государством, решением вопросов о наказании в виде ссылок, управлении полицейскими органами, осуществляющими надзор.

В среде историков есть версия, что Лорис-Меликов достаточно активно вмешивался в работу большинства направлений государственной политики, однако тому способствовала поддержка в царском окружении. И потому учреждение верховной распорядительной комиссии могло быть оценено как простая формальность - ключевые решение принимались, так или иначе, в рамках линии царизма. И потому, по мнению историков, совершенно неудивительным стал факт, что учреждение верховной распорядительной комиссии довольно скоро вылилось в ее упразднение. Лорис-Меликов возглавил Министерство внутренних дел страны.

Предпосылки появления

В популярных историографических источниках встречается версия, что реформы, проведенные царским режимом в 60-70 годы 19 века, имели признаки непоследовательности, несмотря на то, что несли в себе ряд прогрессивных признаков: развитие капиталистических элементов и сопутствующий рост экономики, укрепление позиций страны на международной арене.

Верховная распорядительная комиссия, считают историки, появилась как ответ царского режима на кризисные тенденции в области политических процессов - стали появляться организации, стремящиеся исправить недостатки в правлении страной революционными методами. Кроме того, значительная часть российского общества не имела выраженной политической позиции, и был риск, что радикально настроенные ячейки обретут симпатию в глазах граждан.

Личность Лорис-Меликова

Михаил Тариэлович Лорис-Меликов родился в 1824 году в Тифлисе. Его семья имеет армянские корни. Обучался в Лазаревском институте восточных языков. Затем - в военных школах Петербурга. В 1843-47 годах служил в в Гродно. Потом несколько лет воевал на Кавказе, после принимал участие в Крымской войне и последующих крупнейших военных конфликтах между Россией и Турцией. После заключения мира между державами был назначен временным генерал-губернатором Астрахани, Саратова и Самары, успешно решил задачи по противодействию опасным эпидемиям в регионе. Работал на должности генерал-губернатора в Харькове, где принимал участие в реформировании государственного аппарата. После возглавил новый госорган под названием Верховная распорядительная комиссия (год 1880).

Лорис-Меликов о ситуации в стране

В своих мемуарах о том, в каких условиях функционировала Верховная распорядительная комиссия, Лорис-Меликов подчеркивал, что первоочередной задачей было успокоить граждан страны. И только потом проводить реформы. Деятель писал о том, что российский царь испытывал давление с самых разных сторон. Во-первых, с внешнеполитической арены - великие державы принуждали императора изменить подписанный с Османской империей Сан-Стефанский мирный договор на условиях, невыгодных России. Во-вторых, российская интеллигенция требовала последовательности в реформах: после отмены крепостного права в 1861 году нужно было приспосабливать освободившихся крестьян к новым условиям ведения хозяйства. И это при том, что не утихали консервативные настроения прогрессивной общественности, полагавшие, что реформа 1861 года не была совместима с российской действительностью.

Проект Конституции Лорис-Меликова

В январе 1881 года Лорис-Меликов предложил императору Александру Второму на рассмотрение документ, содержащий основные принципы преобразований управления страной, которые, по мнению деятеля, были адекватны социально-политической обстановке. Историки назвали этот документ «Конституцией Лорис-Меликова». В нем содержалось предложение создать комиссии по подготовке законов, касающихся финансовых вопросов, управления в регионах и формирования законосовещательной функции. В состав данных органов должны были войти депутаты, избираемые в губернских земствах и городских думах.

Главная задача преобразований заключалась в создании института народного представительства, прообраза парламента. Император не возражал против идеи. Но в день, когда Александр Второй подписал проект обращения в правительство по вопросу преобразований, террористы «Народной воли» совершили покушение на царя. Императору не удалось выжить.

Народовольцы

Главной структурой, которая, по мнению многих историков, представляла наибольшую угрозу царскому режиму, была «Народная воля». Эта организация являлась законспирированной структурой, но вместе с тем находила каналы включения в В ее программные положения входил захват власти методом революционного восстания и последующее проведение демократических реформ. «Народовольцы» полагали, что теракты - наиболее действенный метод противодействия режиму.

В феврале 1880 года они организовали взрыв в Зимнем дворце, который и привел к необходимости образования такой структуры, как Верховная распорядительная Комиссия. Год создания этого органа, по мнению ряда экспертов, характеризовался высочайшей социальной напряженностью в России.

История органов по обеспечению порядка в России

Несмотря на то что время, когда произошло учреждение Верховной распорядительной комиссии - год особенно активной деятельности радикалов, не имевшей, по мнению многих историков, столь выраженных проявлений в несколько предыдущих десятилетий, подобный орган имел исторические прототипы. В частности, в середине 17 века царем был создан так называемый призванный контролировать работу ключевых госучреждений и ведения следствий, касающихся работы политиков. При Петре Первом был учрежден Орган выполнял задачу по расследованию прецедентов оскорбления личности Императора, подрывной работы, проступков в гвардии. В начале 18 века был образован новый орган - Канцелярия розыскных дел, а через несколько десятилетий - Тайная экспедиция, призванная расследовать дела по нарушению государственного порядка. В последующие десятилетия Империи приобретали разные наименования. В конце 19 века, когда в стране назрела необходимость в противодействии радикально настроенным группам, появилась Верховная распорядительная комиссия.

Историческое наследие Комиссии

В среде историков существует версия, что Верховная распорядительная комиссия стала органом, оказавшим прямое влияние на формирование советской, а затем и современной системы государственных учреждений правопорядка. В некоторых историографических данных есть сведения, что созданные в 1917 году контрреволюционные органы советской власти по своим функциям были очень похожи на Верховную распорядительную Комиссию. Затем был создан НКВД, появились такие структуры, как МВД СССР и КГБ.

В 1991 году были учреждены органы, локализировавшие работу советских структур в РСФСР. После распада СССР появились российские МВД и ФСБ. Таким образом, есть основания говорить, насколько велика историческая роль такого органа, как Верховная распорядительная комиссия: 1917-й - революционный - год был периодом опробования государством нового формата противодействия протестным настроениям, а на основе этого опыта выросла советская, а потом и современная система органов правопорядка.

Оценка историков

В среде российских ученых есть эксперты, оценивающие историческую роль верховной распорядительной комиссии в контексте современных политических процессов. В частности, есть версия, что власти при царе и правящие элиты сегодняшней России допускают общие ошибки. Например, появление полагают сторонники данной гипотезы, и сегодня и тогда было связано с произволом элит, отсутствием у них желания проводить необходимые реформы, причем мирными методами. Если как-то и противодействовать терроризму, полагают эксперты, то акцент нужно делать на идеологическом факторе, на корректировке принципов развития экономики, при которой оппозиционные и подрывные ячейки в обществе не будут иметь возможности влиять на население, у которого есть, к примеру, стабильная и

Важна, подчеркивают историки, качественная работа спецслужб не просто в «авральном» режиме - когда террористы активизируются, а постоянно. В этих направлениях, полагают эксперты, ошибалось Правительство Царской России, и проводят недостаточно четкую работу госорганы РФ.

ВЕРХОВНАЯ РАСПОРЯДИТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ, учреждена Высочайшим указом от 12 февр. 1880, «чтобы положить предел беспрерывно повторяющимся покушениям дерзких злоумышленников поколебать в России государственный и общественный порядок». Целый ряд террористических покушений, которыми сопровождалось революционное движение к. 1870-х, вызвал в правительстве убеждение, что меры, предпринимавшиеся до сих пор, оказались недостаточными и не достигающими цели. В совещании высших сановников, происходившем под председательством императора 8 февр., цесаревич выступил с предложением учредить следственную комиссию с обширными полномочиями, действия которой распространялись бы на все части Империи. Это предложение и получило осуществление в учреждении Верховной распорядительной комиссии. Для борьбы с революционным движением комиссии предоставлено было принять всякого рода меры, и все ведомства должны были беспрекословно исполнять соответствующие ее распоряжения; комиссии было поручено непосредственное ведение всех политических дел, возникших в Петербургском военном округе, и верховное направление таких дел во всей Империи. Главный начальник комиссии получил право главноначальствующего в С.-Петербурге, причем ему подчинен был градоначальник, имевший право непосредственно испрашивать Высочайшие повеления и присутствовать при всех докладах министров, если они имели связь с задачами комиссии. Во главе Верховной распорядительной комиссии был поставлен генерал-адъютант М. Т. Лорис-Меликов, членами ее назначены были: член Государственного Совета К. П. Победоносцев, князь Имеретинский, статс-секретарь М. С. Каханов, сенаторы Ковалевский и Шамшин, товарищ начальника Третьего отделения Его Императорского Величества канцелярии генерал Черевин, генерал Батьянов и правитель канцелярии Министерства внутренних дел Перфильев. Свою программу Лорис-Меликов изложил на первом же заседании комиссии; она сводилась к двум главным задачам: подавлению террористов и изысканию средств для уврачевания тех болезней общества, которые породили революционное движение и поддерживали его.

Предложенные Лорис-Меликовым меры были таковы:

1) твердо преследовать преступные действия революционеров, но не смешивать со злоумышленниками людей, не участвующих в преступной партии и в революционных проявлениях ее;

2) установить единство действий полиции, прокуратуры и суда в деле преследования политических преступлений;

3) при достижении указанных целей стремиться к возвращению от чрезвычайных мер к нормальному порядку;

4) побудить органы правительства внимательно относиться к потребностям общества, благожелательно выслушивать заявления дворянства, земств и городов, для чего привлекать эти общественные элементы к участию в таких вопросах, которые близко касаются их местных нужд;

5) восстановить доверие к учебному ведомству, не касаясь основ системы. Перемена в личном составе управления учебным ведомством, по мнению Лорис-Меликова, «будет встречена с величайшим сочувствием всей Россией».

Было декларировано объединение всех действий властей в деле борьбы с революционерами, ускорение производства по политическим делам (были преданы военному суду несколько лиц, участвовавших в покушениях террористов); вместе с тем Лорис-Меликов принял целый ряд мер по облегчению участи лиц, сосланных и арестованных по одним подозрениям в неблагонадежности, и поставил на очередь вопрос о пересмотре правил об административной высылке и надзоре. Множество лиц, подвергнутых административным карам в предыдущие годы, было освобождено по личным представлениям Лорис-Меликова; генерал-губернаторы получили инструкции, в которых им рекомендовалось усвоить новые начала, принятые правительством в борьбе с революционным движением при применении ими административных мер взыскания.

События показали, что деятельность комиссии была неэффективна. Некоторые ее мероприятия стимулировали рост политического бандитизма. Добрая воля царя расценивалась революционерами как слабость. Убедившись в бесплодности работы комиссии, Александр II упразднил ее.

Похожие публикации