Что такое банковский платежный агент. Кто такой платежный агент? Применение контрольно-кассовой техники

Новости JD.ru рекламируется за счет Дня знаний 09 Августа, в 13:00

Многие компании, ведущие онлайн-бизнес, принимают платежи от физических лиц (в том числе в пользу третьих лиц). Многие проекты проводят через себя суммы, являясь своего рода посредниками. Такая схема выглядит для предпринимателя логично, и некоторые бизнес-модели просто не подразумевают других вариантов работы. Например, сама суть работы платежной системы Qiwi состоит в том, чтобы принимать платежи от граждан наличными в автоматах и переводить их в последствии на счета своих контрагентов. Сама по себе такая модель законна, но работает только при условии строгого соблюдения законодательства.

И самым сложным моментом на пути его соблюдения является отчет на вопрос «Кого считать платежным агентом?». Юрист компании "Зарцын и партнеры" Иван Носков рассказал нам, что означает этот статус и какие требования предъявляются к таким агентам.

Что это все значит ?

Официальное определение термина «платежный агент» таково: это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по приему платежей физических лиц.

При этом под деятельностью по приему платежей физических лиц понимается:

– прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение обязательства перед поставщиком;

– проведение платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Из этого мы можем вывести два основных признака платежного агента:

  1. Платежный агент всегда принимает деньги в пользу третьего лица .

Прием денег от контрагента по договору (пусть контрагент и будет физическим лицом) не образует деятельности платежного агента.

  1. Деятельность платежного агента заключается исключительно в приеме денег в пользу третьего лица .

Соответственно, если вы, помимо приема денег, оказываете плательщику иные услуги, то вы не являетесь платежным агентом.

Например, курьерские компании, доставляя товар интернет-магазинов, часто принимают деньги за товар (в пользу интернет-магазинов), но помимо этого они еще и доставляют товар. Это подтверждает, что курьерские компании не являются платежными агентами.

Аналогичная ситуация складывается в случае, когда деньги принимаются агентом при бронировании билетов. Cуд, рассматривая подобное дело, отметил «…Поскольку общество как агент (субагент) оказывает иные услуги, результатом которых является заключение договора перевозки пассажиров и багажа и последующие расчеты, суды ошибочно сочли его платежным агентом». (cм. Постановление по делу № А05-12527/2014 от 16.12.2015. ВС РФ)

Требования к деятельности платежных агентов

Так как деятельность платежных агентов заключается в приеме денежных средств, то закон предъявляет к таким организациям особые требования.

  • Необходимо открыть специальные счета. Нужно запомнить, что со спецсчета агента деньги поставщику можно перечислить только на спецсчет. За нарушение указанного правила предусмотрена ответственность.
  • Агент обязан проводить идентификацию плательщиков.
  • Кассовый чек платежного агента должен соответствовать предъявляемым требованиям.
  • Платежные агенты обязаны вести отдельную кассовую книгу по средствам, полученным ими в рамках деятельности платежного агента и формировать отдельные приходные кассовые ордера на них. Эти деньги не учитываются при расчете лимита кассы и должны полностью сдаваться в банк. Деньги с момента их поступления в кассу платежного агента принадлежат третьим лицам.

Отдельные требования есть и для платежных агентов, применяющих в своей работе платежные терминалы или банкоматы:

  • использовать ККТ в составе платежного терминала, банкомата;
  • применять исправную ККТ и эксплуатировать ее в фискальном режиме;
  • выдавать кассовый чек;
  • вести и хранить документацию по ККТ;
  • обеспечивать проверяющим доступ к ККТ и документации на нее .

Между поставщиком и платежным агентом заключается, как не трудно догадаться, агентский договор. Вознаграждение, по общему правилу, удерживается непосредственно агентом.

Но важно понимать, что если агент получает наличные от физических лиц, то всю сумму необходимо перечислить на свой специальный банковский счет (до этого момента вычесть свое вознаграждение нельзя). И уже со спецсчета можно будет перечислять средства на другие счета (п. 4 ч. 16 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ). При этом 103-ФЗ не конкретизирует, на чьи счета могут списываться средства.

Это значит, что платежный агент должен сдать в банк все полученные от потребителей платежи для зачисления на спецсчет, а уже потом причитающееся ему комиссионное вознаграждение за оказанную услугу перечислить на свой счет.

Ответственность

Если платежный агент перечислит на свой специальный банковский счет не все наличные, полученные от граждан (ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ), он может быть привлечен к административной ответственности.

За такое нарушение грозит штраф:

  • для организации – от 40 000 до 50 000 руб.;
  • для должностных лиц (главного бухгалтера, а если его нет – руководителя организации), предпринимателей – от 4000 до 5000 руб.

Заметим, что индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к ответственности только в качестве должностных лиц. Это следует из определения категории «должностные лица», которое дано в статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Не исключено одновременное привлечение к административной ответственности как организации, так и ее руководителя. Правомерность такой позиции подтверждается письмом Минфина России от 30 марта 2005 г. № 03-02-07/1-83 и арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Московского округа от 14 июля 2005 г. № КА-А40/6231-05 , Дальневосточного округа от 17 мая 2005 г. № Ф03-А16/05-2/984 , Западно-Сибирского округа от 5 июля 2005 г. № Ф04-4410/2005 (12792-А03-32)).

Таким образом, если вы планируете принимать деньги от физических лиц, тщательно проверьте свою бизнес-модель и определите, являетесь ли вы платежным агентом (чтобы потом вас не привлекли к ответственности).

В свою очередь, если платежный агент принимает наличные деньги в вашу пользу, обязательно используйте специальный банковский cчет.

Платежная система занимает особое место в банковской системе РФ. Она регулирует деятельность организаций по вопросам переводов средств. Сегодня предприятия принимают оплату за свои товары и услуги через электронные системы, а некоторые - даже без открытия счета. Это и не удивительно. Сегодня многие компании ведут онлайн-бизнес. Например, платежная система Qiwi принимает платежи от граждан через автоматы и за вознаграждение переводит их на счета контрагентов. Означает ли это развитие квазибанковской системы в России?

Сущность понятия

Платежные агенты - это посредники между населением и поставщиками услуг. Их деятельность заключается в приеме платежей от плательщиков для погашения задолженности по оплате ЖКХ, осуществления прочих транзакций и зачисления их на свой транзитный счет.

Поставщик - это юридическое лицо, ИП, получающие средства за реализуемые товары (работы). Поставщиками также могут быть организации, которые оплачивают коммунальные услуги, госорганы, которые получают денежные средства для выполнения своих функций.

Платежные агенты - это организации, ИП, которые принимают платежи от физических лиц. Их также называют операторами или субагентами.

Законодательное регулирование

В 2010 году были внесены изменения в ФЗ №103 «О деятельности по приему платежей». В арсенале кредитных организаций появился новый термин - «платежные агенты». Также был введен одноименный счет №40821 для учета операций с данными субъектами.

Требования

Посредники в полном объеме перечисляют на счет платежного агента полученные от плательщиков средства. Затем банк перечисляет на счет поставщика стоимость реализованных товаров, а агенту - комиссионное вознаграждение. Соответственно, поставщик не имеет права принимать средства от агентов на свой обычный банковский счет. Такие требования прописаны в ст. 8 ФЗ №103.

Если специальный счет платежного агента не используется в процессе его деятельности, то участники операции будут нести ответственность по ст. 15 КоАП. Агентам грозит административный штраф в размере 4,5-5 тысяч рублей, а юридическим лицам - 40-50 тысяч рублей.

Прием платежей физических лиц платежными агентами может осуществляться через терминалы или кассовую технику. Оборудование должно быть оснащено фискальной памятью и контрольной лентой. Используемое ККТ должно быть зарегистрировано в ФНС. У посредника должна сохраняться вся документация по операциям.

Учет операций

Расчетные операции между банком и агентами проводятся в сроки, установленные договором. Рассмотрим алгоритм операций. Банк со дня получения реестра платежей через терминал на специальный счет посредника до момента перечисления средств от агента выполняет следующие действия:

  • Все операции учитывает на специальном счете 30233 «Незавершенные операции по платежным картам».
  • Обязательства перед платежными агентами отражает на лицевых счетах, открытых к балансовому счету 30233. Данное условие возможно, если в договоре с агентом прописана пролонгация выплаты комиссии или накопление вознаграждения за определенный период.

После получения средств от агента банк перечисляет выручку поставщику услуг и комиссию посреднику.

Условия обслуживания

По условиям работы банков прием платежей от платежных агентов осуществляется по таким схемам:

  • Депозитная . Агент предоставляет банку средства для предварительного финансирования или в качестве обеспечения, на покрытие риска ликвидности, риска по незавершенным операциям.
  • Кредитная. Агент использует активы банка на покрытие ликвидности и риска по незавершенным операциям.

Чеки

Прием средств должен подтверждаться выдачей чека. Вся информация, размещенная на нем, должна быть легко читаемой в течение минимум полугода. Чек должен соответствовать требованиям нормативных актов РФ и содержать такие реквизиты:

  • наименование документа;
  • сумму принятых средств;
  • название платежа;
  • вознаграждение посредников;
  • дата, время и место приема средств;
  • номер чека;
  • местонахождение банковского агента, его ИНН;
  • номера телефонов агента.

При определении лимита средств в кассе посредники не должны учитывать те деньги, которые предназначены для перечисления третьим лицам. С этой целью платежные агенты ведут две кассовые книги. В первой фиксируются собственные средства, а в другой - «чужие».

При поступлении средств кассир оформляет два приходных ордера:

  • на общую сумму принятых средств;
  • на сумму "чужих" средств.

Аналогичным способом оформляются расходные ордера.

Алгоритм работы

В полномочия агента ходят:

  • принятие платежей от плательщиков;
  • выдача средств физическим лицам через терминалы и банкоматы;
  • предоставление и реализация механизма использования электронных средств оплаты.

Деятельность платежного агента по принятию средств осуществляется в таком алгоритме:

  • заключается договор между агентом и оператором системы;
  • для проведения расчетов в банке открывается специальный счет;
  • поступившие средства первым делом проходят инкассацию, только после этого они попадают на счет;
  • банк перечисляет средства поставщику услуг и комиссионное вознаграждение агенту.

То есть, платежные, как и банковские агенты, являются посредниками между поставщиками услуг и покупателями. Единственная разница между ними заключается в том, что функционал у агентов кредитного учреждения гораздо шире.

Ответственность

За такие нарушения, как:

  • неприменение кассовой техники;
  • использование оборудования, которое не соответствует требованиям;
  • отказ в выдаче товарного чека;
  • перечисление средств в обход специального счета,

предусмотрен административный штраф в размере 3 тыс. руб. на ответственных сотрудников и 30-40 тыс. руб. - на предприятия. ИП может быть привлечено к ответственности только как должностное лицо.

Прочие направления деятельности

Агенты всегда принимают платежи в пользу третьих лиц и не могут предоставлять им какие-то другие услуги. Если они занимаются еще чем-то дополнительно, то к платежным агентам уже не относятся. Работа агента не приносит большой доход. Поэтому посредники регистрируют несколько юридических лиц и через них сдают в аренду терминалы.

По этой же причине к агентам не относятся курьерские компании. Они доставляют товар и принимают деньги от клиентов в счет оплаты. То же самое можно сказать о туристических фирмах. Хотя еще пару лет назад ФНС выставляла штрафы турфирмам за нарушение закона о платежных агентах. Причиной являлось то, что турагенты перечисляют оператору средства за оказание услуг. Операторам приходилось через суд оспаривать решения ФНС, ссылаясь на такие факты:

  • Турфирмы подбирают и бронируют туры клиентам. Часть денег они получают как раз за эти услуги.
  • Работать они могут только по официальным договорам с операторами. В этих документах отсутствуют реквизиты специального счета, через который агенты проводят все операции.

Эти условия противоречат требованиям ФЗ №103.

Международный опыт

Стоит отметить различия с зарубежной практикой. В РФ банковские посредники участвуют в переводе средств, а платежные посредники принимают платежи. За рубежом услуги по переводу средств, которые предоставило физическое лицо, платежный агент оказывает только под руководством легального участника системы. Выполнение функций посредников связано с отмыванием средств. Поэтому ФАТФ рекомендует на законодательном уровне прописать ограничения функций агентов.

Действующее законодательство лишь частично удовлетворяет требования ФАТФ. В законодательстве нивелируется роль агентов в банковской системе. В законе «О НПС» отсутствует четкая формулировка обязанностей платежных агентов. Это вызывает массу вопросов у всех участников банковской системы. Следует отрегулировать отечественное законодательство, а также:

  • создать уполномоченный орган надзора за деятельностью агентов;
  • разработать систему регистрации и лицензирования посредников;
  • указать минимальные критерии пригодности агентов;
  • регулярно осуществлять проверку биографии руководителей агентов;
  • разработать систему мониторинга деятельности посредников и систему санкций за несоблюдение законодательства.

Внедрение данных предложений даст возможность госорганам получить информацию для построения системы переводов средств, повысит прозрачность деятельности, будет способствовать увеличению конкурентоспособности операторов на рынке.

Вывод

Прежде чем становиться платежным агентом, нужно тщательно настроить бизнес-модель. Она должна четко соответствовать требованиям законодательства. Организациям, которые уже сотрудничают с посредниками, нужно открыть специальный счет. И принимать средства от агента только через этот транзитный счет.

Банковский платежный агент (Б.П.А.) – это вспомогательный канал связи, выступающий юр. лицом, (не относящееся к кредитным учреждениям) или ИП, которые нанимаются кредитными учреждениями с целью выполнения различных банковских задач.

Рассмотрим регулирование банковской деятельности на законодательном уровне. Из ФЗ “О банковской деятельности”, следует, что платежный агент является лицом, принимающим денежные средства для оплаты различных услуг физ. лицам, для зачисления их на счет в банке.

С 2011 года, банковские агенты по платежам получили дополнительные права:

  • принятие и выдача физ. лицу материально-денежных средств, и осуществление операции с денежными средствами самостоятельно при помощи терминалов и банкоматов;
  • прием с дальнейшим переводом (цель платежа не имеет значения);
  • появилась возможность задействовать субагентов, т.е. лиц, которым прямой агент перепоручил свои функции;
  • осуществлять удостоверение личности клиента, не прибегая к открытию счета в банке;
  • предоставление клиентам возможности осуществления перевода денежных средств путем безналичных расчетов.

Что такое платежное поручение и как его правильно оформить вы можете узнать в этом видео:

Обязательства, возложенные на банковского агента по платежам

От исполнения перечисленных ниже обязательств напрямую зависит безопасность платежей:

  • Подписание договора. Без него деятельность агента невозможна.
  • Оператор обязан состоять на учете в Федеральной службе по фин. мониторингу.
  • Открытие счета для сделок с теми или иными активами, при приеме платежей.
  • Банк не должен выступать в роли оператора или лицом, которому прямой агент перепоручил свои функции, т.е. субагентом.

Агентам данная рабочая деятельность приносит невысокий доход. С целью его увеличения посредники осуществляют регистрацию энного количества юр. лиц и с помощью них предоставляют в аренду терминалы.

Курьерские копании тоже не имеют никакого отношения к платежным агентам. Они производят доставку товара и прием денежных средств от заказчиков в счет оплаты. Идентично можно охарактеризовать и тур. фирмы.

Ранее Федеральная налоговая служба предъявляла им штрафы за несоблюдение закона о платежных агентах. Причина этому – перевод средств тур. агентами оператору, за оказанные услуги.


Банковский агент как участник платежной системы.

Последние, были вынуждены по средствам обращения в суд, оспаривать решение Федеральной налоговой службы, объясняя это следующими фактами:

  1. Тур. агентства осуществляют подпор и бронь оптимального клиенту тура. За что собственно и получают часть прибыли.
  2. Работа осуществляется, только при наличии подписанного с оператором договора. В данных документах нет реквизитов спец. счета, с помощью которого агентами проводятся необходимые операции.

Приведенные выше факты нарушают Федеральный Закон.

Возможные риски

Есть в данной сфере свои недостатки и риск. Например, деятельности имеющей отношение к переводам средств при помощи терминалов для оплаты, свойственны риски вовлечения организации по кредитованию в процесс отмывания прибыли, полученной незаконным путем.

Так же этим способом возможно оказание финансовой поддержки терроризма. Это главные отрицательные моменты, связанные с эксплуатацией платёжных терминалов.

Рассмотрим фактор, способствующий снижению данного риска. Речь идет о наложенном законодательством лимите на разовую операцию в рамках не более 15 000руб., без установления личности плательщика. Законно провести операцию с крупной денежной суммой при помощи платежного терминала довольно проблематично. Так как придётся вручную производить большое количество перечисление с вашего счета денежных средств.

Риски отмывания прибыли и финансовой поддержки терроризма терминалов, которые находятся в собственности и обслуживаются кредитной организацией оцениваются как допустимые.

На порядок существеннее риск агентских операций, где банк, выступающий инициатором заключения договора лишен возможности полного контроля терминальных аппаратов.

Следовательно, зачисление денежных средств мимо терминала из стороннего источника гораздо выше. Реализация данных рисков возможна двумя способами:

  • обналиченные денежные средства передаются третьему лицу, тем самым нарушая закон;
  • операции, которые производит агент совершаются без участия реального клиента-плательщика. Это умышленно фиктивные операции.

Концепция деятельности банковского платежного агента должна полностью соответствовать прописанным в законодательстве требованиям. Организациям, находящимся в сотрудничестве с посредниками необходимо иметь спец. счет, чтобы прием поступающих средств происходил исключительно через данный транзит.

Как осуществляется учет денежных средств у платежного агента вы можете посмотреть тут:

Но привлечение банковских платежных агентов, кроме явных преимуществ, имеет и свои проблемы, а именно: необходимость для кредитной организации осуществлять контроль за деятельностью агента. В статье рассматриваются некоторые из методов данного контроля, в частности контроль за идентификацией клиента, контроль за использованием специального банковского счета и контроль за использованием кассового чека.

Деятельность банковского платежного агента регулируется действующими федеральными законами и другими нормативно правовыми актами Российской Федерации. Основным федеральным законом, регулирующим правовые и организационные основы национальной платежной системы (частью которой являются банковские платежные агенты), порядок оказания платежных услуг (в т.ч. осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа, деятельности субъектов национальной платежной системы), а также определяющим требования к организации и функционированию платежных систем и порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе, является Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — Закон об НПС).

Согласно ст. 3 Закона об НПС банковский платежный агент — это юридическое лицо, за исключением банков, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются банком в целях осуществления деятельности, предусмотренной Законом об НПС.

Банковские платежные агенты участвуют в оказании услуг по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых соответственно с операторами по переводу денежных средств (ст. 4 Закона об НПС), субагенты участвуют на основании договора между банковским платежным агентом и субагентом.

Согласно ст. 14 Закона об НПС банковский платежный агент привлекается кредитной организацией на основании договора к следующей деятельности:
1) для принятия от физического лица наличных денежных средств и (или) выдачи физическому лицу наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов;
2) для предоставления клиентам электронных средств платежа и обеспечения возможности использования указанных электронных средств платежа в соответствии с условиями, установленными оператором по переводу денежных средств;
3) для проведения идентификации клиента — физического лица, его представителя и (или) выгодоприобретателя в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Банковский платежный агент привлекается кредитной организацией на основании договора при одновременном соблюдении следующих требований (согласно ст. 14 Закона об НПС):
1) осуществления банковским платежным агентом деятельности от имени кредитной организации;
2) проведения банковским платежным агентом в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма идентификации клиента — физического лица, его представителя и (или) выгодоприобретателя в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета;
3) использования банковским платежным агентом специального банковского счета (счетов) для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств;
4) подтверждения банковским платежным агентом принятия (выдачи) наличных денежных средств путем выдачи кассового чека;
5) предоставления банковским платежным агентом физическим лицам информации, предусмотренной Законом об НПС;
6) применения банковским платежным агентом платежных терминалов и банкоматов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

Деятельность банковского платежного агента контролируется кредитной организацией, а также налоговыми органами.

Деятельность банковского платежного агента, кроме Закона об НПС, регулируется иными федеральными законами и нормативно-правовыми актами, в том числе:
1) Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон о ПОД/ФТ);
2) Положением ЦБ РФ от 19.06.2012 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств»;
3) Указанием ЦБ РФ от 14.09.2011 № 2693-У «О порядке осуществления контроля операторами по переводу денежных средств, являющимися кредитными организациями, за деятельностью банковских платежных агентов».

Ответственность кредитной организации

Ответственность кредитной организации за несоблюдение банковским платежным агентом требований договора и законодательства установлена в Законе об НПС и в Законе о ПОД/ФТ.

Надзор за деятельностью кредитных организаций осуществляет Банк России. Согласно положениям главы 5 Закона об НПС Банк России располагает широким набором инструментов по организации контроля за деятельностью кредитной организации и привлечению ее к ответственности за допущенные нарушения, в том числе за несоблюдение банковскими платежными агентами установленных норм законодательства в части функционирования платежной системы.

При этом Банк России может привлекать кредитную организацию и ее должностных лиц к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч. 1 ст. 15.27 КоАП «Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в ред. Федерального закона от 08.11.2011 № 308-ФЗ), «неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей».

Согласно ст. 7 «Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» Закона о ПОД/ФТ кредитная организация несет ответственность за несоблюдение установленных требований по идентификации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Ответственность банковского платежного агента

Банковские платежные агенты несут ответственность за несоблюдение установленных требований по идентификации в соответствии с договором, заключенным с кредитной организацией.

Ответственность банковского платежного агента за несоблюдение требований законодательства, нормативно-правовых документов Банка России и условий договора с кредитной организацией установлена договором, заключаемым банковским платежным агентом с кредитной организацией. Указанный договор содержит необходимые требования законодательства в сфере действия Закона об НПС. Несоблюдение банковским платежным агентом условий договора с кредитной организацией и законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма может повлечь привлечение банковского платежного агента к ответственности, в том числе к уголовной.

Методы контроля за идентификацией клиента

Кредитная организация осуществляет контроль за деятельностью банковского платежного агента в части своевременности, полноты и правильности проведения идентификации клиентов (обратившихся лиц) в целях соблюдения требований законодательства в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, в том числе с точки зрения соблюдения соответствующих требований Закона об НПС и Закона о ПОД/ФТ.

Указанный контроль реализуется кредитной организацией на основании договора, заключенного между ней и банковским платежным агентом. Реализация кредитной организацией контроля за деятельностью банковского платежного агента осуществляется на разных стадиях, в том числе на стадии предварительного контроля, текущего контроля, последующего контроля.

В рамках формирования отчетности по форме 0409602 «Информация о лицах, которым поручено проведение идентификации» кредитная организация вносит в указанную отчетность информацию и сведения о банковском платежном агенте.

При наличии у банковского платежного агента нескольких действующих договоров в отчетность вносятся данные обо всех таких договорах.

Если договор между кредитной организацией и банковским платежным агентом уже заключен, но банковский платежный агент не приступил к обслуживанию клиентов, информация о договоре с банковским платежным агентом вносится в отчетность (форма 0409602).

Если договор между кредитной организацией и банковским платежным агентом заключен (не расторгнут), но банковский платежный агент не осуществляет обслуживания клиентов и не имеет возможности обслуживания клиентов, в том числе у него нет технической возможности получения доступа к информационной системе кредитной организации (доступ не будет восстановлен), информация о таком договоре с банковским платежным агентом не вносится в отчетность (форма 0409602). Аналогично кредитная организация не включает в отчетность (форма 0409602) информацию о банковских платежных агентах, договоры с которыми были ею расторгнуты.

Кредитная организация использует контрольную процедуру в виде формирования отчетности «Информация о лицах, которым поручено проведение идентификации» (форма 0409602) для отправки в Банк России в качестве реализации предварительного контроля за деятельностью банковского платежного агента, в том числе на стадии контроля за проведением банковским платежным агентом идентификации клиентов.

С помощью электронных каналов связи банковский платежный агент передает кредитной организации сведения и информацию, полученную при проведении идентификации клиентов, их представителей и (или) их выгодоприобретателей. Информационная система кредитной организации позволяет осуществлять передачу информации по защищенным каналам связи и применяется для взаимодействия с банковским платежным агентом в целях осуществления банковским платежным агентом операций.

Кредитная организация осуществляет контроль проведения банковским платежным агентом идентификации, в том числе своевременности, полноты, правильности занесения сведений клиента, в режиме реального времени (онлайн).

При формировании и направлении банковским платежным агентом запроса в информационную систему кредитной организации последняя, применяя интегрированные в информационную систему механизмы программного контроля, непосредственно контролирует правильность, полноту и своевременность занесения банковским платежным агентом информации и сведений о клиенте в рамках идентификации.

Кредитная организация на регулярной основе проводит проверки своевременности, полноты и правильности осуществления банковским платежным агентом идентификации клиентов путем непосредственной проверки в точках обслуживания торговой сети банковского платежного агента. Данные проверки проводятся кредитной организацией в том числе с привлечением третьих лиц, а также с применением методик типа «Тайный покупатель».

В ходе контроля соблюдения банковским платежным агентом требований законодательства и условий заключенного с кредитной организацией договора при помощи метода «Тайный покупатель» в первую очередь оценивается соблюдение установленных стандартов в точках обслуживания торговой сети банковского платежного агента, в которых проходят проверки.

Контроль с помощью методики «Тайный покупатель» можно осуществлять самостоятельно или отдавать на аутсорсинг, то есть привлекать к работе профессиональную организацию-провайдера. В этом случае бюджет и объем работы будут зависеть от заранее определенных параметров.

В ходе проверки может совершаться контрольная закупка. Рекомендуется использовать диктофонную запись общения тайного покупателя с проверяемым сотрудником: это позволит контролировать работу самих тайных покупателей. Кроме того, проверяемый сотрудник может быть ознакомлен с этими записями, что позволяет сделать данный инструмент оценки прозрачным и эффективным.

На основании актов проведенных проверок кредитная организация вправе требовать от банковского платежного агента устранения выявленных замечаний и принятия мер по недопущению повторных замечаний, а также устанавливать сроки, необходимые для выполнения этих требований.

Кредитная организация осуществляет контроль проведения банковским платежным агентом идентификации клиентов путем запрашивания при необходимости у банковского платежного агента информации и документов в целях подтверждения исполнения банковским платежным агентом обязанностей в части обязательного проведения идентификации клиентов.

Информация и документы при их запросе используются кредитной организацией для реализации последующего контроля проведения банковским платежным агентом идентификации клиентов (обратившихся лиц).

Если в результате проведения акции «Тайный покупатель» будут выявлены факты допущенных банковским платежным агентом нарушений, кредитной организацией может быть принято решение о расторжении договора с банковским платежным агентом в одностороннем внесудебном порядке.

Банковский платежный агент обязан в обозначенный кредитной организацией срок принять меры с целью устранения выявленных замечаний, нарушений, а также недопущения повторных нарушений.

Контроль за использованием специального банковского счета

Деятельность банковского платежного агента в части использования специального банковского счета регулируется Законом об НПС. Согласно ч. 5 ст. 14 Закона об НПС по специальному банковскому счету банковского платежного агента (субагента) могут осуществляться следующие операции:
1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;
2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета банковского платежного агента (субагента);
3) списание денежных средств на банковские счета.

Осуществление иных операций, помимо предусмотренных ч. 5 ст. 14 Закона об НПС, по специальному банковскому счету не допускается.

При этом согласно ст. 38 Закона об НПС деятельность банковских платежных агентов без использования специального банковского счета (счетов) для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств не допускается.

Ведение специального банковского счета непосредственно в кредитной организации регулируется Положением ЦБ РФ от 26.03.2007 № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского уета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» и другими нормативно-правовыми документами Банка России, в том числе обзорными и рекомендательными письмами.

Согласно п. 4.13 Инструкции ЦБ РФ от 14.09.2006 № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» для открытия банковским платежным агентом специального банковского счета в банк представляются те же документы, что и для открытия расчетного счета, корреспондентского счета или текущего счета, с учетом требований законодательства Российской Федерации. При открытии специального банковского счета банковскому платежному агенту, банковскому платежному субагенту, платежному агенту, поставщику банк должен располагать сведениями соответственно о договоре о привлечении банковского платежного агента (банковского платежного субагента) и договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Порядок фиксирования указанных сведений определяется банком самостоятельно в банковских правилах.

Наличие у банковского платежного агента специального банковского счета является обязательным предварительным условием для осуществления банковским платежным агентом своих операций и заключения договора с кредитной организацией согласно ст. 14 Закона об НПС.

Банковскому платежному агенту и привлекающей его кредитной организации не предоставляется право выбора, от чьего имени будет действовать банковский платежный агент при совершении операций. С момента вступления в силу Закона об НПС банковский платежный агент иначе как от имени кредитной организации действовать не может.

Согласно разъяснениям представителей Банка России (п. 1 Информации ЦБ РФ «Ответы на вопросы, связанные с применением отдельных норм Федерального закона № 161-ФЗ “О национальной платежной системе” и Федерального закона № 103-ФЗ “О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами”») режим специального банковского счета, определенный ч. 5 ст. 14 Закона об НПС, ч. 16 и 19 ст. 4 Закона № 103-ФЗ, не допускает списания с него денежных средств на внутренние счета кредитной организации, в частности на счета учета доходов кредитной организации.

Согласно ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943‑1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговым органам предоставляется право «осуществлять контроль за соблюдением платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ “О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами”, банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом “О национальной платежной системе”, обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), использованию платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления расчетов, а также налагать штрафы на организации и индивидуальных предпринимателей за нарушение указанных требований».

Аналогичная норма права приведена в ст. 14 Закона об НПС, а именно: контроль за соблюдением банковскими платежными агентами обязанностей по сдаче оператору по переводу денежных средств полученных от физических лиц наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию банковскими платежными агентами специальных банковских счетов для осуществления расчетов осуществляют налоговые органы Российской Федерации.

При этом кредитная организация обязана выдавать налоговым органам справки о наличии у нее специальных банковских счетов и (или) об остатках денежных средств на специальных банковских счетах, выписки по операциям на специальных банковских счетах организаций (индивидуальных предпринимателей), являющихся банковскими платежными агентами (субагентами), в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. Указанные справки могут запрашиваться налоговыми органами в целях и (или) в связи с осуществлением контроля, проверок деятельности банковских платежных агентов.

Однако, несмотря на данные нормы федеральных законов, кредитная организация обязана самостоятельно осуществлять контроль наличия и использования банковским платежным агентом специального банковского счета (счетов). Данное утверждение следует из требований ст. 14 Закона об НПС.

Организация контроля кредитной организации за деятельностью банковского платежного агента в части наличия и использования специального банковского счета реализуется на нескольких уровнях контроля — предварительном и последующем. Для реализации контроля кредитная организация может использовать широкий набор инструментов.

Банковский платежный агент обязан на регулярной основе (ежемесячно) предоставлять специальную отчетность об операциях по специальному банковскому счету в кредитной организации. Данная отчетность позволяет кредитной организации выстраивать системный и последовательный подход к организации контроля за использованием банковскими платежными агентами специальных банковских счетов.

Банковский платежный агент на регулярной основе (ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным) предоставляет в кредитную организацию сведения об оборотах денежных средств, принятых от клиентов в качестве предоплаты в соответствии с договором между кредитной организацией и банковским платежным агентом, по всем счетам банковского платежного агента, открытым на балансовом счете 40821 «Платежный агент, банковский платежный агент» и используемым для сдачи наличных денежных средств, принятых от клиентов в рамках заключенного с кредитной организацией договора.

Кредитная организация производит сверку оборотов по специальному банковскому счету банковского платежного агента с данными своей информационной системы (операций, проводимых в рамках заключенного договора между кредитной организацией и банковским платежным агентом). По выявленным фактам расхождений кредитная организация выясняет причины непосредственно у банковского платежного агента. За допущенные банковским платежным агентом нарушения требований законодательства и заключенного с ней договора кредитная организация накладывает на банковского платежного агента санкции, в том числе расторгает с ним договор.

Кроме этого, специальная отчетность банковских платежных агентов позволяет кредитной организации осуществлять анализ и оценку деятельности банковских платежных агентов, в том числе при помощи метода сравнения, оценки динамики, направленности трендов в операциях, определения сходных признаков и различий между отдельными банковскими платежными агентами и совокупностями банковских платежных агентов, сгруппированных по разным признакам (например, по отраслевой принадлежности). Анализ и оценка специальной отчетности банковских платежных агентов используются кредитной организацией в качестве контрольной процедуры на стадии последующего контроля за деятельностью банковских платежных агентов, в том числе использованием ими специального банковского счета, а также в целях реализации системного подхода к контролю за деятельностью банковских платежных агентов на регулярной основе.

Контроль за использованием кассового чека

Деятельность банковского платежного агента в части обязательного применения контрольно-кассовой техники регулируется действующим законодательством, в том числе Законом об НПС, а также нормативно-правовыми документами Банка России.

Согласно ст. 14 Закона об НПС контрольно-кассовая техника банковского платежного агента должна обеспечивать выдачу клиенту кассового чека, содержащего следующие обязательные реквизиты:
1) наименование документа — кассовый чек;
2) общую сумму принятых (выданных) денежных средств;
3) наименование операции банковского платежного агента;
4) размер вознаграждения, уплачиваемого клиентом в виде общей суммы, включающей в том числе вознаграждение банковского платежного агента в случае его взимания;
5) дату, время приема (выдачи) денежных средств;
6) номер кассового чека и контрольно-кассовой техники;
7) адрес места приема (выдачи) денежных средств;
8) наименование и место нахождения кредитной организации и банковского платежного агента, а также их ИНН;
9) номера телефонов кредитной организации, банковского платежного агента.

Все реквизиты, напечатанные банковским платежным агентом на кассовом чеке, должны быть четкими и легкочитаемыми в течение не менее шести месяцев после распечатки кассового чека. Кассовый чек, распечатываемый для клиента банковским платежным агентом, может содержать также иные реквизиты в случаях, если это предусмотрено договором между кредитной организацией и банковским платежным агентом.

С целью защиты интересов клиентов и выполнения требований законодательства кредитная организация ведет перечень (реестр) привлеченных банковских платежных агентов. Данная мера позволяет клиенту однозначно определить правомочность деятельности точки обслуживания торговой сети банковского платежного агента по получению от клиентов наличных денежных средств для перевода получателям.

Перечень ведется с учетом требований о его актуальности в любой момент времени. В перечне должны быть перечислены адреса всех мест, в которых банковские платежные агенты осуществляют свою деятельность. В случае расторжения кредитной организацией договора с банковским платежным агентом из перечня исключаются также все адреса точек обслуживания торговой сети исключенного банковского платежного агента.

Данная процедура позволяет кредитной организации контролировать адреса проведения банковским платежным агентом операций для клиентов, а также является элементом предварительного контроля, так как позволяет кредитной организации формировать актуальный закрытый перечень таких адресов, в том числе в целях информирования клиентов и проведения регулярных проверок. Кредитная организация устанавливает банковскому платежному агенту лимит авторизации в зависимости от суммы, находящейся на банковском счете банковского платежного агента в момент проведения авторизации каждой операции с клиентом.

При этом кредитная организация осуществляет авторизацию в случае достаточности лимита авторизации на банковском счете в течение всего рабочего дня точек обслуживания торговой сети банковского платежного агента (за исключением перерывов для проведения регламентных или технических работ). В течение не более 10 минут с момента получения в полном объеме от уполномоченного сотрудника банковского платежного агента данных о физическом лице, предусмотренных договором, кредитная организация направляет в адрес банковского платежного агента ответ о возможности заключения договора о комплексном обслуживании клиента с таким физическим лицом и обслуживании физического лица (клиента) либо об отказе в обслуживании. Кредитная организация вправе не сообщать банковскому платежному агенту причину отказа. Физическому лицу причину отказа кредитная организация сообщает на основании письменного запроса, направленного данным физическим лицом заказным письмом с приложением копий документов и сведений, установленных договором о комплексном обслуживании клиента. Кредитная организация уведомляет банковского платежного агента о невозможности осуществления перевода по причине недостаточной суммы лимита авторизации на банковском счете в каждый момент времени осуществления конкретного перевода.

Установление кредитной организацией лимита авторизации банковскому платежному агенту является контрольной процедурой, направленной на выполнение требований законодательства в части ограничения сумм проведения операций с клиентами через банковских платежных агентов, а также позволяет кредитной организации реализовать текущий контроль деятельности банковского платежного агента в части принятия наличных денежных средств от клиентов. Несмотря на то что банковский платежный агент на основании договора с кредитной организацией несет перед ней ответственность в полном объеме за допущенные ошибки и возмещает в полном объеме убытки, возникшие у нее в связи с предъявлением клиентами претензий и требований, связанных с отменой операции, указанная контрольная процедура (лимит авторизации) позволяет кредитной организации ограничивать и контролировать риск причинения банковским платежным агентом экономического ущерба клиентам и (или) кредитной организации как за период времени, так и при проведении единичной операции.

Банковский платежный агент, согласно заключенному с кредитной организацией договору, обязан в установленные сроки устранять выявленные замечания и направлять в кредитную организацию сообщения, информацию, документы, подтверждающие устранение замечаний. В случае если для устранения выявленных в деятельности банковского платежного агента замечаний требуется техническая доработка процесса и (или) операции, срок устранения дополнительно согласовывается с кредитной организацией, при этом он не может превышать семи дней с даты получения банковским платежным агентом информации о выявленных нарушениях.

В рамках данных проверок кредитной организацией реализуется как текущий контроль за деятельностью банковского платежного агента в части соблюдения требований при приеме наличных денежных средств от клиентов, так и последующий контроль (контроль ранее проведенных банковским платежным агентом операций с клиентами на основании документов и сведений, имеющихся в распоряжении банковского платежного агента).

Кредитная организация осуществляет регулярные проверки точек обслуживания торговой сети банковского платежного агента путем проведения контрольных закупок.

Контрольная закупка проводится кредитной организацией с целью проведения проверки правильности и полноты соблюдения сотрудниками банковского платежного агента требований законодательства и договора, заключенного с кредитной организацией. При проведении контрольной закупки проверяется в том числе полнота заполнения чека, правильность заполнения данных о клиенте и об операции.

Выводы

В настоящей статье приведены далеко не все методы контроля за деятельностью банковского платежного агента, но задан определенный тренд в методологии этой деятельности. Очень важно создать систему контроля в кредитной организации, позволяющую полностью контролировать деятельность банковского платежного агента, понимая всю «кухню» обслуживания клиента. Это является очень важным параметром, особенно с учетом того, что менталитет небанковских организаций существенно отличается от менталитета банков, особенно с точки зрения четкого выполнения нормативных актов Банка России и прозрачности деятельности. При этом со временем понимание необходимости соблюдения требований законодательства все равно приходит, и банковские платежные агенты становятся действительно «удаленными руками» кредитной организации, позволяющими ей дотянуться до тех регионов, где никогда не будет открыто отделение банка. И это, безусловно, повышает уровень доступности финансовых услуг для населения России.

Мартынюк Н.А.

Для чего понадобился закон о деятельности платежных агентов, всем понятно - чтобы упорядочить прием от населения платежей за сотовую связь, Интернет, коммуналку и т.д. Собранные деньги каждый платежный агент обязан в тот же день зачислять на свой специальный банковский счет, откуда они и уходят тем, для кого предназначены, то есть поставщикам <1>.

Некоторые из посредников, работающие с населением в рамках договоров агентирования, комиссии либо поручения, обнаруживают у себя признаки платежных агентов. Наличные от физлиц за товары, работы, услуги принимают? Да. Принципалу, комиссионеру или доверителю их перечисляют? Да. Не пора ли вставать на учет в Росфинмониторинге, разрабатывать правила внутреннего контроля в рамках "антиотмывочного" Закона <2>, открывать спецсчет для зачисления на него полученных от населения денег <3>, заводить вторую кассовую книгу <4>, применять ККТ даже при вмененке <5> и выполнять прочие обязанности платежных агентов?

Для целей Закона N 103-ФЗ поставщик - это тот, кто получает через платежных агентов деньги от физлиц за реализуемые им товары, работы, услуги <6>.

Сомнения возникают и у принципалов (доверителей, комитентов): а не являются ли они поставщиками населения, привлекающими платежных агентов <6>? Может быть, и им давно пора использовать спецсчет - для получения выручки от посредника <7>? Спешим вас успокоить: в большинстве случаев посредники - не платежные агенты.

Проверяем, являетесь ли вы платежным агентом

Платежный агент - это тот, кто только принимает платеж физлица в пользу поставщика за реализуемые ему этим поставщиком товары (работы, услуги) <8> и больше ничего не делает для того, чтобы:

<или> физлицо эти товары (работы, услуги) получило;

<или> у физлица возникло право получить их от поставщика.

Дело в том, что под действие Закона о платежных агентах не подпадает прием платежей в рамках расчетов, которые возникают при реализации товаров (работ, услуг) <9>. То есть платежный агент не может быть стороной сделки по реализации.

И когда прием платежей всего лишь обеспечивает основную деятельность посредника, прописанную в договоре с принципалом, комитентом либо поверенным (поиск покупателей, прием заказов и договоров, доставку товаров и т.п.), посредник не является платежным агентом. Ведь здесь он принимает платеж с целью реализации товаров (работ, услуг) поставщика.

Назовем некоторые категории посредников, у которых нет оснований причислять себя к платежным агентам.

1. Комиссионеры и агенты, действующие от своего имени. Кроме приема платежей, они сами заключают с покупателями договор, сами передают им товары, документы и т.д.

Кстати, у таких посредников есть и еще один железный аргумент в пользу того, что они не являются платежными агентами: принимаемые ими платежи погашают обязательство покупателей перед ними самими <10>. А платежный агент принимает платежи, которые погашают обязательства физлица перед поставщиком <11>.

2. Агенты, действующие от имени принципала, и поверенные, которые:

<или> принимают от физлица деньги, передавая ему товары либо результат работ. К примеру, не являются платежными агентами курьерские службы и транспортные компании, поскольку они принимают деньги за доставленные товары при их передаче покупателю. Основная их задача по договору с магазином - доставка товаров, а получение денег - неразрывно связанная с нею услуга;

<или> заключают с физлицом ту сделку, в рамках которой принимают от него платеж, даже если товары (работы, услуги) он получит позже и не от посредника, а напрямую от поставщика. Например:

Ведут торговлю по образцам или каталогам, то есть принимают заказы и предоплату за них, а товары покупатель потом получает от самого поставщика;

Продают всевозможные карты оплаты (связи, Интернета и т.п.). Здесь посредник передает покупателю карту как подтверждение его права на получение услуг от принципала (доверителя). И это, в отличие от деятельности платежных агентов, не прием платы по уже заключенному физлицом с поставщиком конкретному договору (когда деньги зачисляются, например, на определенный номер заведенного у поставщика лицевого счета). Это заключение нового договора с покупателем карты. И заключает его посредник, а значит, он не является платежным агентом.

Как видим, доказать, что обычные посредники - не платежные агенты, не так уж сложно. Но имейте в виду, что убеждать в этом иногда приходится не только налоговиков (которые следят за использованием спецсчетов <12>), но и контрагентов. Бывает, что принципалы (комитенты, доверители) ошибочно считают привлекаемых посредников своими платежными агентами и требуют от них открытия спецсчета для проведения платежей. Или, наоборот, посредник неверно расценивает свою работу как деятельность платежного агента и зачисляет свою выручку на спецсчет, требуя открытия спецсчета от своего принципала (доверителя, комитента).

<1> ч. 14, 15, 18 ст. 4 Закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ (далее - Закон N 103-ФЗ); п. 1.3 Положения от 12.10.2011 N 373-П

<2> ч. 5 ст. 4 Закона N 103-ФЗ

<3> ч. 14 ст. 4 Закона N 103-ФЗ

<4> п. 5.1 Положения от 12.10.2011 N 373-П

<5> ч. 12 ст. 4 Закона N 103-ФЗ

<6> ч. 1 ст. 2 Закона N 103-ФЗ

<7> ч. 18 ст. 4 Закона N 103-ФЗ

<8> ч. 1 ст. 4 Закона N 103-ФЗ

<9> п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 103-ФЗ

<10> ч. 1 ст. 1005, ч. 1 ст. 990 ГК РФ

<11> ч. 1 ст. 3 Закона N 103-ФЗ

<12> ч. 4 ст. 7 Закона N 103-ФЗ

Похожие публикации