Осуществление валютных операций. Принципы и методы проведения валютных операций

"Финансовая газета", N 35, 2000

Российское валютное законодательство содержит значительный объем правовых норм, регулирующих порядок проведения валютных операций юридическими лицами - резидентами. В то же время в ряде случаев законодательно прямо не закреплена возможность проведения тех или иных валютных операций физическими лицами - резидентами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее по тексту - индивидуальные предприниматели) либо необходимость применения в отношении них нормативных правовых актов в области валютного регулирования и валютного контроля. Поэтому в практике применения валютного законодательства часто возникает ряд вопросов, на которые мы постараемся ответить на страницах газеты.

Необходимо ли индивидуальным предпринимателям оформлять паспорта экспортных (импортных) сделок в случае заключения с нерезидентами договоров об экспорте (импорте) товаров?

В соответствии с п.1 Положения Банка России и ГТК России от 22.12.1999 N 101-П и N 01-23/32005 "О применении Инструкции Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" от 13 октября 1999 года N 86-И и N 01-23/26541 (соответственно)" действие этой Инструкции распространяется на сделки, заключенные между резидентами (юридическими лицами или физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) и нерезидентами и предусматривающие осуществление расчетов полностью или частично в иностранных валютах и / или в валюте Российской Федерации за экспортируемые резидентом (в том числе в счет погашения задолженности бывшего СССР и Российской Федерации, а также в счет государственных кредитов, предоставленных Российской Федерацией иностранным государствам) товары, которые помещаются под таможенный режим экспорта. Согласно преамбуле Инструкции Банка России и ГТК России от 26.07.1995 N 30 и N 01-20/10538 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары" ее действие распространяется на юридических лиц - резидентов Российской Федерации независимо от организационно - правовой формы. Таким образом, индивидуальным предпринимателям необходимо оформлять паспорта экспортных сделок в случае заключения с нерезидентами договоров об экспорте товаров. Оформление паспортов импортных сделок в случае заключения индивидуальными предпринимателями с нерезидентами договоров об импорте товаров не требуется.

Требуется ли уполномоченным банкам открывать индивидуальным предпринимателям депозиты на сумму рублей, перечисленных на покупку иностранной валюты для осуществления авансовых платежей по договорам об импорте товаров?

Обязанность уполномоченными банками открывать резидентам депозиты на сумму рублей, перечисленных на покупку иностранной валюты для осуществления авансовых платежей по договорам об импорте товаров, установлена п.3 Указания Банка России от 22.03.1999 N 519-У (в ред. от 24.03.1999, 28.06.1999) "О порядке покупки юридическими лицами - резидентами иностранной валюты за рубли на внутреннем валютном рынке Российской Федерации для целей осуществления платежей по договорам об импорте товаров в Российскую Федерацию". В соответствии с преамбулой этого Указания его действие распространяется на случаи покупки иностранной валюты за рубли на внутреннем валютном рынке Российской Федерации для целей осуществления платежей по договорам об импорте товаров в Российскую Федерацию только юридическими лицами - резидентами. Указание N 519-У не распространяется на покупку иностранной валюты индивидуальными предпринимателями. Таким образом, индивидуальные предприниматели вправе осуществлять покупку иностранной валюты для осуществления авансовых платежей по договорам об импорте товаров без депонирования суммы рублей, перечисленных на покупку иностранной валюты.

Должен ли уполномоченный банк при открытии индивидуальному предпринимателю текущего валютного счета параллельно открывать ему транзитный валютный счет и специальный транзитный валютный счет? Каков механизм обязательной и обратной продажи иностранной валюты, поступившей в пользу индивидуального предпринимателя?

Порядок открытия уполномоченными банками своим клиентам транзитных валютных счетов установлен Инструкцией Банка России от 29.06.1992 N 7 (в ред. от 18.06.1999) "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации". Исходя из преамбулы данной Инструкции ее действие распространяется исключительно на юридических лиц - резидентов. Порядок открытия уполномоченными банками своим клиентам специальных транзитных валютных счетов установлен Указанием Банка России от 20.10.1998 N 383-У "О порядке совершения юридическими лицами - резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации". Согласно преамбуле этого Указания его действие распространяется также исключительно на юридических лиц - резидентов. Таким образом, уполномоченному банку при открытии индивидуальному предпринимателю текущего валютного счета не требуется параллельно открывать транзитный и специальный транзитный валютные счета. Поскольку частичная обязательная продажа иностранной валюты осуществляется с транзитного валютного счета, а ее обратная продажа - со специального транзитного валютного счета, то порядок обязательной и обратной продажи не распространяется на индивидуальных предпринимателей.

Вправе ли индивидуальный предприниматель переводить средства со своего текущего валютного счета, открытого в уполномоченном банке, на текущий валютный счет, открытый ему как физическому лицу в этом же или другом уполномоченном банке? Какие документы необходимо представить для проведения такого перевода?

Перевод иностранной валюты с валютного счета лица, открытого в уполномоченном банке, на валютный счет того же лица в этом же или ином уполномоченном банке не является валютной операцией, поскольку отсутствуют признаки валютной операции, содержащиеся в п.7 ст.1 Закона Российской Федерации от 09.10.1992 N 3615-1 (в ред. от 29.12.1998 N 192-ФЗ) "О валютном регулировании и валютном контроле". Поэтому в данном случае для осуществления перевода иностранной валюты достаточно представить уполномоченному банку поручение на перевод иностранной валюты.

Вправе ли индивидуальный предприниматель снимать (зачислять) наличную иностранную валюту со (на) своего (свой) валютного (валютный) счета (счет), открытого (открытый) в уполномоченном банке?

Действующее валютное законодательство Российской Федерации, в том числе нормативные акты Банка России, не содержит ограничений по внесению (снятию) наличной иностранной валюты на (с) валютные (валютных) счета (счетов), открытые (открытых) в уполномоченных банках на имя индивидуальных предпринимателей.

Может ли индивидуальный предприниматель, выступающий товарищем по договору простого товарищества, перевести часть экспортной валютной выручки, поступившей от нерезидента, в пользу другого индивидуального предпринимателя - товарища в соответствии с договором простого товарищества?

В соответствии с пп."е" п.10 ст.1 Закона N 3615-1 (в ред. от 29.12.1998 N 192-ФЗ) расчеты в иностранной валюте между товарищами - резидентами по договору простого товарищества являются валютными операциями, связанными с движением капитала. Согласно п.2 ст.6 этого Закона, а также п.4 разд.II Основных положений о регулировании валютных операций на территории СССР, утвержденных Письмом Госбанка СССР от 24.05.1991 N 352 (в ред. от 02.09.1994) и действующих в части, не противоречащей существующему валютному законодательству Российской Федерации, валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами при наличии разрешений Банка России. Вместе с тем простой товарищ, на счет которого поступила экспортная валютная выручка, вправе осуществить ее продажу и на основании п.1 ст.2 Закона N 3615-1 осуществить перевод валюты Российской Федерации в пользу другого простого товарища.

Каким образом индивидуальный предприниматель может получить разрешение Банка России на проведение валютных операций, связанных с движением капитала?

В настоящее время рассмотрение вопросов о возможности выдачи разрешений Банка России относится к компетенции Департамента валютного контроля Банка России. При обращении в Департамент валютного контроля юридические лица представляют документы, примерный перечень которых установлен Письмом Банка России от 06.10.1995 N 12-524. Из установленного перечня документов индивидуальные предприниматели представляют те документы, которые соответствуют их статусу индивидуальных предпринимателей. Помимо этих документов индивидуальные предприниматели представляют документ, соответствующий их статусу физического лица (копию паспорта). При этом исчерпывающий перечень документов, которые необходимо представить резидентам в Департамент валютного контроля Банка России с целью рассмотрения вопроса о возможности получения вышеупомянутых разрешений, нормативно не установлен.

Д.Рубинов

Ведущий экономист

валютного управления

Главное управление Банка России

7. Валютные операции, предусмотренные настоящим Положением, осуществляются путем безналичных расчетов через валютные счета резидентов, открытые в уполномоченных банках.

Переводы иностранной валюты, предусмотренные настоящим Положением, могут осуществляться с валютных счетов резидентов, открытых в уполномоченных банках, на валютные счета нерезидентов, открытые как в уполномоченных банках, так и в банках за пределами Российской Федерации.

Переводы иностранной валюты, предусмотренные настоящим Положением, могут осуществляться на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках, с валютных счетов нерезидентов, открытых как в уполномоченных банках, так и в банках за пределами Российской Федерации.

(п. 7 в ред. Положения, утв. ЦБ РФ 17.09.2001 N 152-П)

8. При осуществлении указанных в настоящем Положении валютных операций юридические и физические лица - резиденты представляют в уполномоченный банк, обслуживающий счет, через который проводится соответствующая операция, документы, подтверждающие наличие оснований для осуществления валютных операций в порядке, установленном настоящим Положением (далее - подтверждающие документы).

(см. текст в предыдущей редакции)

Указанные в настоящем пункте подтверждающие документы могут быть предоставлены юридическими и физическими лицами - резидентами в уполномоченный банк путем электронного обмена документами. В этом случае между юридическим или физическим лицом - резидентом, с одной стороны, и уполномоченным банком, с другой стороны, устанавливается процедура признания аналога собственноручной подписи, а также заключается договор о порядке и условиях его использования.

(в ред. Указания ЦБ РФ от 20.08.2002 N 1188-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.2. В случае перевода иностранной валюты со счета подтверждающие документы представляются до проведения валютной операции, а в случае поступления иностранной валюты на счет - в течение семи календарных дней со дня зачисления иностранной валюты на счет.

8.3. При осуществлении валютных операций, указанных в подпункте 1.1.11 пункта 1 настоящего Положения (кроме переводов физических лиц - резидентов иностранной валюты из Российской Федерации на их счета, открытые за пределами Российской Федерации в порядке, установленном Банком России), физические лица - резиденты представляют в уполномоченный банк, обслуживающий счет, через который проводится соответствующая операция, помимо подтверждающих документов, заявление физического лица - резидента или его представителя (далее - Заявление).

При осуществлении переводов физических лиц - резидентов иностранной валюты из Российской Федерации на их счета, открытые за пределами Российской Федерации в порядке, установленном Банком России, предусмотренных пунктом 1.1.11 пункта 1 настоящего Положения, а также валютных операций, указанных в подпункте 1.1.25 пункта 1 настоящего Положения, физические лица - резиденты представляют в уполномоченный банк, обслуживающий счет, через который проводится соответствующая операция, только Заявление.

Форма Заявления устанавливается уполномоченным банком самостоятельно с учетом обязательных требований по содержанию Заявления, указанных в Приложении 3 к настоящему Положению.

8.4. При осуществлении валютных операций, указанных в подпункте 1.1.28 настоящего Положения, физические лица - резиденты представляют в уполномоченный банк, обслуживающий счет, через который проводится валютная операция, заявление, оформленное в соответствии с пунктом 3 Порядка осуществления переводов иностранной валюты из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия текущих валютных счетов от 27 августа 1997 г. N 508, утвержденного Приказом Банка России от 27 августа 1997 г. N 02-371, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 сентября 1997 г. рег. N 1389 ("Вестник Банка России" от 30 сентября 1997 г. N 63), и подтверждающие документы, если в соответствии с законодательством сделка должна быть совершена в письменной форме.

(пп. 8.4 введен Указанием ЦБ РФ от 20.08.2002 N 1188-У)

8.5. Уполномоченный банк отказывает в списании иностранной валюты со счета резидента в целях проведения валютной операции, указанной в настоящем Положении, при непредставлении подтверждающих документов или Заявления, а также в иных случаях, установленных Банком России.

(в ред. Указания ЦБ РФ от 20.08.2002 N 1188-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.6. Допускается осуществление уполномоченными банками расчетов по указанным в настоящем Положении валютным операциям на сумму, не превышающую в эквиваленте 2 000 долларов США по одной валютной операции, без представления подтверждающих документов. В этом случае указание на соответствующую валютную операцию, предусмотренную настоящим Положением, должно содержаться (при переводе со счета) в расчетном документе или (в случае поступления иностранной валюты на счет) в документе (свободной формы), представляемом клиентом в течение семи календарных дней со дня зачисления иностранной валюты на счет.

8.7. При осуществлении физическими лицами - резидентами указанных в настоящем Положении валютных операций на сумму, превышающую в эквиваленте 10 000 долларов США по одной валютной операции, а также при осуществлении валютных операций, указанных в подпунктах 1.1.1, 1.1.2, 1.1.11 и 1.1.25 пункта 1.1 настоящего Положения, физические лица - резиденты представляют в уполномоченный банк свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

Банки проводят широкий круг операций и сделок на валютном рынке: обслуживают валютные счета клиентов (резидентов и нерезидентов), выдают валютные кредиты, заключают сделки по покупке и продаже валюты на межбанковском рынке, а также с другими юридическими лицами, являются агентами государственного валютного контроля .

Принципы осуществления валютных операций в РФ, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушения валютного законодательства в настоящее время регулируется Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ. .

Банк России - основной орган валютного регулирования в РФ. Он определяет сферу и порядок обращения в России иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, проводит все виды валютных операций, устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в России операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ.

Банки, проводящие валютные операции, в целях снижения валютных рисков должны соблюдать лимит открытой валютной позиции (ОВП), т. е. поддерживать на определенном уровне разрыв между суммами своих требований и обязательств в валюте.

1) Особенности операции «спот»

Базой для проведения операций «спот», оказывающих исключительное влияние на валютную позицию, служат корреспондентские отношения между банками. Валютные операции «спот» составляют примерно 90% всех валютных сделок. Главными целями их проведения являются:

ь обеспечение потребностей клиентов банка в иностранной валюте;

ь перевод средств из одной валюты в другую;

проведение спекулятивных операций .

Банки используют операции «спот» для поддержания минимально необходимых рабочих остатков в иностранных банках на счетах «Ностро» для уменьшения излишков в одной валюте и покрытия потребности в другой валюте. С помощью этого банки регулируют свою валютную позицию в целях избежания образования непокрытых остатков на счетах.

Проведение валютных сделок и минимизация рисков требует определенной подготовки (см. таблицу 1).

Таблица 1 - Стадии проведения валютных сделок

При сделках «спот», день, в который завершаются расчеты по той или иной валютной сделке, называется «дата валютирования» и используется как защита от риска. Международные платежи не могут совершаться в воскресенье, праздник или нерабочий день. То есть расчеты должны производиться в рабочий день обеих стран. В российских банках по каждой иностранной валюте открытая валютная позиция определяется отдельно (см. таблицу 2).

Таблица 2 - Определение валютной позиции

Последовательность действий

Валютные позиции уполномоченного банка переводятся в рублевый эквивалент по действующим на отчетную дату официальным обменным курсам рубля, которые устанавливаются ЦБ РФ

Пассивное сальдо указывается со знаком минус, обозначая короткую открытую валютную позицию; активное сальдо указывается со знаком плюс, обозначая длинную открытую валютную позицию

Для подсчета открытой валютной позиции в рублях определяется разность между абсолютной величиной суммы всех длинных открытых валютных позиций в рублях и абсолютной величиной суммы всех коротких открытых валютных позиций в рублях

Сравнение суммарных величин, они должны быть равны.

С целью ограничения валютного риска уполномоченных банков ЦБ РФ устанавливаются следующие лимиты открытых валютных позиций:

ь по состоянию на конец каждого операционного дня суммарная величина всех длинных (коротких) открытых валютных позиций не должна превышать 30% от собственных средств (капитала) уполномоченного банка;

ь по состоянию на конец каждого операционного дня длинные (короткие) открытые валютные позиции по отдельным иностранным валютам и российским рублям не должны превышать 15% от собственных средств (капитала) уполномоченного банка.

Уполномоченными банками, имеющими филиалы, самостоятельно устанавливаются сублимиты на открытые валютные позиции головного банка и филиалов .

  • 1) Текущие валютные операции (см. приложение 2) .
  • 2) Валютные операции, связанные с движением капитала (см. приложение 2) .

Умение различать валютные операции, классифицировать их, а также владение принципами и методами их проведения, являются неотъемлемой частью знаний для деятельности на валютном рынке, но без правовых основ проведения валютных операций в РФ, которые будут рассмотрены в следующей главе, будет сложно грамотно и рационально организовывать и проводить валютные операции.

В связи с глобализацией экономики и развитием финансовой свободы организаций и граждан широко распространились валютные операции . В общем понимании это процедуры приобретения иностранных денежных знаков и их продажи, площадкой для этих процедур является . Регламент действий, возможности проведения, типы субъектов, которым разрешено участвовать в таких сделках, и другие вопросы регулируются правовыми нормами — как национальными, так и международными.

Что такое валютные операции

Словарем экономических терминов дается такое понятие таких операций – это урегулированные государственными и международными правовыми нормами сделки с такой категорией, как валютные ценности. Отечественной правовой базой, а именно ФЗ от 10.12.2003 N 173-ФЗ«О валютном регулировании и валютном контроле» утверждены категории экономических действий с покупкой и переводом валюты, участниками которых являются резиденты РФ, а также нерезиденты. Кроме того, согласно ФЗ от 06.12.2011 N 409-ФЗ к валютным операциям следует отнести также и ввоз в РФ и вывоз с ее территории рублевого капитала, отечественных ценных бумаг, а также валютных ценностей.

Совершение валютных операций разрешено между резидентами РФ и нерезидентами. Резидент – это гражданин и организация, ведущие деятельность на территории РФ, граждане и лица, имеющие вид на жительство в России, зарубежные подразделения отечественных компаний, официальные представительства России, сама Российская Федерация и ее субъекты.

Соответственно, нерезидент – это гражданин или лицо, проживающие за пределами РФ, компании и организации, образованные и работающие за рубежом, их представительства в России, представительства других стран, функционирующие на территории России, организации с межгосударственным подчинением, и прочие лица.

Валютные ценности , являющиеся объектом рассматриваемых операций – это материальные блага, участвующие в интернациональных валютных связях. В РФ в эту категорию входят:

  • инвалюта;
  • бумаги с определенной ценностью;
  • платежки в зарубежных денежных знаках;
  • драгметаллы, самоцветы и жемчуг. В то же время изготовленные из них украшения и предметы, используемые в быту, не являются валютными ценностями.

Виды валютных операций

ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» фиксирует конкретные виды валютных операций :

  • покупка рублей, валютных ценностей и отечественных ценных бумаг одним резидентом у другого, их отчуждение одним резидентом в интересах другого, проведение расчетов валютными ценностями;
  • те же процедуры, когда 1 из сторон — нерезидент;
  • те же процедуры, когда обе стороны — нерезиденты;
  • ввоз в Россию и обратный вывоз рублей, валютных ценностей и отечественных ценных бумаг;
  • различные операции, способствующие перемещениям инвалюты и рублей, ценных бумаг с заграничного счета на счет в российском банке и обратно.

Объединяя валютные операции по типу применяемых ценностей, можно классифицировать их следующим образом:

  • выполняемые с инвалютой и ценными бумагами, чей номинал установлен в инвалюте;
  • выполняемые с драгметаллами, самоцветами и жемчугом;
  • рублевые расчеты, производимые как между резидентами, так и между нерезидентами.

Валютные операции разделяются еще на 2 группы: это текущие и капитальные операции. Текущие – это ввоз/вывоз товаров и услуг при условии расчета по обязательствам не позднее, чем через 180 суток. Капитальные операции – это всевозможные инвестиции, кредиты в валюте на срок более 180 суток, отсрочки по различным платежам на срок больший, чем 90 суток, покупка недвижимости за валюту. Основной принцип такого разделения – это влияние на валютный баланс в экономической системе. Текущие операции не приводят к значительному изменению такого баланса, капитальные же могут привести к ощутимому оттоку капитала из России или к тому, что валюта перенасыщает рынок.

Чтобы упростить процедуры с валютой, банки используют такой показатель, как код валютной операции. Он фиксируется в справках и расчетных документах при совершении рублевых расчетов между счетами резидентов, один из которых оформлен в заграничном банке, а также, если сам плательщик является нерезидентом. Код вида состоит из 5 цифр – первые 2 цифры обозначают группу операций, 3 последние цифры – это код конкретного вида операций.

Выполнение операций с валютными ценностями подтверждает справка о валютных операциях, образец которой закреплен Центробанком в форме №0406009. Если субъект — организация, то справка сдается в банк. Причина этого в том, что в организации должен быть налажен бухгалтерский учет валютных операций. Бухучет для этого выделяет специальные бухгалтерские проводки.

Порядок осуществления валютных операций

В целом, объем операций, выполняемых между резидентами и нерезидентами, существенно не ограничен, исключение — это угроза опасного колебания курса рубля, оттока золотовалютных запасов РФ и нарушения отечественного платежного баланса. Такие ограничения закреплены в ст. 7-8 и 11 ФЗ №173-ФЗ. И вообще все валютные операции в России регламентируются ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и имеют утвержденный порядок осуществления . Для сделок резидентов и нерезидентов установлены различные особенности этого процесса, также различается порядок для граждан и организаций.

Резиденты–организации должны иметь определенный документ-основание. Банк России в Указании № 500-У от 12 февраля 1999 г. утвердил следующие документы-основания:

  • договор купли-продажи либо договор экспорта/импорта;
  • лизинговый договор;
  • договор на выполнение работ и услуг или предоставление продуктов умственного труда, включая их экспорт и импорт;
  • договор кредитования или займа.

Резиденты-организации могут купить валюту на ограниченный список целей, которые закреплены в п. 14 Инструкции Центробанка №7.

До оперирования валютой субъект должен предоставить банку сведения о договоре, документ, разрешающие выполнение валютных операций и их копии. Копии нужны для вложения в досье клиента – этого требует аудит и валютный контроль. Без указанных документов банку не разрешено проводить операции с валютой, такие операции незаконные . Исключение – поступление платежного документа, поручающего зачислить средства клиенту на валютный счет, здесь банк обходится без документов. Приобретенная за рубли инвалюта кладется банком на особый транзитный счет. Если эта валюта в срок 7 дней не списывается для выполнения целей, для которых она приобреталась, то она депонируется на другой счет и продается в течение 3 дней.

Порядок рассматриваемых операций для физических лиц значительно проще. К примеру, чтобы купить валюту, физическое лицо обращается в банк, предоставляет удостоверение личности, оплачивает валюту по установленному банком и уходит уже с валютой. Приобретение валюты подтверждается справкой по форме № 040600. Приобретать валюту можно как за наличные, так и безналично.

Однако нужно помнить, что ст.9 ФЗ №173-ФЗ запрещает валютные процедуры между резидентами, однако здесь имеется масса исключений, закрепленных в п. 1 указанной статьи.

Нерезидентам дано право выполнять меж собой транзакции инвалюты с зарубежных счетов на счета в уполномоченных банках, и обратно. Предельных объемов перечисления, как отмечено в ст. 13 ФЗ №173-ФЗ, нет. Что касается оперирования ценными бумагами РФ на ее территории, то они должны выполняться с учетом норм законодательства о ценных бумагах и антимонопольных норм. Регламент проведения подобных операций определяется Центробанком. Валютные операции меж нерезидентами, выполняемые в рублях на территории России, проводятся только через открытые в России счета.

Нужно подчеркнуть, что в России не внедрен налог на валютные операции. Долгое время ведутся разговоры о необходимости внедрения такого налога, однако руководство Банка России считает, что такая мера будет неэффективной в борьбе с валютными спекуляциями, зато приведет к удорожанию услуг банков и оттоку капитала.

Банковские валютные операции

Это операции, выполняемые лицензированными банками в контексте их предпринимательской деятельности и заключающиеся в торговле валютными ценностями и выполнении роли посредника при осуществлении соответствующих операций.

Виды банковских валютных операций

Можно классифицировать данные операции по следующим основаниям:

  1. Сроки исполнения:
    • текущие;
    • капитальные;
    • кассовые;
    • срочные валютные операции.
  2. Характеристики субъектов:
    • выполняемые резидентами;
    • выполняемые нерезидентами.
  3. Цель и назначение:
    • в интересах клиентов;
    • в собственных интересах.
    • Характер операций и особенности их учета:;
    • пассивные;
    • активные.
  4. Конкретные виды операций с валютой, выполняемых банками:
    • работа с валютными счетами клиентуры;
    • процессы, не связанные с торговлей;
    • корреспондентская связь с отечественными и заграничными банковскими структурами;
    • расчеты в интернациональной среде, сопровождение экспорта и импорта;
    • торговля иностранной валютой на отечественном рынке;
    • аккумуляция и сохранение валюты экономической системе России;
    • кредитование на международном валютном пространстве.

Также выделяют конверсионные операции – это отдельный вид сделок, проводимых агентами валютного рынка, их сущность – это обмен определенного количества одной валюты на определенное количество другой с целью заработать на динамике курсов. Общеизвестный пример – торговля на популярном рынке Форекс.

Порядок выдачи лицензий на осуществление банковских валютных операций

Чтобы на легальных основаниях работать с инвалютой, коммерческие банки обязаны проходить лицензирование, после этого банк получает статус уполномоченного.

Классификация лицензий:

  • внутреннего класса;
  • расширенного класса;
  • генерального класса.

Банк с внутренней лицензией может проводить валютную деятельность на российском пространстве. Для получения такого разрешения требуется подать в ЦБ пакет документов:

  • заполненное ходатайство;
  • экономическая аргументация деятельности клиентов, согласившихся открыть в данном банке валютный счет, на внешнеэкономическом пространстве;
  • список конкретных клиентов, их официальные заявки, данные о годовых оборотах, о наличии валютных счетов в других банках и остатках на них;
  • подтверждение технической возможности выполнения валютных операций;
  • подтверждение наличия контроля внутри банка и наличия требуемых характеристик системы контроля;
  • заключение по аудиторской проверке банка за предыдущий год;
  • письмо КБ с лицензией не ниже генерального уровня, о готовности к установлению корреспондентской связи;
  • перечень всех подразделений и филиалов банка со всеми реквизитами, а также информацией о руководстве;
  • отчетность;
  • перечень лиц, имеющих уровень подготовки, необходимый для операций с валютой;
  • решение о переводе доли уставного капитала в инвалюте;
  • решение территориального органа ЦБ.

Банк с внутренней лицензией может получить расширенную лицензию, для этого требует также предоставления данных о количестве имеющихся валютных счетов в банке, его годовых оборотах и о валютной прибыли, подтверждения повышения квалификации сотрудников в зарубежных банках, подтверждения со стороны зарубежного банка о согласии на установление корреспондентской связи, заключения аудиторской проверки деятельности и отчетности.

Когда будет получена положительная характеристика работы по расширенной лицензии, то банк может претендовать на лицензию генерального уровня. Для этого необходимо подтвердить соответствующую квалификацию работников, наличие необходимого технического оснащения.

Наверх

Убрать

Новости и обзоры валютного рынка

Документы для платежей

▼ Обязанность представления документов
▼ Перечень документов
▼ Требования к документам для валютных операций
▼ Сроки представления документов
▼ Срок хранения документов резидентами
▼ Штраф за нарушение до 55 000 руб., повторное до 165 000 руб.

Обязанность представлять документы для проведения платежей

Пункт 2.1 Инструкции ЦБ № 138-И:

2.1. Резидент при осуществлении операций, связанных с зачислением иностранной валюты на транзитный валютный счет или со списанием иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте, представляет в уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) (далее - уполномоченный банк, за исключением прямого указания на филиал уполномоченного банка) одновременно следующие документы:

справку о валютных операциях;

документы, связанные с проведением валютных операций, указанных в справке о валютных операциях.

Однако в соответствии с п. 1.6 Инструкции ЦБ № 138-И, эти положения не распространяются на валютные операции, совершаемые физическими лицами - резидентами, не являющимися индивидуальными предпринимателями и не занимающиеся частной практикой.


Перечень документов для проведения валютных операций

Часть 4 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173 "О валютном регулировании и валютном контроле":

4. В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

1) документы, удостоверяющие личность физического лица;

2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, - для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица - для резидентов;

4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

Эти требования предусмотрены частью 5 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле":

5. Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц - нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае непредставления лицом документов, требуемых на основании части 4 настоящей статьи и настоящей части, либо представления им недостоверных документов.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2005 № 90-ФЗ)

Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии.

Пункт 1.3 Инструкции ЦБ № 138-И:

Порядок оформления (заверения) копий документов, связанных с проведением валютных операций, может быть согласован уполномоченным банком с резидентом.

Сроки представления документов

Пункт 2.3 Инструкции ЦБ № 138-И:

2.3. Справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, представляются резидентом в уполномоченный банк в следующие сроки (за исключением случаев, установленных пунктами 2.5 - 2.9 настоящей Инструкции):

при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет - не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в уведомлении уполномоченного банка о ее зачислении на транзитный валютный счет;

при списании иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте - одновременно с распоряжением о переводе иностранной валюты.


Срок хранения документов резидентами

Пункт 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле":

2. Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:

2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

«6. Несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов -

(в ред. Федеральных законов от 16.11.2011 № 311-ФЗ, от 28.06.2013 № 134-ФЗ, от 29.06.2015 № 181-ФЗ, от 28.11.2015 № 350-ФЗ)

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 № 116-ФЗ, от 28.11.2015 № 350-ФЗ)

6.1. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов не более чем на десять дней -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 16.11.2011 № 311-ФЗ)

6.2. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на десять, но не более чем на тридцать дней -

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 № 134-ФЗ, от 28.11.2015 № 350-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 № 350-ФЗ)

(часть 6.2 введена Федеральным законом от 16.11.2011 № 311-ФЗ)

6.3. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней -

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 № 134-ФЗ, от 28.11.2015 № 350-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот рублей до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 № 350-ФЗ)

(часть 6.3 введена Федеральным законом от 16.11.2011 № 311-ФЗ)».

6.4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, за исключением случаев повторного совершения административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, -

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 № 350-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере десяти тысяч рублей; на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Похожие публикации